АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Человеческая цивилизация и стихийные бедствия: история взаимного воздействия

Читайте также:
  1. Heilsgeschichte (История спасения)
  2. I. История болезни
  3. I. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
  4. VI. МИФОЛОГИЯ, ОНТОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ
  5. VIII. История и психология
  6. Административные методы менеджмента (организационного и распорядительного воздействия).
  7. Анализ внешней среды организации. Среда прямого и косвенного воздействия
  8. Анализ результатов воздействия денежно-кредитной политики на реальные и номинальные показатели функционирования национальной экономики на основе кейнсианской модели ОМР
  9. Антропология и история
  10. Без предварительного установления точного текста не может существовать ни история, ни теория литературы.
  11. Библейская история о динозаврах разительно отличается от эволюционной, и в ней нет никакой загадочности.
  12. Билет №8 Культура и цивилизация

 

Инь Гуйбинь, Дальневосточный федеральный университет, Школа гуманитарных наук.

Научный руководитель – Еланцева О.П., д.и.н., профессор

 

Аннотация: История человечества представляет собой не только историю развития самого человека, но и историю взаимоотношений человека и природы. Деятельность человека привела к изменению экологической среды. В свою очередь, среда обитания, например, в форме стихийных бедствий воздействуют на человеческую цивилизацию. История взаимных воздействий этих двух составляющих представляет несомненный научный интерес.

Ключевые слова: история, человеческая цивилизация, стихийные бедствия.

1. Человеческая цивилизация и история ее влияния на природу. Главной причиной, вызывающей стихийные бедствия, является человеческий фактор. Например, все виды загрязнений окружающей среды произведены человечеством. Ухудшение природных ресурсов вызвано тем, что потребность человечества в природных ресурсах превышает естественную способность этих ресурсов к самовосстановлению. Нет никакого сомнения в том, что наводнение и опустынивание тесным образом связаны с вырубкой лесов и вырождением растительности. Некоторые эпидемии распространяются в результате беспланового освоения природы человеком. Нельзя не заметить, что урбанизация и глобализация ускоряют распространение эпидемий.

Данная точка зрения находит подтверждение в истории развития важнейших направлениях, допустим, науки и техники и распространения их влияния на природу. С одной стороны, использование достижений науки и техники способствует материальному росту, а с другой стороны, злоупотребление этими достижениями усиливает процесс разрушения природной среды, а также приводит к многочисленным бедствиям. Приведем примеры. Инсектициды эффективно помогают контролировать сельскохозяйственные болезни и вредителей, а также увеличивать производительность сельскохозяйственных культур. В то же время, инсектициды вызывают загрязнение пищевых продуктов и приводят к экологическим катастрофам. Или другой пример. Освоение и использование ядерной энергии помогает снять остроту проблемы энергетической недостаточности. Однако, из-за потери контроля может погибнуть все человечество. Разрушение озонового слоя также происходит в результате использования фреона человечеством. Наука и техника отнюдь не идеальны, поэтому, в некоторых случаях, возникающих в результате применения науки и техники, проблем оказывается больше, чем проблем, на решение которых они направлены.

Исследуемая нами проблема важна с точки зрения концепции культуры и бедствий. Злоупотребление природными ресурсами и возникновение стихийных бедствий вызвано тем, что человечество недружественно относится к природе, и тем, что человечество рассматривает природу как противоположность человеку. На протяжении длительного времени человечество полагало, что ядром природы является человек, а природа должна существовать ради интересов человека. К сожалению, заботясь только о собственных интересах, человечество не уделяет должного внимания на принесение пользы природе. Это типичный антропоцентризм. Стихийные бедствия можно остановить, по сути, только проведением реформ в сфере культуры, искоренением антропоцентризма и укоренением идеи защиты экологической среды в сознании людей.

В контексте наших рассуждений важно обратить внимание на общественный строй и бедствия. Нарушение природы человеком проистекает из настоящего социально-экономического строя. В современном обществе многих государств предприниматели

всячески стараются приобрести максимальную прибыль, что неизбежно приводит к стихийным бедствиям. Наука и техника, как таковые, не являются чем-то сугубо положительным или отрицательным, и могут нести как добро, так и зло. В своем стремлении к научно-техническим выгодам, человечество идет на риск нарушения природы.

2. Воздействия стихийных бедствий на человеческое общество. Воздействия природной среды на человеческое общество чаще всего выражаются в виде стихийных бедствий. К ним можно отнести распространение эпидемий. В ходе длительного исторического процесса свирепствовали страшные болезни: натуральная оспа, чума, холера, тиф и малярия. Натуральная оспа и чума явились самыми тяжелыми эпидемическими заболеваниями в истории Европы. В 1348-1351 гг. в Европе чума унесла жизни нескольких десятков миллионов человек. В XVII – XVIII вв. в Европе более 100 млн человек умерли от натуральной оспы. В процессе объединения нового и старого континентов большинство американских коренных индейцев стали жертвами натуральной оспы, тифа, дизентерии, сифилиса, принесенных белой расой. В 1918 г. по всему миру не менее 20 млн человек умерли от гриппа. В весенний и летний сезоны 2003 г. вспыхнул вирус SARS, который за короткое время был взят под контроль. Но нет оснований для самоуспокоения, потому что может вспыхнуть любой другой вирус, такой как СПИД, Эболавирус, вирус Нипа, SARS или птичий грипп. Любой из них может подвергнуть человечество смертельному удару. Подводя итог, можно сказать, что этот вид бедствий в основном вызван человеческим, а не природным фактором.

На основании исследований новой институциональной экономики и экономической истории становится ясно, периодические значительные вспышки стихийных бедствий появились в результате напряженных отношений между человеком и природой,

Эти бедствия оказывают кратковременное, а чаще долговременное глубокое влияние на человеческое общество: на систему технологий, экономическую структуру, политический режим, а также на культурное сознание, религиозные верования, традиции, обычаи людей. Стихийные бедствия выступают в качестве мощного источника мотивации, необходимого для развития человеческой цивилизации. Исследование истории человеческой цивилизации показывает, что стихийные бедствия играли важную роль в наиболее значительные повороты в мировой истории. Причина в том, что бедствия могут оказать сильное влияние на общественное поведение, образ жизни, научное и культурное познание, а также на мышление и мировоззрение.

В наши дни всё более значительно обостряются противоречия между природой и человеком, и по этой причине проблема окружающей среды привлекает все больше и больше внимания. Перед идеологическим сознанием человечества и самим человеческим обществом стоит задача перехода от традиционной культуры к экологической культуре.

3. Вывод. Таким образом, необходимо проводить целенаправленное культурное переосмысление взаимоотношений человеческой цивилизации с природой, анализировать стихийные бедствия во всех аспектах. Научное изучение проблем окружающей среды должно переходить из области естественных наук в область общественных наук. При проведении исследований важно обращать большее внимание на взаимоотношения между изменениями окружающей среды, общественного строя и культуры, например, взаимоотношения между изменениями окружающей среды, классовой структуры и политической системы, а также между изменениями окружающей среды, национальной культурой и психологией, народным сознанием и модернизацией.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)