АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Искаженное развитие «я» как закономерный результат адаптации к школе

Читайте также:
  1. I. Возникновение в обществе социального государства является закономерным результатом
  2. II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
  3. III.Результати дослідження
  4. S: Установите соответствие между типом общества и экономическим развитием данного общества.
  5. VII. Человеческое развитие и массаж
  6. VIII. Шляхи, умови та очікувані результати реалізації Концепції формування позитивної мотивації на здоровий спосіб життя у дітей та молоді
  7. А) Изучение уровня речевой подготовки детей к школе.
  8. Адаптации ребенка к ДОУ
  9. Адаптация к изменению условий внешней среды. Вероятность адаптации.
  10. Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях
  11. Анализ отчета о финансовых результатах деятельности учреждений.
  12. Анализ реализации республиканской целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Бурятия на 2011-2016 годы»

Нормальный ход взросления — это когда подросток становится все более самостоятельным и учится быть ответственным за свои действия и поступки. Иначе говоря, на основе «я» маленького ребенка, неизбеж­но зависимого от взрослых, в благоприятной жизненной ситуации у ребенка, а затем у подростка, постепенно формируется самостоятель­ное «я» — он становится человеком, который способен сам принимать решения и следовать своим собственным целям и смысловым установ­кам.

Для школьников такой нормальный ход взросления возможен лишь в трех случаях, встречающихся не слишком часто. Во-первых, при по­стоянной психологической поддержке со стороны родителей или дру­гих членов семьи, которые помогают справиться с давлением школы. Во-вторых, в случае своевременной психологической помощи. И нако­нец, в-третьих, при большом везении, когда давление школы оказыва­ется не чрезмерно большим для данного ребенка (например, при соче­тании любящей детей учительницы с сильным типом нервной системы и хорошими способностями или при обучении в «мягкой» частной шко­ле). Но, к сожалению, везет далеко не всем.

В большинстве случаев ребенок, попадая в школе в ситуацию поч­ти постоянного психологического давления (эмоционального, властно­го и безличного) и не имея сил и средств конструктивно справиться с этой ситуацией, начинает так или иначе к ней приспосабливаться. В результате возникают «я» иных типов, которые довольно часто сохра­няются на всю последующую жизнь.

Прежде всего, это подавленное «я». Ребенок приучается не иметь или, по меньшей мере, никогда не проявлять и не выказывать своих же­ланий, предпочтений и чувств. Подавленное «я» существует в несколь­ких вариантах, чаще всего встречаются забитость (дети вроде Георгия и Кирилла) и послушание вплоть до саморазрушения (дети вроде Ма­ши). Формирование подавленного «я» представляет собой непосредст­венный результат проживания «тихого» кризиса без психологической поддержки. Кроме того, такой тип «я» может складываться и без сколь­ко-нибудь явно выраженного кризиса, просто в процессе адаптации к школе и к миру взрослых в целом. Умеренная степень подавленности, проявляющаяся в виде робости, нерешительности и неуверенности в себе, вообще является массовым явлением в нашем обществе.

Несколько более успешным вариантом развития можно признать формирование системного «я», т.е. выработку у ребенка готовности подчиняться «начальникам», различным правилам и инструкциям, а также самоутверждаться за счет «нижестоящих». Человек с системным «я» может удачно вписываться во многие социальные группы и органи­зации, однако при этом его ценностно-смысловые установки будут не­устойчивыми и всегда смогут быть заменены установками «начальни­ка», «партии» или «сильного». Школьники с такого типа «я» могут быть как «хорошими учениками» и «активом класса», так и, наоборот, двоеч­никами и членами примитивных групп.

Еще один вариант — формирование агрессивного «я», т.е. развитие постоянной готовности к агрессии по любому поводу и без него. Ребен­ка так много подавляют, и он так часто чувствует свою несостоятель­ность, что выплескивание агрессии вовне оказывается далеко не худ­шим выходом с точки зрения психического здоровья.

Одним из наиболее психологически успешных в ситуации постоян­ного давления, хотя часто и не слишком симпатичным, следует признать разумно-эгоистическое «я». В этом случае у ребенка вырабатыва­ется готовность подчиняться требованиям социального окружения, но лишь в качестве внешнего, «фасадного» слоя поведения, под кото­рым скрывается следование своим интересам и импульсам и стремле­ние к достижению своих личных целей. Это маленькие «приспособлен­цы», склонные поступать, как им выгоднее, готовые выполнить любые, даже бессмысленные с их точки зрения, требования, лишь бы их поско­рее оставили в покое. От самостоятельного «я» разумно-эгоистическое отличается прежде всего узостью ценностно-смысловой сферы и него­товностью брать на себя ответственность за свои поступки.


1 | 2 | 3 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)