АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИИ

Читайте также:
  1. A) Устойчивая система средств, методов и приемов общения тренера с спортсменами
  2. A.совокупность правил и приемов использования средств измерений, позволяющая решить измерительную задачу
  3. B) Распределению бюджетных средств
  4. B. на процессе сбора, передачи и хранения информации
  5. C) в тексте нет информации
  6. C.) При кодировании текстовой информации в кодах ASCII двоичный код каждого символа в памяти ПК занимает
  7. CMS, редактирование информации
  8. D) Этап ранних стартов или развитию собственно спортивной формы, этап непосредственной подготовки к главному старту
  9. D) Этап ранних стартов или развитию собственно спортивной формы, этап непосредственной подготовки к главному старту
  10. F. моделирование потока собственных оборотных средств
  11. File — единственный объект в java.io, который работает непосредственно с дисковыми файлами.
  12. I. Противотуберкулезные средства.

С.О.ПРОКОФЬЕВ

Об отношении к Рудольфу Штайнеру

Мистерия закладки Камня Основы

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ОБ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ПОДОСНОВАХ

ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИИ

 

«Подприрода должна быть понята как таковая».

Рудольф Штайнер, март 1925 года111

Вводное замечание

 

Читатель этой книги, возможно, спросит себя, какое отношение это приложение имеет к представленной здесь теме. Ответ на этот вопрос содержится в последней главе этой книги, где указано на то, как поиск духовной связи с Рудольфом Штайнером, а также с его важнейшим эзотерическим деянием на Земле — Рождественским собранием как закладкой Камня Основы для Антропософского общества — может стать духовным средством для создания необходимого противовеса компьютерным технологиям и Интернету, а также публикации эзотерических текстов Рудольфа Штайнера в электронной форме.

 

Эзотерическая сущность Интернета

 

Сущность Интернета эзотерически лучше всего можно понять из лекции, прочитанной Рудольфом Штайнером 13 мая 1921 года в Дорнахе112. В ней он описывает, как дальнейшее развитие абстрактного современного интеллекта — который, по сути, может действовать лишь «автоматически» и сам по себе имеет «только тенеподобный» характер, посредством которого можно понять лишь минеральное как таковое и никогда живое, не говоря уж о душевном или духовном — постепенно породит своего рода новое природное царство. Это призрачное природное царство образуется между минеральным и растительным царствами и оживёт после нового соединения Луны с Землёй в VII-VIII тысячелетии.

 

Имагинация паутины

 

Почти ужасает, насколько точно и в соответствии с сегодняшней ситуацией в мире Рудольф Штайнер описал это призрачное царство: «И из Земли произрастёт страшная порода существ, стоящих по своему характеру между минеральным и растительным царствами как автоматоподобные существа с изобилующим рассудком, с интенсивным рассудком. Благодаря этому движению, которое распространится по всей Земле, Земля будет покрыта, как сетью, паутиной ужасных пауков, пауков обладающих огромной мудростью, но не поднимающихся в своей организации даже до растительного бытия, ужасных пауков, которые будут запутываться друг в друге, которые в своих внешних движениях будут имитировать всё то, что люди измышляют своим тенеподобным интеллектом, не позволяющим импульсировать себя тем, что должно прийти через новую имагинацию, вообще через духовную науку. Всё то, что люди мыслят как нереальные мысли, обретёт действительное существование. Земля будет покрыта... страшными минерально-растительными пауками, которые разумно, но ужасно злобно сплетаются друг с другом. И человеку... придётся соединить своё существо с этими ужасными минерально-растительными паукообразными животными»113. Эти паукообразные животные будут тогда иметь ярко выраженный ариманический характер.

 

Когда сегодня, в эпоху связанности всего мира посредством компьютеров и Интернета, читаешь эти пророческие слова духовного исследователя, то поражаешься, как быстро это пророчество начало становиться на Земле действительностью. Это подобно тому, как если бы Рудольф Штайнер увидел своим духовным взором сегодняшний Интернет с той стороны Порога и совершенно точно его описал, при этом, недвусмысленно предупреждая людей, что в не очень отдалённом времени, с новым соединением Луны и Земли, вся эта интернет-компьютерная паутина и вообще всё то, что связано с развитием искусственного интеллекта, внезапно оживёт, и человеку «придётся соединить своё существо с этими ужасными минерально-растительными паукообразными животными».

 

Если учесть, как много людей, прежде всего молодёжи, являются уже по-настоящему зависимыми от компьютера и проводят очень много времени перед монитором, не имея достаточно воли, чтобы затем также отделиться от него, можно представить себе, насколько бесконечно большей будет зависимость от этого паукообразного царства, когда в будущем вся эта паутина оживёт. Тогда у человека едва ли будет шанс, затем снова от неё освободиться. Ужасающий образ насекомого в сети паутины большого и жадного паука, тщетно пытающегося освободиться, даёт соответствующее представление об этом будущем человечества. И совершенно особой задачей будет — посредством белой магии освободить таких людей от их связи с этими существами.

 

Намеренно созданные

 

Далее в упомянутой лекции Рудольф Штайнер указывает также на то, что в человечестве существуют определённые оккультные круги, прекрасно знающие об этой угрожающей человечеству опасности и желающие сознательно способствовать ей посредством намеренного утаивания. «Ибо существуют и такие [люди], которые являются совершенно сознательными союзниками опутывания паутиной бытия земных людей»114.

 

Если принять всерьёз эти слова Рудольфа Штайнера, тогда не возникает сомнения, что именно эти оккультные круги, которым известна описанная выше тайна, и которые, однако, как раз хотят подтолкнуть человечество в этом пагубном направлении, нашли для Интернета, как для подходящего средства для достижения этого будущего, подходящее название и, словно тайный код, распространяют: www — w orld w ide w eb (мировая паутина).

 

На мой взгляд, эти оккультные круги относятся к тем тайным братствам англоязычного Запада, о которых — как и об их оккультно-политических целях — Рудольф Штайнер так много рассказывал в своих лекциях во время Первой мировой войны115. При этом, однако, не имеется в виду, что те, кто дал это название Интернету, сами должны принадлежать к этим оккультным кругам. Такие люди являются более или менее второстепенными персонажами, которых только используют, не заботясь о том, чтобы они вообще что-либо об этом знали. Можно также спросить себя, не из того же ли самого источника в мир могли прийти ещё некоторые другие названия, как, например, гостиничная сеть в Германии под названием «Зорат» (её самая большая гостиница находится в центре Берлина), или распространённые по всему миру спутниковые антенны, на «тарелках» которых большими буквами написано имя «SatAn»; или в компьютерных системах всё больше встречаются демонические образы и слова: например, в интернет-браузере «Мозилла» («Mozilla» ) голова красного дракона116 и многое другое.

 

В заключение процитированной лекции Рудольф Штайнер упоминает ещё, словно он предвидел позднейшие возражения некоторых антропософов по поводу этого факта: «Люди хотели бы закрыть глаза на эти вещи, хотели бы сказать: «Ну, вещи ведь не несут такого смысла». Но знаки как раз всецело налицо, и эти знаки должны быть поняты людьми»117. И к таким знакам, которые должны быть сегодня ясно увидены и обязательно поняты, в первую очередь, антропософами, относится ещё следующее.

 

Число зверя

 

Согласно оккультному учению Каббалы, все древнееврейские буквы имеют свои числовые соответствия. Рудольф Штайнер подробно говорит об этом в 11-й лекции своего цикла об Апокалипсисе, где речь идёт о расшифровке имени солнечного демона — «Зорат»118. В этой связи он указывает на то, что числовым эквивалентом буквы «w» (по-древнееврейски «waw») является «6». Из этого следует, что оккультным значением «www» является «666» — имя зверя из бездны, о котором в Апокалипсисе таинственно говорится: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть»119. Указание на «число человеческое» означает здесь, что зверь, сам не обладающий человеческой природой, будет использовать нечто, происходящее от человека, для своей атаки на человечество. И сюда, на мой взгляд, относится также интернет и вообще всё, имеющее отношение к искусственному интеллекту.

 

Отсюда следует, что намерения упомянутых оккультных кругов связаны не просто с духовным опутыванием человечества паутиной, но и с тем, чтобы, в конце концов, поставить на службу Зорату всё это предприятие. А поскольку последний является абсолютным противником принципа «Я», опутывание человечества паутиной в ставшем живым искусственном интеллекте неизбежно должно привести к постепенной утрате «Я».

 

Связать с подприродой

 

Всё яснее видно, что цифровую промышленность развивают именно в этом направлении. В наше время компьютеры производят на основе таких чипов, в которых в качестве носителя информации, или запоминающего устройства, используется, прежде всего, электричество. Но на пороге стоит уже новое поколение чипов. В них не только электричество, но и свет используется как носитель информации. Благодаря этому чип такого же размера сможет содержать в тысячу раз больше единиц информации. Но это ещё не вершина такого развития, потому что уже существуют фирмы, работающие над тем, чтобы чип будущего в качестве носителя информации имел уже не свет, но микробиологические элементы. Эти новые «биологические чипы» будут нести в себе бесконечно больше единиц информации, чем «световые чипы». При этом эти «био-чипы», благодаря их насыщенности электричеством, будут с самого начала прочно связаны с подприродой. Таким образом, всё развитие недвусмысленно движется в направлении приведенной выше имагинации Рудольфа Штайнера опутывающей Землю и затем оживающей паутины.

 

Электронное сжатие

 

Нечто подобное, хотя и в иной форме, происходит с CD (Compact Disc), DVD (Digital Versatile Disc) или с внешним дисковым накопителем HDD (Hard Disc Drive). Для того чтобы понять, о чём здесь, собственно, идёт речь, нужно принять во внимание, что, когда находившаяся прежде под управлением Михаила космическая интеллигенция спустилась с Солнца на Землю и стала там человеческой интелллигенцией120, она прошла через мощный процесс стягивания или сужения. Эта интеллигенция, в зависимости от того, насколько она не захвачена в человеке Ариманом, после смерти человека при расширении его эфирного тела в Космосе «естественным образом» всегда вновь становится свободной, то есть происходит процесс, противоположный процессу сжатия. Только при прохождении современного пути посвящения, включающего в себя развитие живого мышления, это обратное распространение мыслей в духовном мире может стать действенным ещё во время земной жизни, когда может произойти сознательное соединение человека с Космосом, а там — с самим Михаилом.

 

Этому противодействуют, особенно после 1998 (3х666) года, служащие Зорату ариманические власти121. Потому что Ариман хотел бы, используя для этого силы подприроды, пронизать михаилическую интеллигенцию созданным им искусственным интеллектом, содержащимся, среди прочего, в оцифровке существа мысли. Для него это один из путей, посредством которого он хочет получить в свою власть ставшую земной михаилическую интеллигенцию. На начальном этапе это ему уже однажды удалось благодаря фиксации человеческих мыслей посредством книгопечатания, но сейчас он продвинулся ещё гораздо дальше благодаря оцифровке. «Ибо чего хочет достичь Ариман в отношении Михаила посредством книгопечатания? Он хочет — вы видите, как это сегодня произрастает повсюду — захвата интеллигенции, того захвата интеллигенции, который он с особенной силой желает осуществить повсюду, где для этого имеются благоприятные условия»122. А такие благоприятные условия Ариман находит сегодня, прежде всего, в мире компьютерной и цифровой промышленности.

 

Антропософские содержания

 

В оцифровке трудов Рудольфа Штайнера, этого самого большого собрания сочинений из существующих на Земле, рукой подать до процесса «сжатия» в ариманическом смысле. Это полное собрание сочинений содержит сегодня около 350 томов; чтобы сохранить его на обычном CD, понадобилось бы очень много дисков. Благодаря же технологии DVD можно ужать все 350 томов только до двух-трёх. А на HDD рядом со всеми томами остаётся ещё достаточно места для всего художественного наследия. Если хоть немного развить в себе ощущение спиритуальной стороны вещей, тогда при одном только размышлении обо всём этом можно почувствовать почти физическую боль.

 

В то же время эта фиксация и это сжатие духовного содержания, в противоположность книгопечатанию — которое, хотя уже также несёт на себе печать ариманического, однако, благодаря тому, как оно было изначально изобретено, использовалось и используется, до определённой степени остаётся связанным с природным миром, — достигаются благодаря тому, что посредством CD, DVD и компьютера всё ещё глубже проваливается в подприроду. Там же ариманические власти обладают чрезвычайным могуществом, благодаря которому они в ближайшем будущем принесут ещё больше технических «чудес», чем это было до сих пор.

 

Нельзя подпадать при этом иллюзии, что можно таким же образом «облагородить» Интернет или CD/DVD, как Рудольф Штайнер говорил об этом в связи с книгопечатанием. Потому что в царстве подприроды препятствия значительно больше. Одна из причин заключается в том, что главное условие, которое Рудольф Штайнер сообщает в связи с облагораживанием книгопечатания, в данном случае почти невозможно исполнить: «Мы должны облагородить книгопечатание посредством священного настроя по отношению к тому, что живёт в михаилической мудрости!»123 В случае Интернета, DVD или HDD, напротив, содержание только низводится на уровень простой абстрактной информации, которая к тому же полностью разорвана на куски (здесь тотчас возникает образ Тифона, разрывающего на куски Озириса), и тем самым распространяется среди людей таким образом, по отношению к которому «священный настрой» с самого начала практически невозможен.

 

«Иллюзия двойственного числа

 

Если посмотреть с этой точки зрения на сами компьютерные технологии, то есть на то, как в них обрабатывается и сохраняется информация, мы обнаружим, что там всё построено на двоичности («нуль» или «один», «да» или «нет», «правильно» или «неправильно»), которая затем может бесконечно размножаться чисто количественно, благодаря бесконечному повторению в различных комбинациях. Этот принцип, составляющий основу компьютерных технологий, Рудольф Штайнер называл «иллюзией двойственного числа»124. С этим также напрямую связана та сила в развитии человечества, которая в наше время сильней всего борется против импульса Михаила, связанного с числом три. «Ведь в это новейшее сознание человечества закралась иллюзия двойственного числа, и была скрыта истина о числе три»125. А затем Рудольф Штайнер описывает дальше, как всё, что приходит из инспираций Михаила, всегда троично: будь то трёхчленность социального организма, триада образов в Скульптурной группе Рудольфа Штайнера, части Медитации Камня Основы и многое другое.

 

Здесь Антропософское общество и, прежде всего, Высшая Школа имеют совершенно особую задачу: ариманическому принципу двоичности, получившему всемирное распространение, прежде всего, благодаря компьютерным технологиям, сознательно противопоставить михаилический принцип троичности как важнейший конструктивный элемент будущей спиритуальной культуры и осуществлять его во всех областях человеческой жизни и деятельности.

 

Инкарнация Аримана

 

По поводу двойственного числа Рудольф Штайнер говорит дальше в той же лекции: «Всё то, что действует в этой иллюзии, по сути, является результатом ариманического влияния, о котором я вам уже говорил»126. Из этого следует, что вся компьютерная и интернет-промышленность является сегодня действенным средством, чтобы подготовить предстоящую инкарнацию Аримана или поскорей создать наиболее благоприятные условия для развития его земной деятельности. Потому что сотканная по всей Земле благодаря Интернету сеть ариманических паукообразных существ с самого начала будет находиться в прямом родстве с грядущим, в физическом теле, Ариманом, будет особенно успешно ему служить и предложит ему уже упомянутые благоприятные возможности для деятельности.

Уже сегодня в Интернете можно найти самые низкие и клеветнические нападки на самого Рудольфа Штайнера, Антропософию, Вальдорфские школы и другие антропософские учреждения и дочерние движения. И это всемирное распространение, и вредное воздействие несравнимы с прежним воздействием посредством книгопечатания. Не возникает никакого сомнения, что в ближайшем будущем оно будет ещё только усиливаться, прежде всего, с появлением полного собрания сочинений в Интернете и на HDD, потому что тогда полное собрание сочинений Рудольфа Штайнера будет доступно без всякого труда, непосредственно и быстро помогая «обнаружить» якобы «уязвимые места».

 

Обращение с компьютером

 

Сказанное, однако, не означает, что нужно избегать или вообще не пользоваться компьютером или Интернетом. Они являются частью нашей современной цивилизации и относятся всё же к величайшим ариманическим искушениям, которые подступают сегодня к человечеству, а в будущем будут подступать ещё сильнее.

 

Решающим, как и в случае многих других подобных проблем, перед которыми нас ставит современная цивилизация, является только то, владеет ли человек вещами (в данном случае, компьютером и Интернетом), или эти вещи овладеют человеком. Последнее происходит тем легче, чем больше человек склонен не принимать особо всерьёз сообщённое Рудольфом Штайнером или даже игнорировать это и, вследствие этого, самому больше уже не замечать, что он в действительности делает в этой сфере. Если он хочет сохранить свою автономность по отношению к компьютерным технологиям, тогда человек должен совершенно чётко различать, что является здесь чисто технической помощью, необходимой для его работы, а где он переходит границу, за которой, поначалу часто незаметно, начинает брать верх ариманический соблазн. В последнем случае человек подвергается опасности: всё больше — и в большинстве случаев бессознательно — становиться орудием для осуществления чуждых ему целей, так что он сам постепенно «соскальзывает» в подприроду127.

 

Чтение в астральном свете

 

В лекции 13 января 1924 года (GA № 233а) Рудольф Штайнер перечисляет важнейшие антимихаилические импульсы современности: всё, что связано с наследованием, все формы национализма, механическое мышление одними только словами и, наконец, обращение с письмом. Прежде всего, последнее, может особенно эффективно препятствовать тому, чтобы человек поднялся к чтению в астральном свете и тем самым приблизился к Михаилу. Поэтому здесь Рудольф Штайнер упоминает, что в определённых розенкрейцерских школах письмо преподавалось детям только после 14-15 года жизни, чтобы тем самым не повредить их высшим духовным способностям. По той же причине в Вальдорфских школах начинают с рисования букв, прежде чем приступить к письму.

 

Первый шаг в этом антимихаилическом направлении был сделан в книгопечатании, инспирируемом в его ариманических тенденциях непосредственно действующей против Михаила подземной «ариманической противо-школой»: «Хотя в книгопечатании и нужно видеть духовную силу, но именно духовную силу, которая была противопоставлена Ариманом Михаилу»128.

 

В современном мире уже можно заметить, что эти ариманические тенденции находят своё дальнейшее продолжение и даже достигают определённой кульминации в современной, цифровой форме книгопечатания, чтобы значительно эффективней преследовать свою цель: лишить человека способности читать в астральном свете, позволяющей таким образом встретить в духовном мире Михаила.

 

Новые имагинации

 

То, что Интернет в духовном мире не только полярно противоположен сфере Михаила, но является также её ариманической противоположностью, вытекает из описания Рудольфом Штайнером сущности космической интеллигенции: «Интеллигенция есть взаимный образ действия Высших Иерархий. Что они делают, как они ведут себя по отношению друг к другу, чем они являются друг для друга — это космическая интеллигенция»129. На подобную функцию, но теперь уже среди людей на Земле, сегодня всё больше претендует Интернет. Здесь чисто ариманическим образом создаётся всемирная сеть, благодаря которой наибольшее возможное число людей являются связанными друг с другом, но таким образом, что из-за этого всё человечество становится всё более отрезанным от Космоса и Иерархий и опутанным тем, что было описано выше как ариманическая паутина.

 

Михаилическая интеллигенция пришла из духовного мира на Землю, чтобы сделать для людей возможным достижение свободы в познании. В электронных же средствах информации искусственно создаётся абсолютная противоположность михаилической интеллигенции — интеллигенция чисто ариманического происхождения. Вследствие этого человечество всё больше отрывается от возможности достичь истинного духовного мира при помощи своего мышления. И тогда этот разрыв всё увеличивается, «человеческий интеллект [также и в антропософском контексте] становится всё более и более тенеподобным»130. Прежде всего, после начала всемирного введения компьютерных технологий этот процесс чрезвычайно ускорился. Для того чтобы ему противодействовать, необходимо в сегодняшние «тенеподобные рассудочные понятия» и «тенеподобные интеллектуальные представления» воспринять «новые имагинации» духовной науки131. При сжатии антропософского содержания на DVD или HDD живые имагинации Антропософии вместо этого будут, однако, как чисто интеллектуальная «информация» заключены в мировой паутине, как в оккультной тюрьме.

 

Особенность текстов эзотерического Класса

 

Исходя из описанного выше положения вещей, можно пережить публикацию текстов Класса на HDD (включая ритуальные и другие эзотерические тексты Рудольфа Штайнера) как нечто чрезвычайно трагичное. Потому что Рудольф Штайнер с особенной силой подчёркивает принципиальную разницу между этими содержаниями и другими его духовнонаучными лекциями. Последние даны людям в мыслительной или идейной форме, и поэтому с самого начала как бы окружены защитной оболочкой. (Поэтому после Рождественского собрания Рудольф Штайнер мог решиться на совершенно открытую их публикацию). С содержанием же текстов Класса дело обстоит совсем по-другому. В них мы имеем субстанцию, исходящую непосредственно от самого Михаила (из его сверхчувственной михаилической Школы) и тем самым сохраняющую свою первоначальную форму имагинаций, что требует совершенно иного обращения.

 

На эту основополагающую черту содержания текстов Класса Рудольф Штайнер указывает в следующих словах: «Поэтому, в общем, человек должен будет сначала знакомиться с духовным миром в форме идей. Так лелеется духовная наука во Всеобщем Антропософском обществе. Но будут люди, которые захотят быть причастными к представлениям духовного мира, восходящим от формы идей к таким способам выражения, которые заимствованы из самого духовного мира... Для таких людей будут предназначены три Класса «Школы». Тогда работа будет достигать всё более и более высокой степени эзотерики. «Школа» будет вести своих членов вверх, к областям духовного мира, которые могут открываться не только посредством идей. Здесь возникает необходимость найти средства выражения для имагинаций, инспираций и интуиций»132. В соответствии с этим, обращение с содержанием Класса должно существенно отличаться от обращения с другими лекциями Рудольфа Штайнера. По этой причине, дав разрешение на свободную публикацию своих лекций, он тем более остро подчёркивал необходимость этого совершенно иного отношения к содержаниям Класса.

Опасности и задачи

 

В одной частной беседе Рудольф Штайнер указал однажды на величайшую опасность, угрожающую в будущем Антропософии: её возрастающую интеллектуализацию, из-за которой она передаётся Ариману, владыке смерти133. Публикация произведений Рудольфа Штайнера в Интернете и на HDD несёт в себе повышенную опасность, что тем самым делается следующий шаг, содействующий интеллектуализации и раздиранию Антропософии на куски. Вот почему этому процессу должно быть особенно мощно противопоставлено усиление эзотерической работы, а также тщательное и избегающее какой бы то ни было интеллектуализации изучение текстов Рудольфа Штайнера. Он сам ожидал от своих учеников такого обращения с его произведениями: не при помощи абстрактного и становящегося всё более тенеподобным интеллекта, а благодаря «сердцам», которые «начинают обладать мыслями»134 в михаилическом смысле, чтобы тем самым достичь возможности подняться к истинным имагинациям.

 

Только так в самом человеке возникнет пространство, в котором антропософская мудрость будет защищена от Зората и служащих ему ариманических сил, чтобы иметь возможность продолжать жить в человечестве. Такая забота об Антропософии может стать первоочередной задачей всех групп Антропософского общества.

 

Немного спустя, как бы обобщая тему окутывающей Землю паутины, Рудольф Штайнер в одной из лекций снова возвращается к ней и помещает её в прямую взаимосвязь с намерениями Аримана в отношении земной эволюции. «Таков идеал, которого хотел бы достичь Ариман: уничтожить человеческую индивидуальность, чтобы, исходя из силы человеческого мышления, преобразовать Землю в паутину огромных мыслительных пауков, но реальных пауков» (GA № 205, 28.6.1921). Тем самым выражено совершенно ясно, что здесь, в конце концов, речь идёт об уничтожении «Я», образующего ядро человеческой индивидуальности.

 

И далее Рудольф Штайнер указывает на действенное средство, при помощи которого человек может помешать этим замыслам Аримана и, вследствие этого, может также создать решительный противовес всемирному распространению электронных средств информации. Речь идёт о достигаемой на пути внутреннего развития сознательной связи с Христом, позволяющей узнать в Нём то Существо, которое состоит в сущностном родстве с истинным «Я» человека и поэтому может быть найдено также и в нём. Рудольф Штайнер приводит в этом месте слова Павла, осуществление которых становится непременным условием в борьбе человека против будущей паутины. «Такова ариманическая цель, достижение которой можно будет предотвратить только благодаря тому, что человек действительно проникнется словом Духа: «Не я, но Христос во мне», когда в нём оживёт истинное «Я», бессмертное “Я”» (там же). Тем самым человек создаёт в себе непоколебимую внутреннюю основу, чтобы оказать сопротивление не только ариманическим властям, но и самому Зорату. Тогда действует не только человек, но Христос в нём и вместе с ним.

 

Перспективу этого противостояния, которое займёт ещё всё будущее время земного развития, Рудольф Штайнер обрисовывает, упоминая о Небесном Иерусалиме, где содержатся силы, которые поведут человечество при переходе от Земли к Юпитеру, в то время как сама Земля всё больше будет превращаться в труп. Рудольф Штайнер завершает эту тему, проникновенно указывая на понимание этих вещей, а также на то, что им противится: «большая, ужасная страсть к абстракции», которая сегодня «проходит через мир» и «всецело приспособлена к тому, чтобы развивать дальше силы упадка» (там же). Эта «страсть к абстракции» развивается сегодня чрезвычайно сильно, в первую очередь, благодаря электронным средствам информации.

 

Этому Рудольф Штайнер противопоставляет самую главную задачу Антропософского общества: духовнонаучно понять ситуацию, в которой оказалось человечество, мужественно взглянуть ей в глаза и сознательно взяться за средства противодействия, которые в нашу эпоху эфирного Пришествия Христа и так уже связаны с главной задачей Антропософии в мире.

 

Необходимый противовес

 

Победное шествие компьютерных технологий через человечество принимает сегодня действительно захватывающие дух масштабы. Благодаря возрастающей компьютеризации это развитие продвигается вперёд также через Китай, Индию и Южную Америку, от вершины к вершине. При этом компьютер всё больше заменяет людям кинотеатры (а также видео) и телевизор. И многое указывает на то, что оснащённый световыми, а потом и био-чипами (см. более подробно начало этой главы) компьютер будет всё больше вытеснять и, наконец, окончательно заменит другие средства информации.

 

В этом смысле следующие слова Рудольфа Штайнера, которые тогда, в первую очередь, касались фильмов и кинотеатров, в более широком смысле должны быть сегодня непременно отнесены также и к компьютерным технологиям: «Многие явления современной культурной жизни действуют разрушительно, например, особенно световые изображения [кинофильмы], всецело вредные для астрального тела. Световые картины также возбуждают чувственность». И сразу же после этого Рудольф Штайнер указывает на то, что может здесь помочь человеку: истинное, инспирированное из духовного мира искусство и духовная наука, способная оказать ему необходимую внутреннюю поддержку также и при наводнении электронных средств информации. «Настоящее искусство может сделать то, что приходит из высших миров, ощутимым для блага людей. В духовнонаучном мировоззрении мы работаем в союзе со сверхчувственными силами. Ничто не даёт нам надёжной точки опоры во внутреннем, кроме духопознания... Однако только благодаря собственной внутренней деятельности в пробуждённом внутреннем существе душа может найти надёжную точку опоры. Духовнонаучный настрой оказывает людям поддержку и делает их удовлетворёнными, потому что они имеют внутреннюю опору в собственном внутреннем существе благодаря тому, что им даёт духовная наука, необходимая душе так же, как телу – хлеб насущный» (GA № 130, 29.1.1911).

 

Материализм, чрезвычайно поощряемый всемирным распространением компьютерных технологий, шествует вместе с созданием «виртуальной реальности», в которой человек, чтобы защитить себя от окружающего материализма — не сознавая этого, — охотно хотел бы найти себе убежище. Так он проводит всё больше времени в тенеподобном мире безграничных грёз, чтобы сбежать от всех мучающих его проблем и вопросов. Следствием этого, однако, является то, что в человеке будут постепенно проявляться дичайшие влечения. На эту опасность указывает Рудольф Штайнер: «Это возрастает от опьянённого грёзами человека до дикой склонности к преступлениям, потому что противники Архаев действуют таким образом в чувственном мире» (там же). Это действие ариманических существ, которые сопротивляются сегодня михаилическому Духу Времени и используют для этого все возможные средства. А к ним в наше время, прежде всего, относятся компьютер и Интернет.

 

Однако этому развитию ни в коем случае нельзя ни препятствовать, ни избегать его. «Каждый человек должен ощутить своё место в мире, должен пережить нечто от того, что охарактеризованным образом врывается в человечество. Иначе нестойкость, неуверенность, потеря равновесия станут всеобщими. Люди, колеблющиеся между грёзами и материализмом, нигде не находят себя по-настоящему» (там же). Поэтому речь идёт не о том — и это должно быть здесь ещё раз подчёркнуто со всей отчётливостью, — чтобы пугать компьютерными и интернет-технологиями, или избегать их. Речь идёт, в первую очередь, скорее о том, чтобы не впадать по отношению к техническим возможностям, исходящим от Интернета и компьютера, ни в эйфорию, ни в фанатизм, которые могут превратиться в самую настоящую манию, но создать для необходимого в материальном плане соответствующий противовес в духе135.

 

Здесь должно быть, прежде всего, указано на три негативных последствия более широкого применения компьютерных технологий (также в качестве генератора «световых картин»):

— пассивность мышления,

— разрушение имагинативных способностей и

— ослабление воли.

 

Все три качества имеют явно выраженный антимихаилический характер. Это можно ясно увидеть из следующего. Итак, Михаил как «огненный князь мыслей Вселенной» (GA № 26, с. 62) ждёт, чтобы люди использовали предоставленную в их свободное распоряжение интеллигенцию для активного постижения духовного мира, чтобы благодаря этому достигалась сознательная связь с Михаилом и с его духовной сферой.

Михаил также прямо причастен к тому, что, начиная с нашего времени, «сила имагинации входит во всеобщее интеллектуальное сознание человечества» (там же, с. 215). Потому что к важнейшим задачам оставшихся столетий пятой постатлантической эпохи принадлежит решающий шаг к сознательному постижению имагинаций, посредством которых человечество может сознательно вступить в духовное царство, в котором сегодня странствует эфирный Христос.

 

Так же и в отношении человеческой воли Михаил должен совершить сегодня значительное деяние: «Задача Михаила — вновь привести человека на путях воли туда, откуда он исшёл, когда на путях мышления спустился со своим земным сознанием от сверхчувственного переживания к чувственному» (GA № 26, положение 105). Иными словами: Михаил хотел бы привести сегодня человечество на путях воли, где речь идёт, прежде всего, о воле в мышлении, от чувственного опять к переживанию сверхчувственного в новой, сознательной форме.

 

Из сказанного следует, что три вида ослабления внутреннего существа человека, выступающие как следствие преобладающей работы с электронными средствами информации, носят резко выраженный антимихаилический характер. Поэтому решительно важно, исходя из духовной науки, берущей своё начало от самого Михаила, противопоставить им соответствующие духовные средства, чтобы отразить описанную ариманическую атаку на человека из сферы подприроды. «В духовной науке создаётся сегодня другая сфера, в которой ариманическое совершенно отсутствует. И именно благодаря познавательному принятию той духовности, к которой ариманические власти не имеют доступа, человек укрепляется, чтобы выступить в мире навстречу Ариману» (GA № 26, положение «От природы к подприроде», курсив Рудольфа Штайнера).

Широко распространившейся пассивности мышления должно быть противопоставлено интенсивное изучение духовной науки, которому отдаются с величайшей серьёзностью и в смысле первой ступени современного посвящения. «Человек должен привыкнуть к тому, чтобы размышлять о мировых взаимосвязях с великих, бессамостных точек зрения. Лучшим путём к этому, если, будучи простым человеком, хотят пройти этой розенкрейцерской тропой, является изучение самых простых указаний духовной науки... Тогда занятие этими истинами как раз очищает мышление и дисциплинирует его таким образом, что человек становится зрелым для других вещей, ведущих к оккультной тропе» (GA № 96, 20.10.1906). Прежде всего, Рудольф Штайнер указывает в этой связи на энергичное изучение его книг «Истина и наука» и «Философия свободы» и характеризует занятие ими как «духовную и душевную гимнастику» в мышлении. Так духовная наука может дать человеку в руки верное средство, чтобы преодолеть пассивность мышления как болезнь цивилизации.

 

Из-за электронных средств информации сегодня, бессознательно для большинства людей, возрастает связь человеческого мышления с силами подприроды, что делает ещё более необходимой сознательную ориентацию сил мышления на сверхприроду, то есть на содержание духовного мира. Это может быть осуществлено благодаря серьёзным занятиям духовной наукой.

 

Подобным же образом происходит это и с сущностью имагинативного. Так убивающим имагинативную силу души «световым картинам» (кино) можно эффективно противодействовать, прежде всего, посредством «настоящего искусства», черпающего свои импульсы из высших миров. Но для этого необходимо, чтобы человек поднялся в своём развитии к истинному мышлению сердцем. Потому что, в противоположность голове, человеческое сердце мыслит в имагинациях, способных затем развить социально созидающую деятельность, что позволит постепенно преодолеть также вызванное компьютерными технологиями разобщение и отчуждение людей.

 

Здесь нужно особенно подчеркнуть, что в этой связи речь идёт не об искусстве вообще и не о любых формах искусства, но только о тех методах, которые могут привести к оживлению и активизации человеческого эфирного тела. Сюда, прежде всего, относится настоящая эвритмия, истинное искусство речи и коренящаяся в эфирном переживании художественная работа с цветом. Поскольку сегодня даже эти искусства частично уже утратили связь с оживляющими эфирными силами, также и в них должна быть проведена строгая дифференциация по этому критерию.

 

Также и гётеанистическое рассмотрение природных феноменов, таящее в себе мощные силы, способствующие имагинации, является действенным средством для эффективного противодействия разрушению имагинативных способностей посредством электронных средств информации.

 

Укажем здесь ещё раз на уже упоминавшееся принципиальное различие между отображающейся на экране страницей текста и напечатанной книгой. Поскольку последняя как конечный продукт принадлежит ещё природному миру и поэтому может быть оформлена намного более художественно, для читателя возникает принципиальная возможность благодаря этому оформлению нести навстречу содержаниям книги соответствующий настрой. Эта возможность, однако, полностью исчезает при электронной передаче текста, потому что здесь речь идёт только о сфере голой «информации».

 

Также и ослаблению воли, в нашу эпоху уже давно являющемуся всеобъемлющим явлением цивилизации, ещё сильней способствует многочасовое сидение у экрана. Наличествующая здесь проблема, прежде всего, заключается в опасности, что человек с ослабленной волей становится намного легче управляемым такими оккультными кругами, о которых упоминалось выше. По этим значительным, не осознаваемым им причинам, он тогда посредством электронных средств информации тем легче используется для их проблематичных целей. Этой серьёзной опасности может быть противопоставлено только решение медитировать, о котором Рудольф Штайнер говорил вообще как о самом свободном деянии человека, ведущем затем, как следствие, к энергичной и серьёзной медитативной жизни. Также и работа с так называемыми сопутствующими упражнениями может быть в этой связи большой помощью136.

Уже давно пора найти в себе мужество, чтобы познать на основе духовной науки, что как изобретённое в своё время книгопечатание, так и сегодняшние электронные средства информации являются мощнейшим направленным против Михаила оружием. Только первое было создано ещё из сил природы, последнее же — из сил подприроды.

 

Это противостояние электронных средств информации и импульса Михаила становится очевидным благодаря двум следующим примерам. Так Рудольф Штайнер говорит о Михаиле: «Он освобождает мысли из области головы; он освобождает им путь к сердцу» (GA № 26, с. 62). Но нечто совершенно противоположное происходит с электронными средствами информации, из-за них сущность мысли прочно цементируется в области головы. Вследствие этого, возникает опасность, что силы сердца всё больше будут становиться мишенью для импульсов, поднимающихся из низших инстинктивных и страстных областей человеческого существа. Тогда дракону будет открыт путь к сердцу из бессознательных областей человеческой воли, связанных с метаболической системой. В лекции 27 сентября 1923 года Рудольф Штайнер подробно описывает, как этому может сегодня противодействовать сила Михаила (GA № 223). Но действие этих михаилических сил в человеке возможно только тогда, когда, прежде всего, ослепление от якобы безграничных возможностей электронных средств информации сможет смениться настоящим воодушевлением по отношению к медитативным занятиям духовными содержаниями.

 

Второй пример связан со следующими словами Рудольфа Штайнера: «Миссия Михаила состоит в том, чтобы привнести в человеческие эфирные тела силы, благодаря которым мысле-тени вновь обретут жизнь; тогда перед оживлёнными мыслями склонятся души и духи сверхчувственных миров» (GA № 26, с. 80; курсив Рудольфа Штайнера). Также и из этих слов с полной очевидностью следует, насколько сущность электронных средств информации противодействует этой миссии Михаила. Потому что посредством этих средств информации человеческие мысли словно бы консервируются в своём тенеподобном состоянии и как бы попадают в тюрьму виртуальной реальности. Тем труднее будет затем оживить их и привести в сознательную связь с добрыми существами духовного мира.

 

Изучение духовной науки, занятия настоящим искусством и активная медитативная жизнь в михаилическом смысле могут быть при обусловленной цивилизацией и потому неизбежной работе с электронными средствами информации эффективным противоядием, позволяющим не только не прерывать связь с Михаилом, но даже внести его импульсы в описанные области подприроды.

Иными словами, речь не идёт о том, чтобы пассивно отдаться мощному искушению, связанному с электронными средствами информации, но, раз они уже присутствуют в этом мире, принять и выдержать до конца михаилическую борьбу с ними. Однако для этого необходимы соответствующая подготовка и защитные средства, о которых уже говорилось в этой главе.

 

Так Антропософское общество и его эзотерическая Высшая Школа могут создать надёжный оплот против охватывающих весь мир негативных воздействий электронных средств информации. Первое — посредством заботы об интенсивном изучении духовной науки, а также содействия различным антропософски инспирированным искусствам; а вторая — посредством развития активной и ориентированной на Михаила (современной) медитативной жизни.

 

Второе искушение, всё больше и больше распространяющееся в человечестве, прежде всего, посредством Интернета, состоит в иллюзии, что благодаря его возможностям в человечестве можно создать некое новое социальное объединение. Только при этом очень легко упускают из виду, что оно возникает лишь в области голой «информации» и развивается единственно в подприроде. Также и здесь речь не идёт о том, чтобы осуждать этот вид связей, но, прежде всего, о создании соответствующего противовеса. Это, в смысле эпиграфа к данной главе, может быть достигнуто только благодаря тому, что будет ясно осознано, что человечество всё больше запутывается в силах подприроды, чтобы благодаря этому осознанию, используя подприроду, могло возникнуть новое, созданное из свободной воли и полностью сознательное объединение людей. Такая возможность формирования общности, используя силы подприроды, была заложена Рудольфом Штайнером во время Рождественского собрания посредством вновь основанного Антропософского общества. Как уже описывалось в другом месте, речь шла здесь об осуществлении слов Христа: «Царство Моё не от мира сего» (Ин. 18:36), которые Рудольф Штайнер интерпретировал в том смысле, что Христос сам низошёл в этот мир, чтобы в мире, где господствует Ариман, основать Своё собственное Царство и дать людям возможность сотрудничать в его создании137.

 

Исходя из этого праобраза, Рудольф Штайнер дал членам Антропософского общества сверхчувственный Камень Основы, или Камень Любви, чтобы на нём могла быть построена новая человеческая общность. Эта общность хотя и упрочивается тогда всецело в современной мощной ариманизированной цивилизации, однако, имеет в качестве своей основы нечто, что как Камень Основы Любви было принесено не из этого мира, но из Царства Христа. Тем самым Рудольф Штайнер дал людям новую и одновременно всецело христианскую социальную форму, которая, распространившись во всём мире, может создать из сверхчувственного мира противовес возникающей в подприроде паутине, описанной в предыдущих главах.

Из сказанного ясно следует, насколько тесно тема электронных средств информации связана также со второй частью этой книги, с мистерией закладки Камня Основы, в которой Рудольф Штайнер дал людям в руки духовное средство для многого, что в наше время впервые вступает в человечество, и что ещё несомненно появится в будущем, чтобы справляться с этими проблемами михаилическим образом.

 

Также и тема, о которой шла речь в первой части этой работы, связана с обсуждаемыми здесь проблемами. Если мы посмотрим на упомянутую электронную публикацию эзотерического содержания произведений Рудольфа Штайнера, это относится к состоянию дел, которое уже нельзя изменить. Вопрос, который отсюда возникает: как можем мы и здесь создать противовес? Решение, на мой взгляд, заключается в задаче, поставленной в первой части данной работы: как найти сегодня непосредственную связь с Рудольфом Штайнером?

 

Если эта связь установится и дальше будет интенсивно поддерживаться членами Антропософского общества, тогда негативные последствия такой публикации для будущей судьбы Школы Михаила на Земле будут предотвращены. Потому что только благодаря реальной связи с Рудольфом Штайнером обеспечивается поставленное им условие, что его труды не могут быть отделены от его имени, тогда защита этих трудов может прийти не только от земных людей, но и из духовного мира, от находящихся там умерших антропософов и от самого Рудольфа Штайнера.

 

Однако для этого необходимо выполнение ещё одного условия. Именно в то время, когда полное собрание сочинений Рудольфа Штайнера, включая самое внутреннее и самое эзотерическое содержание, стало доступным для общественности, которая будет, конечно, обходиться с ним не иначе, чем она обходится со всей прочей находящейся на рынке эзотерической литературой, ещё больше, чем во времена Рудольфа Штайнера, необходимо следующее. Должны найтись люди, которые понесут навстречу содержаниям, полученным Рудольфом Штайнером из сущности современного посвящения, образующего центр новых мистерий, соответствующее настроение, или готовность восприятия. Потому что только благодаря этому факт электронной публикации этого содержания может быть уравновешен сообразным духу образом и тем самым предотвращён ущерб, который иначе будет неизбежным.

 

Рудольф Штайнер говорит об этом в последней лекции Пасхального цикла, который он прочёл в Дорнахе после Рождественского собрания: «Но прежде всего будет необходимо, чтобы навстречу познанию, созерцанию, переживанию духовного, которые могут быть получены на пути современного посвящения, также из полной свободы были принесены уважение и благоговение. Потому что без уважения, без благоговения действительное познание, духовная жизнь человечества, собственно говоря, невозможны» (GA № 233а, 22.4.1924). Этому сегодня противодействуют, притом с особым успехом, прежде всего, электронные средства информации, низводящие всё, попадающее в сферу их власти, в том числе и эзотерические содержания, на уровень чистой информации и тем самым удушающие ещё в зародыше всякое чувство «уважения и благоговения» по отношению к этим содержаниям.

 

Но этой тенденции должна быть полностью сознательно противопоставлена другая, которая, будучи подхвачена и развита дальше Рудольфом Штайнером, по сути, восходит к Гёте, Шиллеру и Новалису. Потому что Гёте никогда бы не смог достичь знаменующих новую эру естественнонаучных результатов, не подходя к природным феноменам с глубочайшим благоговением. Равным образом и Шиллер никогда не смог бы развить свои революционные идеалы свободы, не имея такого же глубокого благоговения по отношению к существу человека. Также и Новалис никогда не смог бы обосновать свой магический идеализм без глубочайшего благоговения по отношению к духовному миру, которое он нёс в себе.

 

Поэтому в последних процитированных словах Рудольфа Штайнера можно видеть прямое соединение и дальнейшее развитие того, что уже было заложено Гёте в его «Педагогической провинции», содержащейся во второй книге «Странствий Вильгельма Мейстера». Там указывается на то, что в новейшее время больше ни один человек естественным образом не приносит с собой в эту жизнь силы почитания, но, согласно своей задаче, должен свободно развить их в себе. «Но этого никто не приносит с собой в мир, и всё же это то, от чего зависит всё, связанное с тем, чтобы человек во всём был человеком..: Благоговение!»138 Тем самым ещё Гёте дал понять, что речь идёт не о старых, унаследованных, но о новых, достигаемых самовоспитанием силах почитания. Только если члены Антропософского общества несут эти силы, образующие, как мы видели, основу для современного пути ученичества в эпоху души сознательной, навстречу эзотерическим содержаниям Школы Михаила, создаётся противовес их публикации вообще и особенно публикации в электронной форме.

 

Тем самым мы указали на самые насущные задачи Антропософского общества, с одной стороны, и Свободной Высшей Школы духовной науки, с другой стороны. Если в первом действительно будет происходить углублённая работа с мистерией закладки Камня Основы, то есть с его собственной эзотерической основой, так что результаты такой работы станут видимы в обществе как формирующий сообщество принцип, а в Школе Михаила будут правильно заботиться о связи с её основателем, Рудольфом Штайнером, и с ведущим её Духом Времени, тогда, на мой взгляд, будут предотвращены негативные последствия упомянутой публикации.

 

Тогда несчастье — в смысле Сказки Гёте — может превратиться в ещё более сильный импульс для нашей работы, а также в обновлённую волю к постижению и исполнению цели, поставленной Рудольфом Штайнером перед Антропософским обществом и его душой — Свободной Высшей Школой духовной науки.

 

 


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.028 сек.)