АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВАША ЛИЧНАЯ ТОЧКА ОТСЧЕТА

Читайте также:
  1. Визитная карточка.
  2. Визначення гідростатичного тиску рідини на тверде тіло у різних точках поверхні твердого тіла
  3. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ: ТАЙНА «АЛЕНЬКОГО ЦВЕТОЧКА»
  4. ВНИМАНИЕ: данная карточка ОБЩАЯ на всю семью.
  5. ВЫЗОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАСКРЫТИЯ: ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ
  6. Где заполняется первичная медицинская карточка?
  7. Герундий- это неличная форма глагола, которая выражает название действий и обладает свойствами глагола и существительного.
  8. Глава 11. Аспекты к кардинальным точкам
  9. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ» В XIX в.
  10. Две системы отсчета
  11. Для удобства отсчета заданных или искомых величин с обеих сторон расчетчика имеются вращающиеся визирные линейки.

Дня того, чтобы эффективно определить цель и проложить оптимальный маршрут к любому месту назначения, нам необходимо сначала точно знать, откуда мы стартуем, то есть начинаем свое движение. То, где вы сейчас, кто вы и что делаете, — это все я называю Вашей личной правдой. Под этим я понимаю все, что составляет вашу суть, „неотредактированную " основу вашего существа, то, что вы называете „собой"по внутреннему убеждению. Эта личная правда очень важна, потому что если вы в нее верите, если она для вас реальна, то она и станет той действительностью, в которой вам суждено жить. Хотим мы того или нет, но мы все живем по своей личной правде, которая есть у каждого из нас. Если вы честно признаете то, что действительно думаете и чувствуете о самом себе в свои „моменты истины", то знаете, что я прав. Вы знаете это, потому что видели, как личная правда выползает на свет, когда совсем этого не хочется. Вы можете рассказать мне и всему миру „сюжет А" и надеяться, что мы „купимся" на него, но самому себе-то вы говорите то, что является реальностью, по крайней мере, в ваших глазах, и мы оба прекрасно знаем, что в нем мало общего с „сюжетом А"! То, что вы говорите себе, и есть история жизни; именно она вскакивает и ставит подножку в трудные минуту. Человек боится, что именно сегодня маскарад закончится и его „вычислят". Никому еще не удалось убежать от личной правды; в конце концов она нас настигает. Вот почему так важно устроить ей „чистку", избавиться от всех сомнений и искажений. Не нужно далеко ходить, чтобы отыскать негативные примеры личной правды: школьный хулиган, который „складывается", как дешевый зонтик на ветру, стоит только кому-нибудь дать отпор, потому что его личная правда — правда труса; хвастливый, но все же не уверенный в себе спортсмен, который „сдыхает" в самый критический момент состязания; „уверенная" в себе королева красоты, которая в самом деле так одинока и испугана собственным будущим, что в конечном счете кончает жизнь самоубийством.

Ваша личная правда может быть позитивна и точна, но она также может представлять собой „крушение поезда" по причине заблуждений, уходящих корнями в историю страха, боли и смятения. Скорее всего, она — сочетание всех этих явлений. Моя задача, наша задача состоит в том, чтобы докопаться до тех аспектов вашего представления о себе, которые на вас не работают. Нельзя ни скрыться, ни раздвинуть границы того, что в глубине души вы, как вам кажется, знаете о себе. Нельзя играть в „игру жизни" с уверенностью и твердостью, если личная правда в плену страха и мрачных предчувствий. Ваш личный рекорд никогда не будет выше того, что диктует личная правда. Если она искажена и вымышлена, будьте уверены, она обязательно покажет себя в самые тяжелые и неподходящие моменты, потому что ее самокритичный голос постоянно нашептывает вам на ухо. Эти „разборки" с личной правдой — дело огромной, чрезвычайной важности. Если вы не выведете ее на чистую воду, она разрушит даже самые благие намерения изменить жизнь. По мере того, как мы пойдем вперед, не пытайтесь обмануть себя и спрятаться за „мягкими" мыслями о том, что вам недостает мужества сказать, во что вы действительно верите где-то там, внутри. До тех пор, пока вы не взглянете своей личной правде в глаза, вы никогда не сможете стать таким человеком, каким способны стать. Как и любой из нас, вы получаете смешанные и искаженные сообщения от внешнего мира и от всего вашего опыта в нем. Итог — искажение личной правды. Боязнь противостоять искажению — самопреда- тельство. Давайте посмотрим, почему я говорю, что ваша персональная правда столь важна.

Хочу признаться, что большую часть своей жизни я даже не знал, что имеют в виду разные „специалисты", изучающие и объясняющие нам нашу жизнь, когда разбрасываются такими словами, как „самореализация", „внутренняя личность", „самоактуализация" и „концентрация". Большинство из них выше моего понимания. Боюсь, эти слова слишком причудливы для такого простого парня как я. По моему мнению, то, кем мы являемся в этом мире и кем мы становимся и станем, сводится к нашей личной правде, к набору убеждений, которых мы придерживаемся. Это очень важно, потому что формирует и определяет то, что я называю представлением (мнением) человека о самом себе, или самооценкой. Если эти убеждения являются правдивым, подлинным отражением того, кто есть человек на самом деле, то он будет жить с таким мнением о себе, которое придает силы и помогает стать максимально эффективной и реализовавшейся личностью. Если нет, если вместо точности — искажение, тогда представление о себе становится ограниченным и вымышленным, предающим, обманывающим и подводящим человека во всех его устремлениях и начинаниях. Это очень плохо!

В следующей главе мы будем говорить более подробно о подлинном и вымышленном „я". А сейчас вам нужно понять, что у каждого из нас только одно „я", но оно таково, что, подобно хамелеону, приобретает эмоциональную окраску той жизненной истории и той среды, в которых существует. Наше представление о себе перемещается вверх и вниз по своеобразной шкале, на одном конце которой находится подлинная личность человека (каким он был изначально создан), а на другом — вымышленное и искаженное представление человека о себе (то, каким его хотят видеть окружающие). Где мы оказались на этой шкале, зависит от того, каким был наш жизненный опыт и какую личную правду мы создали себе, наблюдая за собой и объясняя собственное поведение на протяжении прожитых лет.

Эта личная правда и то представление о себе, которое из нее вытекает, является своеобразной ДНК личности человека. Если знать эту ДНК, то можно определить исходную точку маршрута к „своей" жизни.

По мере нашего продвижения вперед я намереваюсь показать вам, как создавалась эта ДНК, какой бы она ни была. Потом я научу вас, как разрушить те ее элементы, которые неверны, а также проведу вас по ряду этапов, которые необходимы, чтобы успешно восстановить свое подлинное „я".

Процесс будет идти следующим образом. Я намереваюсь снять всякий налет мистики с вашего представления о себе, о том, что вы думаете, чувствуете и во что верите. Я хочу объяснить вам самыми простыми словами то, как ваша личная правда определяла и будет определять качество практически каждого аспекта вашей жизни, а также то, как изменить ее, очистив от искажений. Это познаваемый процесс, который может быть разделен на несколько этапов. Эти этапы будут касаться как внешних, так и внутренних событий.

По мере чтения последующих глав мы сделаем анализ наиболее существенных событий вашей жизни, выявив в ней ключевой жизненный опыт, который начертан на „грифельной доске" под названием вы, и определив вашу личную правду и ваше представление о себе. Нам не нужно анализировать всю вашу жизнь и разбирать каждое событие в ней, иначе мы „утонем" в море подробностей и мелочей, которые не играют роли. Вместо этого мы займемся удивительно небольшим числом внешних и внутренних событий, которые предопределили всю вашу жизнь до настоящего момента. Когда вы увидите, что горстка событий повлияла на то, кем и чем вы стали, вы будете совершенно потрясены! Но именно так и есть, и именно это делает нашу работу реальной. Отвечая на некоторые очень острые и прямые вопросы, касающиеся разнообразных факторов, которые внесли свой вклад в формирование вашей личности, и выполнив честную и строгую „ревизию" собственной жизни, вы почувствуете энергию и покой, которые, вполне возможно, долгие годы были вам незнакомы, а может не были знакомы никогда. Какими бы ни были ваши личные обстоятельства, это работа, которую вы в состоянии выполнить. Все, что требуется, — сильное желание пройти этот путь и увидеть результат. Когда же воссоединиться со своим подлинным „я" как не сейчас? Но я заранее говорю вам, что это тяжелая работа. В данный конкретный момент вы можете сомневаться, стоит ли тратить на это силы и можно ли вообще обрести себя и дать волю своим истинным страстям, жизненной энергии, дарованиям и талантам. Верьте мне, я говорю, что это возможно и вы достойны этою. Я также хочу, чтобы вы поняли: пусть на эту работу уйдет неделя, месяц или год, но это драгоценное и такое нужное время все равно пройдет, станете ли вы что-нибудь делать со своей жизнью или нет. Я обещаю вам, что точно в этот день следующего года ваша жизнь будет лучше или хуже, чем сейчас. Она ни за что не будет точно такой же, а вот станет она лучше или хуже — это право целиком в ваших руках. Я покажу вам, как правильно сделать выбор. Неважно, нужна ли вам лишь небольшая „полировка" или вы ощущаете себя целиком и безнадежно потерянным, я спешу к вам на помощь. Но мне понадобится ваша поддержка и, как минимум, пытливый ум и решительный дух. Итак, за дело.

 

ВЫЯВЛЯЕМ СВОЕ ПОДЛИННОЕ„Я"

Единственная вещь в мире, которую мы способны изменить, — это мы сами, и в этом заключается наш единственный шанс изменить мир.

ШЕР

 

Мне не хотелось бы начинать с критики, равно как и прослыть пустомелей, но если вы намерены изменить вашу жизнь, придется мне сказать, а вам выслушать правду. Как говорится в старой пословице: „Ты можешь дать отставку своим друзьям, я — своим, но давай не будет оставлять друг друга!" Далее я изложу вам мой взгляд на то, как живут люди, составляющие большинство. Когда я говорю „живут", я понимаю под этим их личный, частный жизненный опыт, а не то впечатление, которое они производят на других. Никто кроме вас не скажет, насколько я прав относительно вас. Я не прошу разделять мои взгляды, но прошу тщательно взвесить все, что я скажу. Я также прошу, чтобы вы были полностью честны с самим собой, даже если не очень приятно признавать определенные вещи о себе и своей жизни. Запомните: нельзя изменить то, существование чего вы не признаете.

Итак, если ваша жизнь такая же, как у большинства людей в этом мире и какой она была у меня когда-то, то скорее всего, знаете вы об этом или нет, она плавно вышла из-под вашего контроля. Другие может быть так не думают, но это только на первый взгляд. Мы сейчас не рассуждаем о том, чего от вас хотят окружающие, наше внимание направлено только на то, чего хотите вы. У нас еще будет много времени, чтобы привести все это в соответствие.

 

Подобно угке, которая плавно и грациозно скользит по поверхности зеркального пруда, вы выглядите столь же замечательно, но только на поверхностном уровне. Подумайте о том, что делает та же утка под водой: она активно загребает лапами, работает, что составляет разительный контраст с таким, казалось бы, легким, без видимых усилий, скольжением по воде. Такова и наша жизнь.

Чтобы не тратить время на дальнейшие убеждения, давайте просто пофантазируем. Мне интересно, что бы вы выбрали для себя, доведись вам переписывать скрижали собственной жизни от того момента, который вы сами выберете, до сегодняшнего дня. Если бы вас не „засосало болото”, не было бы всех этих благих пожеланий, „капканов" из ответственности и ожиданий; если бы вам ничего не досталось по наследству; если бы вы не родились в конкретной семье и в определенное время, — что вы выбрали бы для себя? Что бы вы выбрали, если бы не находились в финансовой „узде", когда приходится жить от зарплаты до зарплаты, или если бы не имели столько иждивенцев? Если бы вас не угнетала хроническая усталость и перегрузка, как бы вы стали жить? Если бы, вырвавшись из „капканов", вы обрели возможность построить жизнь на основе своей истинной сути, вокруг того, что для вас принципиально важно, какой бы была ваша жизнь? Что на что вы бы поменяли? А если бы вы спросили себя, так ли важно, в какой машине я езжу, где живу, сколько зарабатываю, так ли важно, кто меня любит, а кто нет?

Получив уникальный второй шанс, стали ли бы вы что-то

менять или, решив, что знакомое спокойнее, удовлетворились бы тем, что есть? Ухватились бы вы за второй шанс или дали бы отбой в последнюю минуту, побоявшись ввязаться в авантюру? Остались бы вы довольны тем, что есть, из страха, что больше ничего вам не будет дано? Сейчас вам предстоит узнать, что это не просто вопросы. Вы убедитесь, что вы в гораздо большей степени хозяин своей жизни, чем когда-либо могли предполагать. Вам предстоит научиться разгадывать тайну своей прошлой жизни, чтобы иметь возможность взять под контроль свое будущее. Это — путешествие, которое начинается с того, что вам следует отказаться принимать и оправдывать себя и свою теперешнюю жизнь. Если вы не имеете того, что хотите и в чем нуждаетесь, значит вам нужно найти в себе мужество так и заявить, причем сделать это решительно и немедленно.

Когда вы спрашиваете кого-то: „Кто вы?", — то можете услышать: „Ну, я — мать", „Я — врач", „Я — сантехник", „Я — домохозяйка", „Я — бухгалтер", „Я — майор", „Я живу в Бевер^ ли-Хиллс". Можно даже услышать, как дети вторят взрослым: „Я — капитан команды болельщиков; футболист; отличник; нарушитель порядка". Ни дети, ни взрослые не отвечают на прямо поставленный вопрос о том, кто они; они лишь сообщают о том, чем занимаются, каково их социальное положение или каким они видят свое занятие в жизни. Они определяют себя через свою работу или выполняемую ролевую функцию. Они делают так только потому, что не могут ответить на вопрос „кто они". Они сами этого не знают. Действительно, каждый человек существует на нескольких уровнях (планах бытия), и поведенческий — один из них. То, чем мы занимаемся, безусловно, один из факторов того, кто мы есть. Но существует множество других уровней бытия, которые отличаются от того, что мы делаем, и которые составляют реальную, действительную, истинную суть того, кто мы есть. За неимением лучшего определения я называю эту реальную, истинную суть, подлинным „я". Моіу с уверенностью предсказать, что вам будет трудно рассказать о своем подлинном „я" кому-нибудь другому скорее всего потому, что вы сами не видели и не вступали в контакт с этой частью своей личности очень давно, а, может быть, и никогда.

Итак, ближе к делу. Кто вы? Почему вы занимаетесь тем, чем занимаетесь? То, что вы делаете в своей жизни и со своей жизнью, отражает ли и использует ли то, кто вы есть на самом деле? Если бы у вас был выбор, стали бы вы жить по-другому? А знаете ли вы, что бы вы выбрали, будь у вас такая возможность? Есть ли у вас контакт со своим подлинным „я"? Понимаете ли вы, что это такое на самом деле, или это просто психологический треп? Разве не трагедия, что какое-то совсем другое, трепещущее „я" сокрыто в вас под ворохом житейских хлопот, а вам приходится выполнять только то, чего ждет от вас мир? Внутри вас есть ваша истинная суть, настоящее, подлинное „я". Вполне возможно, вы живете с ним в полном согласии, и ваша жизнь отражает и воплощает его, но, возможно, и нет. Может быть, вы его уже давно похоронили? Интересный вопрос, не так ли? А что если?..

Что же такое это подлинное „я”, о котором уже столько сказано? Ваша истинная суть — это вы, та личность, которую можно отыскать в самой вашей сердцевине. Это та часть вашего существа, которую нельзя выразить через работу, обязанности или роль в обществе. Это сложная совокупность всех ваших талантов, умений, способностей, интересов, воззрений, вашей мудрости. Это все ваши сильные стороны и ценности, которые являются только вашими и требуют своего выражения, то, на что вы были „запрограммированы" и что мир ждет от вас, на что он рассчитывает. Это то, за счет чего вы процветали, скорее всего, бессознательно, в те моменты своей жизни, когда чувствовали себя на вершине счастья. Это тот вы, который существовал и предстал бы перед нами снова, если бы можно было преодолеть боль, опыт и ожидания. Это вы, кто существовал до того, как вашу душу изрезал глубокими шрамами развод родителей, и до той жестокой обиды, которую вам нанес школьный хулиган, когда украл ваш ремень или разорвал платье. Это тот вы, который существовал до того, как жена (или муж) стала раз за разом унижать вас, а вам приходилось все это „проглатывать" из страха, что она (он) может уйги. Это тот вы, который действительно существовал до того, как ушла жена (муж) и вас забыли дети. Это тот вы, который хочет, чтобы вы стали чем-то большим, чем есть сейчас, который не знает, что такое идти на компромисс или размениваться по мелочам.

Понимаете ли вы теперь, что такое ваше подлинное „я"?

Если ваш ответ по-прежнему „нет", значит вы влачите жалкое компромиссное существование, которое лишает вас шансов на истинное счастье и подлинный покой, напрасно тратите свою жизненную энергию.

Хотя бы раз в жизни вы прислушивались к своему внутреннему голосу? Нет ли у вас подозрений, что когда-то на жизненном пути, вы потеряли контакт с ним?

Если это так, то вам необходимо снова отыскать этот голос и прислушаться к нему, чтобы не шептали вам в ухо все те, кто хотел бы взять вас под контроль.

Не находится ли ваше поведение в конфликте с ценностями, убеждениями, стремлениями, страстями и мечтами, которые составляют ваше подлинное „я"?

Если ваш ответ „да", значит, вы отказались от самоконтроля и живете жизнью, которая определяется для вас извне, а не изнутри.

Если вы не находитесь в согласии со своим подлинным „я", в вашей жизни образуется пустота, которая сопровождается постоянным ощущением собственной незавершенности. Человек начинает задумываться, не стоит ли ему изменить образ жизни. Это чувство беспокойства, томительной пустоты не исчезает. Оно как дыра в душе. Человек может попытаться заполнить эіу дыру, для этого есть много способов: курение или алкоголь; изматывающая работа; чрезмерное вложение себя в друзей или детей. Некоторые могут съесть за один присест шоколадный торт или килограмм мороженого. Человек пытается заняться делом, заводит детей, потом разводится и снова женится, переходит на новую работу, мечется по жизни, пытаясь отыскать что-нибудь, чтобы заполнить эіу дыру в своем сердце.

Временами на него нападает чувство горького одиночества. Странно, но находясь в толпе, среди людей, мы вдруг чувствуем острую боль отлучения, изолированности. Мы разговариваем с другими, но нам кажется, что нас никто не слышит. Возникает чувство недопонимания, даже тогда, когда мы осмеливаемся высказать свои самые сокровенные чувства. Мы начинаем бояться прикосновения другого человека, так как не можем распознать его истинных намерений, неважно, насколько близок нам этот человек. Что особенно болезненно, мы начинаем верить, что друзья и члены семьи в любой момент могут оставить нас, им неинтересно то, что важно для нашего подлинного „я", вместо этого они требуют от нас того, что важно и нужно им. А если человек пытается избавиться от образовавшейся пустоты достаточно долго, она наполняется чувством неизбывного пессимизма. Человек становится пассивным в своей тяге к изменению и реализации. И вот грустный вывод: очень редко в жизни такого человека бывают моменты, когда все у него в покое и равновесии.

Нам нужно четко понимать, сколь велика ставка. Жизнь в

этом мире по чужой роли, а не в согласии со своим подлинным „я", высасывает из человека энергию, которая необходима для конструктивного поиска собственных истинных ценностей. И наоборот, как только человек начинает жить в согласии со своей внутренней подлинной личностью, вся эта энергия начинает возвращаться к нему и ведет его по дороге собственной жизни. Человек набирает скорость и плавность хода. Он становится гораздо более эффективным, так как делает то, что хочет, и что ему нужно.

Для того, чтобы легче понять, сколько энергии уходит на подавление собственного „я", вспомните о счастливых детских годах, когда летом вы купались в море или в реке. Если у вас был надувной детский мячик, вспомните, как трудно было удержать его под водой. (Будучи ребенком, я буквально часами получал удовольствие от этого „высокоинтеллектуального" занятия.) Помните, как настойчиво и энергично мячик старался вырваться на поверхность воды, навстречу яркому солнцу? Помните, как трудно было сидеть на этом мяче в воде, как он пытался выскользнуть из-под вас то в одну, то в другую сторону? Вспомните, как легко вы уставали от такого занятия. Имен

но так случается с человеком, который пытается заглушить свое подлинное „я", удержать его от естественного проявления. Представьте себе, сколько сил потрачено, как истощен человек, который ведет эту битву каждую минуту, каждый день своей жизни.

" А теперь представьте, сколько энергии тратит человек, ведя такую жизнь, о которой я говорю, то есть когда он игнорирует свои истинные дарования и таланты, вместо этого берет на себя чужую роль, которая не соответствует ни его истинной сути, ни его предназначению. Представьте, что вы катите в гору огромный булыжник. Ощутите в своих руках всю его неуступчивую массу, и подумайте, сколько вы затратите сил и прольете пота, пока поднимите его на вершину. А теперь представьте себя на вершине холма, как вы легким движением сталкиваете камень и он, набирая скорость, летит вниз. Сравните эти две столь разные ситуации. В конце долгого, томительного дня вы, скорее всего, сможете вкатить один булыжник на вершину холма, но вы могли потратить этот день на то, чтобы столкнуть с горы тысячи булыжников, и после этого чувствовать себя бодрым и свежим. Скатывать камни вниз помогает сила тяжести, подчеркивая тем самым естественный порядок вещей, принятый во Вселенной.

Этот же принцип применим к нашей жизни. У каждого человека есть заложенные в него природой черты характера, уникальные качества, дарования, таланты, потребности и желания. Есть данное Богом предназначение. Искусственно подавляя в себе все это, человек делает что-то совершенно противоестественное. Если вы живете по вымышленному „я", значит, вы безуспешно и без всякой необходимости пытаетесь одной рукой удержать под водой резиновый мячик, а другой в то же время вкатить камень на вершину холма. Вы напрасно растрачиваете драгоценную энергию жизни, стараясь победить природу, ту энергию, которую вы можете с успехом использовать для выполнения своего предназначения.

Эта книга о том, как отпустить на волю детский мячик. Она о том, чтобы прекратить бездумное и истощающее исполнение чужих ролей, которые вы сами не выбирали, которые были вам навязаны. Продолжать так поступать — значит обманывать себя психологически, эмоционально, духовно и физически.

Как я говорил в „некрологе" в 1-й главе, пагубные последствия для здоровья несомненны. Общеизвестным медицинским фактом является то, что заболеваемость человека определяется в большей степени стойкостью его иммунной системы, а не воздействием какой-то конкретной болезни. Доказано, что стресс, как эмоциональный, так и физический, основательно истощает иммунную систему Исследования показывают, что частотность и тяжесть гриппа и простудных заболеваний прямо пропорциональны степени стресса. Походы студентов к врачам учащаются с при

ближением экзаменов. Значительное количество вдов и вдовцов умирают в течение двух лет после смерти их супругов, вне зависимости от возраста. Перед лицом стресса и внутреннего разлада наша иммунная система просто не выдерживает.

Нет хуже стресса, чем тот, который вырабатывается, когда человек начинает отвергать самого себя. Жизненная энергия направляется не туда, куда надо, и быстро истощается, человек ослабевает духовно и физически. Каким же может быть результат всего этого? Я не преувеличивал, когда говорил, что отрицание своего подлинного „я" фактически убивает человека. В своей книге „Реальный возраст" доктор Майкл Ройзен подчеркивает, что каждый год, прожитый человеком под стрессом, укорачивает предполагаемый срок его жизни на три года. Согласно его исследованиям, если подлинные страсти человека не имеют выхода, это стоит ему еще шести лет жизни. Если кто-то высасывает его энергию из-за постоянного беспорядка и конфликтов, он может потерять еще восемь лет. По сути, если сложить все годы, которые могут быть потрачены человеком по причине стресса и жизни не в ладу с собой, набирается тридцать два года! Подумайте об этом! Тридцать два года — это больше, чем треть средней человеческой жизни, и все потому, что вы живете в придуманной клетке, а не в гармонии со своим истинным „я".

Достаточно хорошо зная человеческую натуру, я понимаю, что отдаленные последствия, такие, как болезни, которые вам не грозят в течение ближайших тридцати лет, не очень убедительные мотиваторы. Мысль о сокращении продолжительности жизни не сильно пугает в раннем и среднем возрасте. Но позвольте мне уверить вас: все эти последствия когда-нибудь, в какой-то момент вашей жизни станут для вас вполне реальными и значимыми.

Представьте, например, что я явился к вашему смертному одру и говорю: „Вот еще четырнадцать лет вашей жизни, четырнадцать лет, которые вы могли бы радоваться, глядя, как Подрастают ваши внуки, наслаждаться жизнью любым способом, который вам по душе, — вы хотите взять эти дополнительные годы?" Что бы вы мне ответили?

Человек тратит невероятно много энергии, чтобы казаться кем-то другим, в то время, когда так легко быть самим собой. И если в конце своей жизни вы ответили бы на мой вопрос: „Да, я хочу вернуть эти четырнадцать лег", — тогда вам нужно сказать мне это „да" сейчас.

Вы очень быстро заметите, что, вернувшись на правильный путь своей собственной жизни, вы обретете колоссальный запас дополнительной энергии. Вы почувствуете себя исцелившимся и вдохновленным. Говоря проще, вы узнаете, что значит быть самостоятельным. Самостоятельность — способность и возможность свести жизненную энергию в единое русло. Самостоятельность придает силы огцу и матери приподнять кузов двухтонного автомобиля, когда нужно достать из-под него своего ребенка. Это то, что дает воину огромное преимущество над его противником. Это то, что позволяет роте бойцов разгромить армию неприятеля.

После того, как вы приняли твердое решение воссоединиться со своим подлинным „я", вы увидите, что даже нудный быт — раздражавшие вас раньше события повседневной жизни — предстанут в новом свете. Вы будете твердо знать, что ничто не способно сбить вас с пути, вывести из равновесия, потому что вы обрели внутреннюю гармонию. У вас появится оружие для борьбы со своим вымышленным „я", вы сможете определить, что хорошо, а что плохо, что приносит боль, а что — радость, что — ваше, а что — чужое.

Очень важно, чтобы я помог вам создать мысленную цель, образ той правильной жизни, к которой нужно стремиться. Один из способов сделать мои объяснения понятнее — привести примеры людей, который живут в гармонии со своим подлинным „я". Одного такого человека я знал в детстве. Он произвел на меня неизгладимое впечатление. Его звали Джин Найг.

На том или ином отрезке жизненного пути нам всем встречаются люди, которые выделяются из толпы, люди, чей жизненный опыт расцвечен красками и эмоциональным возбуждением. Иными словами, они живут с радостью, как будто вес время находятся на балу. Для них не существует границы между работой и игрой. Наблюдая, как они работают, вам кажется, что это игра, а вы случайно проходили мимо. Их жизнь никогда не окрашивается в серый цвет. И именно с помощью таких людей мы начинаем понимать, что значит настоящая жизнь.

Джин Найт стал для меня одним из таких людей. Сейчас я расскажу вам о нем. Следует заметить, что я рос не в какой-то особой, интеллектуальной или благородной среде. Джин Найт — один из моих примеров подлинности — был подпольным торговцем спиртными напитками! Я мог бы выдумать для него более почетное занятие, но что было, то было.

Начиная с середины и до конца 1950-х годов мы жили в небольшом городке в штате Оклахома. В то время в штате действовал „сухой закон". Джин являлся частью примитивной сети, которая поставляла то, на что был очень большой спрос в нашей местности: ящик за ящиком „Джим Бима" и многих других сортов виски. Сейчас, оглядываясь в прошлое, мне ясно, почему мечтой Джина было стать актером, но ему тогда было уже около тридцати, то есть многовато для этой профессии. Так что вместо актерства он зарабатывал тем, что переправлял ящики с виски по всей Оклахоме. Он с таким же успехом мог бы водить свой маленький самолет над африканской саванной или сбрасывать медикаменты диким племенам в джунглях. Дело в том, что Джин Найт был прирожденным летчиком. Когда он залезал в кабину своего самолетика, ни у кого не возникало сомнений, что Джин делает то, что страстно любит.

Мне было лет восемь или девять, когда я впервые встретил Джина. Я помню, как отец усадил меня в машину и мы поехали с ним встречать самолет. Мы выехали далеко за город, свернули на грязную проселочную дорогу, потом еще на одну, пока не оказались среди необъятного хлопкового поля, где стоял небольшой навес, сбитый из обшивочных досок, и используемый, очевидно, для парковки сельскохозяйственных машин. Место было выбрано с таким расчетом, чтобы можно было увидеть подъезжающую с любой стороны машину за многие мили. Как мне тогда объяснили, это было сделано для того, чтобы избежать проблем с законом, хотя мне трудно вспомнить случай, когда бы шериф Такер не помогал нам разгружать самолет! Я никогда не забуду свою первую поездку к этому навесу. Был холодный вечер; по мере того как солнце садилось, становилось все холоднее. Под навесом я протиснулся сквозь небольшую группу мужчин, которые столпились вокруг печки-буржуйки. Только я успел протянуть руки и подержать их над печкой, как один из мужчин воскликнул: „Кажется, это Джин". И действительно, вдали послышалось урчание, которое становилось громче. Все сразу же выбежали наружу.

После того, как старый самолетик несколько раз подпрыгнул и, наконец, замер, из него вылез Джин Найг. Вид у этого парня был такой, что он легко мог сойти за Эррола Флинна. У него были угольно-черные волосы; на нем была надета кожаная куртка, а ростом он был за метр восемьдесят. Он спрыгнул с подножки, широко улыбаясь. Он пожимал руки, похлопывал по спинам и обменивался анекдотами с другими мужчинами, а над ним витал дух абсолютной и заразительной радости. Все время, пока мужчины сновали туда-сюда с ящиками виски, Джин улыбался вовсю, как бы говоря: „Разве это не замечательно? Разве может быть что-то лучше этого?" Он рассказывал о своем самолетике, как будто это был „Конкорд", показывал всякие новые приспособления, а также царапины, которые остались на фюзеляже, когда недавно он взлетал и задел верхушки деревьев. Он направился под навес, чтобы немного погреть руки и перекинуться парой слов с моим отцом. Вскоре к ним присоединились остальные мужчины, не столько для того, чтобы согреться, а, скорее, чтобы глотнуть немного свободы, которую, казалось, Джин привез с собой. Когда он стоял там, потирая руки и похлопывая себя по ногам, он казался мне чем- то вроде скаковой лошади, которая с трудом сдерживает свой порыв перед будущими скачками.

Неудивительно, что те субботние вечера вскоре превратились в мое любимое времяпрепровождение. Я не мог дождаться, когда снова поеду на то хлопковое поле с отцом. Джин снова будет рассказывать о своих полетах, и его глаза будут гореть огнем. Он беззаветно любил свое занятие, свою жизнь, и людей, которых он в ней встречал. Вскоре настал день, когда Джип взял меня с собой в полет. И, скажу я вам, Баку Роджерсу ничего подобного даже и не снилось! Мы поднялись в воздух, и я сказал себе, что обязательно стану летчиком. Как только я достиг соответствующего возраста, я сдал экзамены на летную лицензию. Я летаю всю свою жизнь. Вот как на меня повлиял Джин Найг.

Сейчас, по прошествии более сорока лет оглядываясь в прошлое, я понимаю, что Джин не зарабатывал больших денег. Его самолет был старый и медленный. Я понимаю теперь, что у него, как у моего отца и у всех других мужчин тогда, было множество счетов к оплате и обязательств, которые необходимо было выполнить. Но незабываемая правда в отношении Джина заключается в том, что он жил своей жизнью, полной страстей. Он не жил лишь для того, чтобы платить по счетам. Он был рожден летать и знал это. Он любил то, что делал, любил себя, и у него не было нужды важничать и изображать из себя кого- то. Он был скромным человеком, но заразительно счастливым. Его валютой была его жизнь; его доход приходил в форме полетов и посадок самолетика среди хлопкового поля и встреч с людьми, которые были его друзьями. Всякий раз, когда он спрыгивал с подножки своего самолета, я абсолютно уверен в этом, он не мог дождаться момента, когда сядет обратно, при этом ему было совершено не важно, куда лететь. Я знал Джина тридцать пять лет, и, скажу вам, он продолжал летать до самой своей смерти. Он умер счастливым и состоявшимся человеком.

 

***

Сейчас, думаю, самое время поговорить конкретно о вас. Не кажется ли вам, что пора поставить себя на первое место, по сути, очень давно нора? Я подозреваю, что вы в первую очередь печетесь о каждом и обо всем в вашей жизни, и лишь в последнюю очередь — о себе и о своих нуждах, если вообще на это остается время. Однако, тот факт, что вы читаете эіу книгу, говорит мне о том, что вам нужно другое. Вы уже готовы внести некоторые изменения в свою жизнь, и я хочу воспользоваться вашей готовностью. Вы уже понимаете, что я прав, но пока не знаете, насколько я серьезен в том, чтобы вернуть вас на истинный путь, а также, насколько радикально может измениться ваша жизнь, когда вы обретете ту колоссальную силу, о потере которой даже не подозреваете. Вы достойны лучшей жизни. Вы способны на большее, чем то, что имеете. Вы можете сделать свою жизнь процветающей, когда соедините в одно целое свою внутреннюю суть с окружающим миром. Для того, чтобы это сделать, вам нужно установить прочный контакт со своим внутренним „я".

Для этого нужно провести толковую самодиагностику. Когда вы ответите на вопросы о себе — на правильно поставленные вопросы — это поможет вам оценить ситуацию, быть честным с самим собой и начать думать о вариантах дальнейшей жизни. Если вы говорите „Со мной все в порядке", но утверждаете так только потому, что пошли на компромисс, вам нужно об этом знать. Соответственно, дальнейшее чтение этой книги будет проходить в режиме диалога: практически после каждого понятия, которое я ввожу, я буду просить вас выполнить своего рода домашнее задание, для того чтобы вы могли внедрить это понятие в свою жизнь.

Перед тем как начать работу, давайте твердо условимся: по мере продвижения вперед вы должны полагаться только на прочные, объективные факты. Рассматривая самого себя, начиная с этого момента и до самого конца, вы должны отбросить всякие сомнения и предположения, и иметь дело только с фактами.

Это означает — никаких непроверенных версий. Я понимаю, что все, что я вам говорю, вы не можете автоматически принять на веру. Точно так же нельзя утверждать, что вы всегда были объективны относительно самих себя. Вы могли во что- то поверить давным-давно, убедить себя, что вы такой-то и такой-то, что совсем не является истиной. Вы должны хотеть проверить буквально каждый факт, который касается вас. Например, если вы давным-давно вбили себе в голову, что вы посредственность, где доказательства этого? Если бы вам предстояло доказать свою „второсортность" в суде, смогли бы вы сделать это? Это факт или чье-то мнение, которое вы давно усвоили?

Давайте договоримся использовать принцип одного из героев старой пьесы под названием „Бредень": „Только факты, мадам, только факты!"

Вам необходимо понять, что коль уж речь зашла о вас, все может обстоять совершенно по-другому: могли пройти годы с тех пор, как вы последний раз полагались на факты. Помните: не опровергнутая ложь становится правдой. Всю эту ерунду вам либо кто-то внушил, либо вы сами себе внушили так давно, что уже успели в нее поверить. Этого бы никогда не произошло, если бы вы полагались только на факты. Например, вряд ли кому-нибудь удалось бы внушить вам, что вы вор, поскольку фактически, то есть по фактам, вы лучше знаете, что это не так. Вы знаете, как неопровержим не поддающийся дискуссии факт, что вы ни у кого ничего не украли, и точка, конец дискуссии. Вам легко отвергнуть подобное обвинение, поскольку на руках у вас есть факты, и кто бы там что ни думал, это ничего не изменит. В результате, такая информация, кем бы она ни привносилась, никогда не укоренится в вашем сознании. Мысль „Я — вор" никогда не станет частью вашей личной правды.

Однако представьте себе, что кто-то сообщает вам такие подробности о вас, которые не столь объективны и не так легко поддаются измерению, например, ваша система ценностей, ваша значимость для общества, ваши желания или ваша чувствительность. Эти понятия не столь конкретны и четки. Я не могу отмерить литр ваших достоинств или отвесить фунт вашей ценности. Когда кто-нибудь или вы сами навязывает вам „мнение", например, что у вас мало достоинств, вам необходимо знать факты, иначе вам нечего будет возразить. Если у вас нет точной меры, вас очень легко вышибить из седла.

Благодаря какой-то немыслимой логике, которая не перестает меня изумлять, я продолжаю наблюдать множество людей, все время попадающих в эту ловушку. Какое-нибудь ничтожество (например, подруга, теща, начальство, безалаберный приятель и т. д.) вываливает на вас ушат неконкретной и абстрактной критики, а поскольку вам лень проделать работу по анализу фактов, вы принимаете ее за чистую монету и намертво вживляете в свой внутренний собственный образ. Мы часто делаем это в виде самокритики и со своими собственными мнениями! Поэтому при анализе подлинного „я" вам необходимо научиться отделять факты от всякого мусора. Мнение — всего лишь мнение, причем оно может меняться. Перестаньте доверять мнениям о себе, вместо этого перейдите к анализу фактов.

После того, как вы узнаете факты, вы будете совсем по-друго- му воспринимать окружающий мир. Вы перестанете говорить себе: „Я должен завоевать свое право здесь находиться. Для этого мне нужно быть умным, богатым, веселым, очаровательным и т. д." Вместо этого вы скажете миру следующее: „Я вправе быть здесь, так как я знаю, что у меня есть качества, достойные вашего внимания. Я знаю, кто я такой. Чтобы понять это, вам может потребоваться определенное время, но я уверен в себе, и я знаю, что если вы познакомитесь со мной поближе, мы поладим".

Я уделяю всему этому так много внимания, поскольку знаю, что в любую жизнь просачиваются очень существенные искажения: безосновательные суждения, которые сильно меняют самовосприятие и мышление. Часто это происходит, когда сам человек ничего не знает и не подозревает. Как будто истинная суть и подлинное „я" проецировались на гладкую белую стену. Вначале изображение было четким и сфокусированным. Цветовая гамма была яркой, очертания элементов изображения были остры, как бритва; не было никакого сомнения о содержании изображения. Если бы кто-то спросил вас: „Кто вы?" — вы бы указали на изображение и ответили с уверенностью: „Вот —я".

Затем окружающий мир стал агрессивно нападать на проектор. Неудачи и трудности жизни стали трясти и пинать этот тонкий прибор, в результате чего изображение стало размытым. Ваши собственные реакции на события жизни также добавили дрожания и тряски. Это безобразие длилось годами. Кроме всего прочего, вы перестали проверять изображение на точность, некоторые его элементы исчезли вообще. Теперь, когда вы смотрите на стену, то видите лишь неразборчивую мешанину размытых линий и расплывчатых цветов. Изображение вашего подлинного „я" полностью перефокусировалось, факты оказались искажены под воздействием ваших и чужих

мнении, причем эти люди, как правило, не принимали ваши интересы близко к сердцу.

Это означает, что у вас теперь должно быть желание проверять буквально каждую мысль, каждое чувство и каждую реакцию, которая возникает относительно вас. Для человека естественно и нормально доверять своему мышлению, но что, если он не прав? Что, если вы упускаете из виду какие-то очень важные аспекты самого себя? Если вы принимаете свои мысли за факты, тогда уже не хочется искать новую информацию, так как вам кажется, что имеете ответы на все вопросы. Вы будете отвергать любые существенные моменты, чего вы не должны делать. Вы будете черпать свою информацию из изображения, которое полностью вышло из фокуса и стало недостоверным.

Я призываю вас начать проявлять скептицизм в отношении известных стереотипов и знакомой информации. Вместо этого необходимо тщательно и точно расследовать, кто были те „трясуны", которые испортили изображение. По ходу давайте также выясним, в чем заключались эти искажения, чтобы все их можно было исправить. Давайте займемся поиском новой информации о вас, потому что, уверяю, существуют такие аспекты вашей истинной натуры, которые необходимо „откопать" под наслоениями всевозможного негативного опыта и неправильно сделанного выбора, накопленными на протяжении всей жизни. Было бы трагедией для любого человека не суметь познать свою собственную суть, потому что он сам спрятал голову под одеяло, чтобы никогда не увидеть жизни!

Теперь поговорим о фактах, если, конечно, вы приняли твердое решение иметь дело только с ними. Самое время выложить некоторые из них на стол. Вот некоторые факты, которые являются универсальными. Они должны стать теми самыми краеугольными камнями, с которых вы начнете свой путь по обнаружению или повторному обнаружению своего подлинного „я".

 

ФАКТ. Каждый из нас имеет внутри себя все необходимое для того, чтобы сделать то, что ему нужно и чего он хочет.

 

Господь проявляет свою мудрость в очень многих вещах, которых мы даже не замечаем. Я глубоко убежден, что Он создал каждого человека, вложив в него все, что нужно для успешного выполнения своей роли. В нас заложен весь инструментарий и все ингредиенты, которые необходимы нам для процветания и жизни в этом мире в согласии со своим истинным предназначением и подлинным „я". У каждого из нас этот „Божий комплект" уникален и неповторим. То, что Он даровал вам, отличается от того, чем он одарил вашего соседа. Тем не менее, каждый из нас, при всех наших различиях, содержит внутри себя все необходимые ресурсы. Они заложены в подлинном „я" каждого человека. Если вам кажется, что вы инертны и плохо вооружены в своей жизни, а с этим фактом трудно смириться, отправляйтесь со мной в путь, пусть для начала на основе слепой веры, потому что я обещаю, что под всеми напластованиями мусора, который мог накопиться на протяжении вашей жизни, лежат те дары и умения, которые необходимы вам. Если вы чувствуете отрыв от своих целей — личных, профессиональных, эмоциональных, физических или духовных — дело может быть не в том, что с вами что-то не в порядке, а в том, что вы преследуете „не свои" цели.

В области промышленной психологии мы часто сталкиваемся с решением проблемы по достижению оптимального взаимодействия „человек—задача". Целью этого является найти конкретному человеку подходящую работу. При выполнении одной и той же работы два человека примерно с одинаковым интеллектом показывают совершенно различные результаты. Это объясняется разными чертами их натуры, тем, что заложено в их подлинном „я". Несмотря на одинаковый уровень интеллекта, один человек больше подходит к требованиям конкретной работы, чем другой.

Если вы испытываете трудности в каком-либо аспекте своей жизни — карьере, взаимоотношениях, финансах, семье или ощущениях и ожиданиях относительно самого себя — вполне возможно, что проблема не в вас, а в вашей индивидуальной взаимосвязи „человек—задача". Возможно, вы нацелились на людей, достижения, вершины или опыт, которые не совпадают с вашим подлинным „я". Как я уже говорил, постарайтесь избежать плена трафаретного мышления. У вас должно появиться желание поставить под сомнение буквально каждый аспект собственной жизни, включая признание той реальности, что вы можете хотеть и стремиться к достижению таких целей, которые просто „не ваши".

 

ФАКТ. Ваше подлинное „я" на месте, оно всегда было там, оно полностью вам доступно. Вы не являетесь исключением из этого факта, потому что из него нет исключений.

 

Ваши конкретные черты, ваш запас точных, неискаженных знаний — это то, что отличает вас от любого другого человека. Однако ваша уникальность становится фактом, только если вы живете такой жизнью, которая позволяет реализоваться всему вашему богатству. Вы должны ухватиться за любую подлинную черту своей натуры и сделать ее центром, основой своей жизни. Обретение своего подлинного „я" не является какой-то эзотерической, мистической работой, на которую способны уединенные философы, проводящие медитации где-то высоко в горах. Это работа, которую вы можете и обязаны сделать. Вы не будете самим собой, если вы самого себя не знаете. Вы можете знать дорогу, но от вашего решения зависит проити ее или нет. Если вы не сделаете этого, то просто останетесь восемьдесят третьей „овцой" слева в ряду номер 487 946!

 

ФАКТ. Того „я", которое теперь управляет вашей жизнью, никогда не существовало. Оно является результатом:

1. определенных ключевых событий, которые вы пережили, — ваших внешних факторов, а также

2. процессов реакции и интерпретации, которые происходили внутри вас, — ваших внутренних факторов.

Человеческая жизнь состоит из множества взаимодействий, некоторые из них являются внешними, другие — внутренними. Посредством внешних взаимодействий окружающий мир либо подтверждает и укрепляет то, что человек совершает, либо противодействует, нападает и искажает это. Внутренние факторы и реакции являются ответами, столь же мощными, а может, даже и более мощными, чем внешние факторы, на то, что происходит в жизни человека. Если человек явился продуктом негативного жизненного опыта, конечным результатом будет образование вымышленного „я". Оно является вымышленным, потому что отрицательный опыт и — что более важно — реакции человека и объяснения им самому себе всего этого опыта, уводят его далеко от своей истинной сути. В результате, человек начинает отрицать то, кто он есть, что ему нужно и чего хочет. Это вымышленное „я" подталкивает его к успокоительному компромиссу: просто согласись с этим, не создавай себе проблем, прими это как есть. Такой конформист, образовавшийся вместо вас, вполне удобен для окружающих, но самого человека он разочаровывает, лишает надежды, страсти и энергии. Чтобы „отвязаться" от этого вымышленного „я" и воссоединиться со своим подлинным „я", нужно понять, каким образом эти два набора воздействий — внешнее и внутреннее — привели к такой жизни. Тогда легче будет взять эти воздействия под контроль, чтобы вернуться к тому, чего мы на самом деле хотим и что нам необходимо.

Например, если вы получили отказ (внешнее событие) и из- за этого вы „навалились" на самого себя, ругаете и обвиняете себя за то, что были „недостаточно хороши" (внутренне событие), этим вы нарушаете свою связь с вашим подлинным „я" и устанавливаете связь с неким вымышленным „я", которое, скорее всего, не имеет ничего общего с вами, а является просто подобием, „слепком" с каких-то других людей.

 

ФАКТ. Ваше вымышленное „я" является источником ложной личности и ложной информации.

 

Вымышленное „я" не только посылает человеку ложную информацию о том, кто он есть и что делает в своей жизни, оно активно блокирует ту информацию, которая необходима для поддержания связи с подлинным „я". Полагаться на информацию от вымышленного „я" — то же самое, что доверять поломанному компасу.

Представьте себе: вы выходите на перекресток и вместо того, чтобы идти направо, идете налево. Это дважды неверно: во- первых, вы идете не туда, куда вам надо, и, что не менее важно, удаляетесь от того места, которое является вашей целью. Если вы пройдете десять миль влево вместо десяти миль вправо, то вы сделаете ошибку в тридцать миль: десять миль, которые вы прошли не в ту сторону, десять миль, которые вам придется идти назад до развилки, и десять миль, которые вам придется идти, чтобы добраться в нужное место. Вот пример ошибки, которая характеризует жизнь по вымышленному „я”. Вот почему вам необходимо сейчас взять паузу и определить, где вы находитесь. Действительно ли направление, куца вы идете, соответствует тому, куца вам нужно?

 

ФАКТ. Ваша жизнь — не генеральная репетиция.

 

Удостоверившись, что вы живете не своей жизнью, самое время задать себе вопрос: „Почему я не живу своей жизнью?" — и этот вопрос нужно задать себе прямо сейчас. Спросите себя, как обрести контроль над своей жизнью. Возможно, вы не задавали себе раньше этого вопроса, потому что думали, что попали в ловушку, что выбора нет. Возможно, вас удерживает отсутствие денег, или благоприятных возможностей, или вам мешают какие-то люди в вашей жизни, которым „не понравится", если вы станете преуспевать. Может быть, вы просто не знаете, в какую сторону податься, чего вы хотите достичь.

Какой бы ни была ваша ситуация, нельзя давать этим причинам стать „извинениями". Легко это или трудно, но я уверяю вас, что человек сам несет ответственность за все, чем обладает, за свою семью, за свой мир. Это ваша жизнь, и часы тикают непрерывно. Если вы останетесь в тюремной клетке самоотрицания, то будете продолжать терять дни, недели, месяцы и годы — то самое время, которое могло бы сделать вашу жизнь счастливой и значимой.

Разве сегодняшний день — не показательный пример? Подумайте об этом. Как и многие другие дни, он окончен и утрачен навсегда. Все, что вы сделали или не сделали, почувствовали или нет, о чем страдали или чем наслаждались, что разделили с кем-то или не сумели, — все это произошло и прошло. Разница состоит лишь в том, что, прочитав эіу книіу, открыв свой разум и сердце возможностям внесения изменений, вы прямо с сегодняшнего дня начнете жить по-иному. Вы выбрали свой путь, путь сквозь суету и неразбериху окружающего мира, путь к своему подлинному „я".

Давайте начнем это путешествие с ряда небольших тестов, которые помогут вам бросить первый взгляд на то, какую часть жизненной энергии вы тратите на свое подлинное „я", а какую — на вымышленное. Для выполнения этих тестов вам потребуется кое-что записывать, а также уединенное место, где вы могли бы обдумать свои самые глубокие и честные ответы на поставленные вопросы.

 

ШКАЛА ПОДЛИННОСТИ

Вы увидите, что каждая пронумерованная позиция в приведенной далее таблице предполагает два варианта ответа. Рассматривайте эти варианты как своеобразные полюса или крайние значения шкалы оценок. Возможно, для вас более верен ответ слева; но, с другой стороны, ответ справа может охарактеризовать вас точнее. Возьмем для примера пункт № 1. Прочитайте формулировку с левой стороны. Описывает ли она в точности то, чем вы руководствуетесь? Теперь взгляните на формулировку справа на противоположной стороне страницы. Не отражает ли точнее вашу ситуацию то, что вы мотивируетесь внутренними факторами? После того, как вы определили, какая формулировка — правая или левая — подходит к вам больше, решите, как часто или как последовательно то описание, которое вы выбрали, применимо к вам. Предположим, например, что вас мотивирует необходимость польстить людям, находящимся у власти и что эта характеристика применима к вам большую часть времени. Тогда вы должны поставить крестик (х) во второй графе слева, поскольку она соответствует оценкам такого поведения, которое характерно для человека большую часть времени. Далее перейдите к пункту № 2, рассмотрите каждый из двух вариантов, определите, какой вам подходит больше, решите, характерен ли он для вас все время или большую часть времени и поставьте крестик в соответствующей графе. Таким образом рассмотрите все 38 пунктов.

 

Фиктивное „я" Постоянно левое (1) Большую часть времени левое (2) Большую часть времени правое (3) Постоянно правое (4) Подлинное „я"
1. Меня мотивирует необходимость угодить начальству и получить одобрение окружающих         Меня мотивируют внутренние факторы, такие как свое предназначение в жизни и честная самооценка
2. Я выполняю приказы из страха неодобрения         Я выбираю, исходя из собственных интересов
3. Мне не хватает уверенности действовать без руководства; мне не хватает инициативы         Я уверен в своих эффективных действиях и в правильности самостоятельных решений
4. Моя самооценка основана на том, что думают другие, мне очень нужно одобрение         Моя самооценка определяется изнутри, вне зависимости от внешнего одобрения
5. Мне трудно определить связь между личным поведением и последствиями без реакции окружающих         Я сам способен определить связь между личным поведением и последствиями
6. Мне трудно сделать выбор на основе личных приоритетов         Я способен сделать выбор на основе собственной шкалы приоритетов
7. У меня есть чувство зависимости и страха         Я уверен в себе и своих силах
8. Я избегаю внутренних ощущений         Я ищу внутреннее знание
9. Я податлив мнению других         Я учитываю мнение окружающих
10. Я ориентирован на избежание наказания         Я ориентирован на самореализацию
11. Я чувствую себя неловко от того, что люди чего-то ждут от меня         Обычно я уверен в общении с другими людьми
12. Большую часть времени я чем- либо напуган         Большую часть времени я доволен собой
13. Я чувствую себя в жизни потерянным         У меня есть цель в жизни
14. Я постоянно чувствую себя не на месте         Я чувствую свое родство с любым человеком
15. Я ненавижу принимать решения         Я обожаю принимать решения
16. Большую часть времени я ненавижу себя         Я очарован самим собой
17. Я не могу себя простить         Я делал ошибки, но извлекал из них уроки
18. Я обзываю себя кличками, вроде „тупица" и„болван"         Я оцениваю себя честно и объективно
19. Я чувствую себя неудачником         Я — победитель
20. Я все еще помню, что мне говорили родители         Я выбросил из головы суждения своих родителей
21. Меня беспокоит то, что я „завожусь"         Я не поддаюсь пессимизму
22. Мне всегда интересно, как меня оценивают другие         Я обращаю внимание на свои собственные ценности, а не на мнение других
23. Меня удивляет, что несмотря на все усилия, мне трудно добиться того, чего я хочу         Я считаю, что мне легко получить от жизни то, чего хочу, потому что я умею сосредоточиться на этом
24. Когда я остаюсь один, то сижу, уставившись в пространство и ощущаю изолированность         Когда я остаюсь один, то прекрасно чувствую себя и получаю удовольствие от проведенного времени
25. Когда меня мучает бессонница, меня беспокоит, как я проведу следующий день         Когда меня мучает бессонница, я даю своему мозгу возможность проявить творческие способности, и знаю, что завтрашний день будет волнующим и вознаграждающим
26. Я нахожу, что надежда и радость сменяются тяготами повседневной жизни         Я легко добиваюсь в жизни успехов и радости
27. Мне часто бывает трудно включиться в работу         Мне очень легко включиться в любое новое дело
28. Меня беспокоит, почему другие преуспевают, а я нет         Мне легко понять, почему другие преуспевают
29. Обычное мое состояние — депрессия и тревога         Я обычно счастлив и полон надежд
30. Я часто разочарован, мне хочется все бросить и закричать         Я умею справляться с разочарованием
31. Мне часто непонятно, почему меня никогда не назначают начальником или не считают лидером         Я часто руковожу другими и меня уважают
32. Я стараюсь понять, почему мой брак так непрост, а дети плохо приспособлены к жизни         Моя семейная жизнь надежна и комфортна
33. Мне хочется убежать от всего мира, особенно когда приходят счета         Жизнь мне в удовольствие, а счета — просто маленькая часть жизни
34. Я чувствую, что живу маскарадной жизнью, а не своей собственной         Я живу своей собственной жизнью
35. Я страшно устал от жизни         Моя жизнь прекрасна и удивительна
36. Мне остается только качать головой, приступая к новому делу, так как наверняка все и в этот раз не получится         Я с нетерпением жду новых дел, зная, что успех вполне возможен
37. Я пришел к выводу, что веду жизнь, которую не планировал и не хотел         Я живу своей жизнью, своими целями
38. Мне горько от того, какой получилась моя жизнь         Я доволен своей жизнью, я ее сам себе придумал и она удалась

 

Подсчет баллов: за каждый крестик (х), поставленный в крайней левой графе, начислите себе 1 балл; за каждый крестик во второй графе дайте себе 2 балла; за каждый крестик в третьей графе — 3 балла; и за каждый крестик в четвертой, крайней правой графе, — 4 балла. Сложите свои баллы по всем 38 пунктам, и вы получите сумму в пределах от 38 до 142.

 

Как трактовать набранные баллы

38-70 Вы находитесь в серьезном разрыве со своим подлинным „я". Вам необходимо задаться вопросом, что из вашего жизненного опыта соответствует тому, чего вы хотели достичь.

71-110 Большую часть времени вы действуете, исходя из вымышленного самоощущения, в то время как подлинное „я" оказалось искаженным и превратилось в ложную версию того, кто вы есть на самом деле. Поэтому неудивительно, что вы находитесь в нерешительности относительно того, что делаете, или как лучше всего использовать время. Вы в замешательстве, что мир ждет от вас, у вас есть ощущение потери связи с жизнью. Во

многих отношениях сумма баллов в этом диапазоне наиболее проблематична: человек знает о своем вымышленном „я" и, возможно, понимает, что жизнь не должна быть такой, однако боится взвалить на себе ответственность за перемены.

111-129 Ваша внутренняя личность искажена и выступает в виде вымышленного „я", по крайней мере часть времени. Возможно, вы боитесь быть полностью самим собой из-за той власти, которую над вами имеет мир, но вы также знаете, что существует ваше подлинное „я" и можете отчаянно желать объединиться с ним. Проблема состоит в том, что когда давление слишком велико, человек с такой суммой баллов часто предает себя.

139-142 Вам повезло, так как вы почти всегда находитесь в гармонии со своим подлинным „я". Вы имеете четкое представление о своей внутренней сути и о том, чего хотите от жизни. В самых сложных ситуациях вы заглядываете в себя, „советуетесь" с собой, при этом цели остаются абсолютно ясными.

 

ТЕСТ НА СОГЛАСОВАННОСТЬ

Этот тест позволит вам получить некоторое представление о степени, в которой ваш текущий жизненный опыт — то, как вы сейчас думаете, чувствуете и живете, — соответствует тому опыту, который был бы при идеальной, в полном ладу с собой, реализованной жизни. Например, совпадаете ли вы хотя бы на 90 процентов со своим потенциалом или ваша личность была когда-то искажена и подменена вымышленной версией того, кем вы были когда-то?

Тест на согласованность рассматривает все эти вопросы в три этапа. Во-первых, вы сможете описать свой жизненный потенциал, сравнив его по ряду параметров с тем, каким бы он был в идеальной ситуации. Во-вторых, вы сможете сравнить себя по таким же параметрам, но на этот раз с тем, как вы сами себя раньше оценивали и что думали о себе. И наконец, вы определите процент соответствия этих двух оценок. Именно эта разница между подлинным / идеальным мышлением, чувством, жизнью и менее привлекательной реальностью, которую вы называете жизнью, и даст вам отправную точку оценки состояния вашей личной правды и подлинного „я".

Ниже приведены два одинаковых набора слов, с помощью которых вам необходимо описать себя в своей идеальной жизни, а также в том виде, как дела обстоят сейчас. Как и в Шкале подлинности, в этом тесте вам понадобятся вся ваша искренность и сосредоточенность. После того, как вы рассмотрите оба списка, следуя инструкциям, вы сможете сделать ряд удивительных открытий.

1. Обведите кружком слова, которые, по вашему мнению, описывают того идеального человека, которым вы хотите стать, человека, в котором полностью раскрыт ваш потенциал:


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.028 сек.)