АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Среда, 14 мая 1975

Читайте также:
  1. ВОПРОС 6. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ (наследственность, среда, воспитание).
  2. Предмет термодинамики. Основные термодинамические понятия: теплота, работа, тело, система, среда, фаза, процесс. Функции состояния, параметры состояния.
  3. Среда, 14 февраля 1973 года
  4. Среда, 15 мая 1975 года
  5. Среда, 19 апреля 1972 года
  6. Среда, 21 апреля 1976 года
  7. Среда, 21 мая 1975 года
  8. Среда, 21 февраля 1973 года
  9. Среда, 26 июня 1974 года
  10. Среда, 28 апреля 1976 года
  11. Среда, 3 июля 1974 года.

Парамахамса Свами: Утром, в 4:30 Шрила Прабхупада позвал меня к себе и час говорил со мной о том, что астрономические расчеты, касающиеся вселенной, неверны. Он сказал: «Вы говорите, что я неправ; я говорю, что вы неправы, но где критерий? Ваши взгляды меняются, а мои — нет, следовательно, вы неправы. Все точные расчеты приведены в Шримад-Бхагаватам».

Прабхупада знал, что современные ученые не доверяют приведенному в Шримад-Бхагаватам описанию Джамбудвипы, которая расположена в центре концентрических островов и океанов, как не могли они принять и указанной в Ведах высоты гор. Шрила Прабхупада, однако, не преминул предупредить своих учеников о том, чтобы они не шли на поводу у своих западных предрассудков, а старались бы понять вселенную такой, как она описана в Шримад-Бхагаватам, хотя это описание никоим образом не укладывается в представления мирской науки. У учеников возникал неизбежный вопрос: «Как мы объясним все это ученым?»

Шрила Прабхупада с непоколебимой твердостью ответил им на это, что они не обязаны удовлетворять ученых. Они должны просто описывать устройство мира в соответствии с шастрами. Если ученые смогут понять —хорошо, если нет — преданные вовсе не обязаны удовлетворять так называемых ученых. Как часто говорил Шрила Прабхупада: «Мы даем истину — попытайтесь понять ее».

* * *

На прогулке в Кингс-Парке Шрила Прабхупада заговорил о безработном индийце, который приходил к нему вчера вечером.

— Этот человек не имеет работы. Как вы думаете, если мы предложим ему пахать землю, он согласится?

Парамахамса сказал, что, наверное, нет. Прабхупада засмеялся.

— Вот и смотри сам: работа разная бывает. Это и есть чатур-варньям майя сриштам. Он шудра. Он не хочет сам производить себе пищу. Он будет доволен, если вы дадите ему зарплату. При этом условии он готов будет и пахать. Но только если вы дадите ему зарплату.

Джаядхарма сообщил последнюю новость:

— Шрила Прабхупада, вчера мы получили известие, что один человек хочет продать нам свою ферму в северной части Нового Южного Уэльса. Это огромная ферма в Южном тропике. Может быть, это было бы неплохое место, чтобы занять таких людей, как этот индиец, который приходил вчера?

— Да, наша следующая программа — это организация ферм, — начал описывать Прабхупада сельский проект. — Пусть приходят все. Мы дадим им бесплатную пищу и работу: «Давай, берись за дело!» Это не для тех, кто хочет работать в городе клерком. Возьми и вырасти себе еду. Я дам тебе все необходимое для этого. Я дам тебе землю. Работай пять-шесть часов в день, получай пищу и пой «харе-кришна».

Джаядхарма выразил сомнение в том, что каждый, кто придет на ферму, примет соблюдение регулирующих принципов как нечто само собой разумеющееся. Ответ Прабхупады был совершенно однозначен:

— Только так, иначе ему на ферме не место. Наша главная задача — сделать его сознающим Кришну.

* * *

Амогхе, наконец, удалось найти хорошего гостя. Это был Джастин Мерфи — холеный молодой человек в костюме и при галстуке, с блестящими способностями и живым умом. Географ по образованию, Джастин был научным сотрудником Государственного Института Научных и Промышленных Исследований (ГИНПИ).

Джастин начал беседу с того, что описал Шриле Прабхупаде некоторые цели своего Интитута: защищать и оберегать уникальную флору и фауну Австралии; развивать сельскохозяйственное производство и лесное хозяйство и предоставлять людям лучшие возможности, улучшать жизнь. Впрочем, он откровенно признал, что современный человек создал множество проблем, некоторые из которых практически неразрешимы.

— Мы до некоторой степени стали рабами цивилизации двадцатого века. Наши предшественники, аборигены, на самом деле преуспели в поддержании и сохранении центрально-австралийского ландшафта куда больше, чем какие-либо другие обитатели Австралии со времени европейской колонизации. Тысячи лет они жили почти в совершенной гармонии с природой. За сто с небольшим лет европеец нанес невосполнимый урон не только растительности, но и самой почве засушливой Австралии.

Этот урон невосполним, потому что экология центральной Австралии настолько уязвима, что как только в этом засушливом районе появились наши парнокопытные, наши овцы, наш крупный рогатый скот, они очень быстро съели, вытоптали, словом, уничтожили всякую растительность. Это, в свою очередь, истощило почву, потому что плодородный слой там очень тонок. Почва бедна органикой, она выветривается. Фактически, там остались голые камни, а на камнях, понятное дело, ничего не растет.

В Перте, со времени образования там европейских поселений, мы систематически вырубали деревья, сводили леса, пахали землю, и в конце концов изменили естественный порядок вещей. Кролики, которых ввезли сюда европейцы, вызвали экологическую катастрофу. Ну, и конечно, Австралия, столь богатая разными природными ресурсами, очень бедна питьевой водой. Хотя вода — это основа жизни, мы основательно потрудились, чтобы ее испортить, и немало преуспели в этом! Вода становится все более и более соленой. Так вот, наш Институт пытается исследовать экологию и найти здоровое равновесие между выгодой человека и благом окружающей среды.

Интеллигентные манеры Джастина побудили Шрилу Прабхупаду представить ему ведическое решение экологических проблем. Прабхупада выбрал текст из Бхагавадгиты и велел Амогхе прочитать его вслух.

— «Тела всех существ кормятся злаками, которые растут благодаря дождям. Дожди выпадают, когда люди совершают ягью, а ягья рождается из выполнения предписанных Ведами обязанностей».

Амогха прочитал и комментарий Шрилы Прабхупады к этому стиху, проливавший свет на проблему, поднятую Джастисом.

— «Основой любой пищи является зерно и другие растительные продукты. Человек питается злаками, овощами, фруктами и т.п., а домашний скот ест отходы переработки злаков, а также траву, кормовые овощи и другие растения. Люди, употребляющие в пищу мясо, тоже зависят от производства растительной пищи, которая служит кормом для скота. Поэтому в конечном счете все мы зависим от того, что родит земля, а не от продукции фабрик и заводов.

Урожай зависит от количества выпадающих дождей. Дождями повелевают такие полубоги, как Индра, бог Солнца и бог Луны, которые являются слугами Верховного Господа. Чтобы удовлетворить Господа, необходимо совершать жертвоприношения, ягьи, иначе мы всегда будем жить в нужде — таков закон природы. Поэтому, чтобы спасти себя, по крайней мере, от голода, мы должны совершать жертвоприношения, и прежде всего санкиртана-ягью, предписанную шастрами для нынешнего века».

Джастин внимательно слушал.

— Мы все должны совершать ягью? — спросил он.

— Да, — ответил Прабхупада. — Но это не так уж трудно. Мы можем собраться со своей семьей, со своей общиной или в своей конторе, или на производстве, мы можем сесть вместе и прославить Господа. Разве это трудно?

Джастин: Послушать вас — действительно все просто.

Прабхупада: Тогда почему вы это не принимаете?

Джастин: Ну, я-то, допустим, смог бы… Но…

Прабхупада: Нет, нет. Я не говорю о вас лично.

Джастин: Конечно. Но представьте себе человека, или людей, тысячи человек, со своими тракторами и бульдозерами, прорубающимися сквозь девственные леса — в Австралии полно людей, у которых просто не окажется времени. Они слишком заняты зарабатыванием денег.

Прабхупада: А что делать с этими деньгами? Если нет зерна, вы станете есть деньги?

Джастин (смеясь): Конечно нет.

— Итак, — продолжал Прабхупада, — перво-наперво вам нужна вода в достаточном количестве. Вода должна литься из облаков сама, а не так, что ее нужно сначала накачать из моря, а потом уж использовать.

— Конечно, мы не сможем накачать достаточно воды, — согласился Джастин. — Это невозможно.

— Да. Поэтому вам необходима чистая вода. И как раз такую воду вам подает машина Господа, а не ваши машины.

— Разумеется, — подтвердил Джастин. — Я не возьму на себя смелость утверждать обратное.

— Так вот, эта проблема решается, если вы совершаете жертвоприношение. Об этом говорит стих: аннад бхаванти бхутани — очень простая формула. Если мы будем следовать этой формуле, у нас всегда будет вдоволь воды. Ягья предназначена для удовлетворения Всевышнего. Ягьях карма-самбудбхавах. Карма — это ваша деятельность. Вы географ, а я — проповедник, он — земледелец, а тот — рабочий, а еще кто-то водитель. Хорошо. Но если мы сядем вместе и прославим Господа, то какой от этого будет убыток вам или мне или ему? Ягья — это когда мы садимся вместе и поем Святое имя Господа. Что тут трудного?

— Думаю, что это совсем не трудно для большинства людей, — сказал Джастин.

— На самом деле это просто, — сказал Прабхупада. — Даже ребенок может принять участие в такой ягье. Женщина, мужчина, образованный, необразованный, богач, бедняк, рабочий — все могут сесть вместе и петь харе-кришна-мантру.

— А что делать с соседями?

— Они могут образовать свои отдельные группы. У вас будет одна группа, у них — другая. Возьмем, к примеру, сто джентльменов, живущих по соседству. Мы можем собраться вместе. Если у кого-то мало времени, он может собраться со своей семьей и попеть «Харе-Кришна» хоть полчаса. Что тут трудного?

Джастину идея понравилась, но не показалась достаточно практичной.

— Ничего трудного. Но ведь этого не происходит, не так ли?

— Мы должны ввести это в практику, — объяснил Прабхупада, — в этом и состоит смысл нашего движения. Людей надо научить.

— Но ведь учатся люди разным, зачастую противоречивым, вещам, не так ли? Конфликты неизбежны.

— Может быть, — сказал Прабхупада. — Но если какая-то вещь приносит благо, почему бы не попробовать?

Джастин все еще не мог представить себе, как все это будет работать.

— Прекрасная мысль, чудесная мысль, и звучит довольно просто. А что делать англиканам и католикам?

— Это не играет роли. Любая религиозная система… Религиозная система — это связь с Богом. Мы просим: «Повторяйте Святое имя Бога».

— Чьего угодно Бога?

— Чьего угодно Бога. Бог один. Богов не может быть два. Я могу называть его «Кришна», вы можете называть его «Иегова», мусульмане могут называть его «Аллах», а другие как-нибудь еще, но цель одна — это Бог.

Джастин недоумевал, как совместное пение может решить проблемы индустриализации, такие как перенаселение, хищническая эксплуатация природных ресурсов и сосредоточение сверхприбылей в руках межнациональных корпораций.

Ответ Прабхупады был прост. Если люди будут удовлетворены достаточным количеством воды и пищевого зерна, в современной индустрии не будет нужды. Джастин внимательно слушал. Прабхупада рассказал, что большинство людей следуют путем «правритти-марга» — путем увеличения чувственного наслаждения. Такая жизнь, указал Прабхупада, ничем не лучше жизни кошек и собак.

— Если вы ведете жизнь собаки, то в следующей жизни… Вы верите в следующую жизнь? — спросил Прабхупада.

Джастин сказал, что нет. Прабхупада в нескольких словах обрисовал науку о реинкарнации.

— Где ваше детское тело?

— Вот оно, — доверчиво сказал Джастин. — Оно выросло.

— Нет. Нет, оно стало другим. Попробуйте понять. Вашего детского тела больше нет.

— Но ведь это те же самые кости, та же самая кожа.

— Вы тот же самый человек, это так. Вы понимаете, что это вы были ребенком, прыгали-скакали, вы помните свое детское тело, но самого этого тела уже нет.

— Я не могу с этим согласиться.

— Почему? — спросил Прабхупада. — Представьте себе. Что кто-то видел вас ребенком, а потом много лет не встречался с вами. И вот теперь он вдруг приехал. Он говорит: «Ты ли это?» Он будет удивлен, потому что видел вас давно, в теле ребенка. И это тело сменилось.

Джастин не соглашался.

— Функции у него другие, но сердце то же самое, сосуды те же.

— Нет, нет и нет. Тело другое. Оно неуловимо изменилось. Поэтому мы и думаем, что оно растет. Но оно меняется. Оно неуловимо меняется.

Прабхупада привел аналогию.

— Это похоже на киноленту. Картинка меняется, и поскольку она меняется так быстро, неуловимо, вы видите, как двигается человек. На самом деле двигаются только сотни и тысячи картинок. Так вот, ваше тело меняется каждое мгновение. Это научный медицинский факт.

Сжатое и последовательное объяснение Прабхупады начало доходить, наконец, до Дэжастина:

— Точно. Да. Каждое мгновение.

Теперь Прабхупада привел свой пример к логическому выводу.

— Итак, вы меняете тело. Это факт. И вы помните, что у вас было такое-то тело. Следовательно, вы отличаетесь от тела. В этом состоит знание. «Я не тело. Я отличен от тела. Я меняю тела. Следовательно, на смену этому моему телу придет новое тело».

Прабхупада попросил Амогху прочитать соответствующий текст из Бхагавадгиты.

— «Подобно тому, как обусловленная душа постепенно переходит из тела ребенка в тело юноши, а затем в тело старика, точно также после смерти душа переходит в другое тело. Разумного человека подобная перемена не может ввести в заблуждение».

Прабхупада кивнул.

— Простая истина. Но у людей нет образования. Это порок современной цивилизации. Ведь это факт, что ежесекундно вы принимаете новое тело. И после смерти вы примете новое тело. Теперь, мы должны подумать: «Какое тело я получу в следующий раз?» Так думает разумный, цивилизованный человек.

Последнее замечание Прабхупады затронуло какую-то чувствительную струнку в сердце Джастина.

— Вы думаете, когда я достигну такого осознания, это позволит мне развивать свой ум, продолжать учиться, мыслить, приобретать знания большие, нежели те, что я приобрел бы при обычных условиях за те шестьдесят-пять–семьдесят лет, которые мне дано прожить в том, что я считаю своим телом?

— Да, — подтвердил Прабхупада. — Человеческая жизнь предназначена для того, чтобы приобретать знание — истинное знание.

— Но многие люди с этим не согласились бы.

— По крайней мере, есть класс людей, которые должны быть в высшей степени осведомлены и очень хорошо осознавать вещи такими как они есть. Эти люди называются брахманами, людьми первого класса. Их может быть и немного, это ничего страшного. Класс идеальных людей. Люди могут учиться у них правильному поведению, получать знания, перенимать их черты характера.

Идея первоклассного человека вызвала неподдельный интерес Джастина.

— Где есть такие люди? — спросил он.

Прабхупада объяснил, что для подготовки таких людей нужна специальная система образования. Джастин пошутил, что в университетах такой системы уж точно не сыщешь.

— В таком случае, они просто сеют хаос. Там нет людей первого класса — только третий-четвертый.

Джастин спросил, какие качества присущи людям первого класса. Амогха прочитал стих 42 из Восемнадцатой главы Бхагавадгиты.

— «Умиротворенность, самообладание, аскетизм, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность – таковы качества, присущие брахманам и определяющие их долг».

Прабхупада: Вот что такое люди первого класса.

Джастин: А кто определяет, принадлежит человек к первому классу, или нет?

Прабхупада: Научить можно любого. Например, эти юноши. Они принадлежали к четвертому классу, к пятому, а сейчас они учатся быть первоклассными людьми. Так же, как можно выучиться на географа или инженера.

Джастин обратился к Амогхе:

— Вы думаете, у вас получится?

Амогха: У меня уже получается.

Прабхупада: Они молодые люди. Им всем меньше тридцати лет.

Джастин: И вы все ставите перед собой цель стать первоклассными людьми?

Джаядхарма: Да.

Джастин: Для вас важно, сколько времени это может занять? Сможете ли вы стать первоклассными людьми достаточно скоро, например, за пять лет?

Прабхупада: Да, конечно. Хватит и одного года.

Джастин: Правда? Желаю успеха. Что ж, спасибо. Надеюсь, я не нанесу вам оскорбления, если взгляну на часы. Боюсь, я принадлежу к числу себялюбцев. Желаю вам всяческого блага. Может быть, и сам я обдумаю то, что услышал сегодня. Было очень интересно поговорить с вами.

Прабхупада: Да, необходимо создать особый класс людей, первоклассных людей, идеальных. А если вы способны создавать только людей четвертого сорта, то мира вам не видать. Это невозможно.

Джастин: Благодарю вас.

Прабхупада: Харе Кришна.

Джастин: Я счастлив, что мне довелось побеседовать с вами. Благодарю вас и желаю вам удачи в Мельбурне.

Шрутакирти: Вот сладости, которые мы готовим из молока.

Джастин: Благодарю вас. Спокойной ночи.

Прабхупада: Харе Кришна. Джая.

Амогха вручил Джастину пару экземпляров журнала «Назад к Богу» и проводил его до автомобиля. По дороге Джастин сказал, что аргументы Прабхупады заставляют задуматься и убеждают, особенно те его высказывания, которые касаются взаимоотношений между проблемами современного мира и телесной концепцией жизни.

Уже уезжая, он обернулся к Амогхе и улыбаясь сказал:

— Мне пора в свою жизнь четвертого класса.

Амогха рассказал это Шриле Прабхупаде, и Шрила Прабхупада был очень доволен:

— Значит, он понял, — сказал он. — Он лучше многих священников.

* * *

Позже приходили сестра и мать Ганеши, и Прабхупада очень ласково поговорил с ними. Мать Ганеши беспокоилась, что сознание Кришны противоречит ее верованиям, и спросила Прабхупаду:

— Как вы относитесь к религии евреев?

Шрила Прабхупада заверил ее, что любая религия, позволяющая познать Бога, хороша. Она повторила свой вопрос, и он снова успокоил ее. Затем, когда она немного расслабилась, он смиренно спросил ее:

— Вы знаете Бога? Вы можете рассказать мне о Нем?

Она сказала, что не может, и, смутившись, замолчала. Шрила Прабхупада знал Бога и поделился своим пониманием, процитировав откровения Господа Брахмы из «Брахма-самхиты».

Он Изначальная Личность, Исток всего, Старейший, от которого все мы родились, и все же Он всегда молод. Господь блещет вечной юностью. Он богаче и привлекательнее всех. Он пребывает за пределами нашего чувственного восприятия, но мы можем увидеть его в процессе преданного служения.

В конце теплой беседы Прабхупада вдохновляющее заговорил с Ганешей:

— Постарайся привести твоих мать и сестру к сознанию Кришны. Это твоя обязанность, и Кришна поможет тебе. Поскольку они связаны с тобой, это твоя семья, Кришна поможет им. Кришна позаботится о твоей семье, обязательно, так же, как правительство заботится о семьях воюющих солдат. Это особая милость. Если солдат погибает в бою, правительство назначает его семье пенсию.

Прабхупада снова обратился к матери Ганеши:

— Вам очень повезло, поскольку Ваш сын сражается с майей. Постарайтесь извлечь из этого благо. Прочитайте книги и попытайтесь осознать Кришну. Ваш сын уже делает это, поэтому примите его наставления. Воспользуйтесь этой возможностью — не упускайте свой шанс.

Приняв прасад из рук Прабхупады, они ушли.

Ганеша: Я был счастлив, что мои мать и сестра послушались моего совета и встретились со Шрилой Прабхупадой. Я нисколько не сомневался в том, что просто получив его даршану, они приняли благословение,, и что общение с ним заложило в них семена будущего преданного служения.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.021 сек.)