АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы и функции философии

Читайте также:
  1. I. Прокурор: понятие, положение, функции и профессиональные задачи.
  2. I. Функции окончания «-s»
  3. I. Функции окончания «-s»
  4. II. МЕТОДЫ, ПОДХОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ
  5. II. МЕТОДЫ, ПОДХОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ
  6. III Участники игры и их функции
  7. III. Методы оценки функции почек
  8. III. Полномочия и функции территориального фонда
  9. III. Ценности практической методики. Методы исследования.
  10. IV. Методы коррекции повреждений
  11. IV. Состояние дыхательной функции
  12. V. Состояние голосовой функции

Споры по различным вопросам постепенно привели философов к осознанию того, что важным является не только высказывание тех или иных новых и интересных идей, но и не­противоречивость предложенных идей между собой, а также доказательство их истинности. В творчестве Сократа (V в. до н.э.) впервые было обращено пристальное внимание на сам путь философской мысли и закономерности процесса философствования. Сейчас уже всем очевидно, что философия не была бы теоретическим мировоззрением и особой наукой, если бы представляла собой лишь набор произвольно высказанных, недостаточно аргументиро­ванных и не связанных друг с другом положений. Поэтому для философских учений харак­терно наличие двух обязательных сторон — системы и метода. Под системой понимается со­вокупность взглядов мыслителя мировоззренческого характера, приведенных в определен­ный порядок и подчиненных некоторым наиболее важным, определяющим все остальное учение идеям. Метод (от греческого «методос» — путь исследования) представляет собой способ построения и обоснования выдвинутой системы философского знания. Исторически сложились два основных метода философского познания -диалектика и метафизика.

Под влиянием деятельности выдающегося древнегреческого мыслителя Сократа диа­лектика многие века понималась как искусство вести диалог и спорить с целью достижения истины путем столкновения мнений (отсюда ее название). Другой древнегреческий философ, Гераклит, исходил из всеобщей изменчивости не только познания, но и всего существующего в объективном мире. Большой вклад в становление диалектики внес Г.Гегель, трактовавший ее как умение отыскивать взаимопроникновение противоположностей в движении понятий, то есть он признавал реальное развитие прежде всего в сфере духовного. К.Маркс и Ф.Энгельс разработали материалистическую диалектику, согласно которой структура, осо­бенности и развитие познающего мышления отражают объективные связи и изменения, имеющие место в окружающем мире. Как указывалось, в современной философии диалекти­ка рассматривается как теория развития. Вместе с тем, она представляет собой и такой метод познания, при котором все вещи, их свойства и отношения, а также все формы их отражения в сознании человека рассматриваются во взаимной связи и развитии.

Понятие «метафизика» возникло случайно. Один из комментаторов Аристотеля назвал так группу работ мыслителя о «бытии самом по себе», следующих после сочинения «Физика» (по гречески «мета» означает «после»). Поэтому первоначально термин употреблялся как си­ноним философии. Метафизика как метод познания противоположна диалектике в том от­ношении, что она изучает все вещи, их свойства и отношения, а также их мысленные образы как отдельные, неизменные, вне их связи и развития, сами по себе. Классическое выражение метафизика получила в XVII столетии в трудах Р.Декарта и Б.Спинозы. Она имела серьезное значение как раз в этот период, когда наука постепенно собирала конкретный материал для последующих обобщений. Подвергать изучаемые предметы анализу было удобнее при рас­смотрении их в мысленном покое. Но со временем именно диалектика стала все больше от­вечать потребностям философского познания, так как ее принципы (всеобщей связи явлений и процессов, развития всего сущего и др.) точнее соответствуют объективно существующему миру — миру, не просто состоящему из отдельных предметов, но и наполненному многооб­разными противоречиями, проникнутому сложными взаимосвязями и бесконечно разви­вающемуся.

Философия имеет большое значение для людей, активно взаимодействуя не только с наукой, но и с другими сферами жизни общества. Ее исходные теоретические принципы и ис­следовательские подходы, выводы и ценностные ориентации оказывают влияние на искусст­во и литературу, религию и идеологию, экономику и политику, правовое и нравственное соз­нание. В свою очередь, на философию накладывают отпечаток самые различные обстоятель­ства жизни того или иного народа или особенности исторического периода. По выражению Г.Гегеля, философия является «духовной квинтэссенцией времени», самосознанием эпохи. Она концентрирует опыт осмысления людьми окружающего мира и самих себя, мудрость предшествующих поколений.

Выступая в качестве особой науки, философия выполняет познавательную функцию. Она вооружает людей знанием фундаментальных законов развития природы и общества, ак­тивно исследует бытие человека в мире, смысл и цель его жизни. Методологическая функция философии заключается в том, что она вырабатывает систему способов и приемов изучения мира, а также его изменения. Общие методы познавательной и практической деятельности людей применяются затем и в частных науках — естественных и общественных. Философия занимается выработкой универсальных, то есть применимых ко всем областям жизни поня­тий, которыми затем пользуются люди. Творчество философов вносит серьезный вклад в систематизаиию человеческого опыта, обобщение достижений национальной и мировой ду­ховной культуры. В последнее время все большее значение приобретает прогностическая функция, состоящая в предсказании наиболее общих тенденций мирового развития. В этой связи философия также критикует существующие социальные порядки. Будучи продуктом своей эпохи, ее конкретно-исторических условий, философские учения выполняют роль от­ражения интересов и представлений различных социальных групп, то есть идеологическую.

Наиболее важная функция философии — мировоззренческая. Особенностью человека как личности является то, что он желает знать общие законы существования и функционирова­ния мира в целом, стремится постичь зависимость частных проблем от этих общих законов Вселенной. Кроме того, для человека крайне важен выбор основополагающих принципов поведения, определяющих его жизненный путь. Естественно, что особенно остро эти про­блемы встают перед людьми в период становления осознанного научного или религиозного мировоззрения, то есть в молодые годы. Поэтому весьма важное значение философия имеет для молодежи, положительно влияя на расширение кругозора и обобщение имеющихся зна­ний, побуждая к размышлениям над «вечными» вопросами и формируя способность рацио­нально-критической (а не нигилистической) оценки действительности. Овладение философ­скими аргументами ведет к преобразованию стихийно сложившихся взглядов в более тща­тельно продуманное и обоснованное мировоззрение и формирует у человека теоретическое мышление.

Трудности в процессе изучения философии компенсируются ее пользой для интеллекту­ального развития личности. Поэтому многие мыслители советовали изучать философию. Так, Ф. Энгельс писал: «Пробным камнем для молодежи является философия».8 Древнегре­ческий мыслитель Эпикур призывал: «Пусть никто, пока он молод, не откладывает занятий философией».9 Французский же гуманист XVI века Мишель Монтень отмечал, что филосо­фия «утишает душевные бури, позволяет с улыбкой сносить болезни и голод,... опираясь на вполне осязательные, естественные доводы разума».10

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)