АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философское понимание техники. Этапы развития техники

Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. I I этап развития Медицинской этики - становление монотеистических религий
  3. II. Этапы кадастровых работ.
  4. IV. Профиль физического развития
  5. To creat the Future или видение инновационного развития компании из будущего.
  6. XII. ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ
  7. Адлерианский подход. Понимание человеческой природы
  8. Акмеологический период развития.
  9. Анализ техники бега на средние и длинные дистанции
  10. Аномалии развития лицевого черепа
  11. Аномалии развития мозгового черепа
  12. Аномалии развития органов и систем. Классификация аномалий развития.

ВВЕДЕНИЕ

(продолжительность – 5 минут)

 

На предыдущей лекции мы рассмотрели основные формы и методы научного познания, выступающие основными инструментами научно-исследовательской деятельности ученых, главными средствами познания мира. В частности, мы выделили такие формы научного познания как ощущение, восприятие, представление – это формы чувственного познания, к формам рационального познания мы отнесли понятие, суждение и умозаключение. На эмпирическом уровне познания используются такие формы, как эмпирический факт и эмпирическое обобщение, на теоретическом – проблема, гипотеза, закон и теория. Все формы выступают способами фиксации знания.

Что касается методов, то мы выделили такие эмпирические методы, как наблюдение, эксперимент, моделирование, и теоретические – анализ и синтез, индукцию и дедукцию, математизацию и формализацию и ряд других.

Все выделенные нами формы и методы познания используются во всех науках. Не является исключением и техническое знание, где также активно ставятся проблемы, выдвигаются гипотезы, строятся теории, проводятся разнообразные наблюдения и эксперименты. Сегодня мы как раз и поговорим о технических науках, а также о самой технике как предмете философского осмысления.

Исходя из вышесказанного, определим цель нашего занятия: рассмотреть сущность и природу феномена техники, а также своеобразие и специфику технического знания и познания.

Конкретизирована эта цель может быть в следующих, стоящих сегодня перед нами, задачах:

· зафиксировать основные значения термина «техника», а также таких понятий, как «технология», «научно-технический прогресс», «инженер», «технократия», «техницизм», «техносфера», «технофобия»;

· получить представление о проблемном поле философии техники, начиная с момента ее зарождения и заканчивая современным состоянием;

· изучить основные направления в философском осмыслении техники;

· рассмотреть основные виды техники и этапы развития техники (ручная техника, машинная техника, автоматизированные технические системы);

· выявить специфику технического познания, его предмет, структуру и основные специфические методы;

· отметить этапы технического творчества и виды инженерной деятельности;

· получить представление о потенциальных опасностях, связанных с развитием техники.


Учебный вопрос № 1

Философское понимание техники. Этапы развития техники

(продолжительность – 50 минут)

 

Техника как феномен обладает очень древней историей. В философской литературе подчеркивается, что техника сопутствовала человеку всегда, на протяжении всей его истории. Можно утверждать, что техника древнее человека, ибо зачатки технической деятельности мы можем обнаружить уже у животных (муравейники и ульи у насекомых, гнёзда у птиц, плотины бобров). Разумеется, и наши обезьяноподобные предки (австролопитеки, питекантропы и др.), которых и людьми то считать нельзя, уже пользовались примитивной техникой (простые, плохо обработанные каменные орудия) и обладали, опять-таки примитивной, технологией их изготовления. Таким образом, Homo sapiens, появившийся на Земле 150 тыс. лет назад, уже встретил примитивную технику в готовом виде и ему оставалось заняться лишь её усовершенствованием. Этим интересным делом он продолжает заниматься и сейчас. А процесс совершенствования техники получил наименование технического прогресса.

Сегодня принято говорить о научно-техническом прогрессе -- едином, взаимообусловленном, поступательном развитии науки и техники. Первый этап научно-технического прогресса относится к 16-18 вв., когда мануфактурное производство, нужды торговли, мореплавания потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач; второй этап связан с развитием машинного производства с кон. 18 в. — наука и техника взаимно стимулируют ускоряющиеся темпы развития друг друга; современный этап определяется научно-технической революцией, охватывает наряду с промышленностью сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, быт.

Но, несмотря на тысячелетнюю историю, несмотря на постоянный процесс совершенствования, усложнения и увеличения мощи техники о сущности техники, о её месте и роли в человеческой жизни люди задумались относительно недавно -- чуть больше столетия назад, во второй половине 19 века. Иными словами, только в конце 19-го века техника становится предметом философского осмысления и именно в это время появляется термин «философия техники». Статус же особой самостоятельной философской дисциплины философия техники приобрела только в середине 20-го века.

Первым, кто употребил словосочетание «философия техники» и внёс его в заглавие своей книги был немецкий философ Эрнст Капп (1808-1896), его работа «Основные направления философии техники» вышла в свет в 1877 году. В центре его книги лежит принцип «органопроекции». Основная идея Каппа состоит в том, что технические орудия выступают продолжением органов человека, а потому их форма исходит из формы органов человеческого тела: «изогнутый палец становится прообразом крючка, горсть руки – прототипом чаши…» Сходным образом Капп рассматривает и более крупные технические явления, в частности, железные дороги выступают у него аналогом системы кровообращения, телеграф оказывается внешней формой и продолжением нервной системы и т. п.

В России термин «философия техники» впервые использовал инженер-механик и философ Петр Климентьевич Энгельмейер(1855 - 1940) в работе «Технический итог XIX века», вышедшей в 1898 году. В этой работе Энгельмейер обозначил круг основных проблем, подлежащих изучению в рамках философии техники. Он писал: «Мы должны изучить вопрос о том, что представляет собой техника, какие цели она преследует прежде всего, какие она применяет методы, где следует искать границы её компетентности, какие другие сферы человеческой деятельности соотнесены с ней наиболее тесно и близко, её отношение к науке, этике, искусству и т.д.».

В 20-м веке философия техники постепенно приобретает всё большее признание, особенно после Второй мировой войны, когда стали проводиться международные конференции по философским проблемам техники, открываться при различных учебных и научных центрах отделы и лаборатории по исследованию феномена техники. У нас в России ведущая роль в таких исследованиях принадлежит исследовательской группе по философии техники в Институте философии РАН (сектор философии науки и техники), на философском факультете в 1991 году была открыта кафедра философии науки и техники, а в середине 90-х годов появилась аналогичная специальность по защите кандидатских диссертаций. Однако лидирующие позиции в этой исследовательской сфере традиционно принадлежали и принадлежат Германии.

В рамках философии техники обычно выделяют два направления, два подхода: инженерный и гуманитарный. Скажем о них несколько слов.

Инженерный подход это попытка инженеров и техников выработать мировоззренческие основания своей сферы деятельности. Он ведет начало как раз от Эрнеста Каппа (1808-1896) иПетра Энгельмейера (1855-1940), но наиболее ярким его представителем является немецкий инженер Фридрих Дессауэр (1881-1963), который уже в юности увлекся изобретательством, основал несколько заводов по производству рентгеновских установок. В 1922 году стал основателем Института биофизики. Он является автором работ «Техническая культура» (1908), «Философия техники» (1927), «Споры вокруг техники» (1956). Лейтмотив рассуждений сторонников инженерного подхода – возвышение техники, пропаганда ее нужности и необходимости. Они видят в технике только позитивные стороны и едва замечают отрицательные. Если техника и порождает проблемы, то решены они могут быть только с помощью новой, более совершенной техники. На основе этого подхода формируется такие общественные явления как техницизм и технократизм.

Техницизм – вера в то, что все социальные проблемы будут решены благодаря совершенствованию техники, научно-техническому прогрессу. Следствие техницизма - гносеологический оптимизм и практический волюнтаризм: инженер, практик, может добиться от природы всего, что ему угодно. Нужно только знать как (know how) это сделать

Технократия -- направление в общественной мысли, утверждающее, что общество может целиком регулироваться принципами научно-технической рациональности; ее носителями являются техники, инженеры и ученые (технократы), к которым от предпринимателей и политиков должна перейти власть на предприятиях и в обществе в целом.

Напротив, гуманитарная философия техники -- это совокупность усилий ученых-гуманистов по осмыслению техники с позиций гуманизма, на основе учета как ближайших, так и отдаленных интересов человека и хчеловечества. Это направление мысли развивалось в работах таких философов, как Льюис Мэмфорд (1895-1990), Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955), Мартин Хайдеггер (1889-1976), Карл Ясперс (1883-1955), Жак Эллюль (р. 1912), Николай Бердяев (1874-1948). В рамках гуманитарного подхода техника оценивается амбивалентно, в ней видятся как положительные, так и отрицательные стороны. Именно гуманисты предупреждают об опасностях, связанных с развитием техники. В частности, философы-экзистенциалисты подчеркивают, что техника способна подчинить человека, поработить его, что техника отрывает людей от природы и друг от друга, делает жизнь механически-размеренным, автоматическим и бездумным существованием.

В целом, философия техники изучает широкий круг проблем и явлений. Перечислим лишь наиболее важные из них:

§ сущность (природа) техники и её место в мире;

§ классификация видов техники;

§ выделение исторических этапов в развитии техники;

§ перспективы развития техники;

§ социальное (общественное) значение техники, т.е. роль техники для функционирования и развития общества;

§ антропологическое значение техники, т.е. влияние техники на человека;

§ сущность и критерии научно-технического прогресса, соотношение науки и техники, их взаимосвязь и взаимовлияние;

§ специфика научно-технического познания (предмет технического знания, классификация технических наук, методы технических наук, строение технической теории);

§ специфика технической деятельности и (научно)-технического творчества (виды инженерной деятельности, этапы процесса технического творчества);

§ моральная ответственность инженеров и техников[1].

Рассмотрим кратко некоторые из обозначенных проблем. По-видимому, начать следует с вопроса о том, что такое техника, какова её природа и её сущность.

Из любой энциклопедии можно узнать, что слово «техника» происходит от греческого термина techne («технэ»), обозначавшего первоначально любое искусство, ремесло, мастерство, умение. Действительно, греки изначально не проводили различия между художественным и техническим творчеством, поэтому и деятельность скульптора, и работу гончара или сапожника они описывали одним и тем же словом «techne». Только позднее, по-видимому в эпоху эллинизма или даже уже у римлян, пластические искусства (живопись, архитектура, скульптура) как деятельность художественная отделяются от ремесленного труда как деятельности технической. Современное значение слово «техника» приобрело уже в Новое время, в 17-18 веках, но и в последующие века оно изменялось, обогащалось, наполнялось новым содержанием.

Существует множество (по-видимому, больше сотни) определений техники. И это неудивительно, ведь это слово широко употребляется как в научном дискурсе, так и в повседневной речи, как учёными и инженерами, так и простыми людьми. Существуют сотни, если не тысячи разновидностей всяких техник. Давайте попробуем обозначить хотя бы некоторые виды техники? (выписать на доске).

Эти виды можно разделить на общие (напр., военная, строительная, транспортная, бытовая, машиностроительная) и частные (напр., техника забивания гвоздей, укладки паркета, жарки блинов, совершения прыжков в фигурном катании, соблазнения (флирта) и пр.). Нередко можно услышать и упоминания о таких техниках, как техника общения, техника убеждения (влияния), техника бега и т.п. Все эти последние техники не предполагают обязательного наличия каких-то технических устройств, а потому имеют несколько иной смысл, чем первые.

Теперь давайте попробуем дать общее определение техники.

На мой взгляд, можно вести речь о двух основных значениях слова «техника»: широком и узком. В широком смысле техника – это совокупность средств освоения действительности, используемых человеком и обществом [2]. Средства могут быть самыми разными, в том числе материальными и нематериальными (техника чтения, техника запоминания). Под освоением подразумеваются различные виды человеческой активности, связанные с познанием мира, приспособлением к нему, его использованием (утилизацией) или преобразованием. А действительность может быть не только внешней, но и внутренней (внутренний мир человека, отсюда – техника самоанализа, самовнушения, различные медитативные техники и пр.).

В узком смысле техника понимается в четырех основных аспектах – вещном, когнитивном, деятельностном и нормативном:

во-первых, техника -- это совокупность технических устройств (машин) и сооружений -- именно в этом значении употребляется слово техника в словосочетании «пожарная техника»;

во-вторых, под техникой нередко понимают технические знания;

в-третьих, техника -- совокупность приемов и операций, использование которых обеспечивает эффективность различных видов деятельности – в этом смысле техника тождественна технологии[3];

в-четвертых, техника – это набор правил и норм (запретов и предписаний), регулирующих различные виды деятельности -- этот смысл мы подразумеваем, когда говорим, например, о технике безопасности.

Здесь отражены четыре основных аспекта техники: вещный, деятельностный, когнитивный и нормативный. Их можно отделить друг от друга лишь в абстракции, тогда как в реальной действительности они неразрывно и необходимо взаимосвязаны: для конструирования и эксплуатации устройств и сооружений необходимы технические знания, для их воплощения надо действовать -- выполнять операции, а также соблюдать определенные правила и нормы при создании и эксплуатации техники.

В целом же, технику (в узком смысле слова), на мой взгляд, можно определить следующим образом:

Техника – общественная материальная система, функционирующая в качества проводника человеческой деятельности во всех её формах, служащая орудием преобразования и присвоения действительности, средством познания и материализации знаний.

Для полноты и объективности приведём ещё ряд определений техники:

1) «совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества»[4];

2) «всякое оперирование материалами и силами природы для получения полезных вещей и эффектов»[5];

3) «совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой»[6];

4) «система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путём познания и использования сил и закономерностей природы»[7].

В своем развитии техника прошла несколько этапов. Обычно выделяют три этапа: ручная техника, машинная техника, автоматизированные технические системы. На каждом последующем этапе техника становилась все более сложной, мощной, производительной, требующей все более высокого уровня знаний для ее производства и эксплуатации.

Ручная техника приводилась в движение мускульной силой человека или животных. Она была простым продолжением органов тела человека, прежде всего, рук и ног. Она господствовала в первобытности и Древнем мире.

В эпоху феодализма применениечисто ручной техники стало дополняться, прежде всего, в рамках мануфактур – больших ремесленных предприятий, использованием сил ветра и воды (ветряные и водяные мельницы), эти силы приводили в движение сразу несколько станков благодаря системе шестеренок, валов, ремней и т.п. Такая мануфактурная техника получила распространение в эпоху феодализма.

Появление машинной техники связано с рождением парового двигателя, которое совпало с переходом от феодализма к капитализму. Кто помнит, когда и кем был сконструирован первый такой двигатель? А первый паровоз? Пароход? А когда и кем был создан электромотор? А двигатель внутреннего сгорания?

 

В 1763 году механик Колывано-Воскресенских заводов Иван Ползунов разработал проект парового двигателя, универсального по своему применению. В 1769 году английский изобретатель Джеймс Уатт провозгласил открытие новой эпохи – эпохи пара. Он представил миру первую паровую машину с цилиндром двойного действия. Паровая машина Джеймса Уатта явилась первым универсальным промышленным двигателем, нашедшим свое практическое применение, и сыграла исключительно важную роль при переходе промышленности от ручного труда к машинному.

Первый речной пароход «Клермонт» построил Р. Фултон в 1807 году. Он совершил свой первый рейс по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани со скоростью около 9 км/час. В России первый пароход был спущен на воду в 1815 году. Он назывался «Елизавета» и курсировал между Петербургом и Кронштадтом.

В 1814 английский конструктор и изобретатель Дж. Стефенсон (Стивенсон) (1781-1848) принял эстафету паровозостроения у Р. Тревитика (1779-1833), изобретателя первого в мире паровоза (1803), который из-за своей чрезмерной массы не нашел применения. Свой первый паровоз «Блюхер» Стефенсон построил для работы на руднике. В 1815-1816, усовершенствовав конструкцию, Стефенсон построил еще два паровоза. В 1823 в Ньюкасле он основал первый в мире паровозостроительный завод, которым были выпущены паровоз «Локомоушен» (1825) для строящейся железной дороги от Дарлингтона до Стоктона и «Ракета» (1829) для дороги, соединяющей Манчестер и Ливерпуль. В России первый оригинальный паровоз был построен братьями Черепановыми в 1833 году.

В 1828 году американский физик Джозеф Генри сконструировал электромагниты большой силы, применив многослойные обмотки из изолированной проволоки. В 1829 году он впервые продемонстрировал возможности электрического мотора, поднимая и опуская с помощью своего изобретения каменную балку.

В 1860 году французский изобретатель Этьен Ленуар (1822-1900) сконструировал двигатель внутреннего сгорания мощностью около 12 л. с., который представлял собой одноцилиндровую горизонтальную машину двойного действия, работавшую на смеси воздуха и светильного газа с зажиганием от постороннего источника. В 1876 году был вытеснен более совершенным двигателем немецкого конструктора Николауса Отто.

Первые гидроэлектростанции мощностью всего в несколько сотен ватт были сооружены в 1876-1881 годах в Германии (Штангасс, Лауфен) и Англии (Грейсайд). Первая тепловая электростанция общественного пользования построена по проекту Эдисона в 1882 году в Нью-Йорке. Затем такие же тепловые электростанции появились в 1883 году в Петербурге и в 1884 году в Берлине.

В 1885 году немецкий изобретатель Готлиб Даймлер установил сконструированный им легкий бензиновый двигатель на деревянный мотоцикл. Через год Даймлер построил четырехколесный экипаж с двигателем внутреннего сгорания. Примерно в то же время его соотечественник Карл Бенц создал свой автомобиль, имевший три колеса и одноцилиндровый бензиновый двигатель. От изобретений Бенца и Даймлера и произошел современный автомобиль.

В 1895 русский физик и электротехник А. С. Попов смонтировал первый в мире радиоприемник, с помощью которого беспроволочная радиосвязь была осуществлена на расстояние 600 м, а в 1897 — уже на 5 км. На Западе изобретателем радио считается итальянский радиотехник Г. Маркони (1874-1937), который в 1898 организовал связь между сушей (селение близ Дувра) и небольшим судном, стоявшим на якоре на расстоянии 19 км от берега. В 1901 его радиосигналы, посланные через Атлантический океан, достигли берегов Северной Америки.

В 1898 году датчанин Вальдемар Паульсен изобрел первый магнитофон, который он называл «телеграфоном», в котором, в отличие от современных магнитофонов, запись звука производилась не на ферромагнитную ленту (она появилась в 1928 году, а получила коммерческое применение только в 1950 году), а на стальную проволоку.

Первый в мире успешный полет самолета американских авиаконструкторов братьев У. и О. Райт с двигателем внутреннего сгорания состоялся 17 декабря 1903. Полет продолжался 59 сек.

27 января 1926 года английский изобретатель Джон Бэрд (1888-1946) впервые публично продемонстрировал телевизионную передачу простых изображений (мальтийский крест и т.п.). Изображение передавалось на расстояние 3,5 км, его четкость составляла 30 строк, развертка изображения осуществлялась механическим устройством — так называемым диском Нипкова (запатентованным немецким инженером Паулем Нипковым еще в 1884 году). Развитие телевидения в дальнейшем связано с именем В. К. Зворыкина, который изобрел переддающую трубку (иконоскоп) и приемную трубку (кинескоп).

Радиоволны, приходящие на Землю из космоса, в 1932 году открыл американский радиоинженер Карл Янский, занимавшийся исследованием атмосферных помех радиоприему. В 1937 году другой американский радиоинженер — Гроут Ребер построил около своего дома в Чикаго первый в мире параболический радиотелескоп (диаметром 9,5 м и с фокусным расстоянием 6 м) и сразу же подтвердил открытие Янского. В 1942 году Ребер опубликовал первую радиокарту неба, а в 1944 году первым сообщил о радиоизлучении Солнца.

В 30-х годах 20 века Игорь Сикорский, американский изобретатель русского происхождения активно работал над созданием машины с вертикальным взлетом. В 1939 совершил первый полет вертолет VS-300 конструкции Сикорского. Его усовершенствованная модель XR-4 совершила в мае 1942 полет из Стратфорда (шт. Коннектикут) в Дейтон (шт. Огайо), покрыв расстояние более 1,2 тысяч км.

2 декабря 1942 года началась эра ядерной энергии: в Чикаго в 15 часов 30 минут по местному времени эмигрировавший в 1938 году в США великий итальянский физик лауреат Нобелевской премии 1938 года Энрико Ферми (1901-1954) ввел в действие первый в истории человечества ядерный реактор, сооруженный на площадке для игры в сквош под трибунами футбольного стадиона Чикагского университета. Реактор был построен в рамках сверхсекретного Манхэттенского проекта, конечной целью которого являлось создание атомной бомбы.

 

Наконец, третий этап развития техники – автоматизированные технические системы – начался в середине 20-го века и связан с применением электронно-вычислительных машин, компьютеризацией, созданием сложных автоматизированных человеко-машинных комплексов (например, на атомных электростанциях).

Прояснив понятие техники, выделив ее этапы, можно перейти к следующему важному вопросу, раскрывающему её природу, -- к вопросу о смысле, предназначении техники. В этом вопросе больше согласия между философами. Наиболее простой, ясной и вместе с тем достаточно хорошо обоснованной и авторитетной является позиция Карла Ясперса. Остановимся на ней подробнее

По мнению К. Ясперса, цель техники состоит в том, чтобы «придать жизни человека такой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести нужную ему форму окружающей среды»[8] (курсив мой. – А.К.). Далее немецкий философ раскрывает смысл техники более подробно, отмечая такие задачи техники, как «облегчение жизни», «сокращение каждодневных усилий, затрачиваемых на условия физического существования», «увеличение досуга и удобств». В целом же, смысл техники состоит «в освобождении от власти природы,… от подчинения природе с её бедствиями, угрозами и оковами» (курсив мой. – А.К.). В конечном же итоге, освобождая человека от природы, расширяя его досуг, а вместе с ним его свободу и его возможности, техника должна служить «реализации назначения человека»[9]. Однако, в чём это назначение состоит, Ясперс не уточняет (по крайней мере, в данной работе).

Большинство авторов в целом придерживаются схожих взглядов на назначение техники[10]. В более широком, глобальном контексте задачей техники, по нашему мнению, является формирование био-техно-социосферы как сбалансированной среды жизнедеятельности человека и общества. Иными словами, перестройка мира на началах Разума, Добра, Справедливости и Красоты.

 

Следующим важным вопросом, исследуемым философией техники, является проблема социального и антропологического значения техники, т.е. вопрос о влиянии техники на общество и человека. Эта проблема тесно переплетена с вопросом о будущем техники, о перспективах ее развития, об опасностях, связанных с техническим прогрессом.

Сторонники гуманитарного подхода подчеркивают, что техника не только освобождает человека, но и преобразует его, а нередко и закабаляет и порабощает. По мнению Ясперса, в технике заключены огромные возможности, но и огромные опасности; техника – только средство, сама по себе она не хороша и не дурна; всё зависит от того, что из неё сделает человек, в какие условия он её поставит, чему и кому она будет служить.

По мнению Николая Бердяева, развитие техники влечёт культуру к перерождению, к торжеству технического элемента над элементом природно-органическим. В отличие от традиционных культур, полных символики, техника реалистична, она создаёт новую действительность – техносферу и тем самым отрывает человека от природы. Диагноз Бердяева таков: «Господство техники и машины есть, прежде всего, переход от органической жизни к организованной жизни, от растительности к конструктивности».

И тут то обнаруживается трагедийный характер техники: тварь восстает против творца. «Прометеевский дух человека не в силах овладеть созданной им техникой, справиться с раскованными, небывалыми энергиями». Это сказано за 50 лет до Чернобыля. Бердяев ставит главную задачу в вопросе о технике – подчинение техники духу человека, духу человечности, обуздание её негативных последствий.

Критикует технику и Хайдеггер: «Гидроэлектростанция не встроена в реку так, как встроен старый деревянный мост, веками связывающий один берег с другим. Скорее река встроена в гидроэлектростанцию. Рейн есть то, что он теперь есть в качестве реки, а именно поставитель гидравлического напора благодаря существованию электростанции». Рейн в таком положении теряет свою индивидуальность, ибо может быть заменён любой другой рекой, теряет свою поэтичность, священность.

Таким образом, если техника из средства превращается в самоцель, то это искажает её смысл, в результате человек отодвигается в сторону, на второй план и возникает угроза для его бытия, прекрасно показанная в фильме «Терминатор - 2», описывающем власть роботов над людьми.

В целом надо подчеркнуть, что техника двойственна, амбивалентна: создаёт удобства и отрывает от почвы, от природы; облегчает труд и одновременно усиливает его интенсивность, либо превращает его в рутину, скучное занятие, а человека – в придатка машины (моя работа на заводе оператором СПУ); техника освобождает от капризов природы и тут же разрушает природную среду; техника открывает перед нами новые миры, как благодаря микроскопу и телескопу, так и благодаря телевидению, современным средствам связи и транспорта, техника позволяет получать громадный поток информации, однако этот же поток и захлёстывает нас, отдаляет от естественной природы, нередко деформирует психику (людомания и пр.)

Современная машинная техника способна встраивать человека в качестве элемента общей конструкции в процессы напряженные и ему чуждые, в бесконечную гонку, смысл которой состоит в ней самой. Человечеством овладевает суета, бессмысленная и расточительная по отношению к материалу природы и к самому индивиду, забывающему о своем предназначении быть человеком.

Бесчувственный, погруженный в себя рационализм технической ориентации угрожает нам утратой корней, когда человек встраивается в чуждые ему процессы, которые он не в силах остановить. Формируется охватывающая его тотальность бытия, силы, которые постоянно требуют к себе человека, навязывают ему непрерывным потоком сиюминутные необходимости, сковывающие нашу волю и способность принимать решения самостоятельно.

Осознание опасностей, связанных с развитием техники, приводит к такому явлению, как технофобия – умонастроении в общественном, массовом сознании, связанное со страхом перед техникой, с непредсказуемыми последствиями ее развития. Технофобия свойственна в большей степени пожилым людям, не успевающими за все ускоряющимся развитием техники, не могущими адаптироваться к новациям современной техногенной цивилизации (мобильные телефоны, компьютеры, бытовая техника вплоть до турникетов в метро).

Двойственность техники очевидна также и в пожарном деле: современные средства связи позволяют координировать действия пожарных, новые машины позволяют тушить большие площади за меньшее время, созданы новые средства пожаротушения (пена, порошки, перегретая вода и пр.), однако спасать приходится совершенно другой, технизированный мир: здания повышенной этажности затрудняют тушение пожаров, создаются новые синтетические вещества, обладающие повышенной горючестью, созданы целые отрасли, где затруднено тушение пожаров – это и нефтедобыча, и транспорт, (нефте- и газопроводы, пожары на самолётах и поездах и т.п.). Таким образом, совершенствование техники пожаротушения сопровождается увеличением пожароопасности в противостоящей пожарным технизированной среде (пожар на Останкинской башне в августе 2000).

С другой стороны, чем совершеннее становится пожарная техника, тем сложнее ее эксплуатировать, тем более дорогостящим и сложным становится ремонт такой техники. А более сложная техника требует и более квалифицированных кадров, совершенствования пожарно-технического образования.

Опасности, связанные с развитием техники, ставят на повестку дня проблему ответственности инженеров и техников за результаты своей деятельности по созиданию тех или иных технических устройств и сооружений. Ответственность предполагает необходимость отвечать тем или иным образом, в частности, нести наказание, за пагубные результаты своей работы. (вспомним такие печальные техногенные катастрофы, как авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986, гибель атомной подводной лодки «Курск» в августе 2000, катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС в августе 2009).

Выделяют такие аспекты ответственности как юридический (уголовная и административная), социальный (ответственность перед обществом), моральный, экологический (перед природой), религиозный (перед Богом). Все они взаимосвязаны друг с другом и не всегда могут быть отделены друг от друга. Проблема ответственности встает обычно тогда, когда техника наносит вред человеку, будь то глобальный (после взрыва в Чернобыле) и локальный (Аква-парк, Басманный рынок в Москве и пр.).

Проблема опасностей техники начала осознаваться еще в античности. В частности, Архимед отказывался излагать некоторые свои математические открытия именно по причине опасности их инженерных приложений. Леонардо да Винчи также отказывался публиковать чертежи подводной лодки из-за «злой природы человека, который может использовать подводную лодку как средство разрушения на дне моря».

Первая и главная ответственность и обязанность инженера состоит в том, чтобы хорошо выполнять свою работу. То есть не допускать нарушений существующих норм при конструировании, создании и эксплуатации технических устройств и сооружений. Инженер должен предвидеть как близкие, так и отдаленные последствия своих действий, чтобы не было таких случаев, как Аквапарк в Москве, каток в Крылатском, Саяно-Шушенская ГЭС. Велика и ответственность инженеров пожарной безопасности, что показал пожар на Останкинской башне в августе 2000, которая была плохо защищена от пожара. Цена – гибель трех человек и многомиллионные убытки для всей страны…

 

ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

 

1. Техника появляется раньше человека, но постоянно сопровождает его на протяжении всей истории общества.

2. Как феномен культуры техника изучается философией техники, появившейся во второй половине 19 века. Ее основоположником считается Эрнест Капп, а в России – Петр Энгельмейер.

3. В осмыслении техники соперничают два подхода: инженерный и гуманитарный, в первом подходе техника оценивается позитивно и оптимистично, второй подход признает амбивалентность техники, ее положительные и отрицательные, опасные стороны для человека и общества.

4. В широком смысле техника – это совокупность средств освоения действительности, в узком – совокупность технических устройств и сооружений, а также приемов и операций, обеспечивающих эффективность различных видов деятельности. В целом, техника – система искусственных органов человека и общества.

5. В развитии техники выделяются три этапа: ручная, машинная и автоматизированная.

6. Смысл и предназначение техники состоит в облегчении жизни человека, освобождении его от власти природы, увеличении его преобразовательных возможностей и, в конечном счете, в преобразовании мира на гуманистических началах.

7. Развитие техники сопряжено с опасностями для человека и общества, с тем, что техника потенциально способна поработить и даже уничтожить человека.

8. Опасности, связанные с развитием техники, ставят на повестку дня вопрос о моральной ответственности инженеров и техников за результаты своей деятельности.


Учебный вопрос № 2


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.)