АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Русский сентиментализм

Читайте также:
  1. Автоматизированная система управления гостиницей «Русский отель»
  2. Два направления в сентиментализме
  3. Древнерусский панэтизм
  4. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956. С. 90 – 111.
  5. Русский космизм.
  6. Русский космизм»
  7. Русский символизм в лицах поэтов
  8. РУССКИЙ ЯЗЫК ПЕРВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ XXI СТОЛЕТИЯ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
  9. Сентиментализм (проф. Гуляев Н.А.)
  10. Сентиментализм.
  11. Тема 1. Русский язык и культура речи как учебная и научная дисциплина. Литературный язык. Норма, вариативность нормы

Сентиментализм в России формируется в 60-х годах XVIII в. В отличие от западноевропейского он связан с дворянской оппозиционностью, с протестом просвещенных дворян против бесчеловечности крепостного права. Ведущую роль в русской сентиментальной литературе играют писатели, мировоззрение которых отмечено печатью дворянского либерализма (Карамзин, Херасков, Дмитриев и др.). Они иногда критикуют современную им действительность, но эта критика осуществляется исключительно в моральном плане и в конечном итоге направлена не на ослабление, а на упрочение общественных позиций дворянства.

Русский сентиментализм явился плодом кризиса дворянской идеологии. Наиболее широкое распространение он получил после крестьянской войны под предводительством Пугачева, которая пошатнула самые устои самодержавно-крепостнического строя. Определенное влияние на усиление "сентиментальных веяний" в русском обществе оказала также Великая французская революция. Именно в 90-е годы XVIII в. сентиментализм, поддержанный прежде всего талантом Карамзина, становится вполне определившимся литературным направлением со своей программой, со своим художественным методом. Напуганные пугачевским восстанием, либерально настроенные круги русской интеллигенции выступили поборниками гуманного отношения к народу, пропагандистами идеи внесословнои ценности человеческой личности. Призывы сентименталистов к человечности имели прогрессивное значение, хотя они и не затрагивали основ самодержавно-крепостнического режима.

Писатели сентиментальной направленности в своих программных выступлениях заостряют внимание на необходимости изображать не сущее, а должное. Предметом искусства для них является прекрасное, поэтические мгновения жизни. В этом отношении они выступают своеобразными продолжателями традиций классицизма. В литературе сентиментализма господствует наставительный тон. М. Н. Карамзин и его единомышленники чаще всего рассуждают о том, как должен вести себя человек, какими моральными нормами он обязан руководствоваться в своем поведении.

В программном стихотворении "К бедному поэту" (1796) Карамзин откровенно выступает против воспроизведения жизни такой, какова она есть. Мудрость он усматривает в примирении с действительностью. По его мнению, "вздыхать, роптать - есть страсть глупцов". Задачу поэзии Карамзин видит в том, чтобы "прославлять любовь и дружбу" и "сердца гармонией пленять". Но как быть, если современная жизнь не прекрасна, бедна положительным содержанием? Необходимо прибегать к искусной лжи, - отвечает Карамзин, - создавать мир поэтической мечты:

Поэт есть хитрый чародей: Его живая мысль, как фея, Творит красавиц из цветка; На сосне розы производит, В крапиве нежный мирт находит И строит замки из песка.

Писатель, для Карамзина - "искусный лжец", создатель красивых миражей, отвлекающий своим творчеством от противоречий общества, подменяющий суровую правду жизни царством причудливой поэтической грезы. Карамзин всячески стремится обесценить реальные- жизненные блага. Истинно счастлив, по его убеждению, не Крез, но "тот, кто в бедности умеет себя богатством веселить". Карамзин призывает своих читателей довольствоваться малым. Истинное счастье, уверяет он, состоит не в приобретении чинов, не в обогащении, а в честном труде, в согласии с самим собою, в. скромной жизни в кругу семьи и верных друзей. Путь к благоденствию лежит не через революции, а через нравственное воспитание, цель которого научить человека находить источники радости в своем состоянии, а не помышлять о каких-либо социальных изменениях.

Сентименталисты, в отличие от романтиков, удовлетворяются идеализированным настоящим. Они не отрицают современность во имя нового, идеального, мира. Действительность ими берется в статике, в состоянии покоя, с сохранением всех общественных институтов. В их творчестве и эстетических взглядах не ощущается движения истории. Их идеал не связан с идеей развития, не соотнесен с будущим.

Русский сентиментализм прославляет умеренную жизнь гуманного, чувствительного дворянина, чуждающегося "большого света", по-отечески относящегося к крестьянам, живущего в условиях идиллического слияния с природой. Писатели сентиментальной настроенности избегают сатирического изображения уродливых явлений современности, они порывают с обличительными традициями Просвещения, сосредоточивая основное внимание на воспевании прелестей сельского уединения.

Сентименталисты-проповедники человечности. Однако они не поднимают голоса протеста против крепостного права, ограничиваясь призывами к милосердию помещиков. Для их общественно-политического сознания характерна созерцательность. В "Послании к Дмитриеву" (1794) Карамзин заявляет:

Пусть громы небо потрясают, Злодеи слабых угнетают, Безумны хвалят разум свой! Мой друг! Не мы тому виной. Мы слабых здесь не угнетали И всем ума, добра желали: У нас не черные сердца!

Мерилом оценки творчества того или иного писателя М. Н. Карамзин считает его моральную направленность. Назначение искусства он видит в нравственном облагораживании человека. В стихотворении "Поэзия" под этическим углом зрения он рассматривает историю мировой литературы. Он высоко ценит Гомера, Софокла, Еврипида за то, что они умели "возвышать душу". Шекспир им воспринимается лишь как "друг натуры", как сердцевед, умеющий проникать в роковые тайны психики, в глубины человеческих переживаний. Шекспир - реалист, обличитель бесчеловечных форм жизни - не представляет для Карамзина какого-либо интереса. Сентименталисты, предвосхищая теоретиков романтизма, отвергали понимание искусства как простое подражание природе.

Карамзин первым в России подчеркнул активную роль писателя в творческом процессе. По его словам, "творец всегда изображается в творении и часто против воли своей". Для Карамзина художественное творчество ценно прежде всего тем, что в нем получает свое воплощение личность художника, его отношение к миру. Субъективная сторона художественного отражения действительности им выдвигается на первый план, в ущерб объективной. Он требует от писателя выражения своих чувств, своих взглядов, явившись прямым предшественником романтиков.

Отмежевываясь от гражданской патетики классицистов и реалистов, Карамзин делает принципиальную установку на изображение мелочей жизни. Его так же, как и Стерна, интересует далекий от общественной жизни и борьбы внутренний мир человека. Первый его поэтический сборник носил многозначительное название "Мои безделки" и был по существу вызовом не только эстетике классицизма, но и тому общественному направлению литературы, за которое боролись Ломоносов, Фонвизин, Радищев и Крылов.

Сентиментализм - явление сложное. Это прежде всего определенное миропонимание, одна из разновидностей просветительской идеологии, основанной на культе естественного, чувствительного человека, критически заостренной против "внешнего мира" в его феодальном и буржуазном содержании. Руссо и Гольдсмит различаются по остроте критики современного им общества (один зовет к его переделке, другой ограничивается моральным протестом), но тем не менее оба они сентименталисты по типу своего мировоззрения, гуманистического и антирационалистического в своей основе.

Сентиментализм как форма идеологии может сочетаться с различными типами творчества - и реалистическим и романтическим. Например, Гольдсмит, Стерн, Гете как автор "Страданий юного Вертера", будучи писателями сентиментальной настроенности, используют реалистические способы создания образа. Их герои сентиментальны по строю своих мыслей и чувств, но они обрисованы вполне, реалистически, хотя и не с той степенью полноты, которая наличествует в романах Фильдинга, Смоллета, реалистов XIX в. Сюда следует отнести и Радищева. Сочетая сентиментализм с революционным демократизмом, он как художник придерживается реалистического принципа изображения действительности.

Однако есть другая группа сентименталистов, в произведениях которых сентиментальное понимание жизни сочетается с романтическим типом творчества (изображение человека вне общественных связей, исключительное внимание к анализу его внутренних переживаний и т. д.). Примером могут служить Карамзин, Херасков, Муравьев и другие русские поэты, прибегавшие к романтической форме художественного обобщения.

Несмотря на различие в своих взглядах, лучшие писатели сентиментальной настроенности отражали правду жизни. Своим творчеством они подготовляли не только романтизм, но и реалистическое искусство XIX в.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)