АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Порицаемая зависть

Читайте также:
  1. Зависть и ненависть
  2. Разрешенная зависть

Теперь перейдем к объяснению полностью порицаемой зависти. Сказал Всевышний Аллах про иудеев:

وَدَّ كَثِيرٌ مِنْ أَهْلِ الْكِتَابِ لَوْ يَرُدُّونَكُمْ مِنْ بَعْدِ إيمَانِكُمْ كُفَّارًا حَسَدًا مِنْ عِنْدِ أَنْفُسِهِمْ مِنْ بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُمُ الْحَقُّ

"Жаждут многие из обладателей писания обратить вас после вашей веры в неверных по зависти в них самих, после того как ясна стала им истина». - (2/109)

Жаждут - то есть хотят вашего вероотступничества из зависти. Здесь Аллах указал на то, что побуждающим фактором их желания была зависть после того, как им разъяснилась истина. После того, как они увидели, что вы удостоились милости, которой они сами не обладают, они стали завидовать вам. Подобное их состояние описывается в следующих аятах:

{ أَمْ يَحْسُدُونَ النَّاسَ عَلَى مَا آتَاهُمُ اللَّهُ مِنْ فَضْلِهِ فَقَدْ آتَيْنَا آلَ إبْرَاهِيمَ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَآتَيْنَاهُمْ مُلْكًا عَظِيمًا } { فَمِنْهُمْ مَنْ آمَنَ بِهِ وَمِنْهُمْ مَنْ صَدَّ عَنْهُ وَكَفَى بِجَهَنَّمَ سَعِيرًا }

"Или они завидуют людям за то, что даровал им Аллах от Своей милости? Ведь Мы уже даровали роду Ибрахима писание и мудрость и даровали им великую власть. И из них были те, которые уверовали в него, и из тех были те, которые отвернулись от него. Довольно геенны для огня!" - (4/54-55)

Также сказал Всевышний:

{ قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ الْفَلَقِ } { مِنْ شَرِّ مَا خَلَقَ } { وَمِنْ شَرِّ غَاسِقٍ إذَا وَقَبَ } { وَمِنْ شَرِّ النَّفَّاثَاتِ فِي الْعُقَدِ } { وَمِنْ شَرِّ حَاسِدٍ إذَا حَسَدَ }

"Скажи: "Прибегаю я к Господу всего сущего; от зла того, что он сотворил; от зла ночи, когда она темнеет; от зла дующих на узлы (колдуний), от зла завистника, когда он завидовал!"" - (113)

Группа муфассиров передала, что эта сура ниспустилась по поводу того, что иудеи завидовали пророку (صلى الله عليه وسلم) и из зависти навели на него порчу (физическое расстройство, не затрагивающее передачу посланничества), и сделал это колдун иудей Лябид ибн аль-Аьсам.

Тот, кто питает неприязнь к милости, что Аллах удостоил раба, тот правонарушитель, преступник. Тот же, которому не нравится, что другой более возвышен, чем он и хочет равенства, тот делает запретное, если только это не в богоугодных делах. То есть если он хочет получить то же, что дано другому из богоугодных вещей, то в этом нет плохого. Но тот, кто не прельщается на это и стремится к богоугодному, не смотря на других, он более добродетелен.

Если человек завидует порицаемой завистью, то он ущемляющий права, преступающий и заслуживает наказания, если не покается. А тот, кому завидуют, он ущемлен в своем праве и ему приказано терпеть и быть богобоязненным, отступиться от них и не обращать внимания, как и сказал Всевышний:

وَدَّ كَثِيرٌ مِنْ أَهْلِ الْكِتَابِ لَوْ يَرُدُّونَكُمْ مِنْ بَعْدِ إيمَانِكُمْ كُفَّارًا حَسَدًا مِنْ عِنْدِ أَنْفُسِهِمْ مِنْ بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُمُ الْحَقُّ فَاعْفُوا وَاصْفَحُوا حَتَّى يَأْتِيَ اللَّهُ بِأَمْرِهِ

"Жаждут многие из обладателей писания обратить вас после вашей веры в неверных по зависти в них самих, после того как ясна стала им истина. Отступитесь и не обращайте на них внимания пока не явит Аллах свое повеление" - (2/109)

Также и Юсуф стал объектом зависти своих братьев, когда они сказали:

لَيُوسُفُ وَأَخُوهُ أَحَبُّ إلَى أَبِينَا مِنَّا وَنَحْنُ عُصْبَةٌ إنَّ أَبَانَا لَفِي ضَلَالٍ مُبِينٍ

"Поистине, Йусуф и брат его (по матери) милее нашему отцу, чем мы, а ведь мы - нераздельная группа. Поистине, отец наш ошибается явно (тем, что разделил нас в любви)!" - (12/8)

У них была зависть к тому, что отец был более благосклонен к ним и поэтому Якуб сказал Юсуфу:

لَا تَقْصُصْ رُؤْيَاكَ عَلَى إخْوَتِكَ فَيَكِيدُوا لَكَ كَيْدًا إنَّ الشَّيْطَانَ لِلْإِنْسَانِ عَدُوٌّ مُبِينٌ

"О сынок, не рассказывай своего видения твоим братьям, не то замыслят они против тебя козни. Ведь сатана для человека явный враг!" - (12/5)

Затем они нарушили его права тем, что сделали заговор о его убийстве, а затем бросили в яму, что привело к тому, что он был продан как раб тому, кто направлялся в страны куфра и в итоге он стал невольником у кяфирского племени. Затем после всех этих несправедливостей он подвергся несправедливости со стороны женщины, что пыталась его соблазнить и с помощью других устроила козни против него, но Юсуф не сдал и предпочел темницу лишь бы не совершать мерзость. Он предпочел мирское страдание гневу Аллаха и таким образом та, которая полюбила его, подвергла его угнетению из своей страсти к нему и мерзкого желания.

 

Два вида терпения

Но есть разница между угнетением той женщины и угнетением братьев Юсуфа. Та женщина возлюбила его по своей страсти и если бы он согласился, то ни он, ни она не испытывали бы страданий, а братья же наоборот питали неприязнь к Юсуфу, и из неприязни к нему бросили его в колодец. То есть второе произошло не по воле Юсуфа. Затем то, что он стал невольником, это было не по его воле, он не обладал правом (бытийного) выбора. В первом же случае у него был (бытийный) выбор (но не было шариатского выбора), и он вынужденно (по шариату) выбрал быть заключенным. И это (первое) еще более сильное испытание, чем второе потому, что здесь он терпел по своей воле в результате своей богобоязненности. В отличие от терпения в случае угнетения со стороны братьев. Здесь терпение подобно терпению бедствий и несчастий потому, что здесь человек по любому претерпевает невзгоды, но просто один может терпеть с достоинством, а другой находит утешение как скот в забавах и развлечениях. Итак, первый вид терпения более ценен, чем второй, поэтому-то Аллах сказал:

إنَّهُ مَنْ يَتَّقِ وَيَصْبِرْ فَإِنَّ اللَّهَ لَا يُضِيعُ أَجْرَ الْمُحْسِنِينَ

"Поистине, кто богобоязнен и терпелив... то ведь Аллах не губит награды добродеющих" - (12/90)

 

Таким образом, когда верующий подвергается мучениям за свою веру и от него требуют, чтобы он совершил куфр, распутство или непокорность Аллаху, а если он не сделает, то его мучают или наказывают, то он, чем отойти от своей религии, выбирает мучение и наказание: или заключение, или оставление своих родных мест, как это произошло с мухаджирами, когда они оставлению религии предпочли оставление своей родины. Также и пророк (صلى الله عليه وسلم) претерпевал различные мучения, которые возникли как результат его осознанного выбора. Ведь его мучали только для того, чтобы он не делал того, что он делал по своей воле. Причем терпение пророка было ценнее, чем терпение Юсуфа. Потому, что от Юсуфа требовали совершения мерзости, а от пророка (صلى الله عليه وسلم) и его сахабов требовали совершения куфра; и Юсуфа подвергли заключению, а их подвергали убиению и другим угрозам. Заключение это было самое легкое, чему их подвергали. Так мушрики на какое-то время заперли его и сыновей Хашима в ущелье. Затем, когда умер Абу Талиб, их давление на него усилилось, а когда ему присягнули ансар, и они прознали про это, то вознамерились воспрепятствовать его выходу и заперли его и сахабов. Никто не мог переселиться, кроме как скрытно, за исключением Умара ибн аль-Хаттаба и ему подобных. Таким образом, мушрики вынуждали их переселяться из родных мест, и вместе с этим препятствовали переселению и запирали. Все, что постигало верующих из мучений и страданий, все это было результатом их выбора подчиняться Аллаху и его посланнику, и это не было бедствиями, которые постигают раба без его выбора. Эти бедствия были подобны заключению Юсуфа, но не подобны его разлучению от отца. И такие бедствия более почетны для человека и подвергшийся им имеет более высокую степень. Подвергшийся бедствиям вознаграждается не за сами бедствия, а за свое терпение к ним, покорность к предопределению Аллаха, и награда за бедствие - стирание его грехов, (а не запись доброго деяния). Но если бедствия постигли человека как результат его выбора подчиняться Аллаху, то в этом случае человек вознаграждается и за сами бедствия и ему записывается награда как за совершение благого деяния. Сказал Всевышний:

ذَلِكَ بِأَنَّهُمْ لَا يُصِيبُهُمْ ظَمَأٌ وَلَا نَصَبٌ وَلَا مَخْمَصَةٌ فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَلَا يَطَئُونَ مَوْطِئًا يَغِيظُ الْكُفَّارَ وَلَا يَنَالُونَ مِنْ عَدُوٍّ نَيْلًا إلَّا كُتِبَ لَهُمْ بِهِ عَمَلٌ صَالِحٌ إنَّ اللَّهَ لَا يُضِيعُ أَجْرَ الْمُحْسِنِينَ

"Ведь, чтобы их не постигло: жажда, или усталость, или голод на пути Аллаха; а также куда бы не ступили они, гневя неверных; какую бы победу не одержали они над врагом; не произойдет всего этого, без того, чтобы не было записано им за это, благое дело. Поистине, Аллах не губит награды добродеющих!" - (9/120)

В отличие от бедствий, которые постигают раба без выбора с его стороны, как например, болезнь, смерть близкого, кража имуществом вором. В этом случае он получает награду за проявленное терпение, но не за сами бедствия, постигшие его. Но хоть он и не получает за бедствие награду, бедствие - причина для стирания его грехов. А награда бывает только за действия, где есть право выбора или за то, что возникло как следствие таких действий.

Поэтому те, которые подверглись мучениям за их веру и подчинение Аллаху и его посланнику, и которых постигли из-за их веры и подчинения такие вещи как затруднение, болезнь, заключение, разлука с родными местами, потеря имущества и близких, побои, ругательства, сокращение власти и имущества - все они на пути пророков и их последователей, как первые мухаджиры. И они получают награду за мучения, и им записывается доброе деяние подобно тому, как записывается доброе деяние муджахиду за все невзгоды, что он претерпевает, вроде голода, жажды, усталости, гнева неверных. Хоть эти вещи и не являются непосредственно его деяниями, которые он сам совершает, но все это причинное следствие его осознанных действий, то есть порождение его действий. Люди разногласят, как называть результаты действий, то ли это назвать непосредственным действием человека, по причине которого эти вещи возникли, то ли это отнести только к Аллаху, то ли не упоминать кому, причисляется действие. Верным мнением является, что это причисляется и к самому человеку, вызвавшему это, а также и к другим причинам. Поэтому ему записывается доброе деяние.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)