АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Антропоцентризм (Протагор и Л. Фейербах)

Читайте также:
  1. Антропоцентризм і гуманізм філософії Відродження

 

Антропоцентризм (от греческих слов anthropos – человек и kentron - центр) – это тип философствования, ставящий в центр внимания человека и объясняющий все остальные полюсы предмета мировоззрения через человека.

Яркие образцы антропоцентрической позиции также можно найти среди древнегреческих философских построений. Так, знаменитый софист Протагор (490-420 гг. до н.э.)утверждал: “Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют”. Доказывает он это утверждение методом от противного: “если кто-нибудь скажет, что человек не есть критерий всех вещей, то он все равно подтвердит, что человек – критерий всех вещей, потому что тот самый, который это утверждает, есть человек; и кто допустил явление в качестве отнесенного к человеку, тот тем самым признал, что и само явление принадлежит к тому, что отнесено к человеку”. Протагор, таким образом, отстаивал убеждение, согласно которому любые знания и ценности имеют субъективный и, следовательно, относительный характер. Очень интересно также высказывание Протагора о богах. «О богах, - говорит он, - я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, - и вопрос темен, и людская жизнь коротка». Любопытно, что Платон, в противовес Протагору, утверждал, что мерой всех вещей является Бог, поскольку именно он произвел и упорядочил этот мир. Платон выступает в данном отношении как представитель теоцентризма. А немецкий мыслитель девятнадцатого века Макс Штирнер, развивая эгоцентрическую позицию, восклицал: не Бог, не человек, а Я есть мера всех вещей!

Как уже отмечалось, в качестве антропоцентрической часто характеризуют философию эпохи Возрождения. Действительно, многие гуманистически настроенные мыслители этого периода ставят в центр внимания человека и оценивают человека чрезвычайно высоко. Так, Пико дела Мирандола в «Речи о достоинстве человека» не только отстаивает идею о центральном положении человека в мире, но и утверждает, что человек – это самое изумительное, самое большое чудо на свете. Он формулирует чрезвычайно интересную и плодотворную идею, согласно которой человек, в отличие от всех других творений, не является онтологически предопределенным. Поэтому человек способен «быть тем, чем хочет». Человек – это творец самого себя. Он может «переродиться в низшие, неразумные существа, но может переродиться по велению своей души и в высшие божественные».

Замечательный образец антропоцентрической позиции дают взгляды Людвига Фейербаха (1804-1872). Человек, - утверждал немецкий философ, - это “единственный, универсальный и высший предмет философии”. По Фейербаху, не Бог сотворил человека, а человек создал Бога по образу и подобию своему. Бог, полагает он, является продуктом человеческого воображения. Бог – это результат отчуждения сущностных сил человека. Истина теологии, подчеркивает немецкий мыслитель, скрыта в антропологии: “Человек есть начало, человек есть середина, человек есть конец религии” (Сущность христианства. М., 1965, с. 219). В итоге Фейербах пришел к своеобразному обожествлению человека: “Человек человеку Бог – таково высшее практическое основоначало, таков поворотный пункт всемирной истории” (указ. соч., с. 308-309). Он был убежден, что век религии, христианства, в частности, завершается. На смену этому веку должен придти век «новой философии». «Новая философия» должна соединить в себе сильные стороны философии и религии. Это должна быть «философия Человека», философия обожествленного человека, философия «Человеко-Бога».

Антропоцентрические воззрения характерны также многим представителям философской антропологии, экзистенциализма, персонализма, а также сторонникам прогрессистской, утопической идеологии. Так, знаменитый русский писатель А.М. Горький провозглашал: «Для меня нет другой идеи, кроме идеи человека: человек, и только человек, на мой взгляд, творец всех вещей. Это он творит чудеса, а в будущем он овладеет всеми силами природы. Все, что есть прекраснейшего в нашем мире, сотворено трудом и разумной рукой человека… склоняюсь перед человеком, потому что не ощущаю и не вижу на земле ничего, кроме воплощения его разума, его воображения, его изобретательного духа».

В последние десятилетия антропоцентрические воззрения подвергаются все более острой критике. Их упрекают в том, что они преувеличивают познавательные и преобразовательные возможности человека, в том, что они превращают человека в предмет поклонения. Серьезные аргументы против антропоцентризма также в связи с резким обострением экологического кризиса.

Об особенностях антропоцентрического подхода мы пишем также в разделе 4.21.6.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)