АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

VII. Служебные части речи

Читайте также:
  1. B) При освоении относительно простых упражнений, а также сложных движений, разделение которых на части невозможно
  2. B) прилагательными, c) герундием, d) причастиями.
  3. C. С участием посредника и (или) в трудовом арбитраже
  4. Cпособы перевода на английский язык русских причастий
  5. I. ВСТУПНА ЧАСТИНА
  6. I. Образование причастий
  7. I. Право участия общего
  8. II. ОСНОВНА ЧАСТИНА
  9. II. ОСНОВНА ЧАСТИНА УРОКУ (25 хв)
  10. II. ОСНОВНА ЧАСТИНА УРОКУ (30 хв)
  11. II. ОСНОВНА ЧАСТИНА УРОКУ (30 хв)
  12. II. ОСНОВНА ЧАСТИНА УРОКУ (33 хв)

В пушкинских текстах всякое слово значимо и экспрессивно.

Последняя группа рассматривала функции союза «но» в пушкинских текстах:

а) … Злое на меня уныние находит

Хоть плюнуть да бежать …

Но как же любо мне

Осеннею порою, в вечерней тишине …

б) Но не хочу, о других, умирать;

Я жить хочу, что мыслить и страдать …

(Вывод: «но» – выразитель жизнеутверждающего пафоса)

 

VIII. Работа по карточкам.

Ребята получают карточки с пушкинскими текстами и выполняют морф оологический анализ, устанавливают количественное соотношение частей речи, роль частей речи, тип речи и особенности стилистики пушкинского «златочеканного» слога.

 

Приложение 11

Тема: «Работа по теории стихосложения на материале пушкинских текстов».

Цели: повторить ряд изученных и ввести несколько новых понятий,

связанных с теорией русского стихосложения, на материале

классических образцов поэтики в текстах стихов А.Пушкина, развивать логическое и аналитическое мышление учащихся, их

литературоведческие навыки и читательское мастерство.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Стихотворная и прозаическая форма:

- Сравните пары отрывков из произведений Пушкина

1а) «Это случилось осенью. Серенькие тучи покрыввали небо: холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев».

1б) Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багранец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

- Учащимся предлагается назвать пушкинские произведения, откуда взяты пейзажные зарисовки.

(Первый отрывок - из повести «Станционный смотритель», второй – из стихотворения «Осень». При общности тематики существенным отличием является то, что первый текст прозаический, второй - поэтический. В первом таксте осень названа как конкретное указание времени года, во втором тексте о ней говорится описательно. В стихотворении множество эмоционально окрашенных слов, обращает на себя внимание оценочная лексика,перифраз, выдвинутый на роль обращения, повтор союза «и»,эхо гулкого ассонанса. В первом тексте на первый план выделено событие: «это случилось», дальше идет описание природы, что типично для эпического рода литературы. Второй текст, как и свойственно лирике, отражает внутренние переживания лирического героя).

 

2а) «Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи».

2б) Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась:

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче … погляди в окно:

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит …

(Прозаический отрывок - из повести «Капитанская дочка», поэтический - из стихотворения «Зимнее утро»).

- В чем же отличие прозаической и стихотворной форм словесного выражения?

(Prorsa (лат.) – прямая, простая; stichоs (греч.) - ряд, строка.

Стихотворную форму отличает расчленённость на соразмерные в ритмико-интонационном отношении отрезки – строки, стихи).

 

II. Рифма.

Rhуthmos (греч.) - соразмерность, звуковой повтор в заключительных слогах строки (клаузулах), связывающий две строки (или более)

1. – Рассмотрим виды рифм в зависимости от расположения ударения на последних слогах слова:

а) Смеясь жестоко над собр а том,

Писаки русские толп о й

Меня зовут аристокр а том.

Смотри, пожалуй, вздор как о й!

Не офицер я, не ас е ссор,

Я по кресту не дворян и н,

Не академик, не проф е ссор;

Я просто русский мещан и н. («Моя родословная»)

(В нечётных строках - женские рифмы (клаузулы), в четных – мужские. Такой традиционный вариант чередования мужских и женских рифм наиболее гармоничен и близок традиционным «качелям» поэтической речи.)

 

2. – Вспомним различие рифм по расположению в строках, способы рифмовки:

а) Сижу за решеткой в темнице сырой а

Вскормленный в неволе орел молодой, а

Мой грустный товарищ, махая крылом, б

Кровавую пищу клюет под окном. б

(смежные (попарные) рифмы)

а
а
б
б

 

б) Во глубине сибирских руд а

Храните гордое терпенье, Б

Не пропадет ваш скробный труд а

И дум высокое стремленье Б

 

(перекрестная рифма)

а
Б
а
Б

 

 

в) … Текла в изгнанье жизнь моя, а

Влачил я с милыми разлуку. б

Но он мне царственную руку

Простёр – и с вами снова я. а

(кольцевая рифма)

а
Б
а
Б

(Вывод: если представить подобными схемами системы рифмовки, то воеобразные интонационно-смысловые «горки» помогут объяснить природу эмоционального воздействия того или иного стихотворения: параллельные линии – независимое развитие микротем, пересечение – «сцепление» мыслей, чувств, образов).

 

3. – Проанализируем отрывок из драматического произведения «Борис Годунов»

Клянусь тебе, что сердца моего

Ты вымучить одна могла признанье.

Клянусь тебе, что никогда, нигде,

Ни в пиршестве за чашею безумства,

Ни в дружестком, заветном разговоре,

Ни под ножом, ни в муках истязаний

Сих тяжких тайн не выдаст мой язык

- Учащиеся отмечают, что стихи не имеют рифмы. Вводится понятие белого стиха. Подчёркивается игра женских и мужских клаузул, создающая своеобразное хитросплетенье ритмов, а также прослеживается наличие стихотворного размера: (_ _') (_ _′) (_ _′) (_ _) (_ _')

(_ _') (_ _) (_ _') (_ _') (_ _')_ (пятистопный ямб)

 

Подготовленный ученик читает «Вновь я посетил» и представляет анализ поэтики одного из шедевров белого стиха.

Отмечается, что описание места былой ссылки из элегически грустного вырастает до космически глубокого рассуждения овзаимосвязи всего сущего и круговороте жизни.

Вывод: отсутствие рифмы при определённом ритмическом рисунке размера и клаузул делает стихи глубже по силе изречённой мысли (не отвлекают прелести созвучий), читать их хочется с соблюдением особой длительности, ощущая, как песком течёт сквозь пальцы время.

 

III. Строфа и строфическая организация стихов.

Strophe (греч.) - поворот,сочетание стихов, представляющее собой смысловое, синтаксическое и ритмико – интонационное целое и имеющее определенную систему рифмовки

(Учащиеся приводят примеры различной строфической организации стихов).

 

а) Гляжу, как безумный, на черную шаль,

И хладную душу терзает печать.

 

Когда легковерен и молод я был,

Младую гречанку я страстно любил

(двустишия)

 

б) … Тогда я демонов увидел черный рой,

Подобный издали ватаге муравьиной –

И бесы тешились проклятою игрой:

 

До свода адского качалася вершиной

Гора стеклянная, как Арарат остра –

И разлегалася над темною равниной.

(трехстишия, терцины)

 

в) Я помню чудное мгновенье

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты

(четверостишие, катрен)

 

г) В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой

И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать

(пятистишие)

 

д) Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам:

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам:

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.

(шестистишие)

Вывод: с «утяжелением» строф появляется больше микротем, их связи философичнее.

 

е) Четырехстоптанный ямб мне надоел:

Им пишет всякий. Мальчикам в забаву

Пора б его оставить. Я хотел

Давнвм -давно приняться за октаву.

И в самом деле: я бы совладел

С тройным созвучьем. Пущусь на славу!

Ведь рифмы запросто со сной живут:


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.017 сек.)