АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мировые религии России

Читайте также:
  1. Авраамические религии
  2. Буддизм в России.
  3. Виды, формы протекания социальных конфликтов в современной России.
  4. География религий в России.
  5. Гипотеза возникновения тотемистических верований и развития религии
  6. ДЕ 2. Основные социологические теории религии
  7. ДЕ 4. Социальные функции религии
  8. ДЕ 5. Отношения религии и общества: религия и основные социальные институты общества
  9. Доводы Корана и Сунны о том, что излишество в религии строго запрещено и является путем, ведущим к погибели
  10. Древние религии Ближнего Востока (Египет, Месопотамия, Иран)
  11. Духовная жизнь общества:происхождение,сущность функции религии. Место и роль религии а современном обществе.
  12. Значение исторической науки для становления и развития науки о религии.

Приводимые в работе сведения сводятся к самым существенным характеристикам (в догматическом отношении, в особенностях отправления культа и прочее), дающим возможность понимания, прежде всего, основного отличия той или иной номинации. Почти все данные о численности церковных организаций на территории России приблизительны.

Христианство.

Христианство – самая распространённая религия в мире. Всего насчитывается более миллиарда последователей этого учения. Христиане составляют абсолютное большинство среди верующих Америки, Австралии, Европы и России.

Православие — одно из 3-х основных направлений христианства. Как и у подавляющего большинства других христиан, важнейшим догматом у православных является вера в единого Бога, имеющего три ипостаси: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога — Духа Святого. Сын Божий Иисус Христос по православному вероучению (как и вероучению основной массы других христиан) имеет двойную природу: Бога и человека. Православные признают как Священное писание (Новый и Ветхий заветы), так и Священное предание (постановления церковных соборов и учения Отцов Церкви), считают, что для спасения людей необходима помощь духовенства. У православных семь таинств — культовых действий, призванных дать человеку Божью благодать: крещение, миропомазание, евхаристия (причастие), покаяние (исповедь), брак, священство, елеосвящение (соборование). Таинства в православии имеют свою специфику, несколько отличающую их от культовых действий в других направлениях христианства. Так, обряд крещения выполняется путём погружения крещаемого в воду, миропомазание совершается сразу же вслед за крещением и т. д. Есть и другие специфические черты в православной обрядности. Например, богослужения в православных храмах сопровождаются только хоровым пением (инструментальная музыка отсутствует), люди молятся стоя.

Несколько иные требования по сравнению с др. христианскими конфессиями предъявляет православие и к духовенству. Священники могут быть как женатыми, так и давшими обет безбрачия.

Христианство впервые проникло на терр. совр. России в 6 в., распространившись среди причерноморских адыгских племён. Помимо адыгов христианство приняли также предки осетин, народы Чечни и Дагестана. Правда, с завоеванием последнего арабами в 7—8 вв. христианство стало вытесняться оттуда исламом. Позже христианство было вытеснено и из других регионов Северного Кавказа.

В города древней Руси христианство начало проникать еще задолго до того, как эта религия стала государственной. Однако интенсивное распространение христианства на древнеруские земле началось лишь с 988, когда великий князь Владимир Святославич (Владимир Святой) принял решение о крещении Руси и осуществил своё намерение. Христианство пришло на Русь из Византии в своей вост. форме (позже, после происшедшего в 1054 раскола в христианстве, эта форма стала называться православием). Новая религия оказала большое положительное влияние на нравственное состояние древнерусского общества, способствовала прогрессу культуры и укреплению государственности древней Руси, а на более поздней исторической стадии — и формированию этнического самосознания русского народа. На протяжении веков в результате миссионерской деятельности шёл процесс обращения в христианство народов, населяющих Русское В настоящее время православие является основной конфессией у верующих русских, карелов, вепсов, саамов, коми, коми-пермяков, удмуртов, марийцев, мордвы, чувашей, осетин, цыган, хакасов, якутов. Православными официально являются большая часть верующих ненцев, манси, хантов, селькупов, кетов, шорцев, эвенков, нанайцев, ульчей, орочей, ороков, алеутов, ительменов, юкагиров, чуванцев, хотя в большинстве случаев православие сочетается у этих народов с пережитками родоплеменных верований. Православие исповедует и большинство верующих из живущих на территории России украинцев, белорусов, молдаван, грузин, болгар, гагаузов, греков. Его придерживается часть западных бурят (в Иркутской обл.), часть калмыков, татар (кряшены, нагай-баки), кабардинцев (моздокские), долган, чукчей, коряков, нивхов.

Русская православная церковь является одним из звеньев мирового православия (другие звенья: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская; Иерусалимская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Греческая, Албанская, Польская, Чехо-Словацкая, Американская церкви). Пятнадцать указанных православных церквей считаются независимыми друг от друга — автокефальными.

От Русской православной церкви в догматическом отношении практически ничем не отличаются отколовшиеся от неё после установления советской власти в России Русская православная церковь за границей, ныне распространившая под названием Российская свободная православная церковь свою деятельность на территории Российской Федерации, и Истинно православная (катакомбная) церковь, имеющая последователей в различных областях России.

Русская православная церковь за границей была основана в хорватском городе Карловаце (в связи с чем её иногда называют Карловацкой). Эта церковная организация порвала все связи с Русской православной церковью, обвинив её в сотрудничестве с атеистической советской властью. В последние годы ряд приходов Русской православной церкви (например, приход в Суздале), недовольных тем или иным аспектом деятельности высшего церковного руководства, примкнул к Российской свободной православной церкви, однако эта тенденция не получила широкого развития.

По тем же причинам, что и карловчане, в 1927 отделилась от Русской православной церкви и Истинно православная церковь, приходы которой были созданы в Кашире, Санкт-Петербурге, Ярославле, Нижнем Новгороде, Иванове, Москве, Курске, Барнауле, Иркутске и некоторых других местах. Однако общая численность последователей этой церкви была небольшой — около 20 тысяч.

Значительно большее число последователей, чем Истинно православная церковь, имела близкая к ней конфессиональная группа истинно православных христиан, также осудившая Русскую православную церковь за лояльное отношение к советской власти, отказавшаяся от духовенства, храмов, большинства таинств и проповедующая безбрачие и аскетизм. Как и для сторонников Истинно православной церкви, для истинно православных христиан весьма характерны эсхатологические представления. В отличие от Истинно православной церкви эта конфессиональная группа не представляет собой единого целого и распадается на большое число самостоятельных подразделений: «правильный путь ко спасению», фёдоровцы, стефановцы, массаловцы, самаряне, чердашники, еноховцы, «ревнители церкви», «козловское подполье», николаевцы, михайловцы, евлампиевцы, ерофеевцы, васильевцы, буевщина, липецкие истинно православные христиане, молчальники, седминцы. Истинно православные христиане имелись в Тамбовской, Воронежской, Липецкой, Пензенской, Орловской, Курской, Белгородской, Саратовской, Самарской, Ульяновской, Брянской, Рязанской, Ивановской, Тульской, Вологодской, Кировской области, в Мордовии, Чувашии, Татарстане, Республике Коми, Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях, Адыгее, Новосибирской, Томской, Кемеровской областях, Красноярском крае и т. д. Помимо Российской Федерации истинно православные христиане жили также на Украине (Луганская, Харьковская, Сумская области), Казахстане (Караганда, Чимкент), Узбекистане {Ташкент). В 1992 истинно православные христиане и верующие Истинно православной церкви объединились в Восточную небесную церковь Откровения Иоанна Богослова.

К истинно православным христианам нередко относят живущих в Сибири и на Крайнем Севере истинно православных христиан странствующих (30 тыс.) и истинно православных христиан скрытников (5 тыс.), что не совсем верно, так как они имеют старообрядческие корни.

Ответвлением от православия является и возникшая около 1883г секта иоаннитов. Секта провозгласила известного своей душевной щедростью и бескорыстием православного священника Иоанна Кронштадтского чудотворцем, причём некорые члены секты даже считали его самим Иисусом Христом. В вероучении иоаннитов большое внимание уделяется эсхатологическим мотивам. Обрядность секты не отличается от принятой в Русской православной церкви. Иоанниты встречаются в очень небольшом числе в Псковской, Воронежской областях, Краснодарском крае и некоторых других регионах.

Сравнительно недавно возникшей православной сектой является Церковь Божией Матери Преображающейся, ведущая активную проповедническую деятельность в Москве и некоторых других городах.

От Русской православной церкви в результате раскола, происшедшего после церковных реформ, проведённых патриархом Никоном, в сер. 17 в. отделилось старообрядчество. Старообрядцы выступили против ряда нововведений в обрядности (замены двуперстного крестного знамения трехперстным, земных поклонов — поясными, движения по солнцу во время богослужения — движением навстречу солнцу и т. д.).

Старообрядцы-поповцы Белокриницкой иерархии являются в настоящее время самой крупной старообрядческой группой. По вероучению, числу совершаемых таинств они почти тождественны православию, отличаясь от него только сохранением старой обрядности. В России наибольшее число сторонников Белокриницкой иерархии имеется в Московской и Ростовской областях. Есть они также в Калужской, Брянской, Смоленской, Саратовской, Волгоградской, Нижегородской, Костромской, Кировской, Пермской, Тюменской, Новосибирской, Томской областях, Ставропольском и Краснодарском краях, городе Москве, Татарстане и некоторых других регионах.

Вторая группа поповцев образовала свою иерархию значительно позже — в 1923. Старообрядческая церковь древлеправославных христиан, как стала называться эта конфессиональная группа, по своей численности существенно уступает церкви Белокриницкой иерархии. Основные районы её влияния: Читинская область и Бурятия, Саратовская, Самарская, Брянская, Курская, Нижегородская, Костромская, Пермская, Пензенская, Московская, Ленинградская области, Удмуртия, Красноярский край. Эта старообрядческая церковь как и церковь Белокриницкой иерархии, очень близка Русской православной церкви по догматике, отличаясь от неё прежде всего сохранением старой обрядности.

Часовенное согласие. Сторонники этого согласия из-за отсутствия священников заменили их уставщиками, которые ведут богослужения в часовнях (откуда и само название). Таким образом, данная группа фактически превратилась в беспоповскую. Её представители имеются в Свердловской, Кировской, Оренбургской, Курганской, Тюменской, Томской области, Башкирии.

Наиболее многочисленной и организованной группой старообрядцев-беспоповцев является Поморское согласие, возникшее в 17 в. вскоре после раскола среди населения Русского Поморья. Основными районами распространения поморцев являются Томская, Тюменская, Кировская, Костромская, Нижегородская, Пермская, Оренбургская, Самарская, Ульяновская, Саратовская области, Удмуртия.

От поморцев в конце 17 в. отделились федосеевцы, названные так по имени основателя своего согласия Феодосия Васильева. Характерной чертой этого, в целом близкого к поморскому, согласия является крайне отрицательное, нетерпимое отношение большинства (но не всех) его сторонников к браку. В России основными районами распространения этого согласия являются Псковская, Новгородская, Кировская, Ульяновская и Тюменская области.

Из недр поморского согласия вышел и филипповский толк. Он был основан в 30-х гг. 18 в. иноком Филиппом (в миру Фотий). Причиной отделения филипповцев от поморцев было примиренческое отношение последних к государственной власти.

В отличие от поморцев и федосеевцев, живущих сейчас в основном за пределами своей исконной территории — Русского Поморья, филипповцы в значительной мере сохранили ареал своего раннего расселения. Они обитают в Архангельской, Мурманской областях и Карелии, а также в Вологодской, Кировской, Костромской, Ярославской, Тверской и Орловской областях, Республике Коми..

От филипповцев в последней четверти 18 в. откололся основанный Евфимием толк бегунов (странников). Толк поставил условием для своих сторонников странствование.

Странников в настоящее время можно встретить в Ярославской области, а также в Кировской, Костромской, Владимирской, Саратовской, Томской областях.

Ещё одна группа старсюорядцев-беспоповцев — Спасовосогласие — образовалась в конце 17 в. Сторонники этого согласия считают, что благодати на земле ныне нет (она взята на небо), и поэтому не могут совершаться спасительные таинства и проводится богослужения. Спасовцы живут в Нижегородской, Владимирской, Костромской, Ульяновской, Саратовской, Оренбургской и других областях, Мордовии, Алтайском крае.

Гораздо дальше, чем старообрядцы и истинно-православные христиане, отошли от православия конфессии, обозначаемые собирательным названием духовные христиане. Некоторые положения духовного христианства весьма далеки не только от православного вероучения, но и от общехристианских догматических положений. Духовные христиане верят в возможность воплощения Духа Святого в людей, отвергают роль духовенства как посредников между Богом и людьми, считают, что человек может непосредственно общаться с Богом.

Самая ранняя по времени своего возникновения группа духовных христиан — хлысты. Они ответвились в 17 в. от беспоповщины, однако по своему вероучению весьма сильно отдалились от старообрядчества и православия.Часть хлыстов открыто не порывает с православием. Старейшей сектой хлыстовства, возникшей ещё в середине 17 в., является Старый Израиль, имеющий сторонников в Тамбовской области. На рубеже 20 в. возникла секта Новый Израиль, открыто порвавшая с православной церковью и практикующая экстатические радения. Она получила распространение в Ростовской области.

От Нового Израиля около 1940г. ответвилась ещё одна секта — Новохристианский союз последователи в Краснодарском и Ставропольском краях.

Около 1930года появилась хлыстовская секта Искупленный Израиль в Оренбургской области.

Имеются и другие хлыстовские секты: Духовный Израиль, постники (употребляют постную пищу и требуют воздерживаться от половых сношений), малеванны (вероучение носит ярко выраженный харизматический характер), мормоны духовно-христианского направления, или русские мормоны (отвергают возможность сверхъестественных явлений на земле, практикуют многоженство).

Очень небольшим числом верующих представлена в России секта скопцов, кастрирующая своих членов (ответвившаяся от хлыстовства в 1765).

Несколько ранее, в 17 в., возникла еще одна отделившаяся от хлыстов группа духовных христиан — духоборы. По своему вероучению под влиянием квакерства духоборчество далеко отошло не только от православия, но и от христианства вообще.

Духоборцы подразделяются на две основные группы: большую и малую партии. Они живут в Тамбовской и Ростовской областях, Краснодарском крае и некоторых других районах.

Из духоборческой среды ок. 1765 вышли молокане. Их вероучение несколько ближе к ортодоксальному христианству, чем вероучение духоборцев. Библию молокане не отвергают, хотя и предлагают толковать её «духовно», аллегорически. Бог воспринимается ими не как личность, а как дух. Значительно сокращено число таинств, отсутствуют церкви, духовенство. Молокане в настоящее время подразделяются на общих, постоянных и прыгунов. В России молокане живут в Тамбовской и Оренбургской областях, на Северном Кавказе.

Субботники. В основу вероучения этой секты, появившейся в кон. 17 в., был положен Ветхий завет. Сектанты не признают Христа Богом, отрицают Троицу, совершают иудаистские обряды, имеют евр. имена и празднуют субботу. В настоящее время среди субботников выделились две группы. Одна из них стремится сохранить своё вероучение, другая фактически перешла к ортодоксальному иудаизму. Субботники живут в России в Воронежской и Тамбовской областях, в Северной Осетии и некоторых других районах.

Католицизм,второеосновное направление христианства — также представлено в России, хотя и в несравненно меньшей степени, чем православие. Католицизм довольно близок православию по своему вероучению. Как и православные, католики верят в Божественную Троицу, в наличие у Иисуса Христа двойной природы, признают наряду со Священным писанием Священное предание, считают необходимой помощь духовенства для спасения людей, совершают семь таинств. Правда, у католиков есть некоторая специфика в совершении таинств. Крещение совершается не путём погружения в воду, а посредством обливания. Миропомазание, называемое католиками конфирмацией, совершается у них в 7—12 лет, а не после крещения, как у православных. Особенности имеются и в богослужениях, которые сопровождаются органной музыкой, в правилах, установленных для священнослужителей, которые обязаны соблюдать целибат. В России католицизм исповедуют практически все верующие поляки и литовцы, часть верующих немцев, верующие латгальцы (этнографическая группа латышей). В начале 1991 в России была воссоздана униатская Российская греко-католическая церковь, впервые зарегистрированная в 1917 после Февральской революции, но затем фактически запрещённая. Общины этой церкви имеются в Туле, Москве и Ставрополе.

Протестантизм представлен в нашей стране многими своими течениями, церквами, сектами: лютеранством, реформатством, баптизмом, меннонитством, пятидесятничеством, адвентизмом и т. д.

Лютеранство — наиболее крупное из течений протестантизма — возникло в Германии в 1517 и получило название по имени своего основателя — Мартина Лютера. Лютеране вместе с подавляющим большинством христиан верят в Святую Троицу, двойную природу Иисуса Христа, его искупительную жертву. Вместе с тем, как и др. протестанты, они признают только Священное писание, отвергая Священное предание, отрицают необходимость помощи духовенства в спасении людей, из таинств безоговорочно признают только крещение и причащение (на исповедь у лютеран единой точки зрения не установилось). Обрядность у лютеран по сравнению с православными и католиками сильно упрощена. Вместе с тем лютеранское богослужение носит всё же достаточно торжественный (по сравнению с богослужением в большинстве других протестантских церквей) характер, оно сопровождается органной музыкой, во время службы зажигаются свечи. Отвергая, как и другие протестанты, иконы, лютеране тем не менее разрешают настенную живопись в церквах. Лютеранство пришло в Россию вместе с селившимися в ней немцами, однако так и осталось чуждой для большеё части населения конфессией. Его исповедует большинство всех верующих немцев России,проживают в Омской области, Алтайском крае, Новосибирской, Кемеровской, Тюменской, Волгоградской, Саратовской и других областях.

Реформатство — одна из форм кальвинизма, более радикального, чем лютеранство, течения протестантизма, созданного в 30-х гг. 16 в. Жаном Ковеном (латинизированное написание этой фамилии — Кальвин). Придерживаясь сходной с лютеранами позиции в отношении Священного предания и в вопросе о роли духовенства, кальвинисты-реформаты ещё более упростили церковную обрядность: во время богослужений не звучит органная музыка, не возжигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения. В отличие от лютеран кальвинисты не считают крест своим официальным символом. Кальвинистов немного, это небольшая часть верующих немцев, переселившиеся из Закарпатской области. Украины в Москву и другие города России.

Весьма влиятельные позиции занимает в России баптизм, превосходящий по численности сторонников любое другое течение протестантизма. Он возник в начале 17 в. в среде английских, конгрегационалистов, бежавших от преследований в Нидерланды, его основателем считается Джон Смит. На баптизм оказали влияние, с одной стороны, одна из форм кальвинизма — конгрегационализм, с другой — меннонитство. Характерной чертой баптизма является выполнение обряда крещения лишь над достигшими совершеннолетия лицами (баптисты считают, что только взрослый человек может сознательно принять веру. Крупные общины евангельских христиан-баптистов имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Смоленске, Ростове, Владикавказе, Грозном, Новосибирске, Красноярске, Абакане, Иркутске, Благовещенске, Хабаровске, Владивостоке и во многих других городах и населённых пунктах.

Меннонитство, как одно из ранних течений протестантизма, начало формироваться в 30-х гг. 16 в. (сами меннониты считают датой основания своей конфессии 1525. Меннониты являются убеждёнными пацифистами: верующим запрещается брать в руки оружие, принимать присягу. Не имеют они также права занимать государственные должности. Меннониты сосредоточены в основном в Алтайском крае, Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской, Оренбургской областях.

Одним из самых динамичных течений протестантизма является пятидесятничество, очень быстро увеличивающее ряды своих сторонников. Глоссолалия — говорение на иных языках — является наиболее специфичной чертой пятидесятничества, отличающего его от других протестантских конфессий. Пятидесятники подразделяются на несколько разновидностей. Наиболее многочисленной группой являются пятидесятники двух благословений (духовных кризисов):

Пятидесятниками двух благословений являются также евангельские христиане пятидесятники-сионисты. Они откололись от воронаевцев в 1922. Появившись на Украине, деноминация впоследствии распространила своё влияние и на ряд регионов России Московская, Тульская, Смоленская обл., Краснодарский и Красноярский края.

Пятидесятники трёх благословений считают, что между обращением и крещением Духом Святым должно быть ещё одно благословение — освящение, или рождение свыше, — освобождение от первородного греха, так как, считают они, при обращении человек освобождается только от индивидуального греха. У нас к этой разновидности пятидесятничества относятся субботствующие пятидесятники.. В России эта группа пятидесятников имеет небольшое число последователей в центр, областях и в Краснодарском крае.

Особое место в пятидесятничестве занимают пятидесятники-унитарианцы. В отличие от прочих пятидесятников, да и подавляющего большинства других протестантов они совершают обряд крещения не по формуле «во имя Отца, Сына и Святого Духа», а «во имя Иисуса Христа. Они имеются в Санкт-Петербурге, Новгородской, Московской и Кировской обл.

Ещё одна представленная в России протестантская конфессия — адвентизм. Она была основана в 30-х гг. 19 в. в США У. Миллером, выступившим с предсказанием скорого второго пришествия Иисуса Христа. Вера в скорое второе пришествие является одной из наиболее характерных черт адвентизма. Адвентисты седьмого дня, которые в настоящее время представлены в том или ином числе (обычно сравнительно небольшом) в подавляющем большинстве стран мира (в отношении глобальности распространения с ними может сравниться, пожалуй, ещё только одна, также протестантская конфессия — свидетели Иеговы). В Российской Федерации небольшие общины адвентистов седьмого дня имеются в Москве, Тульской, Самарской, Оренбургской областях, Чувашии, Ростовской области, на Северном Кавказе, в Сибири, на Дальнем Востоке.

Помимо адвентистов седьмого дня в нашей стране имеются и другие группы адвентистов, однако все они невелики. В России их можно встретить на Северном Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке.

В России представлены и свидетели Иеговы — одна из самых активных (наряду с адвентистами седьмого дня) конфессий протестантизма. Впрочем, свидетели Иеговы могут быть отнесены к протестантизму с большими оговорками, так как в их вероучении есть положения, резко расходящиеся с общехристианскими догматами. Поэтому их правильнее называть маргинальными протестантами. Конфессия распространилась в России, прежде всего в Сибири.

Монофиситства, направления, близкого по культу и вероучению к православию, но отличающегося от него в решении вопроса о природе Иисуса Христа (если православные считают Иисуса богочеловеком, то монофизиты утверждают, что божественная природа Иисуса подавила человеческую), придерживается Армяно-григорианская церковь, к которой относится подавляющее большинство живущих в России верующих армян. Наиболее крупные группы армяно-григориан имеются в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области, в Москве и Санкт-Петербурге, Чечне, Северной Осетии и Адыгее.

Статистические данные по изданию World Christian Encyclopedia. 2nd edition. A comparative survey of churches and religions in the modern world. Oxford University Press. 2001.

Русская Православная Церковь Московского Патриархата – 73 998 000 (что составляет 50.4 % населения, 87.8 % христиан страны).

Несторианская Церковь

Ассирийская Церковь Востока – 7 000 человек, в основном общины сиро-говорящих ассирийцев.

Восточные Церкви (монофизиты)

Армянская Церковь – 400 000 чел., диаспора, 250 000 проживают на юге России, Северный Кавказ, бассейн Дона; 150 000 – Москва, Санкт-Петербург и северные районы.

Православные Церкви

Болгарская Православная Церковь – 12 000 чел., болгарская диаспора.

Грузинская Православная Церковь – 65 000 чел., диаспора.

Греческая Православная Церковь – 70 000 чел., диаспора.

Католическая Церковь

Католическая Церковь в России составляют 1 311 200 человек. На территории России образованно 4 епархии:

Архиепархия Божьей Матери – Север Европейской части России;

Епархия Святого Климента – Юг Европейской части России;

Преображенская епархия – Западная Сибирь;

Епархия Святого Иосифа – Восточная Сибирь.

Около 1 000 000 католиков проживает в Сибири, остальная часть, около 300 000.

Протестанты

Христианские Братства [Плимутская братия, братство]

Евангелическое Христианское Братство, с ок. 1870 года – 400 000 чел..

Евангельская Лютеранская Церковь Ингрии – 15 000 членов.

Евангельская Лютеранская Церковь Латвии, с ок. 1550 года – 10 000 членов.

Немецкие Лютеране/Реформаты

Евангельско-Лютеранская Церковь России и Других Стран – 170 000

Менониты, Анабаптисты

- Старо Менониты (церковь Менонитов), ок. 1750 – 60 000 членов, численность сокращается в 1970 году их насчитывалось 80 000 чел., уменьшение на 1.1 % в год.

- Менонитское Братство (Ново Менониты), ок. 1750 г. – 80 000 чел., основное течение (mainline) Менонитов, связи с США, противоположные процессы по сравнению со Старо-Менонитами, идёт значительный рост общины на 1.16 % в год (1970 г. – 60 000).

Баптисты

Объединение Евангельских Христиан Баптистов РФ (с 1944 г.) (до 1992 года – Европейско-Азиатская Федерация Евангельских Христиан Баптистов) – 492 000 чел., рост 2.07 % в год.

Баптисты-Пятидесятники

Пятидесятнический Союз Объединённых Церквей (Pentecostal Union of United Churches), ок. 1911 г. – 130 000 чел., рост 2.81 % в год, 5 епископов.

Реформаты, Пресвитериане

Реформатская Фундаменталистская Церковь, с 1632 г.) – 5 000 чел., наследница Латвийской и Карпато-Украинской Реформатских Церквей.

Салвационисты, Армия Спасения

Армия Спасения, ок. 1990 г. – 3 000 чел.

Адвентисты

Церковь Адвентистов Седьмого Дня, с 1883 года – 90 000 чел., рост 2.72 % в год.

Независимые христианские церкви, общины

Старообрядцы

- Беглопоповцы [Древние Православные Христиане Старого Обряда] (бывшие Поповцы, начиная с ок. 1860 г.) – 250 000 чел., рост 0.60 % в год.

- Раскольники, Поповцы [Древлеправославная Старообрядческая Церковь Белокриницкого Согласия] (начиная с 1666 года) – 710 000 чел., уменьшение на 1.36 % в год, 5 епархий 15 епископов.

- Безпоповцы [Старообрядческая Церковь] (ок.1710) – 300 000 членов, уменьшение на 4.30 % в год, 46 разных направлений (например, поморцы).

- Бегуны, Безденежники – 1 000 чел., уменьшение на 2.73 % в год.

- Скрытники [Истинно Православная Церковь в бегах] (ок. 1900) – 4 000 чел., уменьшение 0.89 % в год.

Альтернативные православные

- Истинно Православная Церковь (с 1927) – 210 000 чел., рост 9.89 % в год.

- Российская Православная Свободная (Автономная) Церковь (с 1990 года) (бывшая Истинно Православная Церковь) – 50 000 членов, 11 епископов.

- Истинно Православные Христиане (с 1944) – 100 000 чел., уменьшение на 2.73 % в год.

- Странники [Истинно Православные Христиане Странники] (с 1956) – 20 000 чел., уменьшение на 1.61 % в год.

- Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (с 1990) – 1 100 000, рост 20.00 % в год.

Православные Секты

- Иоанисты, последователи Иоанна Краштатского (ок. 1883) – 1 000 чел., уменьшение на 2.73 % в год.

- Искуплённый Израиль (ок 1930) – 900 членов, уменьшение на 0.42 % в год.

- Хлысты (ок. 1650) – 500, уменьшение на 5.39 % в год.

Адвентисты

- Адвентисты Верного Остатка (ок. 1920) – 20 000, уменьшение на 1.61 % в год.

- Христиане Седьмого Дня (ок. 1935) – 1 000 чел., уменьшение на 2.73 % ежегодно.

Харизматы

- Харизматическая Ассоциация Христианских Церквей России (ок. 1960 г.) – 100 000 чел., рост 10.11 % в год.

- Христиане Евангельской Веры (с 1921 года) – 100 000 чел., уменьшается на 1.61 % в год.

- Инициативники [Совет Церквей Евангельских Христиан Баптистов] (с 1961 г.) – 50 000 чел., уменьшение на 4.3% в год.

- Евангельские Христиане Апостольского Духа (с 1913 года) – 38 000, рост 8.45 % в год, первые русские пятидесятники

- Христианская Ассоциация Глобальной Стратегии [Global Strategy Christian Association] (с 1991) – 13 000 членов,. - Мессианские Иудеи – 50 000, Санкт-Петербург, начиная с 1995 года.

- Мессианские Конгрессы и Синагоги (ок. 1975) – 7 000 человек.

- Новая Апостольская Церковь (ок. 1980) – 29 919 чел., рост 6.67 % в год.

- Российское Объединённое Братство Христиан Евангельской Веры (с 1913 года) – 1 200 000 членов, рост 3.56 % в год, прежде состояли в Европейско-Азиатской Федерации Евангельских Христиан Баптистов.

- Объединений Апостольский Церквей в России (ок 1930) – 60 000 чел., рост 3.91 % в год, центр в Санкт-Петербурге.

- Христианский Центр Победы /пятидесятники/ (с 1993) – 50 000 чел., общины в Петербурге, Москве.

Секты христианской традиции

- Свидетели Иеговы – 110 000 человек (с 1920 года), быстрый рост 10.07 % в год (в 1970 году их насчитывалось 10 000 человек).

- Мормоны [Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней] (с 1990) – 20 000 чел.

- Духоборцы (ок. 1650) – 55 000, рост 0.38 % в год,

Ислам.

Вторая после христианства по численности последователей религия России. Ислам, как и христианство, монотеистичен, основным его положением является вера в единого Бога — Аллаха. Основатель этой религии Мухаммед почитается её последователями (мусульманами) как Божий посланник. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Их священной книгой является Коран.

Подавляющее большинство мусульман России придерживается ортодоксального направления ислама — суннизма. Сунниты наряду с Кораном признают ещё в полном объёме священное предание сунну, записанную со слов родственников и сподвижников Мухаммеда. Для суннизма характерна также вера в предопределение, отрицание наличия у человека свободной воли. В суннизме имеются четыре юридическо-богословских школы (мазхаба), из которых в России представлены только две: ханафизм и шафиизм. Ханафитский толк отличается от других своей либеральностью, шафиитский толк допускает свободное толкование Корана.

Суннитами-ханафитами являются в России подавляющее большинство верующих татар и кабардинцев (остальные, как уже говорилось, придерживаются в основном православия), практически все верующие башкиры, адыгейцы, черкесы, абазины, балкарцы, карачаевцы, верующие дагестанских народов (кроме аварцев), часть мусульман-осетин, придерживающиеся ислама удмурты, марийцы и чуваши (числ. мусульман среди трёх последних народов невелика). Ханафитами являются и верующие из числа живущих в России казахов, узбеков, киргизов, туркмен, таджиков, крымских татар, каракалпаков, большинства азербайджанцев-суннитов. Верующие аварцы, чеченцы, ингуши, многие мусульмане-осетины придерживаются суннизма шафиитского толка.

Второе направление ислама шиизм, принимающее сунну лишь частично (только те её разделы, которые основаны на авторитете родственников Мухаммеда) и признающее наличие у человека свободной воли, имеет среди мусульманского нас. России мало сторонников. Небольшие группы шиитов есть в Дагестане, городах Нижней Волги, шиитами являются и часть проживающих в России азербайджанцев.

Ваххабизм возник в середине XVIII в. в Неджде (центральная Аравия). Его основателем был Мухаммед ибн Абд-ал-Ваххаб, от имени которого и образовано слово «ваххабиты». Однако сами аравийские ваххабиты себя так никогда не называли и не называют. Свое учение они именуют «тавхидом» («единением»), а себя «муваххидами» «приверженцами тавхида»).

Уже к концу XVIII в., после смерти основателя ваххабизма Мухаммеда ибн Абд-ал-Ваххаба, недждские эмиры - Саудиды - присвоили себе не только светскую, но и верховную духовную власть, оставив за потомками ибн Абд-ал-Ваххаба («ауляд-аш-шейх») только функции вероучителей и судей.

Одно из его основных положений досталось от средневековья - религия превыше этнической принадлежности. Ваххабизм, как никакой другой толк ислама, придерживается этого догмата.

В том виде, в котором в настоящее время распространяется на Северном Кавказе ваххабизм, он не представляет собой чего-то цельного. Не входя в детали, можно выделить среди ваххабитов два крыла - реформистское и радикальное. Сверхзадача у них одна: исламизация всего населения региона и, в конечном счете, установление на всей территории Северного Кавказа независимого исламского государства.

Не все ваххабиты Чечни - экстремисты, но наиболее радикальные ваххабиты Северного Кавказа сосредоточены именно там. Высказывается опасение, что антиваххабитские мероприятия правительства Чечни могут сказаться на ее отношениях с частью народов Дагестана, среди которых сравнительно мало ваххабитов.

Статистические данные по изданию World Christian Encyclopedia. 2nd edition. A comparative survey of churches and religions in the modern world. Oxford University Press. 2001.

Мусульмане – 11 137 043 чел., что составляет 7.6 % населения страны..

Иудаизм.

Верующие евреи России в своем подавляющем большинстве исповедуют иудаизм. Иудаисты верят в единого Бога Яхве, бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа. Священной книгой иудаистов является Танах, тождественный христианскому-Ветхому завету. Помимо Танаха признаётся Талмуд, в котором даётся толкование содержащихся в Танахе религиозно-этических, правовых и бытовых предписаний.

Среди росийских иудаистов есть хасиды — сторонники течения, возникшего в 1-й пол. 18 в. и призвавшего главное внимание уделить благочестию и молитве, а не изучению Танаха и Талмуда.

Наиболее крупные группы иудаистов в России имеются в следующих городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород, Челябинск, Ростов-на-Дону, Саратов, Новосибирск.

Имеет небольшое число последователей в России и иудаистская секта караимов, появившаяся в 8 в. и не признающая Талмуд. Если на Ближнем Востоке караимы считают себя частью еврейского народа, то в России— отдельной этнической общностью. Караимов в России ок. 700 чел. (сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге и др. городах), однако эта цифра относится к общности этнической, а не конфессиональной.

По данным п World Christian Encyclopedia. 2nd edition. A comparative survey of churches and religions in the modern world. Oxford University Press. 2001.

Иудеи составляют 951076, 0.7% населения страны. Сокращение численности: 1900 год – 5.26 млн., 1939 г. – 3.02 млн., 1970 г. – 2.1 млн., 1990 – 1.05 млн., 2000 г. – 951 тыс. Сокращение численности иудеев в России (Советском Союзе) в течении 20 века объясняется эмиграцией в Израиль; с 1969 г. ежегодно покидало страну 12 тыс. чел., с 1972 г. вплоть до 1989 год – около 35 тыс. в год.

Буддизм.

В России имеется и значительное число последователей буддизма. Буддийская религия считает любую жизнь цепью страданий, обусловленных стремлением человека существовать, и призывает каждого подавить в себе стремление к жизни, с тем чтобы освободиться от страданий. Для буддизма характерно представление о постоянных перерождениях. Буддизм распадается на три направления: тхеравада, махаяна и ответвившаяся от последней ваджраяна. Из этих направлений в России представлена ваджраяна («алмазная колесница»). Для неё характерно существенное усложнение обрядности и особенно акцентирование внимания на магических заклинаниях, с помощью которых якобы можно мгновенно добиться спасения.

В нашей стране ваджраяна известна под именем ламаизма. Его исповедуют верующие вост. буряты и буряты-хонгодоры, верующие тувинцы, большинство верующих калмыков и часть верующих эвенков (в Бурятии). В Санкт-Петербурге и некоторых других городах появились 53 небольшие группы буддистов - из числа русского населения.

Буддисты – 582.9 тыс. чел., 0.4 % населения.

С 1933 по 1938 годы все буддийские монастыри (120) были закрыты. Основные регионы распространения – Бурятия (ЦДУБ – Центральное духовное управление буддистов), Калмыкия, монгольское население Читинской области.


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.024 сек.)