АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Читайте также:
  1. АНГЛИЙСКАЯ АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ДЖ. БЕРКЛИ, Д. ЮМ, ДЖ. МИЛЛЬ, Д. ГАРТЛИ
  2. Античная Греция (Спарта и Афины)
  3. Античная Италия
  4. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА
  5. АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПОСЛЕ АРИСТОТЕЛЯ: ЭПИКУР, СТОИКИ, АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ МУСЕЙ
  6. Античная философия
  7. Античная философия
  8. Античная философия
  9. Античная философия. Классический период греческой философии (V – IV вв. до н.э.). Сократ, Платон и Аристотель.
  10. б) психология
  11. Базовый учебник: Харитонов М.В. Психология современных массовых коммуникаций: СПБ,2010

 

 

Персонологический подход к чтению истории психологии - через взгляды отдельных мыслителей прошлого.
7-6 век до Н.Э. (досокатический период, философы - досократики)
Психология и философия развивались как единое материалистическое течение
5 век до Н.Э. начинает зарождаться идеалистическое направление: Сократ и Платон
Древнегреческие мыслители материаналистическойлинии:
- философы из г.Милет (Милетская школа): Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Поиск первооснов мироздания - основная задача представителей материалистического направления. Психика и душа - конкретные состояния первоосновы.
ФАЛЕС. Первооснова - вода. Душа - парообразное состояние воды, душа есть то, что приносит движение в другие тела, душа представлена как источник активности. (В психологическом смысле - мотивация, потребности). Все имеет душу.

Границы психического - сужались по принципу воронки в истории психологии.

Принцип всеобщей одушевленности природы - гилозоизм или панпсихизм.
АНАКСИМАНДР – основа мироздания – «Апейрон», мельчайшие частицы. «Такое состояние материи, которое не имеет качественной определенности, но которое благодаря своему внутреннему развитию и сочетанию порождает многообразие мира».

Душа – одно из состояний апейрона.

– идея зарождения живого из неживого (растения –> животные –> человек).
АНАКСИМЕН - основа всего воздух, душа тоже воздушной природы, что заметно по прямой связи жизни человека с дыханием.

 

- г.Эфес - Гераклит. Считается первым диалектиком.
ГЕРАКЛИТ – основа мироздания - огонь, который постоянно находится в изменении от более активных (сам огонь) к боле инертным (воздух, вода, земля) формам. Он выделял два пути развития: вверх и вниз. Душа есть конкретная форма огненного начала. Это промежуточное состояние между воздухом и водой, Гераклит назвал это состояние "псюхе". Гераклит ввел термин "психо" в обиход.
Выделение в душе познавательной стороны и сферы потребностей. Потребности у разных видов живых существ разные, отличия определяются средой обитания. Гераклит - идея неотделимости души. "Как угли без костра гаснут.. так и душа без связи с внешним миром погибает. Душа связана с телом, как паук с паутиной"
Связь с внешним миром - бодрствование, сон - утихание связи с внешним миром, смерть - прекращение связи с внешним миром.
В душе могут преобладать водяные или воздушные элементы, активность души определяется наличием воздушных элементов.

 

- врачи: Эмпедокл, Алкмеон, Гиппократ.
Основа мироздания - все четыре элемента.

АЛКМЕОН -мирообразующие силы не нужны, стихии сами по себе активны и способны сами образоваться в различные предметы, существа и прочее.
Уделял большое внимание строению нервной системы и головного мозга. Считал, что психика вязана с нервной системой, головным мозгом и работой органов чувств. Орган психики - головной мозг и нервная система. Исходя из этого психика присуща только животным и человеку. Нейропсихизм. Границы психического снова сужены.

ЭМПЕДОКЛ. Огонь и земля инертны, ни одна стихи не обладает активностью. Должны присутствовать мирообразующие силы: дружба и любовь/ненависть и вражда. Эти силы последовательно влияют на то, что будет происходить.
Этапы развития мира:

1. господство любви и дружбы. Однообразный, единый, нерасчлененный мир. Живые существа были одинаковыми и однополыми.

2. Господство ненависти и вражды. Мир начинает разделяться, разнообразиться в своих формах. Начинают появляться части будущих разно породных существ (носы, глаза и т.п.)

3. Снова господство любви, объединение разделенного: единство разнообразия. Образование цельно породных существ, выживают существа с лучшей организацией, те кто лучше приспособился за счет нововведений.

Душа это идеальное сочетание всех четырех стихий. Сок и растений, кровь у животных и у человека - душа. То есть душа есть у растений, животный и людей, все живое имеет душу. (Биопсихизм), таким образом границы психического расширяются.
Проблема локализации души: сосредоточение крови в теле человека - сердце. Это сердцецентрическая точка зрения на проблему локализации души.
Принцип подобия: подобное воспринимается подобным. (это точка зрения Алкмеона, Эмпедокл к ней близок). Наш глаз воспроизводит характеристики внешнего предмета. Принцип подобия распространялся и на эмоциональную сферу.
Механизм теории «истечений» - от внешних предметов простираются мельчайшие частицы, попадают в органы восприятия, сохраняются там и рождается образ.

Цветное зрение - отдельный орган человека так же представлен четырьмя стихиями, каждая из которых имеет свой цвет.

АНАКСАГОР - снова переход к единой первоосновы. Первооснова - мельчайшие частицы ГОМЕОМЕРИИ. Составные частицы, в каждую мелкую частицу могут входить еще более мелкие, а сама она может входить в более крупную. Частицы инертны. Нужна мирообразующая внешняя сила. Эта сила - нус, разу м, космический разум (в переводе с древнегреческого). Функции нуса: источник активности и перемещения гомеомерий, регулирующая, управляющая функции. Психика помимо функции активности, выполняет еще и регулирующую функцию.

ГИППОКРАТ -четыре стихии, все что нас окружает и мы сами есть различные сочетания этих стихий. Идеальное сочетание стихий - залог физического и психического здоровья. В здоровом теле здоровый дух.
Факторы внешние средовые, которые влияю на психическое и физическое здоровь е:

· географические факторы

· Климат

· Продукты питания и их разнообразие

· Род занятий

· Общий образ жизни, экономические и социальные условия

Внутренние внутрителесные факторы:

· циркуляция в нашем организме четырех видов жидкости: кровь=сангве, слизь =флегма, желчь (черная или желтая)

· Эти жидкости определяют степень активности человека. Самая первая характеристика темперамента - активность. Гиппократ первым стал думать в направлении теории темперамента, первая ГУМОРАЛЬНАЯ теория темперамента. (По Павлову: сила, уравновешенность, подвижность)


После 5 века: (материалисты)
- Демокрит
- Эпикур
- 4-3 век до Н.Э. Аристотель (г.Афины) + школа стоиков, просуществовала долго и вошлав историю римской империи аж до 5-6 века Н.Э. ранние стоики - материализм, поздние стоики - идеализм.
- возникновение Рима, Лукреций в Риме продолжает линию Эпикура и Демокрита уже во 2 веке до Н.Э.
- александрийские врачи: Эратистрат и Герофил, 2-1 век до Н.Э.
- древне-римский врач Гален

 

ДЕМОКРИТ - основа мироздания - мелкие неделимые частицы, атомы.
Введение термина "атом". Свойства атомов, по которым между собой различаются
1) величина, размер
2) форма
3) характеристики движения.

атомы обладают собственной активностью
Кроме атомов и пустоты, в которой они двигаются ничего больше нет

Атомы души - самые мелкие, самые подвижные и шарообразные, гладкие. Они рассеяны по всему космоса и проникает во все тела абсолютно.
Демокрит - всеобщая одушевленность природы. Атомы души попадают в телесный организм при вдохе, при выдохе часть атомов покидает тело, при вдохе - запас пополнения и так далее: ПОКА МЫ ДЫШИМ МЫ ЖИВЕМ. Атомы души растекаются по всему телу, атомы души могут скапливаться в разных частях тела: в полости головного мозга, в области сердца и в печени. Три ведущих органа психики: сердце, печень, мозг.
ЛОКАЛИЗАЦИЯ ДУШИ В РАЗНЫХ МЕСТАХ.
Локализация души: трехмерный подход в определении содержания души человека. Эта модель сохраняется до сих пор. Но изначально Демокрит был сторонником дихотомического деления на сферу потребностей и познавательную сферу. Познавательные процессы представлены несколькими уровнями: разум, познавательная чувственная сфера (восприятие-отражение объекта в его целостности, ощущение - познавательный процесс, связанный с отражением свойств предмета при его восприятии).
Потребности направляют ум, органы чувств.
Разум своим происхождением обязан чувствам, чувственному опыту.
Мышление отличается от чувственных данных (по Платону: в любой форме чувственного познания представлено что-то единичное, конкретное и отдельное, а мышлению открывается нечто общее в вещах, то есть выделение общего признака, объединяющего некое множество предметов)
По Демокриту:
Ощущения - отражения отдельных свойств атомов (теория стечений Эмпидокла) определяются свойствами атомов и свойствами самого человека. Объективно ничего не имеет спец.свойств (красного нет, синего, сладкого и проч.) мир существует другим, не таким каким мы его знаем. ОЩУЩЕНИЯ РОЖДАЮТСЯ В НАШЕМ МНЕНИИ. Повод для субъективного диализма; мы все порождаем в себе.
(И.Кант: вещи в себе и вещи для нас. Никакого подобия между вещами в себе и вещами для нас.)
Восприятие - процесс, связанный с отражением предмета в целом. (Стекаются "эйдосы" - микрокопии самого предмета, образуя образ восприятия).
Теория стечений сохраняется в обоих случаях.
АТОМИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ - основание этому учению дал Демокрит. Продолжают: Эпикур и Тит Лукреций.

 

СОКРАТ
Основа мироздания - божественный, космический разум - "божество".
Человеку доступен только его собственный внутренний мир и свое поведение. И ничего больше.
СМЕНА ПРОБЛЕМАТИКИ. Сократ - проблема человека, его внутреннего мира, его поведения. Человек должен быть предметом философского учения. Сократ призывал к переходу от проблем мироздания к проблеме человека.
"Познай самого себя!"


ПЛАТОН - ученик Сократа
Основной признак прекрасного - гармоничность.
Идея-нечто в общее в вещах и это есть сущность вещей
ЛЕКЦИЯ 2
Платон приходит к мысли о первичности вещей по отношению к миру (слово прекрасный)
Объективный-существовать вне времени>объективный идеализм (родоначальник Сократа)
Идея существует не вне а внутри меня-субъективный идеализм
Демокрит не показал на практике различие между мышлением и эмоциональным восприятием
ПЛАТОН (ученик Сократа)
Мир идей
Мышление есть отражения чего то в общем (Платон)
Мышление-обобщенное опосредованное представление о мире

Идеи Добра и Зла - мировые души по Платону
Душа той же природы что и идея, постоянны неизменны и бессмертны, место пристанища в мире идей>теория переселения душ
Поселяясь в тело душа изменяется в состояниях и формах,в зависимости от того как отягощается телесными примесями
Разумная часть души-не отягощаемая часть души >полость головного мозга >мыслители(мудрец)>аристократы
Пылкая(волевая) часть-частична отягощаемая часть души>сердце>у войнов (храбрец) и стража
Вожделеющая душа- отягощена телесными примесями >печень> Демос (ремесленик) (глупец)
У рабов нет души
Лучшего всего У греков развита высшая часть среды
Народы средней полосы и севера развита средня

 


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)