АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Журналистика данных: современное состояние и перспективы

Читайте также:
  1. II. Контроль за санитарным состоянием холодильников
  2. IV. Состояние дыхательной функции
  3. IV. Состояние слухового внимания
  4. IX. Состояние речевой моторики
  5. V. Состояние голосовой функции
  6. V.Настоящее состояние. (STATUS PRESAENS)
  7. X. Состояние речевой моторики
  8. Анализ коэффициентов, характеризующих финансовое состояние банка
  9. БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. ДОХОДЫ И ПОТРЕБЛЕНИЕ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
  10. Ближний Восток и Северная Африка: рост остановился, перспективы неопределенны
  11. Бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика: моделирование влияния на равновесное состояние, эффективность, тактические цели.
  12. В задачу медсестры входит оказание психологического воздействия на родственников, когда вмешательство последних может неблагоприятно влиять на состояние больного.

Мироненко Алиса

ДВФУ, Школа гуманитарных наук.

Научный руководитель: Агапов В.Л., к.и.н., доцент

 

 

Аннотация: К журналистике журналистика данных относятся материалы, представляющие собой результат анализа каких-либо данных. Она данных ставит своей целью структурировать и проанализировать данные и визуализировать их. Наглядное представление огромного количества цифр играет в журналистике данных решающую роль: правильно выполненная визуализация помогает читателю, не затрачивая больших усилий, разобраться в чем-то сложном.

Ключевые слова: журналистика данных, Эдриан Головатый, РИА «Новости», инфографика

Термин "журналистика данных" часто вызывает недоумение у людей. Многие не знают, что означает это устоявшееся сочетание слов, некоторые удивляются: журналистика сама по себе подразумевает использование данных. Что же означает термин "Журналистика данных" и чем она отличается от других форм журналистики?

Прежде всего, к такой журналистике относятся материалы, которые представляют собой результат анализа каких-либо данных. В настоящее время, когда в Интернете существуют огромные массивы данных, человеку не очень просто разобраться в этом океане доступной, но запутанной информации. Журналистика данных ставит своей целью, во-первых, структурировать и проанализировать данные, которые имеют определенную важность для аудитории, и, во-вторых, визуализировать эти данные. Наглядное представление огромного количества цифр играет в журналистике данных решающую роль: правильно выполненная визуализация помогает читателю, не затрачивая больших усилий, разобраться в чем-то сложном.

В традиционной журналистике, мы, как правило, используем определенный кусочек данных по определенной теме, которые подтверждают или доказывают какой-либо факт. В журналистике данных мы берем в оборот весь массив данных и анализируем его. Иными словами, данные служат основным источником такой журналистики, можно сказать, главным героем. Помимо того, что данные могут быть источником журналистики данных, они в то же время могут служить и ее инструментом. Дело в том, что статью можно сделать из самого расследования: того, как журналист пытался найти определенные данные по важной, на его взгляд, теме, и какой результат он в итоге получил.

Что еще отличает журналистику данных от остальной журналистики? Это, конечно же, новые возможности, которые открываются, когда журналист объединяет традиционный «нюх на новости», умение выведать все, что случилось, со способностью рассказать захватывающую и наглядную историю, с настоящим масштабом и разнообразием цифровой информации, которая ныне доступна.

Одна из самых ранних формулировок того, что мы называем журналистикой данных, была дана Эдрианом Головатым в 2006 году. Он был основателем проекта EveryBlock – информационной службы, которая позволяет пользователям искать и находить то, что произошло в их районе, в их квартале. Эдриан Головатый считал, что журналистика данных - это то, что может быть действительно полезным большому количеству людей.

В широком смысле термин "Журналистика данных" охватывает проекты, которые используют данные, чтобы сделать одно из следующего: 1) дать возможность читателю найти информацию, которая будет для него персонально значимой, 2) рассказать историю или осветить тему, которая будет значимой и ранее не освещенной, 3) помочь читателю лучше понять сложный вопрос.

Первопроходцы в этом направлении - издания "Guardian", "New York Times", "Texas Tribune" и "Die Zeit", которые продолжают поднимать планку своими основанными на данных статьями и сюжетами. Наиболее известное своими материалами в области журналистки данных в России - издание РИА "Новости".

Почему журналистика данных актуальна сегодня?

Во-первых, она имеет большую ценность для читателя. Реалии сегодняшних дней таковы, что большинство информационных материалов передаются аудитории сразу, как только что-то происходит. Существует огромный поток новостей из многочисленных источников: от непосредственных свидетелей, из блогов, социальных сетей, информационных агентств. На многие из этих материалов наслаиваются комментарии, а многие, наоборот, игнорируются. И в этой связи журналистика данных очень важна. Она помогает убрать ненужную и непроверенную информацию, отфильтровать факты и визуализировать то, что происходит за рамками глаз читателей. Такие материалы приобретают большую ценность у аудитории, которая по-настоящему хочет в чем-то разобраться.

Во-вторых, истории, рассказанные с помощью журналистики данных, могут содержать важную информацию персонально для каждого. Дело в том, что журналист, работающий в данной области, сдвигает основной акцент с задачи быть первым на задачу быть тем, кто расскажет аудитории, что на самом деле может обозначать определенных ход развития событий. При этом набор тем может быть самым что ни на есть широким. Например, проанализировав массивы данных о безработице, можно рассказать о том, как некая абстрактная угроза (в нашем случае – безработица) может повлиять на людей в зависимости от их возраста, пола, уровня образования. Использование данных превращает нечто абстрактное в что-то такое, что каждый может понять и с чем каждый может соотнести себя.

В-третьих, сегодня многие редакции нуждаются в профессионалах, способных "прорваться" через огромные массивы данных и придать им смысл. Не секрет, что многие редакции сокращаются, и одного навыка писать становится недостаточно для хорошего журналиста. Либо журналист должен быть высококлассным специалистом в области текста, либо уметь, помимо написания заметок, фотографировать, снимать видео или создавать инфографику. Журналисты, обладающие большим количеством навыков, ценятся больше. Журналисты данных или специалисты по работе с данными уже представляют собой популярную, модную и пользующуюся спросом группу сотрудников, и не только в области медиа. Компании, организации и институты по всему миру ищут так называемых «сенсмейкеров» – тех, кто способен придать смысл данным и накопленному опыту. Компаниям нужны профессионалы, которые знают не только то, как найти данные, но и как их проанализировать и превратить в нечто осязаемое и поддающееся оценке.

В качестве примера проекта в области данных можно рассмотреть публикацию в журнале "National Geographic". Используя анализ данных о причинах смертности населения, авторы материала показали, насколько у людей больше шансов умереть от болезни сердца (1 шанс из пяти) или от сердечного приступа (1 шанс из 24), чем в результате авиакатастрофы (1 шанс из 5 051). Чтобы визуализировать эти данные, разработчики проекта использовали понятный минималистичный график.

 

Рисунок 1.

 

Почему стоит создавать проекты в области журналистики данных? Иными словами, почему это перспективно?

Во-первых, проекты в области данных не устаревают. Дело в том, что современные технологии часто позволяют добавлять в уже созданные проекты новый материал.

Во-вторых, журналисты могут использовать свои прошлые работы для будущих проектов. Создавая материалы в области данных, журналист получает возможность того, что следующий проект займет у него гораздо меньше времени, потому что он будет знать, откуда взять определенные данные и как их можно использовать.

В-третьих, журналистика данных оправдывает и окупает себя. Дело в том, что проекты в области данных дешевле традиционных маркетинговых кампаний. Онлайн-средства массовой информации часто вкладывают средства в такие вещи, как поисковая оптимизация (Search Engine Optimization - SEO) и поисковый маркетинг (Search Engine Marketing - SEM). Реализованный проект в области данных обычно обеспечивает много кликов, о нем начинают много говорить, он может уйти в народ и начать распространяться с невероятной скоростью. И за это издатели платят меньше, чем когда пытаются генерировать подобный уровень внимания кликами и линками через поисковый маркетинг.

В заключении хотелось бы сказать, что журналистика данных, несомненно, предполагает некую трансформацию традиционного понимания профессии журналиста. В такой журналистике профессия не ограничивается поиском информации: ее нужно отфильтровать, проанализировать и визуализировать, что занимает гораздо больше времени и усилий. Однако благодаря использованию данных журналист может создать сильную позицию при их поддержке, и это может в значительной мере повлиять на роль журналистики.

Жанр Тотальной журналистики.
Возможности применения в СМИ Приморского края.

Алиса Вадимовна Плюхина

ДВФУ, Школа гуманитарных наук

Научный руководитель: Агапов В.Л., к.и.н., доцент

 

 

Аннотация: Тотальная журналистика – это трансляция происходящих событий из самых разных мест кого-то объекта (города, митинга, научной лаборатории и т.д.) в режиме онлайн. Над трансляцией единовременно работает команда корреспондентов, фотографов, редакторов и модераторов. Поступающая из точек информация в виде текстовых сообщений и фотографий публикуется в режиме реального времени. Основные принципы тотальной журналистики: объективность (только то, что происходит здесь и сейчас), краткость (одна заметка – одна мысль, одна новость), простота (текст без лишен сложных литературных описаний, должен быть понятен всем). В докладе рассказывается о возникновении тотальной журналистики в России и перспективах ее развития.

Ключевые слова: тотальная журналистика, «Русский репортер», «Медиаполигон», Владимир Шпак, Григорий Тарасевич, Виталий Лейбин, Иван Засурский.

Тотальная журналистика – это мозаика из коротких городских заметок. Это новостной формат, поменявший суть новостной тематики: на первый план здесь выходят судьбы обычных людей.

Трансляция происходящих событий из самых разных мест кого-то объекта (города, митинга, научной лаборатории и т.д.) в режиме онлайн. Над трансляцией единовременно работает команда корреспондентов, фотографов, редакторов и модераторов. Поступающая из точек информация в виде текстовых сообщений и фотографий публикуется в режиме реального времени на сайте журнала "Русский Репортер" или где-то еще. Основные принципы тотальной журналистики: объективность (только то, что происходит здесь и сейчас), краткость (одна заметка – одна мысль, одна новость), простота (текст без лишен сложных литературных описаний, должен быть понятен всем).

Итоговый продукт Проектов-24 сочетает в себе сообщения самой разнообразной жанровой характеристики и формы: от коротких новостей, до интервью, элементов репортажа, фоторепортажа, зарисовки. Особого внимания заслуживают заголовки сообщений – от остро-проблемных, до откровенно ироничных:

- Контролер Петр помог ограбленному таксистом мужчине

- Снегоуборочная машина страдает от отсутствия взаимности со стороны грузовика

- Братья-близнецы гуляют в свой День рождения в Garage Undeground

- Дальневосточные мыши выпивают, курят сигареты и летают на самолетах

- Бригада скорой №408 на вызове у бывшего врача

- На улице Баумана фальшиво поют

- В Новосибирске родился первый за сегодня ребенок

- Красноярские ученые в Томске делятся зубными протезами со всем миром

- Монреаль готовится писать «Тотальный диктант»

Тотальная журналистика появилась 11.11.11 в Новосибирске, когда в рамках научно-практического семинара «Медаполигон». Первый заместитель главного редактора журнала «Русский Репортёр» Владимир Шпак придумал осветить один день из жизни города небольшими заметками из скорой, пожарной части, вокзала, аэропорта и так далее.

Тотальная журналистика показывала свое лицо уже 13 раз за три года существования: первым стал Новосибирск-24 – 11 ноября 2011года, менее чем через полгода - Казань-24 24 марта 2013 года. Летом на Летней Школе «Русского репортёра» (Тверская область, деревня Ручки) появилась мастерская «Тотальной журналистики» силой которой были осуществлены проекты Деревня-24, Летняя Школа-24. Осенью настал черед проекта Екатеринбург-24, который стал рекордным по количеству сообщений – более 1200 текстов. Потом на злобу дня появились локальные проекты Митинги-24 и Выборы-24 (2012-2013гг.), митинги работали только в Москве, а вот в Выборах впервые засветился Владивосток – наши корреспонденты приняли участие во всеобщей трансляции выборов президента РФ.

По принципу выборов родилась идея сделать трансляцию НАНО24 (один день из жизни российской науки), которая прошла в 15 городах России 26 февраля, новости из Владивостока открыли эту трансляцию и были признаны качественными и интересными. Точками трансляции были институты ДВО РАН и научные лаборатории ДВФУ. Кроме того, проект НАНО-24 занял первое место на всероссийском конкурсе «Инновации глазами журналистов», где принимали такие издания, как «Наука и жизнь», «Российская бизнес-газета» и «Бизнес-журнал».

«Один день из жизни города» продолжился уже в Уфе 6 апреля 2013 года, осенью того же года проект вышел за рамки России и поехал в Белоруссию, где состоялся Минск-24. Весной 2014 года журналисты собрались в Перми 21 марта, а сразу же после Медиаполигона в Перми, прошел Русский язык 24, проведенный совместно с Тотальным диктантом. Здесь журналисты писали не только из стран СНГ, но и из США, Марокко, Италии – практически отовсюду, где проводили Тотальный диктант. Этот проект стал последним для основателя и идеолога Тотальной журналистики, 20 апреля скончался Владимир Шпак. Дальнейшее существование проекта было под вопросом, однако коллеги продолжили дело, и был организовал Медиаполигон в Челябинске, который завершился буквально две недели назад, днём трансляции стало 14 ноября.

Сейчас готовится новый проект в жанре Тотальной журналистики, новый подход к освещению науки – «100 портретов инноватора», в течении которого журналисты из 10 городов покажут 100 человек, который занимаются инновациями в России.

Еще одной интересной особенностью Тотальной журналистики является ключевой вопрос проекта. Это какая-то основная тема, которую корреспонденты поднимают в общении с героями их событий. Главный вопрос всегда разный, он касается чего-то глобально, чего-то неоднозначного. В итоге получается что-то вроде социологического опроса, только если опросы всегда обезличены, то тут все ответы всегда существуют вместе с людьми, которые их дают, и они описываются живым языком, который тоже характеризует говорящего. Такие, например, вопросы были заданы людям на последних проектах:

- Как вы представляете себе город будущего? (Челябинск)

- В чем смысл вашей жизни? (Пермь)

- Любимые и нелюбимые слова (Русский язык 24)

- Что такое национальность? (Уфа)

Тотальная журналистика неотделима от основных жанров. Ближе всего она к заметке, это такое же краткое сообщение, которое рассказывает о том, что произошло, когда и где. Здесь тоже нет место сложным литературным приёмам и лирическим отступлениям, все по существу. При этом есть очень явная близость к репортажу, все события описываются, как происходящие здесь и сейчас, есть место и важным деталям и описанию героев, но при этом объем значительно меньше. Из этого вытекает следующее сравнение, идеальная заметка в жанре Тотальной журналистики, по словам Григория Тарасевича, редактора отдела науки журнала «Русский Репортер» и главного редактора научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» должна быть похожа на похожа на притчу, то есть действие, описываемо в заметке должно быть пронизано какой-то мыслью, которую автор не проговаривает, но на нее намекает само поведение или сова героев. Тогда подтекст сообщения даже превышает роль прямого посыла. Конечно, не все сообщения получаются такими сильными по своему смыслу, многие имеют перед собой цель только проинформировать читателя о чем-либо, но именно в разнообразии и весь смысл трансляции.

«Формат тотальной журналистики подразумевает, что в течение суток транслируются новости из самых разных точек города. И в этом потоке равны: академики и бомжи, оппозиционеры и модельеры, врачи и милиционеры. Кто-то скажет: мелко плаваете. Мол, зачем писать, о чем думает дворник? Но ведь он имеет такое же право на мнение, как президент или активист оппозиции», пишет Григорий Тарасевич о проект Минск-24, в журнале «Русский репортер» №42 (320).

В канонической журналистике всегда считалось, что в СМИ может попасть только информация, которая заинтересует большие массы людей. А заинтересовать их могут либо очень важные события, например выборы в Госдуму, либо аномалии, когда не собака укусила человека, а человек – собаку. Новость же о том, что Петров и Сидоров не выучили уроки и Петров школу прогулял, а Сидоров пошел и получил двойку, в газету не попадет. Вот если бы школьники всего города прогуляли школу из солидарности с Петровым или Сидоров в отместку за двойку облил учителя кислотой, это бы опубликовали. А про прогул или двойку напишут только сами Петров или Сидоров у себя в блоге или на своей страничке «В контакте».

И дело не только в жизнях людей – тотальная журналистика, саамы простой способ наглядно показать, как живет и функционирует город или какая-то часть нашей с вами жизни.

Виталий Лейбин, главный редактор журнала «Русский репортер», и Григорий Тарасевич, редактор отдела науки, в колонке «От редакции» (3 апреля 2012, №13 (242)) пишут:

«Но вот что важнее всего: перед нами Россия. Я не видел ее собственными глазами, специально не занимался ее изучением и все же полагаю, что Россия, необъятная Россия, помещичья и мужицкая, феодальная и православная, традиционная и революционная, – это нечто огромное и могучее. А когда я открываю “Историю России”, передо мной мельтешат словно сошедшие со страниц “Короля Убю” министры, попугаи-чиновники, бесконечные указы и приказы…» – писал еще в тридцатые годы прошлого века один из основателей школы «Анналов» Люсьен Февр.

Неужели описание и нашего времени будет вызывать лишь недоумение? Мы придумали проект «Медиаполигон» как раз для того, чтобы понять людей, которые постоянно оказываются за кадром, сработать в стиле истории обыденности».

«Главное в том, что и смотреть на информационную систему мы теперь, наверное, должны иначе. Место «общей судьбы» занимает «частная хроника», но она уже не может быть одна по определению», – пишет Иван Засурский (Журналистика на перепутье: опыт России и США).

Тотальная журналистика обладает огромным потенциалом. На данный момент формат трансляций часто используют СМИ, в Приморье, например, больше всего к такому методу освещения событий тяготеет городской порта VL.ru. Действительно это популярный, простой, а главное, удобный формат. Но трансляция в Тотальной журналистике сложней типичной передачи сообщений с места событий, хотя именно в этом и есть её суть. Дело в том, что мало просто отписываться о том, что корреспондент видит перед своими глазами, он должен еще и заглянуть везде, сделать из читателя тысячокого, дать ему возможность побывать везде, увидеть событие в полном объеме. Одному человеку обычно это не по силам, по этому большое количество корреспондентов и фотографов отличительная черта Тотальных трансляций.

В других регионах страны уже пытались перенять опыт Тотальной журналистики в свои СМИ, из этого получилось много интересных текстов. Например, журналисты из Омска сделали из Тотальной журналистики «лайфблоггинг» – во время эстафеты олимпийского огня 9 студентов факультета журналистики местного вуза делали онлайн-трансляции из каждого города, все это делалось в сети, не выезжая на места трансляции, но в итоге получился цельная информационная сетка и целый сайт о путешествии символа Олимпиады.

Еще одним проектом по стопам стал «Татьянин день он-лайн» в Югорском государственном Университете, который сделали студенты в рамках своего высшего учебного заведения, вдохновившись проектом «Новосибирск-24».

Творческая группа «Каравана» из Твери по принципам Тотальной журналистики сделал проект «Журналистский десант», они путешествовали по райцентрам Тверской области и писали о них в формате трансляции. Тверские журналисты создали целую рубрику под названием «Тотальная журналистика» на информационном портале «E-Tver», где с июля 2013 года по настоящее время выкладывали результаты своих поездок.

Путешественники точно должны взять себе на заметку такой формат трансляции, тексты о других городах написанные в таком живом стиле действительно хочется читать с интересом. Да и рассказывают о новом месте они больше, чем длинные путевые очерки.

Я считаю, что огромный туристический потенциал Приморья тоже должен быть освещен, и Тотальная журналистика подходит как самый оптимальный метод. Даже о местах, где, по мнению СМИ, ничего не происходит, кроме новостей из рубрики «Криминал», можно писать много и интересно. Именно в этом я вижу главный способ локального применения опыта работы в формате тотальной журналистики для Приморского края.

Но, несмотря на все плюсы нового формата трансляции, нужно понимать, что Тотальная журналистика не панацея, а лишь один из способов разнообразить материалы. Современной российской журналистике нужен новый взгляд на вещи, он не должен стать единственным, но может укрепиться в нынешнем разнообразии жанров и занять свою нишу.

Список литературы:

1. Все материалы трансляций в формате Тотальной журналистики опубликованы на сайте 24.rusrep.ru

1). Новосибирск-24 http://24.rusrep.ru/dossier/pub_point/novosib24/

2). Казань-24 http://24.rusrep.ru/dossier/pub_point/kazan-24/

3). Екатеринбург-24 http://24.rusrep.ru/dossier/pub_point/ekaterinburg-24/

4). Уфа-24 http://24.rusrep.ru/dossier/pub_point/ufa-24/

5). Минск-24 http://24.rusrep.ru/dossier/pub_point/minsk-24/

6). Пермь-24 http://24.rusrep.ru/dossier/pub_point/perm-24/

7). НАНО-24 http://24.rusrep.ru/dossier/pub_point/nano24/

8). Русский язык-24 http://24.rusrep.ru/dossier/pub_point/russkij-yazyik-24/

9). Освещение выборов http://rusrep.ru/article/2011/12/24/2412/, http://rusrep.ru/vibory04-03-2012/

10). Освещение митингов http://rusrep.ru/article/2012/02/03/4feb/, http://rusrep.ru/article/2012/03/05/mitingi/

2. Колесниченко А. Тотальная журналистика // Журналистика и медиарынок. 2011. № 12.

3. Тарасевич Г. От сортира до библиотеки // Русский репортер». 2013. №42 (320).

4. Лейбин В. От редакции // Русский репортер. 2013. №13 (242).

5. Клёпова А. Тотальная журналистика // Cablook. 2014. 11 ноября.

6. Трансляция передвижения Олимпийского огня на http://livetorchrelay.com/

7. Информационный портал «E-Tver», рубрика «Тотальная журналистика»

8. Журналистика на перепутье: опыт России и США / Под ред. Е.Л. Вартановой. – М.: МедиаМир, 2006.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)