АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СЕМИНАР 3: МОИСЕЕВО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (2 часа)

Читайте также:
  1. III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРУ
  2. Брачно-семейное законодательство Республики Казахстан
  3. Глава пятая: Принимать законодательство кого-нибудь другого, кроме Аллаха есть ширк в божественности и господстве.
  4. Действующее законодательство РФ
  5. Для подготовки к семинарским занятиям
  6. ДОКЛАДЫ к семинарским занятиям по курсу «Агроклиматология», 2013 г
  7. Задание к 9 семинару: -
  8. Задания для подготовки к семинарским и практическим занятиям
  9. Законодательство и табачная реклама
  10. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПО ОХРАНЕ ТРУДА
  11. Занятие 2 (2 часа)
  12. Занятие 2 (2 часа)

 

 

План:

1.Общая характеристика законов Моисея, его составные части.

2.Социальный состав населения по законам Моисея.

3.Основные институты частного права по законам Моисея.

4.Преступление, наказание и суд по законам Моисея.

 

При ответе на первый вопрос необходимо в первую очередь выделить из текста Ветхого завета материал правового памятника. Прежде всего, это: Исход, 20: 2-17; главы 21-22, гл. 34. Второзаконие, гл.12-26, 2-ая Царств, гл. 22-23. Следует выяснить, в каком отношении эти части Ветхого завета относятся по отношению друг к другу. Каков источник норм, зафиксированный в них. Нелишним окажется общее сравнение текста памятника с кодексом Хаммурапи, с которым у законов Моисея более 30 текстуальных совпадений.

Отвечая на второй вопрос, следует сразу же уяснить, что древняя Иудея как государство сложилось в результате процесса оседания кочевых племен евреев на завоеванной ими территории. Этим объясняется наличие в законах Моисея многочисленных рудиментов родоплеменного быта – деление иудеев, в частности, на колена. Другая особенность, наложившая отпечаток на содержание законов – монотеизм иудеев. Именно в нем следует искать объяснение особого статуса левитов – жреческого сословия и особого колена Израилева. В дальнейшем необходимо проанализировать, связав по группам нормы, статус различных слоев населения древней Иудеи, как свободных, так и рабов. При анализе положения рабов необходимо обратить внимание и на те стихи Ветхого завета, которые формально не входят в состав Моисеевых законов: Быт, 17: 12-13; 14: 14; Чисел, 31: 18, 26, 27; Иезекииль, 46: 17.

Третий вопрос. Быт ветхозаветных иудеев отличался простотой, объяснение чему находим опять-таки в их недавней кочевой жизни. Кроме того, существовавшие религиозные запреты роста (ростовщичества) и др. существенно тормозили развитие товарно-денежных отношений. Однако следует учитывать, что общий патриархальный уклад Иудеи подвергался влиянию более развитых соседей: Египта и Вавилонии. Анализируя нормы законов Моисея, следует разбить их на группы. Так, вещному праву в основном посвящены: Левит, 25: 6, 10, 16, 21, 29, 34, 47; Числа, 1: 3, 2: 1-2 и др. Следует объяснить, чем обусловлено существование так наз. «юбилейного года» – Левит, 25:13. Обязательственное право: Левит, 25:14; Исход, 22: 21; Второзак., 15: 1-2; 15:3; Исход, 22: 25 и др. Брак и семья находились особо в центре внимания древнего законодателя, что, однако, не мешало существованию такого пережитка как институт левирата – Второзак., 25: 5-11. Сверх того, необходимо обратить внимание на следующие места законов: Вторзак., 23:1; 25: 9; 21: 11-14; Левит, 18: 6-18. Наследственное право: Второзак., 21: 17; Числа, 27:8; 27: 9-11.

При ответе на четвертый вопрос следует связать понятие преступления с понятием греха, как его представляла традиция монотеизма. Здесь же следует определиться и в том, чтó, собственно, отличает понятие греха в языческом обществе и аналогичное понятие, принятое в монотеистической традиции. Анализируя нормы Моисеева законодательства, студенту, тем не менее, не следует упускать из виду те его положения, которые являются пережитком языческой эпохи, родоплеменных отношений у древних иудеев. На основе анализа таких норм студент должен сформулировать основные виды преступлений и наказаний, известные законам Моисея.

 

Источники:

 

Библия – любое православное издание (синодальный перевод).

 

Литература:

 

Авдеев В.И. История древнего Востока. М., 1970.

Тураев Б.А. История древнего Востока. Ч. 1-2 – любое издание.

Исаев М.А. Курс лекций по истории права и государства зарубежных стран. Ч. 1. Правовые цивилизации Древнего мира. М., 1999.

Иосиф Флавий. Иудейские древности – любое издание.

Лопухин А.П. Законодательство Моисея. М., 2005.

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник: Т. 1-2. М., 2007. Т.1.

 

Тема 3. Традиционное право Древнего Китая

(2 часа)

 

План

1. Особенности формирования древнекитайского права;

а) источники права Древнего Китая;

б) связь права с конфуцианством и легизмом.

2. Институты и нормы уголовного права Древнего Китая:

а) общие принципы уголовного права;

б) основные виды преступлений по древнекитайскому праву;

в) традиционная система наказаний; наказания в период господства
легистов;

г) система символических наказаний.

3. Брак и семья:

а) условия заключения брака по древнекитайскому праву;

б) положение женщины и детей в семье;

в) институт развода.

4. Судебный процесс:

а) характер судебного процесса;

б) «право» на донос;

в) основные доказательства на суде.

 

Обязательная литература

История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов в 2 ч. / Под ред. Н. А. Крашенинниковой и О. А. Жидкова. М., 1999. Ч. 1. С. 87-98.

Дополнительная литература

Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., 1990. 334 с. Васильев Л. С. История Востока: В 2 т. М., 1994. Т. 1. С. 177-211. Крашенинникова Н. А. История права Востока. М., 1994. 168 с.


 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)