АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Длительность и сложность процесса становления философии

Читайте также:
  1. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  2. E) нормативные постановления Верховного суда Республики Казахстан
  3. II. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
  4. II. Формальная логика как первая система методов философии.
  5. VI. ТИПЫ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА
  6. XI. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  7. А) одна из форм социального взаимодействия, отличающаяся его длительностью, устойчивостью, системностью и самовозобновляемостью, широтой социальных связей
  8. А) сложность изготовления
  9. Анализ бизнес-процесса(ов) предприятия и построение моделей
  10. Анализ процесса восприятия
  11. Анри Бергсон: “длительность” и свобода
  12. Античная философия. Классический период греческой философии (V – IV вв. до н.э.). Сократ, Платон и Аристотель.

Еще несколько штрихов к портрету рассматриваемой эпохи. Прежде всего, надо сказать, что это – достаточно длительная эпоха. Границы ее, обозначенные К. Ясперсом (8-2 века до нашей эры), весьма условны. Важные элементы исторического образа жизни и соответствующих типов мировоззрения мы находим в более отдаленные века, в частности, в Шумере, Египте, Вавилоне. Речь идет о таких крупнейших изменениях в социальной жизни, как возникновение городов, государств, письменности, чеканки монет, усилении социального неравенства, объединении людей уже не только по кровнородственным, но и по социальным признакам и т.д. Соответственно, возникали, как уже сказано, элементы новых типов мировоззрения. Поэтому многие исследователи вполне обоснованно говорят применительно к этому периоду в жизни сообществ о феномене предфилософии, понимаемой как переходная между мифическим и философским форма мировоззрения.

Чрезвычайно показательным примером переходного (от мифологического к философскому) мировоззрения являются картины мира и человека, рисуемые в поэмах древнегреческого мыслителя Гесиода (8-7 вв. до н.э.) “Теогония” и “Труды и дни”. Теогония, напомним, означает “происхождение богов”. В этой поэме мы встречаем своеобразное авторское мифотворчество, упорядочивающее, систематизирующее “первичную”, народную мифологию. Гесиода интересуют вопросы: как родились боги, как сформировались Земля, Небо, Море, что было самым первым? Он спрашивает об этом Муз, “чьи жилища на Олимпе”. И Музы отвечают ему:

Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом

Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,

Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,

И, между вечными всеми богами прекраснейший, - Эрос –

Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.

Ночь же Эфира родила и сияющий день…

(Античная литература. Греция. Антология. Ч. 1. М., 1989, с. 71). Далее у Гесиода подробно излагается последовательность богов и стихий. Самыми значимыми здесь являются, пожалуй, два момента: идея изначальности Хаоса и идея генезиса богов. Еще один существенный “предфилософский” элемент (своеобразный историзм во взглядах на человечество) мы находим в поэме “Труды и дни”. В этой поэме Гесиод пишет о сменяющих друг друга поколениях людей: золотого, серебряного, медного, поколения полубогов, наконец, железного, современного Гесиоду. Последнему поколению людей поэт пророчит печальную судьбу:

Зевс поколенье погубит и это

После того, как на свет они станут рождаться седыми…

(указ. соч., с. 63).

Таким образом, рождению философии предшествовал длительный “эмбриональный” период, в течение которого формировались отдельные элементы данного типа мировоззрения. Это говорит о том, что наиболее удаленная от нас хронологическая граница эпохи становления философии весьма размыта.

Не менее размытой является также и ближайшая к нам граница рассматриваемой эпохи. Эта граница размыта, в частности, потому, что разные народы вступали в осевую эпоху в разные времена, в том числе во времена гораздо более поздние, чем указанное К. Ясперсом осевое время. Соответственно, в такие – позднейшие – времена этими народами заимствовались и создавались религиозное и философское мировоззрение. Так, например, историческое (христианское) мировоззрение пришло на Русь лишь в Х-м веке, а более или менее зрелые философские воззрения в России мы находим лишь в ХIХ-м веке.

К характеристике эпохи возникновения философии можно добавить моменты, связывающие напрямую данную эпоху с нашей эпохой. Эта связь чрезвычайно сложна и многообразна. Отметим здесь только то, что непосредственно относится к нашей теме. А именно: можно рассматривать нынешний мировоззренческий поиск как второй этап мировоззренческих исканий, начавшихся в осевую эпоху. Мы имеем в виду ту ветвь тогдашних мировоззренческих поисков, которая привела к становлению философии. Напомним, что второй этап этого поиска состоит в активном внедрении мировоззрения, найденного во время предшествующего этапа, в жизнь общества. В таком случае (скорее всего, вероятность подтверждения этого предположения весьма невелика) в нашу эпоху именно философское мировоззрение должно выйти на передний план и стать массовым. Если выдвинутое предположение верно, то осевая и наша эпохи, по сути, сливаются в одну. Тогда получается, что мы ищем (имеется в виду мировоззренческий поиск современности) то, что в принципе (как тип мировоззрения) уже давно найдено: философию как мировоззрение, выкованное разумом. Это не означает, конечно, что и искать-то нам, собственно, нечего. Дело в том, что философия как тип мировоззрения чрезвычайно многообразна. Это означает в данном случае лишь то, что, если наше предположение верно, на нынешнем этапе развития человечества не следует искать новый тип мировоззрения, что следует искать лишь определенный, соответствующей современной эпохе тип философии.

В свете этой задачи логично обратиться к рассмотрению тех типов философии, которые дает нам история философии. Этим мы сейчас и займемся, предварительно познакомившись с основными этапами развития философии.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)