АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 7. НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ КЛАССИКА

Читайте также:
  1. Древнеиндийская этико-философская мысль (джайнизм, буддизм).
  2. Историческая и нравственно-философская проблематика повести А.Платонова «Котлован», своеобразие художественной манеры А.Платонова.
  3. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ, ФИЛОСОФСКАЯ ПРОЗА И ПУБЛИЦИСТИКА
  4. Немецкая модель менеджмента
  5. НЕМЕЦКАЯ ОККУПАЦИЯ
  6. Тема 8. Немецкая классическая философия
  7. Философская концепция Ж.-П. Сартра
  8. Философская проза и публицистика
  9. Философская система Аристотеля
  10. Философская система Шопенгауэра.
  11. Философская школа античности, характериз. сомнением в возможности познания

 

 

Немецкая классическая философия конца XVIII — первой половины XIX вв. представ­ляет собой вершину философского развития своего времени. База для творчества выдающих­ся немецких мыслителей была подготовлена некоторым ускорением социально-экономического и культурного развития Германии в XVIII столетии. Страна в это время продолжала оставаться раздробленной, и так называемая «Священная Римская империя гер­манской нации» существовала только на бумаге, ведь число суверенных монархов доходило до 360. Большинство из них воображало себя Людовиками XIV, строило свой Версаль и со­держало собственную армию, разоряя народ. Но тщеславие немецких князей имело и поло­жительную сторону: ориентируясь на французских аристократов, они старались выглядеть меценатами.

«Философом на троне» стремился показать себя Фридрих II — король крупнейшего германского государства — Пруссии. В его столице нашли приют некоторые скрывавшиеся от преследований на родине мыслители, например, Ф.Вольтер и Ж.Ламетри. Об обстановке в имевшемся при дворе Фридриха II кружке вольнодумцев Ф.Вольтер писал: «Никогда и ни­где на свете не говорилось так свободно о всех человеческих предрассудках, никогда не из­ливалось на них столько шуток и столько презрения».1

В Германии существовали всемирно известные университеты, как и во Франции, в XVIII веке появились свои просветители — Христиан Вольф (1679—1754 гг.), Готхольд Лессинг (1729—1781 гг.) и другие. Воздействие на становление немецкой классической философии оказало творчество великого немецкого поэта Иогшша Вольфганга Гете (1749—1832 гг.), выдвинувшего идеи о связи человека и природы, необходимости взаимодействия философии и естествознания, единстве явлений и процессов мира, наличии во Вселенной постоянного движения и порождения все новых и новых форм. Поэт и драматург Фридрих Шиллер (1759— 1805 гг.) отстаивал близкие немецкой классике мысли о человеке как существе активном, ду­ховно развивающемся, стремящемся к раскрытию своих задатков и способностей.

Исключительное влияние на формирование немецкой классической философии оказал европейский рационализм XVII—XVIII веков: исходившее из самоочевидности мыслящего «Я» учение Р.Декарта, пантеистическая концепция Б.Спинозы, диалектические моменты мо­надологии Г.В.Лейбница. Великие немецкие философы также высоко ценили творчество Платона и французских просветителей. Немецкая классическая философия возникла и как критическая реакция на механистические концепции природы и общества предшествующей эпохи, в том числе метафизический и механистический материализм XVIII века. В силу этих причин немецкие мыслители разрабатывали преимущественно идеалистические концепции. Внимание к духовной, а не к материально-практической жизни обусловливалось и тем, что в Германии конца XVIII — начала XIX вв. не было видно реальных путей преобразования общества. Острая критика представителями немецкой философской классики метафизиче­ского подхода к миру способствовала также становлению диалектики как теории развития и метода философствования.

Приоритет духа в немецкой классической философии вызвал смещение акцентов с ана­лиза природы на изучение человека и его истории. Полагалось, что люди подчиняются не одним законам природы, а живут и в мире культуры. Поэтому человек представляет собой не только физическое тело, но и общественное существо, способом бытия которого является деятельность. Через провозглашение деятельной природы человека в немецкой классической философии преодолевалась созерцательность предшествующих учений. Правда, категория деятельности была сужена. В нее не включалась материальная практика, и деятельность по­нималась лишь как активность теоретического мышления, процесс появления духовного (в сфере религии, морали, искусства). Немецкая философская классика не просто продолжала следовать представлениям XVII-XVIII вв. о законосообразности и разумной организованно­сти мира. Ее представители углубили этот подход, и немецкая классическая философия стала настоящей вершиной рационального мышления Нового времени. Деятельный разум стал рассматриваться в качестве важнейшей характеристики человека, источника его силы, могу­щества и уверенности в грядущем социальном прогрессе.

Немецкие мыслители придали философии энциклопедичность, охватывая теоретиче­ским мышлением самые разные проблемы и создавая концепции, объясняющие бытие в це­лом. В их творчестве в определенной мере проявились особенности немецкого национально­го характера — рационализм, пунктуальность и последовательность, стремление все систе- матизировать и определить («регламентировать»). Они стремились превратить философию в настоящую науку, делающую строгие, точные и аргументированные выводы на основе опре­деленных методов и с помощью стройной системы категорий. В результате философия пере­стала быть популярной. Как заметил Г.Гегель, до этого «публика еще шла в ногу с филосо­фией», которая «возбуждала к себе всеобщий интерес. Она была доступна и ее желали знать; знание ее входило вообще в представление об образованном человеке... С выступлением Канта положено было начало этому отделению от обычного способа познания»."

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)