АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1. Основы православной антропологии

Читайте также:
  1. II. Организационные основы деятельности участкового уполномоченного полиции
  2. V Основы массопередачи
  3. VI. ОСНОВЫ ДИСПЕРСИОННОГО АНАЛИЗА
  4. Акмеологические основы самосовершенствования личности.
  5. Биохимические основы лечения гиперхолестеролемии и атеросклероза
  6. Введение в бизнес. Основы рыночной экономики bibliotekar.ru/biznes-35/37.htm
  7. Введение. СОВРЕМЕННЫЕ ИДЕИ РАВЕНСТВА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОРИИ
  8. Введение. Современные идеи равенства и психологические основы истории
  9. Внешнеэкономическая деятельность и ее экономические основы
  10. Внимание и его физиологические основы
  11. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Польше
  12. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Румынии

 

Священное Писание говорит o первобытном совершенстве мира и человека, Писании есть прямые указания на совершенство сотворенного мира: после обозрения своего творения Бог нашел его «добрым зело» (Быт.1). Все, «что сотворил Бог», говорится в книге Екклизиаста, «есть добро во время свое». Ап. Павел свидетельствует, что «всякое создание Божье добро» (1 Тим.4:4).

Согласно Священному Писанию, человек сотворён Богом по Своему образу и подобию. Образ Бога выражается в способности к творчеству, бессмертии души, свободе нравственного выбора, уникальности каждого человека, «царском достоинстве» (человек – венец творения). Подобие Бога выражается в способности человека совершенствоваться и достигать обожения.

Человек поставлен на грани видимой и невидимой, вещественной и невещественной природы, будучи чем-то похожим на животное, а чем-то на ангела. Человек есть связующее звено 2-х миров: духовного (невидимого) и материального (видимого). Ветхозаветные библейские тексты говорят о двухсоставностичеловеческой природы (душа и тело человека), новозаветные библейские тексты – о трёхсоставности человека (дух, душа, тело).

Тело, созданное особым творческим действием Бога,материально, временно, тленно. Оно «взято от земли», сродно всему земному, общее с другими живыми существами, оно живёт и подчиняется законам материального мира. Душа и тело человека находятся в теснейшем единстве. Тело человека приспособлено к тому, чтобы в нем жила словесная, мыслящая душа. В человеческом мозгу есть речевые центры, а гортань приспособлена для членораздельной речи. Сложное строение внутреннего уха позволяет человеку держать равновесие на двух ногах, а строение руки позволяет совершать очень тонкую работу. Тело человека является восполнением души, является не только органом духа, тело есть символ души.

Душабессмертна, является жизненной силой человека и вложена в человека Богом особым вдохновением. В отличие от души животного, человеческая душа способна наполняться Святым Духом, она словесна, несёт в себе образ Божий. Свойствами души являются: уникальность в каждом человеке; свобода и безсмертие; ум, способный к абстрактному мышлению; чувства, способные воспринимать Божью святость и красоту. Сама же душа трехсоставна, содержит мыслительную (разумную, интеллектуальную), желательную (похотную, вожделевательную) и чувственную (эмоциональную) части.

Дух высшая часть души человека, религиозное начало в человеке. Он проявляет себя через совесть(сообщает человеку волю Божью); страх Божий (благоговение перед величием и любовью Бога); жажду Бога. Духовная составляющая включает волю, свободу, религиозность, разум и другие категории. Духом человек находит Бога, духом покланяется Ему, духом решает вопрос о смысле и назначении своей жизни. По замыслу Создателя тело должно подчиняться душе, душа должна подчиняться духу, в этом заключается иерархическое устроение человека. Душа - рабочий орган духу, а тело - рабочий орган душе.

Грехопадение – катастрофа, после которой начинается история падшего человечества. В природу и в жизнь человека вошел грех, разлучивший его с Богом. Греховность – состояние человеческой природы, наследуемое через физическое рождение и проявляющее себя как всеобщая склонность людей, к искаженным греховным нормам и практике. Человек подпал власти дьявола, получившего доступ к человеческому уму и сердцу.

Адам и Ева до грехопадения были свободны. В своём невинном состоянии они были формально свободны, то есть одинаково способны как к добру, так и к злу. Данная Богом (формальная) свобода в чистом виде еще не имела внутреннего содержания, чтобы утвердить человека в добре, Бог дал положительную заповедь в раю. Адам и Ева нарушили заповедь Божию.

Человеческая природа в результате грехопадения первых людей Адама и Евы изменилась: ум покорился душе, душа телу. Однако человек не утерял возможности сопротивляться греху, управлять собой, стремиться к утерянному идеалу. Современной падшей природе человека присущи изменчивость ощущений, чувств, стремлений, внутренняя нечистота в ее формах: склонность к предательству, самость (себялюбие, эгоизм), нетрезвость (умственная и духовная), рассеянность, животнотелесная устремленность, склонность к саморазрушению.

Образ Божий был помрачен в человеке, но не уничтожен. С момента рождения в каждом человеке живет грех. Вот что говорит об этом апостол Павел: «Знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим.7:18). И далее: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:22-23).

Произвольное склонение души к греху становится сознательным противлением Богу. Священное Писание учит, что и после грехопадения в человеке сохранились остатки добра и прежде всего у него остался образ Божий. Священное Писание указывает, что: «Человек создан по образу Божию» (Быт.9:6), следовательно и после грехопадения не отнимается у человека образ Божий.

По учению Православной Церкви, до грехопадения человек находился в естественном состоянии; после грехопадения находится в неестественном, после второго пришествия Спасителя будет находиться в сверхъестественном состоянии.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)