АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Иудео-авраамическая традиция

Читайте также:
  1. Ведическая традиция и индуизм
  2. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ
  3. ТРАДИЦИЯ ВТОРАЯ
  4. ТРАДИЦИЯ ПЕРВАЯ
  5. ТРАДИЦИЯ СЕДЬМАЯ
  6. ТРАДИЦИЯ ЧЕТВЕРТАЯ
  7. ТРАДИЦИЯ ШЕСТАЯ
  8. Традиция, инновации и демократическая культура в Японии
  9. Фольклор и традиция

 

Библейская история

 

12 колен израилевых (происхождение, назвать любые 6 из них) - (ивр. שִׁבְטֵי יִשְׂרָאֵל‎, шивтей Исраэль) — племена потомков двенадцати сыновей Иакова, образовавшие, согласно Священному Писанию, израильский народ. в соответствии с Библией (Книга Бытия), племена Древнего Израиля, родоначальником которых являются сыновья патриарха библейского Иакова (Израиля). От жены Лии – Рувим (Реубен), Симон (Шимон), Левий (Леви), Иуда (Иехуда), Иссахар, Зевулон; от рабыни Лии Зелфы – Гад и Асир (Ашер); от жены Рахили (Рахели), младшей сестры Лии, – Иосиф (Йосеф) и Вениамин (Биньямин); от рабыни Рахили Валы – Дан и Неффалим (Нафтали). Впоследствии сыновья Иосифа Ефрем (Эвраим) и Манасия (Менаше) становятся родоначальниками двух племен, точнее, «касты» левитов, ставших иудейскими священнослужителями. После Исхода из Египта и завоевания Ханаана вся его территория была разделена между 12 коленами Израиля, удел не получили только потомки Леви, зато они стали служителями Иерусалимского храма. Царство Давида и Соломона включало в себя все 12 колен. После увода в плен ассирийцами в 722 г. до н.э. десять колен считаются пропавшими. До настоящего времени, как утверждает иудейская традиция, сохранились только потомки Иуды, Вениамина и Леви. Свидетельством о принадлежности по мужской линии к одной части колена Леви (когенам) являются некоторые еврейские фамилии, например, Каган, Каганович, Кац и др. Принадлежность к другой части обозначается фамилиями Левин, Левитан и др.

Авель и Каин - дети Адама и Евы. Авель – пастух-скотовод, Каин – земледелец. Согласно первой части Библии – книге Бытие, пожертвование Каином плодов земледелия оказалось Богу менее угодно, чем принесенные Авелем первородные ягнята, за что Каин возненавидел Авеля и убил его. Эта легенда сложилась в древнем обществе, где скотоводство имело большее экономическое значение, чем земледелие. При этом традиционно Авель рассматривается как первый мученик за торжество справедливости, а Каин – как олицетворение неоправданной и крайней жестокости. Можно встретить выражение «печать (клеймо) Каина», ставшее «крылатым». Оно означает убийцу и отверженного обществом человека; клеймо преступления; отпечаток, внешние признаки преступности. Бог проклял Каина за убийство и поставил на нем знак, чтобы никто из людей не убил его. Это означает, что Каин находился под защитой Бога, поскольку отверженный и изгнанный из древней общины человек был обречен на гибель. Есть в этом и более глубокий смысл: это символ того, что только Бог может вершить суд справедливости. В Библии говорится, что кроме Авеля и Каина у Адама с Евой было многочисленное потомство, поскольку Адам прожил 930 лет, но упоминается только Сиф, о других же потомках Адама и Евы не известно ничего. Авель и Каин – это олицетворение последствий грехопадения Адама и Евы, нарушившего изначальный божественный замысел. И это грехопадение исказило человеческую природу уже в первом поколении.

Авраам - первый патриарх библейский и родоначальник еврейского народа. Согласно книге Бытие, он был родом из города Ура Халдейского, одном из важных городов древней Месопотамии, расположенного на побережье Персидского залива. Когда Аврааму было девяносто лет, Бог призвал его отправиться вместе с женой Саррой в Землю обетованную – Ханаан. Эта земля тогда принадлежала или египетской державе, или государству хеттов. «Я у вас пришелец и поселенец», – говорит Авраам хеттам (Бытие, 23, 4). Там Бог заключает с Авраамом особый Завет (договор) – обещание дать землю Ханаанскую в собственность избранным потомкам Авраама, в знак чего вводится обряд обрезания как обещание следовать заветам Бога. Согласно библейскому повествованию, Бог явился Аврааму и сказал: «Я Бог Всемогущий; ходи передо мною и будь непорочен; и заключу Я союз между Мною и тобою. Ты же соблюдай союз Мой, ты и потомство твое после тебя, во все поколения их». На основании этого библейского повествования евреи стали считать себя избранным народом, что означает находиться в особом отношении с Богом и нести особую ответственность перед лицом остального человечества, быть примером для всех людей. Для Авраама Завет означал заверения Бога насчет будущего величия и славы своего потомства. В качестве ответной меры от потомков Авраама требовались следование заповедям (см. Заповеди религиозные), а также любовь к Богу и ближнему. Любви к Богу при этом уделялось особое внимание, поскольку верность заветам означала именно верность этому единственному Всесильному Богу. Данный договор с Богом является отражением того, что в то время любые, даже самые ничтожные сделки закреплялись страшными клятвами и жертвоприношениями. Обряд обрезания является более гуманной формой тех самых жертвоприношений в знак верности договору. Он возникает у многих народов на ранней стадии развития и сохраняется в качестве традиции до сих пор. До этого призвания Авраам был просто Аврамом, а жена его – просто Сарой. Изменение призвания означало как бы второе рождение и вело к изменению имени, что означало начало новой жизни. Эти представления сохранились, в частности, и в христианской традиции. когда Аврааму было девяносто лет, Бог призвал его отправиться вместе с женой Саррой в Землю обетованную – Ханаан. Эта земля тогда принадлежала или египетской державе, или государству хеттов. «Я у вас пришелец и поселенец», – говорит Авраам хеттам (Бытие, 23, 4). Там Бог заключает с Авраамом особый Завет (договор) – обещание дать землю Ханаанскую в собственность избранным потомкам Авраама, в знак чего вводится обряд обрезания как обещание следовать заветам Бога. Согласно библейскому повествованию, Бог явился Аврааму и сказал: «Я Бог Всемогущий; ходи передо мною и будь непорочен; и заключу Я союз между Мною и тобою. Ты же соблюдай союз Мой, ты и потомство твое после тебя, во все поколения их». На основании этого библейского повествования евреи стали считать себя избранным народом, что означает находиться в особом отношении с Богом и нести особую ответственность перед лицом остального человечества, быть примером для всех людей. Для Авраама Завет означал заверения Бога насчет будущего величия и славы своего потомства. В качестве ответной меры от потомков Авраама требовались следование заповедям (см. Заповеди религиозные), а также любовь к Богу и ближнему. Любви к Богу при этом уделялось особое внимание, поскольку верность заветам означала именно верность этому единственному Всесильному Богу. Данный договор с Богом является отражением того, что в то время любые, даже самые ничтожные сделки закреплялись страшными клятвами и жертвоприношениями. Обряд обрезания является более гуманной формой тех самых жертвоприношений в знак верности договору. Он возникает у многих народов на ранней стадии развития и сохраняется в качестве традиции до сих пор. До этого призвания Авраам был просто Аврамом, а жена его – просто Сарой. Изменение призвания означало как бы второе рождение и вело к изменению имени, что означало начало новой жизни. Эти представления сохранились, в частности, и в христианской традиции.

Ассирийский плен - В 928 году до нашей эры Объединенное Израильское царство раскололось на северное Израильское и южное Иудейское царства. В 721 году до нашей эры северное Израильское царство было сокрушено Ассирией, а его жители, составлявшие десять колен Израилевых, были угнаны в ассирийский плен. Такова была практика ассирийских царей, когда народы переселялись с родных мест на новые земли. Ассирийские власти считали, что так легче править своей империей и легче взимать подати и налоги с завоеванных народов. О местах, куда были переселены израильтяне, в ТАНАХе есть весьма точные и конкретные сведения - это Гозан, что в северной Сирии и северо-западе Иракского Курдистана, и горы Мидин в Ираке.

Вавилонский плен - принудительное переселение части жителей Иудеи царем Навуходоносором II в свое Вавилонское царство. Для еврейского понимания истории это событие стало поворотным пунктом, определившим развитие еврейского религиозно-национального сознания. Вавилонское пленение представляет собой серию изгнаний населения Иудеи. В соответствии с Библией, переселение проходило в несколько этапов с 598 по 582 гг. до н.э. и явилось карательной мерой в ответ на отказ царей Иудейского царства платить дань и подчиняться Вавилонии. В 586 г. до н.э. был разрушен Иерусалим и Первый Иерусалимский храм. Однако это выселение затронуло меньшинство населения Иудеи, уводили в плен, в первую очередь, придворных, священников и местную знать, а также ремесленников и торговцев. Среди переселенцев руководящую роль играли знать из потомков царской династии Давида, пророки библейские, в частности, Иезикииль и Даниил, священнослужители и старейшины родов. Благодаря преданности традициям иудаизма, сохранению живого религиозного чувства, а также роли библейских пророков и священников в духовном воспитании народа изгнанники не ассимилировались в инокультурной среде. Более того, именно там у них исчезли последние следы язычества и идолопоклонства. Иудеи отказались от жертвоприношений вне Святой Земли и заменили их молитвами. Тем не менее, переселенцы приняли общераспространенный тогда на Ближнем Востоке арамейский язык, перешли на арамейский алфавит, вавилонские наименования месяцев вытеснили у них древнееврейские. Евреи стали использовать вавилонские имена, восходящие к именам вавилонских богов – Мардехей (Мардук), Есфирь (Иштар) и т.д. С вавилонским пленением связывается появление нового социального института – синагоги. Пленение закончилось после декрета персидского царя Кира в 538 г. до н.э., завоевавшего Вавилон. Кир разрешил желающим вернуться на родину и восстановить Иерусалимский храм. Восстановленный храм вошел в историю под названием Второй Иерусалимский храм. Оставшиеся на чужбине образовали вавилонскую диаспору, ставшую впоследствии многочисленной и внесшую огромный вклад в становлении иудаизма. Именно во время изгнания сформировалось духовно-национальное единство народа, позволявшее сохраняться еврейству в диаспоре, в условиях чуждого, а подчас и враждебного окружения. Выражение «вавилонское пленение», сохранившееся в обиходной речи, выражает состояние порабощенности и унижения, вызванное долгой разлукой с родиной. В современном русском языке употребляется в двух значениях. Первое – «вавилонская тоска», обозначающая безысходное отчаяние, горе, тоску по родине, родным местам. Второе – «вавилонский плач», обозначающее грустное состояние души.

Вениамин - (ивр. בִּנְיָמִין‎, Биньямин) — младший сын библейского патриарха Иакова и его любимой жены — Рахили. Родился по дороге в Вифлеем. Рахиль после родов захворала и скончалась. Перед смертью она нарекла сыну имя — Бенони, что значит «сын скорби». Однако, Иаков, находя в нём после смерти Рахили главное себе утешение, дал ему другое имя — Вениамин, что значит «сын моей десницы». Вениамин был единственный родной брат по матери Иосифу, который любил его больше всех своих братьев. По своему характеру Вениамин, однако, резко отличался от Иосифа, и Иаков в своём предсмертном благословлении характеризовал его как «хищного волка, который утром будет есть добычу, и вечером будет делить добычу». Последующая история колена Вениаминова вполне оправдывает эту характеристику. (Быт.49:27).

Гавриил архангел - архангел, разъясняющий пророку Даниилу его видение. Он является одним из четырех архангелов, которые стоят по четырем сторонам Престола Божьего, заботясь о людях во всех частях мира. В еврейской традиции о нем имеется много преданий, в частности он исполняет перед Богом обязанности посланника. Гавриил вместе с другими архангелами будет участвовать в последнем суде и несет особую ответственность за рай. Согласно христианской традиции, он явился в Иерусалимский храм и предсказал священнику Захарии и его жене Елизавете рождение Иоанна Предтечи. Через полгода он посылается в город Назарет, где возвещает Марии о предстоящем рождении Иисуса Христа. Библейскому архангелу Гавриилу в Коране соответствует ангел Джибрил (Джабраил), главный среди четырех приближенных к Аллаху ангелов. Он – основной посланник между Богом и пророками, именно он был послан Мухаммаду для передачи Откровения (Корана).

Гоморра и Содом - в соответствии с Библией (Книга Бытия), два города у Мертвого моря, уничтоженные Богом за грехи жителей. Поскольку в этих городах не нашлось и 10 праведников, только племяннику Авраама Лоту с семьей было разрешено покинуть обреченный Содом. В других книгах Библии судьба Содома и Гоморры приводится в качестве наглядного примера божественного наказания за грехи. Поскольку в предании сказано, что на грешные города «пролил Господь дождем серу и огонь», то, как полагают некоторые исследователи, речь здесь может идти о какой-то геологической катастрофе.

Давид - согласно Библии, второй царь Древнего Израиля, создатель могущественного царства, воин, поэт, музыкант. Годы царствования – ок. 1010–970 до н.э. Рассказ о Давиде – один из самых красочных в Библии. В юности он был пастухом, после победы над Голиафом становится зятем первого царя Саула, который возненавидел Давида, и тот был вынужден бежать. Преследуемый Саулом, Давид скрывался в Иудейской пустыне. После гибели Саула Давид становится царем всех израильских племен, расширяет границы государства, отвоевывает Иерусалим и делает его столицей царства. Библейская традиция изображает его идеальным царем, из рода которого выйдет будущий Мессия. Наряду с воинскими успехами и достижениями в управлении страной Давиду приписывается и авторство псалмов – Псалтыри. Вместе с тем порицаются грехи и недостатки Давида, в частности история с Урией, посланным Давидом на смерть, чтобы завладеть его женой Вирсавией, акты жестокости и др. Несмотря на раскаяние Давида, Всевышний не дозволил ему строительство Иерусалимского храма, хотя царь перенес в Иерусалим Ковчег Завета со скрижалями. За грехи Давида его царствование омрачалось бунтами и смутами. Тем не менее, согласно Библии, Бог признает Давида царем, который соблюдал заповеди религиозные и во всем следовал им. В христианском Новом Завете родословная Иисуса Христа также восходит к Давиду. В Коране ему соответствует Дауд, мудрый царь, судья и пророк. Царство Дауд получил, убив в схватке Джалута (Голиафа), с которым не смог справиться Талуд (Саул). Аллах даровал Дауду писание – Забур. В Коране говорится о том, что Дауд стал первым, кому был открыт секрет обработки железа и производства кольчуг и панцирей. Аллах также научил Дауда пению, и с ним вместе поют и прославляют Бога горы и птицы. Часто Дауд упоминается вместе со своим сыном Сулайманом (Соломоном). Позднейшие мусульманские комментарии еще больше приблизили образ Дауда к образу библейского Давида. В словарях можно встретить фразеологизм с пометкой книжн., устар.: «Давид и Ионафан», что означает пример дружбы.

Даниил, пророк - происходил из царского рода. Он еще мальчиком отведен был в вавилонский плен. В плену, по желанию царя Навуходоносора, Даниил был избран с некоторыми другими пленными мальчиками из лучших иудейских семейств, для служения при царском дворе. Царь приказал воспитывать их при своем дворце, обучать разным наукам и халдейскому языку. Пищу им он приказал давать со своего царского стола. В числе избранных были три друга Даниила: Анания, Азария и Мисаил. Даниил, вместе со своими тремя друзьями, твердо хранил веру в истинного Бога. Они не хотели есть царской пищи, чтобы не съесть чего-либо запрещенного законом Моисеевым, и просили начальника давать им только хлеб и овощи. Начальник не соглашался, так как боялся, что они похудеют, и царь накажет его. Но Даниил упросил его сделать пробу в течение десяти дней. И когда прошло десять дней, то оказалось, что Даниил и его друзья не только не похудели, а даже стали полнее, здоровее и красивее своих товарищей. После этого их больше не принуждали есть царскую пищу. За такое строгое исполнение закона - за воздержание (пост) и благочестие - Бог наградил этих отроков хорошими способностями и успехами в учении. На испытании они оказались умнее и лучше других и получили высокие должности при царском дворе. А Даниилу Бог, кроме того, дал еще уменье разъяснять сны, как некогда Иосифу. Однажды Навуходоносор увидел необыкновенный сон, но, проснувшись утром, не мог его вспомнить. Сон же этот очень беспокоил царя. Тогда Даниил упросил царя дать ему некоторое время, и он разъяснит сон. Придя домой, Даниил усердно молил Бога открыть ему эту тайну. В ночном видении Господь открыл ему сон Навуходоносора и значение его. Даниил пришел к царю и сказал: "царь! когда ты ложился спать, ты думал о том, что будет после тебя. И вот, во сне ты увидел огромного истукана: в блеске стоял он и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра из меди, голени из железа, а ступни частью из железа, частью из глины. Потом от горы сам собою, без содействия рук человеческих, оторвался камень и ударил в ноги истукана, и разбил их. Тогда весь истукан рассыпался и превратился в прах, а камень так увеличился, что покрыл собою всю землю. Вот, царь, твой сон! "Этот сон", продолжал Даниил, "означает следующее: ты царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу, и ты владеешь другими народами. Царство твое - это золотая голова. После тебя настанет другое царство, ниже твоего. Потом настанет третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. Четвертое царство будет крепкое, как железо. Как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать. Но в тоже время оно будет разделенное, частью будет крепкое, частью хрупкое. В дни последнего царства Бог Небесный воздвигнет вечное царство, которое не будет передано какому-либо народу, но сокрушит все царства земли и распространится по всему миру на века. Так Великий Бог дал знать царю, что будет после всего". Выслушав все, царь Навуходоносор встал и поклонился пророку Даниилу до земли и сказал: "воистину Бог ваш Бог богов и Владыка царей!"

Декалог - (от греч. «десять» и «слово») – в соответствии с Библией, десять основных заповедей иудаизма, составляющие исходную часть законов Моисея, дарованных ему Богом на горе Синай и записанных Господом на двух каменных плитах (см. Скрижали Завета), которые Моисей передал народу. Они лежат в основе еврейского религиозного миропонимания. Следование им – обязанность перед Богом каждого человека, на которого распространяется действие Закона. Согласно преданию, Моисей огорчился тем, что народ во время его отсутствия вернулся к прежнему идолопоклонству и в гневе разбил скрижали, но затем снова ушел на гору Синай, где Бог даровал ему другие. Хотя в Библии нет четкой нумерации заповедей, все же принята их следующая последовательность. Первая заповедь фактически является провозглашением идеи монотеизма (единобожия): «Я Господь твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». Вторая заповедь закрепляет положение первой и запрещает поклонение другим богам: «Да не будет у тебя других богов перед Лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо я Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящих Меня и соблюдающих заповеди Мои». Третья заповедь запрещает под страхом наказания употребление имени Бога всуе, т.е. напрасно. Четвертая содержит заповедь соблюдения субботы: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела свои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих». Пятая заповедь – «Почитай отца и мать твою». Шестая заповедь – «Не убий». Седьмая заповедь – «Не прелюбодействуй». Восьмая заповедь – «Не укради». Девятая заповедь – «Не произноси ложного свидетельства». Десятая заповедь – «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». Все они говорят об отношениях между людьми в обществе. Хотя судьба скрижалей с записью Декалога после разрушения Первого Иерусалимского храма неизвестна, его чтение входило в ежедневное богослужение в период Второго Храма. В Торе содержатся две версии Десяти заповедей: в книге Исход и во Второзаконии. Расхождения, которые находят в этих версиях, обычно объясняются тем, что версия в книге Исход была начертана на первой паре скрижалей, разбитых Моисеем, а версия Второзакония – на второй.

Енох - (евр. Ханох) – согласно библейской Книге Бытия, он был проповедником. Минуя смерть, подобно пророку Илие, был вознесен к Богу. Со временем все большее значение стало придаваться его этическому учению о развитии мировой истории вплоть до Страшного суда. В раннехристианской литературе выражается надежда на его возвращение вместе с Илией перед концом света, порой он даже отождествляется с Сыном Человеческим. Так называемая Первая книга Еноха дошла до нашего времени полностью на эфиопском и (в отрывках) на греческом языках, однако некоторые важные фрагменты текста написаны на арамейском языке и обнаружены среди рукописей, найденных в Кумране (см. Свитки Мертвого моря.) Вторая книга Еноха сохранилась только в славянском переводе. У мусульман Енох отождествляется с Идрисом – пророком и праведником из числа «терпеливых». Считается, что Аллах вознес его на небо телесно, и он будет жить до дня Страшного суда подобно другим живущим вечно исламским праведникам – Исе (Иисусу), Илйасу (Илие) и Хизру (ал-Хадиру). Идрис обладает сокровенными знаниями и наделяется чертами культурного героя как основатель письменности, портняжного ремесла и т.д.

Завет - договор или союз Бога с человеком, по которому Бог принимает на себя обязанность покровительствовать Израилю при условии соблюдения последним данного ему Закона. В Ветхом Завете говорится о нескольких договорах Бога с людьми. Первый был заключен Богом с Адамом и Евой, однако люди его нарушили, за что были изгнаны из Эдема. Так был совершен первородный грех, и в дальнейшем люди уже не могли не грешить. Тогда Бог решил расторгнуть договор и произвел Всемирный потоп, от которого спасся только праведный Ной со своими сыновьями. С ними Бог заключил второй договор. Он называется «Законы Ноевых сынов». Это – краткий свод библейских моральных предписаний, семь законов, обязательных, согласно талмудической традиции, для всего человечества. Они включают запреты идолопоклонства, богохульства, кровопролития, воровства, кровосмешения и употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного, а также повеление следовать законам. Последнее предписание расшифровывают обычно как установление законов, формулирующих шесть предыдущих запретов, иногда – как учреждение судов в странах неевреев. Третий договор Бог заключил с Авраамом, а четвертый – с Моисеем, когда дал ему на горе Синай Десять заповедей (см. Декалог) и разъяснение законов жизни богоизбранного еврейского народа. Пятый договор был заключен с царем Давидом, шестой – с гражданско-храмовой общиной в послепленный период. Идея завета между Богом и народом – отличительная черта иудаизма, она требует полной преданности народа Богу. Нарушение завета влечет суровые наказания, вплоть до изгнания народа из его страны. В более широком смысле идея вечного завета между Богом и еврейским народом подразумевает соблюдение галахических (см. Галаха) предписаний как обязательство, наложенное на еврейский народ заветом с Богом. Понятие «Завет» тесно связано с мессианскими представлениями иудаизма (см. Мессианство). Соблюдение завета должно привести не только к избавлению Израиля, но и к спасению человечества и преображению мира. Заключение Нового Завета (седьмого) связывается в иудаизме с возвращением изгнанников из северных стран и восстановлением царства Давида и Иерусалимского храма во всем их величии.

Заповеди - обязательные для выполнения религиозные положения, регламентирующие поведение человека. В завершенной форме они были сформулированы в раннем иудаизме (мицвот) и зафиксированы в Библии, в Пятикнижии Моисея. Они включают значительное количество положений, которые впоследствии были формализованы в Талмуде в 613 заповедей (365 запретов и 248 повелений). Заповеди представляют собой систему, пытаться понять их в отдельности бесполезно. Не все они поддаются рациональному объяснению. Основными и самыми известными из них являются Десять заповедей (см. Декалог), по преданию, записанные на Скрижалях Завета – каменных табличках, дарованных Моисею на горе Синай. Основные из них касаются, прежде всего, обязанностей человека по отношению ко Всевышнему, и фиксируют принцип единобожия с абсолютным запретом идолопоклонства. Остальные говорят об отношениях между людьми и во многом отражают морально-правовые положения: не убий, не кради, не прелюбодействуй и т.д. Именно заповеди Декалога были полностью заимствованы христианством, другие же положения Пятикнижия считаются обрядовыми. Помимо заповедей Декалога в христианстве утверждается принципиальная важность двух заповедей: любви к Богу и любви к ближнему. Это несколько сместило акценты в христианском подходе к заповедям с поведенческой на эмоционально-волевую их составляющую, хотя и не отменило неизменность заповедей, дарованных Моисею. Признаются также семь заповедей, данных Ною после всемирного потопа, которые являются обязательными как для евреев, так и для всех прочих людей.

Иаков (праотец) - (Израиль) (от евр. «акев» – пята, или «акав» – побеждать, защищать) – патриарх, сын библейского патриарха Исаака и Ревекки, отец 12-ти сыновей, которые представляют 12 колен (племен) Израиля, один из трех патриархов библейских. Согласно Библии, он родился, держась за пятку своего брата-близнеца Исава. Авторы Библии в ярких красках рисуют, как Иаков, обманом получив от брата за чечевичную похлебку право первородства, затем вынужден был бежать в Харран (Северная Месопотамия) к дяде Лавану. В дороге он устал и заснул в середине круга из больших камней. Ему приснилось, будто видит он лестницу, стоящую на земле и упирающуюся в небо, по которой вверх и вниз ходят ангелы. Бог подошел к нему и обещал ему и его потомству отдать всю эту землю. Поэтому она стала называться Землей обетованной.

Иезавель - жена израильского царя Ахава, дочь сидонского царя Ефваала, или Этбаала, который достиг престола через убийство брата. Дочь унаследовала от него деспотическое высокомерие, непреклонную настойчивость, кровожадную жестокость и более всего фанатическую преданность культу Астарты, жрецом которой некогда был её отец. Сделавшись царицей израильского народа, она презирала его религию и порешила водворить в израильском народе своё идолопоклонство. Ахав вполне подпал под её влияние; по её настоянию в Самарии построен был храм и жертвенник Ваалу, а также устроена дубрава для оргий в честь Астарты. При дворе Иезавели заведен был целый штат служителей нового культа; еврейской религии грозила полная гибель, если бы на защиту её не выступил пророк Илия, борьба которого с Иезавелью составляет одну из поразительнейших страниц библейской истории (3Цар.18 и 19). Жестокая несправедливость Иезавели особенно проявилась в деле о винограднике Навуфея (3Цар.21:1—16), но этим она переполнила чашу своих беззаконий: выброшенная из окна, она была растоптана всадниками и растерзана собаками (4Цар.9).

Иезекииль - (евр. Иехезкель – «Бог укрепляет») – один из великих пророков библейских. Когда вавилоняне в 587 г. до н.э. разграбили Иерусалим и увели в плен оставшихся в живых иудеев, Иезекииль также был уведен в вавилонский плен. Он выступил в качестве пророка, когда ему было 30 лет, т.е. достаточно молодым человеком. Он – первый из пророков, который нес это служение в Вавилонии, за пределами Святой Земли. Поэтому в его пророческой деятельности, вызванной и пронизанной особыми видениями, видно влияние месопотамской символики. Пророк сурово обличает грехи народа Израиля, полагая, однако, что Всевышний все же не даст ему погибнуть, чтобы не допустить осквернения своего имени. В его проповедях содержится ряд новых и оригинальных идей, в частности, представление о личной ответственности каждого человека за грехи и повышение роли личного раскаяния за нарушение заповедей (см. Заповеди религиозные). Он верил, что по велению Бога в будущем произойдет воскресение мертвых. Божественному прощению и спасению предшествует нашествие Гога из страны Магог (см. Гог и Магог), но в ходе последней войны Господь уничтожит Гога. Особое место в его проповеди занимают мессианские мотивы (см. Мессианство).

Иеремия - (евр. Бог возвестит) – великий пророк библейский (середина VII в. до н.э. – конец VI в. до н.э.). Он считается автором скорбной поэмы о гибели Иерусалима под названием «Плач Иеремии», в которой виден переход от узконациональных проблем к общечеловеческим. Историческая роль Иеремии была горькой и неблагодарной, поскольку всякий раз, когда евреи воодушевлялись религиозным и национальным патриотизмом, он должен был вновь и вновь бросать им в лицо горькие слова о том, что несчастья их не временные и не случайные, что они будут усугубляться с каждым годом. Однако его вдохновенные речи не доходили до их сердец, напротив, порождали в них зависть и ненависть. И только следующие поколения евреев осознали огромное значение Иеремии в духовной истории и поставили его в один ряд с величайшими пророками. Он также предсказал, что на месте Иерусалима снова будут слышны звуки радости и веселья, «голоса жениха и невесты». Поэтому слова пророка до сих пор звучат на всех еврейских свадьбах.

Израиль - в иудаизме это слово обозначает несколько понятий. Во-первых, это второе имя, данное патриарху библейскому Иакову. Во время его возвращения в Ханаан после долголетнего пребывания в Месопотамии Иаков боролся с кем-то ему не известным до появления зари. Неизвестный не смог победить его, однако повредил ему бедро, а на рассвете благословил и назвал именем Исраэль, что означает «боровшийся с Богом». Поэтому потомки Иакова именовались «сыны Израиля». Во-вторых, это наименование Северного царства, образовавшегося после распада единого царства Давида и Соломона, существовавшего приблизительно в 926–721 гг. до н.э. В его состав входили 10 из 12 колен с их наделами. Однако уже в поздних библейских книгах и в послебиблейской еврейской литературе наименование «Израиль», или «народ Израиля», относят ко всему еврейскому народу в целом. В настоящее время Израиль – прежде всего, название еврейского государства. В-третьих, это название родины еврейского народа, обычно употребляется в словосочетании Эрец-Исраэль (Земля Израиля), которое впервые встречается в Мишне. Еврейское государство, основанное решением ООН в 1948 г., получило название Мединат-Исраэль – «Государство Израиль».

Илия, пророк - (евр. Господь есть Бог) – израильский пророк библейский IX в. до н.э., из числа так называемых устных пророков. Библия содержит о нем красочный рассказ. Само его появление произвело на евреев огромное впечатление. Согласно преданию, когда мать Илии рожала его, отец увидел белообразных мужей разговаривавших с младенцем, пеленавших и кормивших его огнем. Это видение свидетельствовало о появлении нового пророка. В библейских сказаниях Илия предстает как пламенный борец с идолопоклонством, особенно с культами финикийских богов Ваала и Астарты, насаждаемых дочерью царя Тира – царицей Иезавель (финикиянкой) и подпавшим под ее влияние царем Ахавом (869–850 гг. до н.э.). Илия предсказывает засуху и голод в стране за богоотступничество от истинного Бога Израиля, с помощью чуда побеждает в состязании на горе Кармел 450 жрецов Ваала, что приводит к долгожданным дождям. Скрываясь от преследований Иезавели, Илия уходит в пустыню и после скитаний добирается до горы Синай, где ему является Бог, поручающий ему подготовить людей, которые станут орудием Божьей кары. Он публично осуждает царя Ахава и царицу Иезавель за отнятый хитростью и обманом виноградник, принадлежавший Навуфею: ради этого прежний владелец был оклеветан и убит. Илия за это предсказывает ужасную гибель царю и царице. Илия – один из тех пророков, который (по традиционным взглядам) не умер. Он время от времени возвращается на землю, чтобы выполнять небесные миссии: посещает каждый обряд обрезания и каждый седер. Именно он принесет благую весть о пришествии Мессии, поэтому во время седера для него ставят особый кубок с вином.

Иосиф Праведный (из праотцев) - (евр. «он (Бог) прибавит») – одиннадцатый сын патриарха библейского Иакова и его любимой жены Рахили. Иосиф, будучи любимцем отца, своей заносчивостью возбудил ненависть братьев, которые продали его проезжим купцам. Те отвезли Иосифа в Египет и продали в рабство царскому вельможе Потифару, сделавшему его со временем своим первым помощником. Жена вельможи, пораженная красотой Иосифа, старалась соблазнить его, но он категорически отказывался уступить ее домогательствам, полагая это большим грехом перед Богом. Разъяренная таким поведением хозяйка оклеветала Иосифа, и он был заключен в тюрьму. Там Иосиф точно разгадал сны двух опальных вельмож фараона, а когда самому фараону приснились непонятные сновидения, Иосиф был доставлен во дворец. На основании содержания снов фараона Иосиф предсказал, что Египту предстоят семь лет изобилия, а затем семь лет неурожая, и дал совет, как избежать народных бедствий в будущем. Выслушав Иосифа, фараон назначает его своим главным визирем, дает ему египетское имя и женит на дочери одного из главных египетских жрецов. Пророчества Иосифа полностью исполняются, но благодаря предпринятым мерам Египет избежал голода в неурожайные годы. Тем временем голодные времена наступили в соседних странах, и Иаков послал своих сыновей купить хлеба в Египте. Их приводят к Иосифу, которого они не узнают. Иосиф же подвергает братьев многим испытаниям и, в конце концов, открывает им свою тайну. Затем при поддержке фараона он приглашает Иакова и братьев с семьями переселиться в Египет и предоставляет в их распоряжение землю Гесем в дельте Нила. Скончался Иосиф в Египте в возрасте 110 лет и был похоронен по египетскому обряду. Согласно иудейскому преданию, при Исходе из Египта прах Иосифа был перенесен в Святую землю и там похоронен в Сихеме. Ряд исследователей Библии полагают, что в основе истории Иосифа лежит реальное событие.

Исаак - (Ицхак) – от евр. «смеющийся» – второй патриарх библейский, сын Авраама. Его имя объясняется тем, что мать Исаака, 90-летняя Сарра посмеялась в душе, когда услышала пророчество о предстоящем рождении сына. Исаак был первым еврейским ребенком, обрезанным на восьмой день. Первое испытание, которое пришлось ему вынести, случилось после веления Господа Аврааму принести сына в жертву. По-еврейски это испытание называется «акеда» – «связывание». Исаак покорно позволил отцу связать себя, но когда тот занес над ним жертвенный нож, Бог остановил Авраама. Вторым важным событием была женитьба Исаака. Поручение привести невесту из Харрана было успешно выполнено домоуправителем Исаака Элиезером, и женой Исаака стала Ревекка, дочь племянника Авраама. Долгое время у них не было детей, и только после молитвенных обращений к Господу родилось двое сыновей, Иаков и Исав. Когда Исаак состарился и почти ослеп, то пожелал благословить своего любимца Исава, однако Ревекка обманом побудила мужа благословить Иакова. Тем не менее, Исаак не изменил своего благословения Иакову. Умер он в возрасте 180 лет и был похоронен обоими сыновьями в пещере Махпела рядом с Авраамом и Саррой. В иудейской литургии «акеда» имеет важное значение и символизирует уверенность в прощении Богом грехов Израиля. В талмудической литературе Исаак почитается более ревностным заступником еврейского народа перед Богом, чем другие патриархи.

Исаия - (евр. «Бог есть спасение») – великий пророк библейский, который может быть признан одним из крупнейших древнееврейских писателей, создателем учений об остатке Израиля (шеаре) и о Мессии. Он не просто осмелился мечтать о мире без войн, но провозгласил, что невозможное вполне возможно, и каждый человек должен сыграть свою роль для скорейшего наступления этого будущего. Исайя говорил о том, что даже один человек может повлиять на судьбы мира, что общество можно изменить с помощью маленьких добрых дел. Как? Изменяя себя. Проповедь Исайи начинается с обличения правящей верхушки страны за нарушение Божьих Заветов и беспощадное угнетение народа, обирание бедняков, вдов и сирот. Обличает пророк также и народ за формальное отношение к богослужению, за суеверие, жестокость, безнравственность, идолопоклонство. Он считал, что именно эти грехи навлекут на народ Израиля страшные бедствия, приведут к гибели страны и большинству народа. Вместе с тем Исайя верил, что остаток народа (шеар), который вернется к Богу, все же спасется. При этом он пророчествует, что Господь даст знамение грядущего – рождение младенца из династии Давида, которого назовут Иммануэль («с нами Бог»). Предшествовавшие ему пророки тоже говорили об ожидаемых мессианских временах, но ни разу не упоминали о самом Мессии. Черты этого будущего Спасителя впервые появляются только в писаниях Исайи, который описывает его яркими красками.

Иудея - (ивр. יְהוּדָה‎, Иехуда; ивр. אֶרֶץ יְהוּדָה‎, Эрец-Иехуда, «Земля Иехуды») — обширная историческая область Земли Израиля к югу от Самарии (Шомрон). Расположена в Израиле, в том числе и на занятых им в ходе «Шестидневной войны» (1967) территориях. До 1967 года находилась под контролем Иордании, аннексировавшей её в одностороннем порядке в результате Арабо-израильской войны 1947—1949 гг. В Библии впервые упомянута как Земля Иуды (Иехуды) (Втор.34:2). В качестве надела этого колена простиралась от Мёртвого до Средиземного моря (Нав.15:1-12) и включала Иудейскую пустыню, Иудейские горы, Иудейскую низменность (Шфелат-Иехуда), значительную часть гор и низменности Негева.

Каин – см. Авель и Каин.

Кир Персидский - персидский царь, правил в 559 — 530 годах до н. э., из династии Ахеменидов. Сын Камбиса I и, возможно, царевны Манданы, дочери царя Мидии Иштувегу (Астиага). Основатель персидской державы Ахеменидов. Когда Кир сделался царем Персии, на Ближнем Востоке существовали четыре крупные державы: Мидия, Лидия, Вавилония и Египет. Всем им в будущем суждено было войти в состав державы Ахеменидов, началу создания которой положило в 553 г. до н.э. восстание персов против Мидии. Согласно Геродоту, причиной войны между двумя этими царствами послужил заговор знатного мидийца Гарпага, которому, как уже говорилось выше, Астиаг нанес жестокую обиду. Он сумел привлечь на свою сторону многих знатных мидийцев, недовольных суровым правлением Астиага, а затем подговорил Кира поднять восстание.

Лот - (ивр. לוֹט‎), в Пятикнижии — племянник Авраама (сын его брата Арана). Согласно Ветхому Завету, Лот вышел с Авраамом, его женой Сарой из Ура Халдейского в Ханаан. После того, как Авраам вышел из Египта, где благодаря тому, что отдал свою жену фараону, приобрёл много рабов и скота, вместе они двинулись до Вефиля. У Лота тоже был мелкий и крупный скот, а также шатры. Их имущества было так много, что пастухи Авраама спорили с пастухами Лота. Чтобы избежать раздора, Лот отделился и ушёл на восток, в окрестности Иордана, недалеко от Содома. Во время нападения Кедорлаомера и союзных ему царей на Содом Лот попал в плен, а имущество его было забрано. Однако Авраам напал ночью на противника и освободил Лота вместе со всем имуществом, а также женщинами и народом. Когда Лот сидел у ворот Содома, к нему пришли два ангела, желавшие проверить, действительно ли в Содоме творится то, что о нём говорят. Лот приглашал ангелов к себе в дом, но они сказали, что будут спать на улице. Лот их сильно упрашивал и наконец упросил. Он сделал им угощение и испёк пресные хлебы. Однако не успели они ещё лечь спать, как жители всего города пришли к его дому с требованием вывести к ним гостей, чтобы содомляне занялись с ними сексом. Лот вышел к содомлянам с отказом, предложив взамен двух своих девственных дочерей, чтобы те делали с ними, что им вздумается. Жителям города это не понравилось и они стали проявлять агрессию по отношению к самому Лоту. Тогда ангелы ослепили содомлян, а Лоту и его родне велели покинуть город, поскольку он будет разрушен. Зятьям, которые брали за себя дочерей Лота, показалось, что это шутка, и из Содома вышел только Лот, его жена и две дочери. Ангелы велели бежать на гору, нигде не останавливаясь и не оборачиваясь, чтобы спасти душу. Но Лот заявил, что на гору спастись не сможет и укроется в городе Сигор, на что Бог согласился и оставил Сигор целым. По дороге прочь жена Лота нарушила указания и обернулась, в результате чего превратилась в соляной столб. Выйдя из Сигора, Лот поселился в пещере под горой вместе со своими дочерьми. Дочери, оставшиеся без мужей, решили напоить своего отца и переспать с ним, чтобы родить от него потомков и восстановить своё племя. Сначала так поступила старшая, на следующий день — младшая; обе забеременели от своего отца. Старшая родила Моава, предка моавитян, а младшая — Бен-Амми, предка аммонитян.

Маккавеи - одно из наименований организаторов и руководителей восстания евреев против царя Сирии Антиоха Епифана и владычества греческой культуры. Происходит от прозвища одного из родоначальников династии – Маккаби, что означает «молоток». Является также акронимом фразы на иврите «Ми камоха боэлим, Гашем!», т.е. «Кто подобен Тебе, Всевышний!», потому что источником силы Маккавеев была верность Богу. Другое наименование династии по родовому имени – Хасмонеи. Во II в. до н.э., когда Иудея находилась под властью греко-сирийской державы Селевкидов, царь Антиох IV, нуждаясь в деньгах после проигранной войны с Римом, претендовал на сокровища Иерусалимского храма. В ответ на вспыхнувшие беспорядки Антиох стал преследовать иудейскую религию, запретил ее обряды, а иудейский Храм превратил в языческий. Это привело ко всеобщему народному восстанию, возглавляемому священником Маттафией и его сыновьями – Иудой, Иоанном, Елиазаром, Симоном и Ионатаном. Героем разгоревшейся партизанской войны был Иуда. Ему в 165 г. до н.э. удалось освободить Иерусалим и освятить поруганный Храм. Полного освобождения Иудеи от сирийцев добился только Симон в 142 г. до н.э. В дальнейшем его потомки (Иоанн Гиркан, Аристобул и др.) правили в Иудее вплоть до захвата страны Римом в 63 г. до н.э. Царь Ирод Великий был женат на принцессе Мариамне, так что его потомки по женской линии были связаны с прежней династией. История Маккавеев (Хасмонеев) содержится в Маккавейских книгах, сохранившихся на греческом языке. Они не входят в еврейский библейский канон, однако включены в состав Септуагинты. Первые две книги описывают предысторию и ход восстания Маккавеев, третья передает легендарную версию происхождения одного из местных праздников египетских евреев. Разгневанный фараон Птолемей IV Филопатр, решив истребить всех евреев, приказал собрать их на александрийском ипподроме и выпустил на них слонов, однако слоны обратились против царских воинов. Царь раскаялся и отпустил евреев с миром. Четвертая книга представляет собой философский трактат в жанре проповеди. Она носит явные следы влияния эллинистической культуры, прежде всего, философии стоиков, а также риторической техники того времени. Библейские законы в ней рассматриваются как практические средства стоического самовоспитания, сущность мученичества евреев, погибших в дни гонений, – в верности законам Бога, который вознаграждает мучеников и обрекает безбожного царя на вечное наказание. Католическая традиция полагает их «второканоническими» по отношению к книгам Священного Писания, а православная – неканоническими, но обе включают их в состав Библии. Христиане полагали, что Маккавеи боролись за спасение иудаизма, чтобы передать всему остальному миру Божественное Откровение, и поэтому тщательно сохраняли эти книги.

Мафусаил - в Библии — один из праотцов человечества (Быт.5:21-27), прославившийся своим долголетием: он прожил 969 лет. Старейший человек, чей возраст указан в Библии. Согласно книге Бытия, был сыном Еноха и отцом Ламеха, которого зачал в 187 лет.

Мессия - (на иврите: «машиах», т.е. «миропомазанный», или «помазанник, предназначенный для служения») – в учении иудаизма посланник Бога, потомок царя Давида, который осуществит обещанное избавление народа Израиля. Согласно Библии, это – постоянно ожидаемый искупитель или царь, человек, который будет избран Богом, чтобы положить конец злу на земле, восстановить Иерусалимский храм, вернуть изгнанных в Израиль и возвестить начало нового мира. На образ грядущего Мессии большое влияние оказало предание о Моисее, который не только вывел народ из египетского рабства, но и духовно возвысил его, даровав Тору и Заповеди (см. Заповеди религиозные, Мицва). Таким образом, будущее избавление мыслилось одновременно и как политическое освобождение, и как духовное возрождение. В Талмуде и Мидраше Моисея называют «первым избавителем», а Мессию – «последним избавителем». Другим прообразом Мессии стал царь Давид, в народном предании – обладатель исключительных политических и одновременно религиозных и этических достоинств. Со временем мессианская идея обретает утопические и эсхатологические (эсхатология – учение о конце света) черты. Уже у Исайи будущий приход Мессии принесет с собой полное преображение мира на началах справедливости, вера в Бога распространится среди всех народов и воцарится вечный мир. С I в. н.э. вера в приход Мессии легла в основу массовых движений и многочисленных сект, лидеры которых претендовали на роль Мессии. Законоучители Талмуда сформулировали представление о нем как о царе из дома Давида, который принесет Израилю избавление, и будет править им в конце времен. В отличие от христианских представлений, где Мессия – богочеловек, Мессия в иудаизме – всего лишь человек, орудие установления царства Божия. Маймонид рассматривал его приход без какой-либо мистической или эсхатологической подоплеки, только как политическое освобождение еврейского народа. Он считал царство Мессии идеальным государством, основанным на принципах иудаизма и еврейского религиозного права. Мессианские размышления, попытки вычислить дату прихода Мессии были неизменными мотивами еврейской религиозной мысли в Средние века и в начале Нового времени. С XVI в. начало складываться представление о мессианской роли еврейского народа во многом под влиянием учений каббалистов.

Михаил архангел - (ивр. מִיכָאֵל‎, Михаэ́ль — «Кто как Бог?»; греч. Αρχάγγελος Μιχαήλ) — ангел, упоминаемый по имени в ряде библейских книг. В христианстве Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых библейских персонажей.

Моисей - (13 в. до н.э.?), в еврейской Библии, пророк, который вывел израильтян из Египта, где они пребывали в рабстве; через Моисея Бог сообщил свой Закон, содержащий условия союза-завета Бога с Израилем, заключенного на горе Синай. Моисей – ключевая фигура в книгах Исхода, Левита, Чисел и Второзакония. Часто в нем видят основателя иудаизма как религиозной системы. Имя «Моисей» (евр. Моше), очевидно, египетского происхождения и означает «дитя». Некоторые консервативные евреи и христиане считают Моисея автором Торы (Пятикнижия, т.е. первых пяти книг Библии), хотя в Торе ничего не говорится относительно ее авторства, кроме того, большинство исследователей сходятся во мнении, что она была составлена только в 5 в. до н.э. на основе нескольких более ранних памятников. Согласно библейскому рассказу, Моисей родился в Египте в еврейской семье в те времена, когда евреи находились в рабстве у египтян. Напуганный пророчеством фараон приказал умерщвлять всех еврейских младенцев мужского пола, и мать Моисея оставила его в корзине из тростника на берегу Нила, где он был обнаружен дочерью фараона и усыновлен ею. Моисей был воспитан при дворе фараона, однако сохранил связь со своими соплеменниками. Однажды он увидел, что египетский надсмотрщик избивает еврея; вступившись за соплеменника, он убил обидчика. После этого Моисей вынужден был бежать в пустыню к востоку от Египта. Там он женился на Сепфоре, дочери мадиамского жреца Иофора (или Рагуила).Спустя много лет Бог явился Моисею и говорил с ним из объятого пламенем куста на горе Хорив. Он возложил на Моисея задачу вывести евреев из Египта в Палестину и открыл ему свое имя: «Я есмь Сущий» (Исх 3:14). Когда Моисей попытался уклониться от возложенной на него миссии, ссылаясь на свое косноязычие, Бог пообещал, что его брат Аарон будет его «устами». После этого Моисей встретился с Аароном и вместе с ним вернулся в Египет. Братья несколько раз обращались к фараону с просьбой, чтобы тот разрешил евреям покинуть страну, однако столкнулись с упорным отказом. В наказание за это Бог поразил египтян десятью «казнями», наихудшей из которых стала гибель всех египетских первенцев. Израильтяне же были избавлены от всех этих напастей, и в память об этом был учрежден праздник Пасхи. После этого израильтянам все же было позволено уйти. Однако фараон очень скоро переменил свое решение и снарядил погоню за евреями. Когда последние достигли Красного моря, Моисей полученной им от Бога силой заставил воды моря расступиться, и евреи перешли его посуху, а над войском фараона волны моря сомкнулись. На горе Синай Бог заключил с сынами Израиля союз-завет: «если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой... вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх 19:5-6). Частью этого завета явились десять заповедей. Кроме них, в Законе, открытом Моисею Богом, содержались сотни предписаний и запретов морального и обрядового характера. Под руководством Моисея был изготовлен ковчег завета (для переноски и хранения скрижалей, на которых был записан Закон); Аарон был назначен первосвященником. В последующих повествовательных частях Пятикнижия речь идет главным образом о тех трудностях, с которыми сталкивался Моисей, будучи вождем народа, еще не привыкшего к послушанию Закону Божьему. Обнаружив, что израильтяне поклоняются золотому тельцу, он в гневе разбил первые две каменные скрижали (Исх 32). Люди в пустыне питались падавшей с небес манной, даром божьим, но она им надоела (Числ 11:6) и они возроптали. Несмотря ни на что, ему удалось сохранить единство в народе. Умер Моисей в Моаве в возрасте 120 лет.

Ной - сын Ламеха (Лемеха), отец Сима (Шема), Хама и Яфета. праведник, спасенный Богом от потопа для того, чтобы он стал продолжателем рода человеческого. С этой целью Бог повелел Ною построить судно (см. Ноев ковчег) и взять туда членов своей семьи и по паре животных каждого вида (в другой версии — по семи пар чистых и по паре нечистых). По окончании потопа ковчег прибило к горам Арарата (Быт. 8:4). Ной принес жертвы Богу, и Бог благословил его и его потомство, заключив с ним Завет, включающий определенные предписания относительно употребления в пищу мяса животных и пролития крови (Быт. 9:1–17; см. Ноевых сынов законы). В Библии Ной выступает также как первый виноградарь и изобретатель вина (Быт. 9:20–21), с чем связан и эпизод проклятия им Хама

!!! Разделение на южное и северное царство. Израильское царство (ивр. ממלכת ישראל‎) — древнее еврейское царство. Согласно Библии, основано в XI веке до н. э. пророком Самуилом и первым израильским царём Саулом (Шаулем — в произношении на иврите). Смерть Соломона (930 до н. э.) практически поставила точку в истории Израильского царства как единого государства. На царский престол восходит его сын — Ровоам. Но Ровоам проводит чрезмерно жесткую репрессивную внутреннюю политику. Именно Ровоаму принадлежит высказывание: «Отец мой наказывал вас бичами. Я буду наказывать скорпионами». Десять колен Израилевых не признали над собой его власть и объединилась под властью Иеровоама I, образовав в северной части до этого единого Израильского царства одноименное государство. Колена же Иудино и Вениаминово остались верны Дому Давидову и образовали государство с центром в Иерусалиме, известное впоследствии как Иудейское царство. Столицей этого Израильского царства стал Шхем, затем Тирца (Фирца) и наконец Самария (Шомрон). Цари этого государства — точнее северноизраильские отступили от монотеистического служения Единому Богу Израилеву, вначале воздвигнув храмы с золотыми изваяниями тельцов, а затем даже поклонялись божествам финикийского культа. С точки зрения Библии, ни один из них не был «благочестивым царём». В этом Израильском царстве — одноименном с единым Израильским царством — правящие династии неоднократно менялись в результате государственных переворотов, дольше всего правила династия Йеу (Ииуя). В 722 год до н. э. это Израильское царство было аннексировано Ассирией. Все десять колен, населявшие это Израильское царство, были уведены в плен и дальнейшая судьба их не известна (подробней см. десять потерянных колен).

Самария - историческая область Израиля. Название области происходит от названия города Самария (Шомрон), который являлся столицей Израильского царства в 875 — 722 до н. э. В Новом Завете Иисус Христос рассказывает притчу о Добром самаритянине — жителе Самарии, который, увидев еврея, ограбленного разбойниками и брошенного умирать на дороге, спас его, несмотря на традиционную межэтническую рознь.

Самуил -(евр. «Имя Бога») – последний израильский судья и пророк библейский во времена царей Саула и Давида (около XI в. до н.э.). Его мать Анна, долгое время будучи бездетной, посвятила новорожденного Самуила Богу. Он воспитывался первосвященником Илией в Силоамском святилище, где позже находилась Силоамская купель, вода которой считалась священной. Его пророческий дар проявился уже в детстве. В результате сокрушительного поражения израильтян, сопровождавшегося захватом филистимлянами Ковчега Завета и смертью Илии, Самуил становится признанным объединителем народа. После разгрома филистимлян он являлся правителем Израиля и надеялся, что ему наследуют в этом его сыновья. Однако (поскольку они оказались недостойными людьми и мздоимцами) старейшины народа потребовали от Самуила, чтобы народ Израиля избирал царя, как это принято у других народов. Самуил сначала воспротивился этому, утверждая, что только Бог может быть царем Израиля, а земная царская власть будет сопровождаться угнетением подданных. Однако затем уступил желанию народа и, повинуясь Божественному повелению, помазал на царство бедного пастуха Саула из маловлиятельного колена Вениаминова. Саул вначале проявил себя хорошим полководцем и успешным правителем, но потом стал нарушать условия своего воцарения, что привело к острому конфликту царя с Самуилом. Пророк отверг Саула и больше с ним не встречался, но при этом в Вифлееме Иудейском тайно помазал на царство младшего сына Ессея – Давида. Последние годы жизни Самуил провел в г. Раме, где на короткое время нашел убежище Давид, преследуемый Саулом, и там же пророк был похоронен. Предание сообщает, что перед решающей битвой Саул вызвал тень Самуила, которая повторила приговор, вынесенный царю при жизни: «Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим». На следующий день это пророчество Самуила, как и все другие, исполнилось: Саул и его сыновья были убиты. Самуил предстает в Библии великим пророком, правителем, законоучителем, в известной степени даже сопоставимым с Моисеем.

Синай - гора на Синайском полуострове, с вершины которой, согласно Библии, Бог даровал израильтянам Десять Заповедей (см. Декалог), а другие предписания непосредственно передал через Моисея. Точное положение указанной в Библии горы Синай неизвестно. Очевидно лишь то, что она находилась на пути их Египта в Палестину. Более того, несмотря на огромное религиозное значение Синая, в Библии только один раз сообщается о паломничестве к этой горе пророка библейского Илии. Христианская традиция полагает, что более всего библейскому описанию соответствует Джебель Мусса (араб. – гора Моисея), высотой 2244 м, в горной цепи на юге Синайского полуострова, в 90 км от самой южной его точки. Имеются и другие мнения о местоположении этой горы. Другое название Синая, встречающееся в Библии, – Хорев.

Скрижали Завета - (старослав. «скрижаль» – «камень», «плита», «доска») – согласно Библии, две каменные плиты, на которых были записаны Десять заповедей (см. Декалог). Скрижали Завета были дарованы Богом Моисею на горе Синай. Увидев поклонение народа «золотому тельцу», Моисей в гневе разбил принесенные им с горы первые скрижали. Затем на горе Синай Бог повторно начертал слова заповедей на принесенных Моисеем новых скрижалях. Они хранились в специальном ящике (Ковчеге Завета), установленном в особом отделении Скинии, а затем – в Иерусалимском храме Соломона. Их судьба после разрушения Храма Соломона неизвестна, во всяком случае, во Втором Храме их уже не было. Талмудическое предание сообщает, что они были спрятаны царем Иосией (639–609 гг. до н.э.), предвидевшим скорое разрушение Храма. В иудейской традиции изображение Скрижалей Завета является важным символом договора, заключенного Богом с народом Израиля. Обычно на их символическом изображении пишутся первые еврейские буквы или слова Десяти заповедей. Традиционно в еврейском искусстве их изображали в форме каменных прямоугольников, на каждом из которых помещены первые слова пяти заповедей, иногда – первые буквы. Согласно современным научным представлениям, Скрижали Завета отражают традицию записи договоров на таблицах (пластинах) из различного материала, в том числе камня или глины, что было широко распространено на древнем Ближнем Востоке. Разбивание их означало расторжение договора.

Содом – см. Гоморра и Содом

Соломон - (евр. «мир», «благоденствие») – третий царь объединенного царства Израиля (около 965–928 гг. до н.э.), сын царя Давида и Вирсавии. История его царствования изложена в Третьей книге Царств и Первой книге Паралипоменон. Его воцарение проходило в ожесточенной борьбе за наследство одряхлевшего Давида между его сыновьями от разных жен. Соломон добился престола в ходе сложного противодействия, получив от Давида при помощи матери и священника Садока завещание в свою пользу. Став царем, он жестокими мерами укрепил свою власть и стал успешным правителем большого государства. Предание сообщает, что Соломон получил Божественное благословение в Гаваоне, попросив у Господа только «сердце мудрое и разумное». Сообщается, что по мудрости Соломон превзошел всех своих современников. Его суды и поучения привлекали людей из далеких и близких стран. Ему приписывается авторство тысяч песен и притч, Книги Песни песней и Книги Екклесиаста. Ему приписывали способность понимать язык зверей, Мидраш содержит многочисленные рассказы о мудрости суда Соломона. Проводя мирную внешнюю политику, он старался поддерживать дружеские отношения с соседями. Возросшее богатство страны позволило Соломону развернуть обширное строительство в стране. Самым грандиозным было строительство Иерусалимского храма, великолепного царского дворца, многих крепостей и городов. Большое внимание уделялось укреплению постоянной армии, впервые появляются в армии Соломона кавалерия численностью 12 тыс. и 1400 боевых колесниц. многочисленные иноземные жены Соломона склоняли царя к почитанию языческих культов, что, конечно, вызывало недовольство иудейских священнослужителей. В конце его царствования от Израиля отпал Дамаск, начались бунты. Все это после смерти Соломона привело к распаду единого государства на два: северное (Израиль) и южное (Иудея). Но на фоне последующих бедствий царствование Соломона в иудейской традиции вспоминалось как вершина благополучия и процветания. Сам царь превозносится как мудрейший из людей, понимающий даже язык зверей и птиц.

Саул - (евр. «испрошенный у Бога») – первый царь Израиля (приблизительно 1024–1004 гг. до н.э.). После тяжелых поражений от филистимлян израильские племена (колена), нуждаясь в сильной власти, потребовали избрать, как у других народов, царя. Пророк библейский Самуил пытался возражать, но затем помазал на царство молодого, статного и высокомерного земледельца Саула из маловлиятельного колена Вениаминова. Первые же действия Саула показали его большие способности как полководца и администратора. При нем наряду с прежним племенным ополчением формируется постоянное войско в 3 тыс. человек, одним из отрядов которого командует его сын Ионафан. Благодаря этому Саул смог нанести серьезные поражения врагам израильтян – аммонитянам и самым главным противникам – филистимлянам. В результате этих побед его власть распространилась на все колена Израиля, и он стал планомерно проводить политику создания единого централизованного государства, заменяя прежних племенных руководителей своими ставленниками. Это вызвало недовольство приверженцев прежних порядков, что выразилось в остром конфликте Саула с утвердившим его на царство пророком Самуилом, усмотревшим в реформах Саула стремление ограничить власть высшего израильского священства. Библейское повествование сообщает, что постепенно у Саула развивается болезненная подозрительность и зависть, объектом которой становится и Давид, представитель колена Иуды, который был другом его сына Ионафана. Однажды в припадке ярости он даже чуть не убил своего сына. Последние годы Саула прошли под знаком преследования Давида. Перед последней битвой с филистимлянами он обратился к тени умершего Самуила, и тот предсказал ему поражение и гибель. Предсказание исполнилось, израильтяне были разгромлены, а Саул и три его сына были убиты. Согласно современным научным представлениям, заслуги Саула в создании израильской государственности значительны и несомненны, но библейское предание отражает негативное отношение к нему израильского жречества, а также иудейской царской династии, недовольной возвышением царя из колена Вениамина.

 

Христианство

Авва Дорофей


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)