АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формы и разновидности культуры

Читайте также:
  1. B) Количественная определённость относительной формы стоимости
  2. I. ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ КУЛЬТУРЫ
  3. II Организационные формы антиглобалистского движения.
  4. III. Формы борьбы и эффективность действий антиглобалистов.
  5. IV. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции
  6. А. правительственные реформы середины XVI в.
  7. Авторитет учителя физической культуры
  8. Адвокатура России в период до судебной реформы 1864 г.
  9. Административная, судебная и военная реформы
  10. Административно-территориальные реформы в Казахстане во второй половине XIX в.
  11. Анализ организационной культуры ОАО «Монди СЛПК»
  12. АРИДНО-ДЕНУДАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА В ПУСТЫНЯХ

В социологии культура рассматривается как сложное образо­вание, которое можно структурировать по самым различным ос­нованиям. Существенной представляется классификация культу­ры по происхождению (генезису), характеру и уровню развития, позволяющая выделить три ее формы: элитарную, народную и массовую.

Элитарная, или высокая культура включает классическую музыку, высокохудожественную литературу и поэзию, изящные искусства и т.д. Она создается талантливыми писателями, поэта­ми, композиторами, живописцами и ориентирована на избран­ный круг ценителей и знатоков искусства. В этот круг могут входить не только «профессионалы» (литераторы, критики, искусствоведы и т.д.), но и те, кто высоко ценит искусство и полу­чает от общения с ним эстетическое наслаждение. По мере по­вышения уровня образования населения круг потребителей высокой культуры расширяется.

Народная культура возникает в известной степени стихийно и чаще всего не имеет конкретных авторов. В ее состав входят самые разнообразные элементы: мифы, легенды, былины, пес­ни, танцы, пословицы, частушки, ремесла и многое другое — все, что принято называть фольклором. Можно выделить две ха­рактерные особенности фольклора: он локализован, т.е. связан с традициями определенной местности, и демократичен, посколь­ку в его создании принимают участие все желающие. Народную культуру может отличать высокий художественный уровень.

Массовая культура возникает в XX в. в условиях коммерсализации искусства и развития новых технологий массовой ком­муникации. Продукция массовой культуры распространяется среди всех слоев общества и ориентирована на удовлетворение сиюминутных запросов людей. Главная функция массовой куль­туры — компенсаторно-развлекательная, которая дополняется социально-адаптивной функцией, реализуемой в отвлеченном, поверхностном варианте. Типичными примерами массовой культуры могут служить музыкальные шлягеры, бесконечные те­левизионные сериалы, стандартные кинобоевики, фильмы ужа­сов и т.д.

В настоящее время массовая культура все больше превраща­ется в особый вид бизнеса. Она модифицируется с учетом спе­цифических характеристик различных социальных групп, стано­вится более технически совершенной, изобретательной в способах воздействия на массовую публику. Так, сегодня все чаще применяется механизм статусного потребления, когда при­обретение той или иной вещи диктуется в первую очередь сооб­ражениями престижности.

Наряду с отмеченными формами культуры социологи выде­ляют ряд ее разновидностей по отдельным социальным груп­пам. В связи с этим используются понятия «доминирующая культура», «субкультура» и «контркультура».

Доминирующая культура — это совокупность убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и цен­ностей, образующих его культурную основу. Без такой общепри­нятой системы культурных норм и ценностей не может нормаль­но функционировать ни одно общество.

Однако в обществе существует множество групп, каждая из которых может иметь свою особую систему ценностей и норм поведения в зависимости от возраста, рода занятий, профессии, национальности, географической среды обитания и т.д. Культур­ная специфика этих групп выражается понятием «субкультура», с помощью которого социологи выделяют локальные культур­ные комплексы, возникающие в рамках культуры всего обще­ства.

Субкультура — это особая система культурных ценностей и норм, присущая определенной социальной группе и отличающа­яся в той или иной степени от доминирующей культуры. Любая субкультура предполагает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения. Это — своеобразный малый культурный мир, который отражает особенности образа жизни различных сообществ людей.

Выделяют множество субкультур: возрастные, профессио­нальные, территориальные, национальные, конфессиональные и др.

В настоящее время российские социологи уделяют особенно большое внимание изучению молодежной субкультуры. Среди различных субкультурных групп молодежи наиболее популярными являются музыкальные и спортивные фанаты (металлисты, брэйк-дансисты, любители «диско», футбольные болельщики, культуристы и т.д.). Меньшее распространение в нашей стране получили группы, занятые общественно-полез­ной деятельностью — охраной памятников, защитой окружаю­щей среды и др. Существуют также группы, связанные с аль­тернативным творчеством, поисками новых форм образа жизни (религиозные братства, непризнанные писатели, музы­канты и др.).

В силу ряда социальных, политических или экономических причин субкультура может трансформироваться в контркультуру. Под контркультурой понимается такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но находится по отношению к ней в состоянии открытого конфликта. Автором этого термина является американский социолог Т. Роззак, который применил его для характеристики молодежных движения протеста в странах Запада в конце 60-х гг. XX в.

Особенно характерным проявлением контркультуры движение хиппи в 60—70-х гг. XX в. на Западе. Это движение труд объявляло нежелательным, семью — ненужной и ограничивающей свободу, патриотизм — ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ — недостойностью Тем самым под сомнение ставились все основные культурные ценности общества.

Таким образом, если с помощью субкультуры индивид может разными путями воспринять и реализовать базисные ценное общества, то контркультура означает неприятие этих ценное и поиск альтернативных форм жизни.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)