АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВ СМИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Читайте также:
  1. A) основание Казахского ханства
  2. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  3. A.способ разделения веществ, основанный на различии в их коэффициентах распределения между двумя фазами
  4. B) Сенситивных периодов развития физических качеств.
  5. B) Сенситивных периодов развития физических качеств.
  6. D. Формирование структуры отдела
  7. E) формирование правительства из членов партии, располагающих большинством мест в Парламенте
  8. I I этап развития Медицинской этики - становление монотеистических религий
  9. I. Основные профессиональные способности людей (Уровень 4)
  10. I. Основные теоретические положения для проведения практического занятия
  11. I. Основные теоретические положения для проведения практического занятия
  12. I. Основные характеристики и проблемы философской методологии.

 

Бессонов Е.Г.,

Военно-морской институт радиоэлектроники, Санкт-Петербург

 

Одной из особенностей развития современного общества является его развитие «без культурных границ». Сегодня информация проникает в наши дома практически без ограничений. Единственными ограничениями являются техническая оснащенность и финансовые средства потребителя информации. Очевидно, что влияние информации, а в том числе и средств массовой информации на индивида, огромно. Несомненным является и то, что средства массовой информации являются как раз «средством» внедрения информации в сознание людей и, поэтому, важно то, с какой целью передается информация, что в ней содержится и как ее содержание повлияет на потребителя.

СМИ несут информацию о всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной. Целей передачи подобной информации может быть как минимум две: удовлетворить потребности потребителя; воздействовать на потребителя информации с определенной целью. «За независимостью свободы стоит реальная манипуляция нашим сознанием со стороны организаторов информационных потоков и СМИ», – отмечал В.Н.Сагатовский. Журналист не может просто нести определенный объем информации, хочет он того или нет, но он формирует определенную жизненную позицию (Сагатовский В.Н. Есть ли выход у человечества? СПб.: Петрополис, 2000, с.72). Значит и в том, и в другом случае следует обращать внимание на то, каков уровень духовно-нравственного производства данного СМИ. Особенно значимым это становится, когда потребителем становится молодой человек, находящаяся в стадии становления личность.

Общими духовно-нравственными ценностями, на которые сегодня делается упор в воспитании личности являются патриотизм, державность, основы гуманистической морали. Патриотизм понимается как духовное единение личности с Родиной. Каждый гражданин должен осознавать свою принадлежность к единому социокультурному пространству, должен ощущать преемственность поколений – историческое прошлое, настоящее и будущее. Патриотизм можно охарактеризовать как духовно-творческий акт возвышения личности, обладающей нравственными и другими качествами, до осознания ее неразделенности, единства с Отечеством, необходимости служения своему народу и Родине (Селивоненко О.Г. Патриотизм как социально-педагогическая проблема // Безопасность Евразии. 2002. №2, с.362). Одним из основных документов, определяющих государственную национальную политику, является «Концепция государственной национальной политики», утвержденная Указом Президента Российской Федерации в 1996 году. Основополагающий принцип этой концепции – сохранение исторически сложившейся целостности России, а первоочередными задачами являются следующие: «формирование Федерации, которая отвечала бы современным социально-экономическим и политическим решениям и историческому опыту России» и «формирование и распространение согласия, культивирования чувства российского патриотизма» (Кефели И.Ф., Миронов А.В., Пуляев В.Т., Шеляпин Н.В. Идеологические ориентиры в социокультурном пространстве России. М., 2001, с.118.). Другим документом является Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 года «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Однако, позитивные начинания в этих вопросах в законотворческой деятельности идут в разрез с тем, что происходит на практике. Чаще всего таким противовесом становятся средства массовой информации и в особенности реклама.

Созвучна с патриотизмом и державность (идеология государственности), которая также основывается на историческом опыте и проявляется через деятельность целостного государства с сильной централизованной властью, являющейся движущей силой мобилизации внутренних сил и ресурсов страны. Таким образом, патриотизм и державность как социокультурные ценности являются одними из основных в духовно-нравственном развитии современного российского общества, обуславливают его единство.

Можно говорить о том, что не все СМИ должны нести в себе определенную государственно-идеологическую нагрузку. Но, разве государство это некая вещь в себе, которая отражает только свои собственные интересы? Государство – система, предназначенная для управлением обществом, и его деятельность должна обуславливать процесс культурно-исторической преемственности. В том числе и через СМИ.

В качестве примера хотелось бы привести изменения в кинематографе, в которых можно выделить духовно-нравственные стороны. Искусство способно воздействовать на сознание людей, и в первую очередь молодых людей; формировать общественные, эстетические, нравственные чувства и идеалы, высокие гражданские качества. Воспитателем прогрессивных черт личности может быть не всякое искусство. Только содержательное, богатое мыслями, чувствами искусство способно играть важную роль в воспитании молодого поколения. А современное искусство зачастую преследует корыстные цели, и чаще всего материальные. Это отражено и во мнении А.И. Левина относительно современного киноискусства: «На смену традиционному пониманию красоты приходит новое, связанное с получением удовольствия любой ценой. Результатом «погони за удовольствием», которой напрямую потворствуют деятели современной киноиндустрии, становится деформация представлений о добре и зле. Она особенно характерна для молодых людей, не успевших еще сформировать личностные ценностные ориентиры» (Левин А.И. Киноискусство как фактор формирования системы ценностей современного общества // Философские науки. 2004. № 1, с.17).

Значит, чтобы понимать и осознавать ценностные ориентации современных СМИ, необходимо их анализировать. Таким образом, мы приходим к несколько абсурдному, в условиях демократии, выводу: необходима проверка того, что получают потребители при восприятии СМИ. То есть, речь идет о некоем контролирующем органе, который будет осуществлять контроль работы СМИ как духовного производства, но не политического! Здесь можно говорить об идее к возврату цензуры в том или ином виде. Но ведь дело не в терминах, а их сущностях. Цензура ценностей должна осуществляться не столько государственными и общественными организациями, сколько самой личностью. Воспитание в условиях демократического общества должно быть направлено на становление такой личности, которая способна совершить правильный выбор сама. Индивид должен быть настолько развит, что в конечном итоге он сам правильно определяет для себя – что есть добро, а что есть зло. Но чтобы добиться подобного результата, нужны определенные усилия, и особенно в области влияния на личность. И если эту функцию на этапе становления демократии возьмет на себя именно государство, это можно только приветствовать. Речь идет об определении ценностных ориентаций тех или иных СМИ. Чтобы это не свелось к отбору политических идеологий, мне представляется, как вариант, что такой контроль должны осуществлять не политические, а общественные организации. И, более того, такой контроль возможен как раз только в условиях демократии, а вот его отсутствие или его политизированность могут привести к установлению тоталитарного режима или тирании. Без этих строгих мер воспитания гражданского общества можно не увидеть, так как в погоне за прибылью от реализации продукции СМИ мы оказались в той точке развития общества, когда возврат обратно, к определенным ценностным ориентирам и ориентациям невозможен.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)