АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Арт-энциклопедия

Абстракционизм - одернистское течение в искусстве 20 века, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике.
Произведения абстракционизма основаны исключительно на формальных элементах: линия, цветовое пятно, отвлеченная конфигурация. Различают геометрический и лирический абстракционизм.
Abstractus (лат.) – отвлеченный

Авангардизм - cовокупность экспериментальных, модернистских, подчеркнуто необычных, поисковых начинаний в искусстве 20 века.
Авангардными направлениями являются: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, акционизм, поп-арт, концептуальное искусство.
фр.Avant-garde - передовой отряд

 

Автопортрет - - живописное, графическое или скульптурное изображение художника, выполненное им самим при помощи одного зеркала или системы зеркал. Содержит оценку своей личности, своей роли в общественной жизни и искусстве, декларацию своих творческих принципов.
Художник может быть представлен в разных обличьях, в разных одеждах, его изображение может быть включено в жанровую сцену или групповой портрет.

Autos (греч.) – сам, portrait (франц.) - портрет, self-portrait (англ.), autoportrait(франц.), Selbstbildnis (нем.)

Акварель - краска, для изготовления которой используется водорастворимые связующие, например гуимиарабик. Обычно акварель растворяется водой до прозрачного состояния и наносится на бумагу широкими пятнами, известными под названием размывками. Незакрашеная поверхность белой бумаги вызывает впечатление просвечивания, а затекающие друг на друга акварельные пятна создают градации тона (Джон Мэрин). Aкварель быстро вьсыхает и компактна, поэтому она традиционно используется как техника эскизов на пленэре.

 

Акварельная краска - это краски с растительным клеем в качестве связующего вещества. Их отличает чрезвычайно тонкая растирка пигмента и большой процент клеющих веществ (к клею добавляют мед, сахар, глицерин). Акварель бывает
- твердая (в плитках)
- полумягкая (в керамических чашечках)
- мягкая (в тюбиках).


Акварельная техника - техника живописи акварельными красками. Обычно акварель исполняют на бумаге круглыми волосяными кистями, растворяя краски водою. Характерными свойствами акварельной живописи являются прозрачность и мягкость тончайшего красочного слоя.
Известно несколько приемов акварельной техники:
"акварелированный рисунок" - соединение легкого, прозрачного слоя с рисунком карандашом или пером
"итальянская акварель" - работа по сухой бумаге, нанесение кистью контурного рисунка и разработка ею теней
"английская акварель" - работа по сырой бумаге, для чего под бумагу подкладывают сукно или фланель, используют стиратор. Бумагу натягивают на подрамник и увлажняют снизу горячим паром. Этот способ дает акварели глубину и создает ощущение солнечного света и воздушной перспективы.


Акватинта - изобретена во Франции в середине 18 века для воспроизведения в гравюре тонового рисунка тушью. При этой технике подогретая доска равномерно покрывается смолистым порошком, отдельные зерна которого пристают к теплому металлу и друг к другу. При травлении кислота проникает лишь в поры между порошинками, оставляя на доске след в виде массы отдельных точечных углублений. Те места, которые на оттиске должны быть темнее, травят дольше, светлые места после кратковременного травления прикрывают жидким лаком. Акватинта дает от 500 до 1000 оттисков.


Акриловая краска, акрил - синтетический краситель, впервые примененный в 194O-е годы соединивший свойства масла и акварели Может быть использован для получения разных эффектов - от прозроч-ных размывок до пастозных мазков.


Ампир - Стиль позднего классицизма в архитектуре и прикладном искусстве Западной Европы, для которого:
- характерны строгие архитектурные формы: дорический и тосканский ордера; и
- обращение к дрепнеегипетским декоративным формам: военные трофеи, крылатые сфинксы и т.д.

Empire (фр)- империя


Антиискусство - считается, что этот термин, обозначающий новые революционные формы искусства, впервые применил около 1914 года Mаpceль Дюшан. Примером антиискуства может служить сделанная им непристойная надпись и усы добавленные к репродукции картины Мона Лиза Леонардо до Винчи. Термин включает также большинство анархических экспериментов дадаистов. Впоследствии термин использовали концептуалисты 1960-х годов для обозначений творчества художников отказавшихся от традиционной практики искусства или по крайней мере, от создания произведении, предназначенных на продажу. Выставка Джона Балдессари, на которой экспонировался пепел сожженных полотен, воспринималась как типичное проявление антиискусства.


Арт брют, искусство аутсайдеров - французский термин Аrt Brut, придуманный Жаном Дюбюффе, переводится как грубое искусство, но часто применяется в отношении искусства аутсайдеров. Он используется для обозначения искусства, созданного непрофессиональными авторами, но связанными с художественной средой - детьми, душевнобольными или преступниками (Алфред Уоллис, Адольф Вельфли). Иногда считается, что подобное искусство более подлинно и непосредственно выражает чувства, чем многие музейные произведения.


Ассамбляж - включение в произаедение искусства трехмерных нехудожественных материалов и найденных объектов, берущее свое начало в технике коллажа. Ассамбляж уходит корнями в искусство начала XX века, когда Пабло Пикассо начал использовать в куфисткческих конструкциях реальные предметы -например, добавил в свою остроумную скульптуру Рюмка абсента настоящую ложку. Одним из наиболее ранних и известных примеров ассамбляжа было велосипедное колесо на табуретке Марселя Дюшана, которое он назвал термином реди-мейд. Позднее дадаисты и сюрреалисты строили свое искусство на удивительных сопоставлениях не связаных между собой предметов и образов. Техника ассамбляжа стала особенно популярна в конце 1950-х годов когда художники, например Арман и Джим Дайн, широко включали в живопись и скульптуру посторонние материалы, в том числе еду и разнообразные отходы. Распространение асамбляжа в XX веке свидетельсьвуют о росте бунтарских настроений по отношению к традиционным техникам искусства.


Аэрограф - Прибор для тонкого распыления краски сжатым воздухом при нанесении её на бумагу, ткань и др. А. различных размеров и конструкций применяют для разрисовки тканей, при изготовлении театральных декораций и крупноформатных настенных плакатов, для ретуширования фотонегативов, фотоотпечатков и иллюстраций и т. д


Аэрография - Техника живописного письма аэрографом по трафарету. Аэрография используется: - в декорировании керамики; - в разрисовке тканей и театральных декораций; - в книжной графике; - в изготовлении крупноформатных плакатов. Трафарет для аэрографии: - изготовляется в виде пластинки из свинцовой фольги или картона с отверстиями, воспроизводящими рисунок; и - размещается на поверхности предмета.

 

Ахроматические тона - так называемые бесцветные, серые тона, различающиеся по светлоте и близости к белому или черному.

 

Багет - гладкая или профилированная деревянная планка, предназначенная для изготовления рам к картинам, произведениям графики, фотографиям и др.


Барокко - Направление в европейской архитектуре и искусстве конца 16-18 веков, для которого характерны:
- грандиозность, пышность и динамика;
- патетическая приподнятость;
- интенсивность чувств;
- пристрастие к эффектными зрелищам;
- совмещению иллюзорного и реального;
- сильные контрасты масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.
Barocco (итал.) - причудливый

Батик - Техника ручной росписи хлопчатобумажных тканей, предусматривающая нанесение рисунка с помощью воска, с последующим опусканием ткани в краситель, который окрашивает не покрытые воском участки. Различают холодный и горячий батик.

Батик. Метод горячего батика - Метод горячего батика отличается от холодного тем, что в качестве резервирующего состава используется расплавленный воск. Горячий воск с помощью кисти из щетины наносят на те места ткани, которые должны остаться белыми. Затем вся поверхность ткани заливается сильно разбавленными растворами красителя. После высушивания ткани воском закрываются те участки, которые должны остаться светло окрашенными, остальное пространство окрашивается в более темные тона. После высушивания воск удаляется проглаживанием работы с лица и изнанки закрытой несколькими слоями газеты. Листы газеты меняются по мере их пропитки воском. Работы в технике горячего батика не запариваются, т. к. красочный слой на такой работе защищен остатком воска от действий влаги.

Батик. Метод холодного батика - Метод холодного батика - ткань закрепляется на подрамнике или в пяльцы. Карандашом на ткани наносится контур рисунка. Необходимое для работы количество резервирующего состава набирается в стеклянную трубку. Касаясь концом трубочки ткани, по карандашному следу наносят резерв. Ткань просушивается около 40 мин, а затем проверяется целостность и надежность контура. Обязательным условием является замкнутость контура, иначе краска будет растекаться по ткани. Красильные растворы, предлагаемые в наборе, имеют очень высокую концентрацию, поэтому их разбавляют раствором питьевой соды. Разбавленные красильные растворы наносят на ткань кистью или ватными тампонами. Сначала закрашиваются светлые элементы рисунка, затем темные его части. При закрашивании больших поверхностей (каймы платка, фона) следует равномерно протирать всю влажную поверхность куском ваты. После высушивания работу следует снять с подрамника и подвергнуть обработке паром (запаривание). Затем промывают работу сначала холодной водой, затем горячей и стирают вручную с мылом.

 

Барбизонская школа - объединение французских живописцев, положивших начало реалистическому пейзажу. Своим названием она обязана небольшой французской деревушке Барбизон, расположенной близ леса Фонтенбло, где в 1830-1860-е гг. любили работать художники этой группы. Излюбленными мотивами их творчества были обыденные, повседневные пейзажи, в которых они стремились передать разнообразные состояния природы, вибрацию света и воздуха. Работая с натуры, барбизонцы обращали особое внимание на фиксацию непосредственного впечатления, разрабатывали методику тональной живописи, богатой световыми и цветовыми нюансами и валёрами. Своим творчеством они доказывали эстетическую ценность национального ландшафта. К барбизонцам принадлежали Ж.Дюпре, Т.Руссо, Н.Диаз де ла Пенья, полотна которого наиболее точно соответствовали героико-романтической линии пейзажной живописи XIXв., а также Ш.Добиньи, занимавшийся детальной разработкой проблемы передачи световоздушной среды, и К.Труайон, включавший в пейзаж анималистический и жанровый стаффаж.
К барбизонцам были близки Э.Делакруа, Т.Жерико, К.Коро, Ж.Ф.Милле. Традиции Барбизонской школы оказали огромное влияние на дальнейшее развитие французского реалистического пейзажа, а также на развитие пейзажной живописи в европейских странах (Я.Б.Ионкинд в Нидерландах, М.Мункачи в Венгрии и др.) и России (А.П.Боголюбов, Ф.А.Васильев, А.К.Саврасов и др.) Искусство мастеров этого направления сыграло огромную роль в становлении и развитии импрессионизма во Франции.

Блик - отблеск света. По шкале градаций светотени, используемой в живописи и графике, блик - это самое яркое световое пятно, лежащее на выступающих участках предмета, обращенных в сторону непосредственного источника света.
Характер блика в живописи зависит от нескольких основных факторов: в первую очередь от силы света, а также от формы и фактуры изображаемого предмета, так как разные материалы и поверхности по-разному отражают или поглощают световые лучи.

«Бубновый валет» - объединение московских живописцев, в состав которого входили В.Д. и Д.Д.Бурлюки, Н.С.Гончарова, П.П.Кончаловский, А.В.Куприн, Н.И.Кульбин, М.Ф.Ларионов, А.В.Лентулов, К.С.Малевич, И.И.Машков, В.В.Рождественский, Р.Р.Фальк и др. Свое название, содержащее протест против претенциозных изысков, оно получило после одноименной выставки, организованной в 1910г. его членами (старинное французское толкование игральной карты «бубновый валет», что означает «плут, мошенник»).
Искусство художников, входивших в группу, представляло собой своеобразную реакцию на импрессионизм и развивалось в значительной степени как его эстетическая антитеза. Но именно открытия импрессионистов послужили основой их понимания художественной формы, в частности самоценности цвета.
Стоящие перед ними задачи художники решали, в основном используя приемы постимпрессионизма (русский сезаннизм), фовизма, кубизма, а также русского народного искусства (изразцы, росписи, лубок и т.д.). Их излюбленными жанрами были пейзаж, портрет и натюрморт. Основные проблемы были связаны с передачей объема на плоскости и построением формы с помощью цвета, что способствовало выявлению материальной сущности изображаемой натуры.
Члены общества занимались организацией выставок, где представляли не только свои работы, но и картины В. В. Кандинского, А.Г.Явленского, живших в Мюнхене, французских художников Ф.Валлоттона, Ж.Брака, К. Ван Донгена, А.Глеза, Р.Делоне, А.Дерена, А.Марке, А.Матисса, П.Пикассо, А.Руссо, П.Синьяка и др.

В 1917г. объединение распалось, после того как из него вышли сначала В. Д. и Д. Д. Бурлюки, Н.С.Гончарова, М.Ф.Ларионов, К.С.Малевич (1911), склонные к примитивизму, кубофутуризму и абстракционизму и организовавшие свою выставку под названием «Ослиный хвост», а затем П.П.Кончаловский, А.В.Куприн, А.В.Лентулов, И.И.Машков, В.В.Рождественский, Р.Р.Фальк, тяготевшие к традиционным приемам станковой живописи (1916-1917).

Бытовой жанр - жанровое искусство - один из жанров изобразительного искусства, основными темами которого являются сцены из повседневной, частной и общественной жизни человека, из крестьянского и городского быта. Истоки жанра уходят в глубокое прошлое (наскальные писаницы, росписи и рельефы Древнего Востока, античная вазопись, средневековая житийная икона и миниатюра, декор буддийских храмов и росписи храмов Древней Америки).
Его основные черты сложились в XIV-XVвв., а начиная с XVIв. он стал самостоятельным видом искусства благодаря творческой деятельности многих европейских художников (П.Брейгеля в Нидерландах, Микеланджело да Караваджо в Италии). Прекрасные образцы этого жанра в XVII в. продемонстрировали фламандцы П.Рубенс, Я.Иордане, А.Брауэр, Д.Терние, малые голландцы братья А. и И.Остаде, Г.Терборх, Я.Стеен, Я Вермеер Делфтский, француз Л.Ленен. Дальнейшее развитие жанра было связано с изысканными и слегка ироничными галантными сценами и картинами домашней жизни, представленными французскими живописцами XVIIIв. А.Ватто, Ф.Буше, Ж.Б.Шарденом, О.Фрагонаром, с уютными интерьерами на полотнах представителей немецкого, австрийского, русского бидермайера и романтизма XIXв.
В середине XIXв. в бытовом искусстве прочно утвердились демократические идеалы и социально-критическая направленность в изображении общественных отношений и бытовых ситуаций, связанные с именами О.Домье, Г.Курбе, Ж.Ф.Милле во Франции, А.Менцеля в Германии, А.Г.Венецианова, П.А.Федотова, В.Г.Перова, И.Е.Репина и художников-передвижников в России.
На рубеже XIX-XX вв. бытовой жанр приобретает новые черты: острая характерность и повышенный интерес к передаче оттенков ситуации и психологического состояния (Э.Мане, Э.Дега, О.Ренуар во Франции), стремление проникнуть в вечные тайны бытия (П.Гоген во Франции, В.Э.Борисов-Мусатов, К.С.Петров-Водкин в России).

 

Боди-арт - авангардистское направление, возникшее в 1960-х гг. Представители Боди-арта использовали свое тело как материал и объект творчества, прибегая к разнообразным, часто болезненным манипуляциям: покрывали свои тела гипсом, раскрашивали их, надрезали, выполняли изнурительные дыхательные упражнения, жгли на себе волосы и т. п.
Особая разновидность Боди-арта - самодемонстрация художника в различных положениях. Некоторые манифестации Боди-арта носили эротический или изуверский характер. Будучи проявлением акционизма, Боди-арт сближается с рядом явлений, возникших в русле контркультуры (татуировка и раскрашивание тел, нудизм, "сексуальная революция").
Представители Боди-арта: Вито Аккончи, Терри Фоке, Джина Пане, Крис Берден, Брюс Маклин, Брюс Науман, Кит Соньер.

Body art (англ.)- искусство тела.


Болюс - Это глинистая паста, которая в смеси с клеем фиксирует сусальное золото на украшаемом предмете. Болюс надо растопить на водяной бане в растворе воды и кроликового клея в следующих пропорциях: 300 г болюса, 1 л воды, 100 г кроликового клея. По достижении оптимальной консистенции, текучей, но не водянистой, болюс готов к использованию. Наносить состав следует теплым, кистью из волоса сибирской белки или куницы, соответствующей по размеру декорируемой вещи. Надо нанести три слоя болюса, перед каждым новым слоем ожидая высыхания предыдущего, прежде чем поверхность будет готова к наложению сусального золота. Очень важен выбор цвета болюса, который выпускается в трех цветах, так как от этого будет зависеть тон, приобретаемый сусальным золотом.


Бумага - Бумаге, ее качествам, составу и пр. отводится значительное место в описаниях акварели, а поэтому во избежание излишних повторений здесь можно ограничиться лишь несколькими замечаниями.
Лучшей бумагой для рисунков итальянским карандашом и соусом нужно считать лишь тряпичную бумагу, так как всякая другая, в том числе и александрийская бумага, предназначенная специально для рисования, при долгом трении растушкой, резинкой и т. п. легко теряет свою поверхность и делается ворсистой, чем, разумеется, портит рисунок.
Для рисунков углем выделываются специально разнообразные сорта бумаги с очень шероховатой и зернистой поверхностью. К таковым относятся: "papier Canson", "papier bulle", "Bristol" и др. Изготовляется также бумага, подклеенная холстом.
Все сорта цветной бумаги, за исключением некоторых желтых тонов, быстро теряют на свету свою окраску, принимая, обыкновенно, желтоватые оттенки; в некоторых случаях, впрочем, первоначальный тон переходит в новый.


Бюст - подгрудное, реже поясное или от плечное изображение человека в круглой скульптуре. Бюст появился в Древнем Египте и Древней Греции (первоначально как надгробный портрет, в Греции также как герма), значительное развитие получил в искусстве Древнего Рима, где в его композицию была включена подставка. В дальнейшем был распространен в искусстве Возрождения (Донателло, Франческе Лаурана) и в искусстве 17-20 вв. (Лоренцо Бернини, Жан Антуан Гудон, Ф. И. Шубин, Огюст Роден, Антуан Бурдель, В. И. Мухина, С. Д. Лебедева).

Buste(фр.), busto (итал.) - туловище, торс

Ватман - плотная белая бумага, высший сорт бумаги с шероховатой поверхностью, хорошо проклеенной и прочной. Названа по имени владельца английской бумажной фабрики Дж. Ватмана.

 


Валёр - термин в живописи и графике, обозначающий оттенок тона и определяющий соотношение света и тени при взаимодействии оттенков друг с другом. Разработана система валёров, которая представляет собой градацию света и тени какого-либо одного цвета в определенной последовательности. Подобная система помогает художнику более детально представить предмет в световоздушной среде, показать тонкость цветовых переходов и глубину колорита. Умением использовать валёры отмечены полотна таких величайших колористов, как Д.Веласкес, Я.Вермеер, Ж.Б.Шарден, К.Коро, В.И.Суриков, среди импрессионистов системой валёров широко пользовались Дж. де Ниттис и Ф.Зандоменеги.
valeur(франц) - цена, ценность


Веризм - реалистическое направление в итальянской живописи конца XIX в., характерной чертой которого был интерес к жизни рабочих и крестьян, острая социально-критическая направленность и вместе с тем пессимистическое, порой пассивно-натуралистическое восприятие действительности. Крупнейшими представителями веризма были Ф П.Микетти, Дж.Пеллицца да Вольпедо.
verismo(итал), от vero - правдивый, истинный

 


Воздушная перспектива-основанная на зрительном восприятии система передачи удаленных предметов, включающая в себя смягчение очертаний, ослабленное изображение деталей, уменьшение яркости цвета и другие приемы. Попытки передать воздушную перспективу наблюдаются уже в средневековых китайских пейзажах, но свое теоретическое обоснование метод получил в XVIв. в работах Л. да Винчи. Широко использовался этот прием в голландском пейзаже XVIIв. и особенно в XIXв. в работах импрессионистов.

Время - наряду с пространством основная форма существования материи, связанная с чередованием различных этапов в жизни природы и человека.
Объективное восприятие времени всегда обусловлено причинно-следственными связями, взаимовлиянием прошлого, настоящего и будущего, субъективным переживанием времени и его интерпретацией в различных типах сознания. С момента своего зарождения пластические искусства, являющиеся по своей сути пространственными и создающими неизменяемые во времени произведения, тем не менее включают в свой образный строй какую-либо концепцию времени, которая выражается в передаче движения, в развитии и последовательности событий.
Первобытное искусство трактовало время как мгновение, выхваченное из быстрого движения (сцены охоты), как неограниченный по продолжительности процесс (эпические рассказы в петроглифах и писаницах неолита и бронзового века) и как неизменную вечную данность.
Античное искусство воспевало гармонию и совершенство слитых в едином порыве равномерных движений («Дискобол» Мирона, середина Vв. до н.э.). Средние века характеризовались сочетанием незыблемости вечного идеала с неторопливым обстоятельным рассказом (фресковые циклы, житийные иконы).
Начиная с Возрождения в искусстве царит движение: ренессансный героический жест или готовность к поступку («Давид», Микеланджело, 1501-1504), барочный переход одного состояния в другое («Аполлон и Дафна» Л.Бернини, 1622-1625), чудесное мгновение ожидания и едва уловимый оттенок чувства в искусстве рококо («Паломничество на Киферу» А.Ватто, 1717).
XIXв. привносит новые аспекты в восприятие времени: эмоциональный в творчестве романтиков («Битва при Пуатье» Э.Делакруа, 1830), исторический («Явление Христа народу» А.А.Иванова, 1837-1857). Импрессионизм приносит свое обостренное восприятие времени.
Вырванное из стремительного потока мгновение городской жизни или жизни природы заставляет по-другому взглянуть на мир, изменить систему оценок окружающего мира и прожитого времени («После обеда» О. Ренуара, 1879).
На полотнах постимпрессионистов и символистов время, наоборот, замирает и напоминает о непреходящей значимости бытия (Автопортрет с «Желтым Христом» П.Гогена, 1889, Бывшее собрание Мориса Дени).
В XXв. усиливается противоречие между стремлением успеть за лихорадочным темпом жизни и желанием сохранить незыблемыми устои духовной жизни. Невозможность разрешить его приводит к кризису потрясенного сознания («Три музыканта» П.Пикассо, 1921).

Выразительность - термин, относящийся непосредственно как к художественному произведению, так и к самой натуре.
Термин обозначает силу воздействия, впечатления, высокую содержательность смысла.

Витраж - орнамент, сюжетная декоративная композиция или картина на стекле, из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет. В строительной практике также сплошное или частичное остекленение фасада. Цветные витражи заполняющие оконные проемы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера. Появился в Древнем Египте около 2000 г. до н. э., в Древнем Риме - с I века н. э. В X-XII вв. в романских храмах Франции (собор Нотр-Дам в Шартре) и Германии (собор в Аугсбурге) появились сюжетные витражи из кусков цветного стекла, вырезанных по контуру изображений и скрепленных свинцовыми полосками. В эпоху Возрождения эскизы и картоны для витражей выполняют выдающиеся художники (Л. Гиберти, Паоло Уччело, Донателло в Италии, А. Дюрер в Германии), но все чаще витраж представлял собой живопись на стекле. Пробудившийся во второй половине XIX века интерес к готике вызвал попытки возродить искусство витража, однако они свелись лишь к декоративной стилизации. Современный витраж составляют из кусочков стекла и армируют свинцовой, стальной или пластмассовой лентой. Применяются гравирование, травление, пескоструйная обработка, монолитное, толстое колотое и органическое стекло и др.
vitrum (лат.) - стекло)

Восковая техника - Техника живописи, в которой связующим краски веществом является воск. Восковая живопись выполняется расплавленными или растворенными в летучих маслах красками либо эмульсией. Благодаря малой химической активности и влагоустойчивости воска произведения, выполненные в технике восковой живописи, в течение многих веков сохраняют первоначальную свежесть колорита, плотность и фактуру красочного слоя.

Галерея - Государственное, общественное или частное предприятие, постоянно занимающееся экспонированием, хранением, изучением и пропагандой искусства. В зависимости от статуса и поставленных задач галерея может вести коммерческую деятельность.


Гипс - В природе - минерал или осадочная горная порода, состоящая в основном из водного сульфата кальция. Гипс применяется при производстве вяжущих веществ, штукатурного гипса, эстрихгипса, гипсового цемента, а также для получения серной кислоты.

Гамма - гармоничное сочетание взаимосвязанных цветовых тонов и оттенков, в основе которого лежит один доминирующий цвет. Бывает темная и светлая, теплая и холодная, яркая и приглушенная и т.д.

«ГОЛУБАЯ РОЗА» - объединение художников-символистов. Оно было образовано в Москве в 1907 г. живописцами и графиками Н.П.Крымовым, П.В.Кузнецовым, братьями В.Д. и Н.Д.Милиоти, Н.Н.Сапуновым, М.С.Сарьяном, С.Ю.Судейкиным, П.С.Уткиным, Н.П.Феофилактовым, А.В.Фонвизиным и др.
Своим названием объединение обязано одноименной выставке, организованной в Москве в 1907г. журналом «Золотое руно». Творчество членов данного объединения характеризуется мистико-иносказательной тематикой и тяготением к ориенталистским мотивам. Их работы отличаются изысканной причудливостью линейных ритмов, плоскостным приемом изображения, повышенной декоративностью стилизованных форм, приглушенным сочетанием цветов.
В живописной манере большинства представителей «Голубой розы» своеобразно претворились приемы, заимствованные у импрессионистов и получившие у них иное смысловое значение. Так, раздельные мазки импрессионистов у голуборозовцев уплотнились и удлинились, стали текучими и изгибающимися, похожими на водяные струи (Кузнецов) или языки пламени (Милиоти), приобрели декоративную выразительность, приняв на себя повышенную эмоциональную нагрузку. Общество «Голубая роза» распалось в 1910 г.

Градация - постепенное изменение цвета, светотени, следование оттенков в рамках одного произведения.

Gradatio(лат.) - постепенное повышение, от gradus - ступень

Групповой портрет - портрет, на котором изображено не менее трех персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единым действием или сценой.

Готика - Художественный стиль средневекового искусства, характерный для Европы 12-16 веков, проявившийся в строительстве устремленных ввысь храмовых зданий с ажурными башнями, стрельчатыми окнами, сложным орнаментом (витражами).


Гравюра - Это отпечаток на бумаге рисунка, сделанного на металле, камне, дереве или другом материале. Существуют различные техники гравюры: резцовая гравюра, офорт, литография, шелкография (силкскрин) и трафаретная печать. В резцовой граоюре и офорте рисунок вырезается по металлической пластине или - в случае с офортом - вытравляется кислотой. В силкскрине и других техниках трафаретной печати на экран (сделанный по традиции из шелка) накладывается трафарет, затем на незакрытые трафаретом участки экрана накатывается краска, а затем с экрана делается отпечаток на бумагу (Энди Уорхол), В литографии рисунок наносится восковым карандашом на специально обработанный камень, в результате чего различные участии камня приобретают способность впитывать или отталкивать печатную краску.


Граттаж - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску. Процесс работы в Г. напоминает выскребание по асфальту в литографии. Произведения, выполненные в технике Г., отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру. Г. встречается в графике 20 в. В России Г. под названием граттографии впервые использован М. В. Добужинским в работах 1920-х гг.

Grattage (франц.), от gratter - скрести, царапать.

 

Графика - вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюра, литография, монотипия и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель. Делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного значения, эстамп, лубок), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную (промышленная графика, почтовые марки, экслибрисы) и плакат. В основе искусства графики лежит линия, контраст белого и черного или нюансное соотношение, используются штрих и пятно, фон листа. Стилистические средства разнообразны - от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов, до тщательно разработанных композиций - изобразительных, декоративных, шрифтовых. Благодаря возможности лаконичного, резко заостренного выражения, способности быстро откликаться на события, удобству печатного размножения, создания циклов и серий графика используется в агитационных и сатирических целях (плакат, карикатура). Художники: Леонардо до Винчи, Микеланджело, Рембрандт, А. А. Иванов, Н. Пуссен, А Ватто, Э. Дега, О. Роден, Ф. Гойа, Ж. Калло, О. Домье, Ж. Грос, Кукрыниксы, У. Хогарт, Ф. Мазерель, В. А. Фаворский и многие другие.

Grapho(греч.) - пишу, черчу, рисую


Графит - Графит относится к продуктам натурального происхождения и по существу своему представляет одну из форм кристаллического углерода в смеси с различными иными веществами.
Графитные карандаши в наше время очень популярны и имеют самое широкое применение. Их выделывают в большом количестве сортов, причем почти всегда в деревянной оправе, но выпускается в продажу графит и без всякой оправы.
Карандаши различаются по номерам, которыми определяется степень их мягкости, причем первым номером обозначается более мягкий сорт. В лучших сортах графитных карандашей номера заменены буквами: H(hard - твердый) и B(black - черный). Наиболее мягкие и черные карандаши имеют обозначение: пять В, самые твердые - одно В.
Самый черный (и самый дорогой) графит все же лишен интенсивности черноты; кроме того, ему присущ блеск. Рисунок, исполненный графитом (тем более твердым) блестит, вот почему графит пригоден исключительно для мелких рисунков - аль-омных по преимуществу, которые хорошо сохраняются без фиксирования, если для рисунка не был взят слишком мягкий графит.
Графит готовится также в виде акварельной краски, причем обладает в этом виде очень приятным тоном.

 


Граффити - - в первоначальном значении надписи или рисунки зачастую сатирического, карикатурного характера, обнаруженные на стенах античных памятников, на древних сосудах.
Граффити называют также современные надписи и рисунки, оставленные на стенах домов, монолитных оградах, в метро детьми или взрослыми. Граффити либо процарапываются в штукатурке, либо выполняются мелом, углем, любым оказавшимся под рукой материалом.
Граффити привлекали внимание многих современных художников, стремившихся освободиться от условностей, навязанных профессиональной выучкой и традицией. Многие произведения Джоана Миро и Пауля Клее близки по стилю этим образцам ненормативного, уличного творчества. Пикассо особенно ценил в Граффити предельный лаконизм, использование минимального количества графических элементов для обозначения лица, человеческой фигуры, характерного движения.
Французский художник Жан Дюбюф-фе использовал приемы Граффити в своем "грубом искусстве" (см. Ар брют). В 1960-х гг.
В США, а в дальнейшем и в странах Зап. Европы возникло движение художников-любителей под тем же названием. Участники движения стремились украсить унылую среду городских окраин. Они покрывали крупномасштабной живописью поверхности глухих стен, брандмауэров, бетонных ограждений. В их искусстве звучали мотивы социального протеста, критики общественной несправедливости. Для американских композиций Граффити характерны экспрессия, яркая красочность, широкое использование популярной символики.

graffiti, graffiare (итал.) - царапать


Грунт - в технологии живописи тонкий слой специального состава, наносимый поверх холста или дерева как основы с целью придать поверхности нужные художнику технологические качества. Состоит обычно из нижнего тонкого клеевого слоя и верхних грунтовых слоев.
Грунт впитывает часть связующего вещества, сохраняя его в живописном слое столько, сколько необходимо для того, чтобы избежать пожухания красок.
Грунт способствует прочному сцеплению (адгезии) живописи с основой.
Грунт по составу бывает клеевым (тянущим), масляным, эмульсионным и синтетическим; по цвету - белым, тонированным и цветным;

grunt, (пол.), Grund(нем.) - дно, основа
2) в технике углубленной гравюры - слой кислотоупорного состава, которым покрывают металлическую доску перед началом работы, а частично и в процессе травления.

 

Гуашевая техника - Техника живописи на бумаге, картоне, полотне, шелке, кости плотными матовыми красками из тонко растертого пигмента с водоклеевым связующим (гуашевыми красками; гуашью). Гуашь применяется в плакатной графике, для декораций и оформительских работ.


Гуашь - Водяная краска, создающая матовую непрозрачную поверх ность. В качестве связующего для красочного пигмента используется особый клей; светлые тона достигаются добавлением белил. Этим гуашь отличается от акварели (также водяной краски), где высветление тона достигается добавлением воды. Благодаря пастозной фактуре гуашь может производить эффект, подобный масляной живописи, однако при высыхании тона гуаши становятся светлее, чем в момент наложения (Лев Бакст).


Гуммиарабик - Сок, вытекающий из-под коры аравийской и африканской акаций. Бесцветные или слегка желтоокрашенные прозрачные комки. Состоит из калиевых и кальциевых солей арабиновой кислоты. Растворяется в воде. В иконописи используется как связующее твореного золота и серебра для золотопробельного письма - особой манеры исполнения пробелов.

Дадаизм - Mодернистское литературно-художественное течение 1916-1922 годов, для которого характерны программный иррационализм и демонстративный антиэстетизм.
(Dadaisme) Возник в 1916 в Швейцарии (Цюрихе) в среде художественной интеллигенции как протест против Первой мировой войны и европейской цивилизации, в которой дадаисты видели ее первопричину. Основатель - румынский поэт Тристан Тцара (настоящее имя Самуил Розеншток; 1896-1963), собравший вокруг себя интернациональную группу, в которую вошли его соотечественник литератор, художник, архитектор Марсель Янко (1895-1973), скульптор, художник и поэт из Эльзаса Ханс Арп (1888-1966), немецкие писатели-эмигранты Гуго Балль (1886-1927) и Рихард Гюльзенбек (1892-1974) и др. Некоторые из них затем экспортировали дадаизм в другие страны. Термин "дадаизм" идет от французского слова dada ("бессмысленный детский лепет"); так назывался и созданный ими журнал, выдержавший семь изданий (с 1917 по 1920). Новое движение быстро вышло за пределы Швейцарии; дадаистские группы возникли в Берлине (Р.Гюльзенбек, Георг Гросс, Рауль Хаусманн), Ганновере (Курт Швиттерс), Кельне (Х.Арп), Голландии (Тео ван Десбург), Нью-Йорке (Марсель Дюшан, Франсис Пикабия, Ман Рей); во Франции появились близкие им по духу журналы "Сик" ("Sic") П.А.Биро (1916) и "Северо-Юг" ("Nord-Sud") П.Реверди (1917-1918).

 

Движение - перемещение в пространстве, изменение. В искусстве это одна из форм, выражающих концепцию времени.
Для передачи движения в произведениях изобразительного искусства, которые не изменяются во времени, существуют свои особые приемы, известные с глубокой древности. Так, например, с их помощью неизвестный мастер сумел запечатлеть бег лошади в пещере Ляско. В конце XIX - начале XXв. на живописных полотнах В.Ван Гога, экспрессионистов и футуристов воспроизводится двигательная энергия их авторов в момент творчества. XXв. отмечен непосредственным введением реального движения и временного развития в изобразительное искусство (кинетическое искусство, мультипликационное кино).


Деколь - Способ переноса изображения на стеклянную, фарфоровую и керамическую посуду (кружки, тарелки, стаканы, пепельницы) методом высокотемпературного обжига; высокостойкое изображение на стекле, фарфоре, фаянсе, эмалированной посуде.


Декор - система украшения сооружений (фасада или здания) или изделия.

decoro (лат.) – украшаю

Декоративность - один из способов выражения красоты в художественном произведении, определяемый его композиционно-пластическим и колористическим строем. Изначальное значение декоративности проявляется в орнаменте, в основе которого лежит предметная форма, переходящая сначала в символ, а затем в декоративный мотив (солнечный круг, изгиб волны и т.д.).
Свой вторичный смысл декоративность приобретает в процессе синтеза искусств, когда взаимодействие предметов осуществляется через отношения частей и целого.

Decoro(лат) - украшаю

 

Дивизионизм - другое его название пуантилизм - система в живописи, основа которой - методическое разложение сложного цветового тона на чистые цвета.
Разделение на полотне выражается четко различимыми мазками в виде точек и небольших прямоугольных линий.
При зрительном восприятии картины с определенного расстояния происходит оптическое смешение мазков. Дивизионизм составлял основу художественного метода неоимпрессионистов.
Впервые теоретическую разработку и практическое применение дивизионизм получил в творчестве французских живописцев Ж.Сера и П.Синьяка в 1880 - 1890-х гг.
В дальнейшем он широко применялся в работах французских (А.-Э.Кросс), бельгийских (Т. ван Рейселберге), итальянских (Дж. Сегантини) и русских (Н.В.Мещеряков) художников.
di-vison(франц) – разделение

poin-tiller(франц) - писать точками

 


Динамика - выражение в произведении искусства движения, временных изменений, внутренней энергии при помощи особых приемов (характер мазка в живописи), создающих определенный ритм, воспринимаемый во времени.

dynamis (греч)- сила

Дополнительные цвета - два цвета - красный и голубовато-зеленый, оранжевый и голубой, желтый и синий, зеленовато-желтый и фиолетовый или зеленый и пурпурный, - звучание которых при сопоставлении усиливается, а их смешение воспринимается как белый цвет. Эта особенность дополнительных цветов широко использовалась импрессионистами для создания особого мерцающего эффекта.

 

Жанр - совокупность произведений искусства, объединенных общими темами или изображаемыми предметами (исторический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр), авторским отношением (карикатура, шарж) и способом их истолкования (аллегория, фантастика).
Зачатки жанрового деления наблюдаются с момента возникновения первых произведений изобразительного искусства (анималистические образы наскальных изображений, пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках и т. д.), но само формирование жанровой системы относится к XV-XVIIвв. и связано оно с высоким уровнем европейского искусства этого периода. Поскольку жанр - категория историческая, соотношение жанров в различные эпохи меняется, некоторые из них отмирают, другие приобретают новый смысл (мифологический), появляются новые жанры в результате выделения разновидностей в самостоятельные виды (архитектурный пейзаж, марина) или слияния нескольких жанров в единое целое (сочетание бытового жанра с пейзажем или группового портрета с историческим жанром).

genre (франц) - род, вид

Живопись - Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости посредством цветных материалов. Живопись подразделяют на станковую, монументальную и декоративную. Особыми видами живописи являются: иконопись, миниатюра, декорационная живопись, диорама и панорама.

 

«ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» - объединение кубистов, возникшее в 1911 г., в состав которого входили X.Грис, Л.Маркуси, Ф.Леже, А.Глез, Ж.Метценже, А.Лот, Р. де Ла Френе, А.Ле Фоконье.

 

Иллюстрация - Изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.). Область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературных и научных произведений.

illustratio (лат.) — освещение, наглядное изображение

Интерьер - жанр изобразительного искусства, представляющий внутреннее пространство общественного, жилого, промышленного помещения. Развитие получил в конце XVI - XVIIвв. в Голландии и Фландрии в творчестве П.Санредама, Э. де Витте (церковные интерьеры), П. де Хооха, Я.Вермеера, а также в первой половине XIX в. в Германии в живописи бидермайера (Г.Ф.Керстинг) и в России в школе А.Г.Венецианова.
XIX-XX вв. отмечены появлением многочисленных работ, характерной чертой которых является разнообразный, часто диаметрально противоположный подход к изображению интерьера: от уютных, наполненных светом полотен А.Менцеля, В.А.Серова и А.Матисса до отмеченных драматизмом переживаний картин В.Ван Гога и экспрессионистов.


Импасто -
1) обозначает густо наложенный красочный пигмент, например масло или акрил передающий движения кисти художника (Франк Ауэрбах, Виллем де Кунинг, Джек Йейтс) или удары мастихина (Жан Поль Риопель).
2) применяется для обозначения техники наложения краски, к которой художник прибегает.


Импрессионизм - Направление, возникшее во второй половине XIX в. направление в европейской живописи, заключающееся в передаче общего впечатления (impression), которое краски предметов и фигур производит при различном освещении, избегая всяких подробностей в рисунке. В противоположность прежним художникам, не знавшим различия между освещением фигур на воздухе (plein air) и комнатным освещением, импрессионисты стали исключительно стремиться к правде освещения, не заботясь почти о внутреннем содержании картин, пользуясь фигурами только для колоритных экспериментов. Основатель И. Эдуард Манэ (Manet); последователи: Дега (Degas), Ренуар, в пейзажной живописи Клод Монэ (Monet). Главное значение И. в освобождении живописи от условностей колорита, в развитии технич. средств. Некоторые И. доходили до крайностей в стремлении к исключительному закреплению мимолетных световых ощущений. Отсюда эксцентричность многих картин. См. Duret, "Peintres impressionistes" (1878), Meier-Grafe (2-е издание 1904).


Инсталляция - Употреблявшийся первоначально для описания процесса установки произведений в интерьере галереи, этот термин стал впоследствии применяться по отношению к определенному виду искусства. В инсталляции отдельные элементы, размещенные внутри заданного пространства, образуют единое произведение и часто сделаны в расчете на данную галерею (Риркрит Тираваниджа. Франц Вест), Такие произведения создаются "на местности" и не могут быть воспроизведены в другом пространстве: окружающая обстановка является равноправной частью работы. Инсталляция возникла впервые в конце 1950 х - начале 1960 х годов, когда художники поп-арта стали проектировать среду для хеленингов Инсталляция часто предполагает театральную драматизацию пространства (Илья Кабаков. Ханс Хааке). Инсталляции бывают обычно временными и не предназначенными на продажу, большинство постоянных инсталляций создается специально для значительных художественных собраний.

 

Каллиграфия - искусство красивого и чёткого письма. История каллиграфии связана как с историей шрифта и орудий письма (тростниковое перо-калам в древнем мире, у народов средневекового Востока; птичье перо в Европе до 1-й половины 19 в.; кисть в дальневосточных странах), так и со стилистической эволюцией искусства. Каллиграфия не только преследует цели удобства чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графическую выразительность. Стилистика каллиграфии тяготеет либо к ясности очертаний, возможности чтения на расстоянии, либо к экспрессивному скорописному курсиву, либо к декоративной узорности, подчас идущей в ущерб лёгкости чтения. В Китае и др. дальневосточных странах каллиграфия ценилась особенно высоко как искусство сообщить графическому знаку эмоционально-символическое значение, передать в нём как сущность слова, так и мысль, и чувство каллиграфа.

kalligraphia (греч.) - красивый почерк, от kallos - красота и grapho - пишу

 

Карандаш - стержень из угля, свинца, графита или сухой спрессованной краски (часто в деревянной или металлической оправе) для письма, рисования, черчения. Прототипы - свинцовые и серебряные штифты в металлической оправе, дававшие темно-серый тон, применялись в XII-XVI вв. Итальянский карандаш (с XIV века) изготовлялся из черного глинистого сланца или порошка жженой кости с растительным клеем. Делят на графитные, цветные, копировальные и пр., по назначению - на канцелярские, чертежные, рисовальные и др. Особые виды - сангина и пастель.

От тюркского кара - черный и таш, даш - камень


Карикатура - способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчёркивания негативных сторон жизненных явлений или лиц; в карикатуре, составляющей специфическую область проявления комического в изобразительном искусстве, сатира и юмор служат для критики, разоблачения, осмеяния каких-либо социальных, общественно-политических, бытовых явлений. В широком смысле слова под карикатурой понимают всякое изображение, где сознательно создаётся комический эффект, соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, изменяются соотношения их с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления. Карикатура в этом значении обладает широчайшим диапазоном тем и может быть сопоставлена с карнавальным действом, театральной буффонадой, литературным бурлеском и эпиграммой. Истоки такой карикатуры восходят к античной художественной культуре; позднее её можно видеть в средневековых рельефах, в народном творчестве, особенно в лубке. Методы карикатуры могут быть использованы в различных видах и жанрах искусства (например, в плакате).

Caricatura(итал.), от caricare - нагружать, преувеличивать


Кисти - Основной инструмент для нанесения красящих веществ на холст, бумагу или другую основу в живописи и графике, а также в каллиграфии. Изготовляют из обезжиренного и прокаленного волоса или шерсти различных животных. Жесткие щетинные кисти (круглые или плоские) применяют в масляной живописи, с более длинным волосом - в клеевой живописи, фреске. Круглые остроконечные мягкие (беличьи, барсучьи, песчанковые) используют в акварели, темпере и тоновой графике. Колонковые кисти применяют для работы любыми красками.


Китайская тушь - Эта популярная краска в продажу поступает в готовом виде, т. е. в соединении со связующим веществом. Приготовление ее - специальность Китая - родины краски, где она фабрикуется с незапамятных времен. Уже давно, впрочем, она фабрикуется и в Европе.
Настоящая китайская тушь добывается, по свидетельству одних лиц, из сажи, получаемой при сгорании кунжутного масла, в которую вмешиваются сок коры неизвестного нам дерева, а также имбирный сок и вытяжка неизвестных нам растений. Сюда же прибавляется и животный клей, и вся смесь ароматизируется камфорой или мускусом. По другим сообщениям, китайская тушь выделывается из сажи, получаемой из масла сосновых деревьев.
Из сказанного видно, что тушь в Китае производится различными способами и из различных материалов, почему и качества продукта весьма разнообразны.
В Европе в настоящее время получается тушь хороших качеств, готовящаяся из сажи по различным рецептам.


Классицизм - Художественное направление в европейском искусстве 17-19 веков. Художники классицизма:
- признавали высшим образцом античное искусство;
- опирались на традиции Высокого Возрождения;
- стремились к выражению идеи гармонического устройства общества, основанного на вечных "законах разума".
Classicisme
Klassizismus
Classicus (лат.)- образцовый


Клуазонизм - Термин, перенесенный в живопись из прикладного искусства. Обозначает особую манеру письма, разработанную Э. Бернаром и Л. Анкетеном в 1887 году, воспринятую П. Гогеном и ставшую основой живописного "синтетического" символизма. Суть данной системы заключается в том, что все полотно разделяется на несколько плоскостей разного цвета в соответствии с изображаемыми фигурами или предметами. Каждая из этих плоскостей очерчивается причудливо изгибающейся широкой контурной линией, как в эмалях пластинками или в витражах - свинцовыми красками. Главная роль в клуазонизме отводится чистым контрастным цветам, которые придают живописной плоскости особый декоративный эффект, поднимая линию горизонта и разрушая привычную перспективу натурного пространства. Фигуры уплощаются и становятся похожими на тени (П. Гоген "Видение после проповеди", 1888). Очень близок клуазонизм синтетизму, воспроизводящему тот или иной мотив по памяти или из глубин воображения, а потому не требующему детальной его прорисовки.

cloi-son (франц) - перегородка


Колорит - одно из самых важных средств эмоциональной выразительности, представляющее собой единую систему цветовых тонов данного художественного произведения, воспроизводящую цветовое богатство окружающей природы.
Его характер определяется эпохой, стилем, живописной манерой художника, своеобразием его восприятия мира и общим замыслом произведения. В зависимости от преобладания тех или иных красок колорит может быть теплым (красные, желтые, оранжевые тона) и холодным (зеленые, синие, фиолетовые тона), спокойным (созвучное сочетание тонов) и напряженным (использование контрастов), ярким (интенсивные, насыщенные тона) и блеклым (выбеленные тона). Колористическая система может быть основана на локальных тонах, имеющих символическое значение, и тонах, отражающих реальную цветовую картину мира - пространство, свет, тени, материальную сущность предмета во всех его взаимоотношениях со средой.

color (лат) - цвет, краска

Композиция - структура художественного произведения, определяющая взаиморасположение его частей, их подчинение друг другу и единому целому. Особенности композиции определяются спецификой жанра, стиля, содержанием произведения и индивидуальными особенностями автора.
Композиция включает в себя целую систему элементов. В живописи, например, это сюжет, способ передачи пространственных и временных отношений, точка зрения и т. д. Композиция играет большую роль в восприятии произведения. Так, фрагментарность, неожиданный ракурс, нарочитая композиционная небрежность на полотнах импрессионистов создают иллюзию случайно подсмотренной сценки и подчеркивают непосредственность сиюминутного впечатления.

сотро-sitio(лат) - составление

Контраст - один из художественных приемов, в основе которого лежит противопоставление двух соотносящихся качеств с целью их усиления. Цветовые и светотеневые контрасты служат для моделировки объема или выражения пространственных отношений.

Contrasts(франц) - резкое различие, противоположность

Контур - линия, очерчивающая силуэт предмета или отдельной его детали. Контур обладает большой художественной выразительностью, придавая произведению большую экспрессию и динамизм. В клуазонизме, например, он выступает в качестве одного из основных композиционных элементов.


Коллаж - техника, в которой кусочки бумаги, ткани и другие небольшие предметы закрепляются на плоской поверхности. Papier colle - это тип коллажа, использующий специальную узорчатую бумагу. В качестве самостоятельной художественной техники впервые применили коллаж Жорж Брак и Пабло Пикассо, Фотомонтаж является аналогичной техникой, мримененной по отношению к фотографии (Джон Хартфилд). Коллаж был важным элементом техники дадаистов и сюрреалистов (Курт Швиттерс), а также применялся художниками поп-арта. например Эдуардо Паолоции.

coller (франц.) -наклеивать


Конструктивизм - Направление в искусстве и архитектуре 1930-х годов, сущность которого состоит в конструировании материальной среды, окружающей человека, на основе использования новой техники с целью создания простых, логичных, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций.
Constructio (лат.)- построение


Корпусная живопись - Письмо плотным, непрозрачным, сравнительно толстым слоем краски, имеющим рельефную фактуру.


Кракелюр - трещины красочного слоя в произведениях живописи на холсте, а также на фарфоре и эмали. Кракелюр появляется после исполнения картин в результате различий в коэффициенте расширения красочного слоя, в процессе высыхания и испарения разбавителей, а также в высохших картинах от резких перепадов температур, влажности, повышенной сухости, ударов и других механических воздействий.

Craquelure (фр.) - трещины


Кракле - Сеть тонких трещинок на глазурованной поверхности керамических изделий. Создают для декоративного эффекта, используя несоответствие коэффициентов расширения черепка и глазури при обжиге.


Ксилография - Самая древняя техника гравюры. Плоская отполированная доска (дерево вишни, груши, яблони), непременно продольного распила, вдоль волокон дерева, загрунтовывается, поверх грунта пером наносится рисунок, затем линии с обеих сторон отрезаются острыми ножичками, а дерево между линиями выбирается особым долотом на глубину 2 - 5 миллиметров. При печати краска накладывается (прежде тампонами, впоследствии - валиком) на выпуклую часть доски, на нее кладется лист бумаги и равномерно придавливается - прессом вручную, таким способом изображение с доски переходит на бумагу. При торцовой ксилографии употребляют плотное дерево (бук, самшит) и режут специальным резцом - штихелем, след которого в оттиске дает белую линию. Торцовая ксилография позволяет работать более тонким штрихом, разная степень насыщенности которого позволяет варьировать тон. Ксилография дает 1500 - 2000 хороших оттисков.


Кубизм - авангардистское направление в изобразительном искусстве первой четверти 20 века, представители которого изображают предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объемов: куба, шара, цилиндра, конуса.
Кубизм выдвинул на первый план эксперименты с формой:
- конструирование объемной формы на плоскости;
- выявление простых устойчивых геометрических форм;
- разложение сложных форм на простые.
Сube (фр) - куб


Кубофутуризм - Направление в искусстве 1910-х гг., наиболее характерное для русского художественного авангарда тех лет, стремившегося соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в "четвертом измерении", т. е. во времени). Близость к "машинной" ритмике произведений русских кубофутуристов (прежде всего, работ К. С. Малевича того же периода) характерна и для работ Ф. Леже того времени.


Курант - Конусообразной формы инструмент для растирания ручным способом красящих веществ в процессе приготовления красок для живописи и типографских красок. Крупные делают из твердого камня (лабрадор, порфир и др.), мелкие - из фарфора, стекла или агата.

Лавис - Металлической кистью сильной кислотой рисуют непосредственно по доске, которая из-за зернистости металла протравливается неравномерно, что в свою очередь придает оттиску тон различной силы. Лавис дает несколько десятков оттисков.



Локальный цвет
- термин в живописи, определяющий основной и неизменный цвет, характеризующий окраску предмета. Окраску предмета можно передать однородными цветовыми пятнами различной светосилы или сочетанием важнейших цветовых оттенков, возникающих под воздействием освещения, воздушной среды, а также рефлексов от окружающих предметов.
Неизменяемый локальный цвет лежал в основе живописи на ранних этапах древневосточного и античного искусства. Гармоничные сочетания пятен локального цвета особенно широко использовались в средневековых росписях, витражах, миниатюрах.
Начиная с эпохи Возрождения одни живописцы стараются использовать традиционные цвета, наделяя их зачастую символическим значением, а другие стремятся передать изменчивость и сложность цвета в рамках его взаимоотношений со светотенью и средой.
В последнее столетие интерес к проблеме локального цвета не утихает. Художники различных направлений либо возрождают его символическое значение (синтетизм), либо используют его в качестве материала для строгих и звучных колористических построений (А.Матисс, Ф.Леже), либо видят в нем то общее, что сближает живопись с яркой окраской современных машин (С.Дейвис, Ч.Шилер).

Local(франц) - местный

 

Левкас - многослойный грунт, приготовлявшийся в русской средневековой иконной живописи из мелового или гипсового (алебастрового) порошка в смеси с клеем животного происхождения (мездровым, рыбьим и др.), в стенной темперной живописи - из гашеной извести с наполнителями (песком, толченым кирпичом, дробленым известняком, мелко нарубленным льняным волокном).
Левкас - плотный и твердый, как и те основания, на которые он наносится. Тщательно заглаживаемая поверхность Левкаса и его белый цвет (у настенного Левкаса - желтоватый) хорошо подходят для работы прозрачными слоями красок; в прикладном искусстве Левкас - грунт на деревянных изделиях под окраску и позолоту.

Leukos(греч.) - белый


Лепка - Создание скульптуры из мягких материалов (глина, воск, пластилин) путем наращивания или удаления пластической массы. Один из первичных, основных процессов работы скульптора; выполняются эскизы, а также модели, предназначенные для последующего перевода в другой материал. Под лепкой (моделировкой) понимается также выявление объема, пластической формы как в скульптуре, так и в живописи и графике.


Лессировка - Лессировками называются тонкие, прозрачные и полупрозрачные слои масляных и иных красок, наносимые на другие, хорошо уже просохшие такие же краски, для придачи последним желаемого интенсивного и прозрачного тона.
Почти все краски пригодны для лессировок: одни для прозрачных, другие для полупрозрачных. К менее пригодным относятся: кадмий, киноварь, неаполитанские желтые, английская красная, капут-мортуум, черные пробковая и персиковая и некоторые другие.


Линогравюра - Возникла на рубеже 19 - 20 веков. Линолеум обрабатывается резцами, имеющими вид маленьких изогнутых стамесок, так же как и в обрезной ксилографии. Краска накатывается валиком, печатается, как гравюра на дереве. Гравюра на линолеуме дает около 500 хороших оттисков.


Литография - вид тиражной графики, способ плоской печати: оттиски (литографии) выполняются переносом краски под давлением с плоской поверхности камня (плотный известняк) или с заменяющей его металлической пластинки (цинк, алюминий).
Литографию художник исполняет, рисуя на камне жирным литографическим карандашом (по зернистой поверхности) или специальной жирной тушью (кистью и пером по гладкой, чисто отшлифованной поверхности). После травления камня кислотой (воздействующей на не покрытую жиром поверхность) рисунок смывают; взамен валиком наносится на увлажненный камень типографская краска, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку. Печатают Литографию на специальном станке.
Существует много разновидностей литографской техники (хромолитография, выскребание, размывка, гравюра на камне). Нередко оригинал исполняется не на камне, а на переводной бумаге - корнпапире.
Литографии присущи большая свобода авторского исполнения, разнообразие художественных средств при большой точности воспроизведения, сравнительная простота техники, многотиражность и дешевизна.
Изобретенная в 1796-1798 гг. в Германии А. Зенефельдером, Литография стала во 2-й четв. 19 в. популярной художественной техникой. В 19- 20 вв. она сыграла важную роль в развитии карикатуры (в т. ч. политической сатиры), иллюстрации, плаката, прикладной графики.

Lithos(гречю) - камень и grapho - пишу, рисую


Лубок - Народная картинка, произведение графики (преимущественно печатной), отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения

Маньеризм - Течение в европейском искусстве 16 века, представители которого стремились выражать субъективную "внутреннюю идею" художественного образа, рождающегося в душе художника. Произведения маньеристов отличаются остротой художественных решений, напряженностью образов, манерной изощренностью формы.
Maniera (италю.)- художественный почерк


Маринизм - К концу первой половины 19 века в рамках русского романтического пейзажа выделилось еще одно течение - маринизм. Основоположником данного жанра в русской живописи был Иван Константинович Айвазовский. В 19 столетии морская стихия влекла к себе художников многих стран. В морских видах дольше всего жила традиция романтизма.

 


Масло, масляный карандаш - масло(масляная краска) состоит из пигмента, создающего цвет, и связующего - обычно им является льняное масло. Масло обладает тем преимуществом, что медленно сохнет, а поэтому позволяет делать исправления. Масляная краска накладывается кистью (Эрик Фишль) или мастихином (Жан-Поль Риопель) обычно на холст.
Масляный карандаш соединяет в себе свойства масляной живописи и пастели. Масляные карандаши бывают разного размера и могут употребляться как карандаш для создания "чистого" рисунка или в растворенном виде как краска.


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.033 сек.)