АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Грамматика. Вернемся к грамматическим категориям, использование которых необходимо для построения фразовой речи

Читайте также:
  1. Аспект «Грамматика»
  2. Грамматика
  3. ГРАММАТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
  4. ГРАММАТИКА И ЕЕ ПРЕДМЕТ
  5. Грамматика Пор-Рояля
  6. Грамматика. Предмет морфологии.
  7. ОПЕРАТОРНАЯ ГРАММАТИКА ПРЕДШЕСТВОВАНИЯ
  8. Русская грамматика. М., 1980. Т. 2. С. 79 – 82, 137 – 143
  9. Стихотворение А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла»: поэтика и грамматика
  10. Формальная грамматика и формальный язык
  11. Формальная грамматика_ словарь филолога

Вернемся к грамматическим категориям, использование которых необходимо для построения фразовой речи, и приведем некоторые примеры разных видов работы над ними.

Как показывает опыт, для больных степень трудности грамматических категорий возрастает приблизительно следующим образом:

• Единственное и множественное число имен существительных.

• Род имен существительных и прилагательных, падежи существительных, из которых более доступны именительный и винительный, творительный, менее — родительный, предложный и дательный.

• Лицо глагола, причем в первую очередь усваивается 3-е и 1-е лицо единственного числа.

• Времена глагола, из которых наиболее трудным оказывается будущее время.

• Местоимения и числительные.

Синтаксические построения на основе перечисленных выше грамматических категорий по сложности усвоения располагаются так:

• Простое предложение из 2 слов (подлежащее и сказуемое), например, «мужчина читает».

• Простое предложение из 3—4 слов:

— подлежащее и сказуемое + прямое дополнение, т.е. дополнение без предлога, например, «мужчина читает газету»;

— подлежащее и сказуемое + косвенное дополнение, т.е. дополнение с предлогом, например, «мужчина читает газету в комнате».

• Распространенное предложение, включающее определительные слова, например, «седой мужчина читает сегодняшнюю утреннюю газету».

• Сложное предложение, включающее придаточные.

• Сложное предложение с причастными оборотами.

• Связные тексты, состоящие из нескольких предложений.

Эта приблизительная схема дает определенное представление о том, в какой последовательности следует вести с больными работу над грамматикой (морфологией и синтаксисом). Она хорошо работает в основном для больных с моторной афазией, у которых фразовая речь затруднена соответственно объективной степени сложности языка. У больных с другими формами афазии, например, с сенсорной, могут быть некоторые несоответствия. Например, иногда они легче усваивают материал, работая с целым текстом, чем с отдельными простыми предложениями или отдельными грамматическими категориями. Это надо учитывать при выборе соответствующих методик и материала для работы с больным.


 

Число

Отработка этой категории у больных с грубым нарушением грамматического строя речи начинается с предъявления картинок, на которых изображен один и тот же предмет в единственном и множественном числе (например, одна ложка — много ложек, одно дерево — много деревьев): Сначала больного просят показать, где нарисована ложка, а где — ложки, где дерево, а где — деревья. Затем дается задание сказать, что нарисовано на картинках. Называя предметы, больной невольно должен образовать единственное и множественное числа. Поскольку в русском языке окончания множественного числа для разных слов неодинаковы, каждый тип окончания отрабатывается отдельно. Наиболее легкими являются окончания — И (Ы), — А, например, столЫ, ножИ, лампЫ, чашкИ; домА, глазА и т.д. Это так называемые стандартные окончания множественного числа. Но существуют и нестандартные окончания, которые употребляются значительно реже. К ним относятся такие окончания, как —Я (морЯ), — ЬЯ (стулЬЯ, деревЬЯ). Кроме того, некоторые формы множественного числа в русском языке образуются от устаревших основ, в которых есть наращения, отсутствующие в единственном числе, например, мать — матери, знамя — знамена и пр. Другие существительные образуют единственное и множественное число от разных основ, например, человек — люди. Все это более трудные формы, и они, как правило, усваиваются дольше, чем формы со стандартными окончаниями. Нередко больные упорно пользуются стандартными формами. В их речи появляются ошибки типа: «деревА», «человекИ», «стулЫ» и т.п.

Еще чаще ошибки возникают при необходимости изменения слова во множественном числе по падежам, например:

За деревЬЯМИ стоит наш дом.

Это послание обращено к матЕРЯМ всего мира.

На стулЬЯХ сидят люди.

Таким образом, даже относительно простая грамматическая категория таит в себе много сложностей, требующих особого внимания.

Род

Если и единственное и множественное число обозначают реальное количество предметов, которое может быть представлено наглядно, вещественно, то род — это категория в значительной мере условная.

Практически никто, кроме некоторых специалистов-филологов, не сможет объяснить, почему, например, в русском языке солнце — среднего рода, а луна — женского и т.п. Остается одно: ориентироваться на окончание слова, хотя иногда этот ориентир может подвести. Например, окончание «-А» как будто бы наиболее характерно для женского рода, однако слово «мужчина», имеющее именно это окончание, никак нельзя отнести к женскому роду. То же самое можно сказать о словах «юношА», «балдА» (по отношению к мужчине).

Тем не менее окончание слова в большинстве случаев указывает на род. Поэтому при восстановлении категории рода у больных с афазией следует систематизировать предъявляемые слова по типу их родовых окончаний: женский род — мукА, девочкА, кофтА, работА и пр., мужской род — стоЛ, стуЛ, доМ, гороД и пр. Или конЬ, уголЬ, огонЬ, пенЬ и пр., средний род — окнО, винО, доминО или полЕ, солнцЕ, морЕ и т.д. Для дополнительного подчеркивания рода следует ввести слова «мой, моя, мое». Так, вместо того чтобы спрашивать, какого рода, например, стул, можно дать больному задание подставить соответствующее местоимение к словам «стул, комната, лицо» (мой, моя, мое).

В зависимости от того, справился ли больной с этим заданием, можно судить о степени усвоения им категории рода.


Падеж

Каждый падеж в русском языке имеет определенное значение. Однако в целом ряде случаев значения падежных окончаний условны, трудно определяемы. Поэтому работу над категорией падежа следует начинать с тех упражнений, в которых значение падежа является понятным, определенным. Желательно также, чтобы это значение было иллюстрировано соответствующей картинкой с подписью, например, «гвоздь забивают молоткОМ» или «кашу едят ложкОЙ» и пр. Когда больной усваивает форму выражения падежа с конкретным значением, можно переходить к более сложным вариантам.

Следует помнить, что работа над падежом непосредственно связана с работой над предлогами, представление о которых очень часто страдает у больных. Здесь остается в силе та же закономерность, что и в падежных окончаниях: например, пространственные предлоги имеют более конкретное значение, что может быть наглядно отражено путем соответствующего расположения реальных предметов в пространстве, на рисунке или же схематически. Легко представить себе, как будут «выглядеть» такие предлоги, как «под», «над», «в», «к», «от» и т.д. Другие же предлоги изобразить не так просто, хотя иллюстрация соответствующего сюжета тоже облегчает задачу восстановления предлогов в речи больных. Например, «слезы закапали из глаз», «с головы слетела шляпа», «от радости он засмеялся» и пр.

При работе над предлогами стоит задача восстановления их понимания и употребления. Поэтому одни задания рассчитаны на восприятие предлогов, другие — на самостоятельный подбор нужного предлога. Так, понимание предлогов отрабатывается в заданиях типа «покажите рисунок, на котором ручка на книге, а затем на котором ручка под книгой» и пр. Или в таких заданиях, как: «положите спичку на коробку, под коробку, в коробку; нарисуйте карандаш на столе, карандаш под столом» и пр. Или же: «покажите на схеме, где изображено НА, НАД, В, ПОД».

Для восстановления способности к самостоятельному использованию предлогов существует множество различных видов упражнений, наиболее распространенными среди которых являются упражнения, содержащие фразы с пропущенными предлогами, например: «Тапочки стоят... кроватью». В эти фразы могут быть введены вопросы в виде опор, облегчающих нахождение предлога. Например, «тапочки стоят (Где? Под чем?)... кроватью».

Не следует отрабатывать много предлогов сразу. Целесообразно как следует закрепить одно предложное значение, а затем уже переходить к следующим или же для контраста работать сразу над двумя предлогами с противоположным значением, например, «над» и «под». Полезно подключение наречий с теми же пространственными значениями, что и у предлогов — «внизу» (под), «наверху» (над) и т.д.

Отработка падежных окончаний и предлогов — это тесно взаимосвязанные виды работы. Усвоение падежного окончания способствует оживлению в памяти предлога, и наоборот, усвоенный предлог поможет подобрать правильное падежное окончание. В целом, восстановление категории падежа приводит к возможности использования больными одних из самых распространенных в русском языке конструкций, а именно предложно-падежных.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)