|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЭПОХА РАЗВИТОГО ФЕОДАЛИЗМАТезаурус по «Истории зарубежной литературы средних веков И эпохи Возрождения»
Назначение тезауруса – дать студенту необходимые сведения о понятиях и терминах, впервые встречающихся при изучении курса «История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения». Материал расположен по периодам исторического развития литературы Западной Европы V – XVII вв., то есть согласно тематике читаемых лекций, а внутри разделов – в порядке алфавита и включает 70 слов.
ВВЕДЕНИЕ
Агиография (греч. hagios - святой + grapho – пишу) – вид, жанр церковной литературы, посвященный жизнеописанию лиц, объявленных церковью святыми – жития святых. Видение – жанр клерикальной, христианской литературы на латинском языке. Исповедь – жанр литературы, возникающий в Средневековье в христианской литературе и обращенный к Богу. Клерикал (лат. clericalis – церковь) – служитель церкви. Клерикальная литература – церковная, христианская литература. Медиевистика – раздел исторической науки, изучающий историю Европы в средние века (V – XVII вв.) Патристика (греч. pater - отец) – религиозная философия «отцов церкви», разрабатывающая и обосновывающая христианские догмы. Тезаурус (от греч. thesaurus – запас) – словарь, максимально полно представляющий (отражающий) слова, термины, понятия какой-либо области, сферы знаний. Теология (греч. Theos - Бог + logos – слово, учение) – богословие, религиозное учение.
ПЕРИОД РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Барды (кельт. bard) - народные поэты-певцы кельтских племен в Средние века – профессиональные поэты, бродячие или живущие при дворах феодалов, воспевающие героев и воинские подвиги, разрабатывающие лирическую поэзию, связанную с музыкой. Вёльва -пророчица, предсказательница. Викинги (варяги – русск., норманны – зап/европ.) – германский народ, живущий в Скандинавии в период раннего Средневековья (VIII – XI вв.), совершавший набеги, чаще всего морские. Друиды (лат. druids) – у кельтов – жрецы. Кённинги - составные метафоры, зашифровывающие ключевые понятия скальдической поэзии (напр., дорога сельдей – море, песня копий – битва, шлема основа – голова, лес глаз – ресницы, огонь раны – кровь и др.). Встречаются и в эддической поэзии. Руны – древнегреческие письменные знаки. Применялись для письменных сообщений. Первоначально было 24 руны. В эпоху викингов их число сократилось до 16. Вырезались в Скандинавии на оружии, амулетах и предметах обихода. Сага (сканд. saga – повествование) – древнеирландское, древнеисландское народное эпическое сказание о богах и героях, имеющее легендарно-мифологический характер. Чаще прозаического, иногда смешанного характера. Скальд (исл. skald – певец, поэт) – норвежский и исландский дружинный поэт, певец IX – XIII вв., автор хвалебных и хулительных стихов довольно сложной формы. Филиды – певцы-рассказчики эпических преданий древних кельтов, которые они систематизировали и подвергали сложной литературной обработке, используя при этом импровизацию. Эдда (старшая) – сб-к. др.-исл. песен, бытовавших в устной форме. Сборник известен в рукописи XIII века. Эдда (младшая) – Снорриева Эдда, написанная в 1222-1225 гг. Состоит из пролога и трех частей. Автор Снорри Стурлусен (1179-1241).
ЭПОХА РАЗВИТОГО ФЕОДАЛИЗМА Альба (прованс. alba - рассвет, утренняя заря) – жанр ср.-век. куртуазной лирики: утренняя песня о тайном ночном любовном свидании, прерываемом утренней зарей; по форме – преимущественно строфически оформленный диалог. Баллада (от прованс. balada – танцевальная песня) – жанр рыцарской лирики, плясовая песня, сопровождаемая припевом. Ваганты (от лат. vgantes «бродячий») – бродячие клирики, школяры, студенты, слагающие вольнолюбивые стихи на латыни (XII – XIII вв.) Вассал – в ср. века зависимое лицо от сюзерена. Готика – стиль в искусстве в средневековой Европе, возникший в XIII в., пришедший на смену романскому стилю. «Дольче стиль нуово» (итал. «Dolce stil nuovo» - «новый сладостный стиль») – итальянская поэтическая школа конца XIII в., предвосхитившая поэзию эпохи Возрождения. Жонглеры (франц. jngleur от лат. jnculator - шутник, забавник) – странствующие певцы и музыканты в средневековой Франции; создатели и распространители французского героического эпоса. Кансона (канцона) (от итал. cnzone - песня) – жанр куртуазной лирики, песня, ограниченная в своей тематике любовными или религиозными темами, отличающаяся изысканным и сложным строением строфы. Катрен (четыре) – четверостишье; строфа из четырех строк. Составляющее сонета. Куртуазная литература (от франц. curtos – учтивый, вежливый) – придворно-рыцарское направление в европейской литературе XII – XIV вв. (Прованс и др.) Литургическая драма – вид средневекового западноевропейского религиозного представления (IX – XIII вв.) С XIII в. Л. д. разыгрывалась на паперти перед храмом. Мейстерзингеры (мастер-певец) – немец. средневековые поэты-певцы из бюргерской ремесленно-цеховой среды. Менестрель (франц. menestrel) – профессиональный певец или музыкант в средневековой Франции, Англии и др. странах. Миннезингеры (нем. minnesinger - певец любви) – немецкие средневековые поэты-певцы. Появились в XII в. под влиянием трубадуров. Воспевали рыцарскую любовь, служение Богу и сюзерену. Миракль (от лат. miraculum – чудо) – жанр средневековой религиозно-назидательной драмы. М. начал развиваться в XIII в. во Франции, получив затем распространение в других странах Западной Европы. Мистерия (лат. mysterium - таинство, от. греч. mysterion – тайна, таинство) – жанр западноевропейского религиозного театра эпохи позднего средневековья (XIV – XVI вв.) Моралите/ (от лат. moralis - нравственный) – нравоучительная аллегорическая западноевропейская драма XI – XVI вв. Сюжет – религиозный по духу, но светский по форме. Новелла (итал. novella – новость) – малый прозаический жанр, бытовавший в средние века в Италии, чаще всего в среде горожан. «Новеллино» («Novellino») – анонимный сборник новелл (коротких рассказов); памятник итальянской художественной прозы конца XIII – начала XIV вв. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |