АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Арнольд ван Геннеп

Читайте также:
  1. Арнольд из Виллановы. «Салернский кодекс здоровья» (фрагменты).

23 апреля 1873известный крупнейший франко-бельгийский фольклорист и этнограф. Президент общества французских этнографов (1952—57), основатель ряда этнографических изданий. Автор многочисленных трудов по общей этнографии и этнографии Франции; первым из французских этнографов применил метод этнографического картографирования

ерез все творчество Арнольда ван Геннепа проходит четко сформулированное понимание фольклора и этнографии, которые для него - неразделимые. Этнография - область знания, которая призвана изучать жизнь коллектива (согласно установкам того времени — коллектива сельских жителей), выявляя пережиточное состояние традиций, но не отрицая и включение в них новых форм (т.е. явлений, которые мы называем инновациями). По его мнению, этнография изучает генезис человеческой культуры, служит своего рода введением в общую культурологию (отсюда и его «биологизированная» лексика: «эмбриологический метод», т.е. метод происхождения, изначального состояния). Этнография, по мнению учёного, «стремится распознать отправной пункт искусств, технологий, учреждений, способов чувствовать и думать, говорить и петь; именно она создает основы, на которых затем воздвигается благодаря другим отраслям знаний точное и полное познание человечества — человека думающего и действующего» [1]. В книге «Фольклор» ван Геннеп сформулировал свое понимание фольклора: фольклор это наука, методом наблюдений изучающая живые факты в естественной среде (подобно тому как биологи изучают живые организмы). Ближе всех ученому был сравнительный метод английской антропологической школы, из которых наиболее ярким был Джеймс Фрэзер — автор знаменитой «Золотой ветви» (по мнению Дж. Фрэзера, умственное развитие человечества проходило последовательно стадии магии, религии и науки). По мнению А. ванн Геннепа, чтобы понять сущность общественного бытия, надо принимать во внимание человека, а не общество. Этого тезиса ван Геннеп придерживался по отношению к самым различным этнографическим реалиям: легендам австралийцев, песням савояров, становлению государственного строя.[2] На первом этапе научной деятельности ван Геннеп отдал дань обычному для специалистов того времени интересу к так называемым малоцивилизованным, экзотическим народам. На втором этапе он сосредоточился на обычаях, обрядах, народном творчестве сельских жителей разных провинций Франции. Тотемизм он рассматривал как необходимое условие для существования общественной группы. Её общность поддерживается верой в родственную связь, соединяющую группу физических либо социальных родственников, с одной стороны, и предмета, животного, растения и т.п. — с другой весь комплекс верований и ритуалов, связанных с тотемизмом, имеет и позитивные аспекты (включение в группу через определённые церемонии), и негативные (запреты, тяготеющие над членами тотемной группы). Ван Геннеп указывал на территориальные права тотемической группы. Отсюда его рассуждение о том, что любое сообщество (начиная с тотемной группы, включая племя, городскую округу, вплоть до государства) ставит перед собой одну и ту же цель: обеспечить внутреннюю связь и продолжительность жизни данного сообщества, несмотря на тенденцию к сепаратизму, исходящую от групп более мелкого порядка — семьи, клана, касты, другими словами, уравновесить центробежные и центростремительные силы.[3]

Таким образом, ван Геннеп, верный своим принципам, расставляет факты не по хронологической шкале, а в зависимости от общего смысла — укрепления сообщества в целом и каждого из его подразделений в частности. Он не отрицает возможности инноваций, которые могут быть жизненны только в той мере, в какой способны интегрироваться в систему. Но главное, что интересует учёного, — механизмы, которые позволяют жить и развиваться любому сообществу.

Книгу "Обряды перехода" А. ван Геннеп считал главной среди своих многочисленных произведений. "Обряды перехода" — это часть моего существа», — говорил он. Книгу открывают общие соображения ван Геннепа об обрядах перехода (гл. I): он предлагает свою классификацию обрядов, выделяет культурные оппозиции: мир профанный — мир сакральный, обряды позитивные (разрешающие) — обряды негативные (запрещающие), действия прямые — действия косвенные и т.д. Разбираются различные приемы магии. Следует обратить внимание на введенное ван Геннепом понятие «вращение» (pivotement букв, «полный оборот вокруг оси»), т.е. изменение сакрального на профанное и наоборот в зависимости от конкретной ситуации. Это тоже один из видов перехода, так как каждый человек в течение жизни оказывается обращенным то к сакральной стороне бытия, то к профанной. Чередование ритуалов, которому другие исследователи не придавали значения, понимается ван Геннепом как магический момент, важный для всего обрядового комплекса.

Действительно, ван Геннеп сумел организовать массу сведений из жизни самых различных народов, подчинив их определённой схеме. Отдельная культурная система несопоставима с другой в целом, но факты, элементы поддаются формальному анализу и классификации.Многие из тех обрядов, которые избрал объектом изучения ван Геннеп, подвергались описаниям и интерпретациям других специалистов. Их работы ни в коем случае нельзя отвергать. Важно только подчеркнуть, что ван Геннеп, не претендуя на формулирование теории, разработал систему, применяя которую можно определить внутреннюю связь между обычаями. Каждый обряд, указывал исследователь, состоит из цепи определённых действий, которые должны быть исполнены в установленном порядке. Только при соблюдении этого условия можно говорить об оформленном и совершенном обряде. Суть чередования заключается в отделении (отлучении, исключении) от одного состояния, в промежуточном состоянии и во включении (приеме, агрегации) в новое состояние. В этом заключается новаторская мысль ван Геннепа. Отсюда и его популярность. Сущность многочисленных обрядов перехода заключается в следующем: каждый человек в течение своей жизни проходит ряд этапов — переходит от одного состояния к другому. Такая последовательность, оформленная в систему обязательных ритуалов, существует во всех обществах, независимо от их традиций и степени продвинутости в развитии экономики и политики. Исследовательский метод ван Геннепа, который был применен в работе над книгой «Обряды перехода», автор называл «методом чередований» (méthode de séquences) и толковал его следующим образом: «обряд, или общественное действие, не имеет раз и навсегда заданного смысла: смысл изменяется в зависимости от действий, которые предшествуют обряду, и тех, которые следуют за ним. Следовательно, можно сделать вывод: для того чтобы понять обряд, социальный институт или технологический прием, его нельзя произвольно вырывать из обрядовой, общественной или технологической целостности. Каждый элемент этой целостности следует рассматривать в его связях с ее другими элементами» [4]. Требование находить каждому действию или верованию логическое место в обрядовой совокупности стало для ван Геннепа главным в его дальнейшей исследовательской деятельности. Любой человек последовательно переходит из одного возраста в другой, и в результате этого происходят изменения в его личной жизни, семье, среде сверстников, социальной группе, общественном статусе и проч. В культуре многих народов ван Геннеп обнаружил систему обрядов, утверждающих эти переходы. Идеи Арнольда ван Геннепа о стадиях ритуалов перехода в дальнейшем были развиты Виктором Тернером, который исследовал лиминальные периоды сообществ и состояния коллектива.

Для отечественных исследователей обряда и обрядности является традиционным де-ление обрядов на семейные и календарные. Критерием для такой классификации служат направленность и место обряда, как в конкретном, так и в абстрактном смыслах. Однако не все обряды возможно вписать в эту классификацию. Например, вызывание дождя и использование обыденных полотенец и храмов - это специальные обряды, которые нельзя назвать ни календарными, ни семейными. Существуют альтернативные варианты классификаций, в частности, с помощью категории переходности.

Термин обряды перехода / переходные обряды является общепринятым и широкоупотребимым. Мы находим его во множестве работ, посвященных изучению обряда и даже в учебниках, но в этих работах нет ссылок на автора теории обрядов перехода, которым является А. Ван Геннеп.

Суть теории обрядов перехода заключается в существовании неких переходов, радикальных перемен существующего положения. Свою теорию А. Ван Геннеп выводит из наличия в обществе множества групп и подгрупп, выделенных по самым разным критериям: пол, возраст, профессия и т. д. Чем ниже уровень цивилизации основного общества, тем более четко очерчены в нем и автономны малые сообщества, считает А. Ван Геннеп. Каков бы ни был тип общества, вся жизнь человека в нем обусловлена последовательными переходами из одной группы в другую, из одного социального статуса к другому. Традиционное общество требует регламентации во всем, поэтому всякое изменение в жизни общества влечет за собой ритуал, чтобы общество не испытало затруднений не понесло ущерба. Человек в своей жизни последовательно проходит некоторые этапы, каковым являются: рождение, достижение социальной зрелости, брак, отцовство/материнство, повышение общественного положения, профессиональная специализация, смерть. Каждое из этих явлений сопровождается действиями, у которых одна и та же цель: обеспечить человеку переход з одного определенного состояния в другое, столь же определенное.

Ритмам перехода подвержена и природа, поэтому А. Ван Геннеп рекомендует с обрядами перехода человека увязывать и обряды, совершаемые при смене космических явлений (полнолуние, солнцестояние, Новый Год, Масленица). А. Ван Геннеп вводит понятие " круг вращения / полный оборот ". В течение жизни человек посредством самостоятельной игры восприятия и собственных оценок оказывается обернувшимся вокруг себя. А. Ван Геннеп считает необходимым, чтобы средства достижения цели (смены статуса) были подобными, хотя и не обязательно в деталях.

Для рассмотрения переходных обрядов русских можно использовать широко доступную информацию по свадебному, погребальному обрядам, гораздо меньше имеется данных по родильному обряду, а отрывочные сведения об инициациях существуют лишь на уровне попыток реконструкции. На примере ритуального использования ткани в обряде мы показываем, что идея А. Ван Геннепа о сходстве элементов обрядов перехода верна. Ткань (нешитые тканые изделия) очень разнообразно используется в обрядах перехода.

Последовательно рассмотрев все варианты применения ткани в обряде, мы смогли выделить несколько значений, которые она имеет.

1. Защита - граница - очищение - святость.

2. Дорога.

3. Связь.

4. Материальная ценность - дар - плата - жертвоприношение.

Эти ритуальные функции ткани параллельны во всех обрядах перехода, при этом они могут осуществляться как отдельно друг от друга, так и в сумме. Появление указанных ритуальных функций обусловлено особенностями изготовления и использования ткани вне обряда, её внешним видом, структурой. Ритуальные функции ткани отвечают переходному характеру рассматриваемых обрядов на всех этапах обрядового действия: отделение/ очищение - переход - включение/ закрепление перехода.

На примере ритуальных функций ткани мы можем показать действие концепции А. ван Геннепа её полезность для дальнейших логических построений. Благодаря теории обрядов перехода мы можем абстрагироваться от конкретного действа с целью больше внимания уделить ритуальным функциям предмета, их происхождению, возможно, изменению, понять, что "означает" предмет в самом широком смысле.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)