АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

I. Семьи «группы риска»

Читайте также:
  1. I. Введение в архитектонику жилой единицы (жилого пространства семьи) на земле.
  2. III. Функции семьи
  3. XIV. ВНЕ СЕМЬИ — ЯЗЫК БУРУШАСКИ (ВЕРШИКСКИЙ)
  4. Анализ воспитательного потенциала семьи. Методы изучения семьи.
  5. Анализ особенностей графических презентаций отдельных членов семьи.
  6. Анализ эволюционных процессов семейной системы (семейная история, семейный мир, семейная легенда, семейный сценарий, жизненный цикл семьи).
  7. Ананиз семьи как института и малой группы.
  8. БЕЗ СЕМЬИ
  9. Взаимовлияние семьи и других институтов общества
  10. Влияние неблагополучной семьи на отклоняющее поведение ребенка
  11. ВНИМАНИЕ: Будьте очень внимательны при удалении записей из правовых баз, т.к. база построена на основе семьи и может повлечь за собой потерю информации.

Как показывают психологические исследования, большая часть семейной терапии основывалась на работе, в основном, с такими семьями, которые выражали обеспокоенность своим состоянием и искали помощи у семейного психотерапевта, психолога-консуль­танта и т. д. Семьи же с хроническими проблемами, наоборот, не высказывали значительной обеспокоенности и были совершенно равнодушны к традиционным методам семейной или индивиду­альной терапии, консультирования.

Такие семьи, как правило, привыкали жить с серьезными кри­зисами. Отсутствие мотивации к переменам в положительную сто­рону вызывает возрастание обеспокоенности всех организаций, соприкасающихся с неблагополучной семьей и отвечающих за без­опасность детей. Это беспокоит специалистов отдела опеки и по­печительства, а также социальных педагогов, которые занимаются вопросами защиты прав ребенка с целью скорейшего решения его проблем и предотвращения их разрастания.

Социальные педагоги, специалисты отдела опеки и попечи­тельства, педагоги образовательных учреждений часто ощущают недостаток опыта во время визитов в неблагополучную семью, где сталкиваются с агрессивным и саморазрушительным поведением родителей и детей, нуждающихся в помощи со стороны.

На практике мы постоянно сталкиваемся с такой ситуацией, когда семьи с многочисленными кризисами, имеющими хрониче­ский характер, часто настроены не принимать помощь специалис­тов, которые пытаются им помочь. Члены таких семей говорят: «Вы не понимаете. Никто не может помочь нам. В конце концов вы тоже будете обвинять, ненавидеть и отвергать нас». При таком устойчивом сопротивлении всем службам и организациям, кото­рые пытаются оказать помощь семье, проще всего обозначить та­кие семьи как неподдающиеся и наблюдать, как их детей переме-


iи;|юг из одного центра пребывания в другой, из одной приемной i емьи в другую. Иногда эти заботы перекладывают на служителей икона (милицию, суд, прокуратуру, тюрьму), которые способны •осспечить контроль, когда поведение членов семьи становится \ i розой для общества.

Особую сложность в работе с неблагополучными семьями представляют семьи алкоголиков и наркоманов. Нарушения меж-шчностных отношений родителей и детей являются одной из ос­новных причин формирования у тех и других алкоголизма и нар­комании. Э. Берн сформулировал идею о том, что существует жиз­ненная игра «алкоголик», сценарий которой формируется у ребенка с раннего детства. Источником игры являются поощрения неправильного поведения ребенка со стороны родителей. Наибо-iee часто они звучат из уст родителей в виде высказываний: «Он у пас дурачок, ха-ха», «Она у нас грязнуля, ха-ха», «Он у нас непол-i юценный», «Он у нас бешеный» и т. д. Ребенок, выросший в такой еемье, в более зрелом возрасте может следовать предписанию ро-штелей «убей себя», заложенному в детстве, используя для этой пели алкоголь и наркотики.

Однако эти неблагополучные семьи не могут восприниматься тлько как трагические, обреченные или плохие. Кризисы, кото­рые переживают такие семьи, могут рассматриваться как сильней­шая форма протеста против перемен, которые можно постепен­но использовать для изменения семьи в положительном смысле, л также чтобы понять суть и уровень хронических проблем семьи.)то поможет понять специалистам эмоции таких семей, найти подходы к решению вопросов, как сплотить семью и подготовить ее к сотрудничеству, как сделать семью сильной; как прервать по-е i оянный цикл кризисов так, чтобы новое поколение могло по­рвать с прошлым. Желательно использовать ориентацию семьи на кризис как ключ к пониманию процессов, происходящих в семье, i равмирующего опыта семьи, ее ресурсов, текущих стрессов, стра­хов и т. д. Но далеко не каждой неблагополучной семье можно по­мочь. Иногда кризис семьи и неблагополучие достигают такого \ ровня, что вмешательство в такую семью ничего не дает и в дан­ном случае есть только один выход: изъять ребенка и поместить его г. государственное учреждение. Но это бывает достаточно редко. Но всех остальных случаях специалистам удается профессиональ­но выстроить работу с неблагополучной семьей, проследить после-ювательные шаги медленного возрождения семьи и появление по-южительных перемен в ней.


Как показывают данные психологических, социальных и педа­гогических исследований, каждая семья в определенные периоды своего существования систематически проходит через ряд кризи­сов, которые касаются как семьи в целом, так и отдельного ее чле­на. Например, беременность, помещение ребенка в дошкольное учреждение, первый класс школы, пора юности, самостоятельная жизнь детей, сексуальные взаимоотношения, свадьба, зрелый воз­раст, старость, смерть. Все эти периоды жизни семьи являются для ее членов стрессовыми ситуациями. Они провоцируют реальные кризисы и вынуждают каждого члена семьи либо продолжать даль­нейший рост и развитие, либо остановиться в своей эволюции из-за страха перемен.

Семьи, переживающие постоянный кризис — семьи «группы риска», — находятся в особом состоянии страдания. Пройдя через бесчисленные переживания утрат и травм, члены таких семей на­капливают слишком много боли, чтобы вновь пережить риск в со­стоянии кризиса и подвергнуть себя ощущению утраты и опусто­шенности. Они предпочитают пребывать в состоянии ярости и неприятия окружающего мира. Состояние кризиса становится для них нормой существования. Вместо того чтобы становиться неуяз­вимыми под влиянием перемен, семьи «группы риска» учатся за­щищаться при столкновении с трудностями. Парадокс заключает­ся в том, что возбуждение, ярость, опасность для них — определен­ный «комфорт», так как они ничего не хотят и не могут сделать.

Одна из положительных сторон кризиса состоит в том, что в сферу их влияния вовлекаются работники школы, социальные пе­дагоги, специалисты разных Центров социальной защиты и т. д. Этот факт является сам по себе успокаивающим, так как к ситу­ации, в которой оказалась неблагополучная семья, подключаются специалисты, осуществляющие контроль, что вносит некоторое облегчение в состояние семьи. Хронически кризисные семьи вся­чески пытаются быть постоянно под контролем. Страх утраты контроля провоцирует членов семьи на насилие, пренебрежение, асоциальное поведение. В таком случае контроль над ними усили­вают.

Для постороннего человека, вступающего в контакт с тяжелой неблагополучной семьей, может показаться, что семья погрязла в трясине ужаса и постыдных трагедий. Но для самой семьи смена этих трагедий и длительное их переживание может быть более удобной, чем реальные перемены или противостояние трудностям жизни.


Семьи «группы риска» накопили массу проблем, которые не уда-ю1 решить. Складывается такое впечатление, что семья пережи-i 1С г подобные трагедии из поколения в поколение в смене непрек-i мщающихся психологических травм. Родитель, который был от­правлен в юности в спецучреждение, вдруг обнаруживает, что его к гей отправляют в подобное учреждение приблизительно в том 1С возрасте.

Эти семьи отличаются по своему поведению следующим:

по приглашению специалиста не появляются в назначенное время, но иногда звонят;

у них отсутствует понятие времени (день, неделя, месяц); они приглашают друзей, знакомых (свидетелей) на собеседова­ние со специалистами;

во время посещения их специалистами они могут смотреть те­левизор или слушать радио; в присутствии специалиста занимаются приготовлением пищи или выполнением домашней работы;

запирают двери, опускают шторы, чтобы создать впечатление пустого дома;

не соблюдают договоренность о заранее запланированной встрече, консультации, присутствии нужного члена семьи; неспособны говорит ни о себе, ни о других; постоянно меняют место жительства (возможна частая смена жительства специально из-за частого прихода специалиста); часто ссорятся, дерутся с друзьями или близкими родственни­ками.

Характеристику таких семей можно дополнить следующими проявлениями: недоверие, подозрительность, отрицание всего, им­пульсивность, нетерпеливость, постоянная нужда в чем-то, взвол­нованность, быстрая возбуждаемость, недостаток знаний и уме­ний, непрактичность, несостоятельность, состояние озлобленнос­ти с припадками жестокости, насилия, причинения физического вреда.

Описание поведения родителей из неблагополучных семей на­поминает поведение детей в раннем возрасте, которые не могут найти контакта с другими детьми. Став родителями, они представ­ляют собой людей, находящихся в глубокой депрессии, «выбитых из жизни».

Неадекватное состояние, в котором пребывают родители, дела­ет невозможным формирование бережных взаимоотношений с детьми и эмоциональной поддержки ими детей. Отсутствие такой



эмоциональной поддержки со стороны родителей имеет глубокие последствия, которые выражаются в снижении уверенности у де­тей и подростков в себе.

Под тяжелой неблагополучной семьей мы понимаем семьи, в ко­торых наблюдается социальная неустроенность родителей и, как след­ствие, психологический надрыв. Отсутствие материальных средств существования отражается на пищевом рационе семьи и снижает сопротивляемость организма болезням, приводит к частым сома­тическим ослаблениям организма детей, истощению и т. д. Соци­альная и психологическая отстраненность оборачивается апатич­ным отношением к жизни, пассивностью семьи, саморазрушением личности. К неблагополучным семьям относится и семья, которая утратила всякую веру в самоизменение и продолжает поступатель­ное движение к полному краху. К проблемным, тяжелым семьям также относятся криминогенные, полуразрушенные семьи. Мож­но классифицировать неблагополучные семьи по трем группам:

1) превентивные— это семьи, в которых проблемы имеют незна­
чительное проявление и находятся на начальной стадии развития;

2) семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют
взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до
критического уровня; 3) семьи, живущие за чертой бедности, поте­
рявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению
к своей судьбе и судьбе собственных детей.

Специалистами выделена следующая классификация неблаго­получных семей: по количеству родителей — полная, неполная, опекунская, приемная, усыновителей; по количеству детей — малодетная, многодетная, бездетная; по материальному благопо­лучию — малообеспеченная, среднеобеспеченная, хорошо обеспе­ченная; по проблемам родителей — алкоголичная, семья нарко­манов, безработная, криминогенная, лишенная родительских прав, социально дезадаптивная. Особо выделяются семьи педагогически несостоятельные, чаще всего в них находятся дети подросткового возраста.

Опыт работы позволил проследить и показать, что выявление семьи, нуждающейся в помощи и реабилитации, должно происхо­дить как можно раньше. За 10 лет своей жизни ребенок, находя­щийся в неблагополучной семье, успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, искалечить свою душу, психологи­чески сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного опре­деления, которое противоречит нравам общества.

Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя по внешнему виду, одежде, манере общаться, набору лексических не-


цензурных выражений, неуравновешенности психики, выражаю­щейся в неадекватной реакции, замкнутости, агрессивности, оз-юбленности, отсутствии интереса к любому виду обучения и т. д. Поведение ребенка и его внешний вид говорят не только о пробле­мах, которые есть у него, но и о призывах о помощи. Вместо помо­щи окружение ребенка реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. В итоге ребенок ис­пытывает непонимание окружающих, неприятие его и оказывает­ся в еще большей изоляции. Он озлобляется, становится агрессив­ным, ожесточается, замыкается и т. д. Возраст детей может быть разным, но проблемы их приблизительно одинаковы. Однако сте­пень проявления проблем оказывается разной. Внимание специ­алиста должно быть сосредоточено на проблеме конкретного ре­бенка и путях ее преодоления, а не на возрастном факторе, кото­рый тоже учитывается, но не является главным.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)