АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Уровни общественного сознания

Читайте также:
  1. II. Два подразделения общественного производства
  2. II. РОЛЬ РЕЛИГИИ В ФОРМИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ
  3. IV. ИДЕЯ АМЕРИКАНСКОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ
  4. Анализ причин низкого общественного эффекта от достигнутых темпов экономического роста в Украине
  5. Ассортимент продукции общественного питания, вырабатываемой продукции
  6. Ассоциации органов территориального общественного самоуправления
  7. Базовые уровни в других системах
  8. БАЗОВЫЕ УРОВНИ ИЛИ ВОЛНЫ
  9. Бессознательное как сторона сознания
  10. Библиотеки общественного пользования
  11. Билет № 28 Интенциональность сознания.
  12. Быт, нравы и нормы общественного поведения.
Знания, Оценки, Проекты   Теоретический уровень: науки; идеологии (политические, правовые, нравственные, религиозные, философские, эстетические теории); общественные проекты преобразования природы, общества, человека
Обыденный уровень: житейское знание; массовая психология; личные проекты изменений в природе, обществе, человеке и в самом себе

 

С точки зрения гносеологической (теоретикопознавательной) в структуре общественного сознания выделяют два уровня. Они различаются по глубине отражения в них общественного бытия и природы. Первый – более мелкий, поверхностный – называют обыденным сознанием.

Обыденное сознание – это сознание массы людей, возникающее в процессе их повседневной жизни, будничной практики. Оно не поднимается до теоретического понимания действительности, а ограничивается рамками повседневного опыта и закрепляется в традициях, нравах, обычаях. Обыденное сознание – сложное, противоречивое образование, складывающееся из совокупности привычных восприятий, переживаний, представлений, понятий, которые возникают частью стихийно, частью под влиянием воспитания, обучения, личного опыта. Эмпирические представления обыденного сознания заключают в себе частью относительные истины, частью – иллюзии и заблуждения. Пословицы, поговорки суть классические выражения обыденного сознания, в которых просвечивает мудрость народа («жизнь прожить – не поле перейти»), классовый, групповой инстинкт («сытый голодного не разумеет», «гусь свинье не товарищ»), народные опасения и надежды.

В обыденном сознании отражаются и природа, и общество, в силу чего оно в соответствии с определёнными общественными условиями носит классовый, национальный характер. Ещё одна черта обыденного сознания – религиозность. В этом проявляется противоречивость обыденного сознания, в котором жизненный опыт и фантастические религиозные представления и не менее фантастические астрологические представления мирно уживаются. Это означает, что обыденное сознание несводимо к одному лишь обыденному опыту – своей фактической основе. Обыденное сознание – двуликий Янус, одно лицо которого обращено в реальный мир, а другое – в несуществующее, потустороннее. Поэтому не следует отождествлять обыденное сознание со здравым смыслом, хотя, несомненно, что здравомыслие составляет его существенный признак.

Обыденное сознание не поднимается до научно осмысленного взгляда на мир. Оно не способно критически разобраться в своём собственном содержании: в нём, как уже говорилось, сталкиваются рационалистические и иррациональные представления. Последние могут быть не только религиозными, но просто ненаучными или антинаучными. Особенностью обыденного сознания является непонимание диалектического противоречия между чувственным и рациональным. Оно упорствует в признании лишь чувственно достоверного (например, в обыденном словоупотреблении сохранилось выражение «солнце всходит…» как отголосок обыденного представления о том, что Солнце обращается вокруг Земли). Поэтому нормы здравого рассудка далеко не всегда могут быть руководством в научном исследовании, и научные положения, вступившие в конфликт со здравым смыслом, тем самым ещё не опровергаются. Это могут сделать либо сама наука, либо практика.

Второй уровень общественного сознания – более глубокий – называют теоретическим. Его творцами являются специалисты – теоретики, отражающие действительность с помощью предназначенного для этой цели средства – теории. Результатом их деятельности выступают не описания явлений и догадки по поводу того, как они существуют и почему, а систематизированные, логически стройные объяснения явлений, связей между ними, причин их существования, закономерностей, которым они подчиняются. Между этими двумя уровнями нет чёткой границы. Она проницаема с двух сторон: элементы обоих этих уровней «проникают по ту сторону», каким-то образом изменяясь и усваиваясь там. Исторически граница между ними также меняется вследствие того, что с течением времени сведения, например, из области наук становятся всеобщим достоянием.

Не существует людей, которые были бы носителями одного лишь теоретического сознания, а в наши дни, пожалуй, нет и таких людей, которые бы являлись носителями одного лишь обыденного сознания. Обе эти формы неотделимы друг от друга. Как активное существо, которое открывает безграничность универсума, познаёт его законы, овладевает ими, создаёт «вторую природу» и благодаря этому творит самого себя, человек формирует и развивает своё научное сознание. Но как существо, ориентирующееся в ближайшей окружающей среде и приспосабливающееся к ней, следуя уже проторёнными путями, человек предстаёт носителем обыденного сознания, в котором самым причудливым образом сочетаются рассудок и предрассудок, действительные знания и иллюзии.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)