АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дж. Гибсон. Восприятие как функция стимуляции

Читайте также:
  1. Артерии. Морфо-функциональная характеристика. Классификация, развитие, строение, функция артерий. Взаимосвязь структуры артерий и гемодинамических условий. Возрастные изменения.
  2. Вопрос 11. Понятие о воображении, его функциях и видах.
  3. Вопрос 12. Чье восприятие образа другого человека более объективно?
  4. Восприятие
  5. Восприятие
  6. Восприятие
  7. Восприятие
  8. Восприятие
  9. Восприятие демонов
  10. Восприятие и ожидание
  11. Восприятие и осознание
  12. Восприятие критики

Под словом "'восприятие" Гибсон имеет в виду процесс, с помощью которого индивид поддерживает контакт с окружающей средой. Под словом «стимуляция» имеются в виду различные виды и переменные физической энергии среды, на которые отзываются органы чувств индивида. Стимуляция это нечто такое, что возбуждает сенсорный орган целиком, а не клетку; мозаику рецепторов, а не единичный рецептор. Упорядоченная стимуляция намного богаче и намного информативнее, чем представляли себе психологи.

Восприятие является функцией стимуляции, а стимуляция есть функция окружающей среды, следовательно, восприятие является функцией среды. Восприятие основано на ощущениях, которые зависят от стимуляции. Восприятие же включает в себя дополнительный процесс, природа которого должна быть раскрыта. Согласно теории Гибсона не нужны ни какие про­цессы для превращения сенсорных данных в образы восприятия. Предполагается, что не только качественные характеристики объектов, но и сам их объективный характер, их реальность, вещественность и тому подобное, раскрывается в стимуляции.

Таким образом, Гибсон делает вывод, что ощущения - случайные отголоски восприятия, а не причины его. Можно выделить цепь причинных связей, ведущих к восприятию. Эту последовательность можно представить как ряд преобразований, сохраняющих неизменным определенное соответствие или специфическое качество:

1. В начале этого ряда лежит внешняя среда воспринимающего, рассматриваемая на экологическом уровне.

2. Энергия на поверхности тела, рассматриваемая с точки зрения пространственно-временных конфигураций, которые могут специфически охарактеризовать источник данной стимуляции и которые могут возбудить данный рецептор.

3. Сенсорный аппарат воспринимающего - анатомические и физиологические свойства рецепторных поверхностей вместе с механизмами настройки органов, которые лают им возможность регистрировать описанные выше конфигурации.

Восприятие точно соответствует окружающей среде только в том случае, если вышеописанная цепь причинных связей остается ненарушенной. Нет никаких других путей для поддержания контакта с окружающей средой и получения знаний о ней.

Цепь причинных связей можно рассматривать как состоящую из двух частей, одна из которых находится вне организма, а вторая - внутри него. Первая часть имеет дело с биофизикой стимуляции, то есть с природой окружающей среды и связью между объектом и стимулом. Вторая часть касается переменных свойств стимуляции, а также связи между ними и восприятиемили того, что может быть название психофизикой восприятия. Восприятие является функцией стимуляции. Это значит, что оно оказывается исключительно функцией стимуляции всякий раз, когда это допускается условиями стимуляции. То есть можно сказать, что для каждого аспекта или свойства феноменального мира индивида, поддерживающего контакт с окружающей средой, как бы неуловимо это свойство не было, существует переменная потока энергии, воздействующей на его рецепторы, как бы сложна эта переменная не была, которой это феноменальное свойство оказалось бы соответствующим, если бы удалось организовать психофизический эксперимент.

Эта гипотеза скорее предполагает разработку новой теории, чем завершение старой:

1. Это теория о поддержании контакта с окружающей средой, а не о том, что вызывает отсутствие такого контакта.

2. Гипотеза не отрицает наличия фактов воспоминания, представления, илиих важность. Гипотеза лишь противоречит классическому утверждению, что память, точнее актуализация образов памяти, является существенной для адекватного восприятия.

3. Гипотеза исходит из поникала стимуляции, как непрерывного потока энергии, в который погружен организм.

4. Гипотеза не считает, что одной феноменальной переменной соответствует только одна переменная потока энергии. Однако в повседневной жизни стимулы согласованы друг с другой, в соответствии с принципом избыточной стимуляции. Этот принцип сводится к тому, что множественность стимуляции дает многократную гарантию правильного восприятия.

5. Гипотеза не отрицает, что сенсорные аппараты, свойственные данному виду или индивиду, определяют тип восприятия.

6. Гипотеза не отрицает, что восприятие зависит от внимания или "уста­новки" индивида. Гипотеза только утверждает, что поток энергии для двух индивидов, находящихся в идентичных ситуациях, является одним и тем же и что, следовательно, любое различие в их восприятии есть различие в том, на что реагирует индивид.

7. Гипотеза не отрицает, что восприятие включает научение, и не утвер­ждает, что восприятие является врожденным. Индивид может отвечать на переменные, на которые раньше не отвечал. Гибсон говорит, что необходимо выделить физиологию восприятия, отли­чающуюся от физиологии чувствительности.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)