АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос № 27 Особенности развития периодической печати во второй половине 19-начале 20 века. Направления журналистики. Отраслевая печать

Читайте также:
  1. I. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
  2. I. Постановка вопроса
  3. II. Книги, монографии, издания периодической печати
  4. II. Основные направления работы с персоналом
  5. IV Структура и стратегия фирмы, внутриотраслевая конкуренция
  6. IХ. Примерный перечень вопросов к итоговой аттестации
  7. V1: Основные аспекты организации коммерческой деятельности и этапы ее развития
  8. XI. КРЫМ ВО ВТОРОЙ ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЕ И ПОСЛЕ НЕЕ
  9. XII. Особенности несения службы участковым уполномоченным полиции в сельском поселении
  10. Автор выделяет следующую причинно-следственную связь проблем развития сферы физкультурных и спортивных услуг в РМ
  11. Авторская статья Владимира Путина «Россия: национальный вопрос» (выдержки)
  12. Адаптивные организационные структуры: достоинства, недостатки, особенности применения на практике

^ 1.1. Легальная периодическая печать: типы и направления изданий.

Основные направления русской легальной периодики, получившие свое развитие в начале XX века до первой русской революции, окончательно сформировались в 80-90-х годах XIX века. Их по-прежнему три: консервативное, либеральное и радикально-демократическое.

^ Консервативное направление.

Система правительственной печати. Вопрос об организации правительственного издания стоял на повестке дня на всем протяжении XIX века. В 1809-1819 году при Почтовом департаменте министерства внутренних дел издавался официальный орган «Северная почта, или Новая санкт-Петербургская газета». Однако только во второй половине XIX века удалось организовать постоянный орган - газету «Правительственный вестник» (1869-1917), которая издавалась Главным управлением по делам печати. Это была официальная газета, информировавшая своего читателя о приказах, распоряжениях и других правительственных решениях. Кроме того, собственные органы были у Сената («Сенатские ведомости» - выходили с 1809 года) и Синода, различных министерств: «Русский инвалид» - орган военного министерства (1813-1917), «Торгово-промышленная газета» (1893-1918) – орган Министерства финансов, «Журнал Министерства народного просвещения» (1834 – 1917), «Журнал Министерства путей сообщения» (1865 – 1882), «Журнал Министерства юстиции» (1859 – 1868), «Журнал Министерства внутренних дел» (1829-1866). Все эти издания освещали темы, соответствующие профилю того или иного официального учреждения.

Уровнем ниже располагались издания градоначальств – такие, как «Ведомости Одесского градоначальства» (1868-1917), «Ведомости Московского градоначальства и столичной полиции» (1848-1917); полицейских управлений – «Ведомости Московской городской полиции» (1848-1917), «Ведомости Санкт-Петербургской городской полиции» (1839 – 1917); губернских правлений, епархий (разнообразные «Епархиальные ведомости»), городских дум, городских управ, и наконец многочисленные «Губернские ведомости», выходившие в центрах российских губерний («Владимирские губернские ведомости», «Томские губернские ведомости», «Казанские губернские ведомости» и так далее).

Сложившая система эффективно действовала вплоть до 1917 года, оперативно информируя о распоряжениях правительственных структур российское чиновничество и тех, кто был заинтересован в подобной информации. Эти издания до сих пор являются ценным историческим источником для современных исследователей российской жизни XIX – начала XX века.



В дореволюционной России действовала целая сеть образовательных и просветительских учреждений, которые финансировались властью и также издавали свои органы печати. Это, прежде всего, Академия наук («Известия Академии наук», «Известия императорской Академии наук по отделению русского языка и словесности» и ряд других официальных и научных газет и журналов) и российские университеты («Известия и ученые записки императорского Казанского университета», «Известия императорского Томского университета», «Записки императорского Новороссийского университета» и другие), а также выходили органы учебных округов («Известия Одесского учебного округа» и др.)

Существовало Императорское Археологическое общество («Известия Императорского Археологического общества», «Известия Восточного отделения Императорского Археологического общества»), Императорское Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии («Известия Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии»), Русское географическое общество с несколькими отделениями («Известия Императорского Русского географического общества», «Записки императорского Русского географического общества»), Императорское Московское общество сельского хозяйства («Журнал Императорского Московского общества сельского хозяйства») и многие другие.

При всем типологическом разнообразии все эти издания объединялись в единую группу по своей принадлежности к власти, что «по умолчанию» означало следование политике правительства.

^ Монархические издания. В конце XIX – начале XX века «лидерами» проправительственной печати оставались издания, связанные с именем М. Каткова (газета «Московские ведомости», которая придерживалась ярко выраженного реакционного характера и после смерти М. Каткова в 1887 году, когда она перешла от наследников к В.А. Грингмуту, вплоть до своего закрытия в 1917 году) и князя В.П. Мещерского (политический и литературный журнал«Гражданин», 1872 - 1914). Круг читателей этих изданий – преимущественно представители дворянства, владельцы крупного капитала, столичная аристократия, духовенство, высшие круги чиновничества. Как газета, так и журнал активно защищали монархический строй, критикуя проявления недовольства правящим режимом как в России, так и на Западе; пропагандировали антикрепостнические реформы и требовали усиления реакции.

‡агрузка...

Правительство поддерживала газета «Новое время» (1868 – 1917) Суворина, газета «Свет» (1882 – 1917), издаваемая В.В. Комаровым и журнал «Русский вестник» (1856 – 1906), который после 1887 года перешел в руки кн. Цертелева и потерял свой реакционный пафос, хотя по-прежнему демонстрировал лояльность правящему режиму. В 1902 году «Русский вестник» взял в аренду В. Комаров, после чего оба издания стали придерживаться единого направления – они выступали против либерализма, защищали сословные интересы дворянства.

^ Либеральное направление: умеренно-оппозиционная печать. В эту группу входили журналы «Вестник Европы», «Русская мысль», «Северный вестник», газеты «Русские ведомости», «Курьер», «Неделя», «Биржевые ведомости».

Ведущим, «лучшим из толстых» (Чехов) журналом в конце XIX – начале XX века был журнал «Вестник Европы», возглавляемый М.М. Стасюлевичем. Он отличался также своей долговечностью: созданный в 1866 году в память о «Вестнике Европы» Н.М. Карамзина, журнал был закрыт в марте 1918-го. Политическим идеалом «Вестника Европы» был конституционный строй; основным средством улучшения российской жизни публицисты считали реформы и отрицали революционный путь. Главной задачей журнал считал продолжение реформ Александра II, в этом отношении «Вестник Европы» находился в оппозиции политике правительства по свертыванию реформ 1860-х годов. Журнал пользовался популярностью среди образованной части российского населения, которая ценила его академический тон, аргументированность статей и умеренную оппозиционность. Вокруг журнала группировались выдающиеся представители русской интеллигенции, литераторы, искусствоведы, историки, естествоиспытатели, врачи, педагоги, зарубежные деятели науки и искусства – К.Д. Кавелин, В.О. Ключевский, Д.И. Менделеев, С.М. Соловьев и В.С. Соловьев, Н.И. Костомаров, В.Д. Спасович, Ф.А. Кони, А.Н. Пыпин, В.В. Стасов и другие.

Лидером «Русской мысли» (1880 – 1918) с 1885 года стал В.А. Гольцев, который, будучи сторонником конституционного устройства государства, реформистской и просветительской деятельности, был известен своей терпимостью к разным политическим течениям. В «Русской мысли» конца XIX – начале XX века публикуются Чернышевский, Михайловский, Шелгунов, Плеханов – представители народничества, позднего славянофильства, марксизма, символизма и других течений русской общественной и политической жизни. В журнале был прекрасный беллетристический отдел, где публиковались произведения Лескова, Короленко, Чехова («Палата № 6», «Остров Сахалин», «Дом с мезонином», «Чайка», «Дама с собачкой»), Горького и других ведущих писателей.

Журнал «Северный вестник» (1885-1898) придерживался либерально-народнического направления до 1891 года, когда в редакцию вошли представители русского модернизма – Н.М. Минский, Д.С. Мережковский, К.Д. Бальмонт, Ф. Сологуб, З.Н. Гиппиус. Он стал первым журналом, предоставившим свои страницы новому литературному направлению. Политическое же лицо «Северного вестника» можно охарактеризовать как «умеренный либерализм».

Среди оппозиционных либеральных газет прежде всего следует назвать газету «Русские ведомости» (1863 – 1917). К концу XIX века она стала одной из наиболее влиятельных русских газет, которая настаивала на ограничении самодержавия введением конституции. Газеты уделяла большое внимание крестьянскому вопросу, выступала за свободу личности, совести, печати, собраний, за поднятие благосостояния народа, распространение просвещения, признание прав национальностей на культурное самоопределение и самоуправление и так далее.

Московская газета «Курьер» (1893-1904) была одной из первых городских демократических газет. Одним из ведущих сотрудников здесь был В.А. Гольцев (одновременно редактировавший «Русскую мысль»); в газете принимали участие также Л.Н. Андреев, И.А. Бунин, К.М. Станюкович, М. Горький, Н. Гарин-Михайловский и другие.

Примером перехода от радикально-демократической к умеренно-оппозиционной и либеральной журналистике служит газета «Неделя» (1866 – 1901). В 1870-х годах в ней участвовали журналисты народнического направления, в 1880-90-х газета уже выступает против революционных преобразований, противопоставляя им программу самоусовершенствования, развивает теорию «малых дел». В это время, по мнению цензурного комитета, «Неделя» была «едва ли не единственная в Петербурге выдержанно-либерального направления».

Газету «Биржевые ведомости» (1880-1917) издавал и редактировал С.М. Проппер, для которого главным было получение прибыли, а умеренно-оппозиционное направление приносило дополнительную подписку на волне общественного подъема. Газета была рассчитана на провинциальную публику, имела ярко выраженный коммерческий характер.

^ Радикально-демократическая журналистика и издания «легальных марксистов». На «крайнем левом» фланге русской журналистики в конце XIX – начале XX веков оказался журнал «Русское богатство» (1876 – 1918). Вокруг журнала группировались «поздние народники» во главе с Н.К. Михайловским: С. Южаков, А. Пешехонов, С. Кривенко, В. Воронцов и другие. Одним из ведущих сотрудников был В. Короленко (цикл очерков «В голодный год», «Павловские очерки», повесть «Без языка», серия статей «Мултанское жертвоприношение»). В отделе беллетристики публиковались В. Вересаев, М. Горький, А. Куприн, Д. Мамин-Сибиряк и др. В 1890-х годах журнал вел полемику с реакционной печатью, критиковал пережитки крепостничества. К этому же времени относятся его выступления против русских марксистов, критика научного социализма.

Дело в том, что кризис народнического движения в 1881 году привел значительную часть русской интеллигенции к мысли о необходимости нового учения. В поисках его бывшие народники, демократически настроенные интеллигенты обратились к трудам К. Маркса и Ф. Энгельса. Работы немецких мыслителей были известны в России еще с 1860-х годов, однако именно в конце XIX века марксизм начинают систематически изучать представители двух направлений: «легальные марксисты» и «революционные марксисты». К первым относились философы, публицисты, экономисты, осознавшие, что народники заблуждались, считая капитализм явлением «случайным» в России. «Легальные марксисты» - П. Струве, С. Булгаков, М. Туган-Барановский, Н. Бердяев и ряд других интеллигентов – считали реформы единственным приемлемым путем для решения российских проблем. Марксизм же должен был вооружить их знаниями о капитале, об особенностях капиталистического способа хозяйствования, о новом классе – пролетариате, возникающем буквально на глазах.

В то же самое время «революционные марксисты», и прежде всего Г. Плеханов и В. Ленин, восприняли учение Маркса как основу для воспитания рабочих в духе революции. И легальные, и революционные марксисты были блестящими публицистами, руководителями изданий, поэтому ряд изданий в конце XIX – начале XX веков приобретает марксистский характер.

Издания «легальных марксистов» - журналы «Новое слово», «Начало», «Жизнь», - были недолговечными. Исключением стал журнал «Мир божий» (1892 – 1906), в котором принимали активное участие как легальные марксисты П. Струве, М. Туган-Барановский, так и В. Ленин и Г. Плеханов. Негласным редактором выступал бывший народоволец А. Богданович, который объединил вокруг журнала писателей реалистического направления – И. Бунина, В. Вересаева, М. Горького, Н. Гарина-Михайловского, А. Куприна, Д. Мамина-Сибиряка и других.

В свою очередь революционные марксисты не только участвовали в легальной печати, но также создавали бесцензурные газеты и журналы, количество которых, начиная с 1870-х годов, неуклонно возрастало.

Необходимо отметить, что на рубеже веков появляется целый ряд новых типов изданий, направление которых определить довольно трудно, либо оно не играет особой роли для участников этих органов печати – например, массовые газеты, или журналы русского модернизма.

^ Типология легальных периодических изданий конца XIX века. Типологическое разнообразие легальной периодики конца XIX века определяется несколькими факторами:

1.активизацией общественной жизни России;

2.процессом капитализации, проникающим во все сферы российской жизни, в том числе в журналистику;

3.появлением новых аудиторных групп: крестьян, рабочих, провинциальных жителей, городских «низов», торговцев;

4.техническим прогрессом, увеличивающим возможности издателей периодики.

В конце XIX века заканчивается господство «толстого» журнала – ведущим типом периодики становится газета. Статистические данные показывают стремительный количественный рост газетной периодики: если в 1891 году издавалось 70 ежедневных и 226 не ежедневных газет, то к 1912 году ежедневных выходило уже 417, из них 10 выходили два раза в день. Этот процесс связан, прежде всего, с капитализацией России, поскольку производство газет становится доходным делом и позволяет охватывать массовую аудиторию. Развитие типографской техники и удешевление бумаги позволяло значительно увеличить тираж: в конце XIX века тиражи некоторых газет достигали 70 тысяч экземпляров (газета «Свет»). К тому же развитие железных дорог, совершенствование телеграфной и телефонной связи позволяли более оперативно распространять газету, доставлять ее в самые отдаленные уголки российской империи.

Современники отмечают появление двух типов прессы – «большой» и «малой», что в общих чертах соответствует делению современной печати на качественную и массовую. Это деление отражало реальную разницу не только в содержании, но и в аудиторной направленности, в целевом назначении и даже в оформлении газет и журналов.

^ Газетная периодика: формирование типологической картины. Говоря о формировании новых типов газет в конце XIX века, необходимо отметить, что в это время главным из основных типологических признаков, выделенных Е.А. Корниловым: аудитория, издатель, целевое назначение (функция) издания1 - является появление нового демократического читателя. Развитие капитализма в России способствовало демократизации аудитории, вовлечению в информационный поток новых слоев населения. Так, в 1890-е годы читатели периодики – не только российская «элита», дворянская и разночинская интеллигенция, но и городские обыватели, и крестьяне, которые охотно выписывали дешевые газеты: «Свет», «Московский листок», «Петербургскую газету», а также иллюстрированные журналы («Нива).

Часть изданий начинает ориентироваться на определенную аудиторию: «Биржевые ведомости» выходили с расчетом на представителей делового мира, «Петербургскую газету» охотно читала молодежь, «Неделя» пользовалась спросом в провинции, и так далее.

Издатель газетной периодики конца XIX века – прежде всего предприниматель, для которого немаловажное значение имеет прибыль от издательского дела. Вкладывая в прессу значительные средства, капиталисты рассчитывали на доход, и для этого вынуждены были определяться со своей аудиторией, изучать ее и удовлетворять (интуитивно или целенаправленно) запросы публики. Часть издателей сделала ставку на массового, неприхотливого читателя, часть - на традиционную российскую аудиторию, интеллигентного образованного читателя, который ценит прежде всего факты, мнения, аналитику.

Эти факторы определили формирование типа качественной и массовой газеты.

Качественная газета конца XIX века – большого формата, строгая в оформлении, с дорогой годовой подпиской (16-18 рублей в год), оперативная и информационно насыщенная. Ее отличают взвешенность суждений, стремление создать объективную картину мира. Качественные издания предназначены для образованных слоев с довольно высоким уровнем дохода. Это такие газеты, как «Голос», «Новое время», «Русские ведомости», «Московские ведомости» и другие.

Массовая газета имела небольшой формат и разностилевое, броское оформление, была относительно дешева (3-4 рубля в год). Ее содержание – городские новости, сенсации, бульварные романы, фельетоны, - все, что могло привлечь малообразованного читателя. Особенностью всех материалов была установка на развлекательность и сенсационность, обличительная тенденция и своеобразный «фельетонный» стиль изложения. Серьезных политических, экономических тем эти газеты не касались. Однако при всех недостатках главным достоинством массовой прессы можно считать вовлечение неподготовленного читателя в информационное пространство, воспитание у него привычки к чтению периодики. Вл. Гиляровский, который начинал свою журналистскую карьеру в «Московском листке» Пастухова, писал: «Безграмотный редактор приучил читать безграмотную свою газету охотнорядца лавочника, извозчика, трактирного завсегдатая и обывателя, мужика из глухих деревень». Здесь же появился и новый жанр российской периодики – репортаж. Массовые газеты – «Петербургская газета», «Петербургский листок», «Московский листок», «Новости дня» и ряд других.

Массовыми и качественными были и общественно-политические, универсальные газеты, и специализированные – религиозные, военные, педагогические, искусствоведческие и так далее.

^ Изменения в системе журнальной периодики России. Несмотря на то, что классический русский «толстый» журнал ушел с первых позиций в системе печати, он не потерял своего влияния на читателей. Ведущие журналы конца XIX века – «Русское богатство», «Вестник Европы», «Русская мысль» и другие - продолжали пользоваться популярностью вплоть до своего закрытия в 1917-1918 годах. К ним на рубеже веков присоединились и новые «толстые» журналы, такие, как, например, «Мир божий» (1892 – 1906). Развивалась отраслевая журналистика: выходят статистические, технические, научные, экономические, детские, педагогические, спортивные и другие и специализированные журналы.

Однако научно-технический прогресс и демократизация российской аудитории также оказали свое влияние на систему журнальной периодики России. С одной стороны, развитие фотографии привело к тому, что в конце XIX – начале XX века фотоиллюстрации появляются на страницах многих журналов, и это привлекало внимание малообразованной аудитории, которые не готовы были к восприятию «серьезных», аналитических материалов. Визуальная составляющая оказалась путем к расширению читательских масс, которые благодаря фотографиям приобщались к чтению периодики. Количество иллюстрированных журналов возросло в 5-6 раз, при этом издавались иллюстрированные юмористические («Осколки», «Стрекоза»), религиозные («Русский паломник»), литературно-художественные («Россия», «Север») журналы.

Тонкий еженедельник в начале XX века стал «переходным звеном» - изданием, в котором сочетались достоинства и газеты, и ежемесячного журнала. Еженедельники были оперативнее классического «толстого» журнала, позволяли быстрее откликаться на события – это качество было очень востребованным в бурное время рубежа веков. В то же время еженедельники позволяли добиваться большей аналитичности, чем в ежедневной газете, и публиковать материалы большего объема. Еженедельники были богаче иллюстрированы, это также относилось к их преимуществам.

Хотя сам тип еженедельного журнала не было новым для русской журналистики – еженедельники возникли еще в XVIII веке, развивались в течение XIX века, но стали чрезвычайно востребованы именно на рубеже XIX – XX веков: в 1900-1917 годах на их долю приходилось около трети выпускаемых органов печати. «Тонкий» журнал пользовался и большим спросом, чем интеллектуальный «толстый» - на рубеже веков самым популярным оказался иллюстрированный еженедельник «Нива» (1870-1917) А.Ф. Маркса (9 тысяч экземпляров в 1870 году, 235 тысяч в 1900 году).

^ Сатирическая журналистика конца XIX – начала XX веков. Отряд сатирических изданий, являющийся неотъемлемой частью системы российских СМИ, в 1870-80-х годах пополнился новыми изданиями: «Стрекоза» (начал издаваться с 1875 года), «Свет и тени» (с 1878 года), «Шут» и «Мирской толк» (с 1879), «Осколки и зритель» (с 1881 года). Сатирические издания появлялись и в провинции – журналы «Фаланга» и «Гусли» выходили в Тифлисе, «Маяк» - в Одессе.

После 1881 года юмористическая журналистика пополнилась тремя изданиями – «Русский сатирический листок», «Сверчок» и «Гусляр». Однако часть журналов прекратили свое существование, и в результате через испытания 1880-х годов прошли только самые жизнеспособные издания: «Развлечение», «Будильник», «Стрекоза» и «Осколки».

«Будильник» (1871 – 1917) переехал из Петербурга в Москву в 1872 году, а в 1877-м умер его основатель и редактор Н.А. Степанов. С этого времени журнал редактировали Л.Н. Уткин, Н.Г. Кичеев, Е.Г. Арнольд, А.Д. Курепин. Несмотря на то, что московский период начался с публикации стихотворения Некрасова и сотрудничества в журнале Г.И. Успенского, Н.Н. Златовратского, А.П. Чехова, В.А. Гиляровского, сатирическая острота его выступлений явно шла на убыль. Это связано было и с цензурными преследованиями «единственного сына «Искры» и его законного наследника», и с обстановкой реакции, усиливавшейся после 1881 года.

В 80-е годы журнал перестроился внешне: в нем появились новые рубрики, стали печататься цветные литографии разных художников. Однако содержание «Будильника» по-прежнему далеко от проблем социальной значимости, здесь популярна тема жениховства, внимание привлекают различные скандальные происшествия и так далее. Тем не менее здесь появляются и публикации, в которых проскальзывает обличительная струя.

Более ярким изданием конца XIX века был юмористический журнал «Стрекоза» (1875-1918). Его издателем с 1875 года до своей смерти в 1904 году был купец и фабрикант Г.К. Корнфельд. Официальным редактором с 1875 по 1879 годы числился художник Н.А. Богданов, но фактическим руководителем был известный журналист И.Ф. Васильевский.

Среди постоянных сотрудников «Стрекозы» в 1870-80-е годы были пятнадцать бывших «искровцев», среди них П.И. Вейнберг, Н.А. Лейкин, Д.Д. Минаев, И.В. Федоров-Омулевский и другие. Сам редактор И.Ф. Васильевский еще в студенческие годы тоже дебютировал в «Искре». Кроме того, вокруг нового журнала объединилась группа известных писателей и публицистов – Н.С. Лесков, Я.П. Полонский, Вл.И. Немирович-Данченко. В 1879 году здесь дебютировал и 19-летний Чехов. Из художников в «Стрекозе» участвовали А.И. Лебедев, Н.А. Богданов, М.О. Микешин, В.С. Шпак, Н.П. Чехов и другие.

Значительную роль в журнале играл его издатель, который не ограничивался материальной стороной дела, но и руководил художественной частью «Стрекозы», подбирал карикатуры. Он впервые ввел в журнальное дело печатание иллюстраций цинкографским способом. Журнал выходил продуманно и умело сверстанным, безукоризненно оформленным полиграфически и на хорошей бумаге.

Программа журнала был объявлена в первом номере 1875 года: «указывать на комические стороны общественной и домашней жизни». Однако редакция постоянно выходила за предписанные законом рамки, что приводило к цензурным вмешательствам. С момента основания журнала до 1890 года было запрещено около 170 литературных произведений и рисунков.

Постоянными отделами журнала были «Всякие злобы дня» - обозрение столичных событий, его вели Лейкин, затем Васильевский, и «Цветы и ягоды прогресса» - обозрение провинциальной жизни, ведущий отдела Васильевский (псевдоним «Аз»). Наряду с крупными отделами в журнале публиковалось много произведений малой формы – каламбуры, комические советы, куплеты, эпиграммы, забавные документы, псевдоцитаты, посвящения, объявления-шутки и так далее.

Стараясь избежать цензурных нападок, «Стрекоза» старалась по возможности придать своим шуткам характер легкой безобидной болтовни. Наиболее острый сатирический материал проходил под видом многочисленных словарей и энциклопедий Васильевского. Самыми известными и значительными из них были «Настольный словарь неунывающих современников» и «Новая энциклопедия». Здесь наряду с сатирически обличительными материалами о дворянах, литературных противниках, реакционных общественных деятелях публиковались положительные характеристики прогрессивных писателей, российских и зарубежных.

Большой популярностью на рубеже веков пользовался также сатирико-юмористический журнал «Осколки» (1881-1916). Его с № 49 1881 года и до своей смерти в 1906 году возглавлял Н.А. Лейкин. В журнале участвовали основном те же сотрудники, что и в «Стрекозе» - Н.С. Лесков, В.А. Гиляровский, К.С. Баранцевич, Л.И. Пальчин и другие. Активно сотрудничал с «Осколками» Чехов: Амфитеатров считал Лейкина одним из «литературных крестных отцов» Чехова, поскольку издатель «широчайше» открыл ему свой журнал «для практики маленького рассказа, в которой Антон Павлович выработал свою сжатую технику». Чехов писал для журнала с 1882 по 1887 годы, и опубликовал здесь 270 произведений – больше, чем в каком-либо другом издании.

Лейкин в журнале печатал самый разнородный материал, что обеспечивало хорошую подписку и розничную продажу. Здесь публиковались юмористические бытовые сценки, заметки, рассказы, пословицы, эпиграммы – как правило, рассчитанные на нетребовательного читателя.

Постоянными отделами журнала были обозрения под рубриками «Осколки петербургской жизни» и «Осколки московской жизни». Основные темы этих материалов – лопнувшие банки, недоброкачественные продукты, скандалы в клубах, новости международной жизни, железнодорожные катастрофы и другие «злобы дня». Значительное место в журнале занимали карикатуры на самые разные темы.

^ Российские телеграфные агентства. В конце XIX века в формировании информационной картины дня принимали активное участие телеграфные агентства – зарубежные и русские, возникшие несколько позже. Если первое в мире телеграфное агентство Гавас возникло в 1835 году, Вольфа – в 1849, агентство Рейтер – в 1851 году, то первое русское телеграфное агентство – РТА – было создано в 1866 году. В 1872 году было учреждено Международное телеграфное агентство, в 1882 году появилось Северное телеграфное агентство (СТА).

Необходимо отметить, что до 1866 года периодические издания получали информацию о заграничных политических делах через Министерство иностранных дел, а большинство газет и журналов черпало такие сведения из официальных газет. Первое Русское телеграфное агентство способствовало как раз прямому получению коммерческих и политических телеграмм из-за рубежа без цензурного вмешательства и распространению их на территории России. Газеты охотно пользовались услугами РТА, что было особенно важно для провинциальной прессы.

Деятельность последующих телеграфных агентств – Международного и Северного – строилась уже не только на распространении полученной из-за рубежа информации, но включала в себя и сбор внутренних российских новостей. Телеграммы издавались и отдельными бюллетенями; в программе издания телеграмм МТА было завялено, что «телеграммы Международного телеграфного агентства содержат в себе известия политические, общественного интереса, финансовые и биржевые. Срок выхода – несколько раз в день, по мере получения их в Петербурге из-за границы и из внутренних мест России».

В 1894 году было учреждено новое Российское телеграфное агентство, о чем было сообщено в «Правительственном вестнике»; оно начало свою деятельность с января 1895 года. Теперь российская информация, собранная агентами РТА, передавалась за границу в обязательном порядке. Также агентство было обязано поддерживать связь с зарубежными агентствами (Гавас – в Париже, Рейтер – в Лондоне, Вольфбюро – в Берлине) и иметь и в России, и за границей своих постоянных и временных агентов. РТА действовало до 1907 года, поскольку телеграфные агентства действовали на основании аренды в течении 12 лет.

Итак, основные тенденции развития легальной российской журналистики – демократизация аудитории, расширение читательских кругов, капитализация издательского дела, разделение прессы на качественную и массовую, «большую» и «малую» - были продолжены в XX века.

В 1870-1890-х годах значительно расширяется и провинциальная печать, представленная научными журналами, местными информационными листками и по большей части недолговечными общественно-политическими газетами и журналами. Основные типы периодических изданий в 80-90-е годы XIX века - это качественные и массовые газеты и журналы, местные информационные листки.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.025 сек.)