АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778)

Читайте также:
  1. Б) Ж. Руссо
  2. Глава 13. Анри Руссо
  3. И. (Израиль) Верцман Жан-Жак Руссо
  4. Концепция Ж -Ж Руссо.
  5. Політична концепція Руссо.
  6. Політичні погляди Ж. Ж. Руссо
  7. Поняття закону і законності в політико-правовій ідеології Руссо
  8. Проблема походження держави в філософії Жан Жак Руссо
  9. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении
  10. Семинар 4. Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Д. Локка. Теория свободного воспитания Ж.Ж. Руссо.
  11. Философия французского Просвещения (Вольтер, Руссо).

Швейцарец -> фр гений Сложен, противоречив (история жизни – в «Исповеди», факты верны, а освещение…) Из демократических низов (как и многие просветители 2-го этапа): сын часовщика -> сирота, бродяга, самообразование. В Париже в 30 лет. Сблизился с энциклопедистами, пишет о музыке (у Руссо – муз способности, сочинял: посмерт – сборник – ок. 95 романсов – очень естественные, свежие, близки к народной музыке). -> Предугадал эру демократической песенно-романсной лирики. Несколько опер, особенно – «Деревенский колдун» в духе крестьянской пасторали; в репертуаре до сер 19в, арии стали народными песнями; и мелодрама «Пигмалион» (т.е. соединил действие с музыкой)

Но потом разошелся с энциклопедистами («раскольник» среди просветителей) Их позиции переосмысливаются им в трактатах -> (его слава)

1) «О влиянии наук и искусств на нравы (1750)

Дижонская Академия – конкурс сочинений на эту тему; предполагался положительный ответ; а Руссо – неожиданный: цивилизация углубляет социальные контрасты -> вредна

Счастливы древ народы, жившие в естест условиях.

Возражения со всех сторон, но – блестяще -> премия.

2) «Рассуждение об основах и причинах неравенства среди людей» (1754)

Неравенство противоречит естест порядку и создано не богом, а людьми.

От природы они равны, а с появлением частн собственности – неравенство

Злодей тот, кто первым огородил участок земли и заявил «Это моё!»

Идеал – жизнь дикарей.

3) «Письмо к д’Аламберу о зрелищах (1758) – по поводу статьи д’Аламбера в «Энциклопедии»: «Женева» (родина Руссо). д‘Аламбер предлагал открыть там театр, а Руссо – о развращающем влиянии театра.

4) «Об общественном договоре» (1761): позитивная программа

Человек рожден свободным, но повсюду он в оковах. Как вернуть естественное счастливое состояние? Если правление не соответствует естественным правам народа, народ имеет право его свергнуть. Чтобы избежать взрыва, заключают общественный договор между народом и властью (Идеал – демократическая республика, но не обязательно, лишь бы соблюдались народные интересы) В таком государстве и культура будет служить человеку, возместит ему утраченное естественное состояние

 

Одновременно – роман «Юлия, или Новая Элоиза» (1761)

Та же проблематика (отношения между естественными правами человека и цивилизацией, общественным гражданским состоянием) Но в художественном ключе

 

Руссо – основоположник сентиментализма (= и по художественной манере отличается от просветителей)

У сентиментализма – просветительская идеологическая основа – раскрепощение челов личности. Даже глубже. Потому что человек сложнее (с опорой на чувства; хотя сами чувства ещё схематично, в соотнесенности с разумом как нормой -> «чувствительность»

Но всё же не логизация человека

Для Руссо чувство – проявление естественной свободы человека (оно – от природы, а разум – от воспитания в духе социальных норм)

Но у Руссо не абсолютный культ чувства

Оно корректируется разумом, и это в основе сюжета

Роль природы в мировоззрении и творчестве Руссо: основная ценность

Деист, но против церкви и атрибутов религии: «Культ, которого требует Бог, есть культ сердца» чтить Бога в его творении – восхищаясь природой (Наз. это «естественной религией»)

Открыл для литературы мир природы: не просто место действия, а созвучие чел душе (т.е. принцип изображения природы – лирический (-> романтизм)

Руссоизм (культ природы, естественности, чувства).

«Юлия, или Новая Элоиза» 1761 (название отсылает к истории Абеляра и Элоизы (12 век) У Руссо – тоже переписка: влюбленная пара, их родные и друзья. Себя Руссо выдает за «издателя» -> эффект подлинности, непосредственности

Фабула (Сен-Пре – псевд., дали друзья после его разлуки с Юлией: preux – герой, богатырь); барон д’Этанж; дочь Юлия, её кузина Клара; Сен-Пре – учитель-плебей. Соц пропасть, но природа побеждает Барон – возмущен; замуж за Вольмара тот знает о былой истории, но приглашает Сен-Пре воспитателем своих детей Несчастный случай -> смерть Юлии. Фабула проста; «события» намеренно затушеваны (Напр-р кругосветное путешествие Сен-Пре – очень кратко)

è акцент на нравственно-психологическом анализе. Небывало тонкое изображение любви. Событие – 1-ый поцелуй (1ч письма 13 и 14) сначала в письме Юлии – обещание «сюрприза», потом – поток реакций Сен-Пре: «Так это милость? Нет, это несказанные муки! О, не целуй меня больше! Я не перенесу этого…») На материальное состояние дел героя – только смутный намек (Юлия: «вы мне о нем никогда не говорили) предлагает ему денег на поездку, их пререкания, полные душевных излияний. Это сфера (матер. Состояния) сознательно отодвинута – ради максимализма чувств (Сен-Пре ступени лестницы, позже – заражается от Юлии оспой) Максимализм чувств – и у второстепенных персонажей. Н-р Клара уравновешеннее, но тоже: овдовев, отказывается выйти за Сен-Пре по совету Вольмара: «может ли моё сердце удовлетвориться этим и могу ли я быть счастлива с человеком, которого я не в силах сделать счастливым?» Роль природы: дополняет, углубляет изображение любви (н-р 1ч №26 – Сен-Пре в разлуке с Юлией

Но – не просто история любви, а философский роман о важнейших вопросах человеческого бытия Рассуждения разного рода: №12 от Сен-Пре о чтении; (в связи с дуэлью Бомстона и Сен-Пре) 1ч. от Юлии №57-58: о дуэлях; 38 – о воспитании, образовании

Осн. – гл проблема Руссо: соотношение естественного и общего(общественного) начал в жизни человека. Эта проблема решается на разных уровнях (морал, соц-эконом, пед, эстет) и пронизывает всё произведение.

Место действия – Швейцария: символ свободы и равенства потому что республиканский строй. Идеализированное изображение страны, где земледельцы в мире вкушают плоды своих трудов, где нравы просты и искренни; люди чужды тщеславия и роскоши = близки к естественному состоянию Природа (какая!) – тоже воплощение естеств свободы и мощи -> только в Швейцарии могла так расцвести душа Юлии, возникнуть такая любовь

Любовь Сен-Пре и Юлии в 1ч – апофеоз естест чувства, торжествующего над ложными правилами общественной морали

По контрасту с миром естественности – жизнь Парижа. (Сен-Пре в разлуке с Юлией): здесь всё починено внешней форме; природные чувства искажены. (2ч № 14,17,21,23). Сен-Пре тоскует о простоте швейцарцев, о Юлии (у парижскихдам – маскарадная красота) Сен-Пре осуждает и фр искусство: театр, музыку, живопись – изгнано непосредственное чувство (Н-р гармония вместо мелодии); трагедия – антич сюжеты, статика, только Вольтер живее, а комедия после Мольера «остановилась» Портрет Юлии (№25) – образец такой живописи: надуманный наряд, черты стерты во имя идеализации -> нет живой прелести. Но Руссо в романе не так категоричен в осуждении современной культуры и цивилизации, как в первых трактатах. Разница между бесчеловечным угнетением и разумной мерой (Сен-Пре видел рабство и грабеж в путешествии)

Образец – порядки в семействе Вольмаров: естественные начала в гармонии с требованиями общества. (4ч № 10) Кларан (имение) ~ общест эконом утопия. Всё целесообразно, но без сухого прагматизма. Нет роскоши, но всё – полезное и привлекательное. Слуги и хозяева = семья: порядок, взаимоуважение. Нет тяжелого труда, четко разделены обязанности, есть возможность активного отдыха, освежающего и тело и дух. Особенно детально – система воспитания детей (Вольмара и Юлии): бережно приноравливают их естественную природу к обществу. Не балуют и не притесняют, деликатно направляют естественные наклонности в нужное русло (Более системно пед система Руссо в трактате «Эмиль» 1762)

Образное воплощение (~ эмблематич) мудрой системы – сад Юлии «Элизиум». Природа сохраняет живую прелесть. А тактичное вмешательство человека её подчеркивает. На небольшом участке земли сосредоточено всё очарование естественных ландшафтов, и всё подчинено удобству человека, наслаждению его чувств и всё это сочетается с разумной полезностью. -> ведет к мысли, что в идеале возможно и необходимо соединение естественных начал с их бережной адаптацией к интересам общества

В таком ключе решается вопрос о естественном чувстве. Только треть романа посвящена изображению торжества естественной любви, демонстрации богатства и ценности чел чувств. А две трети – моральное испытание этого чувства: роман не заканчивается с разлучением влюбленных, не сводится к трагической гибели любви от бесчеловечных законов об-ва. Руссо не только провозглашал права свободного чувства, но и показывал границу этой свободы: чувство прекрасно, пока не задевает права других. Парадоксальная мораль: для человека не д.б. ничего дороже собственных естественных интересов, кроме – интересов др. людей. Эта альтруистическая поправка предупреждает эгоистический перекос, которым чревато самоутверждение естественного человека.

è Лейтмотивом становится самоограничение и даже самоотречение. Напр-р у Юлии и Сен-Пре возникает редкая возможность свидания (из-за отъезда родителей Юлии), но они жертвуют ею, т.к. в это время необходимо помочь сельской девушке Фаншоне соед-ся с любимым (которого – в рекруты); Сен-Пре едет к военачальнику, чтобы жениха освободили от армии. Или. Когда не стало возможности видеться, друг Сен-Пре милорд Эдуард Бомстон предлагает побег и дальнейшую помощь, но Юлия отказывается, т.к. родители не переживут (2ч №6). Когда Юлия становится женой и матерью, борьба с собственными чувствами усиливается: муж и дети – безусловный «тормоз» для её чувства к Сен-Пре. Так утверждается новая мораль, основанная не на сословных запретах, а на внутреннем регуляторе, который тоже дан человеку от природы и способен согласовать чувства с требованиями разума [ ~ чувства <-> долг, но они соприродны]

У Сен-Пре такой самодисциплины меньше (романт герой) – он порывист, страстен. Но для концепции романа важнее Юлия (= название): Юлия – героиня и чувства, и нравственного подвига; идеал человека. Демонстрируется: путь обуздания чувства привел к счастью и близких, и её самой: у Юлии подчеркивается душевная просветленность, внутренняя гармония. Особенно – в описании её болезни и смерти (письмо Вольмара к Сен-Пре: ч6 №11): её совесть спокойна, она сделала всё, что в силах человека, - и постигла высшее счастье. На таком, высшем моральном уровне базируется справедливое соц устройство, в котором высшее проявление чел-ка – как путь к общему благу.

Такова главная идея Руссо как философа-моралиста и социолога. Но как художник-психолог он с этим спорит. Смерть Юлии всё же оставляет впечатление грустное и мрачное.

В целом роман трагичен: такой настрой – уже от эпиграфа: «Мир не знал её, пока она была жива, но знал я и остался её оплакивать» (эпиграф напоминает о «Манон Леско», акцент на живой любви и её судьбе). А в конце – печальное заключение Юлии: «в этом мире лишь страна мечты – достойный приют души нашей. Прекрасно лишь то, чего нет на свете». Перед этим: Юлия: «И всё же меня терзает тревога: сердце не знает, чего ему недостает, и смутные желания томят его (ч6 №12). В финале все персонажи несчастливы. Победа над собой, одержанная Юлией, а под её руководством – и Сен-Пре – эта победа оказывается мучительной и иллюзорной

Бальзак: «Поэт победил философа, ибо, оставив в сердце Юлии после замужества пережитки первой любви, автор был соблазнен поэтической ситуацией более трогательной, чем истина, которую он хотел изложить»

è В результате роман в целом – всё же утверждение естественных прав человека, но более глубоких выстраданных: обвинение всему, что их нарушает, и сочувствие им

Счастье невозможно там, где нарушаются естественные права. (В «Эмиле»: «Блаженны народы у которых м.б. добрым без усилия и справедливым без добродетели») Мечта и тоска о гармоническом общественном порядке (-> восприятие «Юлии» как «революционного романа)

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)