АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Австралия, 1976-1977 годы

Читайте также:
  1. Билет 7.
  2. Введение
  3. ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ. ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ
  4. Введение. Новый Ренессанс
  5. Великобритания в годы второй мировой войны
  6. Виды государств как субъектов международного права
  7. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ БЛОКИ
  8. ВОЗВРАТНЫЕ ЗАЕМНЫЕ ФОНДЫ
  9. Воздействие права и государства на экономику
  10. Воздушный транспорт
  11. Геополитика и тенденции развития современных международных отношений.
  12. Гомосексуальные браки - браки между лицами одного пола.


Это еще один аспект сознания Кришны, который я хочу развить. Если я смогу снова путешествовать, я проеду по фермам и сделаю их совершенными. На этих фермах мы сможем в полном объеме продемонстрировать систему варнашрамы. Если они добьются успеха, весь мир погрузится в сознание Кришны.

Шрила Прабхупада, из письма к Хари-шаури.

Мадхудвиша Свами, похоже, пришелся ко двору на своем новом служении в Нью-Йорке. Казалось, ему незачем было возвращаться в Австралийскую зону. Это подтверждали и слухи, просочившиеся с последней встречи Джи-Би-Си в Майяпуре — новым представителем Джи-Би-Си в Австралии и Новой Зеландии стал Гуру-Крипа Свами. Австралийские преданные понимали, что Мадхудвиша Свами нуждается в смене обстановки. Хотя они скучали по нему, но были счастливы, что он так хорошо выполняет в Америке свои новые обязанности. Поэтому когда до них дошла весть о том, что Мадхудвиша Свами оставил санньяса-ашрам и покинул храм, они испытали настоящий шок. Многие с трудом могли в это поверить. Другие отнеслись к этому более философски, но все были потрясены.

Шрила Прабхупада получил эту весть в Гонолулу, всего через несколько дней после того, как уехал из Новой Зеландии, в первых числах мая 1976 года. Еще находясь в Австралии, Прабхупада начал подозревать, что Мадхудвиша Свами испытывает определенные трудности, но понадеялся, что дело потерпит, рассчитывая переговорить с Мадхудвишей лично в Нью-Йорке. Но информация просочилась раньше, и это его очень огорчило. Он рассердился на Пушта-Кришну Свами и Гуру-Крипу Свами за то, что они так безответственно распространяют информацию.

Прабхупада объяснил, что этот случай должен был остаться сугубо между духовным учителем и учеником. Кроме этих двоих, о нем могли знать лишь несколько человек, имеющих непосредственное отношение к делу. Если бы все было сделано именно так, у Мадхудвиши было бы больше шансов исправиться и вернуться. Но из-за того, что о его поведении узнали все, возвращаться ему будет стыдно и непросто. Прабхупада прямо сказал двум санньяси, что теперь Мадхудвиша не сможет вернуться и снова предстать перед преданными.

В ранние годы ИСККОН Прабхупада и его последователи воспринимали уход преданных как шок. Но со временем Прабхупада научился жить с подобными трагедиями, порой низвергавшими его ведущих, доверенных учеников. Но чувство потери никогда не покидало его, особенно если дело касалось тех его сыновей или дочерей, которые много послужили ему. Мадхудвиша был одним из ведущих санньяси ИСККОН. Прабхупада сам обучал его, и Мадхудвиша в ответ предложил ему великолепное служение, искусно управляя австралийской ятрой больше четырех лет. И вот теперь он ушел.

* * *

20 мая 1976 года пришло письмо от Мадхудвиши, и Прабхупада преисполнился надежды. Мадхудвиша признавался, что страдает в своем падшем состоянии и чувствует, что хотел бы продолжать свою духовную жизнь «более прямым образом». Если Кришна позволит, писал Мадхудвиша, он будет продолжать повторять Святые имена и молиться. Он намекал, что надеется встретиться со Шрилой Прабхупадой в Лос-Анджелесе примерно через неделю. Шрила Прабхупада немедленно послал ему ответ:

Мой дорогой Мадхудвиша Махараджа.

Пожалуйста, прими мои благословения. Я получил твое письмо от 15 мая 1976 года и внимательно прочитал его.

Я хочу встретиться с тобой немедленно. Если ты не приедешь на Гавайи, а хочешь встретиться со мной в Лос-Анджелесе, тогда я могу сам немедленно вылететь в Лос-Анджелес. Если ты действительно хочешь служить мне, то можешь жить со мной. Я хочу, чтобы ты мне служил.

Шрила Прабхупада искренне, с любовью приглашал Мадхудвишу вернуться, и это показывало, насколько глубока его милость. Преданные, окружавшие Шрилу Прабхупаду в то время, были поражены и его мудростью, и его состраданием. Шрила Прабхупада намеренно обращал внимание лишь на великое служение, совершенное Мадхудвишей в прошлом. Факт наличия некоторого «неслужения» не отразился в «балансовом отчете».

Хотя преданные по разным причинам покидали сознание Кришны, Шрила Прабхупада смотрел на них как на тех, кто обманут иллюзией. Прикрывался ли отступник новой религией, новыми экономическими возможностями или чем-нибудь другим, результат всегда бывал один и тот же. Обычно он или она погружались в удовлетворение чувств и сходили с узкого пути самосознания. Та же участь постигла и Мадхудвишу.

Тот факт, что Мадхудвиша сошел с прямого пути санньясы, казался незначительным Шриле Прабхупаде, который смотрел на вещи с надмирного уровня, на котором главенствует сострадание. Прабхупада как-то сказал, что ученик может пасть из-за влияния майи, но духовный учитель никогда не покинет его. Шрила Прабхупада готов был принять Мадхудвишу и в качестве домохозяина. Единственной его заботой было — занять своего падшего сына в каком-нибудь служении.

* * *

В тиши своей комнаты в Гонолулу, сидя в одиночестве над переводом, Шрила Прабхупада являл глубину своего понимания предмета. Работая над своим «комментарием Бхактиведанты» он рассказывает историю о слоне Гаджендре, как он боролся с крокодилом на райских планетах. Крокодил напал на слона, когда тот купался в реке. Борьба между ними продолжалась довольно долго, и по мере того, как слон слабел, силы крокодила росли, потому что он находился в своей естественной среде обитания, а слон — нет.

Тут Шрила Прабхупада приводит естественное сравнение.

«Из этого мы можем извлечь урок, что в своем сражении с майей мы должны избегать положения, в котором наша сила, энтузиазм и рассудок не смогут проявиться в полной мере. Наше Движение сознания Кришны на самом деле объявило войну энергии иллюзии, в которой томятся все живые существа, скованные своим ошибочным пониманием цивилизации. Солдаты этого Движения сознания Кришны должны обладать физической силой, энтузиазмом и силой рассудка. Чтобы соответствовать этим требованиям, они должны помещать себя в нормальные условия жизни.

Эти «нормальные условия» неодинаковы для всех, — продолжал Прабхупада. — Поэтому существуют различные подразделения варнашрамы: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры; брахмачарья, грихастха, ванапрастха и санньяса. В эпоху Кали вообще не рекомендуется принимать санньясу… Из этого можно сделать вывод, что в эту эпоху санньяса - ашрам запрещен, потому что люди не обладают достаточной силой. Шри Чайтанья Махапрабху показал нам пример принятия санньясы в возрасте 24 лет, но даже Сарвабхаума Бхаттачарья советовал Шри Чайтанье Махапрабху быть в высшей степени осмотрительным, поскольку Он принимал санньясу в столь юном возрасте. Мы даем санньясу молодым людям, чтобы они проповедовали, но на деле видно, что они не готовы к санньясе.

Не беда, однако, если преданный видит, что он не пригоден к санньясе. Если человека слишком беспокоит сексуальное желание, он должен войти в ашрам, в котором секс разрешен, а именно, в грихастха-ашрам. Если обнаруживается, что некто слаб в каком-то аспекте, это не значит, что он должен теперь прекратить борьбу с крокодилом майи. Человеку следует укрыться у лотосоподобных стоп Кришны, как, мы увидим, и поступил Гаджендра, и в то же время человек может стать грихастхой, если ему для спокойной жизни нужно заниматься сексом.

Не нужно прекращать борьбу. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху рекомендует: стхане стхитах шрути-гатам тану-ван-манобхих. Человек может находиться в любом ашраме, который ему подходит, не так уж важно, принимает он санньясу или нет. Если человека беспокоит половое желание, он может войти в грихастха-ашрам. Но нужно продолжать сражаться. Для того, кто не находится на духовном уровне, принять санньясу искусственно — не великая честь. Если санньяса неприемлема, человек может войти в грихастха-ашрам и продолжать с гораздо большими силами бороться с майей. Но чего не следует делать — это прекращать борьбу и уходить».

* * *

К концу сентября 1976 года Гуру-Крипа Свами посетил Шрилу Прабхупаду во Вриндаване. После шести месяцев на посту представителя Джи-Би-Си в австралийских и новозеландских храмах, Гуру-Крипа признался Шриле Прабхупаде, что не хочет больше выполнять обязанности управляющего в этой зоне. Он предпочел бы, по его словам, сосредоточиться на проповеди в Японии. Стало ясно, что нужно искать ему замену.

Скоро Шрила Прабхупада узнал, что во Вриндаван в поисках нового служения приехал Бали-мардана. Прабхупада предложил ему на выбор два варианта. Он мог принять на себя обязанности управляющего в новой гостинице в Бомбее или отправиться в Австралию. Бали-мардана спросил Прабхупаду:

— Что Вы считаете более важным? Проповедь в Индии или проповедь на Западе?

Прабхупада ответил, что проповедь на Западе более важна. Бали-мардана согласился ехать и уже через несколько дней отбыл в Австралию в качестве представителя ad hoc [«на данный случай» (лат.) — прим. перев.] Джи-Би-Си. Вскоре Шрила Прабхупада подтвердил новое назначение в письме к Гуру-Крипе Свами.

* * *

Вторая половина 1976 года ознаменовалась первой серией крупных сражений с агрессивными «антикультистами» в Соединенных Штатах. Движение сознания Кришны свалили в одну кучу с другими новыми Движениями и заставили предстать перед судом, заклеймив как «психологически опасный тоталитарный культ». То, что происходило в Америке, должно было неизбежно повториться и в Австралии, поэтому австралийские преданные внимательно следили за развитием событий.

В октябре родители преданных в Америке подкупили окружного прокурора и на всю страну распространили клевету об ИСККОН, что привело к обвинению двух преданных в том, что они оказывали психологическое давление на учеников и против воли удерживали их в Нью-Йоркском храме. Хотя эти обвинения были абсурдны и беспочвенны, широкое освещение вопроса в средствах массовой информации, причем и в австралийских также, привело к тому, что множество людей поверили им. Новости из зала суда публиковали во всех газетах. Итоги были подведены в статье от 21 октября 1976 года, озаглавленной «Крепость Кришны устояла».

В среду Движение «Харе Кришна» обратилось к учителям и родителям своих отданных под суд членов с попыткой развеять обвинения в том, что оно занимается промыванием мозгов и незаконно лишило свободы двух своих членов.

Представители Движения, также как и адвокат Американского Союза гражданских свобод, ученые — все в один голос заявляют, что «Харе Кришна» является признанной ветвью индуизма, и что его деятельность совершенно законна и защищена «Первой поправкой».

Главный психиатр Калифорнии заявил, что люди, присоединившиеся к Движению не только не «странны» или «больны», но напротив, «поразительно нормальны».

Движение, о котором идет речь — Международное общество сознания Кришны — организовало пресс-конференцию, чтобы опровергнуть обвинения, выдвинутые против двух его высокопоставленных должностных лиц. Высший Суд Квинса на прошлой неделе предъявил Ангусу Мерфи, двадцатидвухлетнему президенту манхэттенского Храма, и Гарольду Конли, инспектору по делам женщин того же храма, обвинение в незаконном лишении свободы двух членов «шафрановой секты» посредством «промывания мозгов».

М-р и миссис Томас. А. Мерфи из Нью-Джерси, родители Ангуса Мерфи, рассказали репортерам, что навещая своего сына и контактируя с другими членами Движения Кришны, они не заметили никаких признаков «промывания мозгов».

В пылу крестового похода против культов помощник прокурора продолжал возбуждать иски, используя все имеющиеся в его распоряжении законные и властные средства. Хотя правозащитники были в гневе и уверяли преданных, что их противники никогда не смогут победить, скрытый смысл всего дела все равно был страшен. Это дело ставило под сомнение само право Движения «Харе Кришна» на существование в качестве настоящей религии, а также право совершеннолетних преданных оставаться в этом Движении вопреки воле их родителей. Под вопросом оказалось также то, находятся ли члены Движения «Харе Кришна» в Движении по своей воле или их удерживают там посредством манипуляции или «промывания мозгов». Эта схватка была лишь одним звеном цепи сражений, часть которых разыгралась на австралийской земле.

Прабхупада уверил преданных, что окончательный исход дела будет благоприятным для преданных, но надо быть готовыми к борьбе. Словно генерал, командующий войсками, Шрила Прабхупада изложил свое видение сложившейся ситуации в письме к Тамал-Кришне Госвами 30 октября 1976 года.

Они сейчас ощутили вес нашего Движения. Раньше они думали: «Эти люди придут и уйдут», — но сейчас они видят, что мы остаемся. Мы зажгли пожар. Он разгорается и его не остановить. Можно пригнать сюда большие-пребольшие пожарные бригады, но пожар будет продолжаться. Книги для «промывания мозгов» уже изданы. Даже если внешне им удастся остановить нашу деятельность, внутренне она будет продолжаться. Наша первоклассная кампания — это распространение книг. Идите от дома к дому. Вот где настоящая борьба. Кришна полностью защитит вас. Поэтому повторяйте «Харе Кришна» и сражайтесь.

Прабхупада дал Тамал-Кришне ясные указания относительно того, как противостоять заявлениям противников, порожденным ложной информацией.

Относительно того, является ли наше Движение авторитетным, ты можешь использовать следующий аргумент. Бхагавадгита выдержала множество изданий. Наши книги древнее Библии. В Индии миллионы храмов Кришны. Судьи и юристы сами читают наши книги, чтобы узнать мнение мудрецов и педагогов древности. По поводу второго пункта, касательно власти родителей над их детьми. Есть несколько предложений. Родителям нравится, когда их дети становятся хиппи? Почему же они это не остановят? Родителям нравится, что их дети вовлекаются в проституцию и одурманивают себя наркотиками и алкоголем? Почему же они не препятствуют этому? Когда правительство призывает детей на военную службу, ни им самим, ни их родителям это не нравится. Этот вопрос тоже нужно поднять.

Есть много людей, которым за тридцать. Им что, тоже промыли мозги? В вашей стране их может быть меньшинство, но в других странах их большинство. Продавцы бриллиантов работают на меньшинство. Почему же им разрешают торговать? Так всегда бывает: нечто действительно ценное могут приобрести лишь немногие. Наши книги — не товар, это религия и философия.

На заявление, что сознание Кришны, дескать, лишает людей инициативы, Прабхупада возражал так:

— Нет. Это неверное понимание. На самом деле мы боремся за достижение высшей цели жизни. Иначе, зачем бы нам писать так много книг?

Прабхупада кроме того посоветовал преданным собрать отзывы индийских ученых, которые бы подтвердили, что Сознание Кришны представляет собой истинную систему вайшнавизма.

Вывод Прабхупада делает такой:

Борьба обострилась, но если вы твердо будете придерживаться заповедей, Кришна даст вам силу. Что бы ни происходило, все это милость Кришны. Они боятся, что иная культура возобладает над их культурой. Парам дриштва нивартате. Это естественно. Если человек находит что-то лучшее, он отказывается от прежнего. Это борьба, не бойтесь.

Свои сильные чувства по поводу происходящего Прабхупада выражает и в письме Рамешваре: «Да, эти попытки остановить наше Движение потерпят полный провал. Сделать нас известными — вот в чем план Кришны».

* * *

В январе 1977 года, во время 24-часового путешествия из Бомбея в Аллахабад, Прабхупада продолжал отвечать на яростные нападки антикультистов. Рамешвара, изображая оппозицию, приводил все новые и новые доводы, а Шрила Прабхупада вдохновенно разбивал их один за другим.

— Говорят, — начал Рамешвара, — что наш образ жизни направлен на то, чтобы взять преданного и оторвать его от мира.

— Да, — с обезоруживающей простотой отвечал Прабхупада, — мы терпеть не можем смешиваться с вами. Никакой джентльмен не захочет смешиваться с бродягами. Вороны не любят жить с утками и белыми лебедями, а белые лебеди не любят жить с воронами. Это естественное разделение. Свояк свояка видит издалека.

— Существует список, — продолжал Рамешвара, — включающий в себя шесть условий, и говорят, что если все эти шесть условий наличествуют, то имеются благоприятные возможности для промывания мозгов. Говорят, что мы в нашем Обществе создаем все эти шесть необходимых условий.

— Да, — согласился Прабхупада, — мы промываем мозги, очищаем их от грязи. Мы промываем мозги от всякого негодяйства. Ваши мозги набиты дрянью — мясоедение, незаконный секс, азартные игры. А мы промываем их. Чето-дарпана марджанам. Шринвитам сва-катхах Кришнах пунья-шравана-киртанах хриди антах-стхо хй абхадрани. «Абхадрани» означает «дурное». Так вот, все дурное нужно вымыть. Разве вы не убираете свой дом, свою комнату? Является ли это промыванием мозгов? Если вы хорошенько вымоете свою комнату, кто осудит вас за это? Но вы такие негодяи, что обвиняете нас: «Как вы посмели выметать весь этот мусор?» Мы выметаем мусор, а вы возражаете. Вот и весь ваш «разум». Разумный человек выметет весь мусор прочь. Это закон цивилизации — наводить чистоту. Этим мы и занимаемся. В соответствии с Ведической цивилизацией вы все — неприкасаемые. Мы пришли, чтобы коснуться вас. Поэтому помойтесь — прежде всего, вы должны помыться. В индийской культуре собака считается неприкасаемой, но для вас это лучший друг. Поэтому вы тоже неприкасаемые. Вот нам и приходится промывать вам мозги. Если ваши мозги не помыть как следует, вы не сможете осознать Кришну. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Вы спите с собаками, едите с собаками, ваши лучшие друзья — собаки, так кто же вы? Вас надо помыть. Выскрести дочиста.

Прабхупада спросил Рамешвару, что оппоненты считают «промыванием мозгов».

— Они говорят, — начал Рамешвара, — что промывание мозгов заключается в том, что вы лишаете человека еды, сна, изолируете его от мира, заставляете его повторять что-то раз за разом, и получаете таким образом контроль над его разумом, и он тогда готов делать все, что вы пожелаете, как робот. Они говорят, что мы разрешаем человеку есть только два раза в день, и при этом не только не даем ему мяса, но и вообще лишаем белка.

— Это право каждого человека, — возразил Прабхупада. — Если ему нравится такая пища, ни у кого нет права запрещать ему. Люди разные, им нравятся разные виды пищи, каждый выбирает себе пищу по вкусу.

— Но ведь всего два раза в день, — настаивал Рамешвара.

— Если ему достаточно двух раз в день, зачем заставлять его есть три раза? — сказал Прабхупада. — Это его выбор.

Тогда Рамешвара выдвинул аргумент про ограничение сна.

— А спать по четыре-пять часов — это не маловато?

— Да, — ответил Прабхупада, — потому что это потеря времени.

Рамешвара честно старался задавить собеседника.

— Это очень ослабляет разум.

— Негодяй! — Прабхупада наслаждался шутливым спором. — Тебе нечего делать. Ты спишь. Наполеон спал один час, два часа. Он был очень занятым человеком. Наши люди так заняты в сознании Кришны, что им некогда спать. Ни один великий человек не спал слишком много. Сон — это просто потеря времени… Если человек не спит больше четырех-пяти часов — это признак величия.

Разговор продолжался в таком же духе еще довольно долго — Прабхупада снаряжал преданных необходимыми боеприпасами для войны с противниками Движения сознания Кришны.

* * *

 

Вскоре после своего приезда в Австралию Бали-мардана поехал в Сидней и вдохновил тамошних преданных поискать место для постоянного храма. Через непродолжительное время было найдено большое пятиэтажное здание в центральном районе Сиднея, Парке Мура. Бали-мардана послал Прабхупаде описание этого здания, приложив фотографии, и тот сразу же отозвался с большим энтузиазмом. «Да, возьми это здание за любую цену. На фото оно выглядит прекрасно, вполне подходяще для наших целей. Ты должен сейчас же его приобрести. Если надо, можешь взять кредит на его ремонт в ББТ».

* * *

Самый первый австралийский двухэтажный автобус «Харе-Кришна» уже давно простаивал, ибо предпочтение отдавалось малым группам распространителей книг, которые выезжали в сельскую местность. Книги неплохо расходились по всей стране, однако надо было еще наладить распространение прасада и киртаны в маленьких городах и деревнях.

На ежегодном празднике в Майяпуре 1975 года Сабхапати услышал об успехе путешествующей на автобусе группы санкиртаны Радха-Дамодары, которая постоянно колесила по Северной Америке. Они устраивали фестивали, тысячами распространяли книги в студенческих городках, на ярмарках и в торговых пассажах, и были способны одновременно и распространять книги, и раздавать прасад, и проводить киртан, широко знакомя Америку с Сознанием Кришны.

Сабхапати подумал, что было бы хорошо устроить нечто подобное и в Австралии. Он вернулся в Австралию вдохновленный, сколотил небольшую команду, нашел две машины и пустился в путь с 65 коробками журнала «Назад к Богу». На вырученные от продажи книг деньги Сабхапати купил маленький подержанный автобус «бедфорд». Из него вытащили сидения и установили прямо за креслом водителя маленький алтарь. В автобусе устроили крошечную кухоньку, и в конце 1975 года он уже катил в Аделаиду на ежегодный Рождественский марафон распространения книг.

После апрельского, 1976 года, визита Прабхупады в Мельбурн, когда на кухне этого автобуса готовили пищу для Прабхупады, автобус снова отправился в большое путешествие по стране. В начале 1977 автобус Сабхапати был уже хорошо известен по всей Австралии. Что бы ни делала его группа — проводила ли маленькую Ратха-ятру в Каирнсе, проповедовала ли общине хиппи на плоскогорье Атертон, пела ли на реке Маргарет, проходила ли с харинамой по пляжу в Таунсвилле, отклик везде был один: бесконечная радость сотен людей, приходящих чтобы попеть, потанцевать, насладиться прасадом и получить журнал «Назад к Богу».

Особый успех этой программы состоял в том, что она побуждала молодых людей принять образ жизни сознания Кришны. На одной из таких экстатических программ с киртаном и пиром, проводившейся в курортном городе Берлей Хедс, семеро юношей и девушек решили поселиться в храме.

Одно обстоятельство представлялось Сабхапати очень важным. По каким бы местам ни проезжал автобус, но в особенности на севере страны, неизменным рефреном из уст молодых людей звучало одно: «Вот если бы у вас была ферма, мы бы поселились на ней».

* * *

С самого начала ИСККОН было ясно, что Шрила Прабхупада хочет, чтобы существовали сельские общины. В «Семи Целях», сформулированных в 1966 году, Прабхупада говорит, что он хотел бы, чтобы Движение «показывало пример простой, более естественной жизни». Такая жизнь (а Шрила Прабхупада думал об индийских деревнях, где люди по сей день живут так, как жил Кришна) больше подходит для развития сознания Кришны.

В переписке с основателями и старейшими членами Новой Вриндаваны, первой сельскохозяйственной общины ИСККОН в Северной Америке, Прабхупада ясно обозначил принципы сельской жизни в сознании Кришны. Прабхупада говорил, что хочет иметь такие общины, которые строились бы на ведических идеалах, где все жили бы просто, ухаживали за коровами и обрабатывали землю. Преданным надлежало развивать эти идеи постепенно. Но даже в начале ключевым было понятие «простая жизнь, возвышенное мышление». Поскольку община должна была оставаться полностью отделенной от города, жизнь там могла показаться вначале неудобной и аскетичной. Но зато там было спокойно, там не было тревог искусственного, урбанизированного общества, основанного на тяжком труде ради удовлетворения чувств. И, самое главное, жители такой общины должны были служить Кришне и петь Его имя. Прабхупада хотел, чтобы такой ведический образ жизни стал примером для всего остального общества. Первые наставления об основании сельских общин на принципах сознания Кришны в Южных морях, Прабхупада дал Тушта-Кришне в начале 1972 года. Когда Тушта-Кришна загорелся желанием открыть отделение Движения сознания Кришны в Новой Зеландии, Прабхупада вдохновил его начать сразу в деревне.

Да, отправляйся немедленно в Новую Зеландию. Приехав туда, не живи в городе, а вместо этого открой ферму и начни заниматься там защитой коров. Это окажет самое большое влияние, это будет примером, это будет важнейший проект в Новой Зеландии. Возьми ребят из города, обучи их.

Когда в Окленде был открыт первый центр, Прабхупада снова написал Тушта-Кришне.

Я очень рад твоему отчету. Кришна дает тебе возможность развить там, в Новой Зеландии прекрасное общество варнашрамы. Старайся изо всех сил построить там идеальное общество, которое стало бы для всех остальных примером того, как человек может жить очень просто, петь «Харе Кришна» и развивать в себе любовь к Кришне. Следи за тем, чтобы держать всю программу в чистоте, строго следуя правилам и предписаниям, которые я установил: ранний подъем, посещение мангала-арати и лекции, повторение 16 кругов ежедневно, соблюдение четырех основных заповедей (отказ от мяса, дурмана и т.д.). Тогда весь этот проект будет очень успешным.

В 1976 году, когда в Новой Зеландии уже существовали и городской центр, и сельская община, Прабхупада объяснил Тушта-Кришне, как оба этих проекта могут поддерживать друг друга.

Выращивание сельхозпродукции и открытие ресторанов — это связанные вещи. На ферме вы производите молоко и молочные продукты, хотя бы гхи. Гхи вы отправляете в городской ресторан и жарите на нем превосходные самосы, качари, овощи, халаву — множество вкусных вещей, людям они очень понравятся. Принцип состоит в том, чтобы ни капли молока не пропало даром.

Такие рестораны, объяснял Прабхупада, также будут влиять на людей, привлекая их к духовной жизни.

Это прекрасная мысль — приглашать людей в наши рестораны, где они смогут вкушать такие прекрасные блюда — особенно панир, жареный сыр, сандеш, качаури, расагуллы, самосы, — и таким образом забывать свою привычку есть мясо. Если вы сделаете суп из жаренного панира с асафетидой и имбирем, это заменит им их бурду из крабов. Конечно, мы заинтересованы не в том, чтобы давать им вегетарианскую пищу, а в том, чтобы кормить их прасадом. Тогда они постепенно станут преданными.

Прабхупада также страстно желал основать сельскохозяйственную общину в Австралии. В январе 1975 года он написал Мадхудвише Свами:

Попытайся купить какую-нибудь хорошую ферму. Это будет очень хорошо. Если мы сможем производить молочные продукты и зерно, это будет большой успех.

На утренней прогулке во время своего последнего визита в Мельбурн в 1976 году, Шриле Прабхупаде рассказали об участке площадью в 80 с лишним гектаров в Квинсленде, на тропическом севере Австралии. Земля, говорил Гуру-Крипа Свами, дешевая и подходит для выращивания пищи. Прабхупада воспринял предложение с большим энтузиазмом.

— Выращивайте там фрукты, цветы, зерно, — сказал он. — Пусть там живут несколько человек. Это очень хорошо.

Хотя покупка так и не состоялась, преданные были полны энтузиазма найти подходящий участок как можно скорее.

* * *

В конце января 1977 года Бали-мардана собрал на встречу всех президентов и управляющих австралийских храмов. Уже давным-давно пора, сказал он, подыскать ферму. Все руководители согласились в том, что лучше всего было бы приобрести землю в северной части Нового Южного Уэльса или в Квинсленде, где мягкий тропический климат лучше всего подходит для сельской жизни. И лучше всего это получится у Сабхапати, решили они.

* * *

Сабхапати всерьез приступил к поискам. Он искал участок площадью не меньше 500 акров [200 га — прим. перев.] — то есть, достаточный для размещения коров и для обработки земли. В основном ему попадались участки, которые являлись частями больших угодий, по разным причинам непригодных для обработки. Однажды Сабхапати ехал по Мервилламбе, небольшому городку в Новом Южном Уэльсе, семитысячное население которого занято выращиванием бананов и сахарного тростника. Взгляд его упал на объявление в витрине агентства по продаже недвижимости. Около 330 гектаров в близлежащей живописной долине Твидовой реки — это было что-то интересное.

Сабхапати проехал к участку с агентом, остановил машину у реки и перешел ее вброд по отмели. Экзотическая идиллия местности произвела на него впечатление. Два старых фермера, владевших землей, просили за нее 10000 долларов. Сабхапати позвонил Бали-мардане и рассказал ему о своей находке.

— Предложи им 80000, — сказал Бали-мардана. Вместе с землей продавались 400 голов крупного рогатого скота мясной породы, которые преданным были не нужны. Поторговавшись, владельцы согласились на предложение преданных. Задаток был внесен, стороны ударили по рукам. Австралийский ИСККОН обрел свою первую ферму.

14 февраля 1977 года
Майяпур

Антикультовая лихорадка нарастала, особенно в Европе и Северной Америке. Преданные держали Прабхупаду в курсе дела. В продолжение недавнего комментария Прабхупады о «промывании мозгов» Сатсварупа Госвами прочитал Прабхупаде интересное письмо Индийской Ассоциации изучения мозга, отделения биохимии Калькуттского университета.

Джентльмен:

Медитация на харе-кришна-киртана-мантру, а также пение «Радха-Кришна» практикуют не только индийские вайшнавы, но и большинство индусов. Это обычная для многих индийских семей религиозная и социальная практика. Миллионы индусов с возвышенной преданностью повторяют харе-кришна-мантру. Нам неизвестно ни одного случая, когда такая практика наносила бы вред физическому или психическому здоровью человека. Мы подтверждаем, что поклонение Радхе и Кришне, принятое в Западной Бенгалии, в Индии, не отличается от пения харе-кришна-мантры в Международном обществе сознания Кришны. Как таковая, ни одна, ни другая практика не могут наносить вреда ни преданным, ни сторонним наблюдателям. Более того, мы можем добавить, что ритмичный танец и музыкальная «свара» харе-кришна-мантры оказывают глубоко благотворное действие на искаженное человеческое сознание. Такие практики не имеют ничего общего с «промыванием мозгов» — термин, вообще не имеющий никакого научного смысла.

Утверждение профессора Аджита К. Мити.

Искренне ваш,

Дж.Дж. Гхош,

От имени Индийской ассоциации изучения мозга, Президент.

Находясь в Майяпуре, Прабхупада продолжал обучать своих старших учеников, как отвечать на аргументы антикультистов. В Майяпур приехал Ади-Кешава, один из преданных, подвергшихся обвинению на последнем судебном процессе в Нью-Йорке, и Прабхупада готовил его к предстоящему изнурительному разбирательству. Прабхупада говорил, как бы возражая противникам Движения.

— Это Движение не промывает мозги, —сказал он. — Мы даем мозги. Где ваши мозги? Сначала нужно иметь мозги, чтобы было что промывать. Но у вас нет мозгов, вы даже не знаете, что такое жизни… Вы не можете объяснить, в чем разница между живым человеком и мертвым.

Любой, у кого есть мозги, может понять простую логику, как тело меняется. Есть нечто, что заставляет тело младенца измениться и стать телом юноши. Когда же эта важная субстанция потеряна — тело больше не меняется. Это уже мертвая материя. Так где же у вас мозги, чтобы понять эту простую истину? А?

Прабхупада велел преданным посоветоваться друг с другом и написать очерк, который адресовать суду. Приняв роль противника, Ади-Кешава бросал вызов логике Прабхупады.

— У меня есть мозги, и они работают. Иначе как бы я мог говорить сейчас с вами? Как я смог бы отвечать вам?

— Ваш разговор, — резко ответил Прабхупада, — ничем не отличается от лая собаки. Собака лает, а вы разговариваете. Какая разница? Она просто говорит на другом языке, вот и все. Она лает, а вы говорите. Какая разница?

Ади-Кешава попытался удержать оборону.

— Но они говорят: «У нас искусства, науки…»

— Что бы там у вас ни было, — ответил Прабхупада, — вы не можете ответить на конечный вопрос.

Спор продолжался довольно долго, преданные снова и снова испытывали логику Прабхупады. Но Прабхупада твердо держался основной своей мысли: если человек не знает, в чем разница между мертвым и живым, то у него определенно нет мозгов. Желая обучить преданных приемам обороны от злобных нападок, он поощрял их выдвигать обычные аргументы оппозиции.

— Задавайте вопросы, я буду отвечать.

Брахмананда сказал, что обычно приводят такой довод, что лишь только преданный присоединяется к Движению, он тут же лишается личного выбора.

— Так что, мы все дураки, что присоединились? — тут же ответил Прабхупада.

— Говорят, что мы все молодые мальчики, что нас просто обманывают, — объяснил Сатсварупа.

Брахмананда добавил, что депрограмматоры создали группу под названием «Возвращение к личному выбору». Ади-Кешава показал Прабхупаде учебник по депрограммированию, в котором была напечатана фотография молодого человека, похищаемого в присутствии отца и матери.

— Это и есть «личный выбор»? — саркастически спросил Прабхупада.

— Они говорят, — объяснил Ади-Кешава, что: «Вы не знаете, каков ваш личный выбор. Вы забыли. Вам промыли мозги, и теперь вы ничего не помните. Иначе вы бы помнили. Так что мы делаем это для вашего же блага». Они называют это «спасением». Они говорят: «Мы спасли его от кришнаитов». Преданные в подробностях описали Шриле Прабхупаде насильственные и жестокие методы, применяемые депрограмматорами, чтобы вернуть тех, кому «промыли мозги» к так называемой «нормальной жизни», и то, как они потом оправдывают свое насилие в судах.

— Это сильно затемняет существо вопроса при слушании в суде, — добавил Тамал-Кришна Госвами. — Потому что каждый человек естественно чувствует сострадание к матери и отцу.

— Почему бы вам не процитировать наши шастры? — посоветовал Прабхупада, — Что это не отец, пита на са сйат.

В ведической литературе говорится, сказал Прабхупада, что тот, кто не способен освободить своих подначальных от круговорота рождения и смерти, не должен становится духовным учителем, отцом, мужем, матерью или принимать поклонение в качестве полубога.

Мысль Прабхупады была совершенно ясна.

— Вы будете говорить о своем, а мы будем защищаться со своей точки зрения. Если отец не освобождает своего сына от повторения рождения и смерти, он не отец.

В заключение Прабхупада напомнил ученикам, что, конечно, это трудная задача — обсуждать что-либо с непреданными, скорее всего, они просто разозлятся. В конце концов, напомнил, он, долг преданного — проповедовать сознание Кришны, независимо от того, принимают его люди или нет. Трудности, с которыми сталкивается преданный в проповеди сознания Кришны, привлекают внимание Кришны.

— Следовательно, — заключил Прабхупада, — если вы хотите быстро доставить радость Кришне, сражайтесь за проповедь. Йа идам парамам гухйам мад бхактешв абхидхасйати. Наше дело — порадовать Кришну. В этом наша миссия. Поэтому, несмотря на все эти неудобства, мы должны делать свое дело. Мудхо ‘йам набхиджанати локо мам аджам авйайам. Все они — мудхи. Мы посланы сюда именно затем, чтобы преподать им несколько уроков.

* * *

22 февраля 1977 года сотни преданных из Америки и Европы прилетели в Калькутту, чтобы принять участие в ежегодном празднике Гаура-Пурнимы в Майяпуре и Вриндаване — лучшем из всех организованных до сих пор. 25-го к ним присоединилась большая группа австралийских преданных, прибывших в Майяпур-Чандродайя-мандир, желая принять участие в киртанах, многолюдных вечерних арати и программах в пандале, и, как обычно, нести смиренное служение.

Не прошло и недели после Гаура-Пурнимы, как тысячи бенгальских паломников хлынули в главные ворота. Шрила Прабхупада сидел в своей комнате с Бали-марданой, Хари-шаури и Тамал-Кришной Госвами. Бали-мардана рассказывал Шриле Прабхупаде о новой австралийской ферме в северной части Нового Южного Уэльса. Выслушав его, Прабхупада дал ему такой совет:

— Производите на ферме молоко, используйте коров и давайте им защиту. Выращивайте злаки, а коровы будут есть траву. Зерно, молоко и гхи — так мы сможем обеспечивать сотни и тысячи преданных в любом месте. Повторяйте «Харе-Кришна» и получайте превосходную пищу. Наша философия: «Ешь вкусно, живи хорошо и развивайся в сознании Кришны».

Большинство населения — люди хорошие, говорил Прабхупада, но попавшие под влияние демонических лидеров. Тамал-Кришна Госвами поделился своим видением.

Прасад и пение исцелят их. Это захватит массы.

— Да, — согласился Прабхупада, — поэтому делайте это.

Бали-мардана рассказал, как австралийцам нравится прасад.

— Мы устроили фестиваль альтернативного образа жизни, так люди выстаивали трехчасовую очередь, чтобы получить порцию прасада.

Прабхупада: Вот это да!

Бали-мардана: Больше тысячи человек. И, съев одну порцию, они подходили за добавкой, и не один раз.

Прабхупада (смеясь): Кормите их!

Бали-мардана: Всё подряд. Пури, сабджи, сладкий рис. Они уплетали по полной тарелке. Чудо!

Прабхупада: Пожалуйста, делайте это и дальше. Раздавайте прасад и просите людей повторять Святые имена. Бас [Вот и все]!

Бали-мардана: И после этого в газетах было много статей, в которых говорилось, что кришнаиты бесплатно раздают еду всем и каждому, и там говорилось: «Ах, они такие добрые».

Тамал-Кришна: Дело в том, что когда они принимают прасад, их очень легко привести к пению и повторению.

Прабхупада: Да.

Тамал-Кришна: В начале они могут и не петь, но когда их желудок набит прасадом, они поют.

Прабхупада (смеясь): Они поют. Очень хорошо. Продолжайте.

* * *

К вечеру в комнату Прабхупады набились преданные, в том числе и из Австралии, вооруженные разнообразными подарками и счастливые возможностью просто посидеть в присутствии Прабхупады. Бали-мардана отчитался о предполагаемом новом сиднейском храме. Он сказал, что местоположение его очень удачное — всего несколько минут ходьбы от центра города, и снаружи он выглядит очень красиво, однако надо признал, что внутри здание требует большой работы.

Разговор перешел на фермы. Прабхупада особо указал Бали-мардане на экономическую необходимость защиты коров.

— Вы должны это сделать. Я уже как-то говорил, что с экономической точки зрения, даже если корова не дает молока, ее нужно оберегать. Ведь ее навоз и моча тоже полезны. Коровы очень важны. Они едят и выпускают навоз и мочу, а их тоже можно использовать. Если они дают и молоко, это очень хорошо. И с этой точки зрения, мы должны обеспечивать им заботу и покровительство.

Бали-мардана рассказал Шриле Прабхупаде о новой ферме в Мервилламбе.

— Там есть домик — прямо для Вас. Так что когда вы приедете, дом уже будет вас ждать. Это очень тихое место для переводов, и там нет зимы. Зимой там 24 градуса тепла, а летом чуть теплее — 29 градусов. Но там идут дожди. Лето — это сезон дождей, два или три месяца в году.

Прабхупада спросил, находится ли это место рядом с морем. Бали-мардана объяснил, что до океана 19 километров, а до аэропорта — 25 минут езды на автомобиле. Так что добраться до фермы совсем не трудно.

— Это как раз рядом со всеми курортами, куда австралийцы ездят в отпуск в зимние месяцы.

Прабхупаде местоположение понравилось.

— Так ты говоришь, там у человека разыгрывается аппетит? — с усмешкой спросил он. — Я что-то в последнее время не могу есть.

Бали-мардана уверил его, что там он смог бы.

— Так или иначе, — добавил Прабхупада, — разводи коров и делай гхи.

Бали-мардана вспомнил, как они с Прабхупадой летели из Перта в Сидней в 1971 году.

— Когда мы летели над Австралией в первый ваш приезд сюда, вы показали вниз и сказали: «Купи землю и разводи коров».

Прабхупада был удивлен:

— Точно. Ты это помнишь?

— Да, — ответил Бали-мардана. — И я подумал: «Я должен исполнить это наставление».

Прабхупада кивнул.

Пурнам идам. Все полно, по милости Кришны. Мы просто не умеем использовать. Вот и все. Не знаю, почему люди занимаются политикой и всякими распрями. По милости Кришны всего достаточно. Ешь вдоволь, стань сильным, поддерживай свое здоровье и пой «Харе-Кришна». Так все устроено. А эти негодяи, они создали «цивилизацию» — на самом деле это одна сплошная злоба — распри, политику. Это Кали-юга. Кали — бессмысленная вражда. На самом деле сражаться не за что, но они специально создают ситуацию вражды. Вот и все. Зачем нужна политика? Зачем столько дискуссий, столько лая в ООН? Кришна дал формулу. Аннад бхаванти бхутани.

— В Америке, Австралии, Африке можно производить огромное количество зерна, при помощи которого можно накормить людей в десять раз больше, чем живет на Земле. Таким же образом, Австралия может производить гхи. По воле Кришны все хорошо, никаких экономических проблем. Зачем же они создают такие ситуации и время от времени сражаются и все вокруг ломают? Что за вздорная цивилизация? Это просто ракшасы, наращивающие ненужную военную мощь и тратящие на это весь государственный доход.

В маленькую комнату Прабхупады простиснулось еще несколько австралийских преданных, нагруженных подарками. Хари-шаури, заметив подарки, сказал:

— Кажется, все австралийские преданные привезли Вам гхи.

Преданные стали по очереди доставать и ставить на стол перед Прабхупадой двухкилограммовые банки гхи, жестянки с сухими сливками и коробки с медовыми сотами.

Шрила Прабхупада улыбнулся.

— Смотрите-ка. Кришна дал Австралии столько прекрасных вещей, а они занимаются убийством. Смотрите, как они пали. Это их цивилизация. Им даны такие прекрасные вещи для еды, а они делают деньги на убийстве. Сумасшедшие! Убийство — это удел голодных нецивилизованных людей. Но когда им дано столько еды, зачем убивать? Австралия может производить огромное количество гхи.

В заполненную до отказа комнату все-таки протиснулись еще несколько преданных, добавив свое подношение «жидкого золота» к огромной горе, высившейся на столе Прабхупады. Прабхупада повернулся к своим старшим ученикам.

— Это гхи должно быть распространено по всем нашим индийским центрам.

Сабхапати преподнес Прабхупаде фотографию Божеств Гаура-Нитай, отлитых в мельбурнском храме в прошлом году и установленных теперь в его автобусе для путешествий. Прабхупада внимательно рассматривал фотографию.

— Хм. Лицо не очень хорошо, непропорционально. Но все равно, — похвалил он, — это попытка. Со временем появится опыт, и будет получаться все лучше.

Вперед протиснулся молодой человек в шафране. Бали-мардана представил его:

— Это Баларама, президент мельбурнского храма. Он же пуджари.

Баларама вручил Шриле Прабхупаде несколько последних фотографий роскошно одетых Божеств мельбурнского храма, стоящих на своих беломраморных постаментах.

Прабхупада долго с любовью рассматривал их.

— Мельбурнский храм. Гаура-Нитай великолепны. Хм. Очень хорошо. Большое спасибо.

Такие пусть и короткие минуты общения с духовным учителем делали осмысленным весь аскетизм духовной жизни. Преданные еще посидели с Прабхупадой, наслаждаясь теплом общения с ним. Потом они ушли и вдохновенно пели и танцевали на первой церемонии вечерней арати перед золотыми образами Шри Шри Радха-Мадхавы.

Тем временем Прабхупада тихо сидел на широкой прохладной веранде, слушая звучный киртан, а над священной землей Майяпура поднималась луна.

* * *

Во время последнего визита Прабхупады в Мельбурн в 1976 году, некоторые преданные выразили свою озабоченность тем, что Шриле Прабхупаде очень тяжело взбираться по ступенькам в свою комнату. С тех пор те, кто постоянно окружал Прабхупаду — его слуга и секретарь — также замечали, что силы его медленно, но неуклонно убывают.

Когда преданные приехали в Майяпур на фестиваль 1977 года, им показалось, что физическое состояние Прабхупады не внушает никаких опасений, но на самом деле его здоровье стремительно ухудшалось. Когда приехал последний автобус с преданными, Прабхупада был уже настолько серьезно болен, что не мог посещать большую часть храмовых программ и читать лекции.

* * *

Джи-Би-Си приступил к своей трехдневной встрече. Несмотря на нездоровье, Прабхупада каждый вечер выслушивал предложения членов управляющего органа и, внеся некоторые поправки, утверждал их. Среди других резолюций было и подтверждение решения Шрилы Прабхупады назначить Бали-мардану на год представителем Джи-Би-Си в Зоне Южных Морей: Австралии, Новой Зеландии и Фиджи.

Последним пунктом в списке резолюций стояло решение, что все храмы ИСККОН должны поддерживать круглосуточный киртан ввиду болезни Прабхупады. В 1974 году, когда Прабхупада заболел, преданные уже делали это. Теперь, как и тогда, Прабхупада согласился с этой мерой.

— Пение Святых имен — это единственное лекарство от всех болезней, — сказал он.

* * *

5 марта преданные праздновали Гаура-Пурниму, святой День явления Шри Чайтаньи Махапрабху. Шрила Прабхупада принял в ученики около 200 преданных и даровал второе посвящение 100 ученикам. Многие из прибывших преданных отправлялись затем во Вриндавану на вторую часть фестиваля, но Шрила Прабхупада решил остаться в Майяпуре, чтобы подлечиться. Через шесть дней его здоровье улучшилось, но он был еще очень слаб.

Австралийские преданные, однако, решили вернуться в Австралию, чтобы устроить марафон по сбору пожертвований на новую ферму и новый храм в Сиднее. Еще не закончились вриндаванские торжества, а австралийцы уже разъезжались по своим храмам, полные вдохновения открывать новые проекты, особенно ферму, на создании которой так вдохновенно был сосредоточен Прабхупада.

* * *

Хари-шаури служил Шриле Прабхупаде в качестве личного секретаря уже 16 месяцев. В последнее время он ощущал некоторое напряжение и чувствовал, что стал не достаточно внимателен к своим обязанностям. Не желая совершать оскорбления, он решил взять отпуск. Ему предстояло обсудить этот вопрос со Шрилой Прабхупадой.

В один прекрасный день, после обеда, когда большая часть преданных находилась во Вриндаване, Хари-шаури предложил свой вопрос на крыше майяпурского храма. Прабхупада выслушал его доводы и немедленно согласился, перемена была действительно необходима. Единственное, что нужно было решить — это каким служением будет заниматься Хари-шаури «в отпуске».

На следующее утро Хари-шаури пришел в комнату Шрилы Прабхупады, чтобы помассировать ему ноги, и разговор снова зашел об «отпуске». Хари-шаури хотел, чтобы Шрила Прабхупада сам принял решение, но все же высказал предложение: а не вернуться ли ему в Австралию, особенно ввиду того, что Бали-мардана предлагает ему билет.

— Да, езжай в Австралию, — решительно согласился Прабхупада. — Я и сам думал именно об этом. Отправляйся в Австралию и помогай Бали-мардане все там организовывать. Выезжай немедленно. Решено!

Хари-шаури понял, что ему выпала большая честь выполнять прямой приказ Шрилы Прабхупады. После окончания последнего массажа Шрила Прабхупада с энтузиазмом подтвердил свой приказ.

— Выходи и проповедуй, организуй там все как следует. Принеси Австралии блестящий успех.

Новым слугой Шрилы Прабхупады стал Тамал-Кришна-Госвами, и Хари-шаури мог уехать немедленно. Получив от Шрилы Прабхупады цветочную гирлянду и благословение, он направился в Калькутту, а оттуда в Дели, чтобы оформить визу в Австралию. Ожидая времени отъезда, он успел еще захватить вторую половину Вриндаванского фестиваля.

* * *

В Майяпуре Шрила Прабхупада получил добрую весть о решении нью-йоркского суда. Государственный Высший судья Ли объявил Сознание Кришны «истинной религией». Он закрыл два дела о незаконном лишении свободы и попытке вымогательства.

Решение судьи Ли стало поворотным пунктом.

— Весь вопрос, который обсуждается в этом суде, — сказал судья, — это имеют ли право две «жертвы» и оба ответчика, заниматься религиозной практикой по своему выбору. И на этот вопрос мы должны ответить решительным «да». Религия «Харе-Кришна» — это настоящая религия, уходящая корнями в тысячелетнюю древность Индии… Любое посягательство, будь то окольное или прямое, совершаемое из добрых побуждений или нет, представляет собой очевидную реальную угрозу фундаментальному и вечному, жизненно необходимому праву наших граждан — свободе вероисповедания.

Прабхупада был очень рад решению судьи.

— Теперь моя миссия увенчалась успехом, — сказал он. —Благоприятнейший для нас лозунг: «“Харе Кришна” — это истинная религия».

* * *

В конце марта, находясь во Вриндаване, Хари-шаури услышал удивительную новость. Проведя в Австралии совсем немного времени, Бали-мардана стал очень непопулярен среди лидеров ИСККОН там, причем жалобы их были существенны и разнообразны. Быстро собравшись на экстренное совещание, они пошли на то, чтобы просить Бали-мардану покинуть страну.

Хари-шаури прилетел в Бомбей и сообщил новость Шриле Прабхупаде. Тот, конечно, сразу задумался, кто заместит Бали-мардану. Со своей стороны он предложил кандидатуру Хари-шаури, но принимать решение предоставил старшим ученикам, членам Джи-Би-Си. Посовещавшись, старшие ученики сообщили Шриле Прабхупаде свое решение. Они пришли к выводу, что с Бали-марданой поступили непорядочно и выгнали его незаслуженно. Случай был беспрецедентный и мог создать нежелательный пример. Они сказали, что Бали-мардану надо вернуть, а на случай, если возникнут разногласия, там будет находиться в качестве помощника Хари-шаури. Прабхупада сначала согласился с решением старших учеников, но на следующий день он снова обдумал свое решение и пришел к выводу, что Бали-мардана и Хари-шаури вернутся в Австралию как со-Джи-Би-Си.

После обеда Прабхупада снова изменил свое решение. Поразмыслив над поведением Бали-марданы, он решил, что тому лучше не возвращаться в Австралию, и что Хари-шаури надо сделать его личным ad hoc представителем в Австралии и Новой Зеландии.

На следующий день Хари-шаури снова пришел к Шриле Прабхупаде, который вдохновил его на новое служение.

— Просто выходи и проповедуй и старайся делать другим добро, — сказал он.

Он особенно подчеркнул, что если Хари-шаури будет выполнять наставления Кришны, он будет наделен силой сделать Австралию сознающей Кришну.

— Итак, постарайся проповедовать в Австралии, и Кришна даст тебе все силы. Вперед! Ты хороший преданный. Ты хорошо послужил мне. Я даю тебе все благословения. А теперь — вперед!

28 марта Хари-шаури покинул Бомбей и, получив в Дели визу, вылетел в Австралию, куда прибыл 1 апреля 1977 года.

* * *

Две вещи в Австралии требовали неотложного внимания Хари-шаури: покупка нового храма в Сиднее и новая ферма. Безвозвратный десятипроцентный задаток за новый храм был внесен, теперь в течение нескольких недель преданным предстояло внести оставшиеся 160000 долларов. Однако когда Хари-шаури отправился осмотреть здание, он пришел в ужас. Внутри здания все было разрушено, везде валялись обломки и осколки окон, куски штукатурки с обрушившихся потолков и обломки кирпичных стен. Многочисленные специалисты, приглашенные на консультацию, сходились в одном: на то лишь, чтобы привести здание в жилое состояние, потребуется еще не меньше полумиллиона долларов. Расчеты Бали-марданы были безнадежно далеки от истины. Через адвокатов Хари-шаури попытался оттянуть срок внесения окончательного платежа. Тем временем он надеялся найти заем, чтобы заплатить за участок.

* * *

В Мервилламбе дела, напротив, шли как нельзя лучше. Чем большие возможности открывались преданным, тем больше прибавлялось у них энтузиазма. По их землям протекала река, у них были обширные пастбища и леса, в которых росли породы, годные для строительства, в том числе и красное дерево, и железное дерево, разные виды эвкалиптов и даже камфарное дерево. Из почти 330 гектаров 140 были заняты лесом, что, конечно, открывало широкие возможности для строительства.

За ферму расплатились наличными, и 7 апреля 1977 года преданные переехали на новое место. Полная машина молодых ребят ожидала их у въезда — благоприятное начало — и через месяц на ферме жило уже 13 человек.

Климат в этих местах жаркий и влажный — дождь шел целый месяц, не переставая, с того дня, как преданные переехали на ферму. С вершины горы, с шестисотметровой высоты низвергались красивейшие водопады, и это напомнило преданным Холм Говардхан, любимое место детских игр Кришны во Вриндаване.

Хари-шаури написал письмо Шриле Прабхупаде, в котором предлагал имя для фермы. 1 мая 1977 года Прабхупада ответил ему, подтвердив его выбор:

Да, название «Новый Говардхан» очень хорошо подходит для вашей фермы.

* * *

Преданные приобрели первоклассных коров джерсийской породы, вскоре те уже ходили с большими животами, обещая большое количество отличного домашнего молока. Четыре гектара земли были очищены и засажены овощами. Домашнее гхи в огромном количестве, йогурт, масло и мягкий белый сыр, а также молочные сладости стали обычной пищей. Начался приток гостей.

Сабхапати: Это были чудесные времена. Шесть месяцев у нас не было электричества, два года мы жили без туалета, три года без горячей воды, зимой нам приходилось купаться в реке. Мы не могли пробраться на свои земли иначе как по реке, когда она не выходила из берегов. И нам все было нипочем! Мы прокладывали путь новой культуре.

Хари-шаури написал Шриле Прабхупаде длинное подробное письмо, в котором описал весь ход развития событий в зоне. Прабхупаду отчет об успехах очень обрадовал, и он написал Тамал-Кришне Госвами в Бомбей: «Хари-шаури можно официально объявить представителем Джи-Би-Си».

* * *

Здоровье Шрилы Прабхупады было неважным, а май в Бомбее стоял жаркий. Вскоре начался сезон дождей, и стало еще хуже. Прабхупада поговаривал о том, чтобы переехать в какое-нибудь более здоровое место, но ничего конкретного не произошло. Один человек посоветовал ему поехать в Хришикеш, что стоит на берегах быстротечной Ганги, и Прабхупада принял этот совет всерьез. Через неделю он сам и его сопровождающие водворились в этом райском, идиллическом уголке. Увы, ненадолго.

Еще через неделю на Хришикеш обрушилась страшная гроза, какие обычно предшествуют муссонным дождям. Здоровье Прабхупады ухудшилось, и он попросил преданных немедленно вернуть его во Вриндаван, пока он не умер. Прабхупада видел по некоторым признакам, таким как отеки на руках и ногах, что дело плохо. Он заговорил о своем завещании, стал обсуждать такие вещи, на которые раньше лишь глухо намекал.

Во Вриндаване Прабхупада произнес неожиданные слова:

— Если это смерть, — сказал он, — пусть она придет за мной сюда.

Видя его настроение и услышав такие слова, многие преданные заплакали.

18 мая 1977 года Шрила Прабхупада написал Хари-шаури:

Десять дней я провел в Хришикеше, в красивом доме на берегу Ганги, но здоровье мое неважное, и я вынужден был возвратиться во Вриндаван, где и останусь на неопределенное время.

* * *

Преданных в Австралии и Новой Зеландии Хари-шаури застал в состоянии некоторого потрясения, вызванного отъездом — хотя и по разным причинам — трех представителей Джи-Би-Си в течение одного года. Тот высокий уровень энтузиазма и стабильности, который был ясно виден, когда год назад Хари-шаури приезжал вместе с Шрилой Прабхупадой в Мельбурн, сейчас заметно понизился.

В маленьких храмах, таких как в Аделаиде и в Окленде, дела шли через пень-колоду. Численные показатели упали и в Сиднее, один Мельбурн по-прежнему держался довольно стабильно. Общий дух, однако, был хорош. Хари-шаури решил, что лучшее, что он может сейчас сделать, это попытаться объединить зону — наладить сотрудничество, регулярно встречаясь с преданными и поддерживая в них дух проповеди.

Однажды, путешествуя по Новому Южному Уэльсу, Хари-шаури позвонил, как было запланировано, в сиднейский храм. Там его ждало послание: «Все члены Джи-Би-Си должны немедленно собраться во Вриндаване». Хари-шаури прыгнул в машину и рванулся в Сидней, и уже через два дня был в Дели. Там ему передали печальное известие: «Езжай во Вриндаван прямо сейчас, Прабхупада может уйти в любой момент».

Потрясенный, Хари-Шаури поспешил во Вриндаван по залитой ослепительным солнцем раскаленной дороге. К моменту его прибытия во Вриндаван, однако, оказалось, что кризис здоровья Прабхупады миновал. Хари-Шаури получил известие последним. Некоторые преданные уже вернулись в свои регионы. Тамал-Кришна Госвами рассказал ему о последних событиях.

Шрила Прабхупада проповедовал в Бомбее, и при этом ничего не ел. Он отправился в Хришикеш, и там ему стало хуже. Вернувшись оттуда, Шрила Прабхупада совершенно определенно решил составить завещание — не в том смысле, что это конец, а в смысле «быть готовыми к худшему». Шрила Прабхупада попросил Тамал-Кришну созвать всех членов Джи-Би-Си во Вриндаван, чтобы они сделали эти последние приготовления и были с ним.

— Прабхупада перепробовал уже так много лекарств, — сказал Тамал-Кришна Госвами Хари-Шаури, — от стольких докторов. Но реально он верит только в повторение Святого имени Кришны.

Ради этого Прабхупада попросил, чтобы рядом с ним постоянно находилась группа киртана и преданные повторяли бы стихи из Шримад-Бхагаватам. Это, сказал он, будет лекарством от болезни материального существования.

Один за другим съезжались старшие ученики Прабхупады, привозили подарки и отчеты о развитии своих зон. Бхавананда и Джаяпатака из любимого Прабхупадой Майяпура, Киртанананда из Нового Вриндавана и многие другие. Особенно Шрилу Прабхупаду оживил отчет Рамешвары о Северной Америке, где распространение книг стабильно росло. Многие преданные молились и умоляли Прабхупаду остаться.

— Как бы ни сложилось, — сказал Прабхупада, — я не буду возражать.

Что бы ни случилось, говорил он, он не боится смерти. Где бы он ни находился, там была Вайкунтха, в особенности же во Вриндаване, где его окружали любящие преданные. У Кришны был план, все, в конечном счете, зависело от Него.

Нужно было задать много важных вопросов. Сатсварупа-дас Госвами выступил от лица всех членов Джи-Би-Си. Ему неловко было задавать вопросы о том, что надо делать после ухода Шрилы Прабхупады, но узнать все-таки надо было. Темы всплывали одна за другой. Как долго должны были члены Джи-Би-Си оставаться в должности? Как в будущем проводить первое и второе посвящения? Как печатать книги в отсутствии Прабхупады? Шрила Прабхупада отвечал на все вопросы.

Наконец завещание было составлено. В нем особо оговаривались условия защиты собственности ИСККОН через посредство особых попечителей. Управляющий Совет (Джи-Би-Си) становился отныне высшей инстанцией власти и управления для всего Международного общества сознания Кришны.

* * *

В комнате Шрилы Прабхупады был организован посменный киртан. Хари-Шаури записался в одну из смен и пришел в комнату Шрилы Прабхупады, которая находилась наверху, в задней части крыши. Хари-Шаури заметил, как страшно исхудал, истончился Шрила Прабхупада, хотя видел он его совсем недавно. Он был похож теперь на великого аскета. Шрила Прабхупада спросил, как дела в Австралии, особенно как идет распространение книг. Хари-Шаури отчитался, упомянув особо недавно налаженную схему покупки книг в Индии. Шрила Прабхупада, казалось, был очень этим доволен.

— Так что, в Австралии ты сократился? — спросил Шрила Прабхупада.

— Как это «сократился», Шрила Прабхупада? — переспросил, недоумевая, Хари-Шаури.

— Да. В Австралии ты подсократился.

Тут Хари-Шаури понял, что Прабхупада имеет в виду, что он похудел. Хари-Шаури объяснил, что перенес в Аделаиде два приступа малярии. Это встревожило Шрилу Прабхупаду.

Было очевидно, что несмотря на свою физическую слабость, Шрила Прабхупада заботился о здоровье своих учеников и все еще ощущал огромную ответственность за все Общество. Хотя он и передал существенную часть управления своим старшим ученикам, он все еще оставался вовлеченным в различные аспекты проповеди и развития движения во всем мире.

Старшие ученики начали разъезжаться из Вриндавана. Шрила Прабхупада снова начал есть, и силы, казалось, возвращались к нему. Через десять дней, когда угроза миновала, Хари-Шаури также пустился в обратный путь, в Австралию.

* * *

В Австралии набирали силу анти-культисты. В конце марта 1977 года они заманили одну преданную из мельбурнского храма — взрослую двадцатипятилетнюю девушку — в дом ее родителей, где ее тут же заперли под замок профессиональные депрограмматоры, нанятые ее родителями за баснословные деньги — цифра в договоре стояла пятизначная. Хари-Шаури сообщил об этом Шриле Прабхупаде и внимательно следил за нью-йоркским судебным процессом, набираясь идей по поводу того, как взяться за местное дело. В результате девушка предъявила родителям уголовное обвинение. К сожалению, последовавший в июне суд оставил желать лучшего. Судья не симпатизировал истице. Он повел дело в пользу родителей и в конце концов благополучно закрыл его.

Газеты продолжали освещать различные аспекты борьбы. Некоторые статьи говорили в пользу преданных, а другие сыпали обвинениями. Так называемый сыщик, Том Эриксен, теперь сработавшийся с депрограмматорами, назвал преданных «злобными преступными обманщиками доверчивой австралийской молодежи. Австралийская Лейбористская партия (АЛП) угрожала «разобраться с культами».

С другой стороны, известный австралийский журналист Филипп Адамс бросился на помощь преданным, опубликовав в газете «Век» огромный, на целую полосу, очерк под названием «Охота на кришнаитов». В это статье он описал результаты собственного расследования, проведенного им в мельбурнском храме.

Я слышал о противостоянии в Америке, которое отозвалось и здесь, в частности, гневным выступлением возмущенных католических священников. Они не просто обвиняли шафрановых певцов в похищении людей и промывании мозгов — дело дошло до того, что преданных стали хватать «ради их же собственного блага» и подвергать насильственному «депрограммированию».

Официальные религии обвиняют кришнаитов в промывании мозгов. Это все равно, как если бы закопченная кастрюля обвиняла чайник в том, что он черный. Объясните мне, ради Бога, в чем разница между одной верой, которая старается привлечь молодежь в монастыри или католические школы, и другой, которая также пытается привлечь новообращенных из числа подростков и молодых людей?

Дело в том, что в прежнем воплощении храм Кришны был католической школой. Такая перемена представляется не более существенной, чем появляющаяся «при новом руководстве» новая вывеска на молочном баре, ведь новые владельцы точно так же проповедуют святость, чистоту и строгое молитвенное правило.

Не найдя ничего похожего на промывание мозгов, Адамс увидел, что преданные — «спокойные, открытые и удивительно приятные люди». Аскетическая жизнь преданных произвела на него впечатление.

Они не запутываются безнадежно в капиталистических идеалах, как христиане. В мире преступного богатства и роскоши они проповедуют философию бедности — это аскетизм, который христианство предпочло забыть.

В ответ на угрозы АЛП «разобраться с Движением», Адамс выразил свое сожаление, поскольку, с его точки зрения, преданные не делают ничего ненормального.

Если забавное пение, забавные одежды и прыганье вверх-вниз являются для Королевской комиссии признаками культа, тогда Королевская комиссия должна немедленно разобраться с рок-н-роллом или футболом. Или же исследовать на тот же предмет Королевское турне, Масонскую ложу, Армию спасения, Ассоциацию марширующих девушек, Австралийскую армию, Высший Суд, церемонию выдачи дипломов в Мельбурнском университете или Женский день в Оуксе.

В той же своей ироничной манере Адамс подводит итог:

Пришло время добавить к свободе слова, вероисповедания и собраний свободу пения, свободу обривания головы и свободу прыганья на Бакли.

* * *


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.062 сек.)