АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Концепция Маргарет Малер

Читайте также:
  1. I Я-КОНЦЕПЦИЯ
  2. Военная доктрина РФ и концепция Национальной безопасности.
  3. Вопрос 15. Концепция Бубера о природе человека
  4. Вопрос №15: «Я – концепция» как социально-психологический феномен».
  5. Категория залога. Разные трактовки категории залога (Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов; современная концепция). Отношение категории залога к формообразованию и словообразованию.
  6. КЕЙС №2. Концепция бизнеса
  7. Коммуникативная концепция рекламного образа
  8. Концепция антропогенного воздействия как мощного геологического и геохимического фактора. Место человека в экологической системе.
  9. КОНЦЕПЦИЯ БИОТИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА УСТОЙЧИВОСТИ
  10. Концепция бытия в древнегреческой натурфилософии (милетская школа и античный атомизм).
  11. КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  12. Концепция временной ценности денежных ресурсов

Тема 3. Концепции объектных отношений эмпирических исследователей раннего детского возраста.

Концепция Маргарет Малер.

Маргарет Малер – автор целостной концепции доэдиповых объектных отношений, ставшей фундаментом современного психоаналитического знания о детском развитии. Вместе с коллегами она изучала детей до трехлетнего возраста, наблюдая за эволюцией их взаимодействий с объектами в игровой обстановке. Главным предметом научного интереса Малер было раннее формирование внутрипсихических структур ребенка в контексте диадной интерсубъективности. Особое внимание уделялось факторам, способствующим возникновению патологий этих структур. Свои наблюдения и выводы Малер описала в ряде статей – в частности, «Изучение процесса сепарации-индивидуации…» (1971) (Mahler, 1971), «О первых трех подфазах процесса сепарации-индивидуации» (1972), «Подфаза рапрошман процесса сепарации-индивидуации» (1972) и др. В 1975 году был опубликован один из основных ее трудов, подготовленный в соавторстве с Фредом Пайн и Анни Бергманн – «Психологическое рождение ребенка» (Mahler, 1975).

Взгляды Малер на процесс развития основывались на представлении, согласно которому ребенок во взаимодействии с матерью постепенно формирует ее целостную психическую репрезентацию и – в связи с этим – стабильный образ себя. Эволюционирующие репрезентации самости и объекта играют ведущую роль в структурировании и функционировании Эго и Суперэго. Этот процесс получил у Малер название «сепарации-индивидуации». Под сепарацией здесь понимается поэтапное создание репрезентации самости, отделенной от репрезентации объекта; под индивидуацией – построение собственной уникальной идентичности, сопровождаемое восприятием своих индивидуальных характеристик. Таким образом, в отличие от А. Фрейд, Д. Винникотта и других, Малер сосредоточила внимание на функционировании не столько реальной матери, сколько ее интрапсихической представленности в ребенке.

Эволюция психических структур тесно связана с прогрессом объектных и межличностных отношений. В этом процессе Малер особо подчеркивала роль конфликта, которому предстоит пройти интернализацию, то есть из межличностного стать внутренним. В детском развитии до трехлетнего возраста она выделила три основные фазы: аутистическую, симбиотическую и фазу сепарации-индивидуации (Mahler, 1975). Последняя включает эволюцию переживания всемогущества, закладывающую основы будущей нормальной или патологической самооценки. Конечной целью этого этапа является установление целостного и постоянного либидинозного объекта, обеспечивающее возможность перехода к триадным отношениям.

Аутистическая фаза (фаза нормального аутизма) длится первый месяц жизни ребенка. Понятие «аутистическая» подразумевает, что младенец в это время минимально вовлечен во внешние стимулы. Данная стадия является стадией недифференцированности (Х. Гартманн), или недифференциации (Р. Шпиц): на ней детское Эго еще не сепарировано от Ид, то есть нет по отдельности инстинктных и объектных потребностей. Психологических объектов для младенца не существует. Состояние его всецело определяется эндогенными регуляторными процессами, поддерживающими психосоматический баланс.

Роль матери на данной стадии заключается прежде всего в физиологическом уходе за ребенком и в адаптации к его естественным ритмам. Очень важна в этот период регуляция и стабилизация циклов сна-бодрствования и голода-насыщения. Если циклы стабилизировались, сосательные ритмы младенца начинают взаимодействовать с психофизиологией рефлекса выделения у матери, кормящей грудью. В этом процессе зарождается связь инстинктов с объектными отношениями: само появление потребности будет вызывать у младенца предвкушение удовлетворения, то есть ожидание матери. Аутистическую фазу Малер описывает как первую ступень в развитии Эго, еще не отделенного от объекта.

Симбиотическая фаза занимает период от 1 до 4-5 месяцев. В это время в поведении ребенка возникает заметный сдвиг: он активно ищет взаимодействия, демонстрирует предвкушение коммуникаций. С точки зрения Малер, важным психологическим достижением данного этапа является установление матери в качестве главного объекта любви и формирование твердой привязанности к ней. С 2-3-месячного возраста улыбка ребенка делается специфическим откликом на лицо матери, которое он видит чаще других (Рене Шпиц, однако, замечал, что в этот период ребенок откликается улыбкой на любой обращенный взгляд, и выделение и узнавание одного лица из многих требует дальнейшего развития. Мать представлена для ребенка совокупностью частичных объектов: он идентифицирует ее по глазам, прикосновениям, запаху и другим признакам по отдельности. С развитием интегративной функции Эго эти ранние идентификации становятся основой для структурирования ребенком своего телесного Я в сопоставлении с материнским телом. Таким образом, на этой стадии начинается формирование репрезентаций самости и объекта.

Фаза сепарации-индивидуации начинается в возрасте около 4-5 месяцев и завершается при нормальном развитии приблизительно к трем годам. Ее главная психологическая цель – обретение матери в качестве постоянного и целостного либидиозного объекта и формирование целостных репрезентаций объекта и самости. Малер выделяет в этом периоде четыре подфазы: дифференциации, практики, воссоединения (рапрошман) и постоянства объекта («на пути к постоянству либидинозного объекта») (Mahler, 1971).

Подфаза дифференциации (от 4-5 до 9-12 месяцев) описывается Малер как подфаза «прорыва симбиотической скорлупы». Подразумевается, что в это время ребенок начинает проявлять интерес к миру объектов, лежащему за рамками отношений с матерью. Это событие совпадает с усилением моторной активности и способствует прогрессу сенсомоторного интеллекта. Удовольствие и чувство безопасности ребенка в данном процессе зависит от его способности вызывать у матери адекватный отклик. Мать является для него своего рода эмоциональной базой, на которую он, исследую мир, должен периодически возвращаться для позитивной «подпитки». Она существует пока в двух образах – «хорошая» и «плохая», однако в норме у ребенка доминирует чувство доверия к ней. Мать используется ребенком также в качестве активатора развития сигнальных функций Эго и защит – избегания, отрицания и т.д. Как отмечала Анна Фрейд, именно в этот период в детском развитии достигается ступень «постоянства объекта».

Подфаза практики (от 9-12 до 16-18 месяцев) характеризуется новым всплеском активности ребенка в связи с началом прямохождения. Она отмечена разнообразием чувств и значительным расширением эмоционального взаимообмена в отношениях с матерью. Ребенок проявляет, кроме того, новый интерес к людям помимо матери, открывает их для себя и интроецирует качества окружающих, не встречающие материнского неодобрения (Рене Шпиц описывал этот процесс как «вторичную идентификацию»). Накапливается опыт узнавания и различения людей, что свидетельствует о возникновении консолидированных репрезентаций Себя и Другого.

Одновременно отмечается значительное снижение способности ребенка оставаться в одиночестве: ее ограничивает возможность удерживать в восприятии образ матери как реально существующего объекта. Ощущение одиночества – признак сформированности представления о себе, отличном от другого человека и отдельном от него. В то же время чувство собственной отдельности способствует переживанию слабости и утраты всемогущества. В этом процессе ребенок начинает все лучше различать реальность и мир своих магических фантазий. Малер с соавторами описывает ускоренную индивидуацию второго года жизни как «психологическое рождение» (Mahler, 1975).

Подфаза воссоединения, или рапрошман (от 16-18 месяцев до 2 лет) – этап, на котором закрепляются результаты подфазы практики. Ребенок окончательно осознает границы своих возможностей, а также то, что мать существует отдельно от него и не только для него. Его амбивалентность в отношении к ней и к себе усугубляется расхождением между реальным и желаемым. Это время активизации первого конфликта амбивалентности (рапрошман) – конфликта тенденций сближения с матерью «хорошей», обеспечивающей безопасность и удовольствие, и отстранения от «плохой», ограничивающей свободу желаний. Данный конфликт в случае не-интернализации остается актуальным (внешним), например, в отношениях, выстраиваемых пограничной личностью (Mahler, 1971).

При адекватном материнском восприятии внешних проявлений конфликта ребенок убеждается, что его фантазии о «плохой маме» и «плохом себе» не совпадают с реальностью. «Плохая» и «хорошая» репрезентации самости и объекта начинают соединяться; в данном процессе формируется представление о «достаточно хорошей» матери, ради отношений с которой стоит лимитировать инстинктные удовлетворения. Тогда ребенок интроецирует материнские нормативы и стандарты, помещая их в структуру Суперэго. Конфликт интернализуется, становясь внутренним конфликтом психических инстанций. Этому способствует развитие таких новых защит, как формирование реакции и обращение агрессии против себя. Одновременно Эго повышает автономию за счет идентификаций с организующими и регулирующими функциями матери. Показатель успешности этих процессов – появление у ребенка способности переживать и аффективно выражать чувство стыда.

Подфаза «на пути к постоянству либидинозного объекта» (от 2 до 3 лет) – этап, в течение которого ребенок окончательно интернализует образ «достаточно хорошей матери» и справляется с амбивалентностью. Чувства любви и ненависти к ней попадают под контроль Суперэго. Любое негативное переживание, связанное с материнскими ограничениями и запретами, частично нейтрализуется воспоминаниями о ее заботе и поддержке. Отношения с объектом из Ид-координируемых превращаются в Эго-координируемые. Эго обретает функцию контроля и сигнальную функцию аффекта, что способствует константности его функционирования. На этой стадии возникает также способность Эго к поиску и нахождению компромиссов между взаимно непримиримыми тенденциями, которая окончательно установится в эдиповой фазе. В итоге ребенок делается психологически менее зависим от реального материнского присутствия и в стрессовые моменты может сам себя ограничить, успокоить или поддержать. Малер подчеркивает, что постоянство либидинозного объекта никогда не устанавливается до конца: это процесс, открытый в будущее.

Таким образом, эволюция межличностных и объектных отношений способствует прогрессу психических структур. Параллельно на протяжении всего этого периода видоизменяется переживание ребенком всемогущества: успех данного процесса определит характер будущей самооценки индивида и его коммуникаций с реальностью. Завершение доэдипального развития, по Малер, подразумевает установление репрезентации целостного и постоянного объекта, соединяющего в себе «хорошие» и «плохие» качества. Аналогичный процесс происходит с репрезентацией самости. Окончательная интернализация «достаточно хорошего» объекта способствует автономии Эго и открывает возможность для перехода к триадным (эдиповым) отношениям (Mahler, 1975).

Концепция Маргарет Малер критиковалась некоторыми исследователями раннего детского возраста в связи с представлением о первичном аутизме младенца, а также об изначальной недифференцированности Эго и объекта. Однако последний пункт критики, по-видимому, основан на неполном понимании того, что Малер вела речь о внутрипсихической представленности объектов. Нет никаких доказательств, что уже с момента рождения ребенок способен сохранять репрезентации себя и других (Тайсон, Тайсон, 1998, с. 118).

 


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)