АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СЕЙМИНСКО-ТУРБИНСКИЙ ТРАНСКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Читайте также:
  1. Від феноменології до екзистенціалізму та герменевтики
  2. Вопрос №15: «Я – концепция» как социально-психологический феномен».
  3. Идея феноменологии: пять лекций
  4. Интерпретативные парадигмы в социологии (феноменология, символический интеракционизм, этнометодология)
  5. Інституціалізація як соціальний феномен
  6. Козацтво як феномен української культури. Культура Запорізької Січі.
  7. Лекція 1. Феномен волонтерства
  8. Міфологія і вірування як феномен слов’янської культури
  9. Несвідомі феномени у психіці людини. Неусвідомлювані потяги за З. Фройдом.
  10. Подходы понимания сущности религиозного феномена
  11. Поняття людини як біосоціальної істоти. Індивідуальність як феномен людини. Особа. Особистість. Персона. Громадянин.
  12. Психологических феноменов

феномен распространения археол. пам. со схожими металлическими вещами на шир. тер., начиная с XVI в. до н.э. в лесной и лесостепной зонах Евразии - от Саяно-Алтая до сев. пол. Европы. В совокупность этих пам. вкл. пять крупных могильников: Решное, Сейма и Турбино к З. от У., Ростовка и Сатыга XVI к В., а также предполагаемое святилище в Канинской пещере; малые и условные могильники (Соколовка, Мурзиха, Бор-Ленва, Заосиново, Березовка-Омары и др.) и одиночные погребения на пл. чужеродных некрополей (Сопка II); единичные случайные находки металлических предметов сейминско-турбинских форм и их литейные формы.Инвентарь большинства могил носит выраженный воинский характер. Сами формы оружия и орудий, костяные пластинчатые доспехи, нефритовые украшения ранее вообще были неизв. в большинстве культур Сев. Евразии. Фактически все осн. сейминско-турбинские некрополи приурочены к крупным водным магистралям и часто к устьям больших р., однако до сих пор неизв. пос., к-рые были бы связаны с этими могильниками. Характер данных пам. не позволяет прилагать к ним обычный термин "археол. культура". Это своеобразный транскульт. феномен: пам. распространены на огромных пространствах в окружении множества культур, контакты с к-рыми были явными, однако исключительно "своей", строго очерченной тер. они не имеют. Подвижность и динамичность носителей С.Т.Т.Ф. очевидна. Поэтому модель данного явления следует рассматривать в развитии: от неожиданного синтеза исходной культуры и стремительного продвижения на З. и С.-З. вплоть до исчезновения.Сами сейминско-турбинские группы вряд ли были многочисл.: всего немногим более 450 металлических находок и менее 30 литейных форм разбросаны на пл. ок. 3 млн кв. км. Сложение С.Т.Т.Ф. происходило, по всей вероятности, в течение XVII в. до н.э. и обязано в осн. двум компонентам. Первый локализовался, видимо, в степях, лесостепях и предгорьях Алтая и был связан с племенами металлургов и коневодов. Второй восходит к подвижным таежным охотникам и рыболовам, населявшим пространство от Енисея до Байкала. С ними связан богатый каменный и костяной инвентарь, а также украшения из нефрита. Синтез этих компонентов привел к сложению и формированию новых консолидированных этнических групп - самого С.Т.Т.Ф. - и быстрому переходу их к фазе передвижений. Скорее всего, эти передвижения совершались не одной, а параллельно и единовременно неск. группами.Этапы стремительных переходов-миграций кратковременны. Первый из них - западносибирский. По достижении У. ярко проявляется второй этап. С этого времени в состав сейминско-турбинских популяций включается абашевский компонент (абашевская культура), охватывающий от 1/5 до 1/4 числ. самих групп. Очень заметен и металл ур. абашевских ц., восполнявших нехватку оловянных бронз, принесенных с Алтая. По всей вероятности, в данных популяциях наблюдается этногрупповая иерархия, особенно заметная по погребальному ритуалу в Турбино. Восточноевроп. этап характеризовался разл. направлениями передвижений: по Каме вверх и вниз вплоть до Волги и низовьев Оки, на С. - вплоть до Печоры (Канинская пещера), на З. по волжскому пути - вплоть до Белого оз. и Финляндии. Датировка сейминско-турбинских пам. позднее XV в. до н.э. практически исключается.Сама история С.Т.Т.Ф. была недолгой. Предполагается возможность полит. господства сейминско-турбинских дружинных групп над аборигенными народами лесной полосы Евразии. Однако явные человеческие потери в ходе тяжелых многотысячекилометровых походов, все большая инкорпорация предст. иных этносов с неизбежностью "размывали" этническое и этнопсихологическое единство и в конце концов привели к их растворению в среде местных восточно-европ. народов. Эти народы еще век-два оказались неспособными к быстрому восприятию инноваций в технологии металлообработки (тонкостенное литье и оловянные бронзы), к-рой в совершенстве владели сейминско-турбинские мастера. Лишь позднее - в конце бронз. и в раннем жел. в. здесь шир. развиваются и дольше всего воспроизводятся формы оружия и орудий, к-рые несут на себе отпечаток изначального импульса С.Т.Т.Ф.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)