АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности профессиональной этики сотрудника правоохранительных органов

Читайте также:
  1. I. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
  2. XII. Особенности несения службы участковым уполномоченным полиции в сельском поселении
  3. А) Описание области профессиональной деятельности учителя литературы.
  4. Адаптивные организационные структуры: достоинства, недостатки, особенности применения на практике
  5. Административная ответственность: основания и особенности. Порядок назначения административных наказаний.
  6. Актуальные проблемы биоэтики.
  7. Акцизы: налогоплательщики и объекты налогообложения. Особенности определения налоговой базы при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу РФ.
  8. Акции, их классификация и особенности
  9. Анализ результатов смены, доведение результатов работы до сотрудника.
  10. Анатомо-физиологические особенности сердца.
  11. Андрогинность и особенности мужского и женского личного влияния
  12. Артистические и музыкальные способности и типологические особенности.

Общественная полезность и характер деятельности - профессиональных юристов, в том числе и СПО, важность сферы их деятельности (цель, средства и конечный результат) безусловно предполагают специфически профессиональные нравственные требования. В этом отношении особенность профессиональной морали юристов является результатом специфического преломления общих принципов и норм морали в их служебной деятельности и неслужебном поведении и выражается в следующих чертах. 1. Ни в какой другой области жизни нормы поведения, морали не являются в максимальной степени обязательными и определенными. 2. Моральные нормы юриста юридически оформлены, подкреплены законом, установлены государством. 3. Нормы и принципы профессиональной этики юриста носят повелительный характер и требуют исполнительности, обязательности выполнения. 4. Действия профессиональных юристов при всей их строгости должны быть справедливыми, не унижающими человеческое достоинство, и вместе с тем непримиримы к нарушителям законности и антигуманности. 5. Отношения профессиональных юристов с гражданами требуют индивидуального подхода и внутренней культуры и такта. 6. При применении права юристами необходимо ко всему подходить с точки зрения закона, отрешившись от своих личных симпатий и антипатий. Из всех этих особенностей складывается во всей полноте профессиональная этика юриста, его нравственная культура в целом. Профессиональная этика - это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.

 

7. Основные категории этики и морали и их реализация в деятельности сотрудников правоохранительных органов. Категории этики — это наиболее общие понятия, отражающие самые существенные стороны и моменты морали и составляют теоретический аппарат этики как науки. КЭ— это образования духовного, идеального порядка, которые существуют; оформляются на теоретическом уровне нравственного сознания Они есть не что иное, как субъективное отражение нравственной стороны бытия, и представляют собой систематизированное, научно обоснованное, теоретическое знание о морали как социальном явлении. Говоря о категориях этики следует сказать о том, что они выполняют и некоторые "сложные" функции самой науки. Во-первых, они являют собой бесконечные ступеньки познания морали как сферы общественных сношений. Во-вторых, категории этики представляют собой своеобразный инструмент познания. В-третьих, этические категории - это форма движения, развития морального познания от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д. Категории этики - это основные, наиболее общие понятия, выражающие различные стороны нравственных взаимоотношений между людьми. Основными категориями этики являются: добро и зло, долг, совесть, честь, достоинство, счастье и т.д. Добро и зло - центральные понятия этики, разграничивающие нравственное и безнравственное. Добро отражает наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее: то, что должно быть и что заслуживает одобрения. Зло – категория этики, противоположная добру. В нем обобщены представления о безнравственных поступках и человеческих качествах, заслуживающих морального осуждения. Таким образом, мораль часто отождествляется с добром, с положительным поведением, а зло соответственно рассматривается как аморальное. Одним из проявлением социального зла является преступность, правонарушения. Без преодоления этого зла нельзя утверждать добро. Для сотрудников правоохранительных органов делать добро - это значит активно, беспощадно бороться со злом во всех его проявлениях.

8. Понятие, особенности и социальные функции этических категорий. Среди категорий этик» можно выделить: категории морального сознания, категорий нравственных отношений и категории нравственной деятельности. Следует заметить, что и эта классификация весьма уязвима, ибо все категории находятся в тесном единстве, взаимно дополняют друг друга, переходят из одной группы в другую, оказывают взаимное воздействие друг на друга.

КЭ так тесно связаны между собой, что они как бы аккумулируют в себе содержание друг друга. Дело обстоит таким образом, что содержание одной из них, как правило, раскрывается через использование других. Например, К чести может быть понята только через привлечение таких категорий, как достоинство, ответственность, честолюбие, порядочность, правдивость и т.д. К мужества раскрывается с помощью К: великодушие, самоотверженность, выдержка, смелость, храбрость и др. К справедливости не может быть понята без таких К, как человеколюбие, правдивость, милосердие, почтительность, трудолюбие, беспристрастность, признательность и т.п. Первая группа — это К собственно морального сознания. К ним относятся: моральный принцип, моральная норма, моральная или этическая категория, моральное убеждение, нравственная цель, моральный выбор и т.п.

Сущностные К морального сознания: добро, зло, долг, честь, достоинство, совесть и другие занимают центральное место в системе категорий, но их нельзя отрывать от нравственных отношений и моральной практики. К второй группы - это К нравственных отношений: нравственное взаимодействие, нравственный конфликт, моральный авторитет, репутация и др. По своей функциональной роли нравственные отношения есть выражение взаимодействия моральных субъектов. Эти отношения и оцениваются как нравственные по тому, что они характеризуются теми или иными моральными оценками: дружественными, товарищескими, доверительными, уважительными, лицемерными, злобными, враждебными и т.п. Третья К моральной практики, или функционально-поведенческие. В них находит выражение процесс реализации личностью тех или иных нравственных качеств на практике, в обыденном, повседневном поведении. К такого рода К например, относятся: моральный (или аморальный) поступок, моральное воздаяние, моральные последствия и санкции, Через них материализуются такие категории нравственного сознания, как моральный долг, честь, достоинство, героизм щи трусость, справедливость или несправедливость, верность или измена, благородство или низость, великодушие или жестокость и т.п. В К данной группы раскрывается, в конечном счете, назначение морали как регулятора человеческих отношений. Рассмотренные особенности, классификация и сущность этических К имеют не только теоретическое, но и общеметодологическое значение. Без них, в частности, невозможен анализ профессионально-этических категорий, ибо они по сути дела являются конкретизацией категорий общей этики.

9. Профессиональный долг, честь и совесть как основа нравственных отношений в правоохранительной деятельности. Категория долга — одна из важнейших в этике вообще и cpеди категорий профессиональной этики в особенности. Долг - общественная необходимость, выраженная в нравственных требований к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей пег обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. Областью, в которой категория долга получила особенно большое признание, издавна были сферы военной и правоохранительной деятельности. Долг сотрудника правоохранительных органов — это высокая и почетная обязанность, вытекающая из объективных потребностей зашиты личности, общества и государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями. Совпадение доминирующего желания с долгом есть своеобразный апофеоз нравственности. Долг и желание - не исключающие друг друга противоположности. Они могут очень сильно сближаться или расходиться, но никогда практически не исключают друг друга. Долг — это требование общества, коллектива, желаемое - атрибут личности. Важно осознать, что, в конечном счете, долг работает на достижение желаемого, а желаемое при его правильном понимании ведет к более успешном) выполнению долга. Человек с высокоразвитым чувством долга может подняться над своими субъективными подчинить всего себя требованиям долга, которые как бы растворяют в себе все личное. Профессиональная честь - это признание общественным мнением и осознание самими сотрудниками правоохранительных органов высокой социальной ценности самоотверженного выполнения своего долга. Оценка чести - это оценка общественного мнения, а оценка достоинства - это прежде всего дело самой личности. Дорожить честью - это долг и повседневная обязанность. Честно и добросовестно выполнять должностные обязанности на любом порученном участке, эффективно и профессионально действовать по раскрытию и расследованию преступлений, охране общественного порядка». Честь – это отношение к службе, к коллективу, поддерживающим его традициям, а также внешний вид сотрудника. Совесть есть самооценка личности своих помыслов, чувств, поступков через призму высших нравственных ценностей. Суд совести считается одним из самых суровых. Совесть является важным механизмом утверждения добра, справедливости. Данная категория характеризует способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Таким образом, должное становится могучим, несокрушимым желанием, превращается из внешнего во внутреннее побуждение личности. Разлад между долгом и устремлениями и соблазнами личности, между долгом и чувством самосохранения ведет не только к провалу порученного дела, но и самым серьезным последствиям для сотрудника органов, вплоть до собственной гибели.

Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению высоких задач: защите прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга проявляются в том случае, если они дополняются нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь. Долг СПО - высокая почетная обязанность, вытекающая из объективных потребностей защиты личности, общества и государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями. В ПО придается первостепенное внимание долгу как непосредственному регулятору деятельности их сотрудников. Механизм поведения сотрудников в коллективах основывается на трех важнейших факторах: 1) зависимости сотрудника от коллектива, государства и общества, его заинтересованности в поддержке общества; 2) определенной свободе, независимости сотрудника, выражающейся

в возможности выбора той или иной линии поведения в пределах определенного спектра возможностей; 3) ответственности за результаты и возможные последствия свободы своих действий: каждый сотрудник должен быть готовым ответить за свой моральный выбор в рамках нравственных норм, формируемых коллективом и обществом.

 

10. Мораль в системе социальных факторов правоохранительной деятельности. Мораль – система исторически определенных взглядов, норм, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенным социальным слоям, государству и поддерживаемых личными убеждениями, традициями, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса, либо социальной группы. Право – совокупность общеобязательных государственных предписаний и принципов, выражающих общую (согласованную) волю различных групп людей в обществе, выступающих мерой (регулятором) свободы и ответственности их поступков и действий. Общее в морали и праве: форма общественного сознания; развиваются на едином фундаменте общечеловеческих ценностей; совпадение сфер моральных и правовых отношений;единые цели, задачи, требования моральных и правовых отношений; регулятивная функция человеческого поведения в обществе – главная; являются совокупностью норм, регулирующих общественное поведение;обязательность соблюдения норм и принципов морали и права.

Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы). Нормативность — свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают. Но регулирование их осуществляется специфическими для каждого из регуляторов средствами. Единство общественных отношений "с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем". Моральные нормы - это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, т.е. присущие данному обществу, социальной группе нравы. Принципы общественной морали дают социальную ориентацию поведения, формируют нравственные требования в наиболее общем виде. Они являются своеобразной программой деятельности, стратегией нравственного поведения. Цели, стоящие перед правоохранительными органами и их сотрудниками носят социально-значимый характер, имеют глубоко гуманистическое содержание, обусловлены задачами борьбы с преступностью.

11. Мораль и право. Соотношение морали и права — один из важных аспектов изучения этих социальных явлений, представляющий особый интерес для юристов, необходимые, взаимосвязанные и взаи­мопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчине­ния людей определенным правилам. Нормативность — свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. Единство общественных отношений "с необходимостью оп­ределяет общность правовой и моральной систем". Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, "мораль­ная сторона и моральные заповеди... не могут быть предметом положительного законодательства". Законодательство не мо­жет декретировать нравственность. Мораль и право каждой общественно-экономической фор­мации однотипны. Они отражают единый базис, потребности и интересы определенных социальных групп. Общность морали и права проявляется и в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, об­щеобязательны; они охватывают все стороны общественных отношений. Многие правовые нормы закрепляют не что иное, как нравственные требования. Право регулирует лишь общественно значимое поведение. Оно не должно, например, вторгаться в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии против подобного вторжения. Объектом морального регулирования является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь). Способ правового регулирования — правовой акт, создаваемый государственной властью, реально складывающиеся правоотношения на основе и в пределах правовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, общепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием. Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и государственное принуждение, юридические санкции. В морали действуют только духовные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть.

12. Мораль и политика. Правоохранительные органы - это органы государства, реализующие его политическую волю, а если учесть, что их деятельность в той или иной мере затрагивает интересы каждого гражданина, она не может быть исключена из сферы морального контроля. Взаимосвязь морали и политики проявляется прежде всего в их функциях как по отношению к обществу, так и по отношению друг к другу. Мораль и политика едины в том, что они являются регуляторами общественных отношений. Их задача заключается в направлении поведения людей в соответствии с теми или иными общественными интересами. В этом состоит их основная социальная функция. Это связано с тем, что политика: определяет стратегию правоохранительной деятельности. Отклонение от принципов справедливости, общественного блага, гуманизма в политике искажает цели борьбы с преступностью, приводит к использованию недопустимых с точки зрения морали средств деятельности правоохранительных органов; вычленяет приоритеты в правоохранительной деятельности. Чем будет руководствоваться политическая позиция в определении значимости тех или иных направлений борьбы с правонарушениями - заботой о благе государства и его граждан или корыстными групповыми интересами, - от этого во многом зависит эффективность работы правоохранительных органов и их социальная позиция; создает условия правоохранительной деятельности. Эта деятельность может быть успешной лишь тогда, когда она опирается на справедливые законы, принимаемые органами власти; когда политика государства направлена на развитие общества и всех его членов, что, в свою очередь, ведет к снижению уровня преступности; когда обеспечиваются материальные и духовные условия деятельности правоохранительных органов; обеспечивает контроль за правоохранительной деятельностью. Всякий контроль становится действенным тогда, когда контролируемый признает нравственное право осуществления этого контроля со стороны контролирующего. Если сами политики нарушают правовые и нравственные нормы, вряд ли они способны наладить работу правоохранительных органов. Поэтому только политика, опирающаяся на мораль, в состоянии направлять и корректировать правоохранительную деятельность; формирует в обществе положительное отношение к правоохранительным органам и их деятельности. Никакими политическими требованиями или заявлениями нельзя вызвать у населения уважение к правоохранительным органам, если сама политика государства и деятельность этих органов не отвечают нравственным чувствам масс. Нравственная политика всегда найдет отклик у населения и сможет оказать влияние на формирование его положительного отношения к правоохранительным органам.

По отношению к политике мораль выступает, с одной стороны, инструментом ее сдерживания, самоограничения, инструментом социального контроля за деятельностью политиков.

13. Мораль и искусство. Две формы общественного сознания и духовно-практической деятельности человека, тесно связанные и взаимодействующие друг с другом. В основе их лежит единство этического и эстетического в явлениях общественной жизни. бщественной жизни. И. помогает человеку осознать самого себя и свое место в мире, встающие перед ним проблемы смысла жизни и ее ценностей. В присущей тому или иному виду И. форме на арене изображаемой действительности сталкиваются между собой добро и зло, интерес и долг, счастье и назначение человека и др. элементы сферы нравственных представлений. Иными словами, значительную часть содержания И. составляют моральные проблемы. Эти же проблемы делает предметом своего рассмотрения нормативная этика. В И. эти проблемы получают выражение в художественной форме, решаются путем раскрытия определенных жизненных ситуаций и конфликтов, столкновения противоположных начал, исход борьбы между к-рыми далеко не всегда предопределен их нравственными достоинствами. И в этом отношении И. воспроизводило и осмысляло моральные проблемы человека гораздо богаче, многостороннее и диалектичнее, чем любая абстрактная теория или нравоучение. Нравственное воздействие средствами И. на убеждения человека осуществляется отнюдь не путем рациональных доводов и логического доказательства очевидных преимуществ добродетели над пороком. Это - эмоционально-эстетическое воздействие, к-рое предполагает работу воображения, творческую активность воспринимающего субъекта, в т. ч. и осмысление им - под воздействием художественного произведения - собственного жизненного, нравственного опыта.

 

14. Нравственный характер правоохранительной деятельности. Нравственно-правовые нормы, как институциональные, так и неинституциональные, составляют ядро профессионального сознания и профессиональной культуры СПО. Без следования нормам профессиональной морали СПО, всеми лицами юридических профессий, курс на создание демократического правового государства остается только теоретической моделью.

Существование особой профессиональной морали сотрудников СПО (шире – правовой морали) доказывается двумя рядами обстоятельств. Первый ряд обстоятельств давно отмечен в литературе. Это наличие специфического объекта профессиональной деятельности СПО, а также ее специфической цели. Таковым объектом является другой человек, индивидуальный и коллективный субъект, а также коренные интересы личности, общества и государства. Таковой целью является обеспечение и защита прав человека и гражданина путем предотвращения, раскрытия и наказания преступлений против личности, общества и государства. Эта цель конкретизируется в содержании профессиональной деятельности юристов разных специализаций. Нормы профессиональной морали СПО имеют институционально-внеинституциональный характер, ряд норм профессиональной морали СПО закреплен в действующем международном и отечественном законодательстве, а другой ряд норм существует как неписаные правила межличностного общения и профессиональной деятельности сотрудников милиции; б) нормы профессиональной морали СПО предусматривают возможность применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия в оговоренных законом случаях; в) за соблюдением норм профессиональной морали ведется строгий контроль со стороны служб собственной безопасности, общественного мнения и СМИ. Следует провести различие между понятиями правовой морали и деонтологией. Деонтология (в переводе с греческого “учение о долге”) – это представление о правильном, достойном, должном поведении сотрудников правоохранительных органов.

15. Нравственное содержание правоохранительной деятельности. Главная суть деятельности правоохранительных органов непосредственно обнаруживается в их названии: это исполнение важнейшей конституционной обязанности государства - охрана и защита прав и свобод человека и гражданина (Конституция РК)

Все остальные их функции - охрана общественного порядка, собственности, борьба с преступностью, пресечение антиобщественных проявлений и др. - являются элементами этой важнейшей обязанности. И сами правоохранительные органы в свою очередь являются элементом, одной из главных структур государства - той властной структурой, которая является гарантией права как системы социальных норм и отношений, организующей нормальную жизнедеятельность того или иного общества.

Основными методами, через посредство которых правоохранительные органы осуществляют свою деятельность, являются профилактика правонарушений (т.е. воспитательная работа с гражданами) и принудительные санкции, принимающие в крайних случаях форму прямого насилия. Причем, как это видно из вышеприведенного определения, понятие "властная сила" является основной характеристикой деятельности правоохранительных органов. Принципы общественной морали – это основные нормы или требования, которые предъявляются обществом к поведению людей. Выделяют следующие основные принципы, регламентирующие деятельность сотрудников органов внутренних дел: принцип гуманизма, принцип патриотизма, принцип интернационализма, принцип справедливости и законности. Правильное понимание принципа гуманизма в деятельности правоохранительных органов выражает определенное отношение общества к наказанию, его целям и задачам, отражая уровень правосознания общества и его правовой культуры. Суть процесса гуманизации правоохранительной системы составляют основанное на законе, отношение к личности правонарушителя, осужденного (заключенного), вера в возможность его исправления, обеспечение охраны его законных прав и интересов от любых посягательств, недопустимость причинения ему необоснованных физических страданий и унижения человеческого достоинства. Характер обращения с преступниками (осужденными) свидетельствует об общей культуре гражданского общества. Патриотизм – чувство любви к Родине, преданность ей. Это сложное социально-нравственное и нравственно-психологическое явление. По своему социальному содержанию патриотизм призван способствовать сплочению, единению людей. По индивидуально-психологическому – он представляет собой чувство и осознание органической связи, сопричастности человека к судьбам Родины, единение его с отечеством. Принцип интернационализма/ Любые попытки ущемления по национальному признаку должны рассматриваться как не­приемлемые, противоречащие принципам государственности. В деятельности правоохранительных органов принцип интернационализма выражается в сотрудничестве и солидарности правоохранительных служб различных государств в выполнении общих задач. Принцип законности — основополагающий принцип в деятельности правоохранительных органов. Он заключается в требовании единообразного, строгого и неуклонного соблюдения законов всеми сотрудниками правоохранительных органов. Произвол и беззаконие подрывают нравственные правовые и социальные основы функционирования не только органов правопорядка, но и государства в целом. Нарушая закон, нельзя требовать уважения к закону от других. Издавна отмечалась тесная связь справедливости с понятием законности: понятие справедливости означает в одно и то же время законное, а несправедливость — противозаконное отношение к людям.Особое значение принцип справедливости имеет для правоохранительной сферы. Не случайно термин «юстиция» (от лат.justitia) означает справедливость, законность, правосудие. Следовательно, важнейшим условием справедливости для сотрудника является строгое и неуклонное соблюдение законности.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)