АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Присутствие психотерапевта и уровни общения

Читайте также:
  1. А что же тогда является успехом? Это присутствие высокого качества в том, что вы делаете, даже в самых простых действиях.
  2. Базовые уровни в других системах
  3. БАЗОВЫЕ УРОВНИ ИЛИ ВОЛНЫ
  4. Вербальные и невербальные средства общения.
  5. Виды материи. Структурные уровни
  6. Виды, уровни, функции межличностного общения
  7. Вопрос 1. Понятие «общение». Общение как коммуникация и как взаимодействие. Виды общения.
  8. Вопрос 11. Невербальные особенности в процессе делового общения. Межнациональные различия невербального общения.
  9. Вопрос 2. Деловое общение. Характеристика стилей делового общения.
  10. Вопрос 8. Вербальный (речевой) канал общения. Основные характеристики речи. Риторика – искусство красноречия.
  11. Глава 1. Базовые Уровни или Волны
  12. Глава 10. «Уровни сознания».

В разных ситуациях и в различные моменты общения собеседники (в том числе и участники психологического консультирования) существенно различаются в том, насколько они вовлечены в это общение, в какой мере готовы раскрыть свои внутренние переживания и быть понятыми друг другом.

Иными словами, речь идет о качестве бытия человека в ситуации или отношениях – о степени его присутствия в данной межличностной ситуации, об уровне аутентичности самовыражения, чувствительности к собственной внутренней реальности и актуализации подлинной заботы о себе.

Присутствие – одно из базовых понятий для характеристики терапевтических отношений. Физически пребывать рядом с другим человеком и даже разговаривать с ним – еще совсем не означает вступить с ним в полноценный и глубинный контакт; вполне возможна "беседа" между "отсутствующими" в экзистенциальном смысле собеседниками. Подобная ситуация по сути является антитерапевтической. Д.Бьюдженталь (1987) называет ее "грех неприсутствия".

Подлинное присутствие в общении означает мобилизацию чувствительности каждого из собеседников не только к собственному внутреннему миру, но и к субъективности друг друга, к коммуникативному контексту, а также – актуализацию готовности к напряженному и разнообразному участию в общении: слушать и слышать, спрашивать и отвечать, размышлять и сомневаться, чувствовать и сочувствовать и т.д.

Сложная глубинная динамика общения лежит в основе выделения уровней межличностного взаимодействия. Д. Бьюдженталь (1987) описывает семь основных уровней глубины общения: формальные отношения, поддержание контакта, стандартная беседа, критические ситуации, интимность, личное бессознательное, коллективное бессознательное. В качестве различительных признаков уровней общения выбраны два важнейших аспекта вовлеченности человека в общение: доступность и выразительность.

Доступность – это степень открытости влиянию другого человека и ослабления защит от чужого воздействия. Выразительность – это уровень готовности человека "раскрыться без маскировки", а также готовности приложить усилия, чтобы выразить свою субъективность и позволить другому понять себя. От изменений в этих двух аспектах качество консультационной работы зависит в решающей степени.

Используя эти различительные признаки, основные уровни общения можно охарактеризовать следующим образом:

1. Формальные отношения

Это общение, ориентированное прежде всего на соблюдение требований "объективного статуса". Собеседники стремятся держать себя и межличностную ситуацию "под контролем", причем этот контроль направлен в основном на сокрытие собственных внутренних переживаний и создание определенного впечатления о себе. Говоря о себе, человек как бы становится в позицию стороннего ("объективного") наблюдателя, осторожного цензора.

Такое общение центрировано на имидже". По сути, собеседники вступают в общение скорее не как люди, а как "социальные функционеры". Спонтанность и естественность минимальны или отсутствуют вовсе, сильна ориентация на стереотипную вежливость, соблюдение ритуалов ролевого поведения и т.д. Жизнь индивидуального внутреннего мира при этом усиленно скрывается, а если и проявляется, то лишь косвенно, вопреки желанию собеседников или неосознанно. Даже если человек и осознает что-то из происходящего в своей субъективности, то вовне он стремится проявить только то, что соответствует его представлениям о должном, правильном.

Соответственно, выразительность собеседников в таком общении носит характер не проявление себя подлинного, а создание определенного "образа себя", попытка выдать желаемое за действительное. Естественно, и доступность влиянию в этом случае минимальная, блокированная тревогами и защитами, ролевыми барьерами и стереотипами.

2. Поддержание контакта

Общение на этом уровне, хотя и характеризуется уже несколько большей непосредственностью собеседников, но по-прежнему отличается их значительной закрытостью, сдержанностью. Высказывания почти полностью ограничены "фактической информацией". Собеседники пытаются одновременно и поддержать беседу, и не привнести в нее "ничего личного". Такой разговор обычно краткий, внешне непринужденный, сосредоточен на непосредственном деле и на простых приветствиях.

Выразительность несколько усиливается – за счет большей свободы проявления индивидуального стиля ведения беседы, частичного (эпизодического и неглубокого) выражения чувств, настроения, – но доступность по-прежнему минимальная.

Таким образом, на обоих уровнях: уровне формальных отношений и уровне поддержания контакта взаимодействие в психологическом консультировании происходит поверхностно, не затрагивая реальные жизненные проблемы клиента, иногда маскируя и даже искажая их.И на этих уровнях общения не стоит рассчитывать на существенные терапевтические эффекты.

3. Стандартная беседа

Общением такого типа заполнено большинство повседневных разговоров. Здесь собеседники уже более искренни и имеется определенное "равновесие между заботой о собственном имидже и вовлеченностью в выражение внутренних переживаний", а также готовность свободно перемежать личные и рабочие разговоры. Другая особенность "стандартных бесед" заключается в том, что, благодаря более ясному и пристрастному заявлению собеседниками своих позиций, появляется возможность возникновения некоторых межличностных напряжений и противоречий. Эти столкновения уже меньше замалчиваются и маскируются, чаще становятся предметом открытой дискуссии. Но до серьезных конфликтов дело не доходит, обсуждение происходит по-прежнему недостаточно глубоко, без "подключения" ресурсов осознавания. Здесь можно говорить уже о достаточно большой выразительности собеседников и о значительной их доступности – хотя и то и другое все еще не выходят за пределы обыденного и привычного.

Для консультанта общение на этом уровне, с одной стороны, дает возможность работать на установление контакта с клиентом, развитие взаимного доверия; с другой – получить много ценной фактической информации о клиенте и его жизни, увидеть и услышать некоторые сигналы, намеки на глубинные проблемы – и в этом несомненные достоинства стандартной беседы. Однако на этом уровне действительной "встречи субъективностей" не происходит и потому при стандартной беседе настоящих изменений у клиента ожидать не приходится.

4. Критические ситуации

Общение на этом уровне отличается прежде всего тем, что собеседники полноценно присутствуют в нем, почти не обращают внимания на имидж и сосредоточены на собственной субъективности, на актуальном и полном проживании, осознании и разрешении своих жизненных проблем.

Высокий уровень выразительности проявляется не только в ярко выраженной индивидуализированности содержания беседы, в готовности к откровенному обсуждению своих проблем, но и в аутентичности формы общения, в "авторском" характере использования вербальных и (особенно) невербальных средств, высокой эмоциональности и т.д.

Доступность также очень велика – погруженность человека в собственную субъективность и сосредоточенность на ее осознании ведет к существенному ослаблению страхов и защит, способствует высокой восприимчивости и готовности по-новому взглянуть на себя и свою жизнь. Кроме того, в "критических ситуациях" разговор часто протекает достаточно напряженно и в ходе его во внутреннем мире собеседников происходят определенные – и часто весьма существенные – изменения. Это может стать "поворотной точкой" в беседе, вскрыть очень важные проблемы или направления их решения. В психологическом консультировании "критические ситуации" имеют принципиально важное значение – ведь после таких "всплесков" субъективности человек не сможет остаться таким же, каким был до этого (или каким бы он мог оставаться, не случись данного критического обострения).

Все это объясняет огромные терапевтические возможности взаимодействия на уровне критических ситуаций. Если целью психотерапии являются серьезные изменения в жизни клиента – основную часть работы следует стремиться проводить именно на уровне критических ситуаций.

5. Интимность

Переход на уровень интимности означает дальнейшее углубление и субъективизацию взаимодействия, еще большую степень непосредственности и искренности собеседников.

Их присутствие в процессе общения приближается к предельно возможному. Здесь уже не обращается никакого внимания ни на проблему имиджа, ни на этикетные и ролевые требования, ни на собственные страхи и защиты – уходят на второй план все обычные барьеры и ограничения межличностного взаимодействия. Собеседники погружаются в очень эмоционально насыщенную, напряженную общую реальность осмысления ключевых проблем своей жизни. В эти моменты они настолько психологически сближаются, настолько сильна их общность, что собеседники достигают высочайшего уровня взаимопонимания. Причем, происходит это не только и не столько на рациональной основе, а в значительной степени на основе эмпатии и интуиции, и часто больше напоминает инсайт.

При общении на этом уровне собеседники так "захвачены" проявлением внутренних переживаний, что уровень их доступности и выразительности оказывается максимальным. Именно в моменты подлинной интимности происходят самые глубокие и принципиально важные осознания и открытия, позволяющие человеку действительно пересмотреть свои взгляды на себя и собственную жизнь.

Другими отличительными чертами общения на уровне интимности являются взаимность, кратковременность и спонтанность. Взаимность означает, что подлинной интимности возможно достичь только при условии, если на достаточную глубину выйдут оба собеседника, – ведь интимность возникает как свойство целостности, определенной коммуникативной общности. Кратковременность моментов интимности вполне очевидна – это действительно лишь моменты, глубина, интенсивность и напряженность общения в которых не позволяет долго находиться на этом уровне. Спонтанность означает невозможность заранее планировать и регулировать взаимодействие на четвертом уровне. Это, как правило, происходит непреднамеренно и "регулируется" интуитивно, а точнее – протекает самопроизвольно, спонтанно.

Однако моменты интимности сами по себе не являются изменяющим фактором. Когда клиент настойчиво продолжает прикладывать усилия уже после того, как прошел миг интимности, только тогда эти моменты интимности порождают у него расширенное видение, которое и является истинным агентом изменения.

6 и 7. Личное бессознательное и коллективное бессознательное играют в жизни человека огромную роль – это основа всего нашего жизненного опыта. Однако эти уровни субъективного лежат за пределами рационального познания, и потому они не могут быть теоретически описаны и о происходящих в них процессах можно лишь догадываться.

Чтобы процессы осознания и личностного роста клиента происходили естественным образом, следует отказаться от попыток навязывать ему тот или иной уровень общения, форсировать переход к более глубокому уровню или, наоборот, к более поверхностному. Иными словами: работа консультанта с необходимостью предполагает способность общаться на более глубоких уровнях, нежели это происходит при обычных разговорах, а также – способность отличать каждый уровень глубины общения и осторожно двигаться от одного к другому в процессе взаимодействия с клиентом в соответствии с требованиями ситуации.

Д. Бьюдженталь (1987) выделяет важнейшие шаги консультанта по построению полноценной общности и контакта:

Распределение ответственности за ход интервью. Один из способов помочь и поддержать погружение клиента в работу со своими реальными проблемами состоит в передаче ему основной ответственности за развитие беседы. Особенно важно это на начальных этапах консультирования, когда еще не выявлены наиболее существенные проблемы. Именно клиенту предлагается выбирать направление обсуждения и проявлять основную "вербальную активность", самому решая, на каких вопросах и в какой форме стоит сосредоточиться в данный момент.

Обращение к неявному содержанию. Как известно, в обычном общении люди привыкли основное внимание уделять эксплицитным (хорошо явленным), в основном вербальным аспектам. В ситуации психологического интервью этого совершенно недостаточно, т.к. именно скрытые от внимания человека (неявные) составляющие его общения и поведения и становятся, как правило, ценнейшими ресурсами осознания его глубинных проблем. Фактически собеседники в общении проявляют гораздо большее содержание, нежели сами видят и понимают. Поэтому консультант в процессе взаимодействия с клиентом стремится помочь ему осознать больше, точнее и глубже и использует для этого им самим (клиентом) сказанное и выраженное.

Обращение к субъективности. В процессе работы с неявным, скрытым содержанием консультант может затрагивать различные темы и вопросы, однако, очевидно, что наибольшее внимание при этом уделяется проявлениям субъективности клиента, попыткам поднять на поверхность то или иное содержание его внутренней жизни.

К признакам проявления субъективности, на которые при этом можно ориентироваться, относятся следующие характеристики высказываний клиента: первое лицо, настоящее время, проговаривание чувств, переживаний, присутствует интенциональность, направленность, конгруэнтность между содержанием высказывания и непосредственным переживанием, при выражении чувств и ощущений используется меньше вводных слов и определений, меньше абстрактного, больше конкретного.

Поддержание непрерывности процесса общения. Речь идет о целесообразности в каждой беседе (сеансе) выделять одну или несколько основных тем и вопросов, наиболее важных на данном этапе работы, и стараться удерживать их в центре внимания хотя бы некоторое время. Причем, консультанту иногда приходиться прилагать немалые усилия для сохранения такой фокусировки, даже идти на конфронтацию с клиентом, чтобы не позволить ему увести себя в сторону. Суть в том, что сосредоточенность на конкретном вопросе в течение достаточного времени повышает шансы выйти на достаточную глубину обсуждения и осознания. И наоборот – частая смена тематики мешает достижению необходимой концентрации и вовлеченности в беседу и почти неизбежно ведет к переходу на более поверхностные уровни общения.

Все перечисленные направления внимания и действий консультанта, безусловно, очень важны для создания полноценного терапевтического союза (альянса), для обеспечения условий эффективной глубинной работы клиента. Однако решающим "фактором" выступают все же сам консультант, уровень его собственного присутствия и вовлеченности в психологическое интервью.

С одной стороны, во время работы консультанта с клиентом уровень их общности и союза зависит от степени присутствия клиента и его готовности к самораскрытию. Но, с другой стороны во многом судьба альянса зависит от присутствия и уровня общения самого консультанта, от степени его выразительности и доступности. В противном случае, при значительной диспропорции в сторону большей закрытости консультанта, появляется риск манипулирования с его стороны.

Полноценный контакт, достаточно высокий уровень взаимного доверия, искренности и общности позволяют консультанту надеяться, что его активность, иногда довольно настойчивая и даже конфронтационная, его разнообразные "интервенции" будут правильно поняты и приняты клиентом и помогут последнему по-настоящему присутствовать, честно и мужественно взглянуть на свою жизнь и добиваться ее большей аутентичности.

 

Практикум

Упражнение №1. Терапевтические позиции ( П.Тимошенко )

Цель – понять и ощутить влияние позиции терапевта на качество контакта с клиентом

Инструкция. Упражнение проводится в парах, участники садятся друг напротив друга и договариваются о том, что один будет играть роль терапевта, а другой – клиента. Далее упражнение выполняется без использования слов, но можно использовать любые невербальные средства коммуникации на усмотрения участников. «Клиент» погружается в какую свою проблему, «терапевт» поддерживает с ним контакт с одной из пяти позиций. Сначала «терапевт» исходить из позиции «Ты – проблема»(1-2 мин), затем переходит к позиции «У тебя есть проблема» (1-2 мин), далее следует позиция «У тебя есть проблема и есть ресурсы для решения этой проблемы» (1-2 мин), следующая позиция звучит так «Мы с тобой оба являемся частью чего-то большего, любящего» (1-2 мин), завершается контакт позицией «Я – есть Я, Ты – есть Ты»(1-2 мин). В процессе упражнения каждому участнику необходимо следить за изменением характера контакта между терапевтом и клиентом по мере перехода из одной позиции к другой. Далее участники меняются ролями и повторяют упражнение. Завершается оно обсуждением «в кругу» пережитого опыта.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)