АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Осипова Ольга Владимировна. Знания о религии в период античности

Читайте также:
  1. D. Периодические
  2. I. Периодизация
  3. Pациональная организация труда и отдыха в экзаменационный период
  4. Авраамические религии
  5. Адвокатура России в период до судебной реформы 1864 г.
  6. Адвокатура России в период с 1864 до 1917 г.
  7. Адвокатура Советского периода: 1917-1991 гг.
  8. Акмеологический период развития.
  9. Античная философия. Классический период греческой философии (V – IV вв. до н.э.). Сократ, Платон и Аристотель.
  10. Архитектура Древней Греции. Архаический период( 7-6вв до н.э.).
  11. Б) Формирование отечественной социологии права в советский период
  12. Безработица в России периода с 90-х годов до нашего времени.

История интерпретаций религии в античности – трудная и обширная тема. С другой стороны, она пересекается с историей религии и историей философии. Тексты можно разделить на несколько групп. Одна из классификаций дана K. Hock. Он выделяет священные тексты, религиозные тексты, документы по истории религии. Этот автор не говорит об истории религий античного мира. Ни один из текстов, о которых мы будем говорить в античности, нельзя назвать священным (признаки: двойное авторство, претензия на содержательную всеохватность и идейную исключительность, почитание текста его сторонниками). Тексты оракулов также не относятся к священным текстам. Религиозные тексты – тексты, которые отражают религиозные представления в поэтической или систематической форме. Это поэмы Гомера и Гесиода, «Метаморфозы» и «Фасты» (календарь) Овидия, надписи религиозного содержания (посвятительные надписи). Третья группа текстов содержит информацию о религии. Сюда можно отнести произведения историков (Геродота, Диодора Сицилийского, Тита Ливия и других), антикваров (авторы справочников и путеводителей) Павсания («Описания Эллады»), Плутарха («Моралии»), Варрона («Божественные древности»). Уже сами греки начали изучать свою религию и мифологию. Дело в том, что вся греческая литература основана на мифах. В 5 в. до н.э. возникла необходимость комментировать произведения. Разумеется, не все мифы были понятны, поэтому создавались комментироваться. Мифы начали собирать и комментировать. Схолии – комментарии к отдельным словам, строчкам в произведении. Появляются также сборники мифов. Такие сборники появились в 5 в. до н.э. Они составлялись историками. До нашего времени сохранились «Библиотека» Апполодора и «Мифы» Гигина. Для религиозного восприятия характерна непоследовательность и двойственность. Поэтому мифы подвергались критике. Рационалистической критикой занимались историки. Моралистической критикой занимались поэты (Пиндар, Еврипид), но критика эта даётся по ходу, кстати. Аллегорическим толкованием мифов занимались философы. По мнению Вальтера Буркерта, философия начинается с книги, написанной прозой. Философы критиковали изложение религии в поэтической и систематической форме (Ксенофан). Самые его известные - это «Опровержения антропоморфизма». Протагор тоже писал о богах. Продик занимался языкознанием. Он ставил вопрос, каким образом люди пришли к употреблению богов. Ответ он давал такой: сначала богами люди начали называть то, что им полезно, потом как богов начали называть людей, которые насаждали культурные ростки. Демокрит о возникновении религии говорил в контексте истории человечества. Про сны он говорил, что это случайные соединения авторов. Атеист в чистом виде – Диагор Мелосский (5 в. до н.э.). Он был поэтом. Он высмеивал религию и ее культовую сторону в частности. Он разгласил тайну элевсинских мистерий, за что и пострадал. Эти мистерии связаны с культом плодородия. Его обвинили в нечестии в Афинах и должны были убить, но Диагор бежал. Подводя итоги, можно сказать, что упорядоченность мира видели все, и в этом видели присутствие высшего разума. До Сократа и Платона о богах как о демиургах не говорили. Философы стоики занимались аллегорическим толкованием мифов. Скептики отрицали познаваемость всего существующего, и мифологических существ в частности. В 3 в. до н.э. получила распространение теория «е(э)вгенеризм» (Е(э)вгемер). Евгемер – автор произведения «Священная запись». В этой книге все боги отождествлялись с некогда жившими людьми, которые очень помогли людям, за что их обожествили. Евгемеризм можно отнести к рационалистическому толкованию мифологии. Диодор Сицилийский обобщил знания о богах, которые были накоплены к тому времени. Дж. Шайд на основании теории Варрона делит рассуждения римлян о религии и богах на полисные, философские, мифологические. Мифологические – род богов, который введен поэтами. Как же Варрон относится к таким богам? – Плохо. Философские – род богов, который введен философами. Это тоже не нравится Варрону. Данный род богов не подходит для государства – там слишком много лишнего, чего народу знать вредно. Полисные – вводятся государственными мужами. Варрон считает, что этот род религии нужно поддерживать. Полисные можно разделить на 2 подтипа. Здесь мы имеем дело с традиционной экзегезой (объяснение, толкование). Традиционная экзегеза – ряд жреческих документов, которые относились к культу. Сохранилось довольно много таких памятников. «Наука о религии» тоже относится к полисным рассуждениям. Авторы, занимающиеся этой наукой, исследуют происхождение обрядов и используют этимологический подход. Этимологический подход предполагает изобилие версий. Мифы в Риме служили украшениями. Тит Лукреций Кар – выражение римского эпикуреизма и атомизма. Происхождению религии посвящен отрывок из его 5 книги (1161-1240 стихи; поэма «О природе вещей»). Наиболее развернутая интерпретация религии у Цицерона. В трактате «О природе богов» Цицерон продолжает традицию классического диалога. В этому диалоге 3 участника (пифагореец, стоик и академик). Сам Цицерон там скорее зритель. Вопрос о религии – самый темный и трудной, он считает, что этот вопрос очень важен в практической жизни. Прежде всего религия полезна для государства. Он сомневается в том, что можно построить теоретическую теологию – если будем что-то доказывать, то вера утратится. Цицерон солидарен со стоической критикой антропоморфизма, политеизм представляет как обожествление явленией. Цицерон дал свою этимологию слова «религия». По его мнению, самое главное в религии – ритуал, остальное – суеверие. Толкование делает очевидные вещи сомнительными. Лукиан (2 в. до н.э.) перенес традиционные мифологические сюжеты в бытовую сферу. «Зевс трагический». Он смеялся надо всеми богами. С точки зрения христианских писателей, мифы – это похождения бесов и выдумки языческих жрецов.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)