АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АТРИБУТЫ ЭКСТРЕМИЗМА

Читайте также:
  1. Атрибуты
  2. Атрибуты
  3. Атрибуты
  4. Атрибуты материи (пространство, время, движение) и их виды и свойства. Формы движения материи.
  5. Атрибуты:
  6. ВОЗМОЖНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА
  7. Движение, пространство и время как атрибуты бытия.
  8. Движение, пространство и время как атрибуты материи
  9. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ КАК ФОРМА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ И ЭКСТРЕМИЗМА В ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
  10. Материя и ее основные атрибуты 33
  11. О ПОНЯТИИ ЭКСТРЕМИЗМА В ДЕЙСТВУЮЩЕМ РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

 

Степанов В.Н.,

Международный университет бизнеса и новых технологий, Ярославль

 

Словарное определение экстремизма – «приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике)» (Большой толковый словарь русского языка. СПб., 2001. С.1518) – раскрывает и помогает увидеть один из основных сущностных признаков и одновременно природу этого социально-культурного явления: все использованные в словарной статье понятия («приверженность», «взгляды», «меры») указывают на его деятельностный характер и преимущественное выражение в виде активных действий.

Экстремизм способен выступать в виде идеологии и в этом отношении мотивируется в той или иной степени высшими (если мы примем за относительную величину «пирамиду» А. Маслоу) человеческими потребностями и интенциями, которые получили высокую степень институционализации (примером тому может служить ваххабизм как экстремистское течение в исламе, переосмысливающее нравственно-этические постулаты этой религии, а другой пример – сексизм как эволюционная форма общественного движения эмансипации женщин), – и тогда его проявления приобретают целенаправленный характер. В таком случае можно говорить о выражении гражданской позиции отдельного человека или общественного мнения целой группы в рамках экстремизма (сродни анархизму, правда, в качестве переменной по отношению к константе свободы выступает переменная «мнение» – оценочное суждение).

Неотъемлемыми атрибутами деятельностного характера любого явления, в том числе и рассматриваемого, являются рационализация (придание обоснованности экстремистским утверждениям и поведению) и рефлексивность (выведение внутренних по своей сути установок человека на уровень их осознавания).

Идеологическая форма существования экстремизма допускает, однако, что у отдельных (часто массовых) носителей таких взглядов реальность самой мировоззренческой позиции приобретает и культивирует черты нерефлексивности (неосознаваемости). Трансляторы экстремистских взглядов часто выступают как адепты, ревностные, неглубокие и прямолинейные. Так, основная масса членов современных неонационалистических течений как правило не может достаточно членораздельно и адекватно выразить основные принципы своей идеологии, общественный резонанс которой в большой степени зависит от авторитета лидера и определяется им. Об этом, например, свидетельствует невысокая степень развития коммуникативных навыков таких адептов. Например, на ветке, посвященной обсуждению вопросов антисемитизма, в рамках форума sexnarod.ru увидеть полноценную дискуссию между приверженцами антисемитизма и их оппонентами практически трудно: редко кто из называющих себя антисемитами может долгое время обсуждать свои взгляды и отстаивать их правоту, гораздо проще действовать по формуле «ща как дам в лоб». В данном случае усиливается поведенческий признак экстремизма – усвоение моделей, приемов и навыков поведения без рефлексии и рационализации.

Преодоление нормы – отличительный, онтологический признак экстремизма (его извечная «крайность»), отсутствие меры (это видно и в упоминавшихся ранее ваххабизме, сексизме, неонацизме) позволяет увидеть причину, лежащую в его основе: экстремизм имеет аффективную природу, его корни уходят глубоко в психику человека, в его животное начало, которое способно «блокировать» исконный человеческий атрибут – мышление. Следовательно, выступления экстремистов всегда сопровождаются высоким эмоциональным накалом – с их стороны (на этапе стимула), и со стороны их «мишеней», «жертв», общественности (на этапе реакции).

Деятельностное выражение эмоций свойственно носителю массовой психологии, человеку массы, основными чертами которого являются сниженный интеллектуальный уровень, что в свою очередь объясняется эмоциональным накалом, и гиперэмоциональность.

Экстремизм все больше приобретает устойчивый публичный характер, его проявления получают и как правило рассчитаны на общественный резонанс. Сферой проявления экстремизма являются массовые коммуникации, а экстремистские акты чаще всего локализованы в общественных местах и проходят на фоне культурных событий (футбольные матчи, массовые празднества, шоу и т.д.), которые обеспечивают высокий новостной рейтинг таких событий.

Переакцентирование внимания с исполнителей на собственно акт позволяет увидеть и отнести к признакам экстремизма деперсонализм и, как следствие, безымянность экстремистов. Смещение акцентов указывает на абстрактный характер экстремистских притязаний. Общественный капитал «защищаемых» категорий – свобода, независимость, равноправие и т. д. – призван актуализовать эгоцентризм, стремление экстремистских взглядов доминировать над другими общественными явлениями.

Подводя итоги процесса атрибутирования социально-культурного феномена экстремизма, необходимо отметить, что сегодня экстремизм направлен на освоение сферы массовых коммуникаций, опирается на базовые принципы массовой психологии и носит деятельностно-поведенческий характер с его базовыми атрибутами (рационализация, рефлексивность, аффект/гиперэмоциональность, деперсонализм/публичность).

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)