АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сословная ограниченность эстетики классицизма, ее нормативный характер

Читайте также:
  1. A. Характеристика нагрузки на организм при работе, которая требует мышечных усилий и энергетического обеспечения
  2. D. Физиологическое состояние организма, которое обусловлено характером питания
  3. I .Характер действия лекарственных веществ 25 мин.
  4. I. Общая характеристика договора продажи недвижимости
  5. I. Основные характеристики и проблемы философской методологии.
  6. II. Загальна характеристика ХНАДУ
  7. PR-текст, его сущностные характеристики
  8. S: Установите соответствие между категориями мобильности и характеризующими их признаками.
  9. S: Установить соответствие между типами общества и их характеристиками.
  10. А. Общая характеристика вены
  11. Аварии на химически опасных объектах, их медико-тактическая характеристика.
  12. Агальна характеристика конституційного права України.

Классицизм (проф. Гуляев Н.А.)

В XVII в. в Западной Европе формируется абсолютизм, который исторически носил прогрессивный характер. Он сложился в ожесточенной борьбе с сепаратистскими стремлениями феодальной знати и явился цивилизующим центром, объединяющим началом общества.

Абсолютная монархия достигла своего наивысшего расцвета во Франции в царствование Людовика XIV, где она "уравновешивала друг против друга дворянство и буржуазию", выступая в роли "кажущейся посредницы между ними" (Маркс). Установление национального единства отвечало также интересам народа, страдавшего от своеволия феодалов. Французские крестьяне и горожане активно боролись за национальное объединение страны. Преодоление феодальной анархии без их участия было бы невозможно. Однако абсолютная монархия, одержав победу, использовала свою власть для усиления социального гнета, для подавления народных восстаний.

Исторические корни классицизма, его философские основы

При Людовике XIV пафос государственности становится основным содержанием эпохи. Строгая регламентация устанавливается во всех областях жизни. От человека требуют прежде всего выполнения государственных обязанностей. Все, что не соответствует государственным интересам, объявляется неразумным. В философии, в литературе и искусстве устанавливается господство разума, что соответствовало стремлению абсолютизма к достижению в обществе социальной "гармонии" путем подавления всяких "неразумных" действий и отдельного индивида, и народа в целом.

Отражая веление времени, в XVII в. сначала во Франции, а затем и в других странах создается особое литературное направление - классицизм. Оно тесно связано с рационалистическими, метафизическими представлениями о жизни. Его теоретики были убеждены, что существует абсолютная, идеальная красота и абсолютный вкус. Их воплощение они находили в произведениях Гомера, Эсхила, Софокла и других писателей классической древности и стремились подражать им в своем творчестве. Отсюда они получили название классиков, а позднее (в советском литературоведении 30-х годов) - классицистов.

Сословная ограниченность эстетики классицизма, ее нормативный характер

Эстетика классицизма требовала от писателей идеализации жизни. Она изгоняла из литературы все повседневное, плебейское, подчиняла деятельность художника тираническим правилам, строго определяла границы отдельных жанров, ввела обязательные языковые нормы, регламентировала творческий процесс и т. д.

Эстетическая теория классицистов с ее установкой на подражание античным образцам мешала искусству сблизиться с живой действительностью, ориентировала его прежде всего на изображение идеальных, возвышенных сторон жизни. Она рассматривала писателя как пропагандиста морально-политических истин, видела его задачу в прославлении добродетелей и развенчании пороков. Большой популярностью в период классицизма пользуется сатира, ставящая своей целью, как пишет Кантемир, "забавным слогом исправить нравы человеческие". Сатирику вменяется в обязанность борьба с недостатками, приобретенными человеком в процессе дурного воспитания, а не с теми, которые коренятся в его натуре. Сумароков писал в притче "Арап":

Сатира, критика совсем подобны бане;

Когда кто вымаран, того в ней льзя омыть;

Кто черен родился, тому вовек так быть,

В злодее чести нет, ни разума - в чурбане.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)