АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: ТОЛЕРАНТНОСТЬ И МЕРА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Читайте также:
  1. A.для контроля качества сырья пищевых продуктов, для контроля технологических процессов
  2. III. КРИТЕРИИ ДОПУСКА К СДАЧЕ ИТОГОВОГО МОДУЛЬНОГО КОНТРОЛЯ (ЭКЗАМЕНА).
  3. IV. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции
  4. V. Материалы для контроля знаний
  5. V1: Радиометрические методы контроля
  6. V1: Хроматографические методы контроля качества продовольственных товаров
  7. V1: Цветометрические методы контроля качества
  8. Административное правонарушение против общественного порядка и нравственности
  9. Анализ затрат с целью их контроля и регулирования.4. Комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности.
  10. Англо-саксонская и японо-германская модели корпоративного контроля. Сравнительные преимущества и недостатки этих моделей.
  11. Аудит наличия, состояния учета и внутрихозяйственного контроля животных на выращивании и откорме
  12. Аудит учета и внутрихозяйственного контроля выбытия животных на выращивании и откорме

 

Михайлова Е.А.,

ф-т социологии СПбГУ, Санкт-Петербург

 

В качестве объективных причин распространения экстремистских настроений рассматриваются трансформационные процессы, приводящие к резкой ломке традиционных стереотипов и смене социальных ориентиров, образа жизни и связанным с этим трудностям психологической адаптации, в частности, урбанизация, обострение экологических и демографических проблем, миграция и т.д. Современные СМИ, а также литература и искусство могут способствовать эстетизации и романтизации экстремизма. Отмечается, что экстремистскому сознанию присущи особые компоненты, характерные для сознания неразвитого: импульсивность, внутренняя напряженность, конфликтность, деструктивность. Экстремизм как мировоззрение отличает поиск упрощенных, примитивных по сути путей достижения целей, постоянное форсирование процессов и событий. Важную роль в процессе формирования экстремистского сознания играют нетерпение и нетерпимость (2, с.96-98).

Соответственно, толерантность как способность к взаимопониманию, умению уважительно воспринимать и соотносить различные точки зрения, представляется антиподом экстремизма.

Средства массовой информации не только отражают, но и определяют общественный климат и политические действия. Они являются одним из главных каналов идеологического воздействия на общественное сознание, в том числе и в области межэтнических отношений, поскольку распространяют информацию, содержащую факты, идеи, стереотипы. СМИ представляют собой «кровеносную систему» общественно-политического дискурса.

Журналистика, освещающая проблемы этничности, определяется специалистами как этническая журналистика. Этническая информация может быть позитивной, нейтральной и негативной, различаться по эмоциональной окраске, что влияет на ее восприятие (1, с.17). Например, печатные СМИ Астраханской области, освещающие проблемы этничности, весьма разнообразны. Татарская газета «Идель» и казахская «Ак Арна», издаваемые национально-культурными обществами, несут в общественное сознание концентрированную этническую информацию. Наднациональные региональные издания транслируют в массовое сознание рассеянную этническую информацию, они по определению охватывают более широкие группы населения.

Анализ региональных газет «Волга» и «Комсомолец Каспия» за 2003-2005 гг. показал, что в общем объеме публикаций с концентрированной этнической информацией выделяются две основные группы – обращения к представителям этнических групп, либо информация о деятельности национальных обществ. По такой тематике можно констатировать широкую представленность разных этносов, проживающих в регионе. Среди используемых этнических лексем преобладают толерантные слова и выражения («дружба», «сотрудничество» и т.п.). Преобладают стереотипы, содержащие информацию, которую можно интерпретировать как позитивную либо нейтральную. Толерантные этнические стереотипы касаются прежде всего традиций и обычаев постоянно проживающих групп, интолерантные – особенностей поведения, реже – внешности трудовых мигрантов. В отношении трудовых мигрантов оценки варьируются от сочувственных до вполне одобрительных. Преобладающими являются интегрирующие и консолидирующие идеологемы, а также идеологемы позитивной полиэтничности. Идеологемы этнического противопоставления, обособления носят единичный характер.

Тема распространения разных форм этнического и религиозного экстремизмаявляется острой и болезненной для современного общества. Увеличение количества таких публикаций происходит в связи с участившимися террористическими актами в стране. Актуальность подобных публикаций в астраханских СМИ обусловлена особенностями геополитического положения региона. Однако акцентирование этнических маркеров (впрочем, достаточно редкое) объективно может способствовать распространению настроений шовинизма, кавказофобии.

В целом преобладают сообщения, способствующие формированию толерантных установок в межэтническом взаимодействии. Это обусловлено как особенностями межэтнических взаимодействий в регионе, так и спецификой функционирования региональных СМИ, полностью подконтрольным региональным властям. В данном случае это дает определенное преимущество, поскольку позволяет целенаправленно формировать информационные потоки. Естественно, что и «внутренний цензор» в этом случае должен действовать жестко, исключая обращения ко многим темам либо определяя оценку.

Сообщения в печатных СМИ способствуют формированию позитивных представлений в сфере межэтнических взаимодействий, однако одновременно искусственно ограничивается круг обсуждаемых тем (искусство, работа национальных обществ). Почти не обсуждаются специфические социально-экономические, демографические и т.д. проблемы этнических групп. Практически отсутствуют материалы, освещающие проблемные точки межэтнических взаимодействий в регионе. В результате формирование общественного мнения по этим вопросам происходит преимущественно на основе стихийных процессов коммуникации.

Общественный контроль над этнической информацией в СМИ, на наш взгляд, необходим. Вопрос в мере, поскольку общественное сознание может оказаться не готово к восприятию неожиданной информации о событиях, процессах либо конфликтных ситуациях.

Литература:

1. Малькова В.К. Этнические аспекты журналистики. Из опыта анализа российской прессы. М., 2004.

2. Томалинцев В.Н., Козлов А.А. Введение в социальную экстремологию. СПб., 2005.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)