АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дисциплина «метафизика» в лекциях Феофилакта Лопатинского

Читайте также:
  1. II. ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ БЛОК
  2. АЛХИМИЯ КАК ДУХОВНАЯ ДИСЦИПЛИНА
  3. Билингвизм как междисциплинарная проблема.
  4. Данные о дисциплине: Дисциплина «История Казахстана»
  5. Дисциплина Биология
  6. Дисциплина Биология
  7. Дисциплина Биология
  8. Дисциплина Биология
  9. Дисциплина ОБЖ. ПЗ №1 «Выживание в условиях вынужденной автономии»
  10. Дисциплина «Бухгалтерская (финансовая) отчетность»
  11. Дисциплина «История экономики и экономических учений»
  12. Дисциплина «Количественные методы в управлении»

Чернаткин Иван Иванович

ДВФУ, Школа гуманитарных наук

Научный руководитель: Пишун С. В., д-р филос. наук, профессор

 

Аннотация. Статья посвящена вопросу о статусе метафизика и её роли в курсе философии преподавателя Московской славяно - греко - латинской академии Феофилакта Лопатинского. Обращение к данному материалу призвано прояснить ключевые моменты в понимании метафизики как дисциплины в православной духовно-академической философии XVIII в.

Ключевые слова: метафизика, православная духовно-академическая философия

Существуют исследования, посвященные проблематике русской философии в допетровское время и в петровскую эпоху, в которых рассматриваются отечественная религиозная философия, история философии, история образования и т.п., и труды, рассматривающие отдельно взятые философские дисциплины. Но нет работ, посвященных изучению философской метафизики в конце XVII – первой четверти XVIII вв. в духовных академиях. Это и определяет новизну нашего исследования.

Цель нашей работы: рассмотрение понятия метафизики как дисциплины и определение её места в православной академической науке XVIII в. Для достижения данной цели нами будет рассмотрена метафизика на материале курса философии, разработанного профессором Московской славяно-греко-латинской академии Феофилактом Лопатинским.

Главным источником для нас является трактат Феофилакта Лопатинского «Введение (Introductio) в философский курс», представляющий собой самостоятельный раздел обширного философского курса [2, c.201]. Эта работа была переведена с латинского языка профессором А.В. Панибратцевым. Он, в частности, отмечает: «Курс Лопатинского дает наиболее адекватное представление о характере философского преподавания в Московской академии первой половины XVIII века» [1, c.16].

В курсе лекций Ф. Лопатинского метафизика является философской дисциплиной, рассматриваемой наравне с такими дисциплинами, как физика и математика. Теоретические дисциплины разделяются по объекту изучения и по вопросу о рассмотрении материи. Так метафизика отделяется мысленно от материи восприятия и действительного и рассматривается «как умопостигаемая, иными словами, как нечто, вносящее в материю упорядоченность. В последнем смысле даже разумная душа может называться материальной, телесной, разумеется, не в смысле формы своего существования, но по состоянию» [1, с.209].

Центральное место в философии Ф. Лопатинский отводил одному из основных вопросов метафизики, а именно вопросу о началах материальных форм, полагая, что в зависимости от решения данного вопроса философы относятся к монистам, атомистам, дуалистам.

Также важно отметить связь метафизики и физики. Хотя эти два предмета разделяются, как было сказано выше, но при этом гармонично дополняют друг друга, например, для объяснения некоторых метафизических положений используются примеры из области физики и наоборот.

В метафизику входит один из видов теологии ‒ так как называемая естественная (натуральная) теология, «дающая знание о Боге при помощи естественных оснований», тогда как вторая теология – христианская «опирается на Св. Писание, Отцов Церкви и Св. Предание. К философии наука эта, разумеется, не относится» [1, c.210]. Следует отметить, что понятие естественной теологии связано с учением Фомы Аквинского [2].

В содержании философии так же выделяется метафизический момент. Например, философия в собирательном смысле определяется следующим образом: «Знание сущего, сотворенного и несотворенного <…>, которое мы можем приобрести благодаря свету дарованного нам от природы разума <…> или же: достоверное и очевидное знание дел божественных и человеческих, а также их причины» [1, c.196]. Подобно мнению блж. Августина, цель философии полагается в достижении естественного блаженства путем познания первой истины и добродетельнейшей жизни [1, c.200].

В вопросе «Причины философии» метафизический подход преобладает в следующих аспектах. Цель философии определяется как обретение истинного блаженства. Бог мыслится в качестве причины философии («Действующая причина философии – Бог, сообщивший её Адаму» [1, c.200]). Причины наделения человека философией рассматриваются Лопатинским в трех основаниях. Первое основание состоит в том, что все творения Божьи – совершенны. Люди наделены совершенными качествами, к которым так же относится и философия. Во-вторых, все творения Божьи красивы, а одно из основных качеств, делающих человека красивым, – ум, то есть философия. И, наконец, в-третьих, Бог наделяет Адама физической силой, и, тем самым, дух Адама украшается знанием и добродетелью.

Стремление к философии порождается удивлением человека, вызванным незнанием причин, что побуждает человека к их поиску.

Философия по своей природе духовна. Она не имеет физической формы, при этом имеет метафизическую форму. Этот момент проясняется Ф. Лопатинским следующим образом: «Аксиома гласит: формы от формы не существует. Философия же сама является формой, воспринимаемой субъектом (разумом)» [1, c.203].

Анализ труда Феофилакта Лопатинского показывает, что метафизики играет в разработанном им курсе лекций важную роль. Поиск причин бытия, роль человека и философии рассматриваются им в контексте метафизического взгляда на мир.

 

Список литературы

1. Лопатинский Ф. Избранные философские произведения. // Сост., вступит. ст. и перевод с латинского А.В. Панибратцева. – М., 1997. – 219 с.

2. Панибратцев А.В. «Интродукция» в философский курс Феофилакта Лопатинского. // Институт философии российской академии наук: историко-философский ежегодник 92. – М., 1994. – 200 - 222 с.

3. Панибратцев А.В. Философия в славяно-греко-латинской академии (первая четверть XVIII века). М. – 1997. – 152 с.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)