АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Позитивистское понимание взаимоотношений философии и науки

Читайте также:
  1. I. Стиль социальной науки
  2. II. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
  3. II. Формальная логика как первая система методов философии.
  4. II. Хозяйственная природа науки
  5. III. Софийность науки
  6. VII. Самосознание науки
  7. XI. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  8. Адлерианский подход. Понимание человеческой природы
  9. Анатомия и физиология как науки, их взаимосвязь между ними.
  10. Античная философия. Классический период греческой философии (V – IV вв. до н.э.). Сократ, Платон и Аристотель.
  11. Антропологический принцип философии Л.Фейербаха
  12. Безмолвное знание. Понимание

 

Рассмотренному подходу к пониманию взаимоотношений науки и философии в исследовательской и учебной литературе часто противопоставляют подход, который можно назвать позитивистским. Однако более внимательный анализ показывает, что эти подходы, противоположные друг другу в одном отношении, в другом отношении очень близки друг другу.

Действительно, сторонники позитивистского подхода совсем иначе оценивают роль и статус “прежней” философии, или метафизики, как они предпочитают ее называть. В рамках первого подхода, как мы видели, философия – это главная, “царственная” наука, которой остальные науки служат, конкретизируя, иллюстрируя ее принципы, категории и законы. Для позитивистов же “прежняя” философия (метафизика) и вовсе не является наукой. Такая философия (метафизика) для них – это некая донаучная, преднаучная форма познания и знания, которая, конечно, в свое время была необходима и играла положительную роль, но которая, по сути, исчерпала на определенном этапе развития общества свои позитивные потенции и должна уступить место специальным (позитивным) наукам. Позитивистскую интерпретацию взаимоотношений “прежней” философии (метафизики) и науки, сформировавшуюся к середине 19-го века, можно рассматривать как реакцию набирающих силу специальных наук на попытки некоторых направлений тогдашней философии (последователей Шеллинга и Гегеля, в частности) высокомерно диктовать наукам и их представителям, как и что им познавать. Позитивисты утверждают, что зрелая наука не нуждается в помощи такой философии (метафизики), что эпоха подобной философии (метафизики) прошла, что науки («позитивные науки») сами справятся со всеми проблемами, которые встают перед человеком и обществом. Так, например, основоположник позитивизма, французский философ Огюст Конт (1798-1857) в духе своего учения о трех стадиях развития человеческого духа (см. об этом в разделе 3.17.9) полагал, что современное ему человечество как раз и осуществляет переход от метафизической (философской) стадии к позитивной.

С другой стороны, позитивисты, негативно относясь к “прежней” философии, к метафизике, подчеркивают необходимость создания новой, научной философии. И когда они начинают ее характеризовать, то буквально воспроизводят многие положения уже рассмотренного нами подхода. Они говорят о необходимости построения системы наук, о том, что высший уровень общности в этой системе образуется этой самой (“научной”) философией. Категории, законы, принципы такой философии формулируются на пути обобщения знаний, полученных специальными науками, использующими в первую очередь методы эмпирического познания (наблюдения, эксперименты, измерения).

Таким образом, по сути, разница в понимании характера взаимоотношений философии и специальных наук между сторонниками обсуждаемых подходов состоит в том, что в рамках первого подхода преобладает движение от категорий и основоположений философии к понятиям, законам и другим формам специальнонаучного знания, а в рамках второго подхода преобладает движение от специальнонаучного знания к знанию философскому.

Следует отметить, что позитивизм и позитивистское истолкование взаимоотношений философии и науки имеют богатую историю. Так, в частности, представители «второго позитивизма» (эмпириокритицизма) (австрийский физик и историк науки Э. Мах, швейцарский психолог и философ Р. Авенариус), критикуя старую («спекулятивную») философию, разрабатывали «научную философию» как философию чистого опыта на пути своеобразной интеграции психологии и физики. Неопозитивисты (см. об этом в разделе 3.18.3.2), также решительно настроенные антиметафизически, сводили «научную философию» к логическому анализу научного знания.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)