АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Судейская этика

Читайте также:
  1. В настоящее время в заповедном деле имеется три основных идеологии, которые можно назвать как 1) ресурсизм; 2) классическое заповедание; 3) экоцентризм (этика дикой природы).
  2. Вебер «Протестантская этика и дух капитализма»
  3. Журналистская этика.
  4. Классическая немецкая философия. Трансцендентальный идеализм, априоризм и агностицизм философии И. Канта. Этика Канта.
  5. Корпоративная культура и этика в организации
  6. Лекция «Этика деятельности организации»
  7. ЛИНГВИСТИКА И ПОЭТИКА
  8. Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие. Свобода совести и экобиоэтика.
  9. Нормативная и ненормативная этика
  10. Общественные ценности, этика предпринимательства, процессы глобализации и особенности России.
  11. Особенности профессиональной этики. Медицинская этика как разновидность профессиональной этики.
  12. Политическая этика

Каждый вид профессиональной деятельности имеет свои этические нормы и принципы, в соответствии с которыми люди, выполняющие одинаковые или близкие по своей сущности профессиональные функции, объединяются в определенные социальные группы для достижения целей: вырабатывают специфические традиции, поддерживают репутацию и корпоративные интересы своей группы.

Профессиональная этика – это, прежде всего, «специфический нравственный кодекс людей определенной профессии».

Профессия таких представителей власти, как прокурора, следователя, судьи носит государственный характер, поэтому их деятельность должна соответствовать моральным нормам. Особенно судьи должны иметь такое качество как чувство долга, ответственности, справедливости, ведь их профессиональная деятельность до мельчайших деталей урегулирована законом. Независимость и подчинение только закону предполагает строжайшее его соблюдение.

Деятельность суда затрагивает интересы многих людей в сфере решения их социальных и межличностных конфликтов, поэтому проблемы нравственности всегда сопровождают работников юридической профессии.

Понятием судебная этика принято обозначать наиболее общие нравственные требования, предъявляемые обществом к судопроизводству и тем лицам, которые профессионально призваны вершить правосудие.

Проблемы статуса судей и, в частности, судейской этики актуальны не только для России. Международное сообщество уделяет им не меньшее внимание, что подтверждается основными международными правовыми актами последних лет.

В 1985 году Генеральная Ассамблея ООН одобрила "Основные принципы независимости судебных органов".

В 1993 году Европейская Ассоциация судей приняла "Статус европейского судьи".

В 1994 году Комитет министров государств-членов Совета Европы принял рекомендацию № R (94) 12 по независимости, эффективности и роли судей.

В 1998 году участниками многостороннего семинара по закону о статусе судей в Европе, организованного Советом Европы, принята "Европейская хартия о статусе судей".

В 2002 году в Гааге Правозащитной группой принят Кодекс поведения судей (Бангалорский проект).

Однако при всей важности международного внимания к проблемам судейской этики нельзя забывать, что судейская этика по существу является национальным делом, поскольку общие международные требования к ней предъявляемые, дополняются требованиями, обусловленными национальными особенностями. Исторический опыт государственно-национального образования, менталитет его граждан, безусловно, приводят к тому, что некоторые обязанности этического характера, налагаемые на судей, выделяются и конкретизируются в одном государстве более, чем в другом.

Этика судьи не является для России новым или необычным понятием. Еще со времени судебной реформы 1864 года вопросы профессиональной этики судьи постоянно привлекали внимание.

Первые кодифицированные правила судебной этики были сформированы в России и включены в Уголовный кодекс и Закон от 20 мая 1885 г. "О порядке издания общего наказа судебным установлениям и о дисциплинарной ответственности чинов судебного ведомства". Этим Законом были объявлены недостойными звания судьи все предосудительные и несогласные с нравственностью поступки. Нравственные условия, указанные в Законе, слагались из нравственных качеств личности, необходимых для поступления на судебную службу и исполнения судебной должности.

Известный русский юрист Анатолий Федорович Кони писал, что юристам необходимо изучать судебную этику. Осенью 1901 года А.Ф. Кони начал читать курс уголовного судопроизводства в Александровском лицее. В 1902 году в "Журнале министерства юстиции" была опубликована его вступительная лекция "Нравственные начала в уголовном процессе" с подзаголовком "Общие черты судебной этики". Так в России было положено начало основательной разработке судебной этики и ее преподаванию, которое велось, как писал А.Ф. Кони в одном из писем, "под фирмою уголовного судопроизводства ". Однако в 1905 году Кони сообщал, что чтение курса не состоялось вследствие противодействия министра юстиции Николая Валериановича Муравьева и запрета министра внутренних дел и шефа жандармов Вячеслава Констинтиновича Плеве. В частности, Муравьёв находил, что «суд должен быть прежде всего верным и верноподданным проводником и исполнителем самодержавной воли монарха» и «как один из органов правительства, должен быть солидарен с другими его органами во всех их законных действиях и начинаниях»

Несмотря на сложившиеся обстоятельства, А.Ф. Кони продолжал развивать и пропагандировать свои гуманные идеи в течение всей жизни, вследствие чего его по праву можно назвать отцом судебной этики в России.

Не ограничивая сферу приложения этических норм к судебному разбирательству, Кони в частности говорил: «Этические правила существуют и в других отраслях права…Значительная часть деятельности законодателя должна быть построена на целях и требованиях морали».

В советский период юридическая этика длительное время не разрабатывалась. Ее последовательным и влиятельным противником был Андрей Януарьевич Вышинский. Идейное "обоснование" ненужности и несостоятельности исследования нравственных особенностей юридической профессии состояло в том, что "этика в советском обществе едина, это социалистическая этика".

Только в 70-е годы появились первые монографические работы по судебной этике. В частности Перлов И.Д. Судебная этика (1970) и Судебная этика и законность (1972).

Правосудие как вид государственной деятельности, призванной обеспечить справедливость в отношении тех, чьи права и интересы оно затрагивает, базируется на правовых и нравственных началах. Законность и нравственность в правосудии, в деятельности правоохранительных органов находятся в неразрывном единстве. Правосудие, не связанное законом, не отвечающее требованиям права, вообще немыслимо. Правосудие — суд по праву, справедливости. Но сам закон должен отвечать требованиям нравственности, а его применение судом не должно противоречить нравственным нормам. Формальное применение закона вопреки требованиям справедливости извращает саму идею правосудия.

Единство законности и нравственности находит свое воплощение в законодательстве о правосудии, его основных началах, принятых мировым сообществом, а также в конституционном национальном законодательстве.

Всеобщая декларация прав человека, принятая Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, содержит ряд принципиальных требований к организации правосудия, которые с полным основанием можно отнести к числу общечеловеческих правовых ценностей. Одновременно они воплощают и нравственные требования, общепризнанные нравственные ценности, отражают важнейшие этические категории: Гуманизм, справедливость, защита достоинства человека характеризуют нормы этого важнейшего документа ООН.

Ст. 1 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

В ст. 7 говорится, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

Ст. 5 запрещает подвергать кого бы то ни было пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Ст. 11 провозглашает презумпцию невиновности, принцип гласности судебного разбирательства с обеспечением всех возможностей для защиты.

Ст. 12 гласит, что никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

В ст. 29 определяется, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Приведенные положения Всеобщей декларации прав человека в юридической форме закрепляют нравственные начала права, служат воплощению и защите нравственных ценностей.

Другой важнейший документ ООН — Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года воспроизводит, развивает и конкретизирует положения Всеобщей декларации прав человека, в том числе и относящиеся к области прав в сфере правосудия.

Ст. 14 провозглашает равенство всех лиц перед судами и трибуналами. Она устанавливает право каждого при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения на справедливое и публичное разбирательство его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Ограничения гласности судебного разбирательства могут иметь место, в частности, "по соображениям морали... или когда того требуют интересы частной жизни сторон". Однако любое судебное постановление по уголовному или гражданскому делу должно быть публичным, "за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми".

В ст. 14 Пакта содержатся формулировка презумпции невиновности, а также перечень процессуальных гарантий, которые как минимум должны предоставляться каждому обвиняемому в преступлении на основе полного равенства. К их числу относятся, в частности, право знать характер и основания предъявляемого обвинения, о чем лицо должно уведомляться "в срочном порядке и подробно" на языке, который оно понимает; быть судимым без неоправданной задержки; право иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником; быть судимым в его присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника; допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены; не быть принуждаемым к даче показаний против себя самого или к признанию себя виновным; пользоваться бесплатной помощью переводчика; при отсутствии достаточных средств пользоваться безвозмездно помощью защитника. Каждый осужденный за какое-либо преступление имеет право на пересмотр его осуждения и приговора вышестоящей судебной инстанцией согласно закону. Никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны.

Ст. 15 Пакта устанавливает принцип уголовного права— "нет преступления без закона" и положение об обратной силе уголовного закона, смягчающего ответственность, а ст. 17 воспроизводит ст. 12 Всеобщей декларации прав человека.

В конституционном законодательстве всех государств при регулировании основ организации и деятельности судебной власти гуманные идеи нормативных актов мирового сообщества, отражающие общечеловеческие нравственно-правовые ценности, находят более или менее полное воплощение. Именно конституционное законодательство, как правило, формулирует принципы правосудия и правоохранительной деятельности.

Конституция Российской Федерации 1993 года содержит развернутую систему норм, создающих гарантии прав личности, включая гарантии справедливого правосудия, которые отражают общечеловеческие правовые и нравственные ценности.

Одна из ключевых статей Конституции России — ст. 2, помещенная в главе первой, где определяются основы конституционного строя, гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства". Здесь мы имеем дело с формулировкой принципа гуманизма, выраженной в праве на высшем, конституционном уровне. Эта конституционная норма, воспроизводящая этический принцип, обязывает прежде всего последовательно реализовать идею гуманизма во всем законодательстве, начиная с самой Конституции. Гуманизм, человеколюбие должны пронизывать все отрасли права России. Все, что не соответствует признанию человека высшей ценностью, должно быть устранено из отраслевого законодательства, какую бы область общественной жизни оно ни регулировало. Гуманизм — ведущий принцип правоприменительной деятельности. Государство, его органы обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Ст. 7 Конституции характеризует гуманистическую сущность Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Гуманизм права и правопорядка в России ярко выражает глава вторая Конституции — "Права и свободы человека и гражданина". Ст. 17 Конституции фиксирует, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц.

Ст. 18 Конституции устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Права и свободы обеспечиваются правосудием.

Регулируя начала правосудия, Конституция России фиксирует их демократическое содержание, отражая требования справедливости и гуманности.

Важнейшая этическая категория — категория справедливости означает прежде всего требование равенства между людьми. Ст. 19 Конституции провозглашает: "Все равны перед законом и судом". Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Ст. 21 Конституции посвящена охране достоинства человека. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Ст. 23 устанавливает право каждого на защиту чести и достоинства.

В соответствии со ст. 22 Конституции каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Ст. 32 Конституции установила право граждан Российской Федерации участвовать в отправлении правосудия.

Глава седьмая Конституции Российской Федерации устанавливает демократические принципы организации и деятельности судебной власти: осуществление правосудия только судом; независимость судей и подчинение их только Конституции Российской Федерации и закону; несменяемость судей; неприкосновенность судей; гласность суда; состязательность.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению его безопасности, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об оружии". Порядок выдачи органами внутренних дел РФ служебного оружия судьям утвержден постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1575.

Результат деятельности независимого судьи - это законное, справедливое и гуманное решение. «Гарантируя независимость и невмешательство в деятельность судебной власти, законодатель предъявляет исключительно высокие требования к судье как к носителю судебной власти». На него возложены обязанности соблюдения моральных и этических норм поведения при отправлении правосудия и в повседневной жизни, во внеслужебных отношениях.

Специальное образование, активная деятельность в правовой сфере и жизненный опыт по достижении определенного возраста у судьи должны развить в нем качества, определенные этическими требованиями этой профессии.

1) судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет;

2) судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;

3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет;

4) судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет

Законом РФ «О статусе судей в РФ» сформулирована Присяга судьи (ст. 8) «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».

К основным нравственным и моральным требованиям этой должности можно отнести:

1. Честность. Она состоит из правдивости, принципиальности, искренности не только в служебной обстановке.

2. Чувство долга - это справедливое правосудие: каждая из сторон вправе требовать от него защиты своих прав, свобод, чести и достоинства, интересов, охраняемых законом.

3. Беспристрастность, то есть судья должен равно относиться к обеим сторонам, не принимая во внимание свои какие-то личные мотивы, также он «не должен проявлять побуждения расового, полового, религиозного или национального характера».

4. Чувство совести означает, что судья обязан осуществлять внутренний самоконтроль в ходе производства по делу и в принятии решения.

5. Гуманность. Жестокость в данной профессии вообще не приемлема.

Чтобы осуществлять правосудие в соответствии с действующим законодательством и этическими требованиями судья должен знать процессуальные особенности проведения судебного заседания: судебное заседание начинается всегда в назначенное время, недопустимы опоздания даже на несколько минут; «посетители не должны часами ожидать в коридорах или многократно приходить в суд по одному и тому же вопросу; необходимо приучать секретаря, чтобы к началу процесса все участники находились в зале и судебное заседание всегда начиналось с торжественных слов: "Встать, суд идет!"; неприемлемы шутки в чей-либо адрес, разговоры и реплики, не относящиеся к делу». Судья должен быть внимательным и наблюдательным на протяжении всего процесса. Также очень важно наличие такого качества, как умение слушать и слышать людей.

Закон требует, чтобы все присутствующие в зале с судом разговаривали стоя. Во время судебного заседания можно делать записи, но при этом всем должно быть понятно, что судья внимательно слушает каждого. Судебное заседание не должно быть проведено в спешке или в упрощенном варианте. Также не нужно затягивать процесс, загружать его выяснением несущественных деталей. Нельзя забывать о необходимости делать перерывы.

Особую сложность представляет правильное построение взаимоотношений с прокурорами и адвокатами. Необходимо исходить из того, что представители этих профессий имеют прямо противоположный интерес и это определяет их позицию, поведение, оценку происходящего в суде. Нужно обязательно избегать неформального общения в перерывах судебного процесса.

Заседание завершается вынесением судом решения. «Судебное решение – это акт правосудия, что качественно выделяет его среди других процессуальных актов. Он должен отвечать высоким правовым и нравственным требованиям. Способность исследовать обстоятельства дела и принять справедливое решение, ровно относясь к сторонам, не привнося каких-либо личных мотивов, - не только предписание закона, но и личное нравственное качество судьи как человека. В вынесении решения должны аккумулироваться его лучшие нравственно-психологические качества», а само решение должно основываться лишь на тех доказательствах, которые рассмотрены в судебном заседании.

Сегодня наше общество переживает острейший период аномии, т.е. дезорганизации системы социальных ценностей, вызванный его кризисным состоянием.

Социологи рассматривают Аномию как такое состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок. Необходимое условие возникновения аномии в обществе — расхождение между потребностями и интересами части его членов с одной стороны и возможностями их удовлетворения с другой. Она проявляется в виде следующих нарушений:

1. расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций, в частности, расхождение между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения;

2. низкая степень воздействия социальных норм на индивидов и их слабая эффективность в качестве средства нормативной регуляции поведения;

3. частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая не сложилась или не утвердилась как общепринятая.

В этих условиях работникам правоохранительных органов нелегко сохранять преданность идеалам верховенства законов. В обществе, нередки случаи трансформации личности, в коррумпированности и нарушении законности самими носителями государственной власти. Профилактика подобных явлений и формирование высоких нравственных установок – задача юридической этики.

Изучение судебной этики в наши дни необходимо по той причине, что она способствует выработке у юристов чувства собственного достоинства, осознания важности сферы их работы для общества в целом.

Одним из реальных плодов российской судебной реформы стало принятие нравственного кодекса представителей судебной власти.

21 октября 1993 г. Советом судей РФ был принят одобренный II Всероссийским съездом судей Кодекс чести судьи Российской Федерации. Это Кодекс профессиональной судейской этики, имеющий своеобразную природу. Кодекс опирался на закон, так как конкретизировал и развивал требования к судье, содержащиеся в Законе “О статусе судей в Российской Федерации”. Но, кроме того, он содержал положения чисто нравственного свойства и регулировал нравственную деятельность судьи как при исполнении профессиональных функций, так и во внеслужебной деятельности.

Кодекс акцентировал внимание именно на чести судьи. Он исходил из признания особого отношения к судье со стороны общества и отношения судьи к самому себе, в котором моральная ценность личности связана с общественным положением человека, представляющего судебную власть, достоинством людей этой профессии.

В соответствии с преамбулой, Кодекс “ устанавливает правила поведения судьи в профессиональной и внеслужебной деятельности ”. Более того, требования Кодекса обязательны также для судей, находящихся в отставке, но сохраняющих звание судьи и принадлежность к судейскому сообществу.

Наряду с Законом о статусе судей 1992 года Кодекс коренным образом изменил ситуацию в российской судейской корпорации. При этом если Закон о статусе судей определил правовой статус российских судей, то Кодекс чести определил их нравственный статус.

Вобрав в себя многие положения, регламентирующие профессиональную этику судей в государствах, имеющих развитые правовые системы, Кодекс чести вместе с тем полностью учел национальную специфику, отечественные общественно-политические реалии, в которых предстояло в начале 90-х годов развивать независимую судебную власть.

В 2001 году заметно активизировалась законодательная деятельность, связанная с нормативным урегулированием статуса судей. Необходимость подготовки нового Кодекса, устанавливающего этические правила поведения судьи в профессиональной и во внеслужебной деятельности, была определена Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 26 июля 2002 года, в котором отмечалось, что статья 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции Закона от 15 декабря 2001 года) имеет ссылку не на "Кодекс чести", а на "Кодекс судейской этики".

В октябре 2002 г. комиссией Совета судей РФ по вопросам совершенствования Закона о статусе судей был подготовлен первоначальный проект Кодекса судейской этики, после чего данный проект был направлен для изучения всем членам Совета судей РФ. Кодекс судейской этики был утвержден VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 года взамен Кодекса чести судьи Российской Федерации.

VIII Всероссийский съезд судей принял новый Кодекс судейской этики, идущий на смену кодексу 2004 года. Действие Кодекса распространяется на всех российских судей, в том числе на судей в отставке, а также «лиц, привлекаемым в соответствии с федеральным законом к осуществлению правосудия, в период выполнения ими функции по отправлению правосудия». Таковыми являются присяжные и арбитражные заседатели. По спорным вопросам запросы судей будет рассматривать комиссия Совета судей РФ по этике.

В Кодекс вошло много положений, которые можно назвать, наверное, азбучными истинами. Деятельность по отправлению правосудия является для судьи приоритетной, судья не должен осуществлять никакой деятельности, которая могла бы поставить под сомнение его независимость и беспристрастность и приводить к конфликту интересов. Закон разрешает судье преподавательскую, научную, творческую деятельность, «если это не препятствует осуществлению правосудия». Подчеркивается, что судья должен работать добросовестно, не использовать служебное положение в личных интересах, в том числе при обращении в госорганы.

Независимость судей должна выражаться, в частности, в том, что судья не должен поддаваться влиянию со стороны, в том числе критическому обсуждению его деятельности. О непроцессуальных обращениях судья должен информировать председателя суда и органы судейского сообщества.

В п.4 ст. 9 Кодекса детализируются обстоятельства, свидетельствующие о небеспристрастности судьи либо угрожающие конфликтом интересов. В этих случаях судья должен «отказаться от рассмотрения дела». Данные обстоятельства могут быть связаны не только с самими судьями, но и с членами их семей.

Судьям предписывается корректность в отношениях с гражданами, равное к ним отношение. Запрещается демонстрировать религиозную принадлежность.

Самостоятельная ст. 13 Кодекса посвящена взаимодействию судей со СМИ. Это необходимо для формирования доверия со стороны общества, которое должно понимать «правовые мотивы принятых судом решений». Судья должен способствовать профессионально грамотному освещению в средствах массовой информации работы суда и судей, однако проявлять осмотрительность, не давая комментариев по существу не рассмотренных до конца дел. По же рассмотренному делу «судья вправе в устной или письменной форме разъяснить принятый судебный акт». Сдержанность предписана судье и при защите от СМИ: «Личное обращение судьи в правоохранительные органы с целью защиты чести и достоинства или в средства массовой информации для публичного ответа на критику целесообразно тогда, когда иные способы реагирования исчерпаны или прибегнуть к ним не представляется возможным».

В ходе съезда корректировке подверглась ст. 14 о внесудебной деятельности. В п. 4 первоначально предлагалось записать, что «судья не должен использовать помещения в суде, ресурсы и персонал суда для осуществления внесудебной деятельности». Возникла дискуссия о том, что данный запрет сделает невозможным проведение учебных мероприятий и даже экскурсий в суд, которые сейчас нередко организуются для школьников. Редакционная комиссия обсуждала варианты уточнения этого пункта, но в итоге предложила его исключить. Съезд с этой позицией согласился.

Кодекс поощряет участие судьи в деятельности по развитию права и законодательства, а юридическую практику ограничивает, запрещая, в частности, адвокатскую практику. Исключение составляют собственные и семейные дела судьи. Судья в отставке, впрочем, имеет право вести юридическую практику.

Полностью запрещена судьям политическая деятельность. Общественная же деятельность и участие судей в некоммерческих организациях допускается, но при условии недопущения конфликта интересов. В частности, судья не может оказывать этой организации правовую помощь в суде и консультировать «по вопросам, которые могут стать предметом судебного разбирательства». Избегать конфликта интересов судье предписано и в отношениях с другими органами власти – например, судья не вправе публично оценивать деятельность этих органов. Свобода мнений судьям разрешена с ограничениями, связанными с их статусом.

Предпринимательская деятельность судьям прямо запрещается, а вот инвестировать собственные средства, а также сдавать внаем квартиры или дачи разрешено.

По смыслу Кодекса судейской этики судья должен пересмотреть свои дружеские взаимоотношения, контролировать досуг свой и членов семьи. Судья – фигура публичная, поэтому его профессиональная деятельность расписана самыми разными нормативно-правовыми актами: Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О статусе судей в Российской Федерации", "О мировых судьях в Российской Федерации" и другими.

К этой профессии очень серьезные нравственные требования, так как новички не всегда умеют сдерживать свои эмоции, и принятое решение еще задолго до окончания судебного процесса уже читается по их лицам. Опытные судьи призывают вести процесс так, чтобы ни одна из сторон не смогла угадать, какое же решение их ожидает.

Данная профессия всегда относилась и относится к одной из самых тяжелых для человека как для личности, так как судья обычно стоит между конфликтующими сторонами и в большинстве случаев принимает решение в пользу одной из них, если это гражданский процесс, а часто недовольны бывают обе стороны, особенно в уголовном процессе. Поэтому суд, в частности тех, кто его вершит, необходимо уважать.


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)