АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Способен ли человек познать всеобщее

Читайте также:
  1. C. разрушение или существенное нарушение экологических связей в природе, вызванное деятельностью человека ?
  2. I. ФИЛОСОФИЯ – СПОСОБ ДУХОВНОГО ОСВОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ МИРА
  3. I. Человек и человечество
  4. IV. Мир западного Средневековья. Человек западного Средневековья.
  5. XV. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
  6. XVI. ЦЕННОСТИ И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
  7. А кто есть человек, как биологическое существо в этой сложной пищевой цепи?
  8. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В МОЗГЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
  9. Антон непонимающе опешил, а несколько человек в ресторане обернулись в нашу сторону.
  10. Антропогенез приматов и человека
  11. Антропогенез. Положение человека в общей системе природы. Черты, доказывающие принадлежность человека к каждой систематической группе.
  12. Антропогенные воздействия на леса и другие растительные сообщества. Экологические последствия воздействия человека на растительный мир. Защита растительных сообществ.

 

Однако, как говорят, “дьявол сидит в деталях”. Стоит только внимательнее присмотреться к предлагаемой схеме, как она начинает рушиться.

Главной проблемой обсуждаемого подхода является именно вопрос о характере взаимоотношений, взаимосвязей наук различных степеней общности. При этом в число наук включается и «наука о всеобщем» (философия). Сформулированная проблема включает в себя принципиально важный вопрос о том, способен ли человек познать всеобщее. Иначе говоря, дано ли человеку всеобщее и если дано, то в каких формах? - Этот вопрос возникает вполне закономерно. Дело в том, что познание всеобщего предполагает постижение, по крайней мере, некоторых типов бесконечного. Действительно, всеобщее – это общее всем составляющим универсума, это общее всему многообразию существующего.

Общее – это то, что свойственно всем представителям определенного класса объектов. Этот класс может включать конечное или бесконечное число объектов. Если число объектов этого класса является конечным, тогда все эти объекты в принципе могут быть охвачены нашим непосредственным познавательным опытом (наблюдениями, экспериментами и т.п.). Если же число этих объектов бесконечно, тогда мы в принципе не можем охватить их все своим непосредственным познавательным опытом. В последнем случае наши формулировки, относящиеся ко всем объектам такого класса, будут неизбежно основываться на экстраполяции (распространении) на все объекты (их число, как уже сказано, в данном случае бесконечно) тех качеств, которые мы обнаружили у “проверенных” нами объектов (количество таких “проверенных” объектов всегда конечно). Иначе говоря, такие формулировки (они представляют собой особый вид формулировок уровня общего), относящиеся ко всем представителям бесконечного класса, в известной мере проблематичны. Понятно, что степень проблематичности всеобщих формулировок неизмеримо выше. На самом деле, всеобщее – это то, что свойственно всем представителям всех классов объектов, которые так или иначе существуют. Вполне естественным представляется предположение о том, что существует бесконечное число классов и тем более – объектов, входящих в них. Предположение о многообразной бесконечности универсума может быть достаточно убедительно обосновано. (См. об этом, в частности, в книге: Финогентов В.Н. Время, бытие, человек. Уфа. 1992.) Если существует бесконечное число классов объектов, тогда нам неизвестны характеристики бесконечного числа классов объектов, ибо вследствие ограниченности познавательного опыта человечества нам известны характеристики только конечного числа классов объектов. Итак, если существует бесконечное число классов объектов, то, по сути, неправомерны претензии человека на ту или иную форму данности ему всеобщего.

Может показаться, что приведенное рассуждение может быть оспорено следующим образом. Будем рассматривать классы объектов в качестве объектов познания. Тогда, вроде бы, получается, что степень проблематичности всеобщих формулировок, то есть формулировок, относящихся ко всем объектам этого специфического класса объектов (класса всех классов), такова же, как степень проблематичности формулировок, относящихся к “обычному” классу, включающему в себя бесконечное количество однотипных объектов. На самом деле это не так, поскольку вновь введенный нами класс объектов (класс всех классов) принципиально отличается от “обычного” бесконечного класса. Ведь в отличие от этого “обычного” бесконечного класса, который по определению однороден, то есть составлен из однотипных объектов (класс столов, домов, камней, электронов…), класс всех классов по сути своей неоднороден, ибо мы включили в него не только известные уже нам качественно различные классы объектов, но и бесконечное число классов неизвестных нам, бесконечное число классов объектов, о свойствах которых мы ничего не знаем. Поэтому повторим, что человек может в этом случае более или менее обоснованно оперировать лишь формулировками различных степеней общего, в частности, можно оперировать наиболее общими из обоснованных наличным опытом человечества формулировками, но не всеобщими формулировками.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)