АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

О природе познания и знания

Читайте также:
  1. C. разрушение или существенное нарушение экологических связей в природе, вызванное деятельностью человека ?
  2. XIII. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ
  3. Б) правовую систему, которая состоит только из норм законов и в которую не проникают явления из иных сфер знания (политологии, социологии, психологии, этики)
  4. Биосфера и ее роль в природе и жизнедеятельности общества
  5. В понятиях происходит объективация сознания в форме мысленного обнаружения и терминологического определения отдельных объектов и явлений действительности.
  6. В системе психологического научного знания
  7. Виды деформации правосознания
  8. Виды знания.
  9. Виды и формы признания
  10. Вопрос 15. Концепция Бубера о природе человека
  11. Вопрос №3. Проблема познаваемости мира и поиски метода научного познания.
  12. Время в пространстве сознания

 

Совсем иначе характеризуют знания представители конструктивистской гносеологии. Так, например, инструментализм (разновидность прагматизма) считает сознание, интеллект средством приспособления человека к изменяющейся среде. Поэтому для инструментализма (ярчайшим его представителем был американский философ Джон Дьюи (1859-1952)) знания (понятия, идеи, научные законы и теории) – это, прежде всего, орудия, инструменты (отсюда и название данной концепции), с помощью которых люди более или менее успешно решают свои жизненные проблемы, приспосабливаются к окружающей их действительности или трансформируют ее. Знания – это не отражение существующей вне сознания человека реальности, а инструменты, планы деятельности человека. Знания, утверждает Дьюи, следует трактовать инструментально, операционально. К инструментализму очень близок операционализм. Этот подход был развит выдающимся американским физиком Перси Бриджменом (1882-1961). Согласно Бриджмену, знания следует ставить в соответствие не с некой действительностью, существующей независимо от человека, а с совокупностью операций, которые мы осуществляем. Основная идея операционализма достаточно проста, а именно: мы не знаем значения применяемого нами понятия до тех пор, пока не определим операции, которые используются нами или нашими коллегами по применению этого понятия в некоторой конкретной ситуации. Под операциями Бриджмен имел в виду, в первую очередь, эксперименты и процедуры измерения. Например, мы используем понятие расстояния. По Бриджмену, значение этого понятия сводится к совокупности операций измерения различных расстояний. Эти операции осуществляют физики, применяя для этого соответствующие приборы и инструменты. Следует отметить, что становление операционализма было вызвано к жизни развитием науки. Мы имеем в виду в данном случае формирование специальной теории относительности. Эта теория потребовала очень серьезного пересмотра содержания самых фундаментальных понятий физики: пространства, времени, массы и т.д. В частности, она радикально преобразовала содержание понятия одновременности. Именно создатель указанной теории А. Эйнштейн показал, что понятие одновременности обретает определенное содержание лишь в том случае, если мы укажем последовательность операций, с помощью которых мы можем установить одновременность разноместных событий.

Не только инструментализм и операционализм, но и многие другие философские направления акцентируют внимание на субъектной (субъективной) стороне знания. Современная наука, все более удаляясь от обыденного опыта, от наглядности, применяя все более изощренный и многоуровневый инструментарий, также вносит вклад в распространение подхода, сторонники которого отрицают или сомневаются в объективном характере знания. По всей видимости, проблема объективности знания, научного знания в частности, являющаяся сердцевиной проблемы познаваемости мира и напрямую связанная с вопросом о сущности знания, не может быть глубоко осмыслена вне идеи единства человека и универсума, без рассмотрения онтологических оснований познания и знания.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)