АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ДЕТСКАЯ И ЮНОШЕСКАЯ ПРЕССА

Читайте также:
  1. R111500 «Невропатология, в том числе детская» на 2015–2016 учебный год (ГОСО 2015г)
  2. Вопрос 29: Юношеская ангиофиброма носоглотки.
  3. Глава 1. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
  4. ДЕТСКАЯ МОЛИТВА
  5. Детская хореографическая студия «Алтн»
  6. Наложение согревающего компресса на ухо
  7. Патогенетическое лечение НЯК: применение противовоспалительных препаратов глюкокортикоидов, иммунодепрессантов.
  8. Педагогика перемен между уроками и детская шалость
  9. Пресса и книги (выполнить 3 пункта)
  10. Пресса и книги (выполнить 3 пункта)
  11. ПРЕССА НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Детская и юношеская журналистика – самостоятельное звено общей системы средств массовой информации. Она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим детям общаться друг с другом. С ее помощью юная аудитория познает мир.

Специфика этого вида журналистики определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую и юношескую аудиторию. В связи с этим в ней применяются особые, специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы, способы контакта с аудиторией.

Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, она активно взаимодействует как с другими компонентами СМИ, адресованными юной аудитории (теле- и радиожурналистикой), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образованием, наукой, культурой).

По данным Российской книжной палаты, в 1986 г. в РСФСР выходило 15 пионерских газет и 36 детских журналов, а в последнее время их количество увеличилось в несколько раз. На 1 января 1998 г. Роскомпечатью России и его региональными управлениями зарегистрировано 200 детских и юношеских газет и 300 журналов.

Основным типоформирующим признаком всех рассматриваемых изданий является характер аудитории, на которую они рассчитаны.

Психологи делят эту аудиторию на четыре возрастные группы: дошкольников (3–6 лет), младших школьников (7–10 лет), подростков (11–15 лет), старшеклассников (15–17 лет). Дистанция между этими группами значительная: они находятся на разных стадиях биологического, психологического и социального развития.

Возрастные особенности юной аудитории и своеобразие работы с каждой из возрастных групп определили возникновение четырех типов изданий:

„ для дошкольников (журналы «Веселые картинки», «Новая игрушечка», «Дисней для малышей», «Для самых-самых маленьких», «Филя» – приложение к журналу «Веселые картинки», в котором рассказывается о природе, и др.);

„ для младших школьников (журналы «Мурзилка», «Карапуз», «Мастерилка», «Поиграем в сказку» и др.);

„ для подростков (газеты «Пионерская правда», «Бибигон», «Глагол», журналы «Пионер», «Юнга», «Cool» и др.);

„ для старшеклассников (газета «Юный предприниматель», журналы «Бумеранг», «Маруся», «Шестнадцать» и др.).

 

Знание возрастных особенностей помогает редакции учитывать интересы и удовлетворять потребности юной аудитории. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция определяет его содержание, структуру, форму, объем. Учитываются и социально-психологические характеристики читателей.

В дошкольном возрасте преобладает интерес к сказочным, фантастическим сюжетам, к игровым ситуациям. Небольшие по объему издания для этой возрастной группы в доступной, яркой, запоминающейся форме рассказывают малышам об окружающем мире, учат считать и писать.

Дошкольники еще не осознают разницы между миром реальным и фантастическим. Поэтому воспринимать содержание изданий им помогают ведущие – обычно это персонажи из народных либо созданных классиками русской или зарубежной литературы сказок. В изданиях для этой возрастной группы, как правило, освещается одна тема (журнал «Для самых-самых маленьких»), поскольку восприятию дошкольников свойственна фрагментарность, отрывочность.

Основной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а в младшем школьном возрасте – учение, хотя потребность в игре, в развлечении у ребенка по-прежнему велика. Издания для этой возрастной группы отличаются тем, что в них игровые элементы используются в «серьезных» целях организации учебного труда, практической помощи школьникам, их воспитания. Эти издания многотемны: они включают в себя несколько рубрик. (В журнале «Мастерилка» есть рубрики «Приданое для кукол», «Кулинария», «Самолеты», «Корабли» и др.)

В подростковом возрасте происходит становление доминирующей направленности в познавательных интересах. В разнообразных по тематике изданиях для подростков особенно заметен процесс их дифференциации по интересам аудитории. Это связано с тем, что у ребят возникает потребность в знаниях, выходящих за пределы школьной программы, появляется интерес к различным сферам деятельности, отраслям материального или духовного производства – науке и технике, литературе и искусству, бизнесу и предпринимательству, спорту. В последнее время пользующиеся популярностью у нескольких поколений журналы «Юный натуралист», «Юный техник» дополнились новыми научно-популярными изданиями или приложениями к ним: «А почему?», «Левша», «Юнга», «Авто-Юниор» и др. Авторами этих изданий часто становятся известные ученые, бизнесмены, деятели культуры и искусства и т.д.

В этом возрасте подростков начинают интересовать различные аспекты взрослой жизни: новости из мира шоу-бизнеса, любовь, секс, мода, культура (в особенности поп-, рок-музыка). До недавнего времени информация на эту тему в изданиях для подростков строго дозировалась, а проблема секса и вообще была под строгим запретом. В последнее время отдельные издания модернизировали свою структуру, стали более свободно освещать «трудные» проблемы. К тому же появились и быстро завоевали популярность у подростков издания, копирующие взрослую бульварную прессу. Ярким примером этого нового направления развития детской журналистики служит журнал «Cool» (1997), выходящий под девизом «Это круто», на страницах которого публикуются материалы о жизни звезд эстрады и кино, большое место отводится моде, печатаются фотокомиксы эротического содержания, гороскопы, предсказания и т.д. Журнал ведет активный диалог с подростками по интимным проблемам (вопросы –ответы), пытается оказать психологическую помошь. В нем часто используется молодежный сленг. Пока трудно предсказать дальнейшую судьбу журнала, проанализировать положительные и отрицательные стороны его воздействия на подростковую аудиторию, но можно отметить тот факт, что за короткий срок он стал заметным явлением на российском информационном рынке.

Старший школьный возраст – время непосредственной подготовки юношей и девушек к взрослой жизни. В отечественной психологии его называют возрастом открытия «Я». Старшеклассники стремятся глубже понять себя, сложную область человеческих отношений. В объемных изданиях для этой возрастной группы обращает на себя внимание большое количество рубрик, анализирующих психологические, моральные и нравственные проблемы современного общества (рубрики в журнале «Маруся»– «Помоги, Алена!», «Милый Андрей»).

Старшеклассники стремятся к самовыражению, к проявлению индивидуальности. Поэтому журналы для них большое внимание уделяют стилю жизни современной молодежи: в них даются практические рекомендации психологов, сексологов, визажистов, дизайнеров, кулинаров, стилистов и модельеров. Причем публикуемые материалы обращены к разным социальным слоям аудитории. Реклама дорогих моделей одежды известных фирм в них соседствует с рубриками, в которых рассказывается о том, как обновить гардероб, принять гостей, отдохнуть, несмотря на отсутствие денег (в журнале «Штучка» – рубрика «Своими руками», а в «Марусе» – «С миру по нитке», в «Между нами, девочками» – «Второе дыхание»).

Юношеская пресса, подражая взрослой бульварной прессе, большое внимание уделяет «звездным» новостям (шоу-бизнес, эстрада, видео, кино, музыка). Она не оставляет без внимания и личную жизнь известных музыкантов, артистов эстрады и кино, спортсменов и т.д. По аналогии со взрослой прессой в юношеской журналистике недавно появился журнал о любви и сексе «Шестнадцать» (приложение к журналу «Ровесник»), адресованный тем, «кто хочет знать о сексе, но боится спросить».

Большинство изданий для детей и юношества в условиях рынка, стремясь привлечь внимание аудитории, все чаще обращается сразу к нескольким возрастным группам – дошкольникам и младшим школьникам (детская сказочная газета «Жили-были», журналы «Веселые медвежата», «Забавки», «Миша», «Куча мала», «Плюс Я», «Свирелька» и др.), младшим школьникам и подросткам (альманах «Клепа», журналы «Стригунок», «Свирель», «Ванька-Встань-ка», «С нами Бог» и др.), подросткам и старшеклассникам (газета «Радость», журналы «Мы», «Школьная роман-газета», «Первый тайм», «Штучка», «Бумеранг», «Маруся», «Между нами, девочками» и др.). Причем издания для старшеклассников тоже имеют условную верхнюю возрастную границу. Материалы, опубликованные в этих журналах, представляют интерес и для молодежной аудитории.

На телевидении и радио процесс расширения возрастных рамок аудитории затронул почти все передачи. Это телепередачи, рассчитанные на дошкольников и младших школьников — «В тридевятом царстве» (ОРТ), на подростков и старшеклассников «До шестнадцати и старше» (ОРТ), «Башня» (РТР), «Как заработать миллион» («Радио-1») [53] и др. Более того, детская редакции «Радио России» каждую передачу адресует сразу нескольким возрастным группам: дошкольникам и школьникам до 10 лет («Полный вперед», «Играем в сказку», «Безумное чаепитие», «Летающий диван», «Школа Незнаек» (Москва), «Встреча с Котом Мурычем» (Санкт-Петербург) и др., выходящие под общим названием «Детский остров»), а также подросткам и старшеклассникам («Лицей», «Счастливый билет», «Солнечный круг», «Любопытство не порок», «Квадраслов», «Шалтай-Болтай» и др.). Лишь некоторые теле- и радиопередачи рассчитаны на определенную возрастную группу: на дошкольников – «Спокойной ночи, малыши» (ОРТ), «Лукоморье» (РТР), «Радио-1» – малышам» или на старшеклассников – «Умники и умницы» (ОРТ), «Перекресток» («Радио-1») и др.

Появление в детской и юношеской журналистике изданий, теле-и радиопередач, которые ориентированы на разновозрастную аудиторию, обусловлено двумя причинами. С одной стороны, возрастные границы подвижны и при переходе от одного возраста к другому отношение ребенка к действительности изменяется не сразу, с другой – отдельные издания «взрослеют» в силу экономических обстоятельств (детское и юношеское издание нерентабельно и не может существовать без государственной или спонсорской поддержки).

Анализируемая аудитория многослойна, поэтому и издания, адресованные ей, разделяются на группы по многим типоформирующим признакам, зависящим от характера аудитории:

„ по признакам пола: для мальчиков (журнал «АиФ. ИКС-Пилот для мальчиков») и девочек (журналы «АиФ. ИКС-Пилот для девочек», «Саратога», «Маруся», «Вероника», «Между нами, девочками», «Cool Girl», «Штучка» — приложение к журналу «Ровесник» и др.);

„ по мировоззренческим признакам: для верующих (православные журналы «С нами Бог», «Божий мир»).

 

Особые специфические социальные группы аудитории обусловили появление изданий:

„ для воспитанников детских домов и школ-интернатов (ежемесячная передача «Солнечный круг», выходящая на «Радио России»);

„ для детей-инвалидов (ежемесячный универсальный по содержанию журнал «Школьный вестник» печатается для незрячих и слабовидящих детей рельефно-точечным шрифтом Брайля; детский орден милосердия издает ежеквартальный журнал «Время колокольчиков» для детей с ограниченными физическими возможностями). Такие издания и радиопередачи – новое направление в работе журналистики.

 

Детские и юношеские СМИ стали в большей степени соответствовать реальным запросам аудитории, учитывать ее разнообразные интересы и потребности. Почувствовав близость тематики публикаций к собственным интересам, читатель легко идет на контакт с редакцией и часто становится соавтором издания (письма, вопросы, собственные литературные произведения, фотографии, анекдоты).

Еще одним признаком, позволяющим группировать издания в зависимости от характера аудитории, является масштаб их распространения. По этому признаку можно выделить следующие группы:

„ издания, распространяемые по России, государствам СНГ и ближнему зарубежью (газеты «Пионерская правда», «Поле чудес для детей», журналы «Пионер», «Мы», «Штучка», «Школьная роман-газета», «Том и Джерри» и др.);

„ издания, распространяемые по России и государствам СНГ (журналы «Мурзилка», «Юный натуралист», «Куча мала», «Бумеранг», «Маруся», «Между нами, девочками» и др.);

„ издания, распространяемые только по России (газета «Радость», журналы «Для самых-самых маленьких», «Поиграем в сказку», «Карапуз», «С нами Бог» и др.);

„ региональные издания на русском и национальном языках, часто двуязычные (более 120 газет и 90 журналов). Среди них газета «Тетте» («Игрушка») и журнал «Танташ» («Ровесник») (Чебоксары, на чувашском языке); журналы «Якстерь Тяштеня» («Красная звездочка») (Саранск, на мокшанском языке); «Ногдзау» («Пионер») (Владикавказ, на осетинском языке); «Баир» («Радость») (Элиста, на калмыцком и русском языках), «Сабыйга» («Ребенку») (Казань, на татарском и русском языках) и др. Эти ежемесячные литературно-художественные журналы имеют небольшой тираж – 2–3 тыс. экз.;

„ издания, ориентирующиеся на детское население отдельных территориальных единиц РФ: областная пресса (от двух до восьми изданий в каждой области), районная и городская («Знайка», Саратовская обл.; «Новая улица», Волгоградская обл.; «Донской прибой» в газете для взрослых «Борьба», Волгоградская обл.; «Рыжий кот», Московская обл.; и др.);

„ издания школьной прессы, выпускаемые, как правило, для учащихся одного учебного заведения (школы, лицея, гимназии, колледжа, техникума).

 

Немногочисленная группа международных изданий, как правило, имеет громкое определение в маркировке, а не реальное распространение на такой широкий регион. Лишь некоторые журналы преуспевающих издательских организаций – такие, как «АиФ. ИКС-Пилот для мальчиков», «АиФ. ИКС-Пилот для девочек», «Миша», альманах «Клепа» и др., имеют своих подписчиков в дальнем зарубежье.

Детская и юношеская пресса в условиях развития рыночных отношений стремится наиболее полно освещать проблемы реальной жизни детей и подростков, старается завоевать популярность в своей аудитории.

У юных читателей появилась возможность выбирать те издания, которые вызывают у них интерес, помогают сориентироваться в сложных проблемах современности, определить свой путь в жизни. Однако этот выбор ограничен высокими ценами на издания. Поэтому проблема дойти до той части аудитории, на которую издание рассчитано, – одна из самых актуальных.

По характеру информации издания делятся на универсально-тематические и монотематические.

По способу производства они подразделяются на традиционные и юнкоровские.

Универсально-тематические издания отражают все сферы жизни общества, а монотематические отдают предпочтение отдельным темам – образованию, культуре, искусству, литературе, науке, технике, природе, экологии, географии, досугу, отдыху и т.д. Их тематический диапазон достаточно широк. В дальнейшем можно предположить появление новых изданий, освещающих и другие темы, еще не охваченные детской и юношеской журналистикой.

Традиционные издания в основном представляют собой продукт деятельности профессиональных журналистов, а юнкоровские – самодеятельного детского творчества. Специфической чертой современной журналистики России является возникновение и успешное развитие самостоятельной юнкоровской прессы, в которой на всех уровнях производства – от корректора, репортера до главного редактора – работают сами дети и подростки. Издания юнкоровской прессы имеют официальных учредителей, издателей (часто таковыми выступают детские информационные агентства) и печатаются типографским или компьютерным способом. Руководят ими опытные журналисты и педагоги, стремящиеся придать содержанию и форме этих изданий профессиональный уровень.

Тот факт, что создатели юнкоровских изданий в силу своего возраста и круга интересов стоят ближе к своим читателям-сверстникам, чем взрослые журналисты, позволяет таким изданиям быть особо интересными для юного читателя, а главное – непохожими на издания традиционной прессы. Сосуществование традиционного и юнкоровского направлений в рамках единого информационного пространства влияет на многие стороны изданий обеих групп. Изменяются их структура, содержание, периодичность, объем информации, оформление, способы взаимодействия с аудиторией и т.д.

Сегодня группа традиционных изданий для юной аудитории представлена различными видами периодики – газетами, журналами и приложениями к ним (редко альманахами, дайджестами). Новым для этой группы изданий стало появление в ней многочисленных приложений как к детским и подростковым, так и к взрослым изданиям. Например, «Пионерская правда» выпускает четыре приложения – «Привет, мальчишки и девчонки!», «Юная Москва», «Олимпионик», «Светлячок» (для малышей), появившиеся в разные годы. Газета «Семья» имеет приложение – журнал для детей и подростков «Куча мала» (с 1996 г.). Газета «СПИД-инфо» выпускает приложение для малышей – газету «Вырастай-ка!» (с 1998 г.). У журнала «Юный техник» есть два приложения – это журналы «Левша» (с 1972 г.) и «А почему?» (с 1991 г.). Можно отметить, что с каждым годом тематика приложений становится все более разнообразной. С помощью приложений издания пытаются завоевать внимание всех поколений семьи, в том числе и детей, предоставив им занимательную информацию.

По последним данным агентства «Юнпресс», группа юнкоровских изданий включает в себя около тысячи самостоятельных, в основном городских и районных газет (редко журналов, дайджестов), подготовленных силами детей и подростков. Среди них можно выделить газеты «Глагол», «Юношеская газета» (Москва), «Рост» (Новосибирск), «Окно» (Екатеринбург), «Авоська» (Глазов, Удмуртия), «Живая шляпа» (Дубна), «Золотой ключик» (Липецк), «Новая улица» (Волгоград), «Калейдоскоп» (Благовещенск), «Кутерьма» (Стрежевой, Томская обл.), «Рыжий кот» (Жуковский, Московская обл.) и др.

Первое в России детское и юношеское информационное агентство «Юнпресс» работает с 1989 г. Оно специализируется на творчестве юнкоров, поддерживает самодеятельные российские издания, выпускает информационные вестники, учебные пособия, дайджесты, проводит фестивали подростковой прессы, выступает в роли посредника между юнкоровской и взрослой печатью. Агентство издает несколько периодических изданий – «Юношескую газету», журнал «Недоросль», дайджест «Мост». С 1992 г. «Юнпресс» организовывает выпуски международного юношеского журнала «FAX», передающегося с помощью факсимильной связи и Интернета. Выпуски этого журнала выходили не только в Москве, но и во Владивостоке, Новом Уренгое, Пятигорске, Пушкине (Ленинградская обл.), Мытищах (Московская обл.), причем координатором всех выпусков являлось агентство.

В 1995 г. «Юнпресс» стало абонентом глобальной информационной сети GlasNet. Это позволило ему с помощью электронной почты установить оперативную связь с юными корреспондентами на местах, получать «горячую» информацию из различных источников, мгновенно распространять ее по всей России. В 1997–1998 гг. «Юношеская газета» подготовила несколько специальных региональных выпусков (в виде вкладышей в газете) совместно с юнкорами из городов Липецка, Саратова, Стрежевого (Томская обл.), Ноябрьска (Тюменская обл.). Практиковались и командировки юных корреспондентов из разных городов страны в «Юношескую газету». Во время проведения Всемирных юношеских игр детский пресс-центр агентства, в котором сотрудничали лучшие юнкоры России, выпустил 11 спецвыпусков «Юношеской газеты» под названием «Олимпийская деревня-98» на русском, английском и французском языках (тираж каждого спецвыпуска – 5 тыс. экз.), подготовил несколько сюжетов в выходивших в то время телепрограммах ОРТ «Доброе утро», «Марафон-15», на «Радио России», «Радио-1» и т.д.

Агентство «Юнпресс», продолжая контактировать с местными подростковыми изданиями и оказывать им информационную и методическую поддержку, стало центром юнкоровского движения России.

К юнкоровским изданиям можно отнести и специальные подростковые странички во взрослых изданиях, своеобразные «газеты в газете». Сегодня в разных городах и регионах России их готовят юнкоровские редакции, пресс-центры или агентства. Среди них «Привет» в газете «Миасский рабочий», «Школяр» в газете «Вечерняя Уфа», «Старая мельница» в газете «Вечерний Новосибирск», «Большая переменка» в газете «Смена» (Белгород), «Емеля» в газете «Золотое кольцо» (Ярославль).

Эти странички во взрослых изданиях являются прекрасной школой для начинающих журналистов.

Периодика для юной аудитории содержит произведения, принадлежащие к различным видам творчества. Издания разного типа используют произведения публицистики, науки, литературы и искусства.

Это характерно для традиционных и юнкоровских изданий универсального типа («Пионерская правда», «Глагол», «Юношеская газета», «Рост», «Окно», за исключением их тематических выпусков, рассказывающих только о музыке, только об экологии и т.д.), традиционных научно-популярных журналов монотематического типа («Юнга», «Юный натуралист», «Юный техник» и др.), традиционных литературно-художественных журналов («Школьная роман-газета», «Мы», «Детское чтение для сердца и разума» и др.).

Журналистика для детей и юношества, как и журналистика в целом, является особым социальным институтом и выполняет по отношению к обществу определенные функции.

В качестве главных выступают такие функции, как информационная, воспитательная, образовательная, познавательная, и функция социализации. К этой же группе можно отнести и специальную функцию общения, целью которой является создание особого информационного пространства для обмена мнениями между представителями юной аудитории. В последнее время функция общения, реализуемая в основном юнкоровской прессой [54], приобретает все большее значение. На страницах газет и журналов часто ведутся диспуты, дискуссии, споры, высказываются различные точки зрения ребят по одному и тому же вопросу. А разрешение спорной ситуации обычно происходит путем выбора наиболее убедительной аргументации, обоснованных выводов.

Юнкоровские издания предоставляют своим авторам возможность для самовыражения и самореализации, приучают к самостоятельности.

Заметное место в детской и юношеской журналистике занимает группа культурно-образовательных, рекреативных и гедонистических функций. Это объясняется особенностями детской психологии, для которой характерна достаточная размытость границ между процессами познания и развлечения. С каждым годом все больший вес приобретает рекламно-справочная функция. Целый ряд изданий публикует информацию утилитарного характера: практические советы, справочный материал.

Группа организаторских функций также играет в юношеской прессе большую роль. Издания, адресованные разным возрастным группам, знакомят с нормами поведения в обществе, коллективе, семье, приобщают к различным видам трудовой деятельности, способствуют выбору профессии.

Функциональная структура детских и юношеских СМИ соответствует их типологической структуре.

По своему целевому назначению можно выделить:

„ информационно-публицистические издания, цель которых состоит в том, чтобы сообщать об окружающем мире, влиять на сознательный выбор средств решения проблем («Пионерская правда», «Глагол» (Москва), «Пять углов» (Санкт-Петербург), «Окно» (Екатеринбург) и др.);

„ издания, популяризирующие науку, технику, искусство, расширяющие кругозор (журналы «Юный натуралист», «Юный техник», «Авто-Юниор», «Юнга», «Муравейник»). К научно-популярным относятся учебные и учебно-методические издания, поскольку и они выполняют функцию распространения знаний. Однако издания в одном случае служат целям просветительского характера (научно-популярные), а в другом – обучения (учебные и учебно-методические). Необходимо отметить издания, носящие методический характер, предназначенные для оказания помощи в образовании подростков и старшеклассников (специальные издания по экономике, иностранному языку, программы внешкольного чтения и т.д.). Это «Школьный экономический журнал», журналы «Hello», «Открытый лицей» и др.;

„ художественные издания, участвующие в эстетическом воспитании (альманах «Лазурь», имеющий экологическую направленность, журналы «Детское чтение для сердца и разума», «Ванька-Встанька», «Школьная роман-газета», «Мы», «Недоросль», «Баламут» (Санкт-Петербург), «Родничок» (Пермь) и др.). В большинстве таких журналов наряду с литературными произведениями публикуются и материалы, популяризирующие литературу, искусство, историю;

„ развлекательные издания с доминирующими гедонистической и рекреативной функциями (газеты «Катавасия», «Поле чудес для детей», «Снип-снап-снуре», «Абракадабра», журналы «Головоломки», «Забавки», «Веселые медвежата», «Том и Джерри», «Черепашки Ниндзя» и др.).

 

В практике современного теле- и радиовещания для подрастающего поколения существует аналогичное разделение передач по целевому назначению: информационно-публицистические – «До шестнадцати и старше» (ОРТ), «Шалтай-Болтай» («Радио России»); научно-популярные – «Волшебный чемодан» (РТР), «Умники и умницы» (ОРТ), «Улица Сезам» (НТВ), «Полный вперед», «Школа Незнаек», «Лицей» («Радио России»); художественные – «Чудо-сказка» (РТР), «В тридевятом царстве» (ОРТ), «Играем в сказку» («Радио России»); развлекательные – «Лукоморье» (РТР), «Летающий диван», «Квадраслов» («Радио России») и др.

Большинство изданий, а также теле- и радиопередач, предназначенных для юной аудитории, вне зависимости от возрастной направленности и функционального назначения, занимательны: они создаются по принципу «развлекая – поучать». Игровые элементы, являющиеся обязательными в изданиях для малышей (загадки, раскраски, настольные игры, самоделки и т.д.), часто используются и в изданиях для старшеклассников. Элементы соревнования, состязания на право называться самым находчивым, любознательным, изобретательным, образованным и т.д. (конкурсы, викторины, тесты, домашние задания, кроссворды) очень часто являются составной частью подобных изданий.

Специфика игры предполагает активное участие в ней аудитории, предоставляет возможность для выявления способностей в различных сферах деятельности, приобщает ко многим областям знания.

Целевое назначение современной детской и юношеской печати во многом определяется ее учредителями, издателями, редакциями. В связи с повсеместным возникновением новых изданий произошла перестройка в сфере традиционных издателей. Сегодня выпуском детской и юношеской периодики занимаются государственные и общественные структуры, информационные агентства и издательские дома, коммерческие организации и частные лица, редакционные коллективы газет и журналов.

В настоящее время в печати есть детские издания, представляющие собой официальные органы государственных и общественных организаций (например, издателем «Пионерской правды» является Акционерное общество «Молодая гвардия», издателем «Глагола» – Союз журналистов Москвы). Необходимо отметить, что рассматриваемые издания не заявляют о тех или иных политических предпочтениях и в большинстве своем называют себя независимыми газетами для детей и подростков.

Целевая направленность изданий, популяризирующих науку, технику, искусство, определяется субъектами образовательного, просветительского и художественного видов деятельности. Например, созданный в 1995 г. специалистами Российской Академии образования Издательский Дом «Карапуз» выпускает четыре научно-популярных журнала – «Для самых-самых маленьких», «Карапуз», «Поиграем в сказку», «Загадочные истории», а также развлекательный журнал «Мастерилка». Детская хоровая студия и Северное окружное управление Московского департамента образования издают музыкально-литературно-художественную газету «Радость». Российский Детский фонд выпускает журналы «Школьная роман-газета» и «Божий мир». Акционерное общество «Совершенно секретно» приступило к выпуску газеты «Бибигон».

Совместные предприятия, коммерческие организации и частные лица, как правило, выпускают развлекательные издания, привлекающие внимание аудитории. Российско-датская компания «Эгмонт Россия ЛТД» (с 1992 г.) издает журналы «Дисней для малышей», «Микки Маус», «Микки-детектив», «Русалочка», «Барби», «Винни Пух» и др., а издательство «Махаон» (с 1993 г.) – журналы комиксов «Том и Джерри», «Черепашки Ниндзя», которые своими цветными иллюстрациями как бы продолжают популярные телевизионные мультсериалы. Издательство «Махаон» выпускает такие журналы тиражом в 100 тыс. экз., в два-три раза превышающим тираж остальных детских журнальных изданий. Исключение составляют лишь журналы Издательского дома «Бурда» – «Cool» и «Cool Girl» (с 1998 г.), имеющие самый большой тираж – 300 тыс. экз. Тиражи журналов комиксов целиком зависят от потребительского спроса. Издательства, выпускающие их, имеют возможность печатать дополнительные тиражи полюбившихся юной аудитории номеров журналов.

Наметилась тенденция к концентрации нескольких изданий в рамках одной издательской структуры. Например, популярная газета «Аргументы и факты» имеет четыре приложения, адресованные разным возрастным группам. Это «АиФ. ИКС-Пилот для мальчиков», «АиФ. ИКС-Пилот для девочек» (с 1993 г.), «АиФ. Детская энциклопедия» (с 1996 г.), «АиФ. Колобок и Два Жирафа» (с 1997 г.). Издательский Дом «Русская семья» наряду с журналом для взрослых «Очаг» выпускает газеты для детей и подростков «Жили-были» (с 1993 г.) и «Катавасия» (с 1997 г.). Аналогичные процессы, связанные с выпуском периодики для детей и юношества, происходят и в ряде других издательских организаций.

В журналистике появились издания, которые наряду с печатной продукцией предлагают юной аудитории видео- или аудиокассеты, позволяющие ей легче усваивать содержание журналов с помощью визуальных и звуковых образов («Клепа», «АиФ. Колобок и Два Жирафа»).

Существуют также и другие типологические признаки, которые влияют на особенности изданий для юной аудитории: периодичность, объем информации, формат изданий, художественное оформление, тираж и т.д. В последнее время наблюдаются изменения во всех этих параметрах. На смену традиционной ежедневной газете для детей и подростков «Пионерская правда» пришли разнообразные, часто многоцветные еженедельные, ежемесячные и ежеквартальные издания. Обычной для детских журналов стала периодичность один выпуск в 2 месяца. Обращает на себя внимание и тот факт, что центральные издания значительно увеличились в объеме и содержат множество иллюстрированных материалов. Например, ранее четырехполосная «Пионерская правда» выходит в формате восьми- или шестнадцатиполосного (с приложениями) еженедельника, причем одну треть ее газетной площади занимают иллюстрации. Еженедельная газета «Бибигон» имеет 16 полос. Еженедельные или ежемесячные юнкоровские газеты содержат 4–8 полос (за исключением 12-полосной газеты «Рост»). Объем журналов для дошкольников и младших школьников составляет в основном 16–28 страниц, а для подростков и старшеклассников – 32–80 страниц.

Условия издания и распространения традиционной и юнкоровской прессы различны. Если «Пионерская правда» имеет тираж 60 тыс. экз. и распространяется по России, странам СНГ и ближнему зарубежью, то у юнкоровских изданий тираж небольшой – от 2 тыс. до 20 тыс. экз. и сфера их распространения ограничивается отдельными районами, городами страны, реже – областями и краями, а иногда отдельными детскими учебными заведениями. Исключение составляют московские газеты «Глагол», «Юношеская газета» и новосибирская газета «Рост», распространяющиеся по России и государствам СНГ.

Необходимо отметить наметившуюся в начале 90-х гг. тенденцию резкого падения тиражей традиционных изданий, обусловленную рядом причин: постоянным ростом типографских расходов и услуг Роспечати, общим снижением интереса детей к чтению периодических изданий [55], обновлением рынка детской прессы и т.д. Но главной причиной явилось появление районных и городских изданий, максимально приближенных к интересам и потребностям ребенка.

Вместе с тем в последние два-три года тиражи некоторых изданий для подростков и старшеклассников стабилизировались, а в отдельных случаях даже увеличились (тираж «Пионерской правды» и журналов «Бумеранг» и «Маруся» по сравнению с 1996 г. поднялся на 30 тыс. экз. и достиг соответственно 60 и 80 тыс. экз.). Самый большой тираж остался у журналов комиксов. Его превосходит лишь тираж новых журналов, выпускаемых Издательским Домом «Бурда» для подростков.

В начало

 

ЖУРНАЛЫ

 

Бытование журналов почти всегда связано только с интересами аудитории, ее увлечениями, запросами, ожиданиями.

В принципе журнальных изданий может быть столько, сколько аудиторных групп удастся выделить в обществе, руководствуясь сложившимися социологическими критериями или сугубо личностными интересами. Журнал может обращаться к читателю и как к гражданину, и как к специалисту, и как к семьянину, и как к личности определенного возраста или пола, и как к любителю компьютерных игр, и как к владельцу автомобиля и т.д. То есть один человек может быть потенциальным читателем нескольких журналов или один журнал представлять интересы для нескольких аудиторных групп.

Интересы аудитории можно условно расположить на вертикальной и горизонтальной осях.

Вертикальную ось составляют уровни запросов аудитории, три из которых можно считать опорными, корневыми: профессиональный уровень, обусловливающий жизнь теоретико-научных и технико-производственных журналов; специализированный уровень, обеспечивающий специалистов-практиков и так называемых любителей информацией о проблемах и новинках в той или иной научно-производственной или культурной сфере; уровень массовой аудитории, нуждающейся в общих и занимательных сведениях (понятие «массовая аудитория» означает в равной мере и стереотипы массового сознания, и широту интересов множества людей, принадлежащих к разным социальным, профессиональным, возрастным и прочим группам, поэтому так обширны количество и тиражи журналов именно для этой аудитории).

Горизонтальную ось составляет все многообразие сфер читательского интереса: политика, спорт, искусство и т.д. В тех точках, где пересекаются уровень и сфера, как раз и возникают журналы. Например, такие журналы, как историко-теоретический «Киноведческие записки», специализированный «Искусство кино», массовые «Экран», «Сеанс», «Видео-Ас», относятся к одной сфере, но представляют разный уровень. Это же можно сказать и о таких журналах, как «Патофизиология и экспериментальная терапия», «Врач», «Здоровье», «Здоровье женщины».

Аудитория побуждает издателей учитывать два момента: направление информации, объективно необходимой той или иной группе населения, и особенности информационных интересов читателей, их сложившиеся ценностные ориентации. Наибольший эффект достигается при совпадении информационной необходимости (которая не всегда ясно осознается читателем, но должна учитываться редакцией) и информационных интересов (недостаточный учет которых редакцией грозит отторжением аудитории).

Относительная насыщенность журнального рынка и конкурентная борьба за читательский спрос ввели в обиход не совсем научное, но вполне жизненное понятие «ниша», обозначающее незанятую или плохо осваиваемую ячейку информационного пространства, которая позволяет привлечь определенное количество заинтересованных читателей («Домашний адвокат», «Няня», «Горные лыжи»).

Интересы аудитории можно схематично представить в виде двух кругов – внешнего и внутреннего. Внешний круг образуют интересы, связанные с жизнью человека в социуме, с его трудовой деятельностью, обусловливая наличие общественно-политических и научно-производственных журналов, а внутренний круг заполняют интересы, относящиеся к личностной сфере жизнедеятельности людей. Отвечая этим потребностям в 90-е гг. появились издания, названия которых прежде были просто непредставимыми: «Смак», «Каприз», «Гурман», «Птюч», «Супермен» и т.д.

И хотя внешний и внутренний круги не разделены какой-либо жесткой границей, а во многих изданиях они взаимопереплетаются, нельзя не учитывать их специфику, тем более что именно она определяет характер, облик журналов, обусловливая их различие.

Предмет издания. Первостепенное значение для определения целевого назначения журнала имеет его предмет, т.е. тема, соотнесенная с интересами аудитории.

Например, в ряду общественно-политических изданий в 1996 г. появился журнал «Лица», предметом внимания которого стали жизнь, характеры, увлечения «звезд» –политиков, бизнесменов, актеров, что отвечало извечному стремлению людей знать (причем по самым разным побудительным причинам) как можно больше не только о профессиональной деятельности, но и о личной жизни знаменитостей. Открытость в освещении личной жизни «звезд» является завоеванием свободной печати и в ее борьбе за общественную нравственность, и в создании, как говорили прежде, образцов для подражания. Нормальный интерес к личной жизни ничего общего не имеет с приемами «желтой» прессы – все дело в правильно поставленной цели и в хорошем вкусе.

Особенности аудитории определяют и разные средства овладения «своим» контингентом: информировать, просвещать, увлекать, развлекать. Эти задачи могут быть одинаковыми в разных тематических сферах, но различаться внутри одной сферы. Именно так возникают «гнезда», т.е. в сравнительно узкой тематической группе изданий каждый журнал обретает свою нишу, откликаясь на явные ожидания аудитории или же самостоятельно формируя пока еще неосознанные потребности читателей. Так, самый массовый и пришедший еще «из старых времен» журнал для автомобилистов «За рулем» оказался в одном «гнезде» с сопутствующими и удерживающими свою нишу журналами «Автопилот», «Автошоп», «Автозапчасти», «Автопанорама», «Автомотоспорт», «Автомагазин», «Автомобильные дороги», «Автомобильный транспорт», «Мотор», «Колесо», «Саг». В условиях такой насыщенности необходимо выделить предмет, о котором будет говорить со своими читателями издание. Это и определит нишу для конкретного издания в своем «гнезде».

Для России самыми значимыми традиционно считаются политические интересы, позволяющие людям ориентироваться в обществе и мире, осознавать свою принадлежность к той или иной общественной группе и тем самым ощущать большую социальную устойчивость. События политической жизни находятся в центре внимания практически всей взрослой аудитории, поэтому редакциям приходится очень точно определяться в соответствии с установками той части аудитории, которую они избирают в качестве адресата.

По сравнению с партийно-советской печатью общее число общественно-политических журналов увеличилось незначительно, поскольку ослабла напористая идеологизация, социализация граждан «сверху» и возрос интерес людей к «занимательной» политике (отсюда появление таких журналов, как «Лица», «Итоги») и к философской проблематике, в рамках которой возможно переосмысление прежних постулатов («Человек», «Логос»).

К журналам, предметом внимания которых является общественно-политическая жизнь, относятся издания различных партий и общественных объединений, а также журналы, сосредоточенные на этнических, конфессиональных, региональных проблемах. В одних случаях они принимают на себя в некоторой степени роль газеты, в других, наоборот, отдав информационные функции газетам, бюллетеням, вестникам, обращаются в большей степени к фундаментальным проблемам и просветительским задачам.

В России издается много журналов, предмет которых определяется профессиональными потребностями читателей: быть в курсе новостей, проблем, разработок в своей производственной отрасли или научной специальности. В нынешних условиях значительно увеличилось количество изданий, посвященных исследованию рыночных отношений (финансы, менеджмент, торговля, экономика), и появились новые технологические сферы (прежде всего компьютеризация и информатика).

Каждая научная или производственная отрасль в большинстве случаев образует журнальные «гнезда» в соответствии с разнообразием конкретных интересов многослойной аудитории, что обеспечивает нормальное функционирование государственных и коммерческих структур.

Всеаудиторным, всеохватным является удовлетворение культурных и эстетических интересов личности. В рамках этой цели выходят журналы разного уровня: литературоведческие и искусствоведческие, предметом которых служит научное осмысление явлений культуры; литературно-художественные, рассчитанные на широкий слой любителей словесности и искусства; красочно иллюстрированные, включающие материалы о жизни знаменитостей.

«Легитимизация» прежде подавляемых интересов в сфере культуры решительно повлияла как на целевое назначение, так и на количество журналов по литературе и искусству. Причем основной прорыв совершился не в круге традиционных «толстых» литературно-художественных журналов (он-то как раз расширился незначительно), а в изданиях по искусству, особенно авангардному, и молодежной культуре. Появилось множество журналов, посвященных современной музыке, особенно той, которой увлекается молодежь: «Музыкальный Олимп», «Popcorn», «Стас», «Алла», «О».

На своеобразной грани между наукой и культурой укоренились журналы, направление которых – популяризация науки; их нельзя относить к «научным» массовым журналам не только потому, что гуманитарные науки являются одновременно и частью культуры, но и потому, что по своей концепции они популяризируют науку как часть общекультурного развития личности и общечеловеческой культуры.

Сюда же относятся краеведческие издания с широким предметным спектром – от историко-научных публикаций до представления современных художественных произведений и изделий местных авторов.

Ощутимо расширился круг журналов, предметом которых служит проведение, заполнение досуга. Образовались крупные и мелкие «гнезда» – рукоделие и поделки, сад и огород, дизайн и ремонт квартиры, т.е. все, что отвечает девизу «Сделай сам». Среди подобных изданий – детский журнал «ПиР» («Прочти и раскрась»), подростковый –«Моделист-конструктор», журналы для взрослых «Я – мастер» и «Наталья». Сюда же входят разные досуговые издания – «Игры» и «Хобби», которые способствуют установлению неформальных связей между людьми сходных ориентации, представляя собой своеобразные клубы по интересам, только в масштабах государства.

Руководствуясь возрастным признаком, можно выделить женские и детские журналы. Радикальный массированный прорыв на рынок периодики, который совершили журналы для женщин, произошел не столько за счет деловых изданий (не может быть научных и производственных журналов, выпускаемых специально для женщин), сколько благодаря журналам, акцентирующим внимание на женственности, заботе о красоте, изяществе, привлекательности, здоровье, материнстве. Появились журналы, обращенные к мужчинам, к поощрению их мужественности: «Медведь» — «настоящий мужской журнал», «Супермен» – «журнал для сильных личностей», «Playboy», «Kasanova» и другие издания эротического толка.

Если цепочка изданий для взрослых выстроена по принципу все большего знания о предмете (от массовых и популярных – к специализированным и профессиональным), то в изданиях для детей она строится с учетом взросления ребенка, перехода его от детства к отрочеству и юности. А журналы для юношества уже носят переходный характер, поскольку та часть юношества, которую интересует какая-то узкая сфера искусства, науки, техники, приобщается к соответствующим журналам для взрослых. АО «Молодая гвардия» в дополнение к «Ровеснику» – международному молодежному иллюстрированному ежемесячнику выпускает еще три журнала: «Шестнадцать» (все, что вы хотите знать о сексе, но боитесь спросить); «Штучка» (журнал для девушек); «Все звезды» (собрание постеров и плакатов звезд мирового кино и эстрады).

Резко усилилась ориентация журналов на семью (прежде «семейным журналом» считала себя лишь «Наука и жизнь»), но не как на «ячейку общества», а как на самодостаточную ячейку, скрепленную общими интересами и заботами. Так, сохранившаяся с прежних времен «Работница» уже именует себя «журналом для женщин и семьи». Такая маркировка изданий, как «журнал для всей семьи», «журнал для семейного чтения», «журнал для дома», весьма распространена и означает не только широту предполагаемой аудитории, но и внимание к роли женщины в жизни семьи. Среди журналов этой тематики – «Домашний очаг», «Добрые советы», «Берегиня».

В 90-е гг. начал формироваться круг журналов, предметом которых стали элитарные запросы аудитории. Если раньше элитой общества считалась только небольшая, «звездная», часть творческой интеллигенции, то теперь к ней причисляются и богатые люди, ведущие светскую жизнь. В связи с этим сформировался достаточно пестрый круг изданий, которые именуются элитарными, престижными. Потребители таких журналов хотят, чтобы им рассказывали о стиле жизни, соответствующем их богатству и претензиям, и поставляли материал для так называемого светского общения: слухи, сплетни об отечественных и зарубежных знаменитостях, информацию о новых веяниях в моде, устройстве интерьера, драгоценностях и пр. Роскошная жизнь требует и роскошных журналов – среди других изданий они выделяются пышностью и изысканностью оформления.

Ежеквартальный журнал «Новая Россия» является, наверное, единственным в этой группе изданий, кто претендует не на бытовую, а на интеллектуальную престижность. Сохраняя оформление, которое соответствует изданиям, предназначенным для богатых людей, он отказался от рекламы и публикует серьезные статьи о духовности, национальной ментальности, добротную прозу и поэзию.

Именно в сфере элитарной прессы часто появляются «кальки» с зарубежных изданий, хорошо известных в мире журналистики. Такие издания либо просто переводятся на русский язык, либо имеют некоторое количество сменных полос с материалами на российские темы, либо представляют собой новое издание на русском языке, выходящее под иностранным названием. Такие варианты предлагают журналы «Harper's Bazaar», «Cosmopolitan», «Salon».

К элитарным изданиям примыкают и рекламные журналы, предмет которых – представление рынка престижных товаров и услуг, рассчитанных не на массового потребителя, а на тех, кто заботится об имидже богатого человека. В некоторых случаях такие журналы, чтобы отделить себя от рекламных проспектов (типа каталога элитных товаров «Lux»), публикуют какое-нибудь занимательное чтиво.

Характер текста. Тип издания определяется его содержанием. Однако немаловажное значение имеет и форма – жанр, стиль, характер иллюстрирования.

Жанр – это конкретная форма бытования данного издания в журнальном мире. В формировании жанров взаимодействуют несколько составляющих: публицистика, информация, художественные произведения, изобразительный ряд. Различное их сочетание и рождает конкретные жанры, например научный и производственный. Обычно журналы такого типа представляют собой сборники статей и научных сообщений, снабженные графическими пояснениями, иногда такие издания правомерно относятся к «Бюллетеням», «Вестникам», «Вопросам» («Почвоведение», «Финансы», «Офтальмохирургия» и т.д.).

Среди общественно-политических изданий можно выделить как минимум три жанра: теоретико-проблемный журнал («Свободная мысль»), «тонкий» общественно-политический и литературно-художественный журнал (иллюстрированное издание «Мир женщины» и преимущественно текстовое типа «Диалог»), общественно-политический еженедельник («Новое время», «Эхо планеты», «Итоги»). Большинство изданий этого направления, не претендуя на изобразительное насыщение и оформительскую броскость, в основном заполнены публицистическими материалами и документальными фотографиями.

В традиционном для России жанре — «толстом» литературно-художественном журнале, кроме публикации литературных произведений, представлены общественная и научная публицистика, критика и библиография. В последние годы некоторые редакции изменили каноническое определение «литературно-художественный и общественно-политический журнал» на более свободные: «журнал литературы и общественной мысли» («Новый мир»), «журнал русской культуры» («Москва»), «литературный, публицистический и религиозный журнал» («Континент»). Но это скорее идеологические, а не жанровые новации.

К популярным жанрам относятся журналы, не имеющие четкого определения приоритетного предмета – тут и жизнь звезд, и спорт, и книжные новинки, и занимательные истории, и гороскопы, и бытовые советы, и всякая увлекательная смесь. Показательна в этом отношении структура «Огонька», сменившего свой прежний жанр общественно-политического и литературно-художественного иллюстрированного еженедельника на жанр общенационального иллюстрированного журнала, в котором есть новости, российская политика, экономика, региональные программы, частная жизнь, расследования, культура, массовая культура, наука и техника, здоровье, досуг, масс-медиа, спецпроекты, спорт, фотоиллюстрации (полтора десятка отделов-направлений!).

Достаточно гибким является жанр научно-популярного журнала («Химия и жизнь», «Здоровье», «Терра инкогнита», «Знание – сила»).

Среди других жанров легко различимы семейные журналы, юмористические издания для детей младших возрастов.

Среди доминирующих журнальных стилей отметим научный, деловой, публицистический, художественно-публицистический, научно-популярный, информационный, общедоступный (ибо существуют не только уровни сложности представляемого материала, но и уровни простоты, доступности его изложения).

В последнее время появился постмодернистский стиль, который можно охарактеризовать как информационно-иронический, когда обо всем говорится с некоторой усмешкой, без пафоса и каких-либо определенных оценок. В его основе – мировоззренческая позиция: в жизни все относительно или необъяснимо, поэтому ничего не следует принимать всерьез. Ирония в данном случае и используется как средство защиты от сложности жизни. Этот стиль характерен для изданий элитарно-престижных и связанных с молодежной культурой. Постмодернистскому стилю соответствует и характер иллюстративного материала, призванного усилить, подчеркнуть не реальность, вещность, достоверность, а, наоборот, зыбкость, отстраненность, ироничность.

Для жанра и стиля журнала важна публикация художественных произведений – прозы, поэзии, репродукций творений искусства, художественных фотографий и др. Речь в данном случае идет не о литературных и художественных журналах, а о принципе отбора этих произведений и их месте в других жанрах журнальной периодики. Кроме чисто эстетического воздействия, эти произведения играют несомненную смысловую и структурообразующую роль в реализации общего типа издания в каждом отдельном номере.

Характер иллюстрирования. Существует особый жанр иллюстрированного журнала, представляющего произведения изобразительного искусства и художественной фотографии, где основной акцент приходится на сами работы, текст же выполняет лишь служебную информационно-комментирующую роль.

Однако чаще мы имеем дело не с жанром, представленным в чистом виде, а с одним из жанрообразующих качеств («научно-популярный иллюстрированный», «общественно-политический иллюстрированный»). Вообще, понятие иллюстративности является многосторонним: есть иллюстративность документальная (репортажная и портретная фотосъемка), декоративно-графическая (оформительская игра шрифтами, пространством полосы, фигуративными подложками, рисованными миниатюрами), художественная (репродукции произведений искусства, художественная фотография), рекламная и т.д.

Простейшие случаи иллюстрирования – цветные обложки у черно-белого издания или цветная вклейка в середине номера. Однако обширное иллюстрирование, относящее издание к разряду «иллюстрированных», в некоторых случаях является их необходимой рабочей частью («TV-парк», «Семь дней» – журналы для телезрителей, «Да!» – журнал для дизайнеров), а в других оно дополняет событийную информацию («Огонек», «Империал», краеведческие и «досуговые» журналы). Кроме того, иллюстрации в некоторых изданиях оказывают самостоятельное эстетическое воздействие («Новая Россия», «Матадор»).

Значительную роль иллюстрирование играет в женских и элитарных журналах, предназначенных в основном для просматривания («Долорес» – журнал о прическах и декоративной косметике, «Cosmetic international» и др.). Как правило, в подобных изданиях художественная фотография почти аналогична красочной рекламе, широко использующей коллажи и иные средства буклетной оформительской техники. Еще дальше идут в этом отношении рекламно-информационные журналы, отличающиеся от обычных рекламных каталогов тем, что в них присутствует еще и разнообразная занимательная информация (еженедельник о телевидении «Семь дней»).

Своеобразием отличается изобразительное решение в журналах для детей младшего возраста: в них почти нет фотографий, а пространство заполнено преимущественно рисунками-картинками.

В типе издания диалектически взаимосвязаны стабильное и динамическое, консервативное и новаторское. В одних случаях журнал стремится сохранить в полном объеме сложившийся и полюбившийся читателям статус, в других — подходить новаторски к работе, испытывая воздействие перемен в общественном сознании и вкусах (например, «Наука и жизнь» и «Огонек»). Поэтому каждый журнал – внутренне противоречивый организм, развивающийся в тесной зависимости от противоборства этих двух позиций.

На облик журнала также оказывают влияние периодичность выхода и тираж. Существует определенная сетка периодичности выхода журналов, обусловленная мировой практикой и отечественной традицией:

„ ежемесячники всех типов, независимо от предмета издания и его жанра. В некоторых случаях особо респектабельные и научные журналы выходят один раз в два месяца, что не влечет за собой каких-либо кардинальных изменений в типе издания («Вопросы литературы», «Маркетинг», «Каприз»);

„ еженедельники разных типов – событийно-политические новостные («Эхо планеты»), оперативные информационные финансово-экономические («Деньги», «Капитал»), «пестрые» («Огонек», «Лиза») и некоторые другие;

„ журналы, выходящие с двухнедельной периодичностью, большей частью это общественно-политические издания («Диалог») и репертуарно-информационные;

„ ежеквартальные издания – элитарные («Новая Россия») или научные («Дискретная математика»). Однако каких-либо обязательных условий, обосновывающих необходимость выпуска изданий с двухмесячной или же с ежеквартальной периодичностью, нет: все зависит в основном от финансовых возможностей. По сохранившейся традиции продолжает выходить 18 раз в году (не ежемесячник и не двухнедельник!) «Свободная мысль» (бывший главный теоретический журнал КПСС «Коммунист»). С периодичностью один раз в 10 дней когда-то выходил сатирический журнал «Крокодил».

 

Свои «подводные течения» имеют и тиражи журналов.

Критерий массовости не может являться решающим при определении эффективности, успешности журнала, поскольку все зависит от установки на потенциальную аудиторию – массовую или узкопрофессиональную: не большие тиражи предполагают массовую аудиторию и популярность изложения, а установка на массовую аудиторию предполагает большие тиражи. И успех будет оцениваться по тому, как осуществится эта установка. Сейчас лидируют журналы, тираж которых насчитывает 150–220–360 тыс. экз. («Крестьянка», «Работница», «За рулем»), тогда как в былые годы многотиражными считались издания с тиражом, доходящим до 15–18 млн. экз., – так изменился критерий массовости. Когда-то бывший многомиллионным «Огонек» сегодня едва пересекает отметку в 50 тыс. экз. В основном же массовые журналы держатся в пределах нескольких десятков тысяч экземпляров, а профессиональные, научные и особо роскошные ограничиваются тиражами в несколько тысяч. Красочные издания совсем оттеснили прежде самый уважаемый жанр «толстых» литературно-публицистических журналов: бывшие властители дум теперь вынуждены держаться на уровне 20 (и менее) тыс. экз.

Наблюдения за типами изданий, их тиражами и качеством оформления дают обильную пищу для познания общественных процессов, умонастроений граждан, направленности читательских интересов, их стабильности и изменчивости.

В начало

 

к содержанию << >> на следующую страницу


[1] См.: Фомичева И. Подписка и розница: крушение старых привычек// Фонд «Общественное мнение». М., 1993. С. 15.

[2] Фомичева И. Подписка и розница: крушение старых привычек. С. 16.

[3] Там же. С. 17.

[4] Данные по городам – центрам регионов России с пригородами 50-километровой зоны. Получены фирмами МЕДИАМАР+Gfk. Репрезентативны для населения от 12 лет и старше.

[5] См .: Фомичева И. Подписка и розница. С. 20.

[6] Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. М., 1999. Гл. Первая, § 6.

[7] Фомичева И. Россияне в трехмерном информационном пространстве// Фонд «Общественное мнение». М., 1993. С. 19.

[8] Фомичева И. Россияне в трехмерном информационном пространстве. С. 19.

[9] В использованных данных исключение составляет Северо-Западный регион, где основная часть опрошенных была представлена Санкт-Петербургом.

[10] Фомичева И. Центральная и местная пресса: вместе или вместо?// Фонд «Общественное мнение». М., 1993. С. 5.

[11] См.: Фомичева И.Д. Журналистика и аудитория. М., 1976.

[12] См.: Массовая информация в советском промышленном городе (М., 1980) и другие публикации по «Таганрогскому проекту». Один из вопросов в рамках этого проекта выявил и последствия такой пропаганды: опрашиваемые оценивали общий уровень развития Болгарии выше, чем Англии, Италии, Франции, а уровень жизни населения Чехословакии выше, чем США, Швеции, Франции и других развитых стран капитализма. Независимо от того, были ли эти результаты определены представлениями о том, как надо отвечать, или действительно знаниями о жизни в других странах, следует признать, что пропаганда была достаточно эффективной.

[13] Данные по городам – центрам регионов России с пригородами 50-километровой зоны. Получены фирмами МЕДИАМАР+Gfk. Репрезентативны для населения от 12 лет и старше.

[14] Коммерсантъ-daily. 1997. 11 ноября.

[15] С «Независимой» в будущее// Независимая газета. 1997. 18 октября.

[16] «Общая газета» меняет облик и корректирует содержание// Известия. 1997. 18 июля.

[17] Графики изменения тиражности центральной и местной периодики составлены по сведениям Союза журналистов России, опубликованным в книге: Средства массовой информации России. 1997 г. Анализ, тенденции, прогнозы. М., 1998. С. 9.

[18] См.: Реснянская Л.Л. Особенности процесса формирования системы современной периодики. М., 1996; Стяжкин В.Е. Региональная и локальная периодика. М., 1996; Журналист и журналистика российской провинции. Опыт исследования. М., 1995 и др.

[19] Алексеев А.Н. Новая российская газетная пресса: типологическая структура и ее изменения (1988–1997 гг.)// «Телескоп»: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 1999. №1. С. 7.

[20] Здесь и далее при анализе положения СМИ в регионах, динамики структуры и тиражей печатной продукции и т. д. были использованы справочники «Российские медиа и рекламные агентства» (Издательский Дом Гребенникова) и рекламно-информационные каталоги «Рекламный гид России», любезно предоставленные автору сотрудниками данных агентств.

[21] Средства массовой информации России. 1997 год. Анализ, тенденции, прогнозы. С. 12–13.

[22] При составлении таблицы использованы сведения статистических сборников, издаваемых Российской книжной палатой.

[23] Москва исключена из таблицы (хотя и занимает лидирующие позиции), так как здесь издается большинство общероссийских газет.

[24] Журналист и журналистика российской провинции. М., 1995. С. 73–74.

[25] Карелина М. В третьем секторе много организаций, созданных для реализации политических амбиций их создателей// Региональная пресса России и структуры гражданского общества. М., 1999. С. 51–54.

[26] Журналист и журналистика российской провинции. С. 74.

[27] См. данные опроса, проведенного в 1994 г. Фондом зашиты гласности, опубликованные в книге «Журналист и журналистика российской провинции».

[28] Карелина М. В третьем секторе много организаций, созданных для реализации политических амбиций их создателей// Региональная пресса России и структуры гражданского общества. С. 54.

[29] См.: Печать Российской Федерации в 1996 году. С. 120; Печать Российской Федерации в 1998 году. С. 119.

[30] См.: Алексеев А.И. Газетный мир постсоветской России: подход к построению типологии// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1998. №3.

[31] См. статистические сборники, выпускаемые Российской книжной палатой «Печать Российской Федерации в 1996 году», «Печать Российской Федерации в 1998 году».

[32] См.: Алексеев А.Н. Новая российская газетная пресса: типологическая структура и ее изменения (1988–1997). С. 13.

[33] Статистические сборники Российской книжной палаты.

[34] См.: Алексеев А.Н. Новая российская газетная пресса: типологическая структура и ее изменения (1988–1997). С. 11.

[35] Там же. С. 12.

[36] Реснянская Л.Л. Особенности процесса формирования современной периодики. С. 12.

[37] Печать Российской Федерации в 1998 году. С. 121.

[38] Печать Российской Федерации в 1998 году. М., 1999. С. 121.

[39] Воронова О.А., Смирнова О.В. Пресса центральная и местная: пересекутся ли Две параллели?// Журналистика в 1998 году. Ч. I. M., 1999.

[40] Овсепян Р.П. Региональная пресса и межэтнические конфликты// Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы. М., 1998, С. 57.

[41] По данным Института гуманитарных коммуникаций. См.: Пресса России (аналитический обзор). М., 1997. С. 17.

[42] Пресса России (аналитический обзор). С. 17.

[43] Сибина С. И НТО, и СМИ заинтересованы в активном расширении аудитории// Региональная пресса России и структуры гражданского общества: сотрудничество во имя развития. М., 1999. С. 92.

[44] Пресса России (аналитический обзор). С. 13.

[45] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 34. С. 211.

[46] Реклама. 1980. №4.

[47] Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. М., 1989. С. 54.

[48] Там же. С. 15.

[49] Пресс-Тайм. 1999. №1.

[50] Литературная газета. 1988. 24 августа.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.046 сек.)