АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 13.ЦЕННОСТИ И СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

Читайте также:
  1. Бел. нац.-культ. идентичность как проблема художест. и научного осмысления.
  2. Бердяев Н.А.Философия свободы. Смысл творчества
  3. Влияние понимания смысла человеческого бытия на судьбу человека.
  4. Влияние смысла слов на запоминание
  5. Вопрос 8. Счастье. Смысл жизни
  6. Высшие нравственные ценности: добро (благо), свобода, счастье, жизнь и её нравственный смысл
  7. Глава 4. Причины существования бездомных животных
  8. Глава первая: Знать смысл свидетельства – одно из условий таухида
  9. Глава первая: Знать смысл свидетельства – одно из условий таухида
  10. Его плоть — человеческого, а не ангельского свойства
  11. Задание 16. Ударение как средство смыслового различения слов.
  12. Занятие № (Лекция)

В данной теме следует уяснить, почему в ваше время возрос ин­терес к проблеме ценностей, раскрыть содержание понятий "ценность", "ценностное отношение", "оценка", "ценностная ориентация", охарак­теризовать виды ценностей, особо выделив вопрос об общечеловеческих ценностях и ценностях личности; завершит тему рассмотрение места ценностей в понимании смысла человеческого существования.

Теория ценностей - тема весьма важная и теоретически, и прак­тически, но для современной отечественной философии достаточно мо­лодая. Первая обстоятельная работа "Проблема ценности в философии" вышла в 1966 году /изд. М.-Л./, в учебниках она еще не нашла дол­жного освещения /во "Введении в философии", М., 1989 она вообще отсутствует/.

И тому есть серьезные социальные причины. Господствовавшая в нашей стране командная система жестко регламентировала деятель­ность людей во всех сферах жизни, вместо творчества как свободно­го самопроявления личности насаждалась ориентация на указания "сверху", личность тотально подавлялась, включая и ее ценности. В итоге - внутренняя инертность личности, ее социальная апатия, слепая вера в авторитеты, невнимание к смыслу /высшему человечес­кому смыслу/ своей деятельности, к тем целям, нормам и идеалам,. к которым объективно могут -привести ее результаты. А это - почва для подмены подлинных ценностей их фальшивым подобием, а то и ан­тиценностями, в качестве которых выступают стяжательство, зависть, бездуховность, аморализм, конформизм, холопство и т.д.

В условиях переходного периода, переживаемого нашей страной, ситуация с ценностями пока радикально не улучшилась. Более того, в некоторых аспектах даже ухудшилась, поскольку потерпела крушение прежняя система ценностей, основанная на тоталитарной идеоло­гии и имевшая общегосударственный статус, во она не была заменена новой, которая, основываясь на принципиально иных, гуманистических началах, была бы столь же всеохватывающей и влиятельной, как преж­няя. Отсюда, расколотость общества, социальная нестабильность, уг­лубление деморализации населения, ибо нет единой, объединяющей всех платформы, нет той интегрирующей основы, в качестве которой и выступают обычно ценностные системы - по отношению как к отдель­ной личности, так и к обществу в целом. Это, конечно, не единст­венная причина указанных кризисных явлений, но - одна из важнейших.

Что же под ценностью понимает философия? Подходы к проблеме ценности наблюдались уже в античные времена, но ее развернутая те­оретическая разработка начинается во второй половине XIII века и интенсивно ведется в Х1Х-ХХ вв. впервые четко разграничил мир су­щего /что есть в реальности/ и мир должного /того, что должно быть, мир ценностей, нормативных идей разума/ И.Кант, а позже неокантианцы создали аксиологию, или учение о ценностях. Их линию продол­жили феноменологи /Э.Гуссерль, М.Шелер/ и экзистенциалисты, боль­шое внимание ценностям уделяли также представители "философии жиз­ни" /Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель/, персонализма, неотомизма в т.д.

В советской философской науке аксиологическая проблематика долгое время либо вовсе игнорировалась, либо полностью отдавалась на откуп идеалистической философии, поскольку именно в ее лоне эта проблематика разрабатывалась по преимуществу. В 60-х же годах, стремясь глубже осмыслить специфику социального познания, а в бо­лее широком плане - диалектику соотношения науки и идеологии, тео­ретического и духовно-практического способов освоения действительности, советская философская мысль намечает первые контуры марк­систской аксиологии. В последующем это исследовательское направление расширяется и углубляется, выходя на развернутый анализ таких проблем, как ценность и культура, ценности, нормы и идеалы, ценнос­ти классово-групповые и общечеловеческие, ценность в свобода лич­ности, проблема ценностных ориентации и т.д. При этом поиск ведет­ся в русле жесткого противопоставления марксистской и "буржуазной" аксиологии, которое, впрочем, в постсоветские годы снимается, ус­тупая место принципу взаимодополнительности и взаимообогащения.

Различия, однако, имеется. Кратко позиция аксиологов Запада такова. Ценности, полагают они, - это такие общезначимые принципы, которые определяют направленность действий и поступков людей, их внутреннюю мотивацию. За этими принципами, по их мнению, не стоят объективные свойства эмпирического мира, это требования, нормы и Идеала, обращенные к сознанию людей и из их же сознания черпаемые. Ко как тогда обосновать общезначимость ценностей, если у них нет в самом бытии объективной основы';' это делается путем соотнесения таких фундаментальных общечеловеческих ценностей, как истина, доб­ро, красота, правопорядок, справедливость, любовь, милосердие и т.д. с общечеловеческой культурой, носителем которой является не индивидуальный, а надындивидуальный субъект, или "сознание вообще", воплощающее в себе указанные выше нормы и идеалы. Именно их надиндивидуальность, т.е. социальность, свидетельствующая, в конечном счете, о степени свободы человека и человечества, и определяет отношение к ним как к имеющему ценность или обладающему ценностью. Ценность же, по определению, не допускает к ней корыстный, узко­эгоистический подход, ценностное отношение - это отношение беско­рыстное, даже сакральное, священное, ибо ценности - это святыни.

Указывается при этом на универсализм ценностей, на то, что они имеют отношение практически ко всем сферам жизнедеятельности человека. А также - на их нормативный, общеобязательный характер, позволяющий сплачивать на этой основе как малые социальные группы, так и больше, вплоть до общества в целом - ведь за ценностями сто­ит культура как всеобщий показатель "нормы" во всем как и необходимое условие достойного существования человечества.

Но - подчеркивание сверхэмпирической, метафизической, даже чисто умозрительной природа ценностей, того, что в самом бытии у них нет "земной" основы и что источник их - либо в воле человека /В.Виндельбанд/, либо в его чувствах /М.Шелер/, превращало ценности в некие априорные и вечные сущности, оторванные от реального мира и средствами науки непостижимые. Такой взгляд абсолютно про­тивопоставляет научное и ценностное освоение мира, разрывает дей­ствительность /это царство "железной" необходимости, сфера принуж­дения и социального манипулирования, т.е. мир глубоко враждебного человеку отчуждения/ и свободу /мир ценностей, непринужденного вы­бора человеком достойного образа жизни/, а сами ценности представ­ляет как нечто предшествующее бытию и "оживающее" лишь благодаря личной свободе. Такова, к примеру, позиция экзистенциалистов; у нее имеется реальная основа, хотя и неадекватно истолкованная /по­нимание реальности как мира только отчуждения, которое экзистенци­алисты, будучи гуманистами, решительно отвергают/.

И отличительная особенность советской аксиологии, ориентиро­ванной на марксизм, - сосредоточение внимания на доказательстве ис­торизма и "земного" характера ценностей, их тесной генетической связи с реальным историческим процессом, с развитием общества. И доказывается это в русле социально-деятельностного подхода.

В итоге ценность раскрывается как социальный продукт, причем продукт не только социального сознания /западные аксиологи/, но прежде всего социальной предметно-практической деятельности. По со­держанию же ценность - это значение, значимость того или иного яв­ления /социального или природного/ для жизнедеятельности человека, та объективная функция /роль/, которую оно играет в ней. Зависит же эта значимость явления для человека от его потребностей и интересов, на удовлетворение которых направлена его деятельность, а они исто­рически изменяются и развиваются, внося аспект изменяемости и в са­ми ценности, о чем мы еще скажем.

Что значит установить ценностное отношение а явлению, обнару­жить его ценность? Это значит конкретно - отнести данное явление к полезным или вредным, добрым или злым, справедливым или несправед­ливым, истинным или ложным, красивым или безобразным, трагическим или комическим, возвышенным или низменным, приносящим счастье или несчастье и т.д., выявив тем самым его значимость для человека.

Выходит, значимость и ценность - одно и то же? Нет, ценность - это лишь положительная значимость, т.е. такая связь субъекта и объекта, в которой то или иное свойство объекта не просто значимо, а объективно способно удовлетворить сложившуюся потребность челове­ка оформившуюся в виде определенного интереса и цели. Иначе говоря, ценность - это свойство объекта, ценимое субъектом именно за его способность отвечать интересу, поставленной цели.

Но, во-первых, и интерес, и поставленная цель могут быть раз­ными, даже диаметрально противоположными, а потому могут обернуть­ся созданием как ценности, так и антиценности /расхожий пример -космический корабль или газовая камера/. Действительной ценностью будет то, что соотносимо с историческим прогрессом, так или иначе "работает" на него, его выражает, но - с таким прогрессом, который непременно сочетается с реальным саморазвитием и самосовершенство­ванием человека, т.е. заключает в себе гуманистическое содержание. И во-вторых - ценности надындивидуальны, их отдельный индивид может осознавать, не осознавать, осознавать, но неадекватно, что мы пока­жем при рассмотрении соотношения ценности и оценки.

Надындивидуальность ценностей возвращает нас к вопросу об объ­ективности ценностей. Ценность объективна, ибо в ценности, ценност­ном отношении человек реализует себя как субъект преобразующей деятельности, протекающей в рамках определенных общественных отноше­ний, а они объективны. Оказанная же выше ссылка на потребности и интересы как непосредственные детерминанты ценностей не должна сму­щать, поскольку речь идет об объективных нуждах общества, социаль­ной группы, отдельной личности. Содержащиеся в потребностях и инте­ресах этих социальных субъектов объективные нужды - показатель то­го, что в этих потребностях и интересах имеется объективное содер­жание, хотя и выступающее в субъективной форме - в форме явлений нашего сознания. Здесь налило аналогия с истиной, которая объектив­на по содержанию и субъективна по форме.

Объективность ценности не следует понимать как нечто мертвое, абсолютное, раз навсегда данное. Признание объективного характера ценности должно сочетаться с учетом ее историчности и относительно­сти на каждом конкретном этапе развития общества. Это значит: оставаясь объективной по своему содержанию, ценность сама развивается - она изменяется в зависимости от состояния социально-исторической практики, наличных общественных отношений, реального состояния пот­ребностей и интересов общества и социальных групп в данную эпоху и т.д. Сочетание здесь объективности и историчности образует крайне сложную диалектику относительного и абсолютного в ценностях. Ее ^.конкретное и наглядное выражение - соотношение ценностей общечело­веческих, групповых и индивидуально-личностных.

Из социально-деятельностной природы ценностей вытекает и их основная функция - быть социально значимыми ориентирами человечес­кой деятельности и поведения. А это вводит ценности в контекст ку­льтуры. Культура, как известно, есть мера социальности в человеке, показатель приобщенности его к совокупному опыту человечества во всех сферах деятельности, имеющему всечеловеческую значимость, или ценность. Так ценность предстает как явление культуры и сама куль­тура выступает как ценность. Следует, однако, видеть нетождествен­ность ценностей и культуры, то, что это разные явления с разными функциями. Как уже сказано, функция ценностей - обеспечивать чело­вечество социально значимыми ориентирами его жизнедеятельности, функция же культуры - накапливать совокупный социально-историчес­кий опыт, имеющий общечеловеческое значение, и передавать его /че­рез механизмы общения/ новым поколениям.

Ценность необходимо отличать от оценки. Как мы видели, цен­ность - это объективная характеристика деятельности и ее продуктов, оценка же - это отражение объективной ценности в сознании субъекта, и соотносятся они как объективное и субъективное, первичное и вто­ричное, оригинал и копия. Специфика оценки определяется как специ­фикой ее объекта /т.е. объективной ценности/, так и активностью ее субъекта, отражающего этот объект не пассивно, а внутренне заинте­ресованно, как личностно значимый именно для него. Такое перепле­тение в оценке объективного и субъективного и образует ее особую природу, отличающую оценку, например, от истины, а оценивающую де­ятельность - от научно-познавательной. В чек выражается это отли­чие?

Оценка структурно сложнее истины: если в познавательной дея­тельности, нацеленной на получение истины, главное - знание объек­та как такового, то в оценке, оценивающей деятельности отражается система "объект-субъект", т.е. и объект, и субъект в их внутренней соотнесенности. Отсюда множественность оценок одного и того же цен­ностного объекта /истина же, строго говоря, одна, хотя путей к ней может быть множество/. Эта множественность объясняется влиянием на оценку особенностей личности конкретного оценивающего субъекта - возрастных, образовательных, профессиональных, сословно-классовых, национальных и т.д. Сказывается также участие в акте опенки ие то­лько логических структур сознания, но и его чувственно-эмоциональ­ных уровней, уникально неповторимых у каждого индивида. Роль их не­одинакова: если первые "ответственны" за момент всеобщего в оцен­ках, за то, насколько в них отразился достигнутый в данном общест­ве общий уровень оценочной деятельности, то благодаря вторым оценка приобретает форму единичности, индивидуального своеобразия.

Но эту многозначность не следует толковать релятивистски, в духе равнозначности всяких оценок чего-либо, включая и полярные, что особенно важно подчеркнуть в молодежной среде, где весьма ак­туальна задача формирования развитой способности оценивания, назы­ваемой вкусом. Известная поговорка "о вкусах не спорят" верна лишь в определенных рамках; выходя за них, о вкусах спорить надо - тогда, когда сталкивается развитой вкус и неразвитый, здоровый и не­здоровый, современный и отсталый и т.д. Как обеспечить доказатель­ность в спорах о культуре быта и поведения, о моде, музыкальных вкусах"/ Спор надо вести по общим принципам, лежащим в основе оцен­ки, и уступить там, где он касается индивидуальных оттенков в оцен­ке.

Говоря об отличии оценки от истины, не следует упускать их внутреннее единство. Сама оценка, строго говоря, есть один из видов отражения действительности, а значит, и познания ее. "Отраже­ние ценности есть знание", - справедливо отмечает исследователь данной проблемы А.М.Коршунов /см. его работу "Диалектика субъекта и объекта в познании", М., 1982, с. 108/. Установлено: чем точнее оценка отражает реальные ценности, тем она ближе к объективной ис­тине, и в этом ее гносеологический статус. Степень адекватности оценок может быть различной, она зависит от индивидуальных особенностей конкретной личности, о чем ухе шла речь; оценка может давать­ся как на обыденном. так и на теоретическом уровне. В последнем слу­чае мы подходим к оценке как компоненту научного знания, а оно, стремясь к истине, широко пользуется оценками; особенно ценятся оценки, даваемые специалистами а данной области знания /экспертные оценки/. Их виды в науке различны - оценки, связанные с установле­нием утилитарно-практического значения природных материалов и эф­фективности изобретений - /в технических науках/, оценки самого зна­ния и закономерностей его развития /методология технических, есте­ственных и социально-гуманитарных наук/, оценки социальных явлений /общественные науки/, неодинакова и роль оценок в различных науках. В общественных науках она значительнее, поскольку оценка здесь пря­мо затрагивает социальные позиции субъекта, и еще большей мере роль оценки возрастает в таких формах общественного сознания, как мораль, искусство, религия. Их некоторые авторы даже относят к особой - оценочной - форме отражения, существующей наряду с наукой. Вопрос этот, облако, дискуссионный.

От раскрытия сущности ценностей перейдем теперь к характерис­тике видов ценностей и такого важного понятия, как "ценностная ори­ентация".

Сейчас в отечественной науке имеется несколько классификаций видов ценностей; строятся они на разных основаниях и по-разному от­вечают да вопрос, какие ценности считать высшими. Наиболее распро­странено деление ценностей на материальные и духовные. Материальные - это вещи производственно-технического /орудия и средства производ­ства/ и потребительского /продовольствие, одежда, жилище и т.д./ на­значения; духовные - это идеи: политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные; существуют в форме идеа­лов и установок, норм и эталонов, социальных проектов и принципов действия и т.д. два момента, по крайней мере, следует учесть, уясняя специфику материальных и духовных ценностей. Первый - разная роль "материальности": если для материальных ценностей она - их сущест­венная и определяющая характеристика, главная носительница и выра­зительница их функций /например, природные свойства вещей, исполь­зуемых в производственном процессе или подлежащих непосредственно­му потреблению/, то "материальность" духовных ценностей - это лишь способ воплощения определенного идейного содержания и передачи его читателю, зрителю, слушателю и т.д. /книга научного содержания, ху­дожественная картина, свод государственно-правовых актов и др./. о первым тесно связан второй момент - различия в способах потребления: если материальные ценности в процессе потребления поглощаются и аннигилируются, то "потребление" ценностей духовных не ведет к их аннигиляции, делая их подчас "вечными", т.е. неисчерпаемые /напри­мер, ценности искусства/.

Несомненен приоритет духовных ценностей" над материальными, ин вытекает из самой сущности человека как существа не только биологи­ческого, но и социального, обладающего высокоразвитым сознанием и потому живущего "не хлебом единым", т.е. не одной лишь заботой о материальных благах. Они необходимы, но - лишь как непременное ус­ловие жизни, наполненной подлинно человеческим смыслом, а он обре­тается прежде всего в духовной сфере, концентрирующей в себе высшие потребности и интересы человека и человечества.

Особенно это стало очевидным в наше время, когда резко обозна­чился кризис техногенной цивилизации с ее главной ценностной уста­новкой на безудержный рост потребления и погоню за комфортом. В итоге - отравленная окружающая среда, истощение природных ресур­сов, "болезни века" /среди них особенно опасные - наследственные/ и т.д.

Мыслью о предпочтительности именно духовных ценностей продик­тована классификация ценностей, предлагавшаяся в свое время В.П.Тугариновам. Он разделил все ценности на "ценности жизни" /это ути­литарные, или экономические ценности/ и "ценности культуры" /эти­ческие и эстетические/. Принимая эту классификацию как одну из воз­можных, следует отметить, что различие между материальными и духов­ными ценностями нельзя абсолютизировать, ибо, в сущности, все цен­ности без исключения имеют "духовную" функцию, поскольку в конечном счете "работают" на универсальное развитие личности /с учетом, ес­тественно, указанных выше двух моментов/. Так, и вещная среда /т.е. совокупность материальных ценностей/, если она организована должным образом /по рекомендациям, например, современного дизайна/, может в значительной мере духовно воздействовать на человека, развивать его. И наоборот, недоброкачественные духовные продукты /типа "чернухи" и "порнухи"/ снижают ценностный потенциал личности, духовно растлевают ее.

Если обратиться к работам С.Ф.Анисимова, то в них ценности классифицируются по уровням общественного бытия и общественного со­знания. Сответственно -"высшими ценностями" у него выступают чело­век и человечество, затем идут ценности материальной жизни, соци­альные ценности и наконец - ценности духовные. Надо сказать, этот "истматовский" подход вызывал возражения - отмечалась, в частности, нечеткость самого понятия "высшая ценность". Близка к этой по сути, но иначе по выводам выглядит классификация, делящая ценности на •первичные /удовлетворяют биологические, хотя и очеловеченные пот­ребности человека/, вторичные /создания рук человеческих, прежде всего орудия труда/ и третичные /средства коммуникации в самом ши­роком смысле слова/.

Социально-деятельностный подход подразделяет все ценности по объекту и субъекту деятельности. Но объекту - указывают на ценность природных предметов: ценность человека, группы людей, общественных явлений. Наиболее трудное здесь - обоснование ценности природных предметов; решение проблемы усматривается в учете того, что у этих предметов два бытия: природное /их собственные естественные свойст­ва, которые сами по себе внеценностны/ и социальное /те же свойст­ва, но вовлеченные в сферу человеческой, деятельности и подчиненные удовлетворению потребностей человека/.

Но субъекту - говорят о ценностях общечеловеческих, классовых, национальных, профессиональных, возрастных, личностных. Особенно важно уяснить соотношение ценностей общечеловеческих и классовых, социальных и личностных.

Соотношение общечеловеческого и классового в ценностях у нас активно обсуждалась в годы перестройки в рамках "нового политичес­кого мышления", стремившегося учесть обострение в мире глобальных проблем - угрозы ядерной войны, экологического кризиса, сложной де­мографической ситуации, проблемы бедности и т.д. В итоге сфера об­щечеловеческих ценностей была распространена на область межгосудар­ственных и межформационных отношений и был обоснован приоритет этих ценностей перед всеми другими - классовыми, национальными, государ­ственными. До этого же преобладало подчеркивание в ценностях не об­щечеловеческого, а классово-группового содержания, что вполне от­вечало конфронтационному сознанию с его абсолютизацией классового подхода и жестко понятой формационной теорией. Общечеловеческие,. ценности как таковые либо вовсе не учитывались, либо понимались крайне узко /например, сводились к простым нормам нравственности/, Ценности же и оценки одной противоборствующей стороны превозносились и возводились в ранг общечеловеческих, а другой - развенчивались и компрометировались. На практике это вело к идеологической: нетерпимости, запретам на занятия кибернетикой, генетикой и т.д., искажению и извращению таких ценностей мировой цивилизации, как "рынок", "собственность", "демократия", "права и свободы граждан" и т.д.

Ныне ситуация резко изменилась. Утвердился иной, цивилизационный подход к ценностям: акцент делается на преемственности в исто­рическом развитии материальной и духовной культуры человечества, накоплении, в ходе этого развития, крупиц "вечного" и непреходяще­го, тлеющего общечеловеческую значимость; их позитивным обобщением и выступает понятие "цивилизация"; при этом классовое не отбрасыва­ется, а рассматривается как часть целого. И общечеловеческие ценности, при таком подходе, предстают как выражение общих черт в сово­купном социокультурном опыте человечества, в смене исторических эпох сохраняющих и приумножающих свою позитивную значимость для людей.

Исторически общечеловеческое в ценностях обогащается и расши­ряется, постепенно выходя за локальные и этно-национальные рамки и становясь действительно всеобщим /т.е. охватывающим всех землян/. Эта всеобщность складывается по мере осознания человечеством своего планетарного единства и формирования мирового сообщества, что стало фактом сравнительно недавно, на протяжении текущего столетия. Что же конкретно мы квалифицируем как общечеловеческие ценности?

Главная из них сегодня - человек, его жизнь, здоровье, физи­ческое и нравственно-духовное, его достоинство, честь, свобода са­моутверждения и саморазвития. Говоря о сфере экономики, особо сле­дует отметить собственность как ценность: в своем точном значении она есть отношение субъекта деятельности к предметам природы и сред­ствам труда как к своим, т.е. это форма их присвоения человеком. Это обусловливает, во-первых, высокопроизводительный труд, ибо у подлинного собственника налицо постоянный и растущий интерес к эф­фективному использованию объектов собственности, и во-вторых, вы­сокую ответственность в распоряжении своим имуществом, бережли­вость, рачительность, "хозяйский глаз", и социальной сфере - кон­сенсус всех общественных сил как основа социальной стабильности в обществе, защищенность граждан, особенно детей, инвалидов и престарелых. В политико-правовой сфере - гарантированные _ права человека, плюралистическая демократия, равенство всех перед законом, и духовной - ценности морали, искусства и религии, науки в философии..Именно на этой базе формируется /и сформируется/ та система ценностей, которая объединит всех россиян, придаст их жизнедеятельности высокий человеческий смысл.

Но как, с помощью каких конкретных механизмов это всеобщее становится достоянием каждого отдельного человека? Это - вопрос о механизмах трансформации социальных ценностей в ценности индивидуально-личностные. Такая трансформация, согласно психологам, происходит в ходе интериоризации. или превращения социальных ценностей [ во внутренние устойчивые структуры человеческой психики. Осущест­вляется этот процесс не автоматически, а в самостоятельном поиске индивидом приоритетных для него ценностей, при участии как осознаваемых, так и неосознаваемых уровней его сознания. Опорное объясня­ющее понятие здесь - установка, или состояние готовности, предрас­положенности субъекта к определенной деятельности в определенных условиях. Сама эта предрасположенность предстает как "целостная мо­дификация субъекта" /Д.Н.Узнадзе/ и включает в себя не только прос­тейшие установки /на биологическом уровне/, но и более сложные, со­циальные, высшим уровнем которых являются ценностные ориентации.

В ценностных ориентациях концентрируются наиболее важные, фун­даментальные элементы сознания личности и ей особенно дорогие; а поскольку они выстраданы ею всей ее жизненной судьбой, постольку они составляют ядро внутренней структуры личности, стержень ее убеждений, основу ее мировоззрения. Элементы эти - нравственные, политические, художественные, религиозные и другие установки; в структуре личности они интегрируются в определенную систему, сочетающую в себе "императивы времени" и то, что идет от личного свое­образия данного индивида. Но степени развитости ценностных ориен­тации судят о зрелости личности, мере ее соответствия своему вре­мени. паяный показатель их развитости - иерархия ценностей, или определение места той или иной ценности на шкале значений: какие ценности данная личность рассматривает как приоритетные, а какие как производные, второго, так сказать, порядка. Критерий оценки -идеал, или предельное совершенство; конкретно: нравственно-высшее - это добро, эстетически-высшее - красота, высшая ценность в.познании - истина, в политико-правовом ряду - справедливость и т.д. Помимо идеала в качестве образца для сравнения выступают также правила и нормы, стандарты и эталоны.

Реально нередки случаи внутренней противоречивости систем цен­ностных ориентации личности. Наиболее типичный - расхождение "меж­ду декларируемыми и реальными ценностями" /Д.А.Леонтьев. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Во­просы философии, N 4, 1996, с. 21 /. Причина этого расхождения – не ­только в лицемерии, когда на официально-публичном уровне следуют одним ценностям, а на уровне обыденного сознания и повседневной практики - другим; может также наблюдаться дисгармония сознатель­ных и бессознательных структур психики индивида; ценностная систе­ма личности может только складываться, быть еще неустойчивой; может сказываться присутствие в сознании личности разнородных ценностей, вызванное одновременной принадлежностью ее к различным социальным группам с их собственным набором ценностей /государство, нация, се­мья, профессиональная, возрастная и др. группа/. Указывается и то, что ценностные ориентации личности могут изменяться /подчас весьма радикально/ в ходе всей ее жизни.

Завершая рассмотрение теории ценностей, следует уяснить их принципиальную роль в осознании человеком смысла своей жизни и его предназначения в мире. Для этого необходимо прежде всего вернуться к идее приоритета духовных ценностей перед ценностями материального порядка, ибо, как уже отмечалось, подлинный смысл собственной жизни личность обретает преимущественно в духовной сфере, в производстве и потреблении духовных ценностей, что отвечает сущности человека как биосоциального существа, обладающего высокоразвитым сознанием.

Раскрывая далее проблему смысла жизни, следует речь здесь вести не просто о приоритете духовных ценностей, но и подчеркнуть роль в их структуре высших духовных ценностей, концентрирующихся в понятии "духовность". "Духовность" - это мера человечности, по­зволяющая, говоря образно, измерить "рост" человека в каждом из нас, высоту "планки" каждого, а она у всех - своя, сугубо индиви­дуальная. Ей противопоставляют бездуховность как синоним приземленности, эгоистичности, погруженности в мир чисто потребительских интересов, социальной пассивности, равнодушия и безответственности.

В силу своей интегративности, того, что в духовности представ­лен синтез разумно-логических и чувственно-волевых структур, она с трудом поддается точному определению в понятиях науки, однако поиск в этом направлении сейчас интенсивно ведется. И первое, что уже прочно установлено, это то, что духовность - характеристика качественная, а потому направленная: она указывает на определенное состояние внутреннего мира человека, задаваемое высшими духовными ценностями его эпохи, - в них он усматривает идеальный образец со­вершенства и с ними соразмеряет всю свою жизнедеятельность. Поэто­му подлинная духовность - всегда показатель высокого развития че­ловека /речь идет о приближении и идеалу/, всегда свидетельство его высокого предназначения в мире, полноты и облагороженности смысла его жизни.

Какие же это ценности? это - добро, истина, красота, Они были выделены еще в глубокой древности, всем последующим ходом мировой истории подтвердили свою абсолютную и всечеловеческую значимость и ныне рассматриваются как основные "несущие конструкции" духовности и достойного образа жизни. Указанные ценности должны браться в не­расторжимом единстве, поскольку выражают, по словам В.С.Соловьева, "одно и то же" - стремление человека уяснить высший смысл жизни и те святыни, в которых концентрируется феномен человечности и следо­вание которым обусловливает праведную, совершенную жизнь.

Вместе с тем каждая из них несет свою смысловую нагрузку. Так, место истины в структуре ведущих духовных ценностей человечества определено заключенными в ней критериями объективности, обоснован­ности и доказательности, Формирующими человека знающего и рациональ­ного, мыслящего и действующего на основе разумных норм. Красота как выразитель эстетического отношения к миру - своего рода противоядие от узкого и голого рационализма, напоминание человеку о необходимо­сти полноты его бытия, универсального и гармонического проявления его творческих сил и способностей /шиллеровская "игра физических и духовных сил"/, ощущения жизни не только как трудовых будней, но и как "праздника" /М. М.Бахтин/. Несомненна важность в структуре ду­ховности добра как наиболее полного выражения нравственного начала. Более того, оно в ней играет ведущую и доминирующую роль, поскольку ориентировано на самое существенное - на определение социального значения действий и поступков людей для их цивилизованной совмест­ной жизни. В этом своем предназначении добро обращено как к самому индивиду /совесть как способность осуществлять самоконтроль, отсе­кая все низменное и эгоистическое/, так и к другим людям /милосер­дие, сострадание, любовь/ и к миру в целом /теории русских космистов, этика "благоговения перед жизнью" А.Швейцера и др./.

Как кратко определить смысл человеческой жизни"? В современной научной литературе он определяется по-разному. Одно из них: "Смысл существования - в самом существовании, в самом бытии человека, и ценность его жизни - в способности, несмотря на все трудности, со­вершенствуя мир, совершенствоваться самому" /Основы философии. Учеб­ное пособие. М., 1997, с. 101/.

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)