АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гегелевская философия истории

Читайте также:
  1. Dow Jones Industrial Average: самый известный индекс в истории
  2. I. Идеализм и натурфилософия
  3. I. ФИЛОСОФИЯ – СПОСОБ ДУХОВНОГО ОСВОЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ МИРА
  4. I. Экономический материализм как философия и наука
  5. II. Философия и жизнь
  6. II. Философия Шеллинга
  7. III. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  8. III. Философия и наука
  9. IV. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
  10. IX. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  11. V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  12. VI. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

 

Христианские представления о единстве, направленности и осмысленности исторического процесса в тех или иных формах проявляются во взглядах многих авторов, создавших свои версии философии истории. Отметим, что термин "философия истории" впервые употребил французский мыслитель Вольтер (1694-1778). Так, например, Г.В.Ф. Гегель прямо пишет: "Философия... должна... способствовать пониманию того, что действительный мир таков, каким он должен быть, что истинное добро, всеобщий божественный разум, являются и силою, способною осуществлять себя. Это добро, этот разум в его конкретнейшем проявлении есть бог. Бог правит миром; содержание его правления, осуществление его плана есть всемирная история. Философия хочет понять этот план, потому что только то, что из него осуществлено, действительно; то, что не соответствует ему, представляет собою лишь гнилое существование" (Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. С.- Петербург. 1993, с. 87). Если философию вообще, считает Гегель, можно определить как мыслящее рассмотрение предметов (см.: Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М ., 1974, с. 85), то философия истории означает не что иное, как мыслящее рассмотрение истории (см.: Гегель. Лекции по философии истории, с. 65). В свою очередь, это - мыслящее рассмотрение предметов (и истории, в частности) - возможно потому, что "разум господствует в мире, так что, следовательно, и всемирно-исторический процесс совершался разумно" (там же, с. 64).

Другими словами, по Гегелю, только поверхностному взгляду история представляется гигантской совокупностью произвольных действий людей, стремящихся удовлетворить свои индивидуальные страсти и движимых собственными их интересами. Более глубокий - философский - взгляд прозревает за игрой человеческих страстей и интересов действие "Разума", осуществляющего свою цель, использующего деятельность людей лишь как средство для достижения этой цели. "Частные интересы, - пишет Гегель, - вступают в борьбу между собой, и некоторые из них оказываются совершенно несостоятельными... Можно назвать хитростью разума то, что он заставляет действовать для себя страсти... Частное в большинстве случаев слишком мелко по сравнению со всеобщим: индивидуумы приносятся в жертву и обрекаются на гибель" (там же, с. 84). Эту второстепенность, несущественность индивидуального, частного Гегель подчеркивает неоднократно: "Право мирового духа выше всех частных прав"; "разумное осуществляется в человеческом знании и хотении, как в материале" (там же, с. 88, 89).

Итак, через хаос сталкивающихся индивидуальных действий человечество, направляемое божественным разумом, закономерно, необходимо шествует к определенной цели. Всемирная история, утверждает Гегель, есть "выражение божественного, абсолютного процесса духа в его высших образах, она есть выражение того ряда ступеней, благодаря которому он осуществляет свою истину, доходит до самосознания... Всемирная история только показывает, как в духе постепенно пробуждается самосознание и стремление к истине; в нем появляются проблески сознания, ему выясняются главные пункты, наконец он становится вполне сознательным" (там же, с. 102 ). Всемирная история, резюмирует Гегель, есть прогресс в сознании свободы, - прогресс, который мы должны познать в его необходимости" (там же, с. 72). (Гегелевские воззрения мы рассматриваем также в разделах 2.7.7. и 4.22.5.)

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)