АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сведения об авторах. Казакова Зоя Валентиновна, заведующий библиотекой Муниципального казённого учреждения «Централизованная Библиотечная Система города Шадринска»

Читайте также:
  1. I. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (THE NOUN) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
  2. I. Общие сведения
  3. Генераторы гармонических колебаний. Общие сведения.
  4. Гидравлические сопротивления (основные сведения).
  5. Глава 1. Общие сведения о районе предприятия
  6. Глава 1. Общие сведения о строительных чертежах
  7. Дополнительные сведения
  8. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ
  9. Дополнительные сведения об особенностях выполнения методики.
  10. Исторические сведения
  11. Исторические сведения
  12. Исторические сведения о методики профессионального обучения как науки

Казакова Зоя Валентиновна, заведующий библиотекой Муниципального казённого учреждения «Централизованная Библиотечная Система города Шадринска» библиотека-филиал имени А.Ф. Мерзлякова, avtomobilistov50@mail.ru, тел. 8- 912-971-4919.

Киви Виктор Валентинович, инженер по техническому обслуживанию и ремонту климатического оборудования, ООО «Инжереное Бюро», vict86@yandex.ru, тел. 8-922-477-4249

Kazakova Z.V., chair of the Merzlyakov library of “Shadrinsk Central Library System”, avtomobilistov50@mail.ru, тел. 8- 912-971-4919.

Kivi V.V., climate equipment technical service and repairing engineer of “Inzhenernoye Byuro” Ltd., vict86@yandex.ru, тел. 8-922-477-4249

 

 

УДК 346

Конова Т.А.

Konova T.A.

 

Конова Т.А.
Духовно-религиозные установки коренных
народов севера

SPIRITUAL AND RELIGIOUS ATTITUDES OF INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH

Ключевые слова: коренные народы Севера, культура, традиционное мировоззрение, религиозные организации

Keywords: indigenous peoples of the North, culture, traditional outlook, religious organizations

 

На основе анализа результатов социологического исследования, проведенного в Ханты-Мансийском автономном округе в 2008 г., исследуются духовно-религиозные установки коренных народов Севера. Приводятся результаты исследований региональных социологов, которые подтверждают, что духовной основой развития коренных народов является их традиционное мировоззрение.

Based on the analysis results of the survey conducted in the Khanty-Mansi Autonomous District in 2008, explores the spiritual and religious beliefs of indigenous peoples of the North. The results of studies of regional social scientists who suggest that the spiritual foundation of the development of indigenous peoples is their traditional outlook.

 

В последнее время появляются сообщения об активизации деятельности религиозных организаций в среде коренных народов Севера. Данные сообщения тревожны, поскольку часто религиозными организациями оказываются секты, способные нарушить сложившиеся среди аборигенов ценности духовного характера. Несмотря на формальное существование в среде коренных народов Севера христианства, исследования последних лет позволяют говорить о сохранении основных элементов традиционного мировоззрения обских угров [1].

Обские угры (в равной степени и ханты и манси) полагают, что главной основой их культуры является традиционное мировоззрение. Основное отличие мировоззрения ханты, манси и других народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа заключается в неразрывной связи человека со всем окружающим миром: животными, растениями, водой, землей, сторонами горизонта, небесными светилами и пр. У северных народов существуют одинаково важные непосредственные и опосредованные связи, осуществляемые духами, божествами и др. [2].

С целью выявления отношения аборигенов к тем или иным религиозным традициям, в анкетном опросе в 2008 г. им был задан вопрос «Как Вы относитесь к распространению следующих религиозных традиций?». Далее предлагался список, в котором респонденты указывали, с чем они знакомы, а с чем - нет. В результате были получены ответы, которые представлены в таблице 1.

Как и ожидалось, положительно респонденты высказались о православии и анимизме, эти позиции выбрали 66,6 и 16,9% респондентов. Ко всем другим видам религиозных практик респонденты в основном относятся нейтрально, либо ничего про них не знают. Отметим, что достаточно часто респонденты характеризовали отрицательно такие течения как «Евангельские христиане» и «Баптизм».

Таблица 1

Отношение респондентов к распространению различных
религиозных традиций, в % среди ответивших

Религиозные традиции Положительно Нейтрально Отрицательно Ничего не знаю Затрудняюсь ответить
Православие 66,6 17,8 2,1 4,9 8,7
Католицизм 7,7 36,6 10,2 31,0 14,4
Адвентизм 1,8 20,1 11,3 50,7 16,2
Баптизм 3,2 23,9 24,3 35,9 12,7
Евангельские христиане 8,8 23,9 18,0 35,2 14,1
Свидетели Иеговы 3,2 19,4 21,1 42,6 13,7
Мормоны 2,1 18,7 16,2 48,2 14,8
Ислам 8,8 36,7 16,3 24,4 13,8
Буддизм 8,9 32,6 14,5 28,0 16,0
Иудаизм 5,3 29,4 16,0 34,0 15,2
Анимизм 16,9 30,3 9,9 27,8 15,1

Следующий вопрос был направлен на подтверждение или опровержение слухов об активизации на территории ХМАО – Югры в среде аборигенов деятельности религиозных организаций, сект. Оказалось, что коренные жители иногда сталкиваются с людьми, проповедующими религиозные взгляды. Чаще всего контакты происходят с представителями баптизма, на это указал каждый десятый респондент. Со свидетелями Иеговы приходилось сталкиваться 6,5% респондентов, а с евангельскими христианами 4,4%.

Распространение религиозных идей проявлялось в основном в виде раздачи религиозной литературы, листовок и встреч и бесед проповедников с местными жителями, на это указало 21,4 и 17,7% респондентов соответственно.

Последний вопрос данного блока анкеты позволил выявить, с какой из религий идентифицируют себя сами аборигены. Оказалось, что 65,0% считают себя православными, почти 10% верят в духов, а 4,8% относят себя к евангельским христианам.

В 2001–2002 гг. Н.Г.Хайруллиной, Т.М.Алгадьевой были проведены социологические исследования традиционного мировоззрения ханты и манси Белоярского, Березовского, Кондинского и Октябрьского районов. Тогда респондентам была предоставлена возможность высказать свои предположения по сохранению культурно-духовной жизни коренного населения [3]. Следует обратить внимание на тот факт, что каждый четвертый респондент высказал конкретные предложения и пожелания в письменной форме, которые можно условно разбить на несколько категорий. Безусловно, самая значительная часть пожеланий направлена на возрождение культурно-духовного наследия северных народов. Приведем некоторые из них.

1. Ввести в школьную программу предметы по изучению культуры, языка, декоративно-прикладного искусства, национальных ремесел, традиционных промыслов («хотя бы основ»).

2. Создать центры национальной культуры, музеи, парки для знакомства подрастающего поколения с родной культурой.

3. Регулярно проводить национальные праздники, фестивали, слеты, семинары, показательные представления обрядов, массовые гуляния.

4. Пропагандировать культурно-духовную жизнь через печать, телевидение («шире охватывать жизнь аборигенов, показывать уроки национального языка, национальные танцы народов Севера»), кино- видео-материалы, художественную литературу, этнографические журналы об истории родного края, обычаях, традициях своего народа.

5. В детских дошкольных учреждениях изучать родной язык, знакомить с традициями, обычаями.

6. Восстановить национальные танцы, песни, сказки и т.д.

7. Возродить культовые территории. Фиксировать все культовые объекты и собирать информацию об их хранителях, особенностях проводимых обрядов и связанных с ними преданиях.

8. Поддерживать местные таланты, помогать им в проведении национальных праздников, слетов, фестивалей с представлением фотографий в печать [4].

Многие респонденты вместо пожеланий в эмоциональной форме дали оценку существующей ситуации. Приведем некоторые высказывания:

- «Молодежь уже совсем обрусела, не знает своей культуры, традиций, обычаев» (библиотекарь из Октябрьского района, ханты по национальности);

- «Изучать прошлое, не забывать традиций, поскольку многое не знаем. Уверенность, что не хуже других народов» (работник культуры из Кондинского района, манси);

- «Чтобы двигаться вперед, необходимо усиленно осваивать прошлое, переосмысливать, объяснять молодежи, на чем мы стоим. Только в этом случае будет сделан правильный выбор по сохранению наследия, к сожалению, о котором мы многого не знаем» (методист по фольклору из г. Белоярский, манси);

- «Все за 70 лет обсмеяли, уничтожили» (пенсионерка из Кондинского района, ханты);

- «Восстановить потерянную духовную, культурную, бытовую жизнь ханты и манси» (санитарка участковой больницы, Белоярский район, манси);

- «Создавать условия прошлой бытности для молодежи, приучать их к нашей культуре» (методист сельского дома культуры, Белоярский район, манси);

- «Как можно чаще общаться со старожилами, узнавать обычаи» (женщина с высшим образованием, Белоярский район, манси);

- «Обучить коренных жителей своим ремеслам, языку, а то мы, некоторые ханты даже родного языка не знаем» (безработный ханты из Октябрьского района);

- «Нужно чаще проводить национальные праздники, фестивали, приобщать к этому молодежь, ведь наше молодое поколение уже ничего не знает о своей культуре, обычаях, скоро все это забудется» (пекарь из Октябрьского района, ханты);

- «Дайте нам право пользоваться льготами и правами, как националы (вымирающие), внесенные в Красную книгу, а то, действительно, нас скоро не останется. Создайте собрания сочинений, чтобы знать о своих предках, обычаях, языке и т.д. А то умрет это все и забудется» (безработная ханты из Октябрьского района);

- «Очень мало телепередач о культурной жизни на родном языке, отсюда незнание традиций, обычаев» (учитель начальных классов из Октябрьского района, ханты) [5].

В заключение приведем слова Ю.М.Федорова, который считал, что возрождение человека в культуре возможно, как и чудо его воскресения в Духе. Но сотворение этого чуда зависит от самого человека, он должен помочь самому себе вновь возродиться в качестве подлинного человеческого существа [2].

 

Список литературы

1. Хайруллина Н.Г. Социодиагностика этнокультурной ситуации в северном регионе. – Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2000. - 466с.

2. Харамзин Т.Г., Хайруллина Н.Г. Мониторинг социального самочувствия обских угров. - СПб.: - ООО «Миралл», 2006. – 200с.

3. Хайруллина Н.Г., Алгадьева Т.М. Традиционное мировоззрение в этнокультуре ханты и манси //Социологические исследования. - 2007. - № 7. - С. 31-34.

4. Хайруллина Н.Г. Социально-демографическая ситуация: результаты исследования //Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н.Туполева. – 2010. - №4. - С. 205-208.

5. Хайруллина Н.Г., Харамзин Т.Г. Обские угры (социологические исследования материальной и духовной культуры). – Тюмень: ТюмГНГУ, 2003.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)