АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перенесите в свой дневник следующую таблицу

Читайте также:
  1. Ведение дневника и составление отчета о практике
  2. Ведение педагогического дневника
  3. Ведите личный дневник
  4. Выписки из дневника Надежды Петровны Яковлевой (1941)
  5. ДНЕВНИК
  6. ДНЕВНИК
  7. ДНЕВНИК
  8. ДНЕВНИК
  9. ДНЕВНИК
  10. Дневник
  11. ДНЕВНИК
  12. Дневник - главный помощник в избавлении от табачного рабства

Взгляните снова на список из упражнения 1. Какие из этих ярлыков вы получили не от родителей? Вы можете вспомнить, когда это произошло и что вы в тот момент делали? Занесите эту информацию в таблицу.

 

Ярлык Когда произошло событие Поведение

 

Теперь вам предстоит вспомнить, какие ярлыки из вашего списка стали вашей собственной „маркировкой". Так как внутренний процесс часто происходит на подсознательном уровне, это упражнение потребует от вас самой глубокой концентрации и сосредоточенности. Теперь вы должны перечислить ярлыки, которые извлекли из какого-нибудь события, как ваш собственный вывод в отношении самого себя.

Примеры: если вы были травмированы и удручены, когда распалась ваша любовная связь, назвали ли вы себя тогда, и называете ли сегодня неудачником?

Если вы пережили унизительный развод, считали и считаете ли вы себя жертвой?

Провалившись на экзамене, вы обзывали себя „тупицей"?

Был ли случай на работе, который заставил вас „навесить" на себя ярлык? Что это был за случай и какой ярлык вы тогда получили?

Какие ярлыки до сих пор с вами?

Для каждого такого ярлыка постарайтесь вспомнить на этот раз время, когда вы стали воспринимать его как свою истинную характеристику? Что это была за ситуация?

Занесите всю информацию в таблицу.

 

КАК ВСЕ СВЕСТИ ВОЕДИНО

Мы вернемся к результатам этих упражнений позже. Прямо сейчас я хочу, чтобы вы только просмотрели список различных

ярлыков, которые вы сами для себя придумали. Вообразите, что они перечислены в вашем резюме. Теперь представьте, что смотрите на это резюме глазами потенциального нанимателя. Как вы думаете, может ли он сказать что-то наподобие этого:

— Так, посмотрим, что тут у нас есть? Отлично: толстый, ленивый тунеядец — рабочая пчела без инициативы и амбиций. Высший класс! Нам нужна целая куча таких работников!

Абсурд, не правда ли? Если вы не хотите, чтобы наниматель соотносил такие ярлыки с вами, зачем вы сами это делаете? Решите для себя раз и навсегда, что не будете больше смущать весь мир, навешивая на себя ограничительные „знаки дорожного движения" по жизни. Каким бы ни было „вознаграждение", которое вы получаете, живя под ярлыками, решите, что вы покидаете эту „тихую гавань" раз и навсегда.

 

СЦЕНАРИИ ЖИЗНИ

І.л.М.Х.І.І.О

На вашем надгробном камне будут две даты, которые каждый сможет прочитать. Но самое главное — то, что заключено в маленькой черточке между ними.

КЕВИН Уэлш

 

В главе, посвященной внутреннему диалогу, вы узнали, что каждый человек ведет постоянный разговор с собой в реальном времени. Вы узнали, что такой внутренний диалог имеет мгновенные и конкретные последствия. Если он рационально положителен, человек заряжается энергией и силой; и тело, и мозг работают в „зоне", которая открывает новые возможности и цели. Если внутренний диалог ведется в негативном ключе, вы сразу же почувствуете это, даже на клеточном уровне своего тела. Разговор с собой включает и отражает нашу личную правду и, следовательно, представление человека о самом себе. Если оно „засорено”, то все, что мы чувствуем, говорим и делаем, предстает перед миром в виде всевозможных негативных сообщений. И мир, естественно, платит нам той же монетой.

Из анализа своего внутреннего диалога вам может быть известно, что у него есть одна разновидность. Это такой же диалог с самим собой, но с одним отличием: вы успеваете почувствовать, что он наполнен мрачными посланиями из прошлого, но они проносятся так быстро, что превращаются в расплывчатое пятно. В противовес большей части диалога, который идет в реальном времени и к которому можно прислушаться по желанию, эту глубинную умственную деятельность очень трудно „ухватить", взять под контроль. Она проносится в сознании, как молния, и это очень плохо. Это особенно опасный вид внутреннего диалога, который я называю пленкой.

Пленка — отрицательный разговор с собой, который вы так долго и часто репетировали и повторяли, что он оказался „пе- резаучен". Он проигрывается в голове час за часом, день за днем, месяц за месяцем, год за годом. В конечном итоге, содержание пленки так глубоко укореняется, что становится автоматической реакцией: она может включаться, когда вы даже не осознаете, что в жизни случилось что-то, что вызвало ее. Помните наш старый пример о том, как быстро и резко люди, которые боятся змей, реагируют на чей-то крик „Змея!"? Когда пленка включена, последствия могут быть поразительно драматичными, она способна сковать сознание. Это реакция, которая столь мощная и быстрая, что никакая другая мысль, объяснение или причина не успевают появиться на свет.

Если бы вами управлял некий кукловод, дергающий за ниточки, идущие от каждого вашего сустава, то вы захотели бы это знать прямо сейчас. Для вас было бы шоком и потрясением понять, что вы вовсе не „командир" своей жизни и не вы выбираете, что и когда делать. В этом смысл данной главы. Сначала, я хочу объяснить вам, как работают пленки и помочь распознать ваши собственные. Затем мы рассмотрим закрепленные и ограничительные убеждения, которые составляют содержание ваших пленок. И, наконец, поговорим о том, как эти пленки образуют сценарий жизни, который, подобно кукловоду, диктует результаты вашей жизни.

 

ПЛЕНКИ

Я называю их „пленками", потому что я рос в эпоху, когда большие универсальные ЭВМ работали с крупных бобин магнитной ленты, которые „говорили" тем компьютерам что нужно делать. Машина делала все, что было записано на ленте. Похожее может происходить и с нами: пленки, а не собственный разум, руководят нашим поведением. Прочитав эти строки, вы вполне можете, как мне кажется, подумать следующее: „Ага!

Сейчас я понимаю, почему мне приходится «болтаться» там, где мне не хочется! Я был запрограммирован на такое поведение и на эти результаты. Меня запрограммировали чужими мощными идеями, о которых я даже не знал".

Я хочу быть полностью уверен в том, что вы понимаете, что такое пленки. Они естественны и автоматичны (бесконтрольны), как рефлексы, и действуют столь же независимо, как наши внутренние органы. Точно так же, как сердце перекачивает кровь, а легкие всасывают кислород и выделяют углекислый газ, пленки срабатывают самостоятельно и без нашего сознательного контроля. Как я уже говорил, хотя они имеют определенное сходство с внутренним диалогом, они самостоятельный вид. Пленки — это находящиеся наготове, заученные, проносящиеся в голове со скоростью молнии мысли, которые: 1) полностью игнорируют имеющуюся входную информацию и

2) программируют человека на конкретный результат, часто даже без его понимания этого.

Предположим, например, вам назначил свидание парень и, поговорив с ним немного, вы говорите себе: „У него неприятно пахнет изо рта, и он такой скучный, что лучше я буду сидеть дома в своих удобных комнатных туфлях и есть кокосовое масло прямо из банки". То, что вы только что сказали себе, — это часть внутреннего диалога. Это разговор в реальном времени, как реакция на реальный внешний раздражитель. Все это происходит здесь и сейчас. Вы — здесь, он — здесь, и вы реагируете на него и на то, что он делает, прямо сейчас. На основе своих реакций вы принимаете решение: „Все, я ухожу, пока!"

Пленка отличается тем, что она полностью основана на прошлом опыте. Она заставляет нас игнорировать все, что происходит здесь и сейчас. В нашем примере, если именно пленка „рекомендует" вам отдать предпочтение именно этому парню, чтобы „убить время", то ваше решение будет основано на ранее записанном рефлексе, который срабатывает автоматически, вне зависимости от того, что сделает или скажет этот парень. Допустим, вам назначали свидания семь разных парней, и все это были „пустые номера". Последний был особенно невыносим: он выпил все вино в доме, съел всю закуску, а затем чуть не соблазнил вашу младшую сестру. Этот случай сильно „обогатил" ваш опыт, особенно если учесть, что он „наложил-1 ся" на предыдущие шесть. Этот опыт, вместе с мыслями, которые он вызвал на уровне вашего представления о себе, послужит „кирпичиками" новых пленок. В результате получится целая „аудиотека", которая может содержать, к примеру, следующие высказывания:

— Мужчины — эгоисты в отношениях с женщинами.

— Ко мне все время цепляются неудачники, может, хватит искать?

— Мужчины всегда меня используют, наверное, я этого заслуживаю.

— Если я их не „прижучу" первая, они, в конце концов, „прижучат" меня.

Обратите внимание, что каждая из этих пленок: 1) включает ваши суждения или мнения других людей: „ Мужчины..." или „Ко мне..."; 2) подразумевает конкретный контекст: „...в отношениях с женщинами" или „...всегда меня используют";

3) предсказывает итог: „...всегда..." или „...в конце концов".

При таких обстоятельствах мне искренне жаль следующего бедного парня, который появится на пороге вашего дома, прекрасно одетый, его машина будет хорошо вымыта, будет он готов сделать все, чтобы вам понравиться. К сожалению, парень обречен еще до того, как откроет рот. Он может быть более очаровательным, чем господин Роджерс*, или красивее самого Тома Круза. С ним все кончено! Почему? Потому что в самой глубине вашего подсознания звучат те самые пленки, которые не учитывают того, что происходит здесь и сейчас. Человек может даже не знать о существовании или содержании этих пленок. Но поскольку они находятся в подсознании, они действуют на него, в данном случае подавая сигнал: „Опасность!

Готовься к обороне, отступи, защити себя!" И все ваше дальнейшее поведение, а, следовательно, результат этого знакомства, предопределены. Ваше прошлое диктует, что делать, и игнорирует настоящее. К тому же решение приходит так быстро потому, что эти автоматические рефлексы срабатывают с быстротой молнии, и вы сами не осознаете, что этот новый знакомый обречен еще до того, как вы откроете дверь Вы даже можете не успеть оценить его внешность, потому что ваши мысли перегружены прошлым опытом.

Понимание того, что вами руководят эти старые пленки, отличается от учебы на своих ошибках. Когда мы учимся на своих ошибках, мы сознательно принимаем более информированные решения. Когда нами руководит старая пленка, мы действуем бессознательно, и решение принимается автоматически. Поддавшись пленкам, мы становимся пассажирами. Вот в чем тут дело, и вот почему такое поведение очень опасно.

Я приведу вам еще один пример. Предположим, что вы участвуете в конкурентном отборе на очень хорошую работу, и вы узнаете, что все еще находитесь среди самых вероятных претендентов. Вы уже прошли несколько собеседований, и есть все признаки того, что вы являетесь фаворитом. Хотя раньше вы даже не могли представить, что вас могут взять на эту работу, но вот он факт: вы все еще претендуете на место. Рациональное мышление должно сделать такой вывод: „Ты знаешь? Мне кажется, здесь мне повезло. Нужно продолжать быть сосредоточенным и делать все, чтобы меня приняли".

Однако в определенный момент включается эта проклятая пленка. Все началось тогда, когда вас уволили с должности помощника в бригаде по отлову бродячих собак сорок лет назад, еще когда вы учились в старших классах школы. Вам очень нужна была та работа, поэтому увольнение вас очень сильно задело и причинило боль. Вы испытывали гордость, одноклассники видели вас в униформе. Кроме того, вы зарабатывали неплохие деньги, по крайней мере, для того времени. Это был первый случай, когда вы потерпели настоящее поражение, провал в деле, которое вас интересовало, и эта неудача определенным образом изменила вас. Основываясь на том эпизоде, ваша

старая пленка, которой уже сорок лет, убеждает вас в следующем: „Для тебя здесь нет никакой гарантии, тебя столько раз увольняли, начиная с раннего возраста. Посмотри правде в глаза: вот ты здесь сидишь, тебе пятьдесят пять, и ты ищешь новую работу. Ты типичная жертва, человек, которого всегда и отовсюду увольняют. Они видят тебя насквозь". После этого пленка предсказывает результат: „Да брось ты все, на эту работу тебя никогда не возьмут".

Представьте себе, что если эта пленка „включится" как раз перед следующим собеседованием, вы наверняка будете вести себя так, что оставите неблагоприятное впечатление. В вашей речи, фигуре, жестах и манере держаться будет сквозить человек, который заявляет нанимателю:.Доверить не могу, что вы рассматриваете меня как претендента. Вы ведь не собираетесь меня нанять, не так ли?" После этого наниматель вправе подумать: „Ну что ж, если у вас самого есть сомнения, почему бы мне с ними не согласиться?"

Опять же, хочу напомнить, что в отличие от другого внутреннего диалога, который реагирует на события здесь и сейчас, пленки оказывают влияние на все, три времени вашей жизни: прошлое, настоящее и будущее. Вот что я имею в виду.

Пленка смотрит назад, в прошлое.

Пленка направлена в прошлое и является реакцией на прошедшие события, конкретный момент самонаблюдения в личной истории человека. Она представляет собой давно записанное сообщение с мощным эмоциональным компонентом. Это закодированная долгосрочная память, которая очень плохо поддается изменениям. Происходит болезненное событие, человек оценивает свою реакцию на это событие, таким образом на свет появляется пленка. Многие годы спустя, попадая в аналогичную ситуацию, он не успевает оценить ее и прореагировать конкретно. Пленка уже наготове, она срабатывает мгновенно.

Пленка проявляется как суждение о том, кто есть чело

век в данный момент.

Пленка кодирует прошлое восприятие на уровне подсознания, она будет воспроизводиться снова и снова, пока не станет зазубренной и автоматической. Пленка срабатывает, как мощная пружина, беря человека под контроль, как только подвернется подходящая ситуация. Предварительно записанная на ней информация влияет на любые, какие только можно представить, аспекты человеческой личности: интеллект, общественную полезность, ценность для самого себя, сильные стороны и потенциалы. До тех пор, пока человек рассматривает пленку как „евангельское откровение", любое ее суждение будет восприниматься им как реальность.

Пленка предсказывает результаты, которых человек достигнет в будущем.

На основе этого суждения пленка определяет, значит, берет под контроль, мышление и поведение человека, предопределяя его результат. На основе своих старых пленок мы делаем оценку сегодняшнего дня и предсказываем завтрашний.

Возьмем, например, утверждение: „Я тупица". Как мы уже говорили, пленки основаны на истории, поэтому на своем жизненном пути, когда-то реагируя на конкретные события, в том реальном внутреннем диалоге вы сказали себе, что вы тупица. Повторение — матъ учения, и вы повторяли это суждение так громко и так часто, что оно глубоко укоренилось в вашем сознании.

Теперь быстро перемотаем пленку в настоящее. В контексте того собеседования перед приемом на работу или предстоящего экзамена, пленка, которая воспроизводится со скоростью молнии и на подсознательном уровне, может утверждать: „Я — тупица, поэтому меня не примут на эту работу", или „Я — тупица, поэтому я провалюсь на экзамене". Пленка предсказывает результат, и этот результат всегда отрицателен: „Я — тупица, поэтому (каково бы ни было событие) ничего не выйдет". И не забывайте, на каждую мысль, проносящуюся со скоростью молнии или ползущую как черепаха, есть соответствующая физиологическая реакция. Стоит вам только мысленно „наброситься на себя", как тело и энергия немедленно включатся в эту травлю.

Сейчас вы можете подумать: „Эй, постой-ка минутку! А что насчет положительных пленок? Если моя история положительна, если пленки программируют меня на то, что удача будет

мне сопутствовать, что я всегда и во всем выигрываю?" Если вы так думаете, у нас две проблемы: вы не правы, и я не очень толково рассказал вам про эти пленки. На самом деле, нет такой вещи, как положительная пленка. Вы можете спросить: „А как же пленка, которая повествует о положительном опыте, может быть негативной? А что тогда насчет силы положительного мышления и прочих подобных вещей?"

Давайте взглянем на все это с точки зрения ситуации реального мира. Предположим, вы находитесь в авиалайнере, который стоит в начале взлетной полосы в аэропорту Нью-Йорка, готовясь взлететь. Погода ветреная; полоса обледеневшая, идет снег, так что командиру корабля впору принимать решение: взлетать или не взлетать?

Теперь представьте себе, что вместо того, чтобы оценить реальные условия, пилот вдруг вспоминает, что он уверен в себе, «то все его предыдущие взлеты оканчивались удачными посадками: Его старая пленка говорит: „Послушай, всегда все заканчивалось прекрасно — ты ведь всегда приземлялся «прямо на ноги»!"

Находясь под контролем пленки, командир корабля склонен игнорировать все предупреждения об опасности, так что неожиданно он может столкнуться с таким набором обстоятельств, преодолеть которые он не сможет. Мой первый пилот-инструк- тор сказал мне такое, чего я никогда не забуду, а именно: „Я встречал много отчаянных пилотов, и я встречал много пожилых пилотов, но я никогда не встречал ни одного отчаянного пожилого пилота!" Если в данных обстоятельствах командира экипажа вашего самолета будет вести вперед и вдохновлять его историческая пленка, дело может обернуться трагедией. Его плёнка может быть „положительна", в том смысле, что она со

держит положительный опыт, но она не основана на том, что происходит здесь и сейчас, поэтому она никак не может рассматриваться как плюс в условиях реального мира. Всякий раз, когда я на борту авиалайнера, я хочу, чтобы командир корабля принимал свои решения исходя из реальной ситуации, на основе имеющейся информации, а не на том, что случилось с ним год, два или пять лет назад.

И вот вывод: в любой ситуации, в какой оказывается человек, самыми подходящими вопросами, которые он должен себе задать, являются следующие: „Могу я с этим справиться или нет? Хочу я этого или нет?" Если отдаваться на милость пленкам, такой диалог просто невозможен. Вместо этого следуют заученные реакции на ситуацию с предсказуемым результатом, как тогда, когда невропатолог ударяет вас молоточком по колену.

Размышления о лентах напомнили мне об одном телерепортаже в прямом эфире новостей несколько лет назад, как раз накануне открытия скотоводческой выставки и соревнования по родео в штате Техас. Репортеру как раз удалось „захомутать" для интервью некоего мистера Гуса, владельца многочисленных загонов для скота. Морща нос и ухмыляясь, репортер спросил: „Ну и ну, мистер Гус, как вы выносите этот запах?"

Невыразительно взглянув на репортера, Гус спросил: „Какой запах?" Дело в том, что он так привык к условиям своего скотного двора, что его обоняние ничего не фиксировало. Хотя запах воздействовал на Гуса, как на любого другого, он оказался „глух" к нему. Он привык.

Именно так работают наши пленки. Когда-то мы сознательно к ним прислушивались, но со временем так привыкли, что перестали их замечать. Неприятный запах просто стал частью обыденной жизни. Тем не менее, всегда есть возможность отступить назад и принюхаться. Я хочу, чтобы вы осознали присутствие в себе этих старых пленок и научились бороться с ними и делать осознанный выбор здесь и сейчас.

Как и весь внутренний диалог, человеческие пленки столь же уникальны, наподобие ДНК. Тем не менее, чтобы стимулировать размышления о них, полезно взглянуть на список наиболее распространенных пленок, привычек, которые, как я убедился, стали чем-то вроде своеобразной „моды" для многих людей. Скажите, есть ли среди приведенных ниже десяти пленок те, которые знакомы вам?

1. Я никогда не научусь хорошо проводить время; наша семья всегда была такой неорганизованной, мы никогда не умели отдыхать.

2. Я такая некрасивая; мое тело и лицо так сильно отличаются от внешности популярных людей, что я навечно обречена на одиночество.

3. Мой завтрашний день будет таким же, как вчерашний — несчастным и бесполезным. Нигде ни в чем успех мне не светит, такая у меня судьба.

4. Я совершил несколько неблаговидных поступков, и прощения мне не будет. Вина — мой вечный крест. Люди будут всегда огорчать и наказывать меня.

5. В детстве меня очень обижали. Теперь люди будут пользоваться мной, как захотят, никого не будет волновать, что я чувствую.

6. Мои родители — люди из низших слоев. И я всегда буду таким же. Никак нельзя это изменить.

7. Мой отец был вечным неудачником; и я обречен быть неудачником, что бы ни произошло.

8. Я лидер. Люди ожидают, что я буду для них примером. Мне не следует показывать свои слабости. Я должен быть сильным, никому не открывая своей подлинной сути.

9. Лень — грех, поэтому я никогда не буду счастлив.

10. Я не заслуживаю внимания и уважения других людей.

Наверняка, одна или несколько из этих пленок, возможно, какие-то их варианты, присутствуют и в вашей жизни. Я прошу вас, по мере того, как мы будем двигаться вперед, поразмышлять о том, что это за пленки.

 

ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ

Чтобы узнать еще больше о содержании своих пленок, вам следует познакомиться с тем, что я называю предубеждениями. Обобщая, можно сказать, что, когда у вас в голове проигрывается пленка, автоматически подталкивая вас к конкретному выводу и результату, то эта пленка „раздает приказы" с самого высокого уровня восприятия, который представляет собой наиболее мощный и организованный отдел мозга, в котором содержится информация о том, как все должно происходить. Такое представление, или точка зрения, и есть предубеждение.

Предубеждения являются отражением понимания человеком своего места в этом мире. Они жесткие, фиксированные в том смысле, что человек не добавляет новую и не извлекает старую информацию. Это неизменные суждения. Предубеждения повсюду следует за нами и лежат в основе нашей жизни. Они влияют на наши ценности, на восприятие себя как человеческого существа, определяют основные черты и особенности нашего характера. Они указывают нам наши границы. Они базируются на собственных ожиданиях того, что должно произойти в жизни. Вопросы общения с противоположным полом, реализуемость в профессии или взаимоотношения с детьми и родственниками — везде предубеждения оказывают сильнейшее воздействие.

Предубеждения выражают себя через такие понятия, как „обязан" и,,должен". Они являются, по своей сути, требованиями: требованиями соответствовать конкретному представлению о том, что такое жизнь, требованиями не „гнать волну" или следовать той роли, которую определили для человека другие. Если бы предубеждения не были фиксированными, человек стал бы задавать вопросы и формировать в себе новые ожидания, которые нарушили бы предписанный ход его жизни. Наоборот, предубеждения всегда удерживают человека „в рамках". Они четко очерчивают его место в этом мире, устанавливая границы того, что он может и должен взять от жизни.

Пожалуй, самый простой способ понять, что такое предубеждения, — рассматривать их как конкретные роли, которые человек играет в жизни. Другими словами, зная, в чем состоят ваши предубеждения, вы начинаете познавать тот сценарий, по которому проходит ваша жизнь.

Как вам, наверное, известно из просмотра телевизионных вечерних новостей, у диктора обычно имеется небольшой электронный наушник («жучок»), представляющий собой маленький радиоприемник, по которому он получает команды от не видимого на экране режиссера. Когда необходимо предпринять что-то конкретное, или когда шоу отходит от сценария, или пришло время сделать паузу для рекламы, режиссер отдает команду, которую кроме ведущего никто не слышит. Благодаря этому маленькому микрофону, ведущий всегда остается „в сюжете".

Аналогичным образом удерживаемая и мы внутри сценария нашей жизни, внутри набора указаний, которые диктуют, как нам жить.

Что такое сценарий? Если бы мы с вами играли в слова, как бы вы определили это понятие? Когда я говорю „сценарий", вы можете дать одно из следующих определений:

Сценарий — текст пьесы или кинофильма.

Сценарий содержит описание всего, что происходит.

В нем есть начало, середина и конец мероприятия.

Зная сценарий, мы знаем все, что будет происходить.

Сценарий похож на рецепт какого-нибудь блюда, в котором указано, какие необходимо взять ингредиенты.

В нем обозначены все события, связанные с пьесой.

Это то, что должны выучить актеры.

Сценарий — общий план, которому все должны следовать.

Когда актеры что-то забывают, сценарий помогает им это восполнить.

Мы должны согласиться, что сценарий — это то, что придает пьесе смысл. Несомненно, сценарий влияет на выбор и решения, которые принимаются в процессе постановки — диалоги, костюмы, подбор актеров и места действия. Кроме того, после определенного числа репетиций актеры откладывают в сторону написанные тексты и просто становятся действующими лицами. Начиная с этого момента сценарий перестает быть просто словами на бумаге: он начинает жить в сознании актеров. Хотя они его уже не читают, он живет и действует, направляя актеров во всем, что они делают и говорят. Больше нет импровизации, нет творчества, поскольку каждый актер должен придерживаться сценария, чтобы все действия, взаимоотношения и слова слились в едином сюжете. Если вдруг один из актеров начнет нести отсебятину, это вызовет серьезное недовольство режиссера, поскольку нарушится сценарный ход событий и это вызовет массу неудобств.

А теперь, как обстоят дела с вами? Живете ли вы строго по сценарию? Есть ли у вас назначенная роль, наполненная конкретными репликами и действиями? Ждут ли другие действующие лица вашей пьесы конкретных слов и поступков от вас, и вы чувствуете, что не можете позволить себе импровизировать, чтобы не нарушить сюжет? Чувствуете ли вы страх, что ваша отсебятина может вызвать серьезное недовольство окружающих?

Если вы живете по сценарию, который, возможно, был написан много лет назад вами или кем-то еще, знаете ли вы, в чем его суть? Выдерживаете ли вы свою сюжетную линию и следуете ли сценарию? Если бы вам пришлось писать его сегодня, вы бы написали то же самое? Делаете ли вы сейчас то, что хотели бы вставить в сценарий? В своем сценарии вы идете туда, куца вы хотите, или уже давно находитесь в тупике? Не кажется ли вам, что вы уже „переросли" свой сценарий или ушли от него в сторону?

Как я пояснял ранее, сценарий жизни строится на нескольких краеугольных камнях, которые мы называем предубеждениями. Наши предубеждения диктуют нам, какую роль играть. Мы действуем по этому сценарию так часто и так давно, что те убеждения и представления, которые у нас есть о себе, своих возможностях и своей ответственности, стали фиксированными, то есть превратились в предубеждения. Они стали прочны, как камни, но именно теперь я хочу вам показать, как эти камни разрушить.

Давайте рассмотрим более подробно, насколько сценарий жизни зависит от предубеждений. Они предписывают весь „сюжет", дают нам базу для понимания событий жизни, и в то же время влияют на нашу реакцию на эти события.

Предубеждения также подсказывают нам слова. Аналогично тому, как внутренний диалог определяет наши „сюжетные линии", предубеждения выступают своеобразным цензором

этих линий, внимательно следя за тем, чтобы „герой" не очень отошел от них в сторону.

Предубеждения показывают нам, что должно произойти дальше. Они формируют наши ожидания возможных результатов. Они усыпляют наш страх перед неведомым, толкая нас в направлении известного и знакомого, даже если оно невыполнимо.

Когда мы чувствуем, что сбились с пути или что жизнь выходит из-под контроля, наши предубеждения дают нам свое покровительство. Как забывший текст актер с надеждой смотрит в будку суфлера, так и мы обращаемся к своим предубеждениям. Они говорят нам, что сказать и сделать, и мы мгновенно успокаиваемся. Равновесие восстановлено.

Предубеждения влияют на „подбор актеров" в нашей жизни: они определяют наш выбор относительно того, с кем мы хотим делить свою жизнь. От них зависит набор декораций, среди которых будет разворачиваться пьеса нашей жизнь. У них также есть что сказать о костюмах и масках — о том внешнем виде, одежде и стиле поведения, с которыми мы предпочитаем являться перед миром.

Самое главное, что нужно понять по поводу предубеждений: когда мы отдаем себя на милость предубеждениям, другими словами, когда мы предпочитаем жить по сценарию, мы невольно сопротивляемся любым изменениям в этом сценарии. Когда события развиваются против предубеждений, даже если человек ощущает себя счастливым и спокойным, как никогда, подкрадывается ощущение роковой силы. Появляется неприятное чувство, сознание того, что что-то не так. Внутренний диалог начинает звучать примерно следующим образом: „О, мой Бог! В любую минуту меня что-то может выбить из колеи. Это не моя судьба, это не моя роль. Вот что бывает, когда ты не можешь чувствовать себя счастливым". Сценарий предписывает быть ничтожеством, значит, нужно быть ничтожеством, потому что человек сам сделал выбор. Он может быть ничтожеством, даже если чувствует себя счастливым, потому что счастье не было предусмотрено в сценарии. Счастье — удел какого-то другого персонажа сценария, но только не его. Поэтому вместо

того, чтобы радоваться, человек испытывает страх, что что-то не так, что это просто затишье перед бурей, просто потому, что в сценарии этого нет.

Однажды я работал с пациенткой, которая собиралась отметить свое тридцатипягилетие. Нэнси была замужем за жестоким и невоспитанным человеком, кроме того, уже десять лет она занималась делом, которое ненавидела. С циничной ухмылкой она сказала мне, как окрестила свой жизненный сценарий — третьесортная каторга ". Такое отношение к жизни определяло каждый ее шаг, каждое движение. С раннего детства она усвоила свою самую главную пленку о том, что обречена жить „на задворках", и, поскольку эта пленка так глубоко укоренилась в ее сознании, ей было суждено бороться против всего, что не входило в эту программу. Будучи „послушной овцой", она полностью подчинилась сценарию, который предписывал ей роль человека „третьего сорта". Краеугольные камни того сценария — ее предубеждения — не позволяли ей ни на шаг отойти от предписанного текста. За всю свою жизнь она вызубрила до автоматизма эти „должна" и „нужно", диктуемые предубеждениями, и отрепетировала все сюжетные ходы и линии сценария своей жизни, основанного на предубеждении, что она никогда не добьется чего-то лучшего, чем то, что у нее есть, и должна этим довольствоваться. Ирония судьбы состоит в том, что ничто в этом сценарии не указывало на то, что она на самом деле модная и привлекательная женщина, прекрасно образованная и компетентная во многих областях, кроме того, с несомненным художественным талантом.

Вскоре после колледжа Нэнси познакомилась с мужчиной, которого она описывала как чрезвычайно привлекательного (она так и сказала про него: „Ну вылитый Болдуин!»), к тому же он уже делал блистательную карьеру. Но она сказала себе: „Он слишком хорош для меня. Он скоро потеряет ко мне интерес и уйдет к другой, более удачливой женщине". И вот результат: Нэнси вышла замуж за парня с кличкой Джо — Шесть Бутылок, хотя знала, что он будет ее обманывать и колотить, и все это лишь потому, что ее внутренний сценарий подсказывал, что лучшего она недостойна.

Хотя у нее были все задатки одаренного учителя, когда дошло дело до выбора карьеры, она сказала себе: „Я недостаточно толкова, чтобы конкурировать в чем-то серьезном. Мне нужно что-нибудь попроще да поспокойнее". (Просто поражаешься, когда задумываешься о том, сколько людей на свете занимаются „не своим" делом: прозябают на работе, которая подрывает их умственную цельность, эмоциональное равновесие и, в результате, физическое здоровье — просто потому, что они сами выбрали эту работу, чтобы было „поспокойнее".) Между прочим, любое, даже самое простое, дело можно выполнить со страстью, вкладывая в него всю душу, и получать удовольствие, но если человек выбирает работу по указаниям своего вымышленного „я", это плохо. Это заявление о поражении. И на каком-то подсознательном уровне Нэнси чувствовала это.

К сожалению, заключенная в ее жизненном сценарии сила была такова, что она не смогла ее преодолеть. Однако по мере того, как мы беседовали, и жизнь, полная смысла и волнений, разворачивалась перед ней, Нэнси все сильнее волновалась. Возможность отступить от сценария в поисках своего подлинного „я" была выше ее сил. Она настаивала на том, чтобы остаться при своем „третьесортном" муже в „третьесортном" жилище и делать „третьесортную" работу. К сожалению, я, со всеми своими вариантами и наводящими вопросами, не был частью ее сценария. Вскоре Нэнси перестала приходить ко мне. Я потерпел с ней поражение, а она потерпела поражение сама с собой. Она и сегодня ведет „спокойную" жизнь в своем мирке, ограниченном и крохотном. Ее цель в жизни, как она ее понимает, быть человеком „третьего сорта". Боюсь, что сценарий будет держать ее в своих оковах до конца жизни. Я не хотел бы таким же образом упустить вас, а также не хочу, чтобы вы подобным образом упустили себя.

Страх перемен, даже позитивных, — мощный сдерживающий фактор. Мысль отклониться от проторенных предубеждений и „спокойного" сценария для некоторых людей может быть невыносимой.

В той местности, где я вырос, за нашим домом был огромный пустырь. Ребенком десяти или одиннадцати лет я часто пропадал там с друзьями, мы гоняли на велосипедах, устраивали войны, бросаясь комьями земли, и тому подобное. Глубокий овраг пересекал пустырь из конца в конец, он был около двух метров шириной и метр в глубину.

Типичным нашим развлечением было перескочить эту канаву, которую мы называли Долиной смерти, разогнавшись на полной скорости на велосипеде через узкий мостик в виде бруса шириной около шестидесяти сантиметров. И вот что я усвоил еще в раннем детстве: если кто-то пытался подъехать к этому мостику с мыслью о неудаче, например, о возможности соскользнуть с бруса или не попасть на него, это обязательно случалось. Но стоило настроиться на его стремительное и удачное преодоление, как ты мгновенно оказывался на другой стороне, цел и невредим.

Как будто вызывая в своем сознании соответствующий образ, ты настраивал свои мысли и реакции, которые справлялись с велосипедом и успешно переправляли его и тебя через канаву. Поэтому, подъезжая к мостику, я всегда старался сконцентрироваться на конкретной точке — его дальнем конце. Я старался отключиться от любой другой „информации", считая, что она может сбросить меня в канаву.

Этим я хочу сказать, что концентрация на достойной цели — дело хорошее. Но представьте себе, что канавы нет, доска лежит на земле. Когда люди принимают на веру предубеждения, они фиксируются на какой-то жизненной точке, думая, что у них нет выбора. Они по-прежнему сосредоточены на дальнем конце доски, хотя под ней уже нет никакой канавы. Они не хотят отвлечься от предубеждения, поскольку думают, что им это не дано. Даже если доску теперь можно спокойно объехать по прекрасной дороге, они предпочитают придерживаться маршрута и сценария потому, что он им кажется надежнее и безопаснее. А разве вы не стараетесь идти „по канату", когда можно спокойно пройти рядом? В детстве я мчался на велосипеде по „канату" через Долину смерти просто ради смеха. Если вы делаете то же в своей взрослой жизни, это уже не смешно.

Я вспоминаю группу адвокатов из штата Джорджия, которые приехали к нам в офис, чтобы обсудить стратегию поведения на крупном и сложном судебном процессе, который вскоре должен был начаться. По нашему обыкновению мы заказали для них роскошную гостиницу, снабженную всевозможными удобствами, какие только можно представить. Номера там огромные, в них много места для работы и проведения совещаний, гостиничная прислуга работает круглые сутки, кроме того, само место тихое и уютное. Когда наутро мы послали за адвокатами машину, водитель нигде их не нашел, а портье сказал, что они выехали из гостиницы.

Спустя какое-то время вся группа появилась у нас в зале заседаний, причем выглядели они так, как будто провели всю ночь в собачьей конуре, причем вместе с собакой! Когда стих шум, мы спросили, почему они покинули гостиницу. Оказалось, что они переехали в другую, которая вряд ли прошла бы „аттестацию" на армейский барак. Кондиционеры там работали в лучшем случае половину суток, вдобавок она была расположена рядом с шоссе. И вот результат: адвокатам пришлось спать с открытыми окнами под грохот транспорта и шум ветра. Номера были такими маленькими, что они были вынуждены оставить большую часть одежды и документов во взятой напрокат автомашине.

Однако по мере рассказа выяснилось, что эти люди чувствовали себя гораздо удобнее в прокуренной ночлежке с видом на луну, чем в роскошной гостинице, за которую им не надо было платить ни цента. Суть их объяснений состояла в том, что они не могли оставаться среди роскоши, так как там было „слишком просторно и слишком тихо". Вывод: они чувствовали себя „не на месте" в любой обстановке, которая превосходила их личный опыт. Предубеждения и сценарий жизни просто не предусматривали первоклассного обращения, а для них невыносимо было прожить вне сценария хотя бы короткое время.

А как вы подходите к своей жизни? Не являются ли „барабанным боем" вашего внутреннего диалога вот такие фразы:

Это меньше, чем можно было ожидать, но это „меньше, чем" меня вполне устраивает.

Я не в состоянии это сделать.

Мне никогда не добиться того, что есть у него.

Я не заслуживаю того, что есть у них.

Я знаю, что меня здесь „надувают", но мне хватит и того, что я имею. Нет смысла жаловаться.

В этой „игре" я всегда на вторых ролях, я только помощник; пусть кто-то другой принимает решения. Я готов их выполнять, у меня нет „руководящей жилки".

Дело в том, что самые прочные предубеждения — всегда ограничители: самая „святая" вера человека в себя — вера негативная, поэтому мы постоянно говорим себе: „не сможем", „не заслуживаем", „не годимся" и „не умеем".

Как и в случае с Нэнси, убеждения-ограничители накладывают на нас такое тяжкое бремя, что сама мысль о свободе, о возможности выбраться из колеи монотонной жизни, представляется опасной. Совпадают ли ваши предубеждения с указанными выше или они другие, все равно, любая мысль, подрывающая их основу, кажется опасной. Просто поразительно, до чего люди любят ограничивать себя.

Человек заранее представляет свою жизнь, не важно, какие проблемы она в себе таит и какой физический дискомфорт предвещает. По своему сценарию мы выбираем „среду обитания". Сценарий пишется исходя из предположений человека о его доходах, взаимоотношениях и определенном образе жизни, поэтому, хотя мы часто говорим, что хотим большего, любые шаги в сторону перемен пугают нас. Поразительно, но многие предпочитают повторить чью-то известную жизнь во всей ее серости, чем выбрать незнакомый вариант, несмотря на его очевидные преимущества.

Не забывайте также, что вы не один в своей жизни опираетесь на набор предубеждений. Окружающие могут действовать так же, исходя из сценария или ряда ожиданий того, как вы должны себя вести, что делать и говорить. Поэтому когда вы принимаете решение „выйти из роли", они также ощущают опасность и угрозу.

В качестве примера я хочу привести описание ряда упражнений, которые мы часто предлагаем слушателям в конце наших семинаров. Эти упражнения направлены на то, чтобы люди могли определить и преодолеть собственные предубеждения. Мы пытаемся вовлечь их в игру, призванную расширить пределы их возможностей и попробовать поменять роли, по которым они живут.

Например, в конце семинара мы можем попросить какого- нибудь угрюмого, замкнутого бухгалтера выйти на сцену и сыграть роль, например, Тины Тернер или Элвиса Пресли (поверьте мне, на это стоит посмотреть!). И вот он начинает петь фальцетом, прыгая по сцене и тряся париком, в то время как вся остальная группа танцует под музыку и кричит: „Он сумасшедший!" После этого все слушатели семинара отправляются домой, совершено изменив представление о себе. А жены тех, кто был у нас на семинаре, звонят мне потом и с удивлением спрашивают:

— Что вы сделали с моим мужем?

Я задаю обычно встречный вопрос:

— А что, собственно, случилось?

— Понимаете, Дэйв уже две недели дома, он возится с детьми, поет и разговаривает с ними. Что такого вы с ним сделали?

Другими словами, перемены в Дэйве оказались столь разительными, что жена почувствовала себя неуютно. Ее позиция такова: „Мне это не нравится. Пусть даже это положительные перемены, пусть даже они конструктивные — я этого не хочу".

Стоит мне спросить:

— А что конкретно вам не нравится? — ответ звучит примерно следующим образом:

— Дело в том, что он так изменился. Он с ума сошел, или что?

— Он делает что-нибудь плохое?

— Нет.

— Он обижает вас или детей?

— Нет.

— Он стал добрее и щедрее?

— Да.

— Он выглядит счастливым и умиротворенным?

— Да, пожалуй, именно так.

— Он совершил какую-нибудь глупость, например, сбежал от вас с домработницей?

— Нет.

— А вы бы сами не хотели посетить наш семинар в следующем месяце?

— Да нет, что вы! То есть, я не знаю, я вам перезвоню. Спасибо за все. До свидания.

Проблема заключается в том, что Дэйв отошел от своих предубеждений относительно самого себя, а его жена — нет. В ее понимании того, как „все должно быть", Дэйву следует продолжать играть роль вялого, унылого „сожителя", не проявляющего инициативы, но и не возражающего. Такое происходит довольно часто. Чем больше освобождается человек от своих предубеждений на наших семинарах, тем чаще нам звонит его супруга. Урок, который из этого можно извлечь, прост: далеко не всегда ваши решения покончить с предубеждениями будут встречаться „на ура" другими участниками вашей жизни, поскольку перемены, скорее всего, поставят под сомнение их предубеждения относительно вас. Перемены часто болезненны, даже если это перемены к лучшему.

Если бы кто-то спросил вас сегодня: „Какую роль вы играете в своей жизни?" — что бы вы ответили? Вы бы сказали: „Я мать семейства"? „Я — хороший отец своим детям"?,3ерная жена" или „Уважаемый муж"? „Преуспевающий профессионал"? „Финансовый король"?

Если же вы обозначите себя по своему горькому наследию: „Я дочь Джона и Мэри Смит", это значит, что вы решили жить по семейному сценарию.

 

КАК РАСПОЗНАТЬ СВОИ СТАРЫЕ ПЛЕНКИ

В начале этой главы вы узнали, что наши старые пленки настолько заучены нами, что воспроизводятся в сознании с быстротой молнии. Хорошая новость заключается в том, что их можно замедлить до такой скорости, которая позволит нам услышать их и проанализировать. Мы будем слушать их сознательно и задавать себе вопросы по поводу того, во что мы верили в различные периоды своей жизни. Какие же пленки в ней звучат?

Будьте особенно терпеливы и внимательны, когда станете их слушать. Возьмите паузу и сделайте глубокий вдох, прежде чем высказать свои соображения. Уделите достаточно времени тому, чтобы основательно „допросить" себя и все необходимое записать. Выполнение приведенных ниже упражнений может потребовать нескольких дней „прислушивания" к себе, анализа и записи (при выполнении упражнений используйте свой личный дневник).

УПРАЖНЕНИЕ 1

Представьте себе, что вам предстоит встреча с кем-то, кого вы чрезвычайно уважаете, возможно, со знаменитостью, богатым и влиятельным человеком, кем-то, чьи ценности и убеждения вам но душе. Это может быть кго-то, кем вы восхищаетесь. Обычно перед такой встречей вы не будете задавать себе никаких вопросов, вы просто пойдете на нее. Возможно, вы будете чувствовать некоторую неловкость, возможно — нет, но вы просто примите решение. На этот раз, по мере того как вы готовитесь к воображаемой встрече, я хочу, чтобы вы очень тщательно себя „допросили". Важно быть абсолютно честным с самим собой. Если вы чувствуете, что боитесь, не стесняйтесь признаться в этом. Если вы боитесь онеметь от волнения или растеряться, так и скажите себе.

В ожидании такой встречи что конкретно вы говорите себе? Не жалейте времени, обдумайте и подробно запишите, какие чувства и эмоции вы испытываете по мере того, как приближается встреча. То, что вы запишете, очень важно для понимания содержания своих пленок о себе, самодостаточности и самоценности.

 

УПРАЖНЕНИЕ 2

Каждый день всю следующую неделю, просыпаясь утром, обдумывайте и записывайте собственные ощущения и ожидания предстоящего дня. Полны ли вы оптимизма? Вас гнетут страх и волнения? Вы измучены и обижены?

Ваши записи могут быть примерно такими: „Мне постоянно не хватает энергии. Я никак не могу разобраться в ситуации. Мне кажется, как раз сегодня я узнаю, в чем причина". Помните при этом, что я не имею в виду ваш постоянный внутренний диалог, который может включать в себя сознательную взбадривающую беседу, идущую одновременно с гораздо менее оптимистичной пленкой. Помните, что пленки предсказывают определенный результат. Поэтому я прошу вас внедриться в сознание конкретного дня и спросить себя, чего вы ждете от него.

 

УПРАЖНЕНИЕ 3

Представьте себе, что ваш начальник направил вам сообщение о том, что ждет вас сегодня у себя ровно в 16:00 (если у вас нет прямого начальника, это может быть любой другой человек, в некотором смысле обладающий над вами властью, например, землевладелец, министр или начальник вашей жены).

Как и раньше, это упражнение нужно проделать четыре раза, всякий раз используя другой набор обстоятельств, которые можно охарактеризовать следующими фразами:

Вы знаете, что совершили ошибку.

Вы знаете, что сокращение неизбежно, или грядет другая подобная неприятность.

У вас нет ни малейшего представления, о чем будет разговор.

Вы знаете, что будет сделан анализ вашей деятельности.

Теперь я попрошу вас выполнить аналогичное упражнение, но на этот раз в ситуации будет участвовать кто-то близкий вам. Представьте себе, что супруг или супруга, родственник, близкий друг или ребенок попросили вас о встрече.

Опять же, проделайте это упражнение четыре раза, каждый раз меняя набор обстоятельств:

Возникла проблема во взаимоотношениях.

Только что произошло что-то плохое, трагическое или несправедливое.

У вас нет ни малейшего представления, о чем пойдет речь.

Вы долгое время не разговаривали, по крайней мере откровенно, с этим человеком.

Запишите все свои мысли, которые только можете обнаружить под уровнем своего сознательного внутреннего диалога, то есть, любые мысли, которые приходят вам в голову, когда вы начинаете задавать эти вопросы и пытаетесь предвидеть ответы.

 

ОЦЕНИВАЕМ СВОИ ПЛЕНКИ

Оглядываясь назад, на свои пленки, видите ли вы в них какие- либо подобия или типовые модели? Есть ли конкретные сценарии, которые можно связать с негативным внутренним диалогом? Например, говорится ли в них о каких-либо столкновениях по работе? Есть ли в них упоминания о конкретных членах семьи или знакомых?

Может оказаться, что вам легче выявить пленки, когда вы начинаете думать о конкретной части дня, так бывает с нашими первыми мыслями утром о том, что произойдет в этот день. Возможно, пленки приходят вам на ум в контексте конкретного задания, например, когда вам предстоит подготовить речь. Используя записи из своего дневника, определите, каковы эти общие тенденции или модели.

 

ОЦЕНКА СЦЕНАРИЯ

Теперь давайте приступим к оценке сценария вашей жизни и зафиксированных в нем предубеждений.

 

УПРАЖНЕНИЕ 1

Уделите нужное время рассмотрению всех сценариев, по которым разворачивалась ваша жизнь. Их может быть довольно много: это могут быть роли друга, работника, любящего родителя, „души компании", танцора, преподавателя, спортсмена, супруга, инвалида, сына или дочери таких-то (вставьте имена родителей) и т. д.

Не забывайте, что сценарий руководит всем, что мы говорим и делаем; он также содержит ожидания или роли для других людей. Поэтому, думая о своем сценарии, постарайтесь сначала вспомнить те роли, которые непосредственно повлияли на полученный результат. Вспомните те „сцены" и обстоятельства, в которых исполняемая вами роль воздействовала на реакцию и взаимоотношения с другими людьми. В сценарии наверняка найдется место и для других внутренних факторов, которые мы обсуждали. Например, вы наверняка найдете в нем целый букет ярлыков, локус контроля, который расцвечивает события, а также пленки, которые наполняют сценарий автоматическим содержанием.

Используйте эти концепции, чтобы подробно охарактеризовать сценарий. Для этой работы вам снова понадобится ваш дневник.

Для начала просто обозначьте сценарий, внеся в заголовок ту роль, которую сыграли (мать, жена мужа-пьяницы, неряха, дурачок).

Затем опишите в простых словах поступки или поведение, которые требовались от вас по сценарию. Здесь задача состоит в том, чтобы вспомнить, что вы действительно делали в результате исполнения этой роли.

Далее в одном-двух абзацах опишите, как люди отвечали или реагировали на вас в связи с этой ролью. Чего эта роль потребовала от других персонажей „пьесы"?

Проделав это упражнение для одной роли, обратитесь к другой и опишите по очереди все свои роли, руководствуясь одними и теми же принципами.

 

УПРАЖНЕНИЕ 2

Сейчас, после того, как вы описали несколько сценариев, по которым жили, вернитесь к своим записям и выполните следующее:

1. Обведите кружком названия тех ролей, в которых вы чувствовали наибольшую цельность с тем, чего вы хотите добиться в жизни. Если бы вы рассказывали о себе другому человеку, какими ролями вы гордились бы больше всего? Какие роли вам самому по душе? Отметьте их.

2. Если бы вы рассказывали о себе другому человеку, за какие роли вам было бы очень стыдно? Поставьте кре

стики возле тех ролей, которые вам противно играть.

3. По каждому определенному вами сценарию, положительному или отрицательному, запишите, кто был в вашей жизни той фигурой, которая сильнее всего навязана вам конкретным сценарием. Укажите также, почему, по вашему мнению, этот человек определил вам такую роль и что он от этого выгадал.

e-puzzle.ru

 

СОЕДИНЯЕМ ВСЕ ВМЕСТЕ

Как мы делали в предыдущих главах, сейчас ваша задача состоит в том, чтобы оценить эти группы ролей и сценарии и решить, какие между ними существуют значимые связи. Вам нужно узнать, каким образом они соединились, определив вашу личность, и сколько каждый из них прибавляет или убавляет от вашего подлинного „я". Очень важно выяснить, какие роли совпадают с этим „я", а какие противоречат ему. В этом смысле можно полагаться на вашу эмоциональную реакцию на каж

дую из этих ролей.

У меня есть приятель, чья главная роль в жизни и чей сценарий заключался в том, что он спортсмен. Особенно он преуспел в футболе. Он играл в младших классах школы, в старших, в колледже и, наконец, в профессиональной лиге. К сожалению, что совершенно неизбежно, очень быстро прошло его время и он вынужден был повесить бутсы на гвоздь. Однажды, когда он жаловался мне на усталость, старость и болезни, я попросил его мысленно вернуться к тем дням, когда он был в форме и великолепно играл. Я попросил его „отмотать" сценарий назад до того момента, когда он был абсолютно счастлив.

Я с удивлением наблюдал, как он меняется прямо на глазах. К нему вернулась энергия, глаза заблестели, он выпрямился. Его голос стал звонким. Было видно, что он испытывает прежние ощущения из той роли, которую он так беззаветно любит. Буквально в течение нескольких секунд испытанные в этой роли эмоции преобразили его.

Я хочу сказать, что эмоции, связанные с теми ролями, которые мы исполняем, обладают колоссальной силой. Но они могут быть положительными, как в случае с моим приятелем, или отрицательными, когда роль, которую мы вспоминаем, вызывает боль. Важно определить, какие роли какие эмоции вызывают. Вот как это можно сделать:

Положив перед собой список своих ролей, попробуйте теперь заново „войти" в каждую из них, произнеся в этой роли хотя бы несколько фраз. Говорите то, что вы обычно говорили, играя эту роль, причем обязательно говорите вслух. Например, если по сценарию у вас роль „матери", представьте себе, что вы воспитываете кого-нибудь, и скажите вслух то, что обычно говорили тогда. Например, вы можете сказать: „А сейчас как следует застегнись, потому что я не хочу, чтобы ты простудился. Помни, мама любит тебя и хочет тебе добра. Поэтому застегнись и иди гулять. Только будь осторожен. Стой, ты делаешь это не так, давай я тебя застегну. Примерно каждый час показывайся домой, чтобы я была спокойна".

Я не утверждаю, что эта первая роль, которую вы взялись анализировать, или любая другая, сама по себе хороша или плоха. Но к каждой роли „привязаны" определенные эмоции, чувства, и я хочу, чтобы вы обратили внимание именно на них. Поэтому вам нужно произносить свою роль так долго, пока вы что-то не почувствуете. Эмоции могут быть положительными и успокаивающими, но они также могут вызывать раздражение и неприятные чувства, и я хочу, чтобы именно это вы отметили. Запишите любую значимую эмоцию, вызванную каждой из ваших ролей.

Наконец, напишите как можно больше деталей такого сценария жизни, который вы хотели бы написать для себя, если

бы вас совершенно ничто не сдерживало. Не пытайтесь угодить кому-нибудь, даже не думайте, возможен ли такой сценарий вообще. Давайте помечтаем. Какую жизнь вы бы выбрали для себя, если бы были способны на все? Какие эмоции переполняли бы вас и с кем вы хотели бы ими поделиться? Это упражнение требует глубокого внимания и полной сосредоточенности. Не пожалейте времени на этот „сценарий мечты", напрягите все свои творческие способности, только тогда он сможет принести реальную пользу (кстати: если при выполнении этого упражнения вы не испытываете удовольствия, отложите его. Сделайте паузу и начните сначала).

Ну вот, в данный момент, я надеюсь, вы честно и обстоятельно исследуете тот сценарий, который для себя написали, и изучаете роль, которую вам предстоит сыграть. Надеюсь также, что вы поняли, каково чувствовать себя, когда сердце — ваш настоящий друг. Ваш сценарий может и не стать „хитом", он может не угадать того, чего ждут „зрители". Но это самый лучший сценарий для звезды — для вас.

Теперь вам самому решать, что делать дальше с этим сценарием.

 

ВВЕДЕНИЕ В ПЯТИЭТАПНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

В пилотировании небрежность и самоуверенность обычно гораздо опаснее, чем решение намеренно идти на риск.

УИЛБЕР РАЙТ, из ПИСЬМА к ОТЦУ, ДОТИРОВАННОГО СЕНТЯБРЕМ 1950 ГОДА[7].

 

Ранее я предложил вам считать свою жизнь цепочкой, которая состоит, как и принято, из отдельных звеньев, соединенных друг с другом. Мы с вами уже много поработали, чтобы разобраться с наиболее важными звеньями. Сейчас самое время обобщить всю эту колоссальную работу, оценить, что она для вас значит, и наметить план дальнейших действий.

Мой отец работал на нефтедобыче в штатах Техас, Оклахома и Колорадо, и я хорошо помню, как впервые в жизни увидел цепи, которые использовались в буровых установках. Огромные, все в черной смазке. Некоторых звенья были такие большие, что каждое было трудно даже поднять. Работа с такими цепями была очень тяжелым и опасным способом зарабатывать себе на жизнь. Когда в детстве я слышал рассказы о каторжниках, закованных в цепи и упрятанных в темницы, я представлял себе, как эти огромные, мерзкие цепи охватывают шею и лодыжки какого-нибудь бедолаги.

 

Цепи представлялись мне очень крепкой удерживающей силой. Они связывают человека и лишают его свободы. Полагаю, это описание говорит о том, как я представляю вашу личную жизненную цепь. Я думаю, что слишком часто то, что мы делаем в жизни, является результатом негативного импульса, продуктом той жизненной цепи, которая соединяет наше прошлое с настоящим и тянется в будущее.

Наше мнение о самих себе, истинное или ложное, является продуктом этой связи. Она может быть положительной или отрицательной, но то что она есть — бесспорно. Разговор о том, как эта цепочка куется и „вплетается" в то, кем человек становится, является темой этой книги. Создание или воссоздание точно такой цепочки и точно такого подлинного „я", какое вы хотите иметь, будет темой этой и следующей глав.

Для начала я попросил вас „порыться" в своей прошлой жизни, так как считаю, что прошлое — лучший предсказатель будущего. Для большинства людей это означает, что если в прошлом была неразбериха, скорее всего, эта неразбериха ждет их в будущем. Но у вас так не должно быть. Теперь в ваших руках есть средства изменить свой импульс, разбить старую цепь и выковать новую. Как только вы решили, какие звенья из вашего прошлого определяют то, что вы испытываете сегодня, считайте, что вам известно, на что направить свою энергию. Если история вашей жизни предопределяет будущее, а вы хотите себе новое и лучшее будущее, значит, нужно создать новую историю.

Возможно, сначала это будет один день новой истории, затем одна неделя, один месяц, один год. Скоро у вас будет целая новая история, предвещающая новое будущее. Если вы на протяжении многих лет ежедневно напивались или переедали, то самым точным пророчеством будет то, что и в этом году вы будете поступать так же. Но стоит вам повести себя по-друго- му хотя бы один день, ваш мозг сразу настораживается („Эй, это что-то новенькое?") и делает новое предсказание. По мере накопления дней „нового поведения", новый прогноз становится все сильнее и точнее. Теперь ваша задача порвать со старым и привыкнуть к новому. Мы потратили так много времени на старое для того, чтобы у вас с глаз упали шоры и чтобы вы точно знали, какие конкретные части вашего прошлого с какими конкретными частями настоящего связаны. Теперь вы знаете это.

Ваш внешний жизненный опыт и ваши внутренние реакции на него, „выковали" такое представление о себе, которое вело вас по всей жизни. Точно как у кузнеца, который на наковальне придает раскаленному металлу нужную форму, у вас формировалось мнение о себе. Вы „лепили" себя через внутреннее восприятие и внутренний диалог, и вас также „лепили" своим поведением и реакциями те, кого вы встречали на своем жизненном пути. Определяющие моменты, критические решения и „ключевые" люди были теми „молотами", которые „ковали" вас.

Очень может быть, что существенная часть этого „производственного процесса", или даже он целиком, протекали без вашего ведома. Оглядываясь назад, вы можете чувствовать, как ваша цепочка жизни „обмотала" вашу шею еще до того, как вы научились говорить. Очень может быть, что ваша цепочка слегка „придушила" вас, лишила активности и свободы. Как я уже сказал, вы не можете изменить то, что не признаете. Но верно и обратное: что признано как сущее, может быть изменено. Взгляните реально на звенья своей жизненной цепочки, найдите и разбейте те, которые вам мешают, и выпустите на волю свое подлинное „я".

Я хочу предложить вам новый и смелый план. Самое время стать кузнецом своей собственной жизни. Перестаньте пассивно наблюдать за тем, как вас „лепят" внутренние и внешние обстоятельства, которые вы „пустили" в свою жизнь. Начните сознательно и активно оспаривать и направлять все эти силы. Сделав это, вы уведете представление о себе прочь от вымышленного края нашей шкалы самооценки, поближе к тому краю, где находится подлинное „я".

Сейчас самое время начать движение в новом направлении, исток которого — в энергичном „здесь и сейчас", отвергнув все старые пути, уходящие корнями в усталое, отжившее и неуместное прошлое. Вы можете создать новый импульс, который позволит вам делать то, чего вы действительно хотите.

Для того, чтобы изменить свою жизнь и представление о себе, вам нужно сделать две вещи. Во-первых, вам нужно освоить ряд очень специфических умений. Во-вторых, вы должны быть полностью честны в оценке и применении всей той информации, которую накопили до сих пор. Часть из того, что вы узнали о себе — неприятные сведения, и теперь самое время с этим что-то сделать. Проникнуть в суть без действия еще хуже чем оставаться слепым. По крайней мере, тогда можно цепляться за старый аргумент „незнание — счастье". Проделать тяжелую работу по постижению собственной жизни, ответить на все эти „почему" и „зачем", чтобы затем продолжать стагнацию или даже вернуться назад к прежней рутине — это нехорошо.

Чтобы эффективно распорядиться неприкрашенной правдой и сделать важные изменения, вам нужно проявить ответственность и активность. Сделать меньше — значит потратить время зря.

Я хочу сказать, что, если вы желаете улучшить качество своей жизни и вырваться из ловушек, в которых до сих пор прозябали, вам нужно найти в себе мужество продолжать правдиво смотреть на вещи и проявить активность в перемене образа жизни как внутренне, так и внешне. Никаких „против", никаких оправданий, никакого перекладывания ответственности на других за выбор, который вы сделали. Вам следует решить, какие элементы представления о себе для вас ценны и поэтому хотите их сохранить, а от каких нужно избавиться. Сейчас самое время „отмыть" от налипшей грязи свою правду, чтобы начать жить в согласии с подлинным „я". Как я уже говорил, это потребует недюжинного мужества на этапе исследования и, безусловно, не меньшего мужества на этапе реализации.

Помните, что далеко не все будут счастливы от того, что вы решили отказаться от некоторых ролей, которые ранее пассивно исполняли, равно как и аплодировать вам в новых ролях, которые вы сами для себя выбрали.

Чтобы ускорить этот процесс, давайте коротко вспомним все, что мы узнали о формировании представления о себе.

Первое

Мы начинаем свою жизнь с целого созвездия талантов, умений, способностей, черт характера, которые уникальны и определяют человека как личность. В каждом из нас есть все необходимое для выполнения своей миссии в этом мире — навыки, способности, проницательность и мудрость. Если ваше путешествие по жизни представляло собой реализацию этой цели и вы все время были сосредоточены на ней, значит, вы прожили жизнь в согласии со своим подлинным „я". Если нет, вы оказались под властью вымышленного „я", которое было вам навязано.

Второе

Ваше путешествие по жизни, будь вам двадцать лет или шестьдесят, в какой-то степени характеризуется „обучающим опытом", который оказывает сильное влияние на ту уникальность, с которой вы были рождены. Опыт обучал и менял вас: это был опыт покоя и счастья, суматохи и печали.

Третье

Несмотря на то, что жизненная история человека включает буквально миллионы крупиц внутреннего и внешнего опыта, лишь поразительно небольшое количество этих событий сошлись вместе в формировании представления человека о самом себе.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.054 сек.)