АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Расслоение крестьянства

Читайте также:
  1. Разруха рубежа XVI и XVII вв. Введение заповедных лет и проблема закрепощения крестьянства в европейских странах к востоку от Эльбы.

РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ

Крестьянство — класс феодального общества. Классы буржуазного общества — буржуазия и пролетариат. Поэтому переход крестьянства к капитализму выражается в расслоении крестьянства на два класса, соответствующие буржуазному способу производства, — сельский пролетариат (батра ков) и сельскую буржуазию (кулаков). Расслоение крестьянства, его ликвидация как класса при переходе к капитализму — общая закономерность для всех народов. Но в России этот процесс имел особенности, обусловленные тем, что здесь сохранилась сельская община («мир» или «общество»).

Основу этой общины составляла общинная собственность на землю. Для пользования земля делилась между членами шины по принципу уравнительного землепользования, по численности душ мужского пола в семье. «Мир» бдительно следил, чтобы все имели одинаковые наделы не только по количеству, но по качеству земли. Поэтому каждое поле делилось на полосы и каждый крестьянин по жребию получал свою долю. К тому же в соответствии с трехпольной системой вся пашня делилась на три части: одна засевалась яровым хлебом, другая — озимым, третья оставалась под паром. Естественно, все были обязаны подчиняться этому традиционному севообороту. Агротехнический процесс на надельной земле был невозможен. Община замораживала земледелие на примитивном традиционно уровне.

Земля — основное средство производства в земледельцев. Поэтому очевидно, богач — тот, кто имеет много земли, бедняк — малоземельный или безземельный. Именно так было Западной Европе. Но в общине самый богатый имел столько же земли, сколько и самый бедный, если у них были одинаковые семьи. Поэтому народники считали общину основой русского социализма: если земля делится поровну, то не может быть расслоения крестьян на богачей и бедняков.

Однако народники ошибались. Община действительно тормозила расслоение, но остановить его не могла, зато искажала процесс расслоения. Часть крестьян внутри общины беднела и разорялась, но эти бедняки были не безземельными, а без­лошадными или однолошадными. Для полноценного крестьянского хозяйства требовались две лоша­ди. Основным источником существования таких бедняков яв­ляется не надельное хозяйство, а заработок на стороне.

Но сельский пролетариат не может продать надел и уйти в город, стать рабочим. Не может продать, потому что земля — не его собственность. Не может уйти, потому что община его не отпустит: он должен вносить свою долю податей и вы­купных платежей за землю, которой не может пользоваться. Его отпускают в город лишь на заработки, на время, по пас­порту, временному удостоверению личности.

Семьи бедняков были сравнительно небольшими. Причиной было не только то, что малая семья получала соответственно ма­лый надел, но и недостаточная обеспеченность хозяйства ра­бочими руками. Крестьянская семья являлась трудовым кол­лективом, в котором каждому находилось дело, и если в этом коллективе не хватало людей, вести полноценное хозяйство было трудно.

Особенно мешали общинные порядки предпринимательству выделявшейся сельской буржуазии, кулаков. Вести сколько-нибудь рациональное товарное хозяйство на общинном наделе было невозможно. Невозможно было увеличить свои владения за счет бедняцких наделов. И поэто­му для предпринимательской деятельности кулаки искали дру­гие сферы сельского хозяйства — в торговле и промышленно­сти. Кулак скупает зерно и другие про­дукты у своих односельчан для перепродажи по более высоким ценам. Он берет подряды на перевозку различных грузов для выполнения этих подрядов нанимает возчиков.

Гораздо реже кулак выступает как фермер, т. е. подлинно сельскохозяйственный предприниматель, только действует при этом не на общинном наделе, а на земле, купленной или арендованной на стороне, обычно у помещика. Только на земле, где он не зависит от общины и общинной чересполосности, кулак может развернуть рациональное специализированное товарное хозяйство. Кулацкая семья была в полтора раза крупнее средней крестьянской семьи.

Т.о., община не только задерживала расслоение крестьян, но и тормозила развитие сельского хозяйства. Община — замороженные традиционные приемы трехпольного натурального земледелия, не оставлявшие места для хозяйственника, предприимчивости.

Западный сельский хозяин был преимущественно фермером-предпринимателем, т.е. вел товарное хозяйство, рассчитанное на сбыт продукции. Наш крестьянин был общинник, т. е. коллективистом по восприятию мира. Поэтому социалистические идеи в том виде, в каком они до него доходили, был для него более приемлемыми, чем для земледельца Запада.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)